Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / экономические специальности / специалисты экономического профиля / профессиональные компетенции / модель развития профессиональных компетенций / педагогический эффект / эффективность / higher education / economic specialties / economic specialists / professional competencies / model for the development of professional competencies / pedagogical effect / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Молохович

Статья посвящена поиску оптимального решения актуальной проблемы развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей. Обоснована потребность выработки целостной модели развития данных компетенций, учитывающей как специфику экономического образования, так и особенности современного этапа развития экономики и общества в целом. На основе проведенного исследования определено содержание указанной модели, предполагающее последовательное выполнение трех блоков действий, эффективная реализация которых позволит наилучшим образом обеспечить достижение поставленной цели и существенно повысит качество подготовки будущих специалистов экономического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М В. Молохович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE ECONOMIC SPECIALISTS

The article is devoted to the search for an optimal solution to the current problem of developing professional competencies of students of economic specialties. The need to develop a holistic model for the development of these competencies is substantiated, taking into account both the specifics of economic education and the features of the current stage of development of the economy and society as a whole. Based on the research, the content of this model was determined, which involves the sequential implementation of three blocks of actions, the effective implementation of which will best ensure the achievement of the goal and will significantly improve the quality of training of future economic specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 378 Б01 10.52928/2070-1640-2024-41-1-21-26

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

канд. экон. наук, доц. М.В. МОЛОХОВИЧ (Белорусский государственный университет, Минск)

Статья посвящена поиску оптимального решения актуальной проблемы развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей. Обоснована потребность выработки целостной модели развития данных компетенций, учитывающей как специфику экономического образования, так и особенности современного этапа развития экономики и общества в целом. На основе проведенного исследования определено содержание указанной модели, предполагающее последовательное выполнение трех блоков действий, эффективная реализация которых позволит наилучшим образом обеспечить достижение поставленной цели и существенно повысит качество подготовки будущих специалистов экономического профиля.

Ключевые слова: высшее образование, экономические специальности, специалисты экономического профиля, профессиональные компетенции, модель развития профессиональных компетенций, педагогический эффект, эффективность.

Введение. Процесс развития профессиональных компетенций обучаемых всегда был объектом пристального внимания как педагогов и ученых, так и специалистов-практиков в силу своей высокой значимости для различных отраслей и секторов народного хозяйства, общества и государства в целом, поскольку профессиональные компетенции составляют основу будущей профессиональной деятельности, предопределяя не только эффективность ее осуществления, но и конкурентоспособность специалиста на рынке труда, его личный успех и преуспевание [1; 2; 3; 4]. Они закладываются и формируются еще в период обучения в образовательных учреждениях, постепенно развиваясь и совершенствуясь по мере освоения новых областей научного знания [5; 6]. И хотя осуществление данных процессов является неотъемлемой частью современного образования, все же их конечные результаты в каждом конкретном случае могут существенно отличаться. В этой связи возникает потребность непрерывного мониторинга различных учебных ситуаций и возможностей развития в сложившихся условиях профессиональных компетенций. Особого внимания процесс развития данных компетенций заслуживает и при организации подготовки специалистов для экономической сферы, имеющей определенную специфику, накладывающую отпечаток на все осуществляемые действия и процессы. И в первую очередь данное внимание должно быть обращено на выработку целостной модели развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля, целью реализации которой будет повышение эффективности протекания указанного процесса на всех этапах его осуществления.

Основная часть. Рассматривая сущность модели развития профессиональных компетенций обучаемых в целом, следует сказать, что она представляет собой тот путь, которому нужно следовать, чтобы добиться наилучших результатов. Это схема, отражающая последовательность и содержание всех действий, предпринимаемых для достижения конечной цели данного развития. А потому наличие правильно составленной модели способно существенно облегчить работу профессорско-преподавательского состава, активизировать познавательную деятельность студентов, развить их познавательные способности, повысить качество образовательного процесса и, как следствие, гарантировать на выходе высокий уровень развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля, выступающих основой их профессионального мастерства и успешной профессиональной деятельности.

Разработке модели развития профессиональных компетенций студентов должны предшествовать всесторонний анализ сложившейся учебной ситуации и выявление тенденций ее дальнейшего развития, детальная оценка имеющихся возможностей и всех доступных средств, технологий и инструментов педагогического воздействия на обучаемых. Саму же выработку данной модели следует начинаться с четкой постановки цели, которая должна быть достигнута в результате ее практической реализации, и определения результата, который должен быть получен при ее успешном достижении. В контексте проводимого нами исследования целью является развитие профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, а ожидаемым итоговым результатом - высокий уровень развития данных компетенций. Для достижения указанного результата необходимо выполнить комплекс действий, которые целесообразно разделить на три укрупненных блока, имеющих конкретное функциональное значение.

Содержание модели развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей представлено на рисунке.

Первый блок должен включать в себя действия по определению основных компонентов развития профессиональных компетенций обучаемых и этапов реализации предложенной модели. Так, в рамках проводимого исследования ключевыми компонентами развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей являются когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационный, содержательно-операционный и процессуальный компоненты [7; 8; 9].

Цель: развитие профессиональных компетенций студентов экономических специальностей

и

Компоненты развития профессиональных компетенций

когнитивныи

эмоционально -волевой

мотивационньш

содержательно-операционный

процессуальный

Этапы реализации модели развития профессиональных компетенций

I

I

подготовительный

основной

заключительный

_____________________________________________________________________________________J

Методологическая основа развития профессиональных компетенций

понятийно-категориальный аппарат

ключевые идеи

подходы

т

принципы

закономерности

Педагогические условия развития профессиональных компетенций

Факторы, определяющие уровень развития профессиональных компетенций

Критерии оценки уровня развития профессиональных компетенций

Г

Комплекс мер по развитию профессиональных компетенций студентов экономических специальностей

Показатели уровня развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля

Результат: высокий уровень развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей

Рисунок. - Модель развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей

Как показывает практика, комплексное педагогическое воздействие на перечисленные компоненты и их одновременное развитие способны дать максимальный положительный эффект как в плане развития профессиональных компетенций обучаемых, так и с позиции их становления как личности и полноценного члена общества. А потому дальнейшая выработка мер по развитию исследуемых компетенций должна в той или иной мере (в зависимости от конкретной учебной ситуации и имеющихся возможностей) касаться развития каждого из них. Что касается этапов реализации модели, то их следует разделить:

- на подготовительный этап, представляющий собой этап сбора и анализа необходимой информации, составления планов, принятия решений и проведения организационных работ;

- основной этап, предполагающий непосредственную разработку всех необходимых мероприятий и их внедрение в практику образовательной деятельности;

- заключительный этап, состоящий в оценке полученных результатов и проведении корректирующих действий.

Каждый из перечисленных этапов имеет огромное значение в процессе развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля, но только их последовательная комплексная реализация способна обеспечить достижение поставленной цели. Вместе с тем, отмечая всю важность и значимость действий, предпринимаемых на основном и заключительном этапах реализации предложенной модели, все же следует отдельно сказать о роли подготовительного этапа. Ведь эффективность действий, осуществляемых на данном этапе, выступает залогом успешной реализации мероприятий, осуществляемых на каждом последующем из них. Несомненным является то, что разработка комплекса действенных мер по развитию профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля не представляется возможной без предварительного детального исследования условий осуществления образовательной деятельности, оценки потенциала обучаемых, выявления доступных ресурсов и имеющихся возможностей. Невозможно выработать правильные действия и без комплексного изучения ключевых факторов, определяющих характер, интенсивность и конечные результаты педагогического взаимодействия преподавателя и студентов. Точно также невозможно эффективно реализовать предложенные мероприятия без четкого плана воплощения в жизнь имеющихся разработок, правильной организации работ по их практическому освоению и внедрению в образовательный процесс. А как уже было сказано, все это как раз таки и осуществляется на подготовительном этапе и именно на нем закладывается фундамент будущей успешной образовательной деятельности, обеспечивающей эффективное развитие профессиональных компетенций обучаемых.

Второй блок предполагает разработку методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, являющихся базой для дальнейшего исследования, определение педагогических условий данного развития, факторов, определяющих его уровень, а также критериев, по которым он будет оцениваться.

Основываясь на анализе многочисленных теоретических наработок по данной проблематике, а также опираясь на результаты исследований практики подготовки специалистов экономического профиля, было установлено, что формирование методологической базы развития их профессиональных компетенций должно включать:

- определение понятийно-категориального аппарата исследования, центральное место в котором должны занимать термины «профессиональная компетенция», «познавательная активность», «познавательные способности» и «познавательный интерес». При этом под профессиональными компетенциями нами предлагается понимать «динамично развивающуюся систему знаний, умений, навыков и способностей, приобретенных специалистом в процессе обучения и определяющих характер и эффективность его профессиональной деятельности» [1, с. 9];

- определение ключевых идей развития профессиональных компетенций, таких как ориентация на развитие познавательных способностей студентов, максимальное развитие потенциала обучаемых, формирование установки на непрерывное совершенствование, профессиональное становление личности и создание предпосылок для карьерного роста;

- выявление наиболее целесообразных подходов к развитию данных компетенций. В зависимости от ситуации это могут быть индивидуальный, личностно-ориентированный, системный, деятельностный, аксиологический и возрастной подходы или их различные комбинации;

- выбор основополагающих принципов развития профессиональных компетенций: научности, мотивации, последовательности, комплексности, непрерывности, системности, практикоориентированности, продуктивности;

- уяснение сути основных закономерностей их развития: значимости активной позиции студента в процессе познания; развития личности в действии; зависимости результатов обучения от мотивации студентов, их личной заинтересованности и прилагаемых усилий.

Разработка детальной, хорошо структурированной методологической основы развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, дающей ясное представление о сути всех явлений

и процессов, и ее последующее применение обеспечат обоснованность дальнейших действий, их упорядоченность и высокую эффективность.

Следующим шагом является выявление наиболее значимых педагогических условий развития профессиональных компетенций обучаемых. Как показало проведенное исследование, важнейшими из них при подготовке специалистов экономического профиля являются:

- уровень мастерства и профессионализм преподавателя, его личные качества и характеристики;

- благоприятная психологическая атмосфера на занятиях;

- применяемые формы, методы и технологии обучения;

- степень и характер взаимодействия субъектов в системе «преподаватель - студент»;

- организационно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

Содержание данных условий может быть разным в зависимости от конкретной учебной ситуации, но лишь их комплексное положительное развитие способно обеспечить желаемый результат. Иными словами, соблюдение перечисленных выше педагогических условий выступает гарантией успешной образовательной деятельности, является основой эффективного развития профессиональных компетенций обучаемых. Однако, указывая на потребность комплексного учета и рационального использования выявленных условий, следует сказать, что центральным элементом в этой системе является личность преподавателя, задающая вектор ее развития. Ведь недостаточный уровень квалификации, профессионализма и педагогического мастерства преподавателя способны уничтожить все самые благоприятные предпосылки и условия для осуществления эффективной образовательной деятельности. В то время как их высокий уровень, напротив, способен сгладить многие отрицательные моменты и минимизировать неблагоприятные последствия недостаточного уровня развития иных педагогических условий.

В качестве основных факторов, оказывающих существенное влияние на уровень развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, следует выделить психологические, организационные, экономические, технологические и социальные факторы. Их благоприятное проявление способно создать все необходимые предпосылки для осуществления продуктивной образовательной деятельности и успешного развития указанных компетенций.

Основными критериями оценки уровня развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля должны стать:

- результативность учебной деятельности;

- уровень развития познавательных способностей студентов.

В первом случае речь идет об оценке уровня знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения той или иной дисциплины или же в целом за время обучения в учреждении образования, а во втором - об оценке способностей овладения ими. Причем должное внимание должно уделяться оценке, проводимой по обоим критериям в силу значимости результатов, получаемых при оценке каждого из них.

Третий блок действий должен содержать непосредственную разработку комплекса мер по развитию профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля, а также определение перечня показателей, характеризующих уровень развития данных компетенций.

Как показало проведенное исследование, основными мерами, способными обеспечить эффективность процесса развития профессиональных компетенций обучаемых, должны стать:

- применение психолого-педагогических приемов повышения познавательного интереса студентов к учебной деятельности и развития их познавательных способностей, составляющих основу профессиональных компетенций [10];

- разработка методики развития профессиональных компетенций студентов при изучении экономических дисциплин, предполагающей пошаговое выполнение определенных учебных действий, позволяющих задействовать в учебном процессе всех студентов, присутствующих в аудитории, и активизирующих все виды познавательных способностей, составляющих основу исследуемых компетенций [11];

- активное использование инновационных технологий развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля, охватывающих как учебную, так и научно-исследовательскую деятельность студентов [12; 13; 14]. В качестве таких технологий следует особо выделить инновационные образовательные технологии (интерактивные технологии, эвристическое и проектное обучение, тьюторство), отдельные информационные и цифровые технологии (диалоговые тренажеры, вебинары, скрайбинг, чат-бот, виртуальную реальность, электронные курсы) и инновационные технологии организации студенческой научно-исследовательской деятельности (хакатоны, воркшопы, челленджи, конкурсы стартапов, кейс-чемпионаты, образовательные квесты) [11].

Правильный подход к реализации комплекса предложенных мероприятий обеспечит всестороннее развитие личности в процессе обучения и, в первую очередь, развитие необходимых ей профессиональных компетенций, создавая тем самым все условия для быстрого продвижения специалиста по служебной лестнице и успешного

карьерного роста, мотивируя его к высокоэффективному труду и качественному выполнению профессиональных обязанностей.

Важным этапом в реализации предложенной модели развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей является выбор показателей уровня их развития. Так, в качестве основных из них следует назвать, прежде всего, готовность обучаемых к профессиональной деятельности, профессиональные знания и их самостоятельность в принятии решений. Данные показатели могут оцениваться по шкале «низкий», «средний», «высокий» и в полной мере раскрывают важнейшие грани уровня развития исследуемых компетенций. В случае низкого и среднего значения данных показателей возникает потребность незамедлительной выработки комплекса мер по совершенствованию подходов к осуществлению образовательной деятельности с целью устранения выявленных недостатков и получения желаемого педагогического эффекта.

Заключение. Таким образом, развитие профессиональных компетенций студентов экономических специальностей выступает центральным звеном процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей и секторов национальной экономики. Уровень развития данных компетенций предопределяет результативность не только учебной деятельности студентов, но и эффективность их будущей профессиональной деятельности, оказывая непосредственное влияние на их становление как специалистов, перспективы карьерного роста и возможности достижения профессионального успеха и личного благосостояния. Значимость решения данной проблемы заставляет ученых и педагогов искать все новые и новые подходы к организации образовательного процесса, позволяющие максимально полно раскрыть потенциал обучаемых и обеспечить достижение высокого уровня их профессиональной компетентности. В этих условиях особую значимость приобретает потребность выработки целостной модели развития профессиональных компетенций обучаемых, учитывающей специфику современного этапа жизни общества, особенности подготовки специалистов для различных отраслей и сфер народного хозяйства, интересы и потребности студенческой молодежи.

Разработанная авторская модель развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля представляет собой схему действий, последовательное осуществление которых обеспечит существенное повышение уровня развития данных компетенций, повышение качества и эффективности образовательного процесса и, в конечном итоге, гарантирует выпускникам экономических специальностей высокую востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

Внедрение предложенной модели в систему подготовки специалистов экономического профиля обеспечит упорядоченность всех предпринимаемых действий, наиболее целесообразную очередность их выполнения и, как следствие, гарантирует высокую эффективность ожидаемых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Молохович М.В. Совершенствование методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей: авторский подход // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. - 2023. - № 2. -С. 6-11. Б01: 10.52928/2070-1640-2023-40-2-6-11

2. Остыловская О.А., Манушкина М.М., Шестаков В.Н. Профессиональные компетенции: структура, состав, особенности формирования: учеб. пособие. - Красноярск: Изд-во СФУ, 2020. - 62 с.

3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2007. -32 с.

4. Формирование универсальных компетенций и гибких навыков: учеб.-метод. пособие / сост. В.А. Хриптович. - Минск: РИВШ, 2023. - 192 с.

5. Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодежи: теория и практика / Н.В. Мартишина [и др.]. - Рязань: Концепция, 2016. - 117 с.

6. Кязимов К.Г. Формирование профессиональных компетенций с помощью инновационных образовательных технологий // Управление развитием персонала. - 2021. - № 3. - С. 206-210.

7. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 288 с.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 386 с.

9. Соколов Е.А. Психология познания: методология и методика преподавания. - М.: Логос, 2011. - 384 с.

10. Фергюсон Дж. Практическое пособие по развитию компетенций. - М.: Карьера Пресс, 2022. - 640 с.

11. Молохович М.В. Механизм развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. / Абакан (23-25 нояб. 2023 г.). - Абакан, 2023. - С. 217-219.

12. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2015. - 425 с.

13. Научно-методические инновации в высшей школе: отечественный и зарубежный опыт: сб. ст. / под ред. А.В. Макарова. - Минск: РИВШ, 2013. - 188 с.

14. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: учеб. пособие. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. - 119 с.

Поступила 16.01.2024

MODEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE ECONOMIC SPECIALISTS

M. MALAKHOVICH (Belarusian State University, Minsk)

The article is devoted to the search for an optimal solution to the current problem of developing professional competencies of students of economic specialties. The need to develop a holistic model for the development of these competencies is substantiated, taking into account both the specifics of economic education and the features of the current stage of development of the economy and society as a whole. Based on the research, the content of this model was determined, which involves the sequential implementation of three blocks of actions, the effective implementation of which will best ensure the achievement of the goal and will significantly improve the quality of training of future economic specialists.

Keywords: higher education, economic specialties, economic specialists, professional competencies, model for the development of professional competencies, pedagogical effect, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.