УДК 373.41
Косикова Светлана Валерьевна Kosikova Svetlana Valerievna
Аспирант, старший преподаватель
Postgraduate student, senior lecturer Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Perm State Humanities and Pedagogical University
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА: ВЗГЛЯД ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF THE SCHOOLBOY: A LOOK OF YESTERDAY AND TODAY
Аннотация: Актуальность рассматриваемой в статье проблемы развития учебной самостоятельности школьника обусловлена тем, что современная научная школа при разработке собственных моделей и механизмов исследования нуждается в опоре на идеи предшественников. Анализируя характеристики самостоятельного в учении школьника в трудах педагогов и ученых, автор определяет сущность учебной самостоятельности школьника и формулирует собственное определение. Вкладом в развитие Пермской научно-педагогической школы автор заявляет разработанную модель непрерывного развития учебной самостоятельности школьника.
Annotation: The relevance of the problem of the development of educational independence of schoolchildren considered in the article is due to the fact that the modern scientific school, when developing its own models and research mechanisms, needs to rely on the ideas of its predecessors. Analyzing the characteristics of a student who is independent in learning in the works of teachers and scientists, the author defines the essence of educational independence of a student and formulates his own definition. As a contribution to the development of the Perm scientific and pedagogical school, the author declares the developed model of the continuous development of the educational independence of the student.
Ключевые слова: научная школа, исследование, учебная самостоятельность школьника, модель, непрерывное развитие
Keywords: scientific school, research, educational independence of the student, model, continuous development.
Жизнеспособность любой научной школы определяется продуктивностью идей, заложенных в её основе. Педагогическая концепция основателя Пермской научно-педагогической школы профессора Израиля Ефремовича Шварца выдержала проверку временем.
Сегодня в XXI веке она обеспечивает гуманистический подход к человеку и его воспитанию и ориентирована на развитие активности и стимулирование личностного роста обучающегося. Опередив время, Израиль Ефремович задал целевые ориентиры для развития научной Пермской научно-педагогической школы в будущем и согласующиеся с целями и задачами современного российского образования.
Сегодня в образовании определен ориентир на развитие личности школьника, характеризующейся способностью решать различного рода задачи самостоятельно. В качестве личностного новообразования школьника в нашем
исследовании изучается учебная самостоятельность, как качественно новый образовательный результат общего уровня образования, продиктованный Федеральными государственными образовательными стандартами.
Для теоретического осмысления проблемы развития учебной самостоятельности школьника нами были отобраны труды педагогов и ученых разных исторических эпох. Анализ научных позиций психологов на суть понятия «учебная самостоятельность» позволил определить характеристику самостоятельного в учении школьника (табл. 1), изучить его, уточнить основные структурные компоненты этого интегративного качества и предложить собственную формулировку данного понятия.
Таблица ^ 1. Характеристика самостоятельного школьника
ФИО автора определения Определение понятия «учебная самостоятельность» Характеристика школьника
С.Л.Рубинштейн Суть заключается в способности ученика автономно ставить задачи к своей деятельности и определять направления ее выполнения[1, с. 241]. определяет цель
Д.Б.Давыдов, В.В.Эльконин «Способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия» [2, с. 16]. преобразует способы учебных действий
Г.А.Цукерман «Столкнувшись с новым типом задач, самостоятельный ученик способен преобразовывать известные ему способы действия и искать новые, используя при этом ресурсы, предоставляемые человеческой культурой» [3, с. 81].
Н.Ф.Виноградова «Самостоятельность как качество ученика-субъекта учебной деятельности предполагает умение выполнить задачу (практическую или учебную) без непосредственной помощи» [4, с. 27]. применяет способы учебных действий
О.А.Рыдзе «Самостоятельность - это качество ученика, обладающее следующими характеристиками: инициатива, предвидение, самооценка, самоконтроль, готовность к проявлению творчества в учении» [5, с. 10]. проявляет инициативу, определяет цель и осуществляет самоконтроль и самооценку
Изучив представленные исследователями характеристики самостоятельного в учении школьника, мы установили, что структурными составляющими учебной самостоятельности являются способность проявлять инициативу, определять учебную цель, выполнять операции по применению и/или преобразованию способов учебных действий, проводить самоконтроль и самооценку. Анализ выявленных характеристик школьника показал, что все они связываются воедино как компоненты целостной структуры учебной самостоятельности школьника.
Сформулируем собственное определение понятие «учебная самостоятельность школьника». Учебная самостоятельность школьника -интегративное качество личности, которое характеризуется способностью проявлять в учебной деятельности инициативу и применять без сторонней
помощи умения: ставить цель, выполнять операции, контролировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Отличием от ранее предложенных исследователями формулировок учебной самостоятельности является включенность в определение данного понятия его структуры.
Изучив основные принципы и закономерности процесса становления учебной самостоятельности в исследованиях К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева; научные идеи о механизме развития учебной самостоятельности С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, мы получили общепринятое представление о процессе развития самостоятельности школьника в учебной деятельности.
В нашем понимании, процесс развития учебной самостоятельности школьника длителен и сопоставим по продолжительности с периодом его обучения на уровне общего образования, при этом непрерывное развитие личности школьника на этапе перехода с начального уровня на основной уровень общего образования должно быть обеспечено «состыковашюстью» (по В.Г.Осипову) смежных этапов образования. Сохранение уровня развития учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального уровня образования на основной - следует считать критерием преемственности образовательной системы школы. Ключевым для нас является то, что личностные характеристики обучающихся в большей мере формируются и проявляются благодаря учебной деятельности на уроке.
Нашим вкладом в развитие Пермской научно-педагогической школы является модель организационно-педагогических условий развития учебной самостоятельности школьника, которая призвана обеспечить непрерывность процесса развития учебной самостоятельности школьника на этапе его перехода от начального к основному общему образованию. Мы построили модель, с одной стороны, как философски осмысленную и психологически обоснованную конструкцию, а с другой стороны - как инструментальный механизм, который может быть освоен и применен в образовательной деятельности (рис. 1).
Разработанная нами модель позволяет увидеть прогнозируемые результаты уровней развития учебной самостоятельности и понять, при каких организационно-педагогических условиях достигается непрерывное развитие учебной самостоятельности на этапе перехода с одного уровня школьного образования на другой.
Нормативный компонент Методологический компонент
Государственный и социальный заказы, Нац. Проект подход личностно-деятельностный системно-деятельностный системогене-тический
«Образование», Теоретический компонент
ФГОС НОО и ФГОС ООО технологический подход в обучении
Организационный компонент
Управленческие условия
Методические условия
Механизм 1. Проблематизация
Педагогический компонент
Проектировочные условия Г Технологические условия
„ Механизм 3.
Механизм 2. *■ Самоактуализация ~
I 1 1 1
Результат: непрерывное развитие учебной самостоятельности школьника
Рис. 1. Модель непрерывного развития учебной самостоятельности школьника
В заключении подчеркнем, что наше исследование, как и все исследования аспирантов нашей научной школы, опираясь на опыт предшественников, отвечают на вызовы времени, а значит, являются мощным фактором развития педагогической науки в открытом образовательном пространстве.
Библиографический список:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 321 с.
2. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В Давыдов, В. И.Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3. - С. 14-19.
3. Цукерман Г.А. Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. — 2010. — №4. — С.77-90.
4. Виноградова Н.Ф. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 72 с.
5. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — М.: МПГУ, 2002. — 189 с.