Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемереко Анна Сергеевна

В данной статье представлена разработанная модель развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Показаны результаты экспериментальной работы по реализации ее в ходе различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях образовательной организации и вне ее со старшими дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемереко Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF SELF-ORGANIZATION DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AND RECREATIONAL ACTIVITIES

This article presents the developed model of self-organization development in older preschool children in the process of physical culture and recreational activities. The results of experimental work on its implementation in the course of various types of physical culture and recreation activities in the conditions of an educational organization and outside it are shown.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.2 ББК 74.100.5

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-184-190

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. С. Шемереко

Аннотация. В данной статье представлена разработанная модель развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Показаны результаты экспериментальной работы по реализации ее в ходе различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях образовательной организации и вне ее со старшими дошкольниками.

Ключевые слова: самоорганизация детей старшего дошкольного возраста, развитие самоорганизации, модель развития самоорганизации, физкультурно-оздоровительная деятельность детей, развитие самоорганизации в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для цитирования: Шемереко А. С. Модель развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности // Наука и школа. 2021. № 6. С. 184-190. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-6-184-190.

A MODEL OF SELF-ORGANIZATION DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATIONAL ACTIVITIES

A. S. Shemereko

Abstract. This article presents the developed model of self-organization development in older preschool children in the process of physical culture and recreational activities. The results of experimental work on its implementation in the course of various types of physical culture and recreation activities in the conditions of an educational organization and outside it are shown.

© Шемереко А. С., 2021

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: self-organization of children of senior preschool age, development of self-organization, model of self-organization development, physical culture and recreational activities of children, development of self-organization in physical culture and recreational activities.

Cite as: Shemereko A. S. The model of self-organization development in older preschool children in the process of physical education and recreational activities. Nauka i shkola. 2021, No. 6, pp. 184-190. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-184-190.

В современном мире ведутся активные поиски перспектив развития общества и человеческого капитала. При этом исследователи (О. В. Васильева, А. А. Деркач, М. В. Кларин, Т. М. Ковалева, В. А. Петровский и др.), представители бизнес-сообщества обращают свое внимание на самоорганизацию, полагая, что именно она будет наиболее востребована в ближайшем будущем. Обрушившаяся на мир пандемия, переход образовательных организаций на дистанционное обучение показали, что более успешно справлялись со многими трудностями именно те, у кого развиты самопроцессы: самообладание, саморегуляция, самоорганизация и т. п.), тем самым как бы побуждая развивать способность к самоорганизации с самого раннего возраста.

Под самоорганизацией детей старшего дошкольного возраста в данном исследовании понимается способность личности к интегральной регуляции физических и психических состояний, осознание внешних и внутренних воздействий как предпосылок и источников мотивов поведения и деятельности.

Структура самоорганизации детей старшего дошкольного возраста представлена пятью компонентами: целепо-лагание, планирование, анализ ситуации, коррекция, самоконтроль. Каждый из выделенных компонентов имеет этапы развития в ходе различных видов деятельности. Так, например, процесс развития целеполагания предполагает следующие стадии: принятие цели

взрослого, совместное обсуждение и выдвижение цели, самостоятельная постановка цели старшим дошкольником. Этапы развития компонента «планирование» выражаются, в первую очередь, в выполнении действий в соответствии с предложенным планом, далее в распределении действий по этапам с помощью взрослого, и в итоге самостоятельное планирование и следование плану и т. д.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет физическое развитие как одно из основных направлений развития и образования детей [1]. Успешному решению задач физического воспитания дошкольников способствует включение их в активную физкультурно-оздоровительную деятельность как в условиях образовательной организации, так и в повседневной жизни ребенка. Физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольников раскрывается в пяти основных направлениях: физкультурно-оздоровительные занятия, непосредственно образовательная деятельность, физкультурные праздники, совместная физкультурно-оздоровительная работа образовательной организации с родителями, закаливающие мероприятия.

Представленная модель теоретически разработана и ориентирована на организацию работы по развитию самоорганизации у старших дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности (рис. 1).

Модель развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в

процессе физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных блоков: целевой, содержательно-технологический и результативный.

Целевой блок отражает цель, заключающуюся в развитии самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Показаны задачи, отражающие необходимость диагностики исходного уровня развития самоорганизации, реализации программы развития самоорганизации у старших дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, диагностики конечного уровня развития самоорганизации у детей-дошкольников, анализа результатов, коррекции и планировании дельнейшей работы.

Целевой блок также включает принципы развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности:

• принцип опоры на целостное развитие личности. Этот принцип реализуется в организации работы по развитию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста с учетом сложной структуры данного свойства личности. Компоненты самоорганизации (целеполагание, планирование, анализ ситуации, коррекция, самоконтроль) не могут формироваться и развиваться изолированно, а наоборот, тесно взаимосвязаны;

• принцип опоры на зону ближайшего развития ребенка, который предполагает выбор образовательного содержания в соответствии с уровнем подготовленности дошкольника, здесь необходимо адекватно оценивать предлагаемый материал, давать возможность дошкольнику самостоятельно осваивать новые умения и навыки;

• принцип создания ситуации «конструктивного конфликта», который заключается в преодолении ребенком возникающих трудностей в процессе

физкультурно-оздоровительной деятельности;

• принцип активности, который проявляется во взаимодействии педагога с обучающимися. Со стороны педагога необходимо уделять особое внимание повышению мотивации детей к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью, донести до детей цель и задачи учебно-тренировочного процесса в целом и в частности отдельного занятия, вида задания, игры и т. д. Данный принцип предполагает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, творческой, активной деятельностью детей.

Содержательно технологический блок отражает этапы работы педагога, направленной на развитие самоорганизации детей в различных видах физкультурно-оздоровительной деятельности: диагностический, развивающий, рефлексивно-оценочный.

На диагностическом этапе проводится исследование начального уровня развития самоорганизации у старших дошкольников. Так как самоорганизация представляет собой многокомпонентное свойство, то процесс диагностики начального уровня самоорганизации необходимо проводить, исследуя каждый структурный компонент - целеполага-ние, планирование, анализ ситуации, коррекция, самоконтроль.

Развивающий этап подразумевает разработку и реализацию программы развития самоорганизации у старших дошкольников в ходе различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности. Развитие каждого структурного компонента строится поэтапно:

1) «выполнение инструкций взрослого»,

2) содеятельность со взрослым», 3) «самостоятельная деятельность».

Для представления взаимосвязи процесса развития структурных компонентов самоорганизации с этапами ее развития и видами физкультурно-оздоровительной деятельности детей

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель: развитие самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в ФОД

I

Задачи: 1. Диагностировать исходный уровень развития самоорганизации у старших дошкольников. 2. Реализация программы развития самоорганизации старших дошкольников в различных видах ФОД. 3. Диагностировать конечный уровнь развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста. 4. Анализ результатов. 5. Коррекция и планирование дальнейшей

работы |

Принципы развития самоорганизации: опора на целостное развитие личности; опора на зону ближайшего развития ребенка; создание ситуации «конструктивного конфликта»; принцип активности

О

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Этапы работы педагога по развитию самоорганизации у старших дошкольников _ *

Диагностический этап. Цель - выявление начального уровня развития самоорганизации у старших дошкольников

. * ,

Компоненты самоорганизации

Развивающий этап. Цель - разработка и реализация программы развития самоорганизации у старших дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности

Виды деятельности

Г>

Этапы развития самоорганизации

- физкультурно-оздоровительные занятия, - непосредственно образовательная деятельность,

- физкультурные праздники,

- совместная физкультурно-оздоровительная работа образовательной организации с родителями,

- закаливающие процедуры

1. Выполнение инструкций взрослого (педагога, родителя) 2. Со-деятельность со взрослым (педагогом) 3. Самостоятельная деятельность

Игровые задания

Система методов и приемов работы по развитию самоорганизации детей старшего дошкольного возраста

ЕХЬ

- осознание и применение специалистами в области дошкольного образования возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности в развитии самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста

- сотрудничество с семьями воспитанников на уровне социально-педагогического партнерства

- организация и реализация совместной продуктивной работы педагога с родителями в различных видах

физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях образовательной организации

Рефлексивно-оценочный этап. Цель - проведение повторной диагностики, анализ результатов и планирование дальнейшей работы

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Уровни развития самоорганизации Критерии оценивания

Рис. 1. Модель развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности

предложена схема, изображенная на рис. 2. Данная схема основана на трехмерной модели, которая применялась в работах отечественных и зарубежных исследователей для изучения различных личностных характеристик и способностей (Дж. Гилфорд, А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова и др.) [2, с. 74-84; 3, с. 128-136].

С помощью данной схемы можно подобрать систему средств и методов для развития самоорганизации у старшего дошкольника в процессе основных видов физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка.

Основными условиями, способствующими успешной реализации модели развития самоорганизации у старших дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, как показало проведенное исследование, являются:

• осознание и применение педагогами дошкольного образования, специалистами в области физической культуры и спорта возможностей физкультурно-оз-

доровительной деятельности в развитии самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста;

• сотрудничество с семьями воспитанников на уровне социально-педагогического партнерства, то есть включение системы средств, методов и приемов работы по развитию самоорганизации старших дошкольников (подвижные игры, игровые задания, физкультурные праздники, физические упражнения и т. д.) не только в физкультурно-оздоровительную деятельность в условиях образовательной организации, но и в повседневную жизнь ребенка, что подразумевает взаимодействие с семьями воспитанников, так как повседневная жизнь ребенка в основном происходит в дошкольных образовательных учреждениях и семье;

• организация и реализация совместной продуктивной работы педагога с родителями в различных видах физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях образовательной организации.

Виды ФОД дошкольников

Рис. 2. Взаимосвязь между компонентами самоорганизации, этапами ее развития и видами физкультурно-оздоровительной деятельности

На рефлексивно-оценочном этапе проводится исследование конечного уровня развития самоорганизации у старших дошкольников, анализ динамики результатов проведенной работы, при необходимости коррекция текущей работы, планирование дальнейшей работы с учетом полученных данных.

В ходе экспериментальной работы была проверена эффективность разработанной модели развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для оценки уровня развития самоорганизации на констатирующем и контрольном этапах эксперимента нами был подобран необходимый диагностический материал, который позволил выявить развитие всех пяти компонентов самоорганизации детей старшего дошкольного возраста. Каждый компонент изучался посредством нескольких методик.

Полученные в ходе констатирующего этапа результаты показали менее развитые компоненты самоорганизации (планирование, коррекция, самоконтроль), что позволило определить приоритетные направления работы на формирующем этапе. Кроме того, эти данные показали отсутствие специальной систематической работы по развитию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста, свидетельствовали о недостаточном использовании возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности в развитии компонентов самоорганизации.

Формирующий этап включал в себя разработку и реализацию программы развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в экспериментальных группах. Программа развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возрас-

та включает различные направления физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации и в повседневной жизни ребенка. К основные видам физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, в процессе которых происходит развитие компонентов самоорганизации старших дошкольников, нами были отнесены физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения на открытом воздухе), непосредственная образовательная деятельность (НОД на занятиях по физической культуре, занятия в спортивных секциях/ кружках в дошкольном учреждении и в свободное время по спортивным играм, по видам спорта), физкультурные праздники (физкультурно-оздоровительные праздники на воздухе или на воде, спортивные соревнования и эстафеты), закаливающие мероприятия и т. д.

Контрольный этап проводился с целью выявления динамики уровня развития самоорганизации у детей седьмого года жизни в контрольных и экспериментальных группах, а также для сравнения этих данных. В экспериментальных группах была выявлена более выраженная положительная динамика развития самоорганизации и ее отдельных компонентов. Это подтверждают результаты математической обработки полученных данных. Достоверность различий результатов уровня развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста контрольных и экспериментальных групп на констатирующем и контрольном этапах исследования определялась с помощью критерия х2 (хи-квадрат). Полученные эмпирические значения контрольных и экспериментальных групп подтверждают соблюдение условия педагогического эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министрества образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://www/rg/ru/2013/11/25/doshk-standart-dok/html (дата обращения: 09.11.2021).

2. Savenkov A., Karpova S. I., Shuhova E. I. Model of development of children's giftedness in the Russian education system // Psychology (Savannah, Ga.). 2018. Vol. 55, No. 2. P. 74-84.

3. Савенкова Т. Д., Карпова С. И. Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности // Вестн. Тамбовского ун-та. 2019. № 183. С. 128-136.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya: prikaz Ministrestva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17.10.2013 No. 1155. Available at: http://www/rg/ru/2013/11/25/doshk-standart-dok/html (accessed: 09.11.2021).

2. Savenkov A., Karpova S. I., Shuhova E. I. Model of development of children's giftedness in the Russian education system. Psychology (Savannah, Ga.). 2018, Vol. 55, No. 2, pp. 74-84.

3. Savenkova T. D., Karpova S. I. Model razvitiya sotsialnogo intellekta u starshikh doshkolnikov v protsesse sovmestnoy deyatelnosti. Vestn. Tambovskogo un-ta. 2019, No. 183, pp. 128-136.

Шемереко Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Мурманский арктический государственный университет e-mail: anya47@list.ru

Shemereko Anna S., PhD in Education, senior lecturer, Physical Education, Sports and Life Safety Department, Murmansk Arctic State University e-mail: anya47@list.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2021 The article was received on 19.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.