Научная статья на тему 'Решение интегративных задач при подготовке бакалавров технического направления'

Решение интегративных задач при подготовке бакалавров технического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖЦИКЛОВЫЕ СВЯЗИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATIVE PROBLEMS / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / INTER-CYCLE RELATIONS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Валентина Ивановна, Ваганова Татьяна Геннадьевна

В качестве средств активизации познавательной деятельности студентов при изучении физики предлагаются интегративные межпредметно-межцикловые связи, ориентирующие обучаемых на применение знаний в реальных условиях производства. Приводятся примерыподобных задач с комментариями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The solution of integrative problems in the training of Bachelors of technical direction

The integrative interdisciplinary inter-cycle relations, orienting students to apply knowledge in real conditions of production, are proposed as a means of enhancing students’ cognitive activity at learning physics. The examples of such problems are provided with commentaries.

Текст научной работы на тему «Решение интегративных задач при подготовке бакалавров технического направления»

роны педагога, хорошего знания не только данной дисциплины, но и ее межпредметных связей, учета индивидуальных особенностей обучающихся. В силу гибкости, технологичности, преемственности модульное обучение позволяет повысить качество образования, полнее использовать и способствовать развитию личностного потенциала обучающихся.

Модульное обучение позволяет комплексно решать такие актуальные педагогические задачи, как обеспечение индивидуального темпа учения, учет возможностей, склонностей и потребностей ученика, обучение умениям самостоятельной работы с разными источниками информации, самостоятельному освоению материала и, следовательно, развитие самостоятельности не только в познавательной деятельности, но и как сложного личностного качества.

Мы эффективно применили модульное обучение в профильных классах и на стадии профессиональной подготовки. Оно позволило обучающимся реализовать индивидуальную траекторию профессионального становления. Таким

образом, модульное обучение, основанное на деятельностном личностно-ориентированном

подходе, есть модель реализации основных принципов:

- принцип единства обучения и воспитания личности учителя математики и информатики обеспечивается наилучшим образом при личностном включении учащегося в учебную деятельность;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения обеспечивается при ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий связан со свойствами критериальноориентированной модели обучения.

Модульная технология в целом интенсифицирует учебно-воспитательный процесс, и главное, обеспечивает педагогические условия непрерывности профессиональной направленности обучающихся.

Литература

1. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Г. Фокин. - М: Академия, 2006. - 240 с.

2. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: Вербум-М, Академия, 2003. - 432 с.

3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: Burzalova@mail.ru

Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.6:53

© В.И. Ваганова, Т.Г. Ваганова Решение интегративных задач при подготовке бакалавров технического направления

В качестве средств активизации познавательной деятельности студентов при изучении физики предлагаются интегративные межпредметно-межцикловые связи, ориентирующие обучаемых на применение знаний в реальных условиях производства. Приводятся примеры подобных задач с комментариями.

Ключевые слова: интегративные задачи, межпредметные связи, межцикловые связи, профессиональное обучение.

VI Vaganova, T.G. Vaganova The solution of integrative problems in the training of Bachelors of technical direction

The integrative interdisciplinary inter-cycle relations, orienting students to apply knowledge in real conditions of production, are proposed as a means of enhancing students’ cognitive activity at learning physics. The examples of such problems are provided with commentaries.

Keywords: integrative problems, interdisciplinary relations, inter-cycle relations, professional training.

В современных условиях меняются позиции человека в производственной деятельности. Рабочие новых специальностей сами определяют алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических проблем и требует развитого творческого мышления и самостоятельного пополнения своих знаний, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда. Указанные причины являются основанием для пересмотра требований к процессу обучения. В работе технического вуза очень важно обеспечить развитие каждого обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, привить навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Поэтому перед преподавателями наряду с формированием системы знаний стоит задача развития творческой личности. Обучение не должно сводиться только к простой передаче знаний и умений, необходимо, чтобы обучаемые пополняли, закрепляли, углубляли и конкретизировали полученные теоретические знания и умения и на их основе приобретали умения и навыки по избранной профессии.

Одним из средств, способов активации познавательной деятельности учащихся являются (интегративные) межпредметно-межцикловые

связи, ориентирующие студентов на практическое применение знаний, умений и навыков в реальных условиях производства, на слияние этих знаний в единую систему путем взаимопроникновения общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин и производственного обучения. Систематическое применение обучаемыми межпредметных связей позволяет использовать определенный математический аппарат в процессе учебы и труда, понимать научные законы и закономерности, используемые при создании технических объектов и разработке технологических процессов, выявлять возможности использования конструкционных материалов, области и условия их применения, конструировать новые технические объекты, овладевать передовыми приемами работы в соответствии с научно-техническим прогрес-

сом в отрасли производства.

Реализация межпредметно-межцикловых

связей в процессе учебно-производственной деятельности обучаемых осуществляется различными способами. Один из них - решение проблемных учебно-производственных задач политехнического характера, предлагающее применение знаний, получаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, для выполнения заданий, основанных на материале общетехнических и специальных предметов. Политехнический характер задач с производственным содержанием отражается в тех ситуациях, которые представлены в условиях и исходных данных этих задач. Политехнические ситуации связаны с решением учебно-производственных заданий по предметам естественно-математического и профессионально-технического цикла.

Мы рассмотрим проблемные учебнопроизводственные задачи политехнического характера в виде интегративных задач по физике, математике, химии и спецтехнологии. Выбор термина «интегративные задачи» объясняется тем, что данные задания отличаются от обычных межпредметных, требующих привлечения общетехнических и специальных знаний для иллюстрации естественно-научных явлений и законов.

Интегративные задачи, как правило, связаны с производственно-техническими ситуациями, при решении которых естественно-научные знания используются как элемент практикопознавательной деятельности. В результате этого ранее усвоенные естественно-научные знания обогащаются возможностью их практического применения. Это тем ценно, что о возможности применения тех или иных естественно-научных закономерностей обучаемые узнают не из объяснения преподавателя, а в результате собственной познавательной и практической деятельности.

Это способствует, с одной стороны, повышению осознанности усвоения знаний учащимися, с другой - формированию устойчивой мотивации социально-трудовой активности.

Реализация межпредметно-межцикловых связей, осуществляемая студентами в процессе решения интегративных задач по предметам естественно-математического и профессиональнотехнического циклов, способствует формированию у обучаемых единой по структуре и содержанию системы знаний более высокого уровня по сравнению со знаниями, приобретаемыми ими при изучении отдельных, общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин.

Интегрированные задачи содержат проблемные задания, дополненные комментариями, в которых раскрывается необходимость актуализации знаний, являющихся опорными для решения данной задачи, определяются основные затруднения, которые могут возникнуть перед обучаемыми в процессе решения и пути их преодоления. Способы преодоления затруднений необходимо подобрать так, чтобы обеспечить максимальное участие учащихся в решении задания, исключить прямую подсказку со стороны преподавателя, сократить затраты учебного времени на решение задания. Организованное таким образом управление учебно-познавательной способностью учащихся не исключает, а предлагает и способствует развитию познавательной деятельности обучаемых, облегчает усвоение ими способов решения проблемных заданий, организации мыслительной деятельности.

Например, решение интегративной задачи, требующей знаний материала физики электротехники.

Пример 1. В конструкции электроизмерительных приборов предусмотрено использование различного типа демпферов - устройств для прекращения колебаний стрелки прибора. Модель демпфера индукционного тока состоит из магнита, жестко соединенного со стрелкой, и неподвижного проводящего кольца. Как изменятся колебания полосового магнита (жестко соединенного со стрелкой), подвешенного на пружине, если на его пути расположить замкнутое проводящее кольцо?

Данную задачу дополняем комментарием: проблемность задачи станет отчетливее после демонстрации преподавателем двух одинаковых пружинных маятников, один из которых проходит через алюминиевое кольцо.

Более быстрое затухание маятника, проходящего через кольцо, студенты могут объяснить возникновение индуктивного тока. В случае затруднения предлагается опыт с использованием демонстрационного гальванометра для получения индукционного тока. Важно, чтобы обучае-

мые отчетливо представляли преобразование энергии при затухании этих колебаний.

Применение задачи целесообразно при актуализации знаний учащегося, необходимых для усвоения знаний, происходящих в колебательном контуре, а также понимания принципа действия и конструкции демпферов индукционного типа.

Пример задачи по физике, требующей знания спецтехнологии.

Пример 2. В устройствах поверхностной закалки инструментов и изделий широко используются колебательные контуры. Как изменятся свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре, если при ремонте катушки индуктивности, сохраняя то же количество витков, намотать провод меньшего сечения?

Комментарий. Количество витков катушки не изменится. Это значит, что ее индуктивность сохраняет прежнее значение. Учащиеся делают вывод, что частота колебаний не меняется, и обычно этим ограничиваются. Для продолжения решения необходимо дополнительно обратить их внимание на то, что уменьшилось сопротивление провода и, следовательно, возросло активное сопротивление катушки. После такой подсказки учащиеся без труда отвечают, что колебания в этом случае будут затухать быстрее и КПД устройства снизится.

Задача используется на этапе применения новых знаний о преобразованиях энергии в колебательном контуре и при изучении способов термической обработки стали.

Пример 3. Молодой токарь, производя закалку резцов, рассуждает следующим образом: «Раскаленный резец охлаждают в воде или машинном масле. Если резец опустить в воду, она закипит. Образующаяся “паровая рубашка”, обладая небольшой теплопроводностью, будет играть роль теплоизолятора, разделяющего раскаленный резец и охлаждающую жидкость. При погружении резца в масло такой “подушки” не образуется. Значит, в машинном масле резец будет охлаждаться». Верны ли его рассуждения?

Ошибку в рассуждениях токаря можно выявить, если сравнить теплоемкость воды и машинного масла. Охлаждающая способность их различна: если принять охлаждающую способность воды при температуре 20 С0 за единицу, то охлаждающая способность масла будет равна 0,2-0,4. В зоне термитных превращений (650 С0) вода охлаждает в 5-6 раз быстрее, чем масло. Кроме того, нужно учитывать, что вода применяется для охлаждения углеродистых сталей, а маслом - для легированных.

Установление и осуществление межпредмет-но-межцикловых интегративных связей в процессе решения задач особенно эффективно при дифференцированном обучении. Дифференцированное обучение в вузе, усиление профессиональной направленности предметов естественно-математического цикла, разработка интегрированных курсов и дидактических материалов по общеобразовательным и профессиональнотехническим дисциплинам для студентов позволит улучшить их профессиональную подготовку.

Интегративные задачи, таким образом, составляются различного уровня сложности - от воспроизведения учебного материала до задач проблемного характера с применением знаний и практического опыта в новых производственных ситуациях, что позволяет преподавателям выбирать на том или ином этапе обучения задачи для разных контингентов обучаемых в соответствии с целями и задачами дифференцированного обучения.

Литература

1. Ваганова Т.Г. Физика. Вопросы и задачи для самостоятельного решения - Улан-Удэ: Бэлиг, 2011. - 259 с.

2. Виленский В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие / В.Я. Виленский, П.И Образцов, А.И. Уман; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

Ваганова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Профессиональное образование и математика» Бурятского государственного университета. 670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская 78-20, e-mail: valen51@mail.ru

Ваганова Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физика» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская 144-28, e-mail: v t g@mail.ru

Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of professional education and mathematics, Buryat State Univertsity. 670013, Ulan-Ude, Kluychevskaya st., 78-20, e-mail: valen51@mail.ru

Vaganova Tatyana Gennadevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physics, East Siberian State University of Technologies and Management. 670013, Ulan-Ude, Kluychevskaya st., e-mail: v_t_g@mail.ru

УДК 378.147

© О.А. Гармаева Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров

В статье изложены концептуальные основы реализации компетентностного подхода в российской системе образования, определены стратегии взаимодействия с мировой системой образования, основные аспекты формирования профессиональной компетентности будущих инженеров.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, модульное обучение, рефлексивные технологии, проблемная ситуация, педагогическая поддержка.

O.A. Garmaeva

Formation of professional competence of future engineers

Thearticle describes the conceptual framework of implementation the competence approach in the Russian system of education, the strategies of interaction with the global education system, the basic aspects of formation the professional competence of future engineers are identified.

Keywords: professional competence, modular learning, reflective technology, problem situation, pedagogical support.

Профессиональная компетентность рассматривается как готовность к выполнению профессиональной деятельности. Конкретный смысл этой готовности выражается в способности разрешить проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности. Каждая специальность требует разработки своей компетентности, определения ее сущности, особенностей и структуризации. Вместе с тем существуют общие требования к компетентностному обучению.

Во-первых, в компетентностном обучении изменяется роль знаний, поскольку здесь речь идет лишь о тех, которые необходимы для формирования данной профессиональной компетентности.

Во-вторых, в компетентностном обучении изменяется анализ результатов образовательной деятельности: оценивается уровень профессиональной компетентности, а не уровень знаний.

В-третьих, методы обучения должны быть профессионально ориентированными. Предпоч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.