Научная статья на тему 'Модель реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущего офицера МВД России'

Модель реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущего офицера МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононов Алексей Николаевич

В статье рассматривается сущность и структура модели реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров. Методологической основой работы выступали положения исследований работы по методологии и методике исследований в педагогической науке, труды по проблемам правового воспитания, труды по проблемам правового воспитания военнослужащих. Предложенный анализ позволяет установить сущность и структуру модели совершенствования правового воспитания будущих офицеров. Результатами исследования являются теоретические положения, которые можно использовать в современной военной педагогике и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL IMPLEMENTATION PEDAGOGICAL SUPPORT FUTURE IMPROVEMENT OF LEGAL EDUCATION OFFICER MIA RUSSIA

The article considers the essence and structure of the model the implementation of pedagogical support to improve legal education of future officers. Methodological basis of the position advocated research work on methodology and research methods in teaching science, works on problems of legal education, works on problems of legal education of servicemen. Proposed analysis allows to establish the nature and structure of the model for improving legal education of future officers. Results of research are theoretical positions that can be used in modern military pedagogy and educational practice.

Текст научной работы на тему «Модель реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущего офицера МВД России»

УДК 378.02

А.н. Кононов МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и структура модели реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров. Методологической основой работы выступали положения исследований работы по методологии и методике исследований в педагогической науке, труды по проблемам правового воспитания, труды по проблемам правового воспитания военнослужащих. Предложенный анализ позволяет установить сущность и структуру модели совершенствования правового воспитания будущих офицеров. Результатами исследования являются теоретические положения, которые можно использовать в современной военной педагогике и образовательной практике.

Ключевые слова: правовое воспитание, педагогическое сопровождение, совершенствование, модель, будущие офицеры.

Alexey Kmonov MODEL IMPLEMENTATION PEDAGOGICAL

SUPPORT FUTURE IMPROVEMENT OF LEGAL EDUCATION OFFICER MIA RUSSIA

Annotation. The article considers the essence and structure of the model the implementation of pedagogical support to improve legal education offuture officers. Methodological basis of the position advocated research work on methodology and research methods in teaching science, works on problems of legal education, works on problems of legal education of servicemen. Proposed analysis allows to establish the nature and structure of the model for improving legal education of future officers. Results of research are theoretical positions that can be used in modern military pedagogy and educational practice. Keywords: legal education, pedagogical support, improvement, model, future officers.

В начале хотелось бы отметить, что под педагогическим сопровождением совершенствования правового воспитания в военном вузе мы понимаем систему профессиональной деятельности профессорско-преподавательского и командного состава, направленную на создание и использование педагогических условий и средств, для результативного воспитания и развития правосознания будущих офицеров. Прежде чем рассматривать сущность и структуру модели реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров, необходимо дать характеристику подходов, с помощью которых изучается выше озвученная проблема. Совершенствование правового воспитания курсантов в настоящее время решается с позиций системно-деятельностного, личностно ориентированного, контекстного и других подходов.

Личностно ориентированный подход позволяет формировать правовое воспитание с акцентом на личность, учитывая при этом индивидуальные особенности курсантов. В рамках этого подхода необходимо учесть и изучить имеющийся у курсантов личностный опыт, попытаться установить на занятиях доверительно-уважительную атмосферу, помочь курсантам определить и раскрыть их возможности, обнаружить в себе уверенность и самореализоваться.

Контекстный подход определяет ориентацию учащихся военных вузов на будущую военно-профессиональную деятельность, моделируемую в образовательном процессе посредством использования системы традиционных и активных форм и методов обучения и, соответственно, максимально схожую с профессиональной. Эта модель демонстрирует будущим офицерам, что входит в профессиональную деятельность, давая возможность соединить воедино сведения об отдельных сторонах профессиональной деятельности, получаемые в ходе изучения различных учебных дисциплин.

© Кононов А.Н., 2014

Наличие разных методологических подходов, применяемых в процессе реализации данной модели, обусловлено тем фактом, что получение требуемого результата возможно только при использовании их в совокупности. Кроме того, в таком случае будет возможна организация формирования правового воспитания как единого процесса, который базируется на специально организуемой деятельности, осуществляемой в процессе профессиональной подготовки, и отражает взаимодействие учащихся и преподавателей.

Деятельностный подход основывается на идеях В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Использованию данного подхода при формировании правового воспитания курсантов сопутствует активное участие главных субъектов образовательного процесса, которые принимают участие в разнообразных видах деятельности [5].

Системный подход предоставляет возможность для разработки структурно-функциональной модели процесса формирования правового воспитания учащихся военных вузов, с помощью, которой, в свою очередь, определяются возможности процесса обучения формированию правового воспи-тания курсантов, а также поиска способов увеличения результативности работы в этом направлении.

Г.Н. Сериков [7] выделил несколько положений, касающихся системного подхода. К процессу формирования правового воспитания курсантов следует подходить как к педагогической системе, используя при этом первые два положения, сформулированные этим ученым.

При проведении теоретического исследования появляется возможность с помощью моделирования конструировать новое, ранее несуществующее. По определению В.В. Краевского, модель является средством научного познания, которое создано по особым правилам и характеризуется эв -ристическими свойствами [7]. Конструирование такой модели - первое условие движения от абстрактного к конкретному в теоретическом исследовании, а также способ теоретического воспроизведения цельного объекта в сознании.

На основании сказанного выше можно выделить следующие основные этапы моделирования педагогического процесса:

1) определение специфических особенностей реальных процессов и их направлений развития;

2) формулирование ключевой идеи обновления и ее аргументация;

3) мысленная компоновка преобразуемых объектов.

Осуществляемые этапы моделирования обуславливают наличие у модели четырех специфических особенностей:

1) объективное соответствие моделируемому объекту;

2) способность заменять изучаемый объект на некоторых этапах его изучения;

3) способность предоставлять в процессе проведения исследования сведения, которые можно проверить опытным путем;

4) присутствие строгих правил, касающихся перехода от модельной информации (полученной в ходе изучения модели) к информации о самом моделируемом объекте.

Человек преобразует условия существования объекта, после чего преобразования продолжа-ются уже без его воздействия. Поэтому материальные модели не зависят от осуществляемой им дея-тельности, функционируя согласно естественным законам своего природного бытия.

Процесс правового воспитания курсантов, являющийся предметом нашего исследования, изменяется с течением времени. Причиной тому являются изменения, происходящие в развитии общества и в образовательной системе за счет перехода на обучение по программам ФГОС ВПО третьего поколения. Отсюда следует, что отличительным признаком созданной модели является динамичность.

При этом для этого вида моделирования требуется структурная схожесть систем отношений модели и оригинала.

В свою очередь, функциональная модель определяется как копирующая поведение (функцию) оригинала. При этом структурные или функциональные модели в чистом виде существуют крайне редко. Чаще всего исследователь занимается смешанными моделями, что имеет свое объяснение. К примеру, наш выбор обуславливается многоаспектным, комплексным характером большей части встающих перед нами задач [3].

Кроме того, смешанная модель имеет свое деление: выделяют структурно-функциональную и функционально-структурную модели.

Модель будет структурно-функциональной, если, руководствуясь структурной схожестью, возможно получение точных или по крайней мере высоко вероятных функций оригинала и модели. Если же возможно получение лишь правдоподобных, но недостоверных выводов о структурной схожести модели и оригинала, будет иметь место функционально-структурная модель [3].

Итак, с точки зрения характера воспроизводимых сторон оригинала сконструированная нами модель формирования правового воспитания курсантов согласно классификации Б.А. Глинских является структурно-функциональной [4].

С помощью методов системного подхода можно рассмотреть модель, выступающую объектом исследования, как совокупность структурных компонентов и функциональных связей, определяющих единство, устойчивость и внутреннюю организацию данного объекта.

Структурные компоненты выступают в качестве основных характеристик педагогической системы, вместе доказывающих факт их существования и отличающих от остальных (непедагогических) систем [6]. Добавим также, что посредством этих компонентов показывается внутренняя организация составляющих данного процесса: цели, содержания главных идей формирования правового воспитания учащихся, организационных форм, методов и средств, применяемых основными субъектами образовательного процесса. Именно благодаря структуре осуществляется непрерывное взаимодействие системных элементов [9].

Г.Н. Сериков утверждает, что моделям присущи все характерные особенности систем как таковых [7]. Изучив построение моделей педагогических процессов и соглашаясь с его мнением, назовем следующие отличительные черты разработанной модели:

- единство - итог действия разнообразных факторов не равен их алгебраической сумме;

- открытость - среда находится в тесной взаимосвязи со всеми компонентами системы, которые организуют ее в соответствии с целями;

- уровневость - соответствие курсантов требуемому уровню сформированное™ правового воспитания, переход с одного уровня на другой;

- искусственность - модель сконструирована исследователем;

- динамичность - являясь моделью процесса, имеет возможность преобразования составных элементов модели и их связей.

Процесс совершенствования правового воспитания курсантов является сквозным, интегрированным. Согласно описанным выше подходам, которые применяются в рамках данного процесса, содержание процесса структурируется так, чтобы находилось в зависимости от одной интегрирующей цели - формирования офицерской личности. Вместе с тем развитие правового воспитания происходит с помощью развертывания присутствующих в субъектном опыте учащихся знаний и способов изучения правовой и социальной действительности.

В основе модели формирования правового воспитания курсантов лежит ряд принципов, а именно: цельности процесса правового воспитания, уважительного отношения к правовым нормам, межпредметной интеграции, гуманизации, учета индивидуальных особенностей индивида, приобре-

тения знаний правового характера посредством восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному с постепенным углублением, увеличением содержательной наполненности и конкретизацией учебного материала.

При конструировании модели стремились к воплощению идеи, когда изучение курсантом учебного материала (правовых понятий, представлений о культурной стороне рассматриваемых процессов) происходит параллельно овладению способами его освоения. Модель формирования правового воспитания опирается на витагенный опыт учащихся. Работая над моделью, мы принимали во внимание особенности процесса формирования правового воспитания курсантов, а также тот факт, что во время этого процесса кроме непосредственного получения индивидом необходимых знаний правового характера и усвоения социально-правовых ролей, видов, норм и стереотипов поведения, он погружается в ценностное пространство, которым пронизан каждый правовой феномен [8].

Единство и результативность процесса формирования правового воспитания курсантов достигаются благодаря тесной взаимосвязи между всеми компонентами модели и учету воздействия разнообразных разрушающих факторов. Системообразующим компонентом в созданной нами модели выступает содержание.

Таким образом, данные компоненты лежат в основе модели формирования правового воспитания курсантов. Поскольку все они равнозначны, то их воплощение в образовательном процессе военного института МВД РФ должно осуществляться одновременно.

Для совершенствования правового воспитания будущих офицеров была сконструирована мо -дель (см. рис.), включающая в себя два блока элементов:

- структурные (содержание, формы, методы, средства);

- функциональные (целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, результативный, рефлексивно-прогностический).

Таким образом, у всех элементов модели имеется своя цель, направленная на формирование правовой воспитанности выпускника военного вуза, и соответственно - содержание, включающее главные идеи правового образования, в состав которого, в свою очередь, входят организационные формы, методы и средства, обеспечивающие результативность организации процесса формирования правовой воспитанности.

Содержание разработанной нами модели формирования правового воспитания курсантов включает такие составляющие, как целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, технологический, результативный и прогностический компоненты, которые выполняют познавательную, развивающую, ценностно-ориентированную и практическую функции. Рассмотрим подробнее названные составляющие.

Целевой компонент отвечает за формирование в условиях образовательного процесса, осуществляемого в военном вузе, такого уровня правового воспитания курсантов, который требуется для эффективного выполнения ими в будущем служебно-боевой деятельности, а также в повседневной жизни.

Целесообразность и эффективность педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров обеспечивается совокупностью следующих групп педагогических условий: нормативно-правовыми, мотивационно-кадровыми, научно-методическими, материально-техническими, организационными. Определение комплекса педагогических условий, способствующих эффективности педагогического сопровождения процесса совершенствования пра-вового воспитания будущих офицеров в условиях военного образования, основывается на положениях официального заказа на подготовку профессионалов, способных к офицерской деятельности.

В

К &

*

О т

о

Ё о

о м

о

«

о

1-4

о

государственный заказ

Компоненты

31

Целевой компонент

Задачи Принципы Условия

Мотивационно-ценностный компонент

Содержательный компонент

Технологический компонент

Методы обучения и воспитания Средства, применяемые в процессе правового воспитания Формы, применяемые в процессе правового воспитания

Мониторинг +

Результативный компонент

Критерии оценки

Показатели

Уровни сформированное™ правового воспитания

Высокий

Средний +

Низкий

Рефлексивно-прогностический компонент

Рис. 1. Модель реализации педагогического сопровождения правового воспитания будущих офицеров

Модель реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров опиралась на следующие принципы: системность, правовая направленность, контекстный подход, комплексность.

Мотивационно-ценностный компонент определяет возникновение правовых потребностей и соответствующей им мотивации учащихся к правовому воспитанию, предполагает разработку системы стимулов активизации правового сознания индивида. При этом было принято решение условно разделить процесс формирования правового сознания на два этапа:

- усвоение правовых знаний;

- трансформация их в убеждения, профессиональные и жизненные принципы.

В процессе изложения материала по правовым вопросам педагог должен акцентировать вни-

мание учащихся на ценностном наполнении их содержания, а также практической значимости нормативных положений. Необходимо подать материал таким образом, чтобы он был наглядным, имел достаточно яркий характер и оказывал воздействие на эмоциональную сферу курсантов.

Содержательный компонент направлен на следование принципам научности, историзма, гу-манистичности, системности, единства и преемственности, связи с правоприменительной практикой. Этот компонент также основывается на сведении воедино требований, в данном случае к указанным выше добавляются требования федерального государственного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, квалификационных требований.

Технологический компонент включает в себя формы, средства и методы при формировании профессиональной компетентности курсантов, применяемые в процессе правового воспитания

Результативный компонент используется для определения наличия или отсутствия соответствия содержания и способов педагогической деятельности индивида сформулированным целям. Здесь используется объективная оценка эффективности формирования правового воспитания курсантов, в случае необходимости используемая для внесения корректировок в данный вопрос.

Рефлексивно-прогностический компонент - дается прогноз эффективности применения полученных знаний в области права в процессе служебно-боевой деятельности.

В правовом воспитании курсантов были выделены следующие критерии его сформированно-

сти:

- познавательный (знание и понимание правовых норм, их научность, системность, полнота);

- мотивационно-ценностный (осознание важности права для функционирования всего государства, общества, преобразование правовых знаний в личные убеждения);

- деятельностный (способность к использованию знаний правового характера в будущей служебно-боевой деятельности офицера, соответствие поведения курсанта требованиям уставов, правовым нормам и установкам).

Отметим два важных момента разработки модели формирования правового воспитания курсантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Выбирая теоретико-методологическую стратегию формирования правового воспитания курсантов, мы остановились на системно-деятельностном подходе, заключающемся в гармоничном сочетании системного и деятельностного подходов. При этом с помощью системного подхода была разработана структурно-функциональная модель процесса формирования правового воспитания кур -сайтов, а посредством деятельностного - организован данный процесс, в котором активное участие приняли основные субъекты процесса обучения в военном вузе.

2. Осуществление формирования правового воспитания курсантов может проходить при помощи специально разработанной структурно-функциональной модели.

Завершая рассмотрение теоретико-методологических основ исследования формирования пра-вового воспитания курсантов, отметим, что на сегодняшний день в правоведении, педагогике, философии, культурологии и психологии накоплен весьма ценный материал, способствующий изучению главных аспектов существующей проблемы.

В процессе формирования правового воспитания курсантов выполнение роли методологических ориентиров мы возложили на главные положения названных наук о воспитании как исторически активной творческой деятельности индивида и его становлении в ходе данной деятельности; о единстве поведения и сознания; о личности в качестве субъекта педагогических отношений и собственной жизни, высшей ценности и самоценности [5].

Изучив и проанализировав мнения ученых, разрабатывающих вопросы правового воспитания курсантов, мы сделали вывод, что современные гуманитарные науки толкуют данный термин неод-

нозначно. Было принято во внимание несколько моментов, касающихся правового воспитания обучающихся:

- может быть выражено в виде двух элементов - личностного и творческого;

- представляет собой составляющую правового воспитания общества, зависящую от него и при этом являющуюся ее созидательным началом;

- можно рассматривать в качестве степени и характер ее правового становления;

- базируется на позитивном правосознании, воплощающемся в совершении активных действий.

Процесс осуществления правового воспитания курсантов имеет свои особенности. Прежде всего, они обуславливаются большим значением воинской деятельности для общества, высокой степенью ответственности за действия при выполнении воинского долга, как собственные, так и подчиненных, за грамотное обращение с вверенными в пользование боевой техникой и оружием, а также выполнением учебных и боевых задач точно и в срок.

Следующей особенностью является тот факт, что углубление общих и военно-профессиональных знаний укрепляет связи мировоззрения военнослужащих с ценностной направленностью их правосознания, которая обнаруживается в исполнительности при осуществлении своих профессиональных обязанностей.

Наконец, третья особенность правового воспитания курсантов состоит в том, что смысл некоторых норм права, регулирующих воинскую деятельность, меняется при усложнении характера этой деятельности; при этом они становятся более тесно связаны с нравственными регуляторами профессиональных взаимоотношений [7].

Для совершенствования правового воспитания будущих офицеров была сконструирована мо -дель, включающая в себя два блока элементов:

- структурные (содержание, формы, методы, средства);

- функциональные (целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, результативный, рефлексивно-прогностический).

Таким образом, правовое воспитание мы будем определять как систему мер, которые ориентированы на формирование правовых норм, идей, принципов, заключающих в себе культурные ценности мирового и национального масштаба.

Целью правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.

Теоретические основы исследования процесса формирования правового воспитания курсантов внутренних войск позволили осуществить экспериментальную работу по формированию правового воспитания курсантов военного института МВД России.

Таким образом, у всех элементов модели имеется своя цель, направленная на формирование правовой воспитанности выпускника военного вуза, и, соответственно, содержание, включающее главные идеи правового образования, в состав которого, в свою очередь, входят организационные формы, методы и средства, обеспечивающие результативность организации процесса формирования правовой воспитанности и совершенствования правового воспитания в целом.

Библиографический список

1. Баранов П.П. Профессиональное правосознание и поведение работников правоохранительных органов // Личность и власть. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1995. - С. 58-67.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные теории обучения / В.П. Беспалько. - М., 1995. - 336 с.

3. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг [и др.]. - М.: Наука, 1973. -270 с.

4. Глинских Б. А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический подход) / Б. А. Глинских. - М.: МГУ, 1965. - С. 206.

5. Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. - М., 1983. - С. 17-24.

6. Егоров В.В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. / В.В. Егоров [и др.]. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 317 с.

7. Кононов А.Н. Роль правового воспитания в формирования научного мировоззрения курсантов // Право и образование. - 2012. - № 2. - С. 78-85.

8. Краевский В.В. Моделирование в педагогических // Введение в научные исследования по педагогике. -М.: Просвещение, 1988. - С. 107.

9. Наумов П.Ю. Изучение проблем влияющих на образовательный процесс в ВОУВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа): монограф. / П.Ю. Наумов [и др.]. - Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science & Innovation Center, 2012. - 128 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.