Научная статья на тему 'Методологические аспекты исследования эффективности туристской деятельности на региональном уровне'

Методологические аспекты исследования эффективности туристской деятельности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА / METHODOLOGY / METHODS OF ESTIMATION / EFFICIENCY / TOURIST ACTIVITIES / RECREATION AND TOURISM SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

Эффективность туристской деятельности относится к наименее разработанной и наиболее дискуссионной теме теории и практики современной экономики и управления в сфере туризма. Наиболее сложным вопросом в рамках данной темы является разработка вопросов методологии, от решения которых зависит направленность практической оценки эффективности туристской деятельности, в том числе на региональном уровне. Такая оценка необходима для анализа возможных путей развития сферы рекреации и туризма, а также разработки соответствующих стратегий, учитывающих имеющиеся потенциальные возможности данной сферы. В работе представлен отечественный и зарубежный опыт разработки методологических основ исследования эффективности туристской деятельности с конца ХХ в. по настоящее время. Дана характеристика соответствующих понятий, а именно объекта, субъекта, предмета, средств и метода исследования. На основании проведенного обзора выявлены положения, уточняющие методологию исследования эффективности туристской деятельности на региональном уровне, определены направления ее дальнейшей разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING TOURISM EFFICIENCY AT THE REGIONAL LEVEL

Tourism efficiency is one of the least studied and most disputable issue of the contemporary theoretical and practical economy and management in tourism. The most complicated problem here is working out a methodology, which affects practical estimation of tourism efficiency, particularly, at the regional level. Such estimation is necessary to analyze possible ways of development of recreation and tourism sector, and to work out appropriate strategies that take into account the potential of this sector. The article describes national and foreign practices of working out methodological bases to study tourism efficiency since the 1990-s to present. The author also defines the relevant notions, namely, the target, the subject, instruments and methods of the research, the key ideas that specify the research methodology to study tourism efficiency at the regional level, and determines directions of its further development.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты исследования эффективности туристской деятельности на региональном уровне»

СО

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

-

-

номики и управления в сфере туризма. Наиболее сложным вопросом в рамках

.

:

-

:

-

:

.

,

-

-

.

-

.

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

'

'

.

s

.

.

'

'

-,

'

________________________________________________ .

,

.

-

-

-

-

'

%

ч* | мость изу

--

I '

-

| ристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность, а

:

-

-

,

-

,

-

-

я

-

-

ющий определить возможные направления дальнейших исследований, что в

.

я

:

-

:

данной сферы, последствия, проявляющиеся в социально-экономической эф.

-

-

-

и

ой§ исследования эффективности туристской деятельности могут быть использо

-

-

,

-

-

йо I ных программ и уточнения стратегий развития сферы рекреации и туризма.

-

Мн :

-

.

-

и

-

следования эффективности туристской деятельности; дать критический об-

%

й й

-

| .

Методология (от греческого — слово, понятие, учение) — в общем плане

-

.

-

-

няется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как

-

.

-

й я

-

я

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й

состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного

в

исследования, в частности, методов построения научных теорий и условий их

.

-

1

логическую структуру методологии научного исследования и практической

,

исследования различных объектов, в том числе и туристской деятельности,

'

-

-

,

-

.

.

-

дования и практической деятельности может быть осуществлен анализ имею-

-

-

ти выступает сам исследователь или исследовательский коллектив.

-

,

-

1 По нашему мнению, оценка эффективности туристской деятельности может рассматри-

.

%

| манию содержания «туристская деятельность»; реже — туристский комплекс

,

.

| -

я

'

и

'

и

-

гающий комплексную оценку социально-экономической эффективности

-

.

-

ятельности является измерение (оценка). Метод оценки представляет собой

ю

-

-

-

о

и

-

.

-

чественными исследователями методики отличаются объектной и предметной

:

о

:

-

о

непродолжительное время — с начала XXI в.

-

-

-

ю

и

-

-

к®Э зателей деятельности туристских предприятий или средств размещения

-

-

:

Г ^ в

- на региональном уровне для одной из разновидностей туризма — внутреннего туризма [9; 17] (при этом апробированной является последняя).

1 Методика — последовательность действий по достижению требуемого результата [8].

%

СО

Характеристика методик оценки эффективности туристской деятельности (российский аспект)

Таблица 1

Автор

Год

Объект оценки

Предмет оценки

Алгоритм методики

Показатели методики

Апробация (период исследования)

О. Б. Евреинов [5]

2012

Предприятия

инфраструктуры

туризма

Экономическая

эффективность

Аддитивная модель, в соответствии с которой значение обобщающего показателя определяется линейной комбинацией нормированных показателей соответствующей группы. Весами в модели выступают коэффициенты значимости различных показателей, величины которых рассчитываются при помощи оценок Фишберна. Нормирование показателей производится в силу того, что большинство из них имеют различные единицы и несопоставимые диапазоны измерения, и заключается в приведении их значений в диапазон [0; 1]._______________________

Система показателей, характеризующих хозяйственные (фондоотдача, производительность труда, пропускная способность, коэффициенты загрузки, оборачиваемости активов и т. д.) и финансовые (показатели ликвидности, деловой активности, рентабельности и платёжеспособности) аспекты деятельности предприятия туристской инфраструктуры

Средства размещения

г. Санкт-Петербург (2009 г., 2011 г.)

3 »

< 1

Л Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н 3

2 ° £м§

нее

Б. А. Осипов,

В. В. Соколенко, Ю. Д. Шмидт [9]

2011

Внутренний

туризм

Социально-

экономическая

эффективность

Е. И. Юванен [17]

2006

Расчет интегральных показателей блокам экономической и социальной эффективности с использованием подхода, основанного на расчете весов показателей по коэффициентам парной корреляции между ними.

Показатель социально-экономической эффективности рассчитывается как сумма интегральных показателей блоков экономической и социальной эффективности

Показатели экономической эффективности (количество туристов на единицу вместимости всех мест размещения, включая специальные; средняя годовая численность обслуженных одним предприятием размещения; коэффициент использования номерного фонда; производительность труда в сфере внутреннего туризма; удельный вес убыточных организаций туризма; объем инвестиций в основной капитал в сфере внутреннего туризма). Показатели социальной эффективности (удельный вес услуг туризма в общем объеме платных услуг населению территории; доля занятых в сфере туризма в общем количестве работающего населения территории; доля населения территории; среднесписочная численность работников в сопутствующих туризму видах деятельности получающего услуги внутреннего туризма; количество потребителей услуг внутреннего туризма на 1 тыс. чел. населения территории; оборот общественного питания на душу населения территории)_______________________________

Внутренний туризм Приморского края (2002-2009 гг.)

Внутренний туризм Приморского края (2000-2004 гг.)

Е. Н. Подсевало-ва [10]

2011

Предприятия туристской индустрии

Эффективность

финансово-хо-

зяйственной

деятельности

Расчет и анализ соответствующих показателей

Показатели прибыли.

Показатели рентабельности (рентабельность имущества предприятия; рентабельность собственного капитала; рентабельность основного (авансированного) капитала; рентабельность продаж; рентабельность затрат; рентабельность туристского продукта). Порог рентабельности

Апробация не проводилась

СО

Т. Ю. Чикурова [16]

2011

Туристская деятельность в малых и средних городах

Социально-

экономическая

эффективность

Расчет и анализ соответствующих показателей

Социальные показатели: социальная стабильность; количество дополнительных рабочих мест за счет развития туризма; влияние туристских услуг на физическое и психическое здоровье человека; качество обслуживания туристов; уровень логистического сервиса.

Экономические показатели: количество туродней и средняя продолжительность пребывания туристов; частота поездок (количество путешествий в среднем за определенный период); величина инвестиций; чистая приведенная стоимость; уровень рентабельности; срок окупаемости проекта; налоговые отчисления в бюджет города от туристской деятельности; экологический ущерб, возникший в результате интенсивного развития туристской деятельности

Апробация не проводилась

С. Ю. Цехла [15]

2010

Туристическое

обслуживание

Социальная эффективность

Расчет и анализ соответствующих показателей

Социальная эффективность туризма определяется на основе подсистемы, охватывающей ряд показателей: степень удовлетворенности туриста полученными услугами; показатель соотношения цены и качества; постоянство клиентов

Статистика сферы рекреации и туризма Крыма (2006-2009 гг.)

3 »

€¡1

I

^ I

Л £

2 °

в

£м§|

е

Ю. В. Темный, Л. Р. Темная [13, с. 330]

2010

Предприятия

туристского

комплекса

Экономическая

эффективность

Расчет и анализ соответствующих показателей

Коэффициент устойчивости экономического роста.

Фондоотдача.

Производительность труда.

Трудоемкость.

Выработка

Апробация не проводилась

Р. К. Аминова [2]

2009

Деятельность

туристского

предприятия

Экономическая

эффективность

Алгоритм не описан

Рентабельность.

Доля прибыли в себестоимости, затратах или объеме поступившей выручки___________

Апробация не проводилась

Н. Караулова [7]

2007

Внешнеэкономическая деятельность туристского предприятия

Экономическая

эффективность

Определение экспортной (импортной) прибыли; сравнение величины экспортной (импортной) прибыли с величиной прибыли, обыкновенной для продажи туристского продукта с аналогичными вложениями.

Суммирование экспортной и импортной прибыли для определения валовой прибыли предприятия.

Определение нормы прибыли внешнеэкономической деятельности туристского предприятия.

Сравнение нормы прибыли от реализации въездных и выездных туров с аналогичным показателем, рассчитанным по данным о хозяйственной деятельности туристских предприятий внутри страны.

Туристские потоки.

Экспортный доход и импортный доход предприятия.

Сальдо туристского баланса

Апробация не проводилась

Е. Г. Власов [3]

2004

Индустрия туризма

Экономическая

эффективность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет и анализ соответствующих показателей

Число туристов.

Поступления налоговых платежей в бюджетную систему.

Количество турагентских и туроператорских фирм.

Количество реально работающих объектов размещения на территории.

Количество рабочих мест в туристских фирмах и объектах размещения на территории

Индустрия туризма Ленинградской области (2002-2003 гг.)

%

и

-

-:

-

дования эффективности туристской деятельности — преобладание изучения экономической эффективности деятельности микроединиц — туристских

.

-

-

.

-

-

-

и

.

: и

туристских предприятий, отечественные исследователи (в том числе и авто. :

'

-

-

нообразных исследований по данной тематике, комплексная система таких

■ 1

-

нию, в современных условиях происходит расширение трактовки понятий

,

и

-

и

.

§к§ ранее, соответствующие разработки приобретают особое значение в услови-

-

^ о

.

-

I—H -

-

.

и J. R. B. Ritchie предложена концептуальная модель туристской конкурен-

:

-

-

,

так и пра:

Н-

ставлен в табл. 2).

СО

'

;

s > MhSI

і

1

Л £

э °

I

£м§ц

нее

Наименование методики

31 туристическая ком-

DEA и стохастический предел

48 отелей

DEA, CCR- и BCC-модели 38 ресторанов

42 отеля (1999-2001)

Стохастическая модель границы стоимос-

42 отеля (2001)

Двухэтапная модель: на первой стадии второй стадии — Tobit-модель

8 отелей

лей (1998-2002)

15 португальских оте-

DEA, статистический анализ, метод ран- Статистика туризма

Статистика туризма 31

(2000)

* DEA — анализ базы данных; CCR — авторская модель [31]; BCC — авторская модель [27]. ** Аллокативная эффективность — эффективность распределения ресурсов.

*** Malmquist-индекс — Malmquist индекс производительности (MPI) [35].

%

1

-

-

| :

-: .

.

-

.

,

-

,

что значительно ограничивает предметную и объектную область методологии

.

-

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.

и

,

Р. Шікатр, М. СиГГаго (2006) [36] все же констатируют недостаточную раз-

-

-

диционно используемым соотношением «результат — затраты» [29].

-

-

1

:

-

^о-в ляющей эффективности микроединиц — предприятий сферы рекреации и ту-

о о

-

1 и

.

-:

-

фективности туристской деятельности [9; 15; 17; 35].

3 Отсутству

Н:

региональном уровнях хозяйствования, апробированные в условиях российс-

.

%

-

:

-

| ■

и

,

-

.

-

-

:

:

-

-

ции — цепочки создания ценности туристского продукта, т. е. использование

,

-

и

'

,

-

'

уровням хозяйствования и ее апробация в условиях российской практики.

-

-

1 :

-

.

:

-

.

.

о^| 2. Бережнова Е. И. Социальный и экономический эффекты в туризме: проблемы

и

Лй| практика. — 2010. — № 35 (200). — С 50-53.

'

М —

Г-Н

-

'

^ жом : электрон. журн. — 2012. — № 6. — URL : http://old.rguts.ru/electronic_journal/

5. Евреинов О

м» :

6. Исмиева Р.

Н —

H. B. Py6^ea

-

-

2007. — № 3 (30). — C. 63-68.

,

-

-

.

-

-

20H. ^y2H. — 2011. — № 3. — URL : http://old.rguts.ru/electronic_journal/number22/

.

C.54-60.

-

.

:

,

-

.

-

-

-

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:

-

SS '

os| C.118-124.

'

.

ggi Research. — 1999. — № 37 (3). — P. 267-272.

| Examination / R. I. Anderson, R. Fok, J. Scott // American Business Review. — 2000. —

g|f № 18 (1). — P. 40-48.

.

ao I productivity index // International Journal of Tourism Research. — 2005. — № 7 (3). —

Sot P. 173-184.

. ,

Industry Tourism Economics (forthcoming). — 2006.

t '

,

Advances in Economic Research. — 2004. — № 10 (3). — P. 215-225.

.

Portugal / C. P. Barros, E. Athanassiou // Maritime and Logistics. — 2004. — № 6 (2). — P.122-140.

СО

28. Barros C. P. Technical and allocative effciency in a chain of small hotels / C. P. Barros, M. J. Mascarenhas // International Journal of Hospitality Management. — ^ I 2005. — № 24 (3). — P. 415-436.

,

N. Peypoch, B. Solonandrasana // International Journal of tourism research. — 2009. — ©I № 11. — P. 389-402.

. Barros C. P. A stoc ros // Tourism Economics. — 2004. — № 10 (2). — P. 177-192.

.

macro benchmarking / R. A. Bell, R. C. Morey // Journal of Travel Research. — 1995. — № 33 (3). — P. 11-20.

' .

,

W. W. Cooper, E. Rhodes // European Journal of Operations Research. — 1978. — № 2 (4). — P. 429-444.

,

L. S. M. Wang // Annals of Tourism Research. — 2004. — № 31 (3). — P. 712-715.

35. Cracolici M. F. Tourism sustainability and economic efficiency — a statistical analysis of Italian provinces / M. F. Cracolici, P. Nijkamp, M. Cuffaro. — 2009.

M. F. Cracolici, P. Nijkamp, M. Cuffaro. — Tinbergen Institute Discussion Paper, 2006. —

.

,

J. R. B. Ritchie // Journal of Business Research. — 1999. — № 44. — P. 137-152.

.

.

Journal. — 2010. — № 30 (13). — P. 2183-2199.

-

ciency change in Taiwan / S. N. Hwang, T. Y. Chang // Tourism Management. — 2003. — fis?, № 24. — P. 357-369.

N. Johns, B. Howcroft, L. Drake // Progress in Tourism and Hospitality Research. —

1997. — № 3. — P. 119-127.

.

'

| Business Management. — 2011. — № 5 (17). — P. 7526-7532.

,

-

-

ao 1 terly. — 1995. —№ 36 (5). — P. 30-35.

.

-

sis / D. Reynolds // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. — 2003. — № 44 (2). — P. 130-137.

.

'

Productivity in the Hotel Sector / M. Sigala // Journal of Travel & Tourism Marketing. — 2011. — № 16 (2). — P. 39-60.

1. Aminova R. K. Metodicheskie osnovy otsenki i napravleniya povysheniya effektivnos.

CO

bases for estimation, and ways of increasing the efficiency of organizations operating in

© I 3. Vlasov E. G. Formirovanie strategii effektivnogo ispol’zovaniya turistskogopotentsi-

.

.

.

Abroad, 2012, no. 6. Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number33/con-tents (in Russian).

v regione (na primere Sankt-Peterburga). Avtoref. kand. dis. [Complex development and improvement of tourism infrastructure in a region (by the example of Saint Petersburg).

6. Ismieva R. T. Upravlenie effektivnost’yu funktsionirovaniy organizatsiy turis-ticheskogo biznesa. Avtoref. kand. dis. [Managing the efficiency of organizations operating

.

7. Karaulova N. International economic activity of tourism businesses: the system

,

pp. 63-68 (in Russian).

,

2007. 668 p.

-

nomic efficiency of domestic tourism. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo eko-

,

10. Podsevalova E. N. Methodological approaches to defining the efficiency of business

.

Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number22/contents (in Russian).

SS a

,

m«| 12. Rubtsova N. V. Value chain of tourist product. Regionalnaya ekonomika: teo-

,

,

a

.

Sol 16. Chikurova T. Yu. Sotsialno-ekonomicheskaya effektivnost turistskoy deyatelnosti

LJ .

.

17. Yuvanen E. I. Otsenka sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti vnutrennego turizma

r -

.

H.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rossiyskoe predprinimatelstvo - Russian Entrepreneurship, 2010, no. 11-2, pp. 118-124

-

dustry: A Stochastic Frontier Approach. International Journal of Hospitality Manage-

СО

-

,

^ pp.267-272.

.

-

.

'

24. Barros C. P. Analysing the rate of technical change in the Portuguese. Hotel Indus.

-

,

.

.

.

.

.

.

,

2002, no. 26 (4), pp. 332-260.

.

:

os f 35. Cracolici M. F., Nijkamp P., Cuffaro M. Tourism sustainability and economic ef-

'

'

.

.

.

.

,

-

.

LJ -

.

.

r ,

2011, vol. 5 (17), pp. 7526-7532.

H-

cation, Sales No. E.08.XVII.28, Madrid, New York, 2008.

^ pp.30-35.

.

СО

.

.

.

-

,

-

-

.

'

.

.

s» MhSI

i

1

Л £

э °

I

£м§ц

нее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.