Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ / ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косикова Светлана Валерьевна

Актуализируется проблема обеспечения непрерывности образовательной деятельности в педагогической системе общего образования с целевым ориентиром на учебную самостоятельность обучающихся. В условиях дискретности российской образовательной системы этап перехода школьника из начальной школы в основную школу определяется автором как стратегически важный период в решении обозначенной проблемы, заключающийся в создании на переходном этапе общего образования комплекса организационно-педагогических условий, рассматриваемых как совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательной деятельности, направленной на непрерывное развитие учебной самостоятельности обучающихся. Научная новизна исследования, проведенного автором, заключается в разработке модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся, включающей концептуальный, содержательно-деятельностный и результативный модули. Особенностью авторской модели является интеграция функциональных блоков, которые взаимодействуют друг с другом посредством разработанных механизмов и инструментов реализации и показывают, какие организационно-педагогические условия должны быть выполнены, чтобы задачи были решены и функции, описываемые блоками, осуществились. Цель статьи заключается в описании модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития самостоятельности обучающихся в учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную школу. В результате экспериментальной проверки модели доказано, что выявленный автором комплекс организационно-педагогических условий (управленческих, методических, проектировочных, технологических) обеспечивает непрерывность учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования. Исследование проводилось методом естественного эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы, результаты которой подтверждены статистическими данными. Статья предназначена для исследователей, специалистов в области педагогики, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONTINUOUS DEVELOPMENT OF LEARNING INDEPENDENCE OF STUDENTS

The author actualizes the problem of ensuring the continuity of educational activity in the pedagogical system of general education with a target focus on the educational independence of students. In the context of the discreteness of the Russian educational system, the stage of the student’s transition from primary school to basic school is defined by the author as a strategically important period in solving the indicated problem, which consists in creating a complex of organizational and pedagogical conditions at the transitional stage of general education, considered as a combination of external and internal circumstances of educational activity, aimed at the continuous development of educational independence of students. The scientific novelty of the research carried out by the author lies in the development of a model for the implementation of organizational and pedagogical conditions for the continuous development of educational independence of students, including conceptual, content-activity and effective modules. A feature of the author’s model is the integration of functional blocks that interact with each other through the developed mechanisms and implementation tools and show what organizational and pedagogical conditions must be met in order for the tasks to be solved and the functions described by the blocks to be realized. The purpose of the article is to describe a model for the implementation of organizational and pedagogical conditions for the continuous development of students’ independence in educational activities at the stage of transition from primary school to basic school. As a result of the experimental verification of the model, it was proved that the complex of organizational and pedagogical conditions (managerial, methodological, design, technological) identified by the author ensures the continuity of the student’s educational independence during his transition from the primary to the basic level of general education. The study was carried out by the method of natural experiment within the framework of experimental work, the results of which are confirmed by statistical data. The article is intended for researchers, specialists in the field of pedagogy, practicing teachers, students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 373. 4

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-25-32

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С. В. Косикова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Актуализируется проблема обеспечения непрерывности образовательной деятельности в педагогической системе общего образования с целевым ориентиром на учебную самостоятельность обучающихся. В условиях дискретности российской образовательной системы этап перехода школьника из начальной школы в основную школу определяется автором как стратегически важный период в решении обозначенной проблемы, заключающийся в создании на переходном этапе общего образования комплекса организационно-педагогических условий, рассматриваемых как совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательной деятельности, направленной на непрерывное развитие учебной самостоятельности обучающихся. Научная новизна исследования, проведенного автором, заключается в разработке модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся, включающей концептуальный, содержательно-деятельност-ный и результативный модули. Особенностью авторской модели является интеграция функциональных блоков, которые взаимодействуют друг с другом посредством разработанных механизмов и инструментов реализации и показывают, какие организационно-педагогические условия должны быть выполнены, чтобы задачи были решены и функции, описываемые блоками, осуществились. Цель статьи заключается в описании модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития самостоятельности обучающихся в учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную школу. В результате экспериментальной проверки модели доказано, что выявленный автором комплекс организационно-педагогических условий (управленческих, методических, проектировочных, технологических) обеспечивает непрерывность учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования. Исследование проводилось методом естественного эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы, результаты которой подтверждены статистическими данными. Статья предназначена для исследователей, специалистов в области педагогики, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, организационно-педагогические условия (управленческие, методические, проектировочные, технологические), модель.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил «учебную самостоятельность» в качестве такого образовательного результата, который должен развиваться у обучающихся на протяжении всего обучения в школе [1]. С внедрением ФГОС основного общего образования переходный этап общего образования (этап перехода обучающихся с начального на основной уровень общего образования) становится стратегически важным этапом в решении проблемы обеспечения непрерывности образовательной деятельности с целевым ориентиром на развитие учебной самостоятельности обучающихся.

Учебная самостоятельность (с точки зрения автора) - интегративное качество личности обучающегося, которое характеризуется способностью проявлять в учебной деятель-

ности инициативу и применять без сторонней помощи умения: ставить цель, выполнять операции, контролировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

Одним из направлений современных исследований в решении проблемы учебной самостоятельности обучающихся на уровне общего образования является изучение условий преемственности уровней общего образования и разработка педагогического обеспечения данного процесса. Проведенный анализ диссертационных исследований (Т. В. Лефтерова, Л. Г. Петерсон, М. Н. Ивановой, О. А. Рыдзе, С. В. Гильмутдиновой, Р. Ф. Швецовой, М. М. Исаевой, А. В. Невзоровой, Н. М. Скрипник, М. Ю. Стецевич, Т. С. Котляровой, А. К. Орешкиной, В. Н. Просвиркина, Н. В. Астрецовой и др.), посвященных разным аспектам преемственности уровней общего образования в вопросах развития учебной самостоятельности обучающих, позволил установить, какие условия обеспечивают непрерывный процесс перехода обучающихся из начальной в основную школу и способствуют развитию личностных качеств обучающихся.

А. К. Орешкина [2] необходимым условием преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования считает системную соподчиненность структурных подразделений и образовательных уровней. М. Ю. Стецевич [3] утверждает, что активизация институциональных ресурсов на смежных уровнях общего образования, рассматриваемых ею как педагогическое обеспечение образовательного процесса, позволит обеспечить в освоении школьниками образовательных результатов. Т. С. Котлярова [4] убеждена в необходимости осуществления комплексного процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленной на присвоение обучающимися личностных новообразований. Среди педагогических условий обеспечения данного процесса М. М. Исаева [5] называет средства и методы создания образовательной среды, побуждающие школьников к самостоятельности совершаемых действий без принуждения извне. Е. В. Юшкевич [6] утверждает, что педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся заключается в обеспечении внутреннего преобразования обучающимися самих себя, связанное с повышенным ощущением собственной субъектности и проектированием хода собственного развития. По Р. Н. Москалевой [7], в результате такого проектирования сохраняется оптимальное общее развитие обучающихся, обеспечивается их самореализация в учебной деятельности, изменяются личностные характеристики, сформированностью которых определяется развитие учебной самостоятельности обучающихся.

Таким образом, современные исследователи определяют перечень условий (организационных и педагогических), необходимых для обеспечения преемственности смежных уровней образования и непрерывного развития личностных качеств обучающихся. Обозначенные позиции имеют решающее значение для данного исследования, однако не представляют комплексного решения изучаемой проблемы.

Поэтому для решения обозначенной выше проблемы необходимо создание на переходном этапе общего образования комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающего непрерывность процесса развития учебной самостоятельности обучающихся. Все это обусловило потребность в разработке соответствующей модели. Целью проведенного исследования стало моделирование способов реализации комплекса организационно-педагогических условий непрерывного развития самостоятельности школьника в учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную школу.

Являясь основным понятием метода моделирования, модель предполагает целостное видение исследуемого объекта, позволяет четко показать его структуру, выявить связи между структурными элементами, их существенные признаки. Следовательно, моделирование помогает создать целостную картину о педагогической системе переходного эта-

па общего образования, систематизируя знания о ее компонентах и раскрывая связи между ними.

Цель создания и использования модели - обеспечить непрерывное развитие учебной самостоятельности обучающихся на переходном этапе общего образования. Разработанная модель непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся на переходном этапе общего образования (далее - Модель) включает три модуля: концептуальный, содер-жательно-деятельностный и результативный. Рассмотрим их содержание.

Концептуальный модуль состоит из нормативного и теоретико-методологического компонентов.

При выделении нормативного компонента мы основывались на требовании государства и общества к результату обучения на уровне общего образования, представленном в национальном проекте «Образование», ФГОС НОО и ФГОС ООО, трактуемого как «учебная самостоятельность».

Теоретико-методологический компонент включает интеграцию методологических подходов [8], а именно: 1) системный подход (И. В. Блауберг, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов и др.) обеспечивает реализацию организационных (управленческих) условий, позволяет представить непрерывный процесс развития учебной самостоятельности обучающихся на переходном этапе общего образования как педагогическую систему; 2) системогенетический подход (А. В. Карпов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.) обеспечивает реализацию управленческих (методических) условий, позволяет обеспечить единство педагогических действий учителей смежных уровней общего образования, направленных на непрерывное развитие учебной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности; 3) ситуационно-средовой подход (В. В. Рубцов, В. А. Ясвин и др.) обеспечивает реализацию педагогических (проектировочных) условий, создает возможности для самоактуализации обучающихся в образовательной среде; 4) технологический подход (Л. В. Байбородова, В. И. Боголюбов, В. И. Загвя-зинский и др.) обеспечивает реализацию педагогических (технологических) условий с позиции учителя, позволяет конструировать учебную деятельность путем применения образовательных технологий; личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.) обеспечивает реализацию педагогических (технологических) условий с позиции обучающихся, способствует саморегуляции обучающихся в учебной деятельности.

Содержательно-деятельностный модуль является ключевым для создания на переходном этапе общего образования совокупности выявленных организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся. Поскольку считается, что смысловые части «организационные условия» и «педагогические условия» в составе «организационно-педагогических условий» равнозначны, в содержательно-деятельностном модуле Модели выделено два компонента: организационный и педагогический. В данном исследовании концептуальный принцип методологии функционального моделирования позволяет представить изучаемый процесс в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих изменения в педагогической системе переходного этапа общего образования.

Организационный компонент предназначен для демонстрации способов реализации организационных условий [9, с. 36], обеспечивающих управление педагогической системой на переходном этапе общего образования. Организационный компонент включает функциональные блоки организационного управления и методического взаимодействия и показывает, какие организационные условия должны быть выполнены.

Педагогический компонент предназначен для демонстрации способов реализации педагогических условий [10, с. 11], обеспечивающих совокупность потенциальных возмож-

ностей образовательной среды переходного этапа общего образования в достижении поставленной цели. Педагогический компонент включает функциональные блоки средового содержания и педагогического взаимодействия и показывает педагогические условия, способствующие решению задач и функций, описываемых данными блоками.

Охарактеризуем функциональные блоки, обеспечивающие реализацию на переходном этапе общего образования комплекса организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности.

Блок организационного управления направлен на решение задач по упорядочиванию совместной деятельности учителей начальной и основной школы в осуществлении преемственности между уровнями общего образования. В представленном блоке раскрываются два аспекта - организация и контроль, в связи с этим предлагаются две группы задач, методов и форм, которые в совокупности представляют собой управленческие условия. Механизмом реализации управленческих условий определена «интеграция» образовательных структур на переходном этапе общего образования. В качестве инструмента механизма интеграции разработана программа «Непрерывное развитие учебной самостоятельности: переходный этап общего образования» [11, с. 252]. Контроль результата совместной деятельности предполагает внедрение мониторинга, включающего поэтапное выполнение оценочных действий: 1) сбор информации; 2) анализ и обработка данных; 3) прогнозирование дальнейшего развития учебной самостоятельности обучающихся; 4) выработка методических рекомендаций по коррекции образовательной деятельности на переходном этапе общего образования.

Блок методического взаимодействия направлен на решение задач по освоению теоретических основ развития учебной самостоятельности обучающихся, технологии педагогического проектирования, призванного обеспечить преемственную образовательную среду, отбору технологий, позволяющих гарантировать достижение результата планируемой деятельности. Содержание данного блока определяет взаимодействие учителей в рамках краткосрочного курса «Научим школьника учиться». Средством освоения содержания служит специально отобранная педагогическая информация, осваиваемая методами активизации деятельности, - проблемное изложение, мозговой штурм, взаимодействие, постановка вопросов, активные и исследовательские методы и др. - в интерактивных формах работы (практикумах, дебатах, семинарах, круглых столов, групповой работы и др.). В представленном блоке совокупность методов, форм и средств представляет собой методические условия, механизмом реализации которых, так же как и в блоке организационного управления, определена «интеграция» образовательных структур на переходном этапе общего образования.

Блок средового содержания направлен на решение задачи проектирования преемственной образовательной среды переходного этапа общего образования, представляющей совокупность возможностей для проявления преобразующей активности обучающихся, равноправных отношений в учебном процессе, самостоятельного усвоения способов учебных действий. Данная совокупность возможностей требует применения методов: стимулирования, мотивации, активного обучения и др.; метода субъектно-субъектного взаимодействия; системы методов проблемно-развивающего обучения. Данные методы являются проектировочными условиями, механизмом реализации которых определена «самоактуализация» обучающихся в образовательной среде.

Блок педагогического взаимодействия направлен на рациональную организацию учебной деятельности с опорой на технологический подход к обучению и усложнение форм учебной деятельности в 5-м классе основной школы. В представленном блоке педагогического взаимодействия раскрываются два аспекта - конструирование и координация,

в связи с этим предлагаются две группы задач, технологий, методов и форм, которые в совокупности представляют собой технологические условия. Первое технологическое условие - технология деятельностного метода, при котором ребенок добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Второе технологическое условие -технология учебного сотрудничества, которая предполагает групповое взаимодействие сверстников в учебной деятельности. Третье технологическое условие - технология разновозрастного обучения, которая применяется в силу изменения отношения младшего подростка к учебе, с применением методов групповой работы в формах разновозрастных уроков. Механизмом реализации технологических условий определен алгоритм саморегуляции обучающимися учебной деятельности. В данном алгоритме поэтапно описаны этапы саморегуляции: инициатива, затруднение, цель, способ, план, типовые задания, самостоятельная работа, самоконтроль и самооценка.

Результативный модуль представляет собой способ оценки эффективности реализации комплекса организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся. Поэтому был определен критерий - это непрерывность развития учебной самостоятельности обучающихся при их переходе с начального на основной уровень общего образования. Показатель данного критерия - сохранение уровня развития учебной самостоятельности, достигнутого в начальной школе.

Разработанная модель демонстрирует сложность организации процесса непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся на этапе их перехода от начального к основному общему образованию. Учитывая позицию О. М. Моисеевой о возможности решения исследовательской задачи путем применения специальных стратегий и в соответствии с модулями описанной выше модели, разработана «Программа непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся» (далее - Программа), этапами реализации которой стали управленческий, методический, средовой, технологический и диагностический. Обоснуем их назначение.

Управленческий этап реализации Программы заключался в утверждении стратегии и тактики реализации Программы, распределении прав, полномочий и ответственности между ее участниками, разработке нормативно-правовой документации к проведению опытно-экспериментальной работы. На методическом этапе была организована подготовка учителей, ведущих преподавание на смежных уровнях общего образования к развитию учебной самостоятельности обучающихся. Средовой этап был направлен на преобразование догматического характера образовательной среды школы в творческий характер. Технологический блок Программы основан на выполнении требования к соблюдению единого подхода к организации учебной деятельности на начальном и основном уровнях общего образования, суть которого состоит в овладении обучающимися элементами рационального учебного труда: мотивацией к учению, умениями определять цель деятельности, производить учебные действия, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности. Заключительным этапом реализации Программы стал диагностический этап, определивший эффективность разработанной модели и выполнения поставленных первоначально цели и задач.

Опираясь на выявленные в результативном модуле критерий и показатель оценки эффективности реализации комплекса организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся, произведен замер уровня учебной самостоятельности у выпускников начальной школы и у пятиклассника основной школы. Сопоставление результатов диагностик и установление динамики развития учебной самостоятельности обучающихся послужили основанием для формулирования заключения о наличии или об отсутствии в общеобразовательной организации преемственных связей

между смежными уровнями общего образования с целью обеспечения непрерывности развития личности обучающихся. Оценка эффективности реализации комплекса организационно-педагогических условий проводилась с использованием метода математической статистики. Т-критерий Вилкоксона выявил: 1) эмпирическое значение р = 0,007881 в контрольной группе (КГ) обучающихся подтвердил статистическую значимость изменений исследуемого показателя; 2) эмпирические значения р = 0,061934 и р = 0,506693 в экспериментальных группах (ЭГ) были зафиксированы в зоне незначимости (таблица).

Динамика развития учебной самостоятельности обучающихся при переходе с начального на основной уровень общего образования

Параметры сопоставления Образовательная организация - группы исследования

ЭГ КГ ЭГ

4-й класс 53 % 51 % 42 %

5-й класс 63 % 39 % 43 %

Динамика + 10 % -12 % +1 %

Т-критерий Вилкоксона 0,061934 0,007881 0,506693

Сохранение уровня учебной само стоятельно сти Сохранен Не сохранен Сохранен

Анализируя отсутствие статистически значимых различий между показателями развития учебной самостоятельности обучающихся после реализации комплекса организационно-педагогических условий с положительной динамикой и сохранением уровня учебной самостоятельности, сделан вывод об эффективности реализованной модели комплекса организационно-педагогических условий в экспериментальных группах.

Таким образом, на этапе перехода из начальной школы в основную должны быть созданы организационно-педагогические условия для обеспечения непрерывности образовательной деятельности с целевым ориентиром на учебную самостоятельность обучающихся. Описана модель реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся, включающая следующие группы условий: управленческие, методические, проектировочные, технологические. В ходе экспериментальной проверки была подтверждена эффективность разработанной модели, поскольку при создании комплекса выявленных условий была зафиксирована непрерывность учебной самостоятельности обучающихся при их переходе с начального на основной уровень общего образования.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. А. Саф-ронова, М. П. Антонова. М.: Просвещение, 2014. 48 с.

2. Орешкина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 504 с.

3. Стецевич М. Ю. Педагогическое обеспечение преемственности в освоении школьниками нравственных ценностей: дис. ... кан. пед. наук. Москва, 2015. 228 с.

4. Котлярова Т. С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: дис. ... кан. пед. наук. Омск, 2016. 227 с.

5. Исаева М. М. Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: дис. ... кан. пед. наук. Махачкала, 2009. 182 с.

6. Юшкевич Е. В. Педагогическое сопровождение саморазвития учащихся основной школы: дис. ... кан. пед. наук. Великий Новгород, 2020. 213 с.

7. Москалева Р. Н. Реализация принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики: дис. ... кан. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 211 с.

8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2005. 208 с.

9. Бочаров С. Н. Особенности проектирования управленческих механизмов // Ползуновский вестник. 2005. № 2. С. 35-40.

10. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

11. Косикова С. В. Программа непрерывного развития учебной самостоятельности школьника как система условий преемственности начального и основного уровней общего образования // Вестник ОГПУ 2018. № 3 (27). С. 244-258.

Косикова Светлана Валерьевна, старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ул. Сибирская, 24, Пермь, Россия, 614045). E-mail: kindell@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.03.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-25-32

MODEL OF IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONTINUOUS DEVELOPMENT OF LEARNING INDEPENDENCE OF STUDENTS

S. V. Kosikova

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russian Federation

The author actualizes the problem of ensuring the continuity of educational activity in the pedagogical system of general education with a target focus on the educational independence of students. In the context of the discreteness of the Russian educational system, the stage of the student's transition from primary school to basic school is defined by the author as a strategically important period in solving the indicated problem, which consists in creating a complex of organizational and pedagogical conditions at the transitional stage of general education, considered as a combination of external and internal circumstances of educational activity, aimed at the continuous development of educational independence of students. The scientific novelty of the research carried out by the author lies in the development of a model for the implementation of organizational and pedagogical conditions for the continuous development of educational independence of students, including conceptual, content-activity and effective modules. A feature of the author's model is the integration of functional blocks that interact with each other through the developed mechanisms and implementation tools and show what organizational and pedagogical conditions must be met in order for the tasks to be solved and the functions described by the blocks to be realized. The purpose of the article is to describe a model for the implementation of organizational and pedagogical conditions for the continuous development of students' independence in educational activities at the stage of transition from primary school to basic school. As a result of the experimental verification of the model, it was proved that the complex of organizational and pedagogical conditions (managerial, methodological, design, technological) identified by the author ensures the continuity of the student's educational independence during his transition from the primary to the basic level of general education. The study was carried out by the method of natural experiment within the framework of experimental work, the results of which are confirmed by statistical data. The article is intended for researchers, specialists in the field of pedagogy, practicing teachers, students of pedagogical universities.

Keywords: educational independence, organizational and pedagogical conditions (managerial, methodological, design, technological), model.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Ed. I. A. Safronova, M. P. Antonova. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2014. 48 p. (in Russian).

2. Oreshkina A. K. Metodologicheskiye osnovy preyemstvennosti obrazovatel'nogo protsessa v sisteme nepreryvno-go obrazovaniya. Dis. ... dokt. ped. nauk [Methodological foundations of the continuity of the educational process in the system of lifelong education. Dis. doct. ped. sci.]. Moscow, 2009. 504 p. (in Russian).

3. Stetsevich M. Yu. Pedagogicheskoye obespecheniye preyemstvennosti v osvoyenii shkol'nikami nravstvennykh tsennostey. Dis. . kand. ped. nauk [Pedagogical support of continuity in the development of moral values by schoolchildren. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2015. 228 p (in Russian).

4. Kotlyarova T. S. Pedagogicheskoye upravleniye formirovaniyem universal'nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol'nikov. Dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical management of the formation of universal educational actions of primary schoolchildren. Dis. cand. ped. sci.]. Omsk, 2016. 227 p. (in Russian).

5. Isayeva M. M. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya samostoyatel'nosti mladshikh shkol'nikov v uchebnoy deyatel'nosti. Dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of independence of primary schoolchildren in educational activities. Dis. cand. ped. sci.]. Mahachkala, 2009. 182 p (in Russian).

6. Yushkevich E. V. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye samorazvitiya uchashchikhsya osnovnoy shkoly. Dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of self-development of students of basic school. Dis. cand. ped. sci.]. Velikiy Novgorod, 2020. 213 p. (in Russian).

7. Moskaleva R. N. Realizatsiyaprintsipapreyemstvennosti v obuchenii uchashchikhsya nachal'noy i osnovnoy stu-peney shkoly s uglublennym izucheniyem matematiki. Dis. ... kand. ped. nauk [Implementation of the principle of continuity in teaching primary and secondary school students with in-depth study of mathematics. Dis. cand. ped. sci.]. Magnitogorsk, 2007. 211 p (in Russian).

8. Zagvyazinskiy V. I., Atakhanov R. Metodologiya i metodypsikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr «Akademiya» Publ., 2005. 208 p. (in Russian).

9. Bocharov S. N. Osobennosti proyektirovaniya upravlencheskikh mekhanizmov [Features of design of administrative mechanisms]. Polzunovskiy vestnik, 2005, no. 2, pp. 35-40 (in Russian).

10. Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. Analiz ponyatiya «pedagogicheskiye usloviya»: sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification]. General and Professional Education, 2012, no. 1, pp. 8-14 (in Russian).

11. Kosikova S. V. Programma nepreryvnogo razvitiya uchebnoy samostoyatel'nosti shkol'nika kak sistema usloviy preyemstvennosti nachal'nogo i osnovnogo urovney obshchego obrazovaniya [The program of continuous development of educational independence of the student as a system of conditions for the continuity of the primary and basic levels of general education]. Vestnik OGPU - Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal, 2018, no. 3(27), pp. 244-258 (in Russian).

Kosikova S. V., Senior Lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University (ul. Sibirskaya, 24, Perm, Russian Federation, 614000). E-mail: kindell@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.