Бурзалова Т.В. О модульной технологии обучения в профильных математических классах
- поощрение самостоятельности и ответственности ученика;
- акцент на сильных сторонах личности;
- готовность и способность быть на стороне ученика.
Педагогическая поддержка - это реализация личностного подхода в образовании (в его гума-
нистическом проявлении), она требует развитого педагогического мышления для оказания помощи ученику в неблагоприятный момент его саморазвития. Мы рассматриваем систему педагогической поддержки как одно из необходимых условий профессионального самоопределения учащихся в профильных классах.
Литература
1. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 1997. - 235 с.
Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: [email protected]
Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 378.016
© Т.В. Бурзалова
О модульной технологии обучения в профильных математических классах
В данной статье рассматривается модульная технология обучения в профильных математических классах. Показано, что такая технология в целом интенсифицирует учебно-воспитательный процесс.
Ключевые слова: образовательная технология, познавательный интерес, модульное обучение.
T.V Burzalova
On modular technology of teaching in specialized mathematical classes
This article considers the modular technology of teaching in specialized mathematical classes. It is shown that in general such technology intensifies educational process.
Keywords: educational technology, educational interest, modular training.
Образовательная технология - это определенная система педагогических действий, последовательное выполнение которых должно по замыслу обеспечить желаемый результат. В отличие от технологии методика обучения предполагает разнообразие способов реализации теоретических положений, более гибка, но менее инструментальна и предсказуема по ожидаемому результату. Преимуществом методики является возможность выбора и изменения педагогического действия по ходу обучения, поэтому она допускает творческий подход к обучению.
Ю.Г. Фокин на основе подробного анализа различных определений технологии обучения приходит к ее пониманию как «прикладной педагогической науки, изучающей закономерности и способы преобразования положений теории обучения и требований программы учебной дисциплины в процессуальные рекомендации, реализация которых обеспечивает решение заранее поставленной дидактической задачи занятия при объективном диагностировании результатов ее решения» [1].
Предмет исследования технологии обучения
- закономерности и процедуры постановки дидактических задач, предусматривающих достижение объективно диагностируемых результатов обучения и способов разработки технологических предписаний для преподавателей, способствующих реализации дидактической задачи.
Объект исследования технологии обучения -процессы постановки и реализации дидактических задач с учетом известных дидактических, психологических и эргономических закономерностей.
Технологическая модель обучения - перечень и указание последовательности технологически и дидактически обоснованных процедур, необходимых для достижения заданной цели обучения.
Технологическое предписание обучения -дидактически обоснованная последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи.
Существует множество основных направлений введения и использования образовательных технологий в учебном процессе: поисково-исследовательская (задачная) технология, технология критериально-ориентированного обучения, модульная технология обучения и т.д.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
15 /2013
В настоящее время обретает принципиально важное значение формирование математической интуиции и математического воображения у обучающихся, так как развитие интуиции включает следующие этапы: накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; свободное оперирование образами и абстракциями; четкое осознание задачи; неожиданное нахождение решения. Указанная нами значимость математической интуиции и математического воображения согласуется с мнением В.А. Гусева [2], который называет интуицию удивительным качеством личности, требующим в своем развитии учета теории интуитивных процессов. Мы полагаем, что среди путей развития интуиции следует выделить актуализацию знаний тем или иным способом, использование обобщенного опыта в виде мыслительных операций, преобразование имеющихся знаний, отвлечение от окружающего путем умственного расслабления, рефлексию и т.д.
Нам кажется очевидным, что приемы развития математического мышления (интуиции и воображения) должны быть связаны с технологией критериально-ориентированного обучения. Она разработана на основе подхода американских психологов Дж. Керолла и Б. Блума, которые предложили сделать фиксированным параметром результаты обучения, а не его условия (учебное время, способ и т.д.): все обучающиеся должны достичь заданного уровня, без которого невозможно дальнейшее обучение. Основными компонентами в данной модели являются:
- критерии усвоения темы;
- тестирование;
- разбиение материала на отдельные фрагменты с указанием результата и методов контроля;
- выбор методов обучения, обучающие задания;
- разработка альтернативных материалов по каждому тестовому вопросу.
Представляется очевидным, что в такой технологии содержится конструирующая (прогнозирование и планирование учебного процесса) функция, функция отбора оптимального содержания, а также технологическая и развивающая функции. При этом уместно выделить несколько уровней усвоения, наивысшим среди которых является творческий.
Модульное обучение представляет собой инновационный высокотехнологичный вид обуче-
ния, основанный на деятельностном личностно-ориентированном подходе и рассчитанный на замкнутый тип управления. Его можно отнести к критериально-ориентированной модели обучения. Ключевым понятием модульной технологии является понятие модуля. А. В. Морозов и Д.В. Чернилевский под модулем понимают такую «автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и меж-дисцициплинарных связей), методическое руководство (включая методические материалы) и систему контроля» [3].
Модульная образовательная программа состоит из модулей, усвоение которых проверяется контрольными заданиями. К числу бесспорных достоинств модульной технологии относятся ее гибкость, оперативность, паритетность, реализация обратной связи, преемственность.
Гибкость означает способность программы реагировать и адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Учебный процесс может быть изменен по количеству модулей, по методам и средствам, по структуре и последовательности освоения модулей, системе контроля, по уровню индивидуализации учебно-познавательной деятельности и дифференциации содержания обучения.
Паритетность модульной технологии состоит в том, что она предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся: педагог - консультант - координатор. Такая технология предполагает, что обучающийся самостоятелен в усвоении каждого учебного модуля.
Оперативность заключается в организации системы обратной связи в учебном процессе для контроля, коррекции и оценки успешности изучения модуля. Реализация обратной связи обеспечивает управление учебным процессом благодаря системе контроля и самоконтроля усвоения модуля.
Внутри каждого модуля можно использовать различные подходы: проблемное обучение, активные методы обучения, игровые формы контроля, применение компьютеров для вычислений, визуализация некоторых объектов, контроль и т.д. В модульной технологии реализуется индивидуализация и дифференциация обучения. Модульное обучение обладает свойствами критериально-ориентированного, деятельно-личностного подходов. Искусство разработки модульной программы требует творческого подхода со сто-
Ваганова В.И., Ваганова Т.Г. Решение интегративных задач при подготовке бакалавров технического направления
роны педагога, хорошего знания не только данной дисциплины, но и ее межпредметных связей, учета индивидуальных особенностей обучающихся. В силу гибкости, технологичности, преемственности модульное обучение позволяет повысить качество образования, полнее использовать и способствовать развитию личностного потенциала обучающихся.
Модульное обучение позволяет комплексно решать такие актуальные педагогические задачи, как обеспечение индивидуального темпа учения, учет возможностей, склонностей и потребностей ученика, обучение умениям самостоятельной работы с разными источниками информации, самостоятельному освоению материала и, следовательно, развитие самостоятельности не только в познавательной деятельности, но и как сложного личностного качества.
Мы эффективно применили модульное обучение в профильных классах и на стадии профессиональной подготовки. Оно позволило обучающимся реализовать индивидуальную траекторию профессионального становления. Таким
образом, модульное обучение, основанное на деятельностном личностно-ориентированном подходе, есть модель реализации основных принципов:
- принцип единства обучения и воспитания личности учителя математики и информатики обеспечивается наилучшим образом при личностном включении учащегося в учебную деятельность;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения обеспечивается при ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий связан со свойствами критериально-ориентированной модели обучения.
Модульная технология в целом интенсифицирует учебно-воспитательный процесс, и главное, обеспечивает педагогические условия непрерывности профессиональной направленности обучающихся.
Литература
1. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Г. Фокин. - М: Академия, 2006. - 240 с.
2. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: Вербум-М, Академия, 2003. - 432 с.
3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.
Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: [email protected]
Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 378.6:53
© В.И. Ваганова, Т.Г. Ваганова
Решение интегративных задач при подготовке бакалавров технического направления
В качестве средств активизации познавательной деятельности студентов при изучении физики предлагаются интегра-тивные межпредметно-межцикловые связи, ориентирующие обучаемых на применение знаний в реальных условиях производства. Приводятся примеры подобных задач с комментариями.
Ключевые слова: интегративные задачи, межпредметные связи, межцикловые связи, профессиональное обучение.