Л. А. Николенко
Исследование проектной деятельности школьников как условия их социально-гражданского воспитания
Подростки хотят быть полезными, чувствовать свою взрослость и нужность. Для нормального взросления им нужна вовлечённость во взрослую жизнь: не имитация игры в неё, а настоящее дело.
Зрелая гражданская позиция у детей и подростков может вырабатываться, если они становятся активными членами гражданского общества, способными самоопределяться на основе общечеловеческих ценностей и принципов, разрабатывать проекты преобразования окружающей жизни, успешно реализовывать данные проекты.
Основные задачи социального проектирования: повысить общий уровень культуры детей и подростков; формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п.), социальную мобильность и т. д.; закреплять навыки работы в команде [1].
За последние два года под нашим руководством студентами ЛГУ им. А.С. Пушкина выполнено несколько работ, посвященных влиянию социального проектирования на социализацию ребенка. Это исследования выполнены в рамках подготовки ВКР на следующие темы: «Участие младших подростков в социальных проектах как средство их социализации» (Н.В. Паэглис, учитель МОУ Ново-Девяткинская СОШ № 1); «Совместная проектная деятельность с родителями как средство социализации старших дошкольников» (Н.Н. Пятаева, воспитатель ДОО № 9 г. Волосово), «Социально-педагогическое проектирование как фактор социализации подростков» (О.Н. Сызранова, педагог доп. образования ВКК, МОУ ДО «Тихвинский центр детского творчества»).
Все эти исследования имеют общие идеи в основе, их авторы пришли к сходным выводам. Остановимся на некоторых, наиболее значимых и актуальных.
Социально-педагогический проект является четким и подробным планом реальных действий, в основе которого лежит актуальная социальная проблема, требующая решения. Реализация такого плана по решению важной для общества проблемы будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном учреждении, городе, области, стране. Также реализация социальных проектов - один из способов участия детей, подростков и педагогов в общественной жизни путём практического решения социальных задач.
Проект - это описание проблемы или ситуации, которая должна быть решена или улучшена, и конкретных методов и шагов по решению или улучшению. Он включает в себя: сведение (анализ ситуации, актуальность и новизна, сфера применения), постановку цели деятельности и конкретных, достижимых задач, управленческо-кадровый аспект (механизм управления, подготовленность команды), содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы работы по реализации проекта, организационная структура, план конкретных действий), характеристику и способ оценки планируемых результатов, материально-техническое обеспечение проекта.
Среди ожидаемых результатов реализации проекта можно выделить следующие: повышенную социальную активность старшеклассников, их активное участие в социальной жизни общества; включение детей и подростков в реальную практическую проектную деятельность; реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации; положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня их общей культуры за счет получения ими дополнительной информации и навыков в различных сферах деятельности; наличие у участников проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации реального социально полезного дела; усовершенствованы полезные социальные навыки и умения детей и подростков.
Возможные ошибки при реализации проекта: отсутствие знаний и навыков технологии подготовки и реализации социальных проектов не только у подростков, но и у взрослых руководителей, педагогов; переоценка сил и возможностей проектной группы; объявление основной идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны подростков и взрослых кураторов проекта; отсутствие источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
Так, например, опыт Детско-молодежной общественной организации «Старт» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Тихвинский центр детского творчества», в которой активно руководит разработкой и реализацией социально-педагогических проектов различной направленности, интересен для распространения и в другие организации, работающих с подростками и молодёжью.
Примеры социальных проектов. Социально-педагогический проект «Я, ты, мы», который реализуется в течение двух лет - с сентября 2015 г. по май 2017 г. Участники проекта - это группа актива ДМОО «Старт», социокультурный центр «Тэффи»; члены подростковых клубов, коллективов ЦДТ, активов ОУ города и района, жители Тихвина. Целью проекта является формирование у подростков и молодежи установки на здоровый образ жизни, активную
гражданскую позицию, уважения к старшему поколению, любви к родному городу. Задачи проекта: обучить активную молодежь формам организационной, творческой работы среди сверстников и людей старшего поколения, сформировать устойчивые лидерские, патриотические установки у подростков, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности, уважения к старшему поколению.
Проект включает в себя проведение тренинговых занятий, игр, дискуссий, круглых столов, музыкальных и творческих встреч и вечеров среди участников проекта, обучение подростков основам ведения работы среди сверстников и взрослых. Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта: обученность участников проекта основам ведения организационной, творческой работы среди сверстников, направленной на формирование лидерских качеств, развитие навыков ведения здорового образа жизни, охват мероприятиями проекта большой аудитории подростков, молодежи и представителей старшего поколения города и района.
Также были разработаны и реализованы социально-педагогические проекты «России - здоровое поколение», «Космическое путешествие», «Вожатый», «Семейные ценности», «Память сердца», «Стартуйте с нами!», «Мы против наркотиков!», «Планета детства», «Здравый смысл».
Для выявления взаимосвязи между уровнем социализирован-ности, самооценки лидерских качеств, коммуникативных и организационных склонностей, интересов и склонностей в различных сферах деятельности у подростков и их активным участием в разработке и реализации социально-педагогических проектов при проведении исследования были использованы следующие методики: методика изучения социализированности личности учащегося и «Самооценка лидерских качеств и построения лидерского профиля» (М.И. Рожков); «Коммуникативные и организационные склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошкин); «Карта интересов» (А.Е. Голомшток).
Полученные при проведении исследования данные находятся в процессе обработки, но уже позволяют нам судить о том, что уровень социализированности детей старшего школьного возраста, их организационных и коммуникативных склонностей и лидерских способностей зависят от активного участия подростков в деятельности детско-молодежного общественного объединения, в разработке и реализации социально-педагогических проектов различной направленности.
Отзывы ребят, родителей, их поведение, готовность участвовать во всех мероприятиях, ответственность при выполнении поручений, которую мы наблюдали и фиксировали в различных опросах, позволяют судить о том, что социальный проект - эффективное средство при достижении педагогической цели - социализации гражданского воспитания подростков.
Социализация подростков успешно происходит при включении их в реальную социально-полезную деятельность. Организовать такую деятельность возможно в каждом населенном пункте, школе. Примеры успешных проектов и изучение социализированности подростков подтверждают этот тезис.
Литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. -80 с.
А. В. Ничагина
Современные тенденции обновления стандарта второго поколения в начальной школе
За последние пять лет в законодательной и правовой базе деятельности начальной школы произошли значительные изменения. Так, в 2014/2015 уч. году закончилось внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Особого внимания заслуживают последние поправки, внесённые в данный документ [3-5]:
1. Заменены основные понятия и словосочетания, например:
- было «специализированные образовательные программы», стало «адаптивные образовательные программы НОО»;
- было «образовательное учреждение», стало «организация, осуществляющая образовательную деятельность»;
- было «участники образовательного процесса», стало «участники образовательных отношений»
- было «учебный процесс», стало «учебная деятельность» и др.
2. Исключены такие фразы, как: «образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» и «в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений» (п. 1, п. 6).
3. Изложена новая редакция некоторых пунктов стандарта:
- «формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий» (п. 11, подп. 16);
- «в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (п. 12.9, подп. 3);
4. Дополнены новые пункты: план внеурочной деятельности (п. 19.10.); система условий реализации программы (п. 19.11); материально-технические условия образовательной организации, реализующей интегрированные программы в области искусств (п. 25.1).