МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
© Скорнякова Э.Р.* *, Харчилава Е.В.*
Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург
В статье рассмотрена управленческо-организационная модель «Развитие социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения» в качестве инновационного продукта образовательного процесса школы.
Ключевые слова: социальное проектирование, социальная активность, социальный проект, детское общественное объединение, инновационный продукт, опытно-экспериментальная работа.
Высокий потенциал системы неформального образования детей и подростков определяет главные задачи развития системы образования Санкт-Петербурга [1]. Развитие социальной активности детей и подростков в детских общественных объединениях через социальное проектирование представляет собой одно из приоритетных направлений в воспитании неформальным образованием.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты возникла необходимость найти новые приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Наиболее актуальным подходом к развитию социальной активности детей и подростков является социальное проектирование - социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика. Именно такой вид деятельности способствует нравственным, мировоззренческим идеям стать личным достоянием, личным приобретением подростка в рамках дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время в детских общественных объединениях. Работа над социальным проектом позволит почувствовать учащимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности.
В ходе социального проектирования формируются те значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе всего образовательного процесса. Очевидны преимущества работы над социальным проектом в детских общественных объединениях: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей,
* Заведующий экспериментальной площадкой, кандидат филологических наук.
* Директор.
Инновации в науке и образовании
125
связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, повышение знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д.
Создание детских общественных объединений (ДОО) является наиболее результативной формой деятельности, способной объединить всех участников образовательного процесса. ДОО создается для организации воспитательной работы образовательной организации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Современные условия развития детей в значительной мере отличаются от тех, которые существовали ещё совсем недавно. Изменились и современные дети:
1) современный школьник всё больше времени проводит перед экраном телевизора, компьютера, телефона;
2) круг общения (не виртуального) очень ограничен;
3) инфантильность современных подростков приводит их к неспособности решать свои проблемы;
4) родители в силу большой занятости мало уделяют времени своим детям и не понимают их нужд.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [2] особое внимание уделяется вовлечению молодежи в социальную практику. Данное направление способствует созданию условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи позволит решить актуальные вопросы развития механизмов социализации.
Инновационный продукт представляет собой модель развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения [3] (см. рис. 1). Модель содержит следующие направления работы ДОО: гражданско-патриотическое, туристическое, краеведческое, стажерское, творческое, экологическое, трудовое.
Представленная модель развития социальной активности детей и подростков призвана обеспечить полноценные условия взросления, социализацию всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава. Выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, - приоритетная задача общества и школы, что определяет актуальность проводимого исследования в рамках опытно-экспериментальной работы.
Целью создания инновационного продукта послужило определение условий для развития культуры социального проектирования в детской и молодежной среде.
Социальные проекты и социальная практика
126 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Модель развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения
XX
Нормативно-правовая база
- Конституция РФ
- Конвенция ООН «О правах ребёнка»
- Закон РФ «Об образовании»
- Закон РФ «Об общественных объединениях»
- Положение о ДОО
Направления деятельности
>
XX
Г ражданско-патриотическое
- Военно-исторический конкурс «Пароль - Победа!»;
- Проект СЮПа «Наследники-хранители»;
- Городская акция «900 ромашек для Тани Савичевой»;
Почётные караулы;
- Акция «Посылка солдату - земляку»
XX
Туристическое
Походы по шхерам Ладоги;
Турслёт для младших классов;
- Осенний турслёт СЮПа;
Палаточный лагерь «Зазеркалье»;
- Экспедиция на остров Валаам
XX
XX
XX
Краеведческое
- Краеведческие программы: «Дачные поместья за Невской заставой и их хозяева», «Мы оставшимся помнить и жить завещали», «Славные люди России»;
В рамках проекта СЮПа «Наследники-хранители»;
- География летом
ЛХ_
Стажёрское
Создание стажёрского отряда; Турслёты для младших классов; - Смена в ДОК «Буревестник»; Палаточный лагерь "Зазеркалье»
Творческое
- Издание альманаха; Выступления на фестивалях «Валаамская минута славы»;
- «Мир без песен тесен» - издание сборников песен, пение под гитару; Концерты; «Арбузник»
V з V
Проект СЮПа «Объект детской заботы». Валаамская экспедиция;
- Майский экологический десант; Экологические десанты в «Зазеркалье»; Экологические игры
XX.
Трудовое
Субботники; Трудовые десанты;
Дни молодёжного служения городу; Волонтёрская работа по уборке мусора по берегам острова Валаам
Реализация Модели в практике работы ДОО Санкт-Петербурга
Рис. 1
Выделим основные преимущества модели развития социальной активности детей и подростков в практике работы ДОО:
1. Современный ребёнок практически наедине с компьютером, он существует в виртуальном мире, теряет представление о реальности, а, следовательно, не может адекватно себя идентифицировать (как ученика, как носителя культуры, как члена общества), таким образом, он попадает в группу риска, может легко подвергаться разнообразным манипуляциям. Работа ДОО, направленная на снятие этих социальных рисков подростков, приводит к значимым результатам.
2. Стажёрство как возможность передачи традиций от старших учащихся к младшим.
3. Социализация и социальная значимость реализуется посредством осуществления школьных воспитательных проектов.
Инновации в науке и образовании
127
Таким образом, новизна представленного продукта заключается в создании инструмента, позволяющего ученикам образовательных учреждений предлагать новые идеи и в рамках совместной их реализации (учащиеся, учителя, администрация гимназии, родители, эксперты) на разных уровнях внедрять их в жизнь. Реализация продукта даст возможность приобретения нашими детьми положительного опыта от генерации идей до их внедрения в жизнь и осознания ими, что изменения к лучшей жизни возможны при непосредственном участии их самих.
Учащиеся вовлекаются в социальные проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные оценочные суждения. Данный продукт является новым форматом работы с молодежью школьного возраста по включению ее в социальную деятельность, без которой школа, как институт не будет работать на будущее России.
Приведем ряд определений:
Социальное проектирование рассматривается как перспективная технология использования на практике социологических знаний в деле решения социальных проблем. Это процесс конструирования желаемых состояний будущего. В педагогической деятельности осуществляется процесс обучения социальному проектированию с целью развития социальной активности детей.
Социальная практика - это процесс освоения учащимися социально значимых умений.
Социальный проект - это модель предлагаемых учащимися изменений в ближайшем социальном окружении.
Детское общественное объединение - объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Это сообщество молодых граждан, объединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а так же совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.
Духовно-нравственное воспитание - процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности ребенка, подростка, молодого человека. Воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Модель содержит следующие направления работы ДОО: гражданскопатриотическое, туристическое, краеведческое, стажерское, творческое, экологическое, трудовое. Каждое направление может быть реализовано в практике работы ДОО различными мероприятиями и организациями социаль-
128 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
ных проектов, социальной пробы, социальной практики. Представленная модель универсальна для любого ДОО Санкт-Петербурга. Сочетание направлений и мероприятий в рамках того или иного вида деятельности может варьироваться в зависимости от целей и задач, преследуемых руководителем ДОО.
Представим описание работы ДОО на примере двух социальных проектов.
1. Экспедиция на Валаам;
2. Проект «Стажёры».
Экспедиция на Валаам.
ЦЕЛЬ: Комплексное изучение и сохранение уникального природноисторического комплекса острова Валаам.
ЗАДАЧИ:
1. Выполнить работу по очистки берегов от мусора.
2. Изучить историю и традиции Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, приобщиться к культуре своей Родины.
3. Понять особенности природных взаимосвязей уникального ландшафта Ладожского озера и острова Валаам.
4. Создание уникальной атмосферы взаимодействия и взаимопонимания между участниками проекта.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Экспедиция на Валаам является комплексной, здесь пересекаются различные виды работы, но можно выделить наиболее важные:
1. Гражданско-патриотическое;
2. Экологическое;
3. Трудовое
4. Творческое;
ОСОБЕННОСТИ:
Непосредственно экспедиция проходит в летние месяцы.
1. Согласование с сотрудниками природного парка возможности проживания на острове, так как разбивать палаточные лагеря можно только в специально отведённых, оборудованных местах, природа острова - особоохраняемый объект.
2. Согласовать свое пребывание на острове с паломнической службой монастыря.
3. Составить план экспедиции.
4. Составить план занятий для изучения истории, культуры и природы острова.
5. Подготовить разработки образовательных, спортивных и развлекательных мероприятий.
6. Подготовить инвентарь и продукты.
Инновации в науке и образовании
129
В течение экспедиции проходит большое количество разнообразных дел. Главное из них -уборка берегов острова от мусора, разнообразная подсобная работа, которую просят выполнить биостанция или природный парк. Большое внимание уделяется изучению истории и культуры монастыря -это экскурсии, походы по острову, квесты. Творчество реализуется в своих мероприятиях - огоньках, вечерах песни у костра и в выступления на фестивалях «Валаамская минута славы».
После возвращения из экспедиции, обязательно проводится (на первой неделе) итоговая встреча, на которой проводятся просмотр фотографий и видео об экспедиции, воспоминания - рефлексия. Обязательно проводится мини анкетирование по событиям, происходящим в поездке, договариваются о теме статей в альманах экспедиции, который издаётся с течением времени.
ИТОГИ ПРОЕКТА:
1. Осуществление социально значимых работ.
2. Развитие познавательного и творческого потенциала участников экспедиции.
3. Социализация подростков.
Проект «Стажёры».
ЦЕЛЬ: Обеспечить возможности развития старшеклассников в процессе подготовки будущих вожатых.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для развития учеников старших классов.
2. Обеспечить преемственность поколений, сохранение традиций.
3. Создать условия для взаимодействия старших и младших.
4. Развить творческий потенциал членов ДОО.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Можно выделить несколько аспектов, определяя направления работы. Для самих стажёров - обучение (всесторонняя подготовка к самостоятельной во-жатской деятельности) и практика (сопровождение, роль помощника вожатого, первые самостоятельные мероприятия). Кроме того, стажеры учатся работать в разных условиях и с этой точки зрения можно выделить три направления:
1. Школьное; 2. Лагерное; 3. Лесное (походно-экспедиционное).
Важно упомянуть, что главная часть этого проекта - социальное направление, ребята-стажёры выполняют разнообразную работу для других: для младших, для общих дел, для помощи педагогам и вожатым.
ОСОБЕННОСТИ: Проект включает значительное количество мероприятий, проводимых с целью подготовки старшеклассников к работе с младшими школьниками.
Обучение стажёров: ШЛВ (Школа Лесных Вожатых) проводят педагоги и вожатые, направлена на получение азов вожатского мастерства.
Ребята-стажёры участвуют во многих мероприятиях во время смен в «Зеркальном», «Зазеркалье», ДОЛ «Буревестник», в школе в качестве по-
130 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
мощников вожатых и педагогов. Вот примеры таких мероприятий: «Взломщики кодов» (квест из разработок «Зеркального»); «Лесная школа»; «Весёлые старты»; «Африканский марафон»; «Охота на приведений»; «Людо-едочка» - среди них как интеллектуальные, так и спортивные.
Стажёры проводят квесты и городские игры в рамках сотрудничества с региональным ДОО «Союз юных петербуржцев», например - игра по истории мостов Санкт-Петербурга.
Важной работой для стажёров становятся занятия с ребятами, впервые выезжающими в «Зеркальный», обучают младших школьников традициям, законам, легендам и песням.
Главная работа ложится на стажеров во время сентябрьского туристического слёта, когда они проводят игры на сплочение для учеников начальной школы и для 5-6-х классов, организуют пение под гитару у костра. В ДОЛ «Буревестник» ребята - стажёры организуют игры и занятия уже не в условиях леса, а в стационарном лагере отдыха.
Своё первое самостоятельное мероприятие стажеры проводят в лагере «Зазеркалье», причём не на своих детях, а на воспитанниках другого отряда. Вместе с вожатыми участвуют в КВМ (Конкурс Вожатского мастерства).
ИТОГИ ПРОЕКТА:
1. Создание условий для развития потенциала старшеклассников.
2. Успешная реализация социальной направленности деятельности.
3. Реализация делового взаимодействия и общения детей разных возрастных групп.
Приведем поэтапное внедрение инновационного продукта.
Проектировочно-ознакомительный этап:
1. Создание рабочей группы.
2. Проектирование основных направлений и их обоснование.
3. Поиск ресурсов, партнеров, заключение договоров, анализ возможностей.
4. Информирование о программе экспериментальной работы участников (детей, родителей, учителей, партнеров).
5. Детальная проработка эксперимента, составление перечня основных мероприятий, плана, графика реализации мероприятий.
6. Проведение педагогического совета по проблемам развития социального активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики.
Подготовительный (констатирующий) этап:
1. Изучение направлений, форм, методов создания и функционирования модели развития социальной активности детей и подростков.
2. Организация воспитательной деятельности школьников через реализацию разнообразных социальных проектов.
3. Разработка нормативно-правовой основы реализации эксперимента.
Инновации в науке и образовании
131
4. Разработка системы мониторинга и диагностики и ее апробация на констатирующем этапе эксперимента.
5. Проведение конференции по проблемам вовлечения детей и подростков в социальную практику.
Практический (формирующий) этап:
1. Реализация основных мероприятий проекта (за счет бюджетных средств и средств внебюджетного финансирования): проекты, мероприятия, праздники, трудовые дела.
2. Подготовка промежуточных отчетов.
3. Разработка основных инновационных продуктов (за счет бюджетных средств и средств внебюджетного финансирования): описание модели развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения (методические рекомендации для реализации предлагаемой модели в практике работы детских общественных объединений Санкт-Петербурга)
- описание управленческо-методических аспектов модели;
- описание модели развития кадрового потенциала школы в условиях применения технологии социального проектирования;
- программу повышения квалификации и рекомендации по ее реализации;
- сборник материалов по итогам семинаров, конференций и вебинаров;
- диагностический комплекс (критерии, показатели, уровни и инструментарий), направленный на выявление эффективности реализации программы.
Аналитический (контрольный) этап:
1. Проведение итоговых мониторинговых исследований и диагностики.
2. Подготовка итогового публичного отчета.
3. Обобщение опыта и анализ инновационных продуктов.
4. Реализация информационного сопровождения проекта. Перспективно-прогностический этап:
1. Определение направлений дальнейшего развития исследования.
2. Проведение SWOT-анализа дальнейшего развития исследования.
3. Проведение итоговой конференции.
Таким образом, функционирование образовательной организации согласно предлагаемой модели дает следующие положительные показатели эффективности:
- переход учебно-воспитательного процесса в новое качество, в состояние, соответствующее вызовам современного общества;
- повышение педагогической эффективности воспитательной системы школы;
132 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
- обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава;
- формирование духовно-нравственных ориентиров и воспитание петербургских школьников;
- реализация принципа партнерства на основе привлечения представителей различных детских общественных объединений района, города, международных партнеров, призванных обеспечить высокий уровень эффективности модели развития социальной активности детей и подростков.
Список литературы:
1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 201120 годы «Петербургская Школа 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: k-obr.spb.ru>downloads/435/1.pdf (дата обращения: 05.07.2015).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05Л5-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (дата обращения: 05.07.2015).
3. Инновационный продукт «Модель развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school13spb.ru/index. php/experementals-works/item/248-model-razvitiya-sotsialnoj-aktivnosti-detej-i-podrostkov-v-praktike-raboty-detskogo-obshchestvennogo-ob-edineniya.html (дата обращения: 07.07.2015).