Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ 5-7 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРА-ЗОВАНИЕ / РЕЖИМ ДНЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / CHILDREN 5-7 YEARS OLD / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / THE REGIME OF THE DAY / FORMATION / THE FOUNDATIONS OF A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шавензова Анна Александровна

В статье рассматривается отношение к занятиям физической культурой и уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей 5-7 лет. Определена роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня детей старшего дошкольного возраста как одного из факторов формирования основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES IN THE DAILY ROUTINE OF CHILDREN’S PRESCHOOL AGE AS THE FACTOR OF FORMING THE FOUNDATIONS A HEALTHY LIFESTYLE

The article examines the attitude to physical culture and level of formation knowledge about healthy lifestyle for children 5-7 years. The article identifies the role of physical and recreation activities of children’s preschool age as a factor in the foundation of a healthy lifestyle in kindergarten.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Шавензова Анна Александровна

Аспирант

Московский Городской Педагогический Университет

PHYSICAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES IN THE DAILY ROUTINE OF CHILDREN'S PRESCHOOL AGE AS THE

FACTOR OF FORMING THE FOUNDATIONS A HEALTHY LIFESTYLE

Shavenzova A.A., The post-graduate student Moscow City Pedagogical University

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается отношение к занятиям физической культурой и уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей 5-7 лет. Определена роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня детей старшего дошкольного возраста как одного из факторов формирования основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении.

ABSTRACT

The article examines the attitude to physical culture and level of formation knowledge about healthy lifestyle for children 5-7 years. The article identifies the role of physical and recreation activities of children's preschool age as a factor in the foundation of a healthy lifestyle in kindergarten.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дети 5-7 лет, физическая культура, физкультурно-оздоровительные мероприятия, дошкольное обра-зование, режим дня, формирование, основы здорового образа жизни.

Keywords: a healthy lifestyle, children 5-7 years old, physical culture, physical and recreational activities, early childhood education, the regime of the day, the formation, the foundations of a healthy lifestyle.

Постановка проблемы. Проблема здорового образа жизни в современном мире, представляется одним из наиболее значимых вопросов в нынешнее время. С целью сохранения здоровья на долгий период жизни, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий в себя физическую культуру, рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек. Все эти составляющие и будут формировать полный комплекс здорового образа жизни.

Сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни у детей в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, возникшую с момента организации систематического обучения детей в России. Многочисленные исследования последних лет показывают, что растет процент детей, имеющих хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. Данной проблемой занимались такие ав-торы как: В.М.Белова, А.Л.Лаптева, В.Г.Нестеров, Е.М. Белостоцкая, Р. И. Айзман, И.И.Бецкой, М.В.Антропова, В. К. Бальсевич, И. И. Брехман, Э. П. Вайнер, М. Я. Виленский, В. М. Вы-дрин, Э. М. Казин, В. П. Казначеева.

Анализ последних исследований и публикаций, посвященных поддержанию здоровья и формированию основ здорового образа жизни де-тей, выявил, что недостаточно освещена проблема выбора рациональных форм и методов физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Состояние здоровья детей находится в зависимости не только от медицинского обеспечения, но и от всего комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и в особенности поведенческих при-вычек. Ребенку в нынешних обстоятельствах, наполненных разными условиями химической, физической, биологической природы, большим психоэмоциональных влиянием социума, сберечь здоровье сложно. В результате этого проблема формирования здорового образа жизни принадлежит к числу, обладающих существенной ролью для всего населения земного шара.

В литературе представлено много различных определений здорового образа жизни, и во всех определениях главная идея - это сохранение и укрепление здоровья. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) - многоэтапный процесс воспитания детей. Конечная цель этого процесса явля-ется такой уровень здоровья, при котором гарантирована активная и долголетняя жизнедеятельность индивидуума. Воспитание здорового образа жизни базируется как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения. Таким образом, формирование ЗОЖ должно проводиться постоянно и постепенно, в начале с информации, т.е. получение знаний о здоровье и условий его создающих. Далее, применяя средства мотивации (побуждения), приобретаются навыки (привычки), изменяется поведение, становясь осмысленным [2].

Рисунок 1. Элементы ;

Дошкольный возраст считается главным в формировании основ физического и психического здоровья. Конкретно в данный период идёт насыщенное развитие функциональных систем организма, закладываются главные черты личности, складывается характер человека [3]. На рисунке 1 показаны основные элементы здорового образа жизни.

Цель исследования: выявление роли физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня детей старшего дошкольного возраста в формировании основ здорового образа жизни, в дошкольном образовательном учреждении.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ- д/с №1350 города Москвы с привлечением детей 5-7 лет. Первый этап организации и проведения исследования (с мая по сентябрь 2014 г.) предусматривал: разработку концепции и методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования, разработку анкет. Второй этап (с сентября 2014 г. по май 2015 г.) заключался в проведении педагогического эксперимента, на занятиях физической культуры, в группе, на прогулке у детей, посещающих ГБОУ - д/с № 1350. Третий этап организации и проведения исследования (2015 г.) включал: анализ и обработку результатов исследования, их обобщение, описание полученных результатов, формулирование основных выводов, научное оформление результатов исследования.

В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:

- организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;

- создание условий для оптимального двигательного

орового образа жизни режима;

- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

- полноценное питание;

- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

- создание атмосферы психологического комфорта.

Для выполнения поставленных задач в ДОУ были созданы следующие условия:

- хорошо оборудованный спортивный зал с высокотехнологичным физкультурным инвентарем.

- в группах с учетом возрастных специфик оборудованы «Уголки здоровья», оснащенные инвентарем для подвижных и спортивных игр.

- с учетом научной методики оздоровления и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня. Он предусматривал разнообразную деятельность дошкольников в течение дня с учетом состояния здоровья.

Результаты и их обсуждение

С целью исследования сформированности знаний об элементах ЗОЖ, таких как: двигательная активность, гигиенические процедуры, использование рационального режима дня, и эмоционально-положительное отношение к этим элементам был проведен эксперимент, в ходе которого использовали методику С. В. Гурьева, состоящую из опросника для дошкольников и листа наблюдения за поведением дошкольников [1].

В ходе опроса нам удалось выяснить, что только у 7 % детей был выявлен достаточный уровень знаний о здоровом образе жизни, у 53 % опрошенных отмечается необходимый уровень знаний, 40 % дошкольников имеют недостаточный уровень знаний.

По результатам наблюдения у 32 % наблюдаемых до-

школьников отмечается недостаточный уровень соблюдения режима дня, выполнения ги-гиенических процедур, двигательной активности, у 45 % необходимый уровень и достаточный уровень у 13 % детей.

С целью выявления отношения к занятиям физической культурой и уровня знаний о здоровом образе жизни было проведено анкетирование 25 родителей воспитанников детского образовательного учреждения. Большинство опрошенных родителей (62%) выбрали из перечня ответов о наиболее лучшем виде отдыха для себя - просмотр телевизора, лежа на диване, 33 % родителей не считают нужным рассказывать своим детям о здоровом образе жизни, так же, по мнению 40% родителей курение не является глобальной проблемой для здоровья.

Начальные результаты исследования указали на потребность в проведении комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для повышения уровня сфор-мированности представлений старших дошкольников

о здоровом образе жизни. Для достижения желаемого результата в качестве средств утренней гимнастики применялись комплексы общеразвивающих упражнений, которые можно проводить как на улице, так и в помещении (при плохой погоде). Гимнастика после дневного сна была дополнена комплексом дыхательной гимнастики и самомассажа. Физкультминутки и физкультпаузы проводились с учетом вида деятельности детей на занятиях. На прогулке применялись игры разной интенсивности. Дошкольникам рассказывалось о необходимости ведения здорового образа жизни (правильное питание, рациональный режим дня, закаливание, личная гигиена). Для приобщения родителей к здоровому образу жизни, с ними проводились беседы об основах ведения ЗОЖ, так же устраивались дни здоровья, семейные спортивные праздники и викторины, посвященные правильному ведению здорового образа жизни у всей семьи.

60

В результате проведенного эксперимента достаточный уровень осуществления дошкольниками соблюдения режима дня, гигиенических про-цедур, двигательной активности улучшился на 13 %, необходимый уровень на 5 %,

и недостаточный уровень снизился на 31 % (Гистограмма 1). Так же результаты эксперимента показали повышение уровня освоения знания о здоровом образе жизни. Данные показаны в гистограмме 2.

Гистограмма 2. Опрос дошкольников по методике Гурьевав начале и после эксперимента

После проведенного эксперимента достаточный уровень знаний о здоровом образе жизни повысился с 7 % до 43 % , необходимый уровень знаний увеличился на 15 %, недостаточный уровень снизился с 53 % до 2 %. Таким образом, полученные результаты эксперимента говорят о большой роли методически правильной организации работы физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста, способствующих формированию основ здорового образа жизни.

Выводы

1. Проведенный эксперимент помог сформировать практически у всех исследуемых дошкольников основы здорового образа жизни (43%+55%).

2. Дети имеют представление: о здоровье; о поддержании здоровья при помощи закаливающих и профилактических мероприятий; о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, правильного питания; проявления болезней и их лечении.

Список литературы

1. Гурьев, С.В. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютерных технологий в сочетании с традици-онными методами

физического воспитания / С.В. Гурьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 48-53

2. Гурьев, С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика: монография / С. В. Гурьев. -Екатеринбург. - 2008. - 144 с.

3. Новикова И.М.: Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 96 с.

Reference

1. Guriev S.V. Formation of healthy lifestyle among senior preschool children by means of computer technologies in combination with traditional methods of physycal education / V. S. Guriev // scientific notes of University named after P. F. Lesgaft. - 2010. - № 2 (60). - pp. 48-53

2. Guriev S. V. Information computer technologies of physical education of preschool children: methodology, theory, practice: monograph / S. V. Guryev. - Ekaterinburg. - 2008. -144 p.

3. Novikova I. M. Formation of ideas about healthy lifestyles in preschool children. M: Mosaic-Synthesis, 2009. -92 p.

THE PREPARATION OF THE STUDENTS OF TECHNOLOGICAL SPECIALTIES TO USE THE INTEGRATED KNOWLEDGE OF PHYSICS IN TECHNICAL CREATIVITY

Kaspersky A.V.

Doctor of pedagogical sciences, Professor, NPU Drahomanov, Ishchenko T.D. Ph.D., professor, director of PO SMC "Ahroosvita" Shyshkin G.O. Doctor of pedagogical sciences, Berdyansk State Pedagogical University

ABSTRACT

This article deals with the problems of training students of technological specialties of pedagogical universities to use the integrated knowledge in physical and technical creativity. The article substantiates the necessity of formation of future professionals of the integrated knowledge of physics and vocational training courses. The model and methods of forming readiness of graduates to use of the integrated knowledge in professional activity is proposed.

Keywords: readiness, technical creativity, model integration, professional activity, performance, learning process.

Formulation of the problem. Modern society requires professionals not only with deep fundamental knowledge, broad outlook, high levels of intellectual and creative talent, but also professionals with skills of application of theoretical knowledge in professional activities. A graduate should have, above all, integrated system of general knowledge related to the ability to apply it in the development of engineering facilities and technological process.

Intensive development of science, technology and the need to ensure the competitiveness of specialists in the labor market demands vocational education of developing new approaches to their preparation. Adaptation of graduates to the profession is based on the knowledge and skills acquired in school. Taking

into consideration the high level of modern technologies in industry, society requires a certain level from future professional of formation of technical creativity. We can solve the problem of development of creative abilities in engineering and technology through the integration of knowledge of physics and technical disciplines and technological training.

The concept of formation of the integrated knowledge provides opportunities for understanding how to manage effectively the process of professional and creative attitude of students to the technical creativity, their self-development and self-improvement.

Analysis of recent research and publications. Formation of readiness of students to use of the integrated knowledge

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.