Научная статья на тему 'Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста'

Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ / HEALTHY LIFESTYLE / PRESCHOOL CHILDREN / LEISURE ACTIVITIES OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варавина Е.В.

В статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов досуговой деятельности. Как известно, дошкольный возраст является отправным в закладывании фундамента психического и физического здоровья. Именно до семи лет происходит интенсивное всестороннее развитие человека. В этот сензитивный период формируются основные черты личности и происходит становление характера. Но полноценное развитие личности невозможно без сохранения и укрепления здоровья. А это в свою очередь требует от педагогов привития навыков здорового образа жизни у детей с самого раннего возраста. Чтобы процесс формирования представлений о здоровом образе жизни не был дидактичным и не интересным для малышей, мы предлагаем включить знания о здоровье и правилах безопасного поведения дома, в быту, на природе в интересную для детей досуговую деятельность. При этом важным становится интеграция оздоровительной деятельности в образовательную путем разнообразных форм и методов воспитания. В этой работе приоритет отводится сохранению и укреплению психического, физического, эмоционального и других видов здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING REPRESENTATIONS ABOUT A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the problems of forming ideas about a healthy lifestyle in children of preschool age in the process of various types of leisure activities. As you know, preschool age is the starting point in laying the foundation for mental and physical health. Up to seven years, an intensive development of man takes place. In this sensitive period, the main personality traits and character are formed. But the full development of personality is impossible without maintaining and strengthening health. And this, in turn, requires teachers to instill healthy lifestyle skills in children from a very young age. So that the process of forming ideas about a healthy lifestyle is not didactic and not interesting for kids, we propose to include knowledge of health and the rules of safe behavior at home, in everyday life, in nature in leisure activities that are interesting for children. At the same time, it becomes important to integrate recreational activities into educational activities through a variety of forms and methods of education. Moreover, priority is given to maintaining and strengthening mental, physical, emotional and other types of health.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

УДК 373.24

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-10-14

LEISURE ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING REPRESENTATIONS ABOUT A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOL CHILDREN

Varavina E. V.

Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Варавина Е.В.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов досуговой деятельности. Как известно, дошкольный возраст является отправным в закладывании фундамента психического и физического здоровья. Именно до семи лет происходит интенсивное всестороннее развитие человека. В этот сензитивный период формируются основные черты личности и происходит становление характера. Но полноценное развитие личности невозможно без сохранения и укрепления здоровья. А это в свою очередь требует от педагогов привития навыков здорового образа жизни у детей с самого раннего возраста. Чтобы процесс формирования представлений о здоровом образе жизни не был дидактичным и не интересным для малышей, мы предлагаем включить знания о здоровье и правилах безопасного поведения дома, в быту, на природе в интересную для детей досуговую деятельность. При этом важным становится интеграция оздоровительной деятельности в образовательную путем разнообразных форм и методов воспитания. В этой работе приоритет отводится сохранению и укреплению психического, физического, эмоционального и других видов здоровья. Ключевые слова: здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, досуговая деятельность воспитанников. Abstract. The article presents the problems of forming ideas about a healthy lifestyle in children of preschool age in the process of various types of leisure activities. As you know, preschool age is the starting point in laying the foundation for mental and physical health. Up to seven years, an intensive development of man takes place. In this sensitive period, the main personality traits and character are formed. But the full development of personality is impossible without maintaining and strengthening health. And this, in turn, requires teachers to instill healthy lifestyle skills in children from a very young age. So that the process of forming ideas about a healthy lifestyle is not didactic and not interesting for kids, we propose to include knowledge of health and the rules of safe behavior at home, in everyday life, in nature in leisure activities that are interesting for children. At the same time, it becomes important to integrate recreational activities into educational activities through a variety of forms and methods of education. Moreover, priority is given to maintaining and strengthening mental, physical, emotional and other types of health. Keywords: healthy lifestyle, preschool children, leisure activities of pupils.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1]. Варавина, Е.В. Современные подходы к проблеме здоровьесбережения в образовательном учреждении / Е.В. Варавина, Л.И. Пономарева // Образование, здравоохранение, культура, демография: социальные проблемы современного общества: REFERENCES [1]. Varavina, E.V. Modern approaches to the problem of health conservation in an educational institution / E.V. Varavina, L.I. Ponomareva // Education, healthcare, culture, demography: social problems of modern society: a collection of scientific papers

сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической кон-ференции, 20 августа 2017 г. Москва: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С.123-130.

[2]. Пономарёва, Л.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. - №. 11.- С. 156-166.

[3]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 - № 273-Ф3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/

[4]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.

[5]. Крулехт, М.В., Гергонова Е.В. Культурно-досуго-вая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета. - 2014. - № 79. - С. 45-48.

[6]. Глазырина, Л.Д. Досуг в воспитании и развитии детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина // Пралеска. - 2016. - № 2. - С. 3-9.

based on the materials of the I International Scientific and Practical Conference, August 20, 2017 Moscow: NGO Professional Science, 2017. - Pp. 123-130.

[2]. Ponomareva, L.I. Formation of the basics of a healthy lifestyle for a preschool child as an innovative pedagogical activity / L.I. Ponomareva, Z.I. Tyumaseva // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU, 2013. - №. 11.- Pp. 156-166.

[3]. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 - №. 273-FZ http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/

[4]. Federal State Educational Standard for Preschool Education: Orders and Letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Moscow: SC Sphere, 2015 - 96 p.

[5]. Krulekht, M.V., Gergonova, E.V. Cultural and leisure activities as a means of intellectual development of a modern child // Bulletin of Novgorod State University. - 2014. - №. 79. - Pp. 45-48.

[6]. Glazyrina, L.D. Leisure in the upbringing and development of preschool children / L.D. Glazyrina // Praleska. - 2016. - №. 2. - Pp. 3-9.

Varavina E.V. - .SPIN ID: 4481-1625; ORCID ID: 0000-0002-2151-4874.

Author contribution. Varavina E. V. - research concept and design, literature review, writing a text. Conflict of Interest Statement. The author claims no conflict of interest.

Варавина Е.В. - SPIN-код: 4481-1625; ORCID ID: 0000-0002-2151-4874.

Вклад автора. Варавина Е.В. - концепция и дизайн исследования, обзор литературы, написание текста, Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Введение. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью и важной основой для активной творческой жизни и благополучия человека. Однако, в современных научных исследованиях до сих пор нет общепринятой терминологии здоровья. Как правило, в основу определения (которых на сегодняшний день в науке насчитывается около сотни, не считая частных дефиниций диссертационных исследований), закладывают утверждение Всемирной организацией здравоохранения, которое гласит: «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [1].

По мнению Н.Г. Блиновой, Э.М. Казина, Н.А. Литвиновой здоровье - это комплексное, мо-гофакторное динамическое состояние, способное развиваться в ходе реализации заложенного гене-

тического потенциала индивида с учетом конкретной экологической и социальной среды, которая позволяет этому индивиду осуществлять в разной степени его социальные и биологические функции.

Согласно данного понятия, категорию «здоровье» следует рассматривать как совокупность биологической данности и способности индивида адаптироваться к влиянию окружающей среды. Вместе с тем, в современном обществе имеется ряд нерешенных экологических проблем, отрицательно отражающихся на здоровье человека, в том числе и ребенка дошкольного возраста. В этой связи проблема укрепления здоровья дошкольников, его сохранения и формирования у детей представлений и умений здорового образа жизни становится весьма актуальной [2].

~ il ~

Цель настоящего исследования - изучение и обоснование применения на практике досу-говой деятельности как средства, способствующего развитию знаний и необходимых умений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Модернизация отечественного дошкольного образования выдвигает на первый план проблему сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Не подлежат дискуссии вопросы о важности формирования здорового образа жизни у детей, начиная с самого раннего возраста. Эта позиция подтверждается рядом нормативно-правовых документов, возведенных в ранг государственных. Так, закон «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование декларирует как первый и полноценный уровень системы общего образования (Гл.2, ст.10). Главная задача, решаемая в детских садах, привитие понимания важности здоровья как наивысшей ценности человека (Гл. 7, ст. 64). [3]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования генеральной считается идея об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОО как фактор сохранения и укрепления здоровья [4].

Категория «здоровый образ жизни» считается производной от «здоровья», так как именно «образ жизни» оказывает влияние на индивидуальное здоровье. Вопросы формирования различных аспектов здорового образа жизни являются предметом научных изысканий многих ученых: A.M. Амосова, Е.В. Бондаревской, Э.Н Вайнера, Г.К. Зайцева, Ю.П. Лисицына, З.И. Тюмасевой, Б.С. Чумакова и др. [2].

Сущностной характеристикой данного феномена должна стать забота о физическом, психическом и социальном здоровье человека. Поиск эффективных средств, способствующих укреплению здоровья детей, является важной государственной задачей в области дошкольного образования. На наш взгляд, эффективным таким средством может стать досуговая деятельность, которая несет в себе одновременно оздоровительную, образовательную и воспитательную ценность. Так как она сочетает в себе элементы нравствен-

ного-этического, физического, трудового, интеллектуально-познавательного воспитания, расширяя кругозор и обогащая духовную жизнь детей.

С целью изучения имеющихся у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни нами были использованы модифицированные диагностические материалы образовательной программы ДОО «Детство» (Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой). Нами были подобраны задания, позволяющие определить представления детей о необходимости гигиенических процедур (чистить зубы, ухаживать за волосами, мыть руки и пр.), важности закаливающих процедур, утренней гимнастики, занятий спортом, активного отдыха, необходимости пребывания на свежем воздухе и др. Помимо этих представлений, у 60 детей старшего дошкольного возраста мы изучали имеющиеся знания о безопасном поведении на улице, на природе, в быту; об охране своих органов чувств (зрения, слуха). Кроме этого нами проверялись практические навыки оказания первой помощи при порезах и ушибах; а также правила ухода за больным (подать градусник и другие предметы (по просьбе), не шуметь) и другое. После проведения первичной диагностики, мы получили следующие данные: высокий уровень представлений о здоровом образе жизни обнаружен лишь у 12 человек, что составило 20%. У детей этой группы наблюдается стойкий интерес к своему здоровью и здоровью других, имеет представления о вредных и полезных факторах для здоровья. Средний уровень обнаружен у 55% (33 ребенка), низкий уровень формирования представлений о здоровом образе жизни обнаружен у 25% (15 детей старшего дошкольного возраста).

Результаты и обсуждение. Как указывалось выше, для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни нами было уделено особое внимание досуговой деятельности. Многообразные виды культурно-досуговой деятельности в той или иной степени включаются в жизнь детей в дошкольном учреждении и дома Исследования по досуговой деятельности, проведенные авторами Л.Д. Глазыриной, М.Б. Зацепи-ной, Т.С. Комаровой, М.В. Созиновой и других, касаются различных сторон рассмотрения досуго-вой деятельности как сферы свободного общения,

добровольного выбора форм деятельности, творческого развития личности [5].

Досуговая деятельность, по Л.Д. Глазыри-ной, это «активный отдых, служащий для восстановления жизненных сил ребёнка и включающий разнообразную, специально подобранную деятельность (двигательную, умственную, творческую) на основе развлечений с элементами различных творческих заданий, спортивных видов деятельности, обеспечивающих перенос навыков и умений, полученных в образовательном процессе, в практику досуговой деятельности и наоборот» [6].

Досуговые мероприятия, проведенные нами (спортивные досуги, дни здоровья, музыкальные развлечения и др.), были связанны с различными видами физических упражнений и элементами спортивных игр, способствовали созданию здоро-вьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования. Одновременно в процессе овладения детьми представлениями о здоровом образе жизни и способами здоровьесбережения проводилась и воспитательная работа по становлению у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих [5]. При этом главным ориентиром для педагога являлись индивидуальные особенности каждого ребенка и специально подобранные для них подвижные игры и игровые упражнения.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать необходимость создания такого образовательного процесса, при котором осуществляется интеграция оздоровительной деятельности, в образовательную. Именно эта интеграция и приводит к формированию здорового образа жизни у дошкольников. Досуг нами использовался как синтез развлекательных действий и одновременно познания окружающего мира, он организовывался в рамках социального заказа - всестороннего развития личности ребёнка. Такая особая форма воспитательно-образовательного процесса, призвана учитывать потребности и интересы каждого ребенка.

Периодичность организации и проведения культурно-досуговых мероприятий определялась

возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, учетом поставленных задач. Спортивные и досуги проводились нами 1-2 раза в месяц (досуги в группе: «Спорт в жизни человека», «Сколько игр с мячом вы знаете?», «Олимпийские игры»; досуги на прогулках: «Игры со скакалочкой», «Катание с горки», «Турнир по игре в городки» и др.); физкультурные праздники - 2-3 раза в год («День физкультурника», «Всемирный день гимнастики», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Взятие снежной крепости», и др.). Особо следует отметить в структуре планировании досуга и развлечений в детском саду роль народных и православных праздников, обрядов и уличных гуляний, связанных с народным календарём: святочные вечера, праздник урожая, рождественские гуляния, проводы зимы, масленичные забавы и другое. Приобщение к традициям и культурным обычаям, формирует у детей желание и готовность заботиться о своем здоровье, поддерживать физическую активность и заниматься различными видами спорта.

Кроме того, для решения задач формирования знаний и умений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена серия досуговых мероприятий (физкультурных досугов «Зимние забавы», праздников «Будь здоровым, ловким, сильным...», Дней здоровья), в которых проводились дидактические игры, способствующие понимаю ребенком ценности здоровья. Например, в физкультурных досугах применялись игры для формирования культурно - гигиенических навыков: «Советы доктора Айболита», «Гигиена рук», «Как защититься от микробов», «Наши помощники» и др. Для формирования у детей представлений о правильном и здоровом питании организовывались дидактические игры «Витамины», «Разложи и расскажи», «Магазин полезных продуктов», «Полезные и вредные продукты» и др.

После проведения формирующей работы нами был сделан контрольный срез с целью проверки изменения уровней сформированности у детей представлений о ЗОЖ. Данные контрольного этапа эксперимента представлены в таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровней сформированности представлений о здоровом образе жизни

Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента

Высокий 20 % (12 детей) 50% (30 детей)

средний 55% (33 ребенка) 45% (27 детей)

низкий 25% (15 детей) 5% (3 ребенка)

Table 1

Comparative analysis of the levels of formation of ideas about a healthy lifestyle

Levels The ascertaining stage of the experiment The control stage of the experiment

High 20% (12 children) 50% (30 children)

average 55% (33 children) 45% (27 children)

low 25% (15 children) 5% (3 children)

Приведенные табличные данные наглядно демонстрируют эффективность использования досуговых мероприятий в формировании представлений о ЗОЖ.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют, что использование досуговой деятельности способствует воспитанию ценностного

отношения к своему здоровью, систематизирует и углубляет знания о здоровье, приводит к выработке культурно-гигиенических навыков и культуры питания, пониманию основ безопасности жизнедеятельности, позволяет вовлечь дошкольников в активную здоровьесберегающую деятельность и приобщить к спорту.

Ответственный за переписку: Варавина Евгения Васильевна - аспирант ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская

Федерация, E-mail: zhenya_varavina@mail.ru , тел.89195793000

^rresponding Autor: Evgenia Vasilievna Varavina - postgraduate student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation, E-mail: zhenya_varavina@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.