Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ / ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) / EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF A SCHOOL-CHILD / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS (MANAGERIAL / METHODOLOGICAL / DESIGN / TECHNOLOGICAL)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косикова С. В.

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обеспечения непрерывности образовательной деятельности с целевым ориентиром на учебную самостоятельность школьника обусловлена тем, что современная школа нуждается в создании необходимых условий для самостоятельной, активной познавательной деятельности обучающихся в непрерывном формате на уровне общего образования. Цель статьи заключается в описании исследования по оценке эффективности комплекса организационно-педагогических условий непрерывного развития самостоятельности школьника в учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную школу. Исследование проводилось методом естественного эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Результаты каждого из этапов эксперимента подтверждены статистическими данными. В итоге доказано, что выявленный автором комплекс организационно-педагогических условий (управленческих, методических, проектировочных, технологических) обеспечивает непрерывность учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования. Статья предназначена для исследователей, специалистов в области педагогики, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косикова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE CONTINUOUS DEVELOPMENT OF STUDENT’S EDUCATIONAL INDEPENDENCE

The relevance of the problem of ensuring the continuity of educational activity with a target focus on educational independence, considered in the article, is due to the fact that a modern school needs to create the necessary conditions for independent, active, cognitive activity of students in a continuous format at the level of general education. The purpose of the article is to describe a study on identification and experimental verification a complex of organizational and pedagogical conditions for the continuous development of a student's independence in educational activities at the stage of transition from primary school to basic school. The research was carried out by the method of natural experiment within the framework of experimental work, including the ascertaining, forming and control stages. The results of each stage of the experiment are confirmed by statistical data. As a result, it was proved that the complex of organizational and pedagogical conditions (managerial, methodological, design, technological) identified by the author ensures the continuity of the student's educational independence during his transition from the primary to the basic level of general education. The article is intended for researchers, specialists in the field of pedagogy, educational practitioners, students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

УДК 373.4

Организационно-педагогические условия непрерывного развития учебной самостоятельности школьника

Organizational and pedagogical conditions for the continuous development of student's educational independence

Косикова С.В., ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», kindell@mail.ru

Kosikova S., Perm State Humanitarian Pedagogical University, kindell@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2020.26.71.023

Ключевые слова: учебная самостоятельность школьника, организационно-педагогические условия (управленческие, методические, проектировочные, технологические).

Keywords: educational independence of a school-child, organizational and pedagogical conditions (managerial, methodological, design, technological).

Аннотация. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обеспечения непрерывности образовательной деятельности с целевым ориентиром на учебную самостоятельность школьника обусловлена тем, что современная школа нуждается в создании необходимых условий для самостоятельной, активной познавательной деятельности обучающихся в непрерывном формате на уровне общего образования. Цель статьи заключается в описании исследования по оценке эффективности комплекса организационно -педагогических условий непрерывного развития самостоятельности школьника в учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную школу. Исследование проводилось методом естественного эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Результаты каждого из этапов эксперимента подтверждены статистическими данными. В итоге доказано, что выявленный автором комплекс организационно-педагогических условий (управленческих, методических, проектировочных, технологических) обеспечивает непрерывность учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования. Статья предназначена для исследователей, специалистов в области педагогики, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов.

Abstract. The relevance of the problem of ensuring the continuity of educational activity with a target focus on educational independence, considered in the article, is due to the fact that a modern school needs to create the necessary conditions for independent, active, cognitive activity of students in a continuous format at the level of general education. The purpose of the article is to describe a study on identification and experimental verification a complex of organizational and pedagogical conditions for the continuous development of a student's independence in educational activities at the stage of transition from primary school to basic school. The research was carried out by the method of natural experiment within the framework of experimental work, including the ascertaining, forming and control stages. The results of each stage of the experiment are confirmed by statistical data. As a result, it was proved that the complex of organizational and pedagogical conditions (managerial, methodological, design, technological) identified by the author ensures the continuity of the student's educational independence during his transition from the primary to the basic level of general education. The article is intended for researchers, specialists in the field of pedagogy, educational practitioners, students of pedagogical universities.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена обозначившейся в данный период развития российской образовательной системы перспективной тенденцией к решению проблемы непрерывного образования. Национальная доктрина декларирует необходимость создания такой образовательной системы, которая,

включая систему образовательных процессов (образовательных программ) и организационных структур (организаций) на различных уровнях российского образования, могла бы обеспечить непрерывное развитие личности обучающегося.

ФГОС общего образования актуализирует задачу непрерывного развития личностных

качеств школьника и определяет в качестве целевого ориентира (образовательного результата, который должен развиваться на протяжении всего обучения в школе) «учебную самостоятельность» школьника [7].

В XX веке исследования проблемы учебной самостоятельности были направлены на понимание ее сущности. Так, отечественный психолог А.В. Петровский, считая личность саморазвивающейся системой, обозначил необходимым условием перехода индивида в личность наличие у ученика собственной активности [4]. С.Л. Рубинштейн справедливо замечает, что суть ее не ограничивается только способностью производить действия, она заключается в более существенной способности -автономно ставить задачи в своей деятельности и определять направления ее выполнения [5]. Согласно теории учебной деятельности, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым средствами школьного образования, возможно развить в ученике инициативность в постановке задач, способность к преобразованию способов учебного действия [2;9]. Данная позиция изложена в исследованиях Г.А. Цукерман [8]. Психолог О.А. Рыдзе принципиальной характеристикой

самостоятельной личности школьника считает обязательное наличие у него самоконтроля и самооценки [6, с.10]. Проведенный анализ авторских трактовок понятия «учебная самостоятельность» позволил нам определить характеристику школьника, самостоятельного в учебной деятельности. С опорой на выявленную характеристику мы уточнили формулировку понятия «учебная самостоятельность

школьника».

Учебная самостоятельность - интегративное качество личности школьника, которое характеризуется способностью проявлять в учебной деятельности инициативу и применять без сторонней помощи умения: определять цель, преобразовывать учебные действия, проводить самоконтроль и самооценку собственной деятельности.

С внедрением ФГОС основного общего образования явно обозначилась проблема обеспечения непрерывности образовательной деятельности с целевым ориентиром на учебную самостоятельность школьника на этапе его перехода с начального на основной уровень общего образования. Данный этап становится стратегически важным этапом в решении обозначенной проблемы.

Материалы и методы исследования. Теоретическую базу анализа комплекса

организационно-педагогических условий,

обеспечивающего непрерывность процесса развития учебной самостоятельности школьника на этапе его перехода из начальной в основную школу, составили исследования в области управления педагогическими системами Ю.К. Бабанского, Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др.

Под «организационными условиями» мы понимаем совокупность действий,

упорядочивающих функционирование

образовательной деятельности [1], согласно которой в рамках нашего исследования должны быть: 1) выстроена система управленческой деятельности, направленная на создание единой образовательной среды на этапе перехода с начального на основной уровень общего образования, способствующей непрерывному развитию личности школьника (управленческие условия), и 2) обеспечена готовность учителей смежных уровней общего образования к реализации профессиональной деятельности, способствующей непрерывному развитию учебной самостоятельности школьника (методические условия). Под «педагогическими условиями» в нашем исследовании мы понимаем потенциальные возможности образовательной среды на этапе перехода с начального на основной уровень общего образования, характеризующиеся предоставлением школьнику возможностей для развития у него учебной самостоятельности в специально проектируемой образовательной деятельности (проектировочные условия) посредством конструирования учебной деятельности с опорой на положения технологического подхода к обучению (технологические условия).

Отметим, что в науке практически отсутствуют исследования, описывающие условия, от которых зависит непрерывное развитие учебной самостоятельности школьника на этапе перехода из начальной школы в основную. Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы определили цель исследования - выявить комплекс организационно-педагогических условий,

обеспечивающий непрерывность процесса развития учебной самостоятельности школьника на этапе его перехода из начальной в основную школу. В соответствии с целью исследования были поставлены задачи: разработать, описать и экспериментально проверить эффективность комплекса организационно-педагогических

условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника. Исследование

проводилось методом естественного

эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Количественный и качественный анализ, статистическая обработка данных проводились в программе «Statistica 10».

Результаты исследования. Представим выявленный комплекс организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника, описывая входящие в данный комплекс группы условий: управленческие, методические, проектировочные и технологические.

Управленческие условия направлены на функционирование системы управленческой деятельности. В состав управленческих условий входят: разработка и реализация Программы «Непрерывное развитие учебной

самостоятельности школьника: переходный этап общего образования» (далее - Программа) [3]; определение критериев и показателей оценки комплекса организационно-педагогических

условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника с последующей проверкой его эффективности.

Методические условия обеспечивают освоение педагогами теоретических основ непрерывного развития учебной самостоятельности школьника. В состав методических условий входят: упорядоченное формирование единой образовательной среды начального и основного общего образования, формирование готовности учителей смежных уровней общего образования к реализации образовательной деятельности, направленной на непрерывное развитие учебной самостоятельности школьника.

Проектировочные условия позволяют спроектировать образовательную среду, характеризующуюся предоставлением

Применяемый нами статистический анализ (Т-критерий Вилкоксона) выявил различия в показателях развития учебной самостоятельности школьника практически во всех группах исследуемых общеобразовательных организаций. На основании того, что в большинстве

возможностей для свободного развития личности школьника и развития его самостоятельности в учебной деятельности. Проектировочные условия включают: описание педагогических условий преемственности смежных уровней общего образования в основной образовательной программе, разработку педагогических проектов по развитию учебной самостоятельности школьника и диагностического инструментария оценки учебной самостоятельности школьника.

Технологические условия способствуют конструированию учебной деятельности с опорой на технологический подход в обучении, в соответствии с которым в учебном процессе учителями применяются следующие технологии, методы и формы: учебное сотрудничество, рациональная организация учебной деятельности, усложнение форм учебной деятельности на этапе перехода школьника с начального на основной уровень общего образования.

Опытно-экспериментальная работа по экспериментальной проверке организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

На констатирующем этапе нами выявлены исходные организационно-педагогические

условия, имеющиеся в практике исследуемых образовательных организаций, и проведена оценка потенциальных возможностей образовательной среды. По итогам оценки нами зафиксировано отсутствие в исследуемых общеобразовательных учреждениях выявленного нами комплекса организационно-педагогических условий, о чем свидетельствовала отрицательная динамика развития учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования, см. таблицу 1.

исследуемых групп установлена статистическая значимость изменений показателя учебной самостоятельности обучающихся при их переходе с начального на основной уровень общего образования с учетом отрицательной динамики, нами сделан вывод о том, что

Таблица 1. - Динамика развития учебной самостоятельности школьника на констатирующем этапе

Параметры Образовательные учреждения - группы

сопоставления 1-1 1-2 11-1 11-2 11-3 111-1 111-2 111-3

Динамика - 8% - 7% - 24% - 35% - 26% - 19% - 18% - 27%

Т-критерий Вилкоксона 00 о 00 г-<м о ^ 2 СП 00 <м 7 8 о\ о о о о\ 4 5 о о о о\ 2 2 о о о 7 6 9 о о о 2 3 9 ю о о о 9 3 о о о

о о о о о о о о

имеющиеся в практике исследуемых образовательных организаций организационно-педагогические условия не обеспечивает непрерывность процесса развития учебной самостоятельности школьника.

Формирующий этап проводился нами с целью экспериментальной проверки

эффективности комплекса организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника в условиях исследуемой общеобразовательной организации. Для решения задач формирующего этапа осуществлялись мероприятия

разработанной Программы [3]. На начальной стадии реализации Программы в результате создания управленческих и методических условий педагоги освоили теоретические основы непрерывного развития учебной

самостоятельности школьника, пройдя цикл практических занятий в интерактивных формах. Согласно проектировочным условиям, созданным на подготовительной стадии реализации Программы, в исследуемой образовательной организации функционировали проектные группы учителей. Итогом работы проектных групп стали нормативная документация и педагогические проекты по развитию учебной самостоятельности школьника. Основная стадия реализации Программы обеспечила внедрение технологических условий. В данный период исследуемая нами проблема решалась учителями смежных уровней общего образования в индивидуальной педагогической деятельности посредством конструирования учебной деятельности в логике технологического подхода к обучению. На заключительной стадии

реализации Программы проводились мероприятия по изучению, анализу и оценке результатов ее реализации.

Контрольной этап включал в себя оценочные мероприятия, призванные определить эффективность созданного комплекса организационно-педагогических условий

непрерывного развития учебной

самостоятельности школьника на основании заданных критериев.

Оценку эффективности организационных условий (управленческих и методических) мы проводили на основе критерия «готовность педагогов» с использованием модифицированной методики «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (авт. В.А. Сластенин). Анализ результатов показал, что 78% педагогов, ведущих преподавание в 4-ых (5-ых) классах, продемонстрировали средний уровень готовности, достаточный для реализации в образовательной деятельности педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника.

Критерием оценки проектировочных условий мы определили «тип образовательной среды переходного этапа общего образования». Применив методику векторного моделирования В.А. Ясвина [10], мы установили положительную динамику развития потенциальных возможностей образовательной среды образовательной организации для свободного развития личности школьника, в целом, и развития его самостоятельности, в частности. Динамика развития образовательной среды переходного этапа общего образования представлена на рисунке 1.

Творческая ---- среда / / 36% 70 1 ! ь активность 51 Карьерная среда ] зо, зависимость

свобода \ Безмятежная среда пассивность -49 Догматическая среда

67 Творческая среда / -/ 45% 67 1 к активность Карьерная - \ среда /33 зависимость

\ 1 свобода Безмятежная среда пассивность / 1 * _33 Догматическая среда

Констатирующий этап Контрольный этап

Рисунок 1. - Сопоставление типов образовательной среды на констатирующем и контрольном этапах

Оценка эффективности технологических «непрерывность развития учебной

условий проводилась нами на основе критерия самостоятельности школьника» с использованием

авторского диагностического инструментария. Используемый нами Т-критерий Вилкоксона выявил: 1) эмпирическое значение Т-критерия Вилкоксона р=0,007881 подтверждает статистическую значимость изменений

исследуемого показателя в группе II-2; 2) эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона p=0,061934 и p=0,506693 соответственно в группах II-1 и II-3 находятся в зоне незначимости, см. таблицу 2.

Таблица 2. - Динамика развития учебной самостоятельности школьника на контрольном этапе

Параметры сопоставления Образовательная организация - II / группы

II-1 II-2 II-3

Динамика (%) + 10% -12% +1%

T-критерий Вилкоксона 0,061934 0,007881 0,506693

Анализируя отсутствие статистически значимых различий между показателями развития учебной самостоятельности школьника до и после проведения опытно-экспериментальной работы в группах 11-1 и 11-3 с положительной динамикой и сохранением уровня учебной самостоятельности школьника, делаем вывод об эффективности реализации комплекса организационно-педагогических условий

непрерывного развития учебной

самостоятельности школьника.

Заключение. Мы считаем, что на этапе перехода из начальной школы в основную школу должны быть созданы организационно-педагогические условия для обеспечения непрерывности образовательной деятельности с целевым ориентиром на учебную самостоятельность школьника. Нами разработан

и описан комплекс организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника, включающий следующие группы условий: управленческие, методические, проектировочные, технологические. В ходе экспериментальной проверки была подтверждена эффективность комплекса организационно-педагогических

условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника, поскольку была зафиксирована непрерывность учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования. Продолжение исследования возможно в направлении изучения отличных от используемых в нашей работе технологических условий непрерывного развития учебной самостоятельности школьника.

Литература:

1. Бочаров С.Н. Особенности проектирования управленческих механизмов / С.Н. Бочаров // Ползуновский вестник. - 2005. - № 2. - С. 35-40.

2. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов,

B.И.Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3. - С. 14-19.

3. Косикова С.В. Программа непрерывного развития учебной самостоятельности школьника как система условий преемственности начального и основного уровней общего образования / С.В. Косикова // Вестник ОГПУ. - 2018. - № 3(27). - С. 244258.

4. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1984. - 272 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /

C.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 321 с.

6. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рыдзе Оксана Анатольевна. - Москва, 2002. - 18 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: к1р5://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748

8. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - С. 77-90.

9. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин; ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. - М.: Педагогика, 1981.

10. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с.

References:

1. Bocharov S.N. Features of the design of administrative mechanisms / S.N. Bocharov // Polzunovskiy Vestnik. - 2005. - № 2. - S. 35-40.

2. Davydov V.V. Younger school - child as a subject of educational activity / V.V. Davydov, V.I. Slobodchikov, G.A. Tsukerman // Questions of psychology. - 1992. - №. 3. - S. 14-19.

3. Kosikova S.V. The program of continuous development of educational independence of the student as a system of conditions for the continuity of the primary and basic levels of general education / S.V. Kosikova // Messenger of the OSPU. - 2018. - № 3(27). - S. 244-258.

4. Petrovsky A.V. Questions of history and theory of psychology: Selected works / A.V. Petrovsky. - M.: Pedagogika, 1984. - 272 s.

5. Rubinstein S.L. Foundations of general psychology / S.L. Rubinstein. - M.: Pedagogika, 1989. - 321 s.

6. Rydze O.A. Development of the independence of a younger school-child in educational activity: author. dis. ... Cand. ped. sciences: 13.00.01 / Rydze Oksana Anatolyevna. - Moscow, 2002. - 18 s.

7. Federal state educational standard of primary general education [Electronic resource]. - Access mode: URL: https: //minobrnauki.rf/documents/922/file/748

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tsukerman G.A. Development of educational independence by means of school education / G.A. Tsukerman, A.L. Venger // Psychological science and education - 2010. - № 4. - S. 77-90.

9. Elkonin D.B. Psychological issues of the formation of educational activity in a primary school age / D.B. Elkonin; ed. I.I. Ilyasov, V.Ya. Laudis. - M.: Pedagogy, 1981.

10. Yasvin V.A. School environment as a subject of measurement: expertise, design, management / V.A. Yasvin. - M.: Public education, 2019. - 448 s.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Косикова Светлана Валерьевна (г. Березники, Россия), старший преподаватель ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.