СО
кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
-
-
номики и управления в сфере туризма. Наиболее сложным вопросом в рамках
.
:
-
:
-
:
.
,
-
-
.
-
.
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
'
'
.
s
.
.
'
'
-,
'
________________________________________________ .
,
.
-
-
-
-
■
'
%
ч* | мость изу
--
I '
-
| ристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность, а
:
-
-
,
-
,
■
-
-
я
-
-
ющий определить возможные направления дальнейших исследований, что в
.
я
:
-
:
данной сферы, последствия, проявляющиеся в социально-экономической эф.
-
-
-
и
ой§ исследования эффективности туристской деятельности могут быть использо
-
-
,
-
-
йо I ных программ и уточнения стратегий развития сферы рекреации и туризма.
-
Мн :
-
.
-
и
■
-
следования эффективности туристской деятельности; дать критический об-
%
й й
-
| .
Методология (от греческого — слово, понятие, учение) — в общем плане
-
.
-
-
няется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как
-
.
-
й я
-
я
-
й
состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного
в
исследования, в частности, методов построения научных теорий и условий их
.
-
1
логическую структуру методологии научного исследования и практической
,
-в
исследования различных объектов, в том числе и туристской деятельности,
'
-
-
,
■
-
.
.
-
дования и практической деятельности может быть осуществлен анализ имею-
-
-
ти выступает сам исследователь или исследовательский коллектив.
-
,
-
1 По нашему мнению, оценка эффективности туристской деятельности может рассматри-
.
%
| манию содержания «туристская деятельность»; реже — туристский комплекс
,
.
| -
я
'
и
'
и
-
гающий комплексную оценку социально-экономической эффективности
-
.
-
ятельности является измерение (оценка). Метод оценки представляет собой
ю
-
-
-
о
и
-
.
-
чественными исследователями методики отличаются объектной и предметной
:
о
:
-
о
непродолжительное время — с начала XXI в.
-
-
-
ю
и
-
-
к®Э зателей деятельности туристских предприятий или средств размещения
-
-
:
Г ^ в
- на региональном уровне для одной из разновидностей туризма — внутреннего туризма [9; 17] (при этом апробированной является последняя).
1 Методика — последовательность действий по достижению требуемого результата [8].
%
СО
Характеристика методик оценки эффективности туристской деятельности (российский аспект)
Таблица 1
Автор
Год
Объект оценки
Предмет оценки
Алгоритм методики
Показатели методики
Апробация (период исследования)
О. Б. Евреинов [5]
2012
Предприятия
инфраструктуры
туризма
Экономическая
эффективность
Аддитивная модель, в соответствии с которой значение обобщающего показателя определяется линейной комбинацией нормированных показателей соответствующей группы. Весами в модели выступают коэффициенты значимости различных показателей, величины которых рассчитываются при помощи оценок Фишберна. Нормирование показателей производится в силу того, что большинство из них имеют различные единицы и несопоставимые диапазоны измерения, и заключается в приведении их значений в диапазон [0; 1]._______________________
Система показателей, характеризующих хозяйственные (фондоотдача, производительность труда, пропускная способность, коэффициенты загрузки, оборачиваемости активов и т. д.) и финансовые (показатели ликвидности, деловой активности, рентабельности и платёжеспособности) аспекты деятельности предприятия туристской инфраструктуры
Средства размещения
г. Санкт-Петербург (2009 г., 2011 г.)
3 »
< 1
Л Е
Н 3
2 ° £м§
нее
Б. А. Осипов,
В. В. Соколенко, Ю. Д. Шмидт [9]
2011
Внутренний
туризм
Социально-
экономическая
эффективность
Е. И. Юванен [17]
2006
Расчет интегральных показателей блокам экономической и социальной эффективности с использованием подхода, основанного на расчете весов показателей по коэффициентам парной корреляции между ними.
Показатель социально-экономической эффективности рассчитывается как сумма интегральных показателей блоков экономической и социальной эффективности
Показатели экономической эффективности (количество туристов на единицу вместимости всех мест размещения, включая специальные; средняя годовая численность обслуженных одним предприятием размещения; коэффициент использования номерного фонда; производительность труда в сфере внутреннего туризма; удельный вес убыточных организаций туризма; объем инвестиций в основной капитал в сфере внутреннего туризма). Показатели социальной эффективности (удельный вес услуг туризма в общем объеме платных услуг населению территории; доля занятых в сфере туризма в общем количестве работающего населения территории; доля населения территории; среднесписочная численность работников в сопутствующих туризму видах деятельности получающего услуги внутреннего туризма; количество потребителей услуг внутреннего туризма на 1 тыс. чел. населения территории; оборот общественного питания на душу населения территории)_______________________________
Внутренний туризм Приморского края (2002-2009 гг.)
Внутренний туризм Приморского края (2000-2004 гг.)
Е. Н. Подсевало-ва [10]
2011
Предприятия туристской индустрии
Эффективность
финансово-хо-
зяйственной
деятельности
Расчет и анализ соответствующих показателей
Показатели прибыли.
Показатели рентабельности (рентабельность имущества предприятия; рентабельность собственного капитала; рентабельность основного (авансированного) капитала; рентабельность продаж; рентабельность затрат; рентабельность туристского продукта). Порог рентабельности
Апробация не проводилась
СО
Т. Ю. Чикурова [16]
2011
Туристская деятельность в малых и средних городах
Социально-
экономическая
эффективность
Расчет и анализ соответствующих показателей
Социальные показатели: социальная стабильность; количество дополнительных рабочих мест за счет развития туризма; влияние туристских услуг на физическое и психическое здоровье человека; качество обслуживания туристов; уровень логистического сервиса.
Экономические показатели: количество туродней и средняя продолжительность пребывания туристов; частота поездок (количество путешествий в среднем за определенный период); величина инвестиций; чистая приведенная стоимость; уровень рентабельности; срок окупаемости проекта; налоговые отчисления в бюджет города от туристской деятельности; экологический ущерб, возникший в результате интенсивного развития туристской деятельности
Апробация не проводилась
С. Ю. Цехла [15]
2010
Туристическое
обслуживание
Социальная эффективность
Расчет и анализ соответствующих показателей
Социальная эффективность туризма определяется на основе подсистемы, охватывающей ряд показателей: степень удовлетворенности туриста полученными услугами; показатель соотношения цены и качества; постоянство клиентов
Статистика сферы рекреации и туризма Крыма (2006-2009 гг.)
3 »
€¡1
I
^ I
Л £
2 °
в
£м§|
е
Ю. В. Темный, Л. Р. Темная [13, с. 330]
2010
Предприятия
туристского
комплекса
Экономическая
эффективность
Расчет и анализ соответствующих показателей
Коэффициент устойчивости экономического роста.
Фондоотдача.
Производительность труда.
Трудоемкость.
Выработка
Апробация не проводилась
Р. К. Аминова [2]
2009
Деятельность
туристского
предприятия
Экономическая
эффективность
Алгоритм не описан
Рентабельность.
Доля прибыли в себестоимости, затратах или объеме поступившей выручки___________
Апробация не проводилась
Н. Караулова [7]
2007
Внешнеэкономическая деятельность туристского предприятия
Экономическая
эффективность
Определение экспортной (импортной) прибыли; сравнение величины экспортной (импортной) прибыли с величиной прибыли, обыкновенной для продажи туристского продукта с аналогичными вложениями.
Суммирование экспортной и импортной прибыли для определения валовой прибыли предприятия.
Определение нормы прибыли внешнеэкономической деятельности туристского предприятия.
Сравнение нормы прибыли от реализации въездных и выездных туров с аналогичным показателем, рассчитанным по данным о хозяйственной деятельности туристских предприятий внутри страны.
Туристские потоки.
Экспортный доход и импортный доход предприятия.
Сальдо туристского баланса
Апробация не проводилась
Е. Г. Власов [3]
2004
Индустрия туризма
Экономическая
эффективность
Расчет и анализ соответствующих показателей
Число туристов.
Поступления налоговых платежей в бюджетную систему.
Количество турагентских и туроператорских фирм.
Количество реально работающих объектов размещения на территории.
Количество рабочих мест в туристских фирмах и объектах размещения на территории
Индустрия туризма Ленинградской области (2002-2003 гг.)
%
и
-
-:
-
дования эффективности туристской деятельности — преобладание изучения экономической эффективности деятельности микроединиц — туристских
.
-
-
.
-
-
-
и
.
: и
туристских предприятий, отечественные исследователи (в том числе и авто. :
'
-
-
нообразных исследований по данной тематике, комплексная система таких
■ 1
-
нию, в современных условиях происходит расширение трактовки понятий
,
и
-
и
.
§к§ ранее, соответствующие разработки приобретают особое значение в услови-
-
^ о
.
-
I—H -
-
.
и J. R. B. Ritchie предложена концептуальная модель туристской конкурен-
:
-
-
,
так и пра:
Н-
ставлен в табл. 2).
СО
'
;
s > MhSI
і
1
Л £
э °
I
£м§ц
нее
Наименование методики
31 туристическая ком-
DEA и стохастический предел
48 отелей
DEA, CCR- и BCC-модели 38 ресторанов
42 отеля (1999-2001)
Стохастическая модель границы стоимос-
42 отеля (2001)
Двухэтапная модель: на первой стадии второй стадии — Tobit-модель
8 отелей
лей (1998-2002)
15 португальских оте-
DEA, статистический анализ, метод ран- Статистика туризма
Статистика туризма 31
(2000)
* DEA — анализ базы данных; CCR — авторская модель [31]; BCC — авторская модель [27]. ** Аллокативная эффективность — эффективность распределения ресурсов.
*** Malmquist-индекс — Malmquist индекс производительности (MPI) [35].
%
1
-
-
| :
-: .
■
.
■
-
.
■
-и
,
-
,
что значительно ограничивает предметную и объектную область методологии
.
-
-
.
и
,
Р. Шікатр, М. СиГГаго (2006) [36] все же констатируют недостаточную раз-
■
-
-
диционно используемым соотношением «результат — затраты» [29].
-
-
1
:
-
^о-в ляющей эффективности микроединиц — предприятий сферы рекреации и ту-
о о
-
1 и
.
-:
■
-
фективности туристской деятельности [9; 15; 17; 35].
3 Отсутству
Н:
региональном уровнях хозяйствования, апробированные в условиях российс-
.
%
-
:
-
| ■
и
,
-
.
-
■
-
:
:
-
-и
-
ции — цепочки создания ценности туристского продукта, т. е. использование
,
-
■
и
'
,
-
'
уровням хозяйствования и ее апробация в условиях российской практики.
-
-
1 :
-
.
:
-
.
.
о^| 2. Бережнова Е. И. Социальный и экономический эффекты в туризме: проблемы
и
Лй| практика. — 2010. — № 35 (200). — С 50-53.
'
М —
Г-Н
-
'
^ жом : электрон. журн. — 2012. — № 6. — URL : http://old.rguts.ru/electronic_journal/
5. Евреинов О
м» :
6. Исмиева Р.
Н —
H. B. Py6^ea
-
-
—
2007. — № 3 (30). — C. 63-68.
,
-
-
.
-
-
20H. ^y2H. — 2011. — № 3. — URL : http://old.rguts.ru/electronic_journal/number22/
.
—
C.54-60.
-
.
:
,
-
.
-
-
-
.
■
:
-
SS '
os| C.118-124.
■
'
■
.
ggi Research. — 1999. — № 37 (3). — P. 267-272.
■
| Examination / R. I. Anderson, R. Fok, J. Scott // American Business Review. — 2000. —
g|f № 18 (1). — P. 40-48.
.
ao I productivity index // International Journal of Tourism Research. — 2005. — № 7 (3). —
Sot P. 173-184.
. ,
Industry Tourism Economics (forthcoming). — 2006.
t '
,
Advances in Economic Research. — 2004. — № 10 (3). — P. 215-225.
.
Portugal / C. P. Barros, E. Athanassiou // Maritime and Logistics. — 2004. — № 6 (2). — P.122-140.
СО
28. Barros C. P. Technical and allocative effciency in a chain of small hotels / C. P. Barros, M. J. Mascarenhas // International Journal of Hospitality Management. — ^ I 2005. — № 24 (3). — P. 415-436.
,
N. Peypoch, B. Solonandrasana // International Journal of tourism research. — 2009. — ©I № 11. — P. 389-402.
. Barros C. P. A stoc ros // Tourism Economics. — 2004. — № 10 (2). — P. 177-192.
.
macro benchmarking / R. A. Bell, R. C. Morey // Journal of Travel Research. — 1995. — № 33 (3). — P. 11-20.
' .
,
W. W. Cooper, E. Rhodes // European Journal of Operations Research. — 1978. — № 2 (4). — P. 429-444.
,
L. S. M. Wang // Annals of Tourism Research. — 2004. — № 31 (3). — P. 712-715.
35. Cracolici M. F. Tourism sustainability and economic efficiency — a statistical analysis of Italian provinces / M. F. Cracolici, P. Nijkamp, M. Cuffaro. — 2009.
M. F. Cracolici, P. Nijkamp, M. Cuffaro. — Tinbergen Institute Discussion Paper, 2006. —
.
,
J. R. B. Ritchie // Journal of Business Research. — 1999. — № 44. — P. 137-152.
.
.
Journal. — 2010. — № 30 (13). — P. 2183-2199.
-
ciency change in Taiwan / S. N. Hwang, T. Y. Chang // Tourism Management. — 2003. — fis?, № 24. — P. 357-369.
N. Johns, B. Howcroft, L. Drake // Progress in Tourism and Hospitality Research. —
1997. — № 3. — P. 119-127.
.
'
| Business Management. — 2011. — № 5 (17). — P. 7526-7532.
,
-
-
ao 1 terly. — 1995. —№ 36 (5). — P. 30-35.
.
-
sis / D. Reynolds // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. — 2003. — № 44 (2). — P. 130-137.
.
'
Productivity in the Hotel Sector / M. Sigala // Journal of Travel & Tourism Marketing. — 2011. — № 16 (2). — P. 39-60.
1. Aminova R. K. Metodicheskie osnovy otsenki i napravleniya povysheniya effektivnos.
CO
bases for estimation, and ways of increasing the efficiency of organizations operating in
■
© I 3. Vlasov E. G. Formirovanie strategii effektivnogo ispol’zovaniya turistskogopotentsi-
.
.
.
Abroad, 2012, no. 6. Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number33/con-tents (in Russian).
■
v regione (na primere Sankt-Peterburga). Avtoref. kand. dis. [Complex development and improvement of tourism infrastructure in a region (by the example of Saint Petersburg).
6. Ismieva R. T. Upravlenie effektivnost’yu funktsionirovaniy organizatsiy turis-ticheskogo biznesa. Avtoref. kand. dis. [Managing the efficiency of organizations operating
.
7. Karaulova N. International economic activity of tourism businesses: the system
■
,
pp. 63-68 (in Russian).
,
2007. 668 p.
-
nomic efficiency of domestic tourism. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo eko-
,
10. Podsevalova E. N. Methodological approaches to defining the efficiency of business
.
Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number22/contents (in Russian).
SS a
,
m«| 12. Rubtsova N. V. Value chain of tourist product. Regionalnaya ekonomika: teo-
■
,
,
a
.
Sol 16. Chikurova T. Yu. Sotsialno-ekonomicheskaya effektivnost turistskoy deyatelnosti
LJ .
.
17. Yuvanen E. I. Otsenka sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti vnutrennego turizma
r -
.
H.
Rossiyskoe predprinimatelstvo - Russian Entrepreneurship, 2010, no. 11-2, pp. 118-124
-
dustry: A Stochastic Frontier Approach. International Journal of Hospitality Manage-
СО
-
,
^ pp.267-272.
■
.
-
.
'
24. Barros C. P. Analysing the rate of technical change in the Portuguese. Hotel Indus.
-
,
■
.
.
.
.
.
■
.
,
2002, no. 26 (4), pp. 332-260.
■
.
:
os f 35. Cracolici M. F., Nijkamp P., Cuffaro M. Tourism sustainability and economic ef-
'
'
.
.
.
.
,
-
.
LJ -
.
.
r ,
2011, vol. 5 (17), pp. 7526-7532.
■
H-
cation, Sales No. E.08.XVII.28, Madrid, New York, 2008.
■
^ pp.30-35.
.
СО
.
.
.
-
,
■
-
-
.
■
'
.
.
s» MhSI
i
1
Л £
э °
I
£м§ц
нее