Oshkina Alla Anatolevna DYNAMICS IN THE READINESS ..
pedagogical sciences
УДК 378
DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0012
ДИНАМИКА В ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
© 2019
AuthorlD: 625317
SPIN-код: 9579-5644
Ошкина Алла Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, [email protected])
Аннотация. Проблема организации формирования здорового образа жизни ребенка обусловлена с одной стороны рядом нормативных документов, и с другой стороны ухудшающимся состоянием здоровья детей. В такой ситуации возрастает роль взрослых в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. Особая ситуация складывается в условиях дошкольных образовательных организациях, в которых воспитатели обязаны формировать основы здорового образа жизни. В данной статье представлен анализ сравнительных результатов исследований готовности воспитателей дошкольных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился повторно с разницей в 10 лет. Первоначальное исследование было проведено, когда наметилась тенденция к изменению подходов к формированию здорового образа жизни у детей. В работе поставлена проблема исследования, раскрыты нормативные требования к организации процесса формирования здорового образа жизни у дошкольников, к готовности воспитателя к данному процессу. Исследование готовности педагогов к формированию здорового образа жизни у дошкольников проводилось с помощью следующих методов и диагностических методик: анализ планов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (включающий анализ непосредственной образовательной деятельности, режимных моментов, организации самостоятельной деятельности), анализ рабочих программ (раздел работы с родителями по данному направлению); наблюдение и анализ разных форм деятельности с детьми по формированию основ здорового образа жизни у детей; анализ содержания предметно-пространственной среды дошкольной организации; анкетирование педагогов детских садов. Представлены результаты по выделенным показателям готовности воспитателя к формированию здорового образа жизни у дошкольников. Выявлена положительная динамика по всем выделенным критериям, показана зависимость готовности воспитателя от системы повышения квалификации педагогов. Охарактеризованы оставшиеся проблемы, определены предполагаемые пути их решения.
Ключевые слова: воспитатели; дошкольные образовательные организации; здоровый образ жизни; дошкольники; подготовка педагогов; здоровьесберегательная деятельность в детском саду.
DYNAMICS IN THE READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE FORMATION OF THE BASIS OF A HEALTHY
LIFESTYLE IN CHILDREN
© 2019
Oshkina Alla Anatolevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Preschool pedagogy, applied psychology» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, E-mail: [email protected])
Abstract. The problem of organizing the formation of a healthy lifestyle for a child is caused, on the one hand, by a number of regulatory documents, and, on the other hand, by the deteriorating state of children's health. In this situation, the role of adults in connecting preschoolers to a healthy lifestyle is growing. A special situation arises in the conditions of preschool educational organizations in which educators are required to form the basis of a healthy lifestyle. This article presents an analysis of the comparative results of studies on the readiness of preschool teachers to form the foundations of a healthy lifestyle in older preschool children. The experiment was repeated with a difference of 10 years. The initial study was conducted when there was a tendency to change approaches to the formation of a healthy lifestyle in children.The research problem is posed in the work, the regulatory requirements for the organization of the process of forming a healthy lifestyle among preschool children, for the readiness of the educator for this process are disclosed. The study of the readiness of teachers for the formation of a healthy lifestyle among preschoolers was carried out using the following methods and diagnostic methods: analysis of educational plans with older children (including analysis of immediate educational activities, working hours, organization of independent activities), analysis of work programs (section on working with parents in this area); observation and analysis of various forms of activity with children to form the foundations of a healthy lifestyle in children; analysis of the content of the subject-spatial environment of the preschool organization; questioning of kindergarten teachers. The results on the selected indicators of the teacher's readiness for the formation of a healthy lifestyle among preschool children are presented. Positive dynamics was revealed by all the selected criteria, the dependence of the readiness of the teacher on the system of advanced training of teachers is shown. The remaining problems are characterized, the proposed ways to solve them are identified.
Keywords: educators; preschool educational organizations; healthy lifestyle; preschoolers; teacher training; health saving activities in kindergarten.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности педагогов к охране и укреплению здоровья обучающихся всегда была актуальной в рамках педагогических исследований. Большая часть из них посвящена проблеме формирования готовности учителей к формированию здорового образа жизни школьников (Л.Ф.Тихомирова [1], В.В. Колбанов [2], Д.Ю.Коптев [3], В.Ю.Кротова [4], Н.А.Медведева [5], М.А.Сынтина и Е.Б.Никулина [6], Л.В.Швед [7], 1Мапак [8]). Готовности же педагогов, реализующих программы
дошкольного образования, уделялось достаточно мало внимания. Отдельные аспекты подготовки будущих воспитателей представлены в работах О.В.Добророднова [9], Л.И.Кадырова [10], Н.А.Кот [11], А.А.Ошкиной [12], М.Ю.Стожарова и Ю.В.Юсупова [13], И.Б.Шестакова [14]. Однако на текущем этапе развития российского образования данная проблема приобрела иной характер, так как закреплена и регламентирована многими основными законодательными актами. В исследовании, проведенном в 2009 году, были получены следующие
46
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические науки
Ошкина Алла Анатольевна ДИНАМИКА В ГОТОВНОСТИ ...
результаты: «большинство педагогов определяют значимость проблемы, необходимость усиленной работы в данном направлении. Однако у основного количества педагогов нечеткие знания о понятии «здоровье», о структуре здорового образа жизни, отсутствуют представления о механизме формирования здорового образа жизни, компетентности, недостаточная теоретическая подготовка по использованию эффективных средств и методов работы. Педагоги не задумываются об индивидуальном подходе к сохранению и укреплению здоровья детей. В расширении знаний у дошкольников используют репродуктивные методы. Не используют потенциал предметно-пространственной среды в активизации деятельности детей. В работе с родителями преобладает формальный подход в планировании. Сами педагоги отмечают свою слабую подготовку в данном вопросе, что отражается и на уровне здоровья воспитанников» [12; 15]. Факты зависимости качества процесса сохранения и укрепления здоровья детей от здоровьесберегающей компетентности педагога подтверждаются работами Ю.В.Лукашиным и Т.Н.Черняевым [16] и др.[17-24].
В течение последнего десятилетия утвержден ряд документов, которые конкретизируют требования в области охраны и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни дошкольников.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (2014 года) определяет развивающую трудовую функцию педагога: «...формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2014 года) решает следующие задачи: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни», предполагает разработку Программ с учетом состояния здоровья детей; образовательная область «Физическое развитие» включает «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами». Национальный проект «Демография» (2019 года) ставит как одну из целей «увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни». Содержание документов предъявляет требования, прежде всего, к педагогу, который обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей и закладывает основы здорового образа жизни.
МЕТОДОЛОГИЯ
С целью изучения готовности педагогов к формированию основ здорового образа жизни у дошкольников в современных условиях были выделены следующие показатели:
- наличие представлений об особенностях здоровья и здоровом образе жизни дошкольника;
- знание методик и технологий формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников;
- умение осуществлять формирование основ здорового образа жизни в различных видах и формах образовательной деятельности;
- характер планирования работы с детьми [12].
В соответствии с показателями были определены методы и диагностические задания: анализ планов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (включающий анализ непосредственной образовательной деятельности, режимных моментов, организации самостоятельной деятельности), анализ рабочих программ (раздел работы с родителями по данному направлению); наблюдение и анализ разных форм деятельности с детьми по формированию основ здорового образа жизни у детей; анализ содержания предметно-пространственной среды дошкольной организации; анкетирование педагогов детских садов.
В эксперименте участвовало 320 педагогов, как и в
2009 году. Сохранено общее количество участников, однако часть респондентов изменилась.
В течение 10 лет в г. Тольятти были организованы курсы повышения квалификации «Проектирование процесса формирования у дошкольников здорового образа жизни в ходе реализации задач ФГОС ДО», в учебный план подготовки студентов по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и педагогика дошкольного образования») включен курс «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников».
В ходе анализа состояния проблемы учитывались результаты различных методик.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Рассмотрим состояние предмета исследования с точки зрения педагогической практики, учитывая выделенные критерии анализа.
Отправной точкой в исследовании позиции воспитателя по изучаемому вопросу стало определение уровня его знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Анкетирование воспитателей показало, что в 2009 году только 4% педагогов определили понятие «здоровье» в полном его соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, остальная же часть не смогла дать точное и развернутое определение понятию «здоровье»; большинство воспитателей определяют здоровье как «состояние человека», «не болезнь». Исследование 2019 года показало, что участники опроса характеризуют понятие «здоровье» устоявшимся выражением и дают ему развернутую характеристику в 84% случаев. В 2009 году определяли только один вид здоровья - физическое здоровье - 95% респондентов, в 2019 - только 3%. Большинство педагогов выделяют физическое и психологическое здоровье. Социальное же здоровье основная масса опрошенных (80%) как отдельный вид не выделяет. При описании признаков здоровья в ходе первоначального исследования называли внешние (цвет кожи лица, глаз - 98%), показатели медицинских исследований (результаты медицинских анализов - 74%), настроение и эмоциональное состояние (32%), отсутствие усталости и болезненных состояний (17%). Данные не кардинально поменялись, однако большее количество воспитателей стали уделять внимание эмоциональному состоянию, психологической усталости.
Неизменной осталась возрастная градация в отношении к здоровью. Одинаковое отношение было констатировано в обоих исследованиях. Меняется только «позиция оценивания себя как здорового человека с возрастом: наиболее «популярными» возрастами в поддержании своего здоровья являются 45-55 лет и 25-30 лет. Однако в соответствии с возрастом меняется предмет здоровья: если в возрасте 45-55 лет педагоги уделяют внимание состоянию и лечению внутренних органов медикаментозным способом и присутствует убежденность в невозможности изменить ситуацию путем перестройки своего поведения, то в 25-30 лет уделяется больше внимания профилактике заболевания путем изменения характера двигательной деятельности и изменения качества питания» [12].
Не изменилось и определение зависимости ведения здорового образа жизни (далее ЗОЖ) от таких факторов, как финансовое положение человека, его возраст, семейное положение, установки на ведение здорового образа жизни, состояние здоровья, наличие времени. В ранжировании значимости элементов здорового образа жизни для педагогов первые три места в исходном исследовании занимали: полноценный сон, рациональное питание и двигательная активность. В первую пятерку самых важных для здорового образа жизни компонентов входили такие психологические признаки, как комфортность и психоэмоциональная удовлетворенность в семье. Спустя 10 лет изменилась тройка лидеров элементов ЗОЖ и стала выглядеть так: психоэмоциональная удовлетворенность, двигательная деятельность и пита-
Oshkina Alla Anatolevna pedagogical
DYNAMICS IN THE READINESS ... sciences
ние. Это свидетельствует о значительном росте важности психологического состояния для педагога. Если ранее выделялась физическая составляющая, то теперь больше внимания уделяется психологической.
Педагоги понимают, что здоровье человека зависит от разных факторов: от самого человека (100%) и от факторов окружающей среды (95%). Только 20% педагогов определяли действия самого человека как образ жизни, другие не объединяют отдельные действия человека в понятие образ жизни. Сейчас воспитатели точно определяют составные части здорового образа жизни и четко определяют свои действия в рамках содержания здорового образа жизни.
Вторая часть исследования посвящалась изучению готовности педагогов к формированию ЗОЖ у дошкольников. При установлении значимости формирования компонента ЗОЖ у детей воспитатели ставят первоначально формирование когнитивного компонента, следом - действенного и на последнее место - эмоционального. Такая позиция была как в 2009, так и в 2019 году. Увеличилось количество педагогов (с 12% до 75%), уделяющих внимание развитию самостоятельности у детей, понимающих необходимость создания условий для развития самостоятельности и инициативности ребенка. Однако педагоги указывают на то, что не владеют в достаточной степени приемами по развитию самостоятельности в ведении ЗОЖ у современных детей дошкольного возраста. Таким образом, педагоги стали уделять внимание комплексному подходу в реализации когнитивной, эмоциональной и мотивационно-поведен-ческой сторон здорового образа жизни. Такая проблема осталась не решенной, несмотря на рассмотрение данного вопроса в рамках курсов подготовки бакалавров и курсов повышения квалификации.
По-прежнему воспитатели уделяют основное внимание созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей через организацию физкультурно-оздоровительной работы и обеспечение гигиенических условий среды в соответствии с требованиями СанПиН.
Однако этого недостаточно для формирования самостоятельности и субъектной позиции ребенка в здоровь-сберегающей деятельности. Поэтому была проанализирована педагогическая документация на предмет наличия системной работы по формированию основ здорового образа жизни.
Все воспитатели, участвующие в исследовании, являлись участниками разных форм повышения квалификации и получили знания о структурных элементах ЗОЖ, которые необходимо формировать в дошкольном возрасте, о триединстве задач (задачи, направленные на формирование когнитивного, эмоционально-оценочного и мотивационно-действенного компонентов ЗОЖ), о необходимости включения информации о ЗОЖ в разные виды деятельности с детьми в режиме дня, о включении родителей в данный процесс и осуществлении дифференцированной работы с родителями, об эффективных формах и методах формирования самостоятельности и субъектной позиции ребенка в ведении здорового образа жизни.
Анализ перспективных и календарных планов показал, что большинство педагогов планируют совместную образовательную деятельность по ознакомлению старших дошкольников с человеческим организмом и влиянием разных элементов ЗОЖ на организм, включают информацию о семи элементах ЗОЖ в годовое планирование, учитывают содержание работы для решения триединых задач, при этом все планирование выстроено в определенной логический последовательности. Основной формой работы уже не является занятие, а воспитатели организуют разные виды деятельности (в соответствии с ФГОС ДО) с включением информации о ЗОЖ. Организуют различные виды коммуникативной деятельности: эвристическую беседу (100% воспитателей), проблемную беседу (включение увеличилось с 36% 48
до 75%); чтение художественной литературы (включение увеличилось на 2%: с 89% до 91%); игровую деятельность (включение увеличилось с 65% до 90%) - по-прежнему чаще всего используют дидактические игры; экспериментальную деятельность - (включение увеличилось 17% до 38%); проектную деятельность (включение увеличилось с 8% до 75%); продуктивные виды деятельности (включение увеличилось с 13 % до 80%). При планировании образовательной деятельности, направленной на формирование основ здорового образа жизни, стали учитываться интересы детей, их актуальные возможности, особенности окружающей действительности (время года, заболеваемость). Большинство воспитателей стали определять и выделять роль предметно-пространственной среды в активизации, удовлетворении желания и стремления дошкольника самостоятельно вести здоровый образ жизни. В группах дошкольных организаций оснащены Центры здоровья, в которых содержатся материалы по всем семи элементам здорового образа жизни, для самостоятельной деятельности детей.
Особенности работы дошкольных образовательных организаций таковы, что большее внимание уделяется формированию культурно-гигиенических навыков и приобщению к двигательной активности. Для формирования остальных элементов ЗОЖ воспитатели чаще всего используют репродуктивные методы, действуют по заранее готовому образцу, указанию, упражнению. Шире стали применяться методы проблемного обучения, кейс-технологии. Также включаются в работы ИКТ-технологии, активно используется показ, напоминания по ходу выполнения действий, исправление ошибок при выполнении действий детьми, поощрение, совместное выполнение действий с ребенком (например, приведение его прически в порядок), прямые поручения.
В большинстве планов (85%) предусматривалось использование проблемных ситуаций («Почему Максим не заболел?»), поисковых заданий («Как одеться по погоде?»).
В рамках образовательного процесса педагоги не часто организуют партнерскую позицию в работе с детьми (68%). Роль педагога в формировании основ здорового образа жизни являлась ведущей: он определял содержание, осуществлял планирование деятельности, предлагал сам решение ситуаций, обобщал полученную детьми информацию. Во время изложения материала воспитатели стараются показывать взаимосвязь полученных детьми знаний с их действиями, показывают зависимость между способами действий человека и его уровнем здоровья, приводят примеры из жизни детей или героев художественной литературы. Закрепление знаний на занятии происходило, как правило, в ходе ответов детей на вопросы по содержанию беседы.
Анализ планов и результатов наблюдения свидетельствует о том, что у многих воспитателей возникают проблемы с тем, чтобы предусмотреть постепенность и усложнение в формировании у ребенка знаний и представлений о способах ведения здорового образа жизни, не предусмотрено в работе приемов по созданию положительного эмоционального отношения к отдельным действиям.
При определении трудностей в организации формирования здорового образа жизни педагоги выделили: недостаточную компетентность в данных вопросах - 78%; организационные проблемы - 45% («нехватка дополнительного времени для углубленной работы»), таких воспитателей возросло на 20%; отсутствие взаимодействия с родителями - 36% («родители являются основными педагогами»), таких воспитателей стало на 20 % меньше; отсутствие методического обеспечения - 32% («нет конспектов занятий», «отсутствует перспективное планирование по данному направлению»), таких воспитателей стало на 60% меньше; отсутствие скоординированной деятельности в работе педагогической, психологической и медицинской служб - 83%, таких воспитателей Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические науки
Ошкина Алла Анатольевна ДИНАМИКА В ГОТОВНОСТИ ...
стало больше на 60 %. На необходимость использования разных путей и способов повышения компетентностей педагогов указывали Т.В.Атякшева [25], Л.Н.Волошина и др. [26], Т.В.Климова [27], Т.Н.Сташкова и др.[28], Л.Ф.Эннанова [29].
Все педагоги отмечают, что большим потенциалом в формировании основ здорового образа жизни обладает семья. Однако, как и прежде, большинство педагогов (86%) считают, что родители не готовы к формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников и некомпетентны в данном вопросе, нет единых требований со стороны дошкольного учреждения и со стороны родителей, поэтому возникает необходимость в организации взаимодействия детского сада и семьи не только исходя из требований ФГОС ДО. Но стали ли готовы педагоги к сотрудничеству с родителями? С целью получения ответа на данный вопрос было проведено анкетирование педагогов, изучение их документации, планирования, в ходе которого выявлены особенности взаимодействия с родителями по теме исследования. Исследование показало, что педагоги делают социологический анализ контингента семей воспитанников (100%), но не используют его данные при планировании своей деятельности. Увеличилось количество педагогов, которые стремятся к активному взаимодействию с семьями: оно возросло с 57% (в 2009 году) до 80% (в 2019 году). Учитывают нужды, потребности, запросы родителей 90% педагогов, но планируют с их учетом свою работу только 60%; данные показатели возросли на 20%. Анализ содержания общения педагога с родителями показывает, что значительное место в нем занимают формально-деловые вопросы организационного характера. Проблемы воспитания и развития детей обсуждались более чем в 76% контактов с родителями (по результатам исследования 2009 года - 56%).
Проводят поиск и внедрение в практику новых форм работы с семьей - 45% респондентов (по сравнению с 11% в 2009 году). Сочетают в своей работе традиционные и нетрадиционные формы работы - 46% опрошенных. Бессистемно используют в работе только традиционные форм работы с семьей - 20% (что ниже на 26%). Выявляют, обобщают и распространяют семейный опыт - 48% воспитателей (показатель увеличился на 30%).
Используют наглядно-информационные формы работы с семьей - 100% педагогов, что на 15% выше, чем в исследовании 2009 года. Стремятся подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов - 40% педагогов (их число уменьшилось на 20%).
ВЫВОДЫ
Таким образом, данные, полученные при изучении организации воспитателями процесса формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, показали, что большинство педагогов считают, что решение данной задачи по значимости является первостепенной, и говорят о необходимости усиленной работы в данном направлении. Большинство педагогов могут дать четкое определение понятия «здоровье», знают структуру здорового образа жизни, имеют представления о механизмах формирования здорового образа жизни, однако обладают недостаточной теоретической подготовкой по использованию эффективных средств и методов работы в этом направлении. Педагоги стали чаще задумываться об индивидуальном подходе к сохранению и укреплению здоровья детей и осуществлять его. В расширении знаний у дошкольников используют репродуктивные методы, однако наряду с этим увеличивается включение проблемных методов и информационных технологий. Широко используют потенциал предметно-пространственной среды в активизации здоровьесберегающей деятельности детей. В работе с родителями начинает преобладать дифференцированный подход в планировании. Сами педагоги отмечают положительную динамику в подготовке по данному направлению; основными путя-
ми роста профессиональной подготовленности являются курсы повышения квалификации, внутрифирменное обучение, краткосрочные семинары, вебинары, мастер-классы, виртуальные стажировки, просмотр образовательной деятельности. Это свидетельствует о правильной тактике как при подготовке будущих воспитателей в высших учебных заведениях, так и при осуществлении методической подготовки педагогов к формированию здоровьесберегающей компетентности у дошкольников в условиях детских садов. Однако на сегодняшний день проблемой остается низкий уровень процесса саморазвития и самосовершенствования педагогов дошкольных образовательных организаций, их настороженность в использовании современных методов и приемов работы с детьми и родителями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тихомирова Л.Ф. Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровье-формирующей деятельности //Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 2. № 1. С. 62-68.
2. Колбанов В.В. Компоненты профессиограммы будущего учителя здоровья // Образование и наука. 2016. № 6 (135). С. 152-167.
3. Коптев Д.Ю. Психолого-педагогическая готовность педагога, как фактор реализации здоровьсберегающих технологий в школе // Здоровье, образ жизни и образование. Сборник материалов по итогам «Недели науки» (17-24 апреля 2003). Шуя : Изд-во «Весть» ГОУВПО «ШГПУ», 2003. - с.22-29.
4. Кротова В.Ю. Подготовка будущих педагогов к формированию основ здорового образа жизни дошкольников // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 67-70.
5. Медведева Н.А. Программка подготовки будущих педагогов к реализации курса «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). - С.241-243
6. Сынтина М.А., Никулина Е.Б. Модель формирования готовности студентов педагогического вуза к решению здоровьесберегающих задач //Педагогический вестник. 2018. № 5. С. 112-114
7. Швед Л.В. Готовность студента педвуза к формированию здорового образа жизни у школьников // Формирование личности учителя регионально-национального образования: материалы все-российск.науч-практ.конф. Чебоксары : ЧГПУ им. Я.Яковлева. 2006. С.112-128.
8. Manak J. Implementing health education in school practice. School and health 21. 2010. Health education: International experiences. Ed. E. Rehulka. Brno: MU, 2010. P. 9-15.
9. Добророднова О.В. Профессиональная подготовка специалистов к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4 (42). С. 299-308.
10. Кадырова Л.И. Формирование базовых компетентностей будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 265-272.
11. Кот Н.А. Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. № 2. С. 16-20.
12. Ошкина А.А. Проблемы готовности воспитателей к формированию здоровьесберегающей компетентности у дошкольников // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей: сборник материалов Международной научно-практической конференции (заочной). Тольятти Тольяттинский государственный университет, 2010. С. 148-156.
13. Стожарова М.Ю., Юсубова Ю.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов ДСО в области здоровьесберега-ющих технологий //Поволжский педагогический поиск. 2017. № 3 (21). С. 92-98.
14. Шестакова И.Б. Подготовка будущих воспитателей к работе по формированию культуры здоровья дошкольников на основе концепции педагогического стимулирования // Педагогический университетский вестник Алтая. 2002. № 1. С. 435-440.
15. Ошкина А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет». - СПб., 2009. - 251 с.
16. Лукашин Ю.В., Черняева Т.Н. Сформированность здоровьес-берегающей компетенции педагога как условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся // XXV Страховские чтения Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ. Под редакцией М.С. Ткачевой. 2017. С. 156-161.
17. Лизунова Е.В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 30-34.
18. Саракаева С.А., СокаевХ.М. Основные Направления Повышения
Oshkina Alla Anatolevna DYNAMICS IN THE READINESS ...
pedagogical sciences
У Подростков Устойчивой Мотивации К Здоровому Образу Жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 317-320.
19. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотива-ционно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
20. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
21. Скоморохова М.И. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 184-188.
22. Жербакова Н.А. Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 231-234.
23. ПанковаЮ.О. Системный подход в формировании ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 121-124.
24. Лизунова Е.В. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии школьников // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 66-68.
25. Атякшева Т.В. Виртуальная стажировка в условиях повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций: содержание и перспективы //Методист. 2017. № 7. С. 63-67
26. Волошина Л.Н., Воробьева Г.Е., Лащенко Н.Д. Формирование диагностической компетентности будущего воспитателя в условиях профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 213.
27. Климова Т.В. Педагогическое моделирование работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 6 (85). С. 14-23.
28. Сташкова Т.Н., Потолицына Н.Б., Печникова Н.С., Шашкова Е.Н. Самосовершенствование педагогов детского сада в условиях реализации региональной инновационной программы «Воспитание культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» // Современная образовательная среда: теория и практика сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 274-279.
29. Эннанова Л.Ф. Роль открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения в повышении квалификации воспитателя // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 137-140.
Статья поступила в редакцию 03.11.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019
50
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)