Научная статья на тему 'Модель развития социальной активности учащихся как фактор инновационного развития школы'

Модель развития социальной активности учащихся как фактор инновационного развития школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорнякова Э. Р., Харчилава Е. В.

В статье рассмотрена управленческо-организационная модель «Развитие социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения» в качестве инновационного продукта образовательного процесса школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития социальной активности учащихся как фактор инновационного развития школы»

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

© Скорнякова Э.Р.* *, Харчилава Е.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрена управленческо-организационная модель «Развитие социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения» в качестве инновационного продукта образовательного процесса школы.

Ключевые слова: социальное проектирование, социальная активность, социальный проект, детское общественное объединение, инновационный продукт, опытно-экспериментальная работа.

Высокий потенциал системы неформального образования детей и подростков определяет главные задачи развития системы образования Санкт-Петербурга [1]. Развитие социальной активности детей и подростков в детских общественных объединениях через социальное проектирование представляет собой одно из приоритетных направлений в воспитании неформальным образованием.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты возникла необходимость найти новые приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Наиболее актуальным подходом к развитию социальной активности детей и подростков является социальное проектирование - социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика. Именно такой вид деятельности способствует нравственным, мировоззренческим идеям стать личным достоянием, личным приобретением подростка в рамках дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время в детских общественных объединениях. Работа над социальным проектом позволит почувствовать учащимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности.

В ходе социального проектирования формируются те значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе всего образовательного процесса. Очевидны преимущества работы над социальным проектом в детских общественных объединениях: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей,

* Заведующий экспериментальной площадкой, кандидат филологических наук.

* Директор.

Инновации в науке и образовании

125

связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, повышение знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д.

Создание детских общественных объединений (ДОО) является наиболее результативной формой деятельности, способной объединить всех участников образовательного процесса. ДОО создается для организации воспитательной работы образовательной организации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Современные условия развития детей в значительной мере отличаются от тех, которые существовали ещё совсем недавно. Изменились и современные дети:

1) современный школьник всё больше времени проводит перед экраном телевизора, компьютера, телефона;

2) круг общения (не виртуального) очень ограничен;

3) инфантильность современных подростков приводит их к неспособности решать свои проблемы;

4) родители в силу большой занятости мало уделяют времени своим детям и не понимают их нужд.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [2] особое внимание уделяется вовлечению молодежи в социальную практику. Данное направление способствует созданию условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи позволит решить актуальные вопросы развития механизмов социализации.

Инновационный продукт представляет собой модель развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения [3] (см. рис. 1). Модель содержит следующие направления работы ДОО: гражданско-патриотическое, туристическое, краеведческое, стажерское, творческое, экологическое, трудовое.

Представленная модель развития социальной активности детей и подростков призвана обеспечить полноценные условия взросления, социализацию всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава. Выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, - приоритетная задача общества и школы, что определяет актуальность проводимого исследования в рамках опытно-экспериментальной работы.

Целью создания инновационного продукта послужило определение условий для развития культуры социального проектирования в детской и молодежной среде.

Социальные проекты и социальная практика

126 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Модель развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения

XX

Нормативно-правовая база

- Конституция РФ

- Конвенция ООН «О правах ребёнка»

- Закон РФ «Об образовании»

- Закон РФ «Об общественных объединениях»

- Положение о ДОО

Направления деятельности

>

XX

Г ражданско-патриотическое

- Военно-исторический конкурс «Пароль - Победа!»;

- Проект СЮПа «Наследники-хранители»;

- Городская акция «900 ромашек для Тани Савичевой»;

Почётные караулы;

- Акция «Посылка солдату - земляку»

XX

Туристическое

Походы по шхерам Ладоги;

Турслёт для младших классов;

- Осенний турслёт СЮПа;

Палаточный лагерь «Зазеркалье»;

- Экспедиция на остров Валаам

XX

XX

XX

Краеведческое

- Краеведческие программы: «Дачные поместья за Невской заставой и их хозяева», «Мы оставшимся помнить и жить завещали», «Славные люди России»;

В рамках проекта СЮПа «Наследники-хранители»;

- География летом

ЛХ_

Стажёрское

Создание стажёрского отряда; Турслёты для младших классов; - Смена в ДОК «Буревестник»; Палаточный лагерь "Зазеркалье»

Творческое

- Издание альманаха; Выступления на фестивалях «Валаамская минута славы»;

- «Мир без песен тесен» - издание сборников песен, пение под гитару; Концерты; «Арбузник»

V з V

Проект СЮПа «Объект детской заботы». Валаамская экспедиция;

- Майский экологический десант; Экологические десанты в «Зазеркалье»; Экологические игры

XX.

Трудовое

Субботники; Трудовые десанты;

Дни молодёжного служения городу; Волонтёрская работа по уборке мусора по берегам острова Валаам

Реализация Модели в практике работы ДОО Санкт-Петербурга

Рис. 1

Выделим основные преимущества модели развития социальной активности детей и подростков в практике работы ДОО:

1. Современный ребёнок практически наедине с компьютером, он существует в виртуальном мире, теряет представление о реальности, а, следовательно, не может адекватно себя идентифицировать (как ученика, как носителя культуры, как члена общества), таким образом, он попадает в группу риска, может легко подвергаться разнообразным манипуляциям. Работа ДОО, направленная на снятие этих социальных рисков подростков, приводит к значимым результатам.

2. Стажёрство как возможность передачи традиций от старших учащихся к младшим.

3. Социализация и социальная значимость реализуется посредством осуществления школьных воспитательных проектов.

Инновации в науке и образовании

127

Таким образом, новизна представленного продукта заключается в создании инструмента, позволяющего ученикам образовательных учреждений предлагать новые идеи и в рамках совместной их реализации (учащиеся, учителя, администрация гимназии, родители, эксперты) на разных уровнях внедрять их в жизнь. Реализация продукта даст возможность приобретения нашими детьми положительного опыта от генерации идей до их внедрения в жизнь и осознания ими, что изменения к лучшей жизни возможны при непосредственном участии их самих.

Учащиеся вовлекаются в социальные проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные оценочные суждения. Данный продукт является новым форматом работы с молодежью школьного возраста по включению ее в социальную деятельность, без которой школа, как институт не будет работать на будущее России.

Приведем ряд определений:

Социальное проектирование рассматривается как перспективная технология использования на практике социологических знаний в деле решения социальных проблем. Это процесс конструирования желаемых состояний будущего. В педагогической деятельности осуществляется процесс обучения социальному проектированию с целью развития социальной активности детей.

Социальная практика - это процесс освоения учащимися социально значимых умений.

Социальный проект - это модель предлагаемых учащимися изменений в ближайшем социальном окружении.

Детское общественное объединение - объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Это сообщество молодых граждан, объединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а так же совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.

Духовно-нравственное воспитание - процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности ребенка, подростка, молодого человека. Воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Модель содержит следующие направления работы ДОО: гражданскопатриотическое, туристическое, краеведческое, стажерское, творческое, экологическое, трудовое. Каждое направление может быть реализовано в практике работы ДОО различными мероприятиями и организациями социаль-

128 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

ных проектов, социальной пробы, социальной практики. Представленная модель универсальна для любого ДОО Санкт-Петербурга. Сочетание направлений и мероприятий в рамках того или иного вида деятельности может варьироваться в зависимости от целей и задач, преследуемых руководителем ДОО.

Представим описание работы ДОО на примере двух социальных проектов.

1. Экспедиция на Валаам;

2. Проект «Стажёры».

Экспедиция на Валаам.

ЦЕЛЬ: Комплексное изучение и сохранение уникального природноисторического комплекса острова Валаам.

ЗАДАЧИ:

1. Выполнить работу по очистки берегов от мусора.

2. Изучить историю и традиции Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, приобщиться к культуре своей Родины.

3. Понять особенности природных взаимосвязей уникального ландшафта Ладожского озера и острова Валаам.

4. Создание уникальной атмосферы взаимодействия и взаимопонимания между участниками проекта.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

Экспедиция на Валаам является комплексной, здесь пересекаются различные виды работы, но можно выделить наиболее важные:

1. Гражданско-патриотическое;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Экологическое;

3. Трудовое

4. Творческое;

ОСОБЕННОСТИ:

Непосредственно экспедиция проходит в летние месяцы.

1. Согласование с сотрудниками природного парка возможности проживания на острове, так как разбивать палаточные лагеря можно только в специально отведённых, оборудованных местах, природа острова - особоохраняемый объект.

2. Согласовать свое пребывание на острове с паломнической службой монастыря.

3. Составить план экспедиции.

4. Составить план занятий для изучения истории, культуры и природы острова.

5. Подготовить разработки образовательных, спортивных и развлекательных мероприятий.

6. Подготовить инвентарь и продукты.

Инновации в науке и образовании

129

В течение экспедиции проходит большое количество разнообразных дел. Главное из них -уборка берегов острова от мусора, разнообразная подсобная работа, которую просят выполнить биостанция или природный парк. Большое внимание уделяется изучению истории и культуры монастыря -это экскурсии, походы по острову, квесты. Творчество реализуется в своих мероприятиях - огоньках, вечерах песни у костра и в выступления на фестивалях «Валаамская минута славы».

После возвращения из экспедиции, обязательно проводится (на первой неделе) итоговая встреча, на которой проводятся просмотр фотографий и видео об экспедиции, воспоминания - рефлексия. Обязательно проводится мини анкетирование по событиям, происходящим в поездке, договариваются о теме статей в альманах экспедиции, который издаётся с течением времени.

ИТОГИ ПРОЕКТА:

1. Осуществление социально значимых работ.

2. Развитие познавательного и творческого потенциала участников экспедиции.

3. Социализация подростков.

Проект «Стажёры».

ЦЕЛЬ: Обеспечить возможности развития старшеклассников в процессе подготовки будущих вожатых.

ЗАДАЧИ:

1. Создать условия для развития учеников старших классов.

2. Обеспечить преемственность поколений, сохранение традиций.

3. Создать условия для взаимодействия старших и младших.

4. Развить творческий потенциал членов ДОО.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

Можно выделить несколько аспектов, определяя направления работы. Для самих стажёров - обучение (всесторонняя подготовка к самостоятельной во-жатской деятельности) и практика (сопровождение, роль помощника вожатого, первые самостоятельные мероприятия). Кроме того, стажеры учатся работать в разных условиях и с этой точки зрения можно выделить три направления:

1. Школьное; 2. Лагерное; 3. Лесное (походно-экспедиционное).

Важно упомянуть, что главная часть этого проекта - социальное направление, ребята-стажёры выполняют разнообразную работу для других: для младших, для общих дел, для помощи педагогам и вожатым.

ОСОБЕННОСТИ: Проект включает значительное количество мероприятий, проводимых с целью подготовки старшеклассников к работе с младшими школьниками.

Обучение стажёров: ШЛВ (Школа Лесных Вожатых) проводят педагоги и вожатые, направлена на получение азов вожатского мастерства.

Ребята-стажёры участвуют во многих мероприятиях во время смен в «Зеркальном», «Зазеркалье», ДОЛ «Буревестник», в школе в качестве по-

130 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

мощников вожатых и педагогов. Вот примеры таких мероприятий: «Взломщики кодов» (квест из разработок «Зеркального»); «Лесная школа»; «Весёлые старты»; «Африканский марафон»; «Охота на приведений»; «Людо-едочка» - среди них как интеллектуальные, так и спортивные.

Стажёры проводят квесты и городские игры в рамках сотрудничества с региональным ДОО «Союз юных петербуржцев», например - игра по истории мостов Санкт-Петербурга.

Важной работой для стажёров становятся занятия с ребятами, впервые выезжающими в «Зеркальный», обучают младших школьников традициям, законам, легендам и песням.

Главная работа ложится на стажеров во время сентябрьского туристического слёта, когда они проводят игры на сплочение для учеников начальной школы и для 5-6-х классов, организуют пение под гитару у костра. В ДОЛ «Буревестник» ребята - стажёры организуют игры и занятия уже не в условиях леса, а в стационарном лагере отдыха.

Своё первое самостоятельное мероприятие стажеры проводят в лагере «Зазеркалье», причём не на своих детях, а на воспитанниках другого отряда. Вместе с вожатыми участвуют в КВМ (Конкурс Вожатского мастерства).

ИТОГИ ПРОЕКТА:

1. Создание условий для развития потенциала старшеклассников.

2. Успешная реализация социальной направленности деятельности.

3. Реализация делового взаимодействия и общения детей разных возрастных групп.

Приведем поэтапное внедрение инновационного продукта.

Проектировочно-ознакомительный этап:

1. Создание рабочей группы.

2. Проектирование основных направлений и их обоснование.

3. Поиск ресурсов, партнеров, заключение договоров, анализ возможностей.

4. Информирование о программе экспериментальной работы участников (детей, родителей, учителей, партнеров).

5. Детальная проработка эксперимента, составление перечня основных мероприятий, плана, графика реализации мероприятий.

6. Проведение педагогического совета по проблемам развития социального активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики.

Подготовительный (констатирующий) этап:

1. Изучение направлений, форм, методов создания и функционирования модели развития социальной активности детей и подростков.

2. Организация воспитательной деятельности школьников через реализацию разнообразных социальных проектов.

3. Разработка нормативно-правовой основы реализации эксперимента.

Инновации в науке и образовании

131

4. Разработка системы мониторинга и диагностики и ее апробация на констатирующем этапе эксперимента.

5. Проведение конференции по проблемам вовлечения детей и подростков в социальную практику.

Практический (формирующий) этап:

1. Реализация основных мероприятий проекта (за счет бюджетных средств и средств внебюджетного финансирования): проекты, мероприятия, праздники, трудовые дела.

2. Подготовка промежуточных отчетов.

3. Разработка основных инновационных продуктов (за счет бюджетных средств и средств внебюджетного финансирования): описание модели развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения (методические рекомендации для реализации предлагаемой модели в практике работы детских общественных объединений Санкт-Петербурга)

- описание управленческо-методических аспектов модели;

- описание модели развития кадрового потенциала школы в условиях применения технологии социального проектирования;

- программу повышения квалификации и рекомендации по ее реализации;

- сборник материалов по итогам семинаров, конференций и вебинаров;

- диагностический комплекс (критерии, показатели, уровни и инструментарий), направленный на выявление эффективности реализации программы.

Аналитический (контрольный) этап:

1. Проведение итоговых мониторинговых исследований и диагностики.

2. Подготовка итогового публичного отчета.

3. Обобщение опыта и анализ инновационных продуктов.

4. Реализация информационного сопровождения проекта. Перспективно-прогностический этап:

1. Определение направлений дальнейшего развития исследования.

2. Проведение SWOT-анализа дальнейшего развития исследования.

3. Проведение итоговой конференции.

Таким образом, функционирование образовательной организации согласно предлагаемой модели дает следующие положительные показатели эффективности:

- переход учебно-воспитательного процесса в новое качество, в состояние, соответствующее вызовам современного общества;

- повышение педагогической эффективности воспитательной системы школы;

132 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

- обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава;

- формирование духовно-нравственных ориентиров и воспитание петербургских школьников;

- реализация принципа партнерства на основе привлечения представителей различных детских общественных объединений района, города, международных партнеров, призванных обеспечить высокий уровень эффективности модели развития социальной активности детей и подростков.

Список литературы:

1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 201120 годы «Петербургская Школа 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: k-obr.spb.ru>downloads/435/1.pdf (дата обращения: 05.07.2015).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05Л5-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (дата обращения: 05.07.2015).

3. Инновационный продукт «Модель развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school13spb.ru/index. php/experementals-works/item/248-model-razvitiya-sotsialnoj-aktivnosti-detej-i-podrostkov-v-praktike-raboty-detskogo-obshchestvennogo-ob-edineniya.html (дата обращения: 07.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.