УДК 371.388
Косикова Светлана Валерьевна
старший преподаватель кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, аспирант кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24; тел. +7(342) 238-63-91
e-mail: kindell@mail. ru
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК ОРИЕНТИР ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО УРОВНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ
Svetlana V. Kosikova
Senior Lecturer at the Department of Theory and Technology of Education and
Upbringing of Primary School Students, Postgraduate Student, Department of
Pedagogy and Psychology
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: [email protected]
TRAINING INDEPENDENCE OF SCHOOL STUDENT AS THE ORIENTATION OF CONTINUITY INITIAL AND MAIN LEVELS OF GENERAL EDUCATION: FROM PROBLEM STATEMENT TO ITS SOLUTION
Аннотация. Анализируемая проблема преемственности начального и основного уровней общего образования имеет решающее значение для обеспечения непрерывного развития личности обучающегося в рамках реализации требований стратегии развития образования в Российской Федерации. Ориентиром преемственности автор определяет учебную самостоятельность школьника, раскрывает сущность понятия в педагогическом аспекте, фиксирует внимание на возможности решения проблемы преемственности путем создания специальных организационно-педагогических условий.
Ключевые слова: преемственность, переходный этап, учебная самостоятельность, организационно-педагогические условия.
Abstract. The problem of continuity of primary and basic levels of general education analyzed in the article is crucial for ensuring the continuous development
© Косикова С.В., 2018
of the student's personality as part of the implementation of the requirements of the strategy for the development of education in the Russian Federation. The authors refer to the educational independence of the student as a reference point of continuity, reveal the essence of the concept in the pedagogical aspect, fix attention to the possibility of solving the problem of continuity by creating special organizational and pedagogical conditions.
Key words: continuity, transitional stage, educational independence, organizational and pedagogical conditions.
Обозначившийся в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом интерес к проблеме развития личности сегодня носит всеобщий характер. Это объясняется требованием со стороны общества, суть которого состоит в формировании современного человека как личности, готовой и способной к самостоятельному многостороннему познанию и постижению явлений мира.
В документах, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, определен ориентир на реализацию развивающего потенциала образования, и выдвинуто основополагающее требование к формированию личности школьника, способного самостоятельно решать различного рода задачи и обновлять имеющиеся знания и умения в ходе самообразовательной работы над собой на всем протяжении своего личностного развития.
Развитие личности представляет собой процесс, состоящий из чередования сменяющихся стадий, стабильности и кризиса, каждая из которых играет определенную роль. Так, в течение стабильного периода своего развития личность приобретает количественные изменения, а в критическом периоде -качественные. Стабильным этапам в развитии личности посвящено множество исследований, в то время как переходным этапам уделяется мало внимания.
На значимость критических (переходных) периодов указывал еще Л.С. Выготский, по его мнению, критический период - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Во время критического периода происходит распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой.
Рассматривая образовательный процесс в школе, многие исследователи указывают на его «фрагментарность», характеризующуюся тем, что данный процесс состоит из отдельных уровней обучения (дошкольная подготовка -начальная школа - средняя школа - вуз), связь между ними разорвана или носит случайный, неупорядоченный, чисто формальный характер. Учитывая дискретность существующей системы российского образования (деление на уровни), для обеспечения непрерывного развития личности на переходных этапах образования необходимо создание условий преемственности отдельных уровней.
Изучению проблемы преемственности отдельных уровней в российском образовании посвящены разноплановые работы по педагогике и методикам обучения. В работах Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, В.Я. Лыковой, В.Т. Кудрявцева и др. рассматриваются вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием. Изучению вопросов преемственности при переходе обучающихся с одного уровня образования на другой в рамках школы посвящены разноплановые работы Г.Н. Александрова, О.В. Кузнецова, С.М. Годника и др. Анализ работ по вопросам преемственности этих и других авторов позволяет нам констатировать, что в ретроспективе их исследований не встречалось понимания преемственности как связи, обеспечивающей непрерывность образования человека. Практически все труды открывают пути к пониманию преемственности с позиций дискретности системы образования, позволяющей устанавливать несовпадения в содержательных аспектах, образовательных формах и технологиях, а также констатировать факторы, препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования.
Мы согласны с позицией М.В. Башевой, что в настоящее время такой вариант изучения преемственности является непродуктивным, так как не позволяет получить ответ на вопрос: «В чем сущность преемственности как условия непрерывности образования?» [1, с. 29].
В нашем понимании, непрерывное развитие личности ребенка на этапе перехода с одного уровня образования на другой должна быть обеспечена «состыкованностью» (по В.Г. Осипову) смежных этапов образования.
В ходе нашего исследования мы обратились к двум уровням общего образования - начальному и основному. Проблема непрерывности и преемственности обучения на начальном и основном уровнях общего образования не нова. Но несмотря на многочисленные исследования психологических и педагогических путей ее решения, она до сих пор остается актуальной.
В настоящее время проблема преемственности начального уровня образования с основным общим образованием актуализируется в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования [6; 7], которые предлагают считать приоритетным основанием преемственности ориентир на формирование у школьника учебной самостоятельности [6, с. 130]. Другими словами, непрерывность развития самостоятельности школьника в учебной деятельности на этапе его перехода от начального к основному общему образованию рассматривается педагогами в качестве ориентира преемственности образовательной системы школы. Мы считаем, что обозначенная проблема может быть решена посредством обеспечения специально созданных условий. Так, была определена тема нашего исследования: «Организационно-педагогические условия непрерывного
развития учебной самостоятельности школьника на этапе перехода от начального к основному уровню общего образования».
Проблема определила цель исследования, которая заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих непрерывное развитие учебной самостоятельности обучающихся на переходном этапе школьного обучения (от начального к основному общему образованию). Объектом исследования выбран процесс обучения, ориентированный на непрерывное развитие учебной самостоятельности школьника. Предмет исследования - это организационно-педагогические условия развития учебной самостоятельности школьника на переходном этапе школьного обучения (от начального к основному общему образованию).
В своем исследовании мы опираемся на труды педагогов и ученых разных исторических эпох, которые исследовали дидактический аспект учебной самостоятельности школьников, основные принципы и закономерности процесса становления учебной самостоятельности, оптимальные условия формирования учебной самостоятельности и рассматривали механизмы ее развития. При достаточной научной разработанности в педагогической науке принципов, закономерностей, механизмов процесса развития учебной самостоятельности школьника, мы констатируем отсутствие исследований организационно-педагогических условий, необходимых для непрерывного развития учебной самостоятельности школьника на этапе перехода с одного уровня школьного образования на другой.
По нашему мнению, разрешение этого противоречия возможно путем введения рабочего определения понятия учебная самостоятельность и разработки уровневой классификации учебной самостоятельности школьника с описанием изменяющегося состояния обучающегося на разных уровнях образования (начальном и основном); создания условий, обеспечивающих развитие самостоятельности школьника в учебной деятельности в соответствии с его возрастными особенностями на разных уровнях школьного образования (начальном и основном).
Для теоретического осмысления проблемы развития учебной самостоятельности школьника нами были отобраны труды педагогов и ученых разных исторических периодов. Анализ научных позиций психологов относительно сути понятия «учебная самостоятельность» позволил уточнить структурные компоненты этого интегративного качества и предложить собственную формулировку с опорой на определения О.А. Рыдзе [5] и Г.А. Цукерман [8]. Учебная самостоятельность школьника - это личностное интегративное качество ученика, характеризующееся познавательным интересом, предвидением содержания учебной деятельности, умением
самостоятельно осуществлять учебные действия, проводить их контроль и оценку.
Существенным отличием от ранее предложенных исследованиями определений учебной самостоятельности является включение в структуру этого интегративного качества компонента «познавательный интерес». Данное мнение опирается также на результаты исследований, подтверждающих прямое влияние наличия или отсутствия у школьника познавательного интереса на возможность проявления ответственного отношения к учебной деятельности на всех ее этапах: целеполагание - планирование - организация - реализация -анализ [3, с. 103; 4], следствием проявления которого становится качественно новый образовательный результат - развитие учебной самостоятельности школьника.
Для того чтобы не только понять природу самостоятельности школьника в учебной деятельности, но и иметь возможность влиять на ее развитие, нам важно было выделить ее классификационные уровни. Теоретическую значимость исследовательской работы будет иметь уровневая классификация интегративного результата - учебной самостоятельности школьника, для разработки которой были проанализированы авторские уровневые классификации компонентов, входящих в состав учебной самостоятельности. На основе их анализа была разработана собственная классификация, в которой выделены и описаны четыре уровня. Выделение уровней учебной самостоятельности школьника, по нашему мнению, позволит развивать данное качество поступательно, планируя продвижение школьника по этой «иерархической» лестнице от отрицательного уровня к достаточному. Определение сущности учебной самостоятельности и ее уровневая классификация представлена автором в статье «О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития» [2].
Рассматривая процесс развития учебной самостоятельности школьника на всем протяжении школьного образования, нами зафиксировано противоречие между достаточной научной разработанностью принципов, закономерностей, механизмов процесса развития учебной самостоятельности школьника и отсутствием исследований организационно -педагогических условий, необходимых для непрерывного развития учебной самостоятельности школьника на этапе перехода с одного уровня школьного образования на другой.
В решении данного противоречия заключена научная новизна работы, а ее актуальность подтверждается результатами констатирующего этапа диссертационного исследования. В рамках всероссийской конференции было проведено анкетирование 180 учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы, позволяющее получить ответы на следующие вопросы:
1. Как решается проблема непрерывного развития учебной самостоятельности школьника в общеобразовательных организациях Пермского края?
2. Какие условия созданы в школах на этапе перехода от начального к основному общему образованию для непрерывного развития у школьника учебной самостоятельности?
Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют об отсутствии совместной работы педагогов смежных уровней образования, эффективной в решении вопроса преемственности по непрерывному развитию личности школьника.
В контексте нашего исследования важным представляется проведение оценки характера образовательной среды начального и основного уровней общего образования, поскольку только развивающая среда предоставляет школьнику возможность проявления и постоянно возрастающей, преобразующейся способности действовать в учебной деятельности самостоятельно. Критерием оценки развивающих возможностей образовательной среды школы мы определили тип отношений детско-взрослой общности. Отношения учителей и учащихся были выявлены по методике Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной «Оценка особенностей учебного взаимодействия учителя с учащимися на уроке». Она представляет собой анкету для учителей, позволяющую оценить различные аспекты учебного взаимодействия учителя с обучающимися на уроке, его направленность на индивидуализацию обучения.
При проведении оценки характера образовательной среды в общеобразовательных организациях, участвующих в исследовании (МАОУ «Гимназия № 31» г. Пермь, МАОУ СОШ № 14 и МАОУ СОШ № 11 г. Березники) установлено, что образовательная среда общеобразовательной школы неоднородна, такой вывод мы делаем на основании того, что, наряду с долей учителей проявляющих развивающую и гуманистическую направленность, практически в равной доле с ними работают учителя, демонстрирующие традиционное обучение: отработку основных умений и навыков, строгое соблюдение дисциплины, обязательное заучивание формулировок, авторитарность учительской позиции, одинаковость требований к учащимся.
Следующим шагом нашего исследования станет разработка модели организационно-педагогических условий развития учебной самостоятельности школьника, которая обеспечит непрерывность и преемственность процесса развития учебной самостоятельности школьника на этапе его перехода от начального к основному общему образованию. Мы строим модель, с одной стороны, как философски осмысленную и психологически обоснованную конструкцию, а с другой стороны - как инструментальный механизм, который
может быть освоен и применен в образовательной деятельности. Модель позволит увидеть прогнозируемые результаты уровней развития учебной самостоятельности и понять, при каких организационно -педагогических условиях достигается непрерывное развитие учебной самостоятельности на этапе перехода с одного уровня школьного образования на другой.
Таким образом, опираясь на опыт исследований по изучаемой нами проблеме преемственности смежных уровней общего образования (начального и основного) и согласуя теорию и практику в целях обеспечения непрерывности развития личности школьника на этапе перехода от начального к основному уровню общего образования мы ориентированы на выявление и экспериментальную проверку организационно-педагогических условий, способствующих решению обозначенной проблемы.
Список литературы
1. Бывшева М.В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. -С. 28-31.
2. Косикова С.В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития // Проблемы современного образования. - 2018. - № 4.
3. Косолапова Л.А. Формирование ответственного отношения к учению как интегративного личностного образования // Технологии развивающего обучения: сб. науч. тр. / науч. ред. Г.Д. Кириллова. - СПб., 2002. - 217 с.
4. Косолапова Л.А. Формирование ответственного отношения учащихся к учению как интегративного личностного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1990. - 17 с.
5. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 18 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 393 [Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - URL: Ы^://минобрнауки.рф/документы/938
8. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. -2010. - № 4. - С. 77-90.