Научная статья на тему 'Влияние дисциплины «Информатика» на процесс формирования профессиональных компетенций студентов аграрного вуза'

Влияние дисциплины «Информатика» на процесс формирования профессиональных компетенций студентов аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАТИКА / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCY APPROACH / COMPUTER SCIENCE / KEY COMPETENCY / COMPUTER SCIENCE COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гармаева Оюна Алексеевна

В статье изложены основные аспекты формирования профессиональных компетенций студентов аграрного вуза, показана роль дисциплины «Информатика» в процессе формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of discipline "Computer science" on formation of student''s professional competencies in the agricultural institution of higher education

The article describes the general aspects of formation of professional competencies at students of agricultural institution of higher education, the role of the discipline “Computer science” has been highlighted in the course of formation of professional competencies.

Текст научной работы на тему «Влияние дисциплины «Информатика» на процесс формирования профессиональных компетенций студентов аграрного вуза»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

15 I2014

суждению в отношении информации. Анализ ответов студентов о сформированности предметных компетенций показывает, что 25% освоили теоретические знания, 22% опрошенных приобрели умение решать задачи по физике, 20% - исследовательские умения при проведении эксперимента. 94% опрошенных студентов устраивает структура занятий, проводимых в соответствии разработанной моделью обучения физике на модульно-компетентностной основе, при этом 88% считают, что модульное обучение способствует повышению уровня знаний по фи-зике;в качестве достоинств обучения физике на модульно-компетентностной основе 81% опрошенных назвали более качественное усвоение и понимание изучаемого материала, недостатком модульного обучения 29% респондентов считают регулярную подготовку к занятиям, а 65% вообще не видят недостатков в предложенной нами модели, 87% студентов положительно относятся к рейтинговой системе контроля и 81% считают, что рейтинговую систему необходимо использовать при обучении физике.

Литература

1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

2. Ваганова Т. Г. Модульно-компетентностное обучение физике студентов технического университета: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2009. - 194 с.

3. Дроздова Н. В., Лобанов А. П. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования. - Минск: РИВШ, 2007. - 100 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Мир, 2005. - 329 с.

5. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, 2006. - 216 с.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

7. Зимняя И. А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа -вуз - послевузовское образование). - Уфа: Изд-во Уфим. гос. авиац. техн. ун-та, 2006. - 130 с.

8. Модульно-компетентностный подход в российской системе довузовского профессионального образования: теория и практика: монография / под ред. Н. Ю. Посталюк.

- Самара: Учебная литература, 2006. - 192 с.

9. Новиков А. М. Методология учебной деятельности.

- М.: Эгвес, 2005. - 176 с.

Ваганова Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управлений, e-mail: [email protected].

Vaganova Tatyana Gennadevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, East-Siberian State Technological University of Technology and Management, e-mail: [email protected]

УДК 378.016:002

© О. А. Гармаева

Влияние дисциплины «Информатика» на процесс формирования профессиональных компетенций студентов аграрного вуза

В статье изложены основные аспекты формирования профессиональных компетенций студентов аграрного вуза, показана роль дисциплины «Информатика» в процессе формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, информатика, ключевая компетенция, информационная компетенция, профессиональная компетенция.

O. A. Garmaeva

Influence of discipline "Computer science" on formation of student's professional competencies

in the agricultural institution of higher education

The article describes the general aspects of formation of professional competencies at students of agricultural institution of higher education, the role of the discipline "Computer science" has been highlighted in the course of formation of professional competencies.

Keywords: competency approach, computer science, key competency, computer science competency, professional competency.

Перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами общества и производственной сферы к личностным и профессиональным качествам специалиста. Акту-

альное значение приобретает подготовка будущих аграриев в аспекте формирования их компетентности, готовности к продуктивной профессиональной деятельности. Показателем каче-

О. А. Гармаева. Влияние дисциплины «Информатика» на процесс формирования профессиональных компетенций студентов аграрного вуза_

ства результата является востребованность и мобильность выпускников на рынке труда.

Студенты вуза должны иметь представление о том, какие компетентности они должны развивать и формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры.

Под компетенцией понимается «динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы» [1, с. 2].

Компетентность - это личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления. Она проявляется в определенных ситуациях, а именно в ходе решения определенных практических задач. Компетентность формируется в процессе обучения на основе овладения компетенциями.

Компетентностный подход предполагает формирование прагматически ориентированных универсальных (ключевых) и профессиональных компетенций. Под профессиональной компетенцией понимается совокупность профессиональных знаний, умений и опыта, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции - это универсальные компетенции, овладение которыми помогает человеку ориентироваться в жизненных ситуациях, решать различные жизненные проблемы. Ключевые компетенции необходимы также и в профессиональной деятельности [3].

Овладение данным комплексом компетенций становится основной целью и результатом процесса обучения.

Перечень необходимых ключевых и профессиональных компетенций для формирования у студентов готовности к будущей профессиональной деятельности определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Формирование каждой компетенции происходит через изучение различных дисциплин, объединенных в соответствующие модули, а

содержание модулей дисциплин - полностью соответствует уровню этих компетенций.

Рассмотрим место дисциплины «Информатика» в структуре образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры.

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический и естественнонаучный цикл» ФГОС-3 по соответствующему направлению подготовки, изучается на первом курсе в течение одного семестра. Целью дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков работы с персональным компьютером и программными средствами, обеспечивающими их эффективное использование в изучении специальных дисциплин, решении профессиональных и научных задач.

Согласно учебному плану в результате освоения дисциплины «Информатика» обучающийся должен обладать такими общекультурными компетенциями (ОК), как способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13) [4].

Данные компетенции в содержании учебной дисциплины определяют ориентиры в отборе знаний, умений и навыков (ЗУН), которые указаны ФГОС ВПО по направлению 120700.62 Землеустройство и кадастры.

ОК-11 в настоящее время является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности в информационном обществе, так как обеспечивает вхождение студента в информационное образовательное пространство, развивает информационные потребности, умения и навыки самостоятельной деятельности в образовательном процессе. Таким образом, идет приобщение студента к информационному образу жизни и развитие его информационного мышления.

В рамках изучения курса «Информатика» рассматриваются понятия информации, информационных процессов, базовых информационных технологий обработки текстовой и табличной информации, основы разработки и под-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

15 /2014

держки систем управления базами данных, основы алгоритмизации и программирования, а также современные сетевые технологии. Все это позволяет студенту научиться ориентироваться в современных средствах обработки, хранения и передачи информации. Использование базовых технологий обработки информации является необходимым в современном информационном обществе для решения профессиональных задач в любой сфере деятельности, в частности в кадастровой сфере, для которой и осуществляется подготовка студентов. Поэтому дисциплина «Информатика» вносит важный вклад в формирование компетенции ОК-12.

Способность работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13) формируется разными дисциплинами, так как в рамках различных предметов студенты готовят рефераты, презентации, доклады, выполняют индивидуальные проекты и ведут научную работу, что в настоящее время немыслимо без использования информации глобальных компьютерных сетей. Кроме того, нужно констатировать тот факт, что сейчас абитуриенты вузов уже в определенной степени владеют соответствующими средствами и методами. Однако, следует отметить, что уровень такого владения неодинаков, особенно у абитуриентов аграрных вузов. Многие студенты не владеют приемами эффективного поиска информации, не в полной мере используют ресурсы и сервисы глобальной сети. Поэтому дисциплина «Информатика» призвана сформировать у всех обучаемых технологию поиска и обработки информации, способность свободно ориентироваться в информационных потоках глобальных компьютерных сетей, а также показать их образовательный потенциал.

Профессиональные компетенции могут быть полностью сформированы только тогда, когда обучаемый грамотно использует средства вычислительной техники, владеет современными технологиями обработки информации, технологиями поиска, то есть обладает информационной компетентностью.

Информационная компетентность является базой, с одной стороны, обеспечивающей эти способности, с другой - составляющей профес-

Гармаева Оюна Алексеевна, старший преподаватель Бурят В. Р. Филиппова, e-mail: [email protected]

Garmaeva Oyuna Alekseevna, senior lecturer, Buryat State [email protected]

сиональную компетентность, которая характеризует профессиональные и личностные качества выпускника. Средствами информатики необходимо научить студентов творчески использовать информацию для принятия компетентных решений с учетом кадастровых, экономических, экологических и социально-нравственных аспектов в процессе своей профессиональной деятельности.

При изучении дисциплин специализации студенты знакомятся с прикладными пакетами экономических, земельно-кадастровых и геодезических расчетов. Решают задачи моделирования экономических процессов при использовании земельных ресурсов в отраслях народного хозяйства, землеустройстве с помощью информационных технологий, проводят необходимые расчеты на компьютере. Здесь-то и находят применение ключевые информационные компетенции, сформированные в процессе изучения курса «Информатика».

Таким образом, приобретенные навыки, умения в использовании современных информационно-коммуникационных систем применительно к выбранной специальности играют немаловажную роль в формировании профессиональных компетенций. Поэтому дисциплина «Информатика» оказывает большое влияние на формирование конкурентоспособного специалиста кадастрового профиля, способного быстро ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, применять новые информационные технологии в качестве средства организации своей профессиональной деятельности.

Литература

1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под ред. В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М. : Логос, 2012.

3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - №8. - С. 20-26.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры.

жой государственной сельскохозяйственной академии имени Academy of Agriculture named after V. R. Filippov, e-mail:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.