Научная статья на тему 'Самореализация социально одаренного подростка в «Поле» взаимодействия детского общественного объединения'

Самореализация социально одаренного подростка в «Поле» взаимодействия детского общественного объединения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ / CONDITIONS OF INTERACTION OF CHILDREN''S ASSOCIATIONS WITH SOCIAL PARTNERS / SELF-ACTUALIZATION / SOCIAL TALENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Наталья Александровна

В статье раскрывается понятие и особенности самореализации подростка в процессе взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами. Автор связывает условия самореализации подростков с возможностями использования «поля» взаимодействия ДОО. Предлагаются формы и методы диагностики и развития социальной одаренности в процессе взаимодействия детского объединения с социальными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-realization of socially gifted teenager in "field" of interaction of children's public association

The paper considers the concept and characteristics of the teenager 's self-actualization during an interaction process of children's public association with social partners. The author links conditions of the teenager's self-actualization with opportunities of using the "field" of interaction of children's public association. Also there are proposed forms and methods of diagnosis and development of the social endowments in the interaction of children's associations with social partners.

Текст научной работы на тему «Самореализация социально одаренного подростка в «Поле» взаимодействия детского общественного объединения»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 37.04, 37.06.

Гусева Наталья Александровна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

nat0412@mail.ru

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА В «ПОЛЕ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

В статье раскрывается понятие и особенности самореализации подростка в процессе взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами. Автор связывает условия самореализации подростков с возможностями использования «поля» взаимодействия ДОО. Предлагаются формы и методы диагностики и развития социальной одаренности в процессе взаимодействия детского объединения с социальными партнерами.

Ключевые слова: самореализация, социальная одаренность, условия взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами.

Самореализация в подростковом возрасте выступает как психическое новообразование личности, условием успешной социализации и индивидуализации, а также фактором развития способностей. Процесс самореализации исследовался различными авторами в русле философии, культурологии, психологии. Рассматривались различные психолого-педагогические аспекты данного феномена: условия самореализации личности в различных типах образовательных учреждений (Н.Г. Крылова, Ю.П. Васильев, Н.В. Кокорева, С. Сулейманова, Т.И. Барышникова,

A.И. Березенцева, О.А. Прядкина, Л.Р. Муллина); педагогические условия самореализации в различных видах деятельности (О.В. Вандышева, Е.А. Никитина, Г.А. Бошук, Н.В. Эверт, Е.Е. Квимсадзе,

B.В. Садовая, Н.А. Омбоева, П.А. Маслов, Н.Н. Шатохина, Е.Г. Гуляева, О.Г. Готовцева); факторы и средства самореализации личности (Э.В. Га-лажинский, В.А. Колесников, О.А. Прядкина,

Н.В. Белобородов, Н.Г. Дмитрук, О.Н. Мартынова, М.Г. Квитков, Н.Н. Комарова, Н.А. Вединеева,

C.М. Азизова, О.Н. Тверская).

Анализ философской и психолого-педагогичес-кой литературы позволил А.В. Матвееву рассматривать самореализацию как личностно значимое опредмечивание индивидуумом своих сущностных сил в деятельности и общении посредством самовыражения с перспективой дальнейшего саморазвития [2].

Самореализация в подростковом возрасте характеризуется интенсивным поиском сферы для реализации потребностей и интересов формирующейся личности. Подросток находится в постоянной ситуации «примерки» на себя новой для него деятельности, отношений, мотивов для проявления активности.

Однако величайшая потребность в самореализации в подростковом возрасте имеет и большие ограничения: контроль взрослых, относительная самостоятельность, физические и временные затраты на учение, неопределенность выбора, влия-

ние множества внутренних и внешних условий на самоопределение. Условия одного воспитательного пространства (школы, дополнительного образования, общественной организации и др.) не могут гарантировать предоставление всех ситуаций выбора и возможностей при многообразии индивидуальных особенностей подростков. Следовательно, необходимо искать скрытые ресурсы воспитательных пространств тех институтов, в которые входит подросток. Одним из них является социальное взаимодействие с целью содействия самореализации подростка.

Особенно важно это становится для ребенка, обладающего выдающимися социальными способностями: коммуникативными, организаторскими, аналитическими, аттрактивными, художественноисполнительскими. В общественной деятельности проявлением незаурядных способностей является феномен лидерства (М.И. Рожков, Л.И. Уманский).

Профессор М.И. Рожков выделяет три группы качеств, отражающих сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальная активность, стремление к социальному творчеству [3]. Проявлениями социальной одаренности являются:

- инициирование различных общественных мероприятий;

- активное участие в создании различных групп и объединений;

- отсутствие боязни выражать свои чувства;

- умение устанавливать контакты и поддерживать длительные взаимоотношения с людьми;

- стимулирование активного поведения других;

- способность справляться со сложными социальными ситуациями.

Видами социальной одаренности М.И. Рожков определил коммуникативную, аналитико-прогнос-тическую и организаторскую, выделив их на основании особенностей характера проявлений социальной одаренности и реализуемой цели.

А.В. Волохов предложил модель самореализации подростков в детской общественной организации и выдвинул идею «поля самореализации» под-

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Гусева Н.А., 2012

ростка в данном социальном институте [1]. Вслед за ним мы предлагаем создавать «поле самореализации» подростка не только внутри системы ДОО, но и в социальном пространстве взаимодействия детского объединения с социальными партнерами. Для этого мы предлагаем реализовывать модель взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами, ориентированного на самореализацию участников.

Модель предполагает создание «поля взаимодействия» с партнером на основе общих воспитательных или социальных функций. «Поле взаимодействия» - это конвенциально заданные условия совместной деятельности партнеров, которые реализуются за счет синергичного (объединенного) усилия сторон. В «поле взаимодействия» основным компонентом является согласованная цель взаимодействия, ориентированная на самореализацию участников.

Содействие самореализации детей является общей целевой функцией институтов дополнительного образования, молодежных объединений, учреждений культуры. Они в первую очередь могут выступать социальными партнерами детского общественного объединения.

Основным условием самореализации в процессе взаимодействия с социальными партнерами является включенность подростков в партнерские отношения в роли организатора или помощника организатора совместной деятельности. Участие подростков в проектировании совместной деятельности, переговорах с партнерами, координации, организации и анализе партнерских проектов предоставит им неограниченное поле для социальных проб, самопознания и самооценки способностей и направленности развития.

Опрос, проведенный нами среди участников и руководителей детских общественных объединений Ярославской области (всего 106 человек), показал, что около 1/3 опрошенных привлекает в деятельности объединения возможность планировать новые мероприятия, участвовать в переговорах с партнерами организации, в совместных проектах с другими объединениями, учреждениями и организациями. Оценка ценностных ориентаций (по методике ОТеЦ для подростков) участников детского досугового движения «К истокам нашим» указала на наличие ценностей саморазвития, духовного удовлетворения и выбор общественной деятельности в качестве сферы для их реализации. Данные особенности характерны для подростков 14-17 лет. В то же время для младших подростков 12-13 лет указанные ценности являются редкостью и могут быть признаками социальной одаренности. Результаты исследования по той же методике среди участников молодежных объединений 14-17 лет подтвердили преобладание ценностных ориентаций духовного удовлетворения и саморазвития. Одна-

ко сферами самореализации они выбирают не только общественную деятельность, но и сферу увлечений, реже учебную деятельность, еще реже - семью. Наличие нескольких сфер реализации ценностей для подростков 12-14 лет можно считать нетипичным и признаком стремления к социальной активности и творчеству, т.е. признаком социальной одаренности.

Таким образом, нами выдвинута гипотеза о том, что самореализации подростка, участвующего во взаимодействии ДОО с социальными партнерами, будут способствовать следующие условия:

1) включенность подростка в процесс взаимодействия в роли организатора или помощника организатора;

2) осознанность подростком своего развития в деятельности ДОО (предпочитаемые ценности и сферы деятельности).

Обоснование данных условий является задачей опытно-экспериментальной работы, проводимой нами на базе детского досугового движения «К истокам нашим». В рамках программы подготовки к взаимодействию с социальными партнерами «Сто идей - сто друзей» участникам и руководителям движения предложен комплекс диагностических методов и обучающих занятий. Часть методов используется в качестве контрольных срезов для измерения изменений ценностных ориентаций (оценка терминальных ценностей для подростков - НПЦ «Психодиагностика»), оценки лидерского потенциала (Е. Маркова), оценка уровня творческой активности (М.И. Рожков, Ю.С Тюнникова, Б.С. Али-шева, Л.А. Волович). Другие используются в процессе социальной практики подростков во взаимодействии с социальными партнерами: портфолио (по методу Т.Н. Гущиной), адаптированные компьютерные варианты методов «Матрицы Равена» и личностного опросника Кеттела. Обучающие занятия включают упражнения и задания для развития аналитических, коммуникативных и организаторских способностей.

Анализ теоретических и эмпирических источников показал, что самореализация подростков будет иметь особенности. Возможными сферами самореализации детей и молодежи выступает пространство различных социальных институтов: образования, досуга, общественных организаций, семьи, профессиональной деятельности. Вместе с тем, многоуровневость и интенсивное взаимодействие этих и других институтов представляет собой также поле для расширения возможностей самореализации личности.

Опираясь на исследования процесса самореализации подростков в учебной деятельности (А.В. Матвеев), в образовательной деятельности детского объединения учреждения дополнительного образования детей (С. Сулейманова), в деятельности детского общественного объединения (А.В. Во-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

165

лохов), охарактеризуем особенности самореализации подростка, включенного во взаимодействие детского общественного объединения с партнерами. Мы выделили пять общих для указанных исследований компонентов процесса самореализации: ценностный, мотивационный, ориентационный, операциональный и рефлексивный.

В ценностный компонент войдет многообразие ценностей подростка в зависимости от его индивидуальных особенностей, социального опыта и потребностей в общении, саморазвитии, принадлежности к референтной группе и признании, самореализации. Ценность ребенка и его права на самоопределение как высшей ценности гуманистической, экзистенциальной педагогики превалирует над приоритетами социальных институтов, поэтому мы подчеркиваем его значимость.

Осознанные ценности и потребности обретают у подростка форму мотива в аффилиации, расширения сферы общения, самореализации или поиска сферы проявления активности. Выделение, таким образом, мотивационного компонента целесообразно для его соотношения с целевыми функциями ДОО и социального партнера. Реализация данных мотивов личностью есть целевой ориентир создания «поля» взаимодействия между ДОО и другими объединениями.

Ориентационный компонент заключается в выборе подростком способа реализации мотива: пробы, выбора интересной деятельности, принятия предложения об участии в деятельности, наблюдения за деятельностью других, продолжение поиска сферы самореализации, оценка трудностей, затрат, возможных препятствий. Выбор опредмечивается через распределение поручений, ролей, обязанностей в предстоящей совместной деятельности с партнером, а также внутри ДОО.

Компонент операциональный будет характеризовать активность подростка: поиск информации, обучение, воспроизводство имеющегося опыта, подражание примерам деятельности, деловые коммуникации, наблюдение, участие в совместной деятельности, продуктивная мыследеятельность (проектирование, созидание, оценка). Эта активность будет тем более осознанной и продуктивной, чем больше условий создается субъектами взаимодействия и чем согласованней совместные действия. Подросток включается во все доступные действия или информируется о тех действиях, которые субъекты взаимодействия совершают без него. Мы

считаем, что данное условие можно назвать педагогическим управлением взаимодействием ДОО с социальными партнерами, которое требует специальной подготовки от субъектов взаимодействия.

Рефлексивный компонент отражает осознание подростком приобретений от участия в совместной деятельности, новых ценностей и убеждений, потребностей, удовлетворенность от реализации мотивов и потребностей, оценку собственного вклада в результаты коллективной деятельности и умение оценить достижения партнеров, увидеть ошибки и новые возможности от взаимодействия, появление новых мотивов и потребностей высшего порядка (саморазвития). Осознание приобретений от взаимодействия покажет пути саморазвития личности подростка.

Учитывая закономерности самореализации ребенка в деятельности ДОО (А.В. Волохов): зависимость результатов саморазвития от степени активности ребенка и зависимость результатов самореализации от характера общения детей в ДОО, мы предполагаем, что результаты самореализации подростка, включенного во взаимодействие ДОО с социальными партнерами могут иметь уровневые отличия:

- при низкой активности подростка - неосознанность приобретений и низкая самооценка, отказ от дальнейшего участия во взаимодействии;

- при средней активности - осознание приобретений, но недооценка их значения, неопределенное отношение к участию во взаимодействии;

- при высокой активности - осознание приобретений, высокая их оценка, самоуважение и уважение к партнерам, желание продолжать совместную деятельность.

Библиографический список

1. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 1999. - 467 с.

2. Матвеев А.В. Механизм самореализации подростка в учебной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: сб. материалов конф. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001. - С. 54.

3. Рожков М.И. Развитие социальной одаренности детей // Развитие социальной одаренности детей и молодежи: Материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 26-27 октября 2011 г. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - С. 7-10.

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.