Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: АВТОРСКИЙ ПОДХОД'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: АВТОРСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / экономические специальности / специалисты экономического профиля / профессиональные компетенции / развитие профессиональных компетенций / методологические основы / совершенствование методологических основ / авторский подход / higher education / economic specialties / economic specialists / professional competencies / development of professional competencies / methodological foundations / improvement of methodological foundations / author's approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Молохович

Статья посвящена исследованию методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей. Изучена сущность данных компетенций, рассмотрены различные подходы к ее толкованию, определены их преимущества и недостатки. Проведен анализ современных видов профессиональных компетенций специалистов экономического профиля, позволивший сгруппировать их в несколько укрупненных групп и определить возможности их дополнения. На основе результатов проведенного исследования разработан авторский подход к совершенствованию методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, включающий обоснование авторской трактовки термина «профессиональные компетенции» и расширение видового состава данных компетенций с учетом реалий современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М В. Молохович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN ECONOMIC SPECIALTIES: THE AUTHOR'S APPROACH

The article is devoted to the study of the methodological foundations for the development of professional competencies of students of economic specialties. The essence of these competencies is studied, various approaches to its interpretation are considered, their advantages and disadvantages are identified. An analysis of modern types of professional competencies of economic specialists was carried out, which made it possible to group them into several enlarged groups and determine the possibilities for supplementing them. Based on the results of the study, an author's approach to improving the methodological foundations for the development of professional competencies of students of economic specialties was developed, including the substantiation of the author's interpretation of the term «professional competencies» and expanding the specific composition of these competencies, taking into account the realities of the modern world.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: АВТОРСКИЙ ПОДХОД»

УДК 378 Б01 10.52928/2070-1640-2023-40-2-6-11

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: АВТОРСКИЙ ПОДХОД

канд. экон. наук, доц. М.В. МОЛОХОВИЧ (Белорусский государственный университет, Минск)

Статья посвящена исследованию методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей. Изучена сущность данных компетенций, рассмотрены различные подходы к ее толкованию, определены их преимущества и недостатки. Проведен анализ современных видов профессиональных компетенций специалистов экономического профиля, позволивший сгруппировать их в несколько укрупненных групп и определить возможности их дополнения. На основе результатов проведенного исследования разработан авторский подход к совершенствованию методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, включающий обоснование авторской трактовки термина «профессиональные компетенции» и расширение видового состава данных компетенций с учетом реалий современного мира.

Ключевые слова: высшее образование, экономические специальности, специалисты экономического профиля, профессиональные компетенции, развитие профессиональных компетенций, методологические основы, совершенствование методологических основ, авторский подход.

Введение. В современном мире среди множества факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность осуществления профессиональной деятельности и построение успешной карьеры, центральное место занимают профессиональные компетенции, от уровня развития которых напрямую зависит востребованность специалиста на рынке труда, уровень его квалификации и профессионализма, способность решать сложные задачи и нести ответственность за полученные результаты. Основополагающую роль они играют и в деятельности будущих специалистов экономического профиля, от уровня знаний и компетентности которых во многом зависит не только их личное преуспевание, но и эффективность национальной экономики в целом, ее устойчивость и конкурентоспособность на мировом рынке. Следствием этого является потребность непрерывного совершенствования процесса подготовки будущих специалистов и руководителей экономической сферы посредством внедрения в образовательный процесс разнообразных способов, средств и методик развития их способностей, повышения культурного уровня личности, формирования позитивного и созидательного образа мышления. Поскольку современный специалист должен обладать не только широким спектром знаний и умений, но и способностью быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, ориентироваться в огромных массивах информации, принимать эффективные решения в условиях неопределенности и выбора из большого перечня возможных альтернатив, с высокой долей вероятности прогнозировать сценарии будущего развития предприятий и отраслей, постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Все это возможно лишь при правильном подходе к развитию его профессиональных компетенций во время обучения в учреждении высшего образования, основанном на хорошо развитой научно обоснованной методологической базе, составляющей стержневую основу всех дальнейших действий.

Основная часть. На сегодня решению проблем развития компетенций будущих специалистов посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. В работах А.В. Хуторского, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, В.А. Болотова, Ю.Г. Татура, В.И. Байденко, П.М. Эрдниева и других авторов раскрыты различные аспекты применения компетентностного подхода в образовании. Существенный вклад в совершенствование процесса подготовки специалистов в учреждениях высшего образования на основе данного подхода внесли В.Д. Шадриков, Н.А. Селезнева, А.М. Павлова, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, П.И. Третьякова,

A.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова и др. Развитие данных исследований нашло отражение и в трудах многих белорусских ученых, среди которых следует особо выделить А.В. Макарова, В.В. Познякова, М.В. Ильина,

B.Л. Лозицкого, Н.В. Дроздову, Д.А. Старовойтову, В.А. Хриптович, Э.М. Калицкого, А.П. Лобанова,

C.Н. Северина и др. При этом многие авторы не отмечают профессиональные компетенции в качестве самостоятельного объекта исследования, рассматривая их лишь как одну из разновидностей компетенций и только в контексте решения других научных задач. По-прежнему остаются неосвещенными вопросы развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля. Недостаточно изучена специфика развития указанных компетенций в условиях инновационного развития экономики и ее цифрового переустройства, накладывающая отпечаток не только на выбор средств осуществления данного процесса, но и на результаты, которые должны быть получены в процессе обучения. Вместе с тем развитие профессиональных компетенций студентов в период обучения в учреждениях высшего образования выступает

залогом эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности. В силу чего перед системой высшего образования остро встает проблема выработки действенных мер, способов и подходов к оптимизации данного процесса, что не представляется возможным без четкого понимания сути данных компетенций, знания их разновидностей и особенностей развития в процессе подготовки будущих специалистов для различных отраслей и секторов народного хозяйства.

Определяющая роль развития компетенций в формировании и становлении высококвалифицированного специалиста была установлена уже давно и легла в основу компетентностного подхода, получившего широкое распространение в практике модернизации высшего образования [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Наиболее концентрированное и точное толкование сути данного подхода дали Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова и Э.Э. Сыманюк, считающие, что «компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [8, с. 5]. И хотя в самой трактовке подхода прямое указание на потребность развития компетенций обучаемых отсутствует, далее идет дополнительное пояснение, уточняющее, что «в качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества», формирование которых у студентов «будет способствовать усилению фундаментальной подготовки специалистов» [8, с. 5]. Данное утверждение может быть в полной мере отнесено к развитию у обучаемых всех видов компетенций, включая и профессиональные. Как отмечают А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова, данный подход «исходит из того, что в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми он сможет стать успешным в жизни» [9, с. 7].

Рассматривая сущность термина «компетенция» (как основу категории «профессиональные компетенции»), следует отметить, что большинство авторов при его толковании используют такие понятия, как знания, умения, навыки, способности, готовность к деятельности и профессионально важные качества инди-вида13;14;15 [1; 6; 10; 11 и др.]. К аналогичному выводу пришла и О.Л. Чуланова [12; 13; 14], проведя детальное исследование и анализ существующих подходов к раскрытию его сути и установив, что компетенция есть не что иное, как «любое качество индивида, которое влияет на эффективность его деятельности» [14, с. 29]. Исходя из этого, можно считать, что в наиболее общем виде профессиональные компетенции представляют собой «набор знаний, умений, навыков и особенностей построения взаимоотношений с коллегами, клиентами и подчиненными, работы над собой и своими задачами, которые проявляются в поведении и предопределяют успешность выполнения задач и достижения целей16». Иными словами, это индивидуальные способности специалиста решать четко обозначенный перечень профессиональных задач, которые «можно зафиксировать, количественно оценить, развить и проработать16». Соглашаясь с данным мнением, все же следует отметить, что в настоящее время в научных кругах нет единого подхода к раскрытию сути профессиональных компетенций, различные авторы акцентируют особое внимание на разных компонентах, формирующих сущность исследуемой категории (таблица).

Таблица. - Преимущества и недостатки трактовок термина «профессиональные компетенции»

Автор(ы) Определение термина «профессиональные компетенции» Преимущества Недостатки

1 2 3 4

Дроздова Н.В., Лобанов А.П. «готовность и способность действовать в соответствии с требованиями профессии, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности» [1, с. 11-12] - указано, что они обеспечивают специалисту организованность, самостоятельность и самоконтроль всех осуществляемых действий - трактовка была бы более полной, если бы помимо оценки результатов деятельности включала готовность и способность нести за них ответственность

13 Гневашева В.А. Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Всерос. центр уровня жизни. - М., 2012. - 48 с.

14 Гусейнов Е.З. Организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. -Уфа, 2016. - 26 с.

15 Николаева Д.Р. Математическое моделирование оценивания профессиональных компетенций студентов в системе высшего образования: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.13.18 / Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2017. - 22 с.

16 10 минут о профессиональных компетенциях: как их применять в Performance Review [Электронный ресурс]. - 2021. - URL: https:// peopleforce.io/ru/blog/10-minut-o-professionalnyh-kompetentsiyah

Окончание таблицы

1 2 3 4

Гневашева В.А. «мера приобретенных индивидом способностей приносить доход, включающих в себя на базе имеющихся (врожденных) способностей, приобретенные в течение жизни знания, умения, навыки посредством профессионального образования, а также полученные в рамках трудовой деятельности (обучение на рабочем месте) в соответствии с достигнутым профессиональным уровнем»17 [с. 14-15] - уточняется, что данные компетенции формируются на основе врожденных способностей; - указано, что они приобретаются как в процессе обучения, так и в ходе трудовой деятельности; - подчеркнута связь между профессиональными компетенциями и уровнем профессионализма - отождествляются только со способностями приносить доход, что несколько сужает смысл исследуемого понятия

Девяткина С.Н. «возможность овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, способностями; возможность эффективного использования способностей в ходе профессиональной деятельности, а также интеграция в области знаний, умений, навыков»18 [с. 12] - отождествляются с возможностью самообразования и саморазвития индивида; - акцент сделан на эффективном использовании способностей в профессиональной деятельности - определяются не как конечные результаты учебной и трудовой деятельности, а лишь как возможность овладения ими, что односторонне раскрывает суть изучаемой категории

Хайрутдинова Р.Р. «совокупность знаний, умений, навыков, опыта, способностей, достаточных для осуществления профессиональной деятельности»19 [с. 10] - перечислены все слагаемые успешного осуществления профессиональной деятельности - ассоциируются лишь с нижним (достаточным) пределом для осуществления профессиональной деятельности

Николаева Д.Р. «комплексный интегрированный показатель, характеризующий профессиональный уровень будущих выпускников, заключающийся в сочетании необходимых знаний, умений, опыта, ответственности и других личностных ка-честв»20 [с. 7] - отмечен комплексный интегрированный характер профессиональных компетенций; - дано пояснение их содержания; - указана связь с профессиональным уровнем - указано, что они характеризуют профессиональный уровень будущих выпускников, что исключает применение данного термина в отношении практикующих специалистов

Звидрина М.П. «сочетание знаний, умений, навыков, заложенных в высшем образовательном учреждении по профилю подготовки, и опыта их применения в практической деятельности, которое позволяет успешно решать определенный круг профессиональных задач»21 [с. 12] - указано что они формируются во время учебы в вузе; - подчеркнута их привязка к профилю подготовки; - отмечена нацеленность на успех профессиональной деятельности - данная трактовка применима только в отношении действующих специалистов и не может использоваться применительно к студентам (будущим специалистам)

Примечание: разработка автора на основе данных литературных источников и собственных исследований.

Однако, как показало проведенное исследование, основные разногласия, вытекающие из рассмотренных трактовок, возникают в отношении носителей профессиональных компетенций и их содержательных характеристик. Но при этом ни у кого не возникает сомнений, что данные компетенции неотделимы от профессиональной деятельности специалиста и ассоциируются, в первую очередь, с его личными знаниями, умениями, навыками и способностями, сформированными в процессе обучения и впоследствии оказывающими существенное влияние на результаты выполняемых им профессиональных действий. Все это обусловливает повышенный интерес

17 Гневашева В.А. Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Всерос. центр уровня жизни. - М., 2012. - 48 с.

18 Девяткина С.Н. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования на основе реализации междисциплинарного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. -Уфа, 2016. - 26 с.

19 Хайрутдинова Р.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / УдмуртГУ. - Ижевск, 2012. - 22 с.

20 Николаева Д.Р. Математическое моделирование оценивания профессиональных компетенций студентов в системе высшего образования: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.13.18 / Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2017. - 22 с.

21 Звидрина М.П. Профессиональные компетенции аналитика информационных ресурсов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2013. - 24 с.

к решению проблем развития профессиональных компетенций студентов как со стороны учреждений высшего образования, так и со стороны представителей профессионального сообщества. Ведь, как правомерно отмечают Н.В. Дроздова и А.П. Лобанов, профессиональная компетенция является «конечной целью профессиональной подготовки» и именно она «интегрирует моторную, когнитивную и социальную компетентности» обучаемых [1, с. 21].

Вышесказанное позволяет заключить, что профессиональные компетенции будущих специалистов экономического профиля формируются в процессе обучения в учреждении высшего образования, а затем развиваются и совершенствуются на протяжении всей их профессиональной деятельности. Они непрерывно видоизменяются и дополняются по мере освоения специалистом новых профессиональных сфер и высот, а также по мере изменений, происходящих в тех или иных экономических системах и в жизни общества в целом. Исходя из этого, нами предлагается определять профессиональные компетенции как динамично развивающуюся систему знаний, умений, навыков и способностей, приобретенных специалистом в процессе обучения и определяющих характер и эффективность его профессиональной деятельности.

В качестве основных преимуществ предложенной трактовки, по сравнению с уже существующими определениями, следует выделить:

во-первых, акцент на том, что это не разрозненные знания, умения, навыки и способности, а целостная система;

во-вторых, то, что эта система непрерывно развивается;

в-третьих, указание на неразрывную связь эффективности процессов обучения и результативности практической деятельности специалиста;

в-четвертых, указание на ключевую роль профессиональных компетенций в определении характера и эффективности его профессиональной деятельности.

Что касается непосредственно видов профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения в учреждении высшего образования, то проведенное нами исследование показало, что на данном этапе в научной литературе отсутствует их классификация, которая могла бы использоваться при разработке перспективных планов развития данных компетенций. В наиболее общем виде все их множество можно разделить:

- на профессиональные компетенции должности;

- профессиональные компетенции видов деятельности;

- компетенции профессиональных областей [14].

И если две последние разновидности носят обобщенный характер, то с профессиональными компетенциями должностей дело обстоит совсем иначе. Во многом это объясняется тем, что в настоящее время не существует перечня универсальных профессиональных компетенций, которые подходили бы для различных должностей, в силу их большого разнообразия и непрерывной изменчивости. По мнению специалистов, составление списка компетенций для всех групп должностей даже в рамках одной организации является невероятно трудоемким и длительным процессом [11; 13; 15]. А если учесть, что профессиональные компетенции должности ограничены рамками конкретной организации, то в разных компаниях для одних и тех же должностей они могут существенно различаться. К тому же профессиональные компетенции во многом зависят от личностных особенностей специалиста и условий его функционирования и могут по-разному проявляться в каждой конкретной ситуации. Сфера компетенций может «объективно расширяться, если у специалиста есть профессиональный рост, и может оставаться прежней, если работник не ориентирован на более высокие результаты своего труда» [9, с. 114].

Но, несмотря на сложность и динамичность рассматриваемой категории, обобщение существующих наработок по исследуемой проблеме все же позволяет выделить несколько общих групп профессиональных компетенций, которые впоследствии могут быть детализированы применительно к конкретной должности или профессии. Это функциональные, ситуационные, интеллектуальные и социальные компетенции [8; 11; 12; 14; 16].

Функциональные компетенции включают в себя сугубо профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту способность точно, своевременно и безошибочно исполнять свои должностные обязанности, а также возможность планирования карьеры, управления своим профессиональным ростом и развитием. Ситуационные компетенции представляют собой способность адаптироваться к любым условиям хозяйствования и действовать исходя из сложившейся ситуации, выбирая при этом наиболее эффективную стратегию поведения, позволяющую максимально выгодно решить возникшую проблему. Интеллектуальные компетенции -это способности к аналитическому и критическому мышлению, анализу и оценке, обоснованному принятию решений, творческому поиску, самовыражению, саморазвитию и др. Социальные компетенции характеризуются умением взаимодействия и сотрудничества, наличием коммуникативных навыков и способностей, умением вести диалог, слушать собеседника, оказывать помощь и поддержку, работать в команде и т.д.

Все перечисленные компетенции играют значимую роль в становлении специалиста как профессионала. Они могут проявляться в различных сочетаниях, предопределяя характер, интенсивность и успех его профессиональной деятельности. Но только в комплексе они способны обеспечить выпускнику высокую эффективность, быстрое продвижение по карьерной лестнице и, как следствие, построение успешной карьеры, все возрастающую заинтересованность в результатах своей деятельности и рост ее экономических показателей. А потому на развитие данных компетенций необходимо обращать особое внимание в процессе обучения студентов различных специальностей, в т.ч. и в ходе подготовки специалистов экономического профиля.

При этом, несмотря на всю значимость указанных групп компетенций и их определяющую роль в достижении высокого уровня профессионализма, сегодня уже недостаточно обладать только ими. Современный мир предъявляет все новые и новые требования к представителям различных сфер экономической деятельности, обусловливая потребность формирования и развития у них новых профессиональных компетенций, соответствующих вызовам времени и позволяющих успешно исполнять профессиональные обязанности в непрерывно меняющихся экономических реалиях. Исходя из чего наиболее целесообразным, на наш взгляд, будет выделение в отдельные группы таких профессиональных компетенций, как информационно-технологические и цифровые, каждая из которых требует более подробного рассмотрения.

Потребность развития информационно-технологических компетенций в процессе подготовки будущих специалистов экономического профиля обусловлена двумя важнейшими причинами. Во-первых, в современном мире наблюдается ускоренный рост объемов информации, с которой приходится работать специалистам-практикам. А информационная составляющая указанной компетенции как раз и состоит в умении самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать полученные данные, анализировать их и преобразовывать в форму, приемлемую для решения поставленных задач. Во-вторых, успешное осуществление практической деятельности работников экономической сферы невозможно без умелого использования специфических технологий и инструментов. Причем для каждой экономической специальности они будут существенно различаться. К примеру, технологии, которыми должен владеть бухгалтер, в корне отличаются от технологий работы менеджеров, маркетологов, финансистов и т.д., что и раскрывает содержание технологической составляющей предложенной профессиональной компетенции. В целом же формирование и развитие информационно-технологических компетенций студентов экономических специальностей в период обучения в учреждении высшего образования в последние годы приобретает все большую актуальность и потому должно стать предметом пристального внимания со стороны педагогов и руководителей данных образовательных учреждений.

Не менее значимыми, а порой и ключевыми профессиональными компетенциями современного специалиста экономического профиля являются цифровые компетенции. Основная причина этого - в цифровой трансформации жизни общества, включая и цифровое переустройство экономической сферы. Цифровизация накладывает существенный отпечаток на все процессы, происходящие в экономике, предопределяет характер их протекания, выбор средств осуществления различных видов экономической деятельности и составляющих их хозяйственных операций. В этих условиях высококвалифицированный специалист должен владеть навыками применения на практике различных цифровых технологий, сервисов и ресурсов, способных существенно упростить, ускорить и повысить точность и эффективность выполняемых им действий. А как уже неоднократно отмечалось, знания, умения, навыки и способности, образующие в комплексе те или иные виды профессиональных компетенций, в т.ч. и цифровые компетенции, закладываются и развиваются именно в период обучения в учреждении высшего образования. В силу чего четкое знание видов профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов тех или иных экономических специальностей, становится особенно важным. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае набор данных компетенций в рамках рассмотренных выше групп может существенно различаться, но в любом случае эти компетенции должны охватывать функциональные, ситуационные, интеллектуальные, социальные, информационно-технологические и цифровые их разновидности. Только в таком сочетании они обеспечат современному специалисту высокий уровень профессионального мастерства, быстрое продвижение по карьерной лестнице и долгосрочный успех в осуществлении профессиональной деятельности.

Заключение. Профессиональные компетенции представляют собой индивидуальные способности специалиста наилучшим образом исполнять должностные обязанности, эффективно и своевременно решать поставленные перед ним профессиональные задачи. Они формируются в процессе обучения и непрерывно развиваются в ходе дальнейшей практической деятельности, постоянно видоизменяясь и совершенствуясь. Уровень развития данных компетенций предопределяет результаты профессиональной деятельности и оказывает непосредственное влияние как на личное благосостояние специалиста экономического профиля, его продвижение по служебной лестнице и успешное построение карьеры, так и на эффективность функционирования отраслей и секторов экономики, в которых он задействован.

Развитие профессиональных компетенций является неотъемлемой частью полноценного процесса обучения и воспитания личности. Оно выступает ключевой задачей современности, эффективное решение которой не представляется возможным без глубокого понимания сути данных компетенций, знания теоретических, методологических и практических аспектов их формирования, умения управлять этим процессом и своевременно вносить в него корректировки, учитывающие требования времени и изменения условий хозяйствования. Все это и обусловливает потребность непрерывного пересмотра и совершенствования существующих подходов к развитию исследуемых компетенций во время обучения будущих специалистов в учреждениях высшего образования.

В настоящее время существует огромное количество профессиональных компетенций, которые в каждом конкретном случае могут существенно различаться. Обобщение наработок по данному вопросу позволило выделить их общие группы, которые могут быть детализированы применительно к конкретной должности или профессии: функциональные, ситуационные, интеллектуальные и социальные компетенции. Однако сегодня уже недостаточно обладать только ими, в силу чего нами предлагается выделить в отдельные группы такие профессиональные

компетенции, как информационно-технологические и цифровые. Эффективное управление процессом развития данных компетенций позволит существенно повысить качество подготовки будущих специалистов экономического профиля.

Подводя итог, следует еще раз сказать, что умелое развитие профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, опирающееся на научно обоснованную методологическую базу, является одной из важнейших задач современной системы высшего образования, от решения которой напрямую зависит качество подготовки специалистов для различных отраслей и секторов национальной экономики и эффективность их будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздова Н.В., Лобанов А.П. Компетентностный подход как новая парадигма студентоориентированного образования. - Минск: РИВШ, 2007. - 100 с.

2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

3. Ильин М.В., Калицкий Э.М. Разработка содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода: метод. рекомендации. - Минск: РИПО, 2016. - 88 с.

4. Компетентностный подход: практика реализации: учеб.-метод. пособие / под науч. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Познякова. - Минск: РИВШ, 2019. - 264 с.

5. Макаров А.В., Перфильев Ю.С., Федин В.Т. Компетентностно-ориентированные образовательные программы вуза: учеб.-метод. пособие / под ред. А.В. Макарова. - Минск: РИВШ, 2011. - 116 с.

6. Макаров А.В., Перфильев Ю.С., Федин В.Т. Реализация компетентностного подхода в системах высшего образования: отечественный и зарубежный опыт: учеб.-метод. пособие. - Минск: РИВШ, 2015. - 208 с.

7. Самсонова М.В. Совершенствование образовательного процесса вуза, основанного на компетентностном подходе. -М.: ИНФРА-М, 2022. - 138 с.

8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 216 с.

9. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. -М.: Логос, 2015. - 336 с.

10. Остыловская О.А., Манушкина М.М., Шестаков В.Н. Профессиональные компетенции: структура, состав, особенности формирования: учеб. пособие. - Красноярск: Изд-во СФУ, 2020. - 62 с.

11. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, А. Глотова, Д. Болдогоев и др. - 6-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 277 с.

12. Чуланова, О. Л. Компетентностный подход в управлении персоналом: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 368 с.

13. Чуланова О.Л. Управление компетенциями персонала: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 232 с.

14. Чуланова О.Л. Управление персоналом на основе компетенций. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 122 с.

15. Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодежи: теория и практика / Н.В. Мартишина [и др.]. - Рязань: Концепция, 2016. - 117 с.

16. Формирование универсальных компетенций и гибких навыков: учеб.-метод. пособие / В.А. Хриптович [и др.]. -Минск: РИВШ, 2023. - 192 с.

Поступила 26.06.2023

IMPROVING THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN ECONOMIC SPECIALTIES:

THE AUTHOR'S APPROACH

M. MALAKHOVICH (Belarus State University, Minsk)

The article is devoted to the study of the methodological foundations for the development of professional competencies of students of economic specialties. The essence of these competencies is studied, various approaches to its interpretation are considered, their advantages and disadvantages are identified. An analysis of modern types of professional competencies of economic specialists was carried out, which made it possible to group them into several enlarged groups and determine the possibilities for supplementing them. Based on the results of the study, an author's approach to improving the methodological foundations for the development of professional competencies of students of economic specialties was developed, including the substantiation of the author's interpretation of the term «professional competencies» and expanding the specific composition of these competencies, taking into account the realities of the modern world.

Keywords: higher education, economic specialties, economic specialists, professional competencies, development of professional competencies, methodological foundations, improvement of methodological foundations, author's approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.