Научная статья на тему 'Институциональные условия индустрии туризма (национальный и региональный аспекты)'

Институциональные условия индустрии туризма (национальный и региональный аспекты) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
663
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Котова Надежда Николаевна, Валещук Марина Вячеславовна

Статья посвящена эффективности функционирования туризма, принимаемым институциональным мерам и полноте их реализации. Описывается государственное регулирование индустрии туризма и гостеприимства. Рассматривается основные институты, прямо или косвенно занимающиеся вопросами развития туризма, региональные программы развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Котова Надежда Николаевна, Валещук Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия индустрии туризма (национальный и региональный аспекты)»

Институциональные условия индустрии туризма (национальный и региональный аспекты)

Institutional environment of the tourism industry (national and regional aspects).

Котова Надежда Николаевна Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета г. Челябинска.

E-mail: [email protected]

Валещук Марина Вячеславовна Магистрант кафедры экономики и экономической безопасности факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета г. Челябинска E-mail: valeshuk [email protected]

Kotova N.N. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and economic security department of the Faculty of Economics and Business of the South Ural State University in Chelyabinsk.

E-mail: [email protected]

Valeshchuk M.V. Master student of Economics and economic security department of the Faculty of Economics and Business of the South Ural State University in Chelyabinsk.

E-mail: valeshuk [email protected]

Статья посвящена эффективности функционирования туризма, принимаемым институциональным мерам и полноте их реализации. Описывается государственное регулирование индустрии туризма и гостеприимства. Рассматривается основные институты, прямо или косвенно занимающиеся вопросами развития туризма, региональные программы развития туризма.

The article deals with the functioning of the tourism, institutional measures taken and the completeness of their implementation. Describes the state regulation of tourism and hospitality. Considered major institutions directly or indirectly involved in tourism development, regional tourism development program.

Ключевые слова: туризм, индустрия туризма и гостеприимства, основные институты, прямо или косвенно занимающиеся вопросами развития туризма, региональные программы развития туризма.

Keywords: tourism, the tourism industry and hospitality, major institutions, directly or indirectly concerned with the development of tourism, regional tourism development program.

В современных условиях происходящей глобализации туризм влияет на каждый континент, страну, регион, отдельный город. В настоящее время туризм является самым быстрорастущим бизнесом, ожидается, что в XXI веке он превратится в самую крупную мировую индустрию. К наиболее явным преимуществам туризма следует отнести: создание рабочих мест в гостиничном, ресторанном, туристском бизнесе и на транспорте; поддержку отдельных отраслей и профессий (начиная с консультантов по эффективному менеджменту и заканчивая преподавателями, связанными с учебными дисциплинами по туризму). Развитие туризма обеспечивает эффект мультипликатора в национальной экономике: расходы туризма, осуществляемые на уровне отдельных регионов страны, способствуют изменению объема совокупных расходов (совокупного спроса), что оказывает влияние на равновесный ВВП (валовый внутренний продукт) и позволяет правительству использовать различные модели экономического воздействия на величину валового продукта. Так увеличение турпотока за счёт въездного туризма приведет к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. В случае же преобладания выездного туризма будет наблюдаться значительное сокращение чистого экспорта и как следствие, уменьшение величины ВВП.1

Во всех странах мира, на всех континентах структура национальной экономики постоянно эволюционирует. В настоящее время в индустриально- развитых странах большая часть добавленной стоимости создается в сфере услуг, тогда как экономическая активность в таких отраслях как сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность снижается. Сфера услуг в отдельных высокоразвитых странах (например, США, Канаде) занимает всё более важное место, на её долю приходится до 70% валового внутреннего продукта. [1]

К сфере услуг относится так же туристский и гостиничный бизнес. На сегодня туризм обеспечивает непосредственно около 4,8 % и примерно

1 Расчет ВВП по расходам включает: потребительские расходы населения на приобретение товаров и услуг; инвестиционные расходы фирм; расходы правительства (государственные закупки товаров и услуг); чистый экспорт (разница между стоимостью товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период и проданных за рубеж и стоимостью импортных товаров и услуг).

11% с учётом косвенных расчётов поступлений в ВВП [2]. Россия на мировом рынке туризма занимает сегодня достаточно скромное место, на её долю приходится лишь около одного процента мирового туристского потока [3]. Приведенная статистика свидетельствует о недостаточном уровне развития туризма и наличии целого ряда причин провоцирующих подобное положение. К такого рода причинам, по нашему мнению, следует отнести:

-во-первых, отсутствие реестра туристских ресурсов в разрезе регионов Российской Федерации, а следовательно и информационного банка данных по туристским ресурсам;

-во-вторых, наличие недостаточно развитой инфраструктуры, способствующей притоку туристов, незначительное количество улучшенных транспортных путей, а так же стоянок для туристических автобусов и сети автотуристских кластеров. В инфраструктурной составляющей гостиничного фонда- при значительной капиталоёмкости возведения отелей (потребность в инвестициях при строительстве 1м общей площади колеблется от 0,65 млн. долларов в регионах до 1,00 млн. долларов в городах Москва и Санкт- Петербург), налицо излишняя сложность и трудоёмкость процедур согласования землеотведения под строительство гостиничных объектов;^]

-в-третьих, замедленное распространение современных форм управления гостиничным бизнесом- управление по контракту, через договор франчайзинга (в том числе несущественное использование моделей классического, регионального и развивающегося франчайзинга);

-в-четвёртых, отсутствие взаимосвязи между современными формами управления гостиничным бизнесом и применяемыми в практике хозяйствования в индустрии гостеприимства организационными структурами;

-в-пятых, излишняя дифференциация (вплоть до поляризации) деятельности туристских операторов, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом;

-в-шестых, медленное внедрение на отечественный рынок туристских услуг турфирм имеющих современную инфраструктуру (объединяющих в своём составе авиапредприятия, транспортные организации, отели, ресторанный бизнес);

-в-седьмых, недостаточное финансирование развития туристской отрасли в отдельных регионах на основе внедрения целевых программ по поддержке развития внутреннего и въездного туризма;

-в-восьмых, отсутствие взаимосвязи институтов туризма с экономической эффективностью их деятельности.

Успешность функционирования туризма во многом зависит от поддержки этой отрасли со стороны государства, принимаемых им институциональных мер и полноты реализации последних.

Государственное регулирование индустрии туризма и гостеприимства, предпринимается в целях:

-во-первых, защитить функционирующие компании друг от друга и нанесения ущерба их бизнесу, нейтрализовать недобросовестных конкурентов, исключив недобросовестную рекламу, или установление недобросовестных цен;

-во-вторых, государственный контроль призван защитить конечных потребителей туристских и гостиничных услуг от нечестного бизнеса, оказания некачественных услуг;

-в-третьих, регулирование предназначено для того, чтобы компании несли ответственность не только за частные издержки своей производственной деятельности, но и за социальные издержки. Государственный контроль необходим в целях защиты интересов общества, нарушаемых в результате коммерческой деятельности организаций, ориентированных на извлечение прибыли.

Направления государственного регулирования сферы туризма закреплены соответствующими законами и нормативными актами и реализуются с помощью институциональных конструкций. В мировой практике и отечественной экономике сложились и успешно функционируют основные институты, прямо или косвенно занимающиеся вопросами развития туризма. Их можно классифицировать на две большие группы: мировые (международные) и региональные (национальные). Первая группа включает в себя международные туристские объединения и организации общего и отраслевого характера. Например, всемирную туристскую организацию (ЮНВТО или UNWTO), всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств (ФУААВ или FUAAV), международную Ассоциацию воздушного транспорта (ИАТА или IATA), международную организацию гражданской авиации (МОГА или ICAO), международную гостиничную и ресторанную ассоциацию (IH&RA). Кроме того существуют региональные туристские организации, к ним относятся: Азиатско-Тихоокеанская туристская организация (РАТА), американское общество туристских агентств (ASTA), конференция туристских организаций Латинской Америки (КОТАЛ или COTAL) и т.д. Отдельно выделяются специализированные туристские объединения и организации, такие как международное бюро социального туризма (БИТС или BITS), международная ассоциация делового туризма (ИБТА или IBTA), международная ассоциация по конгрессам и съездам (ИККА или ICCA), международное бюро по молодёжному туризму и обмену (БИТЕЖ), Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок (АСТЕ). К особым туристским объединениям и организациям относятся: международная федерация журналистов и писателей по вопросам туризма (FIJET), всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме и ряд других. В настоящее время Россия является членом следующих организаций UNWTO, FUAAV, IATA, ICAO, BITS, IBTA, ICCA, БИТЕЖ, АСТЕ, FIJET.

В туристской индустрии России действуют на сегодняшний день следующие региональные (национальные) организации: российский союз

туриндустрии (РСТ), российская гостиничная ассоциация (РГА), федерация Рестораторов и Отельеров (ФРиО), ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), ассоциация Делового Туризма ^ВТА), гильдия журналистов, пишущих о туризме (UJETRus), ассоциация содействия туристским технологиям (АСТТ). Перечень действий предпринимаемых перечисленными институтами в целях развития туристского потенциала России приведён в таблице 1.

Таблица 1-Состав институтов индустрии туризма и гостеприимства

Виды институтов функционирующих в индустрии туризма и гостеприимства Действия, предпринимаемые в рамках институтов

Российский союз туринду-стрии (РСТ)- представитель региональных объединений общего характера Способствует созданию цивилизованного туристского рынка, развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях. Участвует в формировании нормативно- правовой базы туризма.

Российская гостиничная ассоциация (РГА)- представитель региональных туристских организаций отраслевого характера Оказывает влияние на выработку законодательными и исполнительными органами власти правовой, экономической и социальной политики и организацию благоприятных условий в финансово- экономической сфере средств размещения.

Федерация Рестораторов и Отельеров (ФРиО)- является членом международной ассоциации ресторанов и отелей (Ш&ЯЛ) Представляет интересы индустрии гостеприимства в государственных органах, участвует в разработке нормативных документов, регулирующих работу отрасли, создаёт благоприятный имидж индустрии питания и гостеприимства.

Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ) Осуществляет защиту корпоративных интересов, производит бронирование и продажу авиаперевозок.

Российская ассоциация социального туризма (РАСТ)- представитель специализированных туристских организаций, член-филиал Всемирной туристской организации Осуществляет программу наиболее полного удовлетворения потребностей населения в полноценном отдыхе и укреплении здоровья, в развитии семейного и молодёжного туризма. Обеспечивает взаимодействие с центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, правительством, региональными профсоюзами. Гарантирует социальную защиту населения.

Ассоциация Делового Туризма (КВТА), член Московской Содействует развитию современной деловой инфраструктуры России, а

торгово- промышленной палаты и Европейской экономической палаты по торговле, коммерции и промышленности так же развитию делового туризма на российском и международном рынках.

Гильдия журналистов, пишущих о туризме (UJETRus), член FUET и Союза журналистов России Обеспечивает консолидацию СМИ, госструктур по управлению туризмом, а также представителей турбизнеса. Способствует созданию положительного имиджа России и г. Москвы как центра международного туризма.

Ассоциация содействия туристским технологиям (АСТТ), относится к группе особых туристских объединений Участвует в подготовке участников рынка туристских услуг к эффективному использованию современных средств и методов ведения бизнеса, оказывает помощь туристским организациям в сборе и обработке информации.

На уровне региональной экономики, в Челябинской области так же действуют институты индустрии туризма, а именно Челябинская Ассоциация туристических организаций (ЧАТО), созданная в 1997 году; Российская гостиничная ассоциация (РГА) и Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), образованные соответственно в 1997 и 1991 годах.

В последнее время повышенное внимание уделяется государственным и целевым программам развития отдельных регионов и городов. Однако декларированные в них задачи часто не выполнятся, нарушаются сроки реализации принятых программ, наблюдается их недофинансирование. В части программ отсутствует детализация, а источники финансирования либо не конкретизируются по годам, либо вообще не указываются. В любом случае ни одна программа (а их в настоящее время принято 83) не привязывается к соответствующему источнику финансирования. Уже в реализуемых программах отсутствует сопоставление требуемых для её внедрения финансовых ресурсов и имеющихся источников финансирования. В таблице 2 нами приводятся данные по тем региональным программам развития туризма, которые нам удалось уточнить. Как видно из полученных данных доля финансирования перечисленных программ за период их реализации не превышает 1,0% (по г. Москва -1,06%) от общей суммы планируемых доходов в соответствующий бюджет за аналогичный период, отражающий сроки реализации программы. Особую озабоченность вызывает тот факт, что ни один из перечисленных в таблице 2 институтов индустрии туризма не обозначен в качестве участника реализации программ ни на национальном, ни на региональном уровнях (аналогичное положение сложилось и при разработке стратегии развития туризма России). Приведённые выкладки позволяют сделать вывод о том, что эффективность использования названных институциональных инструментов (перечисленных программ) не обеспечивается.

Таблица 2- Сравнение потребности в финансовых ресурсах с источниками финансирования (бюджетом города, области) по состоянию на 2014 год

Наименование документа Период реализации Потребность в финансовых ресурсах Годовой бюджет города (области) Отношение планируемой потребности в финансовых ресурсах к бюджету города (области) по ожидаемым доходам, млрд. руб.

Постановление от 7 октября 2011 г. № 476-пп Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы» 2012 -2016 гг. 81,3 млрд. руб. Доходы г. Москвы за 2012-2016 гг. (проект) 7698,3 млрд. руб. за 2012-2016 гг. 81,3 млрд. руб. - „ • 100% 7698,3млрд. руб = 1,06%

Правительство Московской области Постановление от 29 августа 2012 г. № 1068/32 Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы» 2013 -2018 гг. 4,18 млрд. руб. Доходы Московской области за 2013-2016 гг. (проект) 1405,3 млрд. руб. за 2013-2016 гг. 4,18 млрд. руб --- „ • 100% 1405,3 млрд. руб = 0,3%

Правительство Калининградской области Постановление от 22 февраля 2007 г. № 69 О целевой программе Калининградской области «Развитие калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы» 2007 -2014 гг. 0,19 млрд. руб. Доходы Калининградской области за 2013-2014 гг. (проект) 76млрд. руб. за 2013-2014 гг. 0,19 млрд. руб —- 76 млрд. руб = 0,25%

Администрация Костромской области Постановление от 4 октября 2012 г. № 394-а Об утверждении областной целевой программы «Государственная 2013 -2016 гг. 0,46 млрд. руб. Доходы Костромской области за 2013-2016 гг. (проект) 77,51 млрд. руб. за 2013-2016 гг. 0,46 млрд. руб ^тт,— ^ • 100% 77,51 млрд. руб = 0,59%

поддержка развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области на 2013-2016 годы»

Правительство Нижегородской области Постановление от 28 октября 2013 г. № 780 Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 - 2016 годы» 2014 -2016 гг. 1,28 млрд. руб. Доходы Нижегородской области за 2014-2016 гг. (проект) 372,66 млрд. руб. за 2014-2016 гг. 1,28 млрд. руб - „ • 100% 372,66 млрд. руб = 0,34%

Государственная программа Челябинской области «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2014-2016 годы» 2014 -2016 гг. 0,1 млрд. руб. Доходы Челябинской области за 2014-2016 гг. (проект) 318,48 млрд. руб. за 2014-2016 гг. 0,1 млрд. руб - „ • 100% 318,48 млрд. руб = 0,03%

Повышению эффективности деятельности региональных институтов туризма будет способствовать разработанная в 2014 году «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года». Для обеспечения её успешного внедрения и в целях усиления методических подходов к оценке эффективности функционирования институтов индустрии туризма нам представляется целесообразным формирование соответствующей «дорожной карты», (названной в п.2.2. указанной стратегии). Последняя должна представлять собой план мероприятий по созданию благоприятных условий для предпринимательского климата и развития конкуренции в сфере туризма. Дорожная карта проекта «Создание благоприятных условий для предпринимательского климата и развития конкуренции в индустрии туризма» должна включать в себя: описание проекта; цели и обоснование проекта; план- график внедрения мероприятий; перечень документов, поддерживающих внедрение проекта; условия государственной поддержки (либо органов исполнительной власти субъекта РФ); функции соответствующих институтов индустрии туризма связанных с реализацией мероприятий по развитию туризма. Предполагаемое содержание дорожной карты проекта «Создание благоприятных условий для предпринимательского климата и развития конкуренции в индустрии туризма» для пилотного региона представлено в таблицах 3-6.

Таблица 3-Общее описание проекта

Реализация проекта призвана обеспечить разработку реестра туристских ресурсов региона и реестра объектов туристской инфраструктуры, нуждающихся в обустройстве и улучшении транспортных путей, а так же создание информационного банка данных по туристским ресурсам.

Проект призван содействовать развитию инфраструктуры туристского комплекса, созданию новых и улучшению существующих транспортных путей, объектов гостиничного фонда региона.

Внедрение проекта позволит обеспечить гостей и жителей РФ качественным и доступным отдыхом, будет способствовать созданию новых рабочих мест и повысит приток инвестиций в туристский бизнес.

т-ч и о В качестве контрольных показателей успешной реализации проекта выбрана доля туризма в валовом продукте региона (ВРП). Целевым ориентиром может служить доля поступлений от туризма , ориентировочно 6-8% ВРП.

Таблица 4-Цели проекта

Определение приоритетных направлений развития туристских ресурсов региона.

Формирование и ежегодное обновление плана создания инфраструктурных объектов региона, обеспечивающих предоставление туристских услуг.

Сокращение и оптимизация количества процедур для получения раз-

2 В настоящее время данный показатель по разным регионам колеблется от 4,8% до 5,6% [2].

решения на выезд и въезд в страну с учётом реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»

Совершенствование законодательной базы, обеспечивающей функционирование предприятий и организаций индустрии туризма и координацию деятельности её институтов.

Привлечение новых инвестиций по ско-рекреационных и автотуристских кластеров.

созданию турист-

Улучшение предпринимательского климата в сфере туризма.

Таблица 5-Создание на территории пилотного региона диверсифицированных, конкурентоспособных объектов туристской индустрии_

Цели подпроекта

1.Создание на территории региона конкурентоспособных и диверсифицированных объектов туристской индустрии, с высоким уровнем сервиса, опирающихся на уникальные природные ресурсы.

2.Формирование и продвижение в РФ и мире турист-ско-рекреационных брендов пилотного региона.

Мероприятия подпро-

екта

1. Совершенствование туристской инфраструктуры в части обустройства и улучшения транспортных путей.

2.Создание и расширение сети современных туристских кластеров.

3.Реконструкция действующего фонда средств размещения и строительство новых объектов туристского размещения._

тв.

рок

Основные показатели приток туристов, доля поступлений от туризма в валовом региональном продукте (ВРП)

Внесение изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации о туристской деятельности и нормативной базы осуществления предпринимательской активности в сфере туризма

Внесение изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации _ Таблица 6-Инвестиционные проекты по созданию инфраструктурных объектов региона, обеспечивающих предоставление туристских услуг

Цели подпроекта 1. Создание турист-ско-рекреационных и автотуристских кластеров, например «Седой Урал», «Аркаим - загадка цивилизаций», «Национальный парк Зюраткуль», «Тага-найские тропы», «Сугомакская поляна», «Каменные чаши Шихана», «По яшмовому поясу Урала (самоцветы озера Аушкуль)»

Мероприятия подпроекта

1.Разработка комплекса типовых проектов- шаблонов объектов туристской инфраструктуры

2.Разработка проектов по созданию автотуристских кластеров

3. Перечень мер по упрощению процеду-

тв.

рок

ры согласования и зем-леотведения под гостиничные объекты 4. Разработка проектов по строительству гостиничных комплексов (в том числе в сельской местности)

Основные показатели приток туристов, доля поступлений от туризма в валовом региональном продукте (ВРП) Внесение изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации о туристской деятельности и нормативной базы осуществления предпринимательской активности в сфере туризма Внести изменения в Градостроительный Кодекс Российской Федерации

Предложенная дорожная карта требует дальнейшей доработки с учетом привязки к конкретному региону и расширения содержания при введении дополнительных разделов, а так же уточнения ответственных структур за внедрение отдельных положений, включая действующие институты индустрии туризма.

Библиографический список

1. Темный Ю.В. Экономика туризма [Текст]: учебник / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. - М.: Финансы и статистика, 2010.- 447 с.: ил.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р г. Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»

3. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли [Текст] : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: МарТ, 2010.- 446 с.: ил. - (Туризм и сервис).

4. Продукт информационного агентства «INFOLine»: «Инвестиционные проекты. 130 строящихся и проектируемых гостиничных объектов РФ. Описание 2012 года. Демонстрационная версия»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5Карпушкина А. В. Институциональная среда социально-трудовых отношений (региональный аспект): монография. [Текст] / А. В. Карпуш-кина.- Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.-234с

6.Правительство Российской Федерации Постановление от 2 августа 2011 г. № 644 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»

7.Постановление от 7 октября 2011 г. № 476-пп Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы»

8.Правительство Московской области Постановление от 29 августа 2012 г. № 1068/32 Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Формирование туристской инфраструктуры и раз-

витие туризма в Московской области на 2013-2018 годы» 9.Правительство Калининградской области Постановление от 22 февраля 2007 г. № 69 О целевой программе Калининградской области «Развитие калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы»

10. Администрация Костромской области Постановление от 4 октября 2012 г. № 394-а Об утверждении областной целевой программы «Государственная поддержка развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области на 2013-2016 годы»

11. Правительство Нижегородской области Постановление от 28 октября 2013 г. № 780 Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 - 2016 годы»

12.Государственная программа Челябинской области «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 20142016 годы»

13.Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012)

Bibliography

1. Temnyi Y. Tourism economy [Text]: a tutorial / Y. Temnyi, L.R. Tem-naya. - M.: Finance and Statistics, 2010.- 447

2. Order of the Government of the Russian Federation dated May 31, 2014 N 941-p Moscow " Approval of the Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period till 2020"

3. Ushakov D.S. Economics of tourism industry [Text]: Proc. allowance. -Rostov N/ A .: March, 2010.- 446 with .: il.- (Tourism and Services).

4. Product of Information Agency «INFOLine»: «Investment projects. 130 under construction and planned hotel projects of the Russian Federation. Description 2012. The demo version"

5. Karpushkina A. V. Institutional environment of social and labor relations (regional aspect): monograph. [Text] / A.V. Karpushkina.- Chelyabinsk: Publishing Center SUSU, 2011.-234

6. Pravitelstvo Russian Federation Decree of August 2, 2011 № 644 On the federal target program "Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011 - 2018)"

7. Postanovlenie October 7, 2011 № 476 On approval of claims State program of the city of Moscow "Development of recreation and tourism in the years 2012-2016"

8. Pravitelstvo Moscow Region Decree of August 29, 2012 № 1068/32 On approval of the long-term program of the Moscow region, "Formation of the tourism infrastructure and tourism development in the Moscow region in 20132018 years"

9. Pravitelstvo Kaliningrad Oblast Decree of February 22, 2007 № 69 On

Target Program of Kaliningrad region "Development of the Kaliningrad region as a tourist center for 2007-2014"

10. Administration of Kostroma Region Decree of October 4, 2012 № 394 On approval of a regional target program "State support of domestic tourism in the Kostroma region for 2013-2016"

11. The Government of the Nizhny Novgorod Region Decree of October 28, 2013 № 780 On approval of the state program "Entrepreneurship Development and Tourism Nizhny Novgorod region for 2014 - 2016"

12. The state program of the Chelyabinsk Region "Development of tourism and recreational activities in the Chelyabinsk region in 2014-2016"

13. Federal Law of24.11.1996 N132-FZ (as amended. From 03.05.2012) "On the basis of tourist activity in the Russian Federation" (as amended. & Accessories. Entering into force from 01.11.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.