Научная статья на тему 'Технология проектирования авторских программ при подготовке будущих учителей физики'

Технология проектирования авторских программ при подготовке будущих учителей физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / AUTHOR’S INDIVIDUAL PROGRAM / ACMEOLOGY / DESIGN / CONSTRUCTION OF PROGRAMS / FLOW CHART / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Валентина Ивановна

Проектирование авторских программ одна из типовых профессиональных задач учителя физики. Она необходима для развития компетенций у студентов будущих учителей, актуальна в современных условиях. В статье рассматривается технология проектирования авторских программ во время подготовки к итоговой аттестации. При разработке и защите программ студенты подтверждают профессиональные компетенции, полученные в теоретическом обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting technology of author’s program in the training of future teachers of physics

Designing of author’s programs one of the typical professional tasks of physics teacher. It is necessary to develop the competencies in future teachers students, are actually now. The article is devoted to the technology pro-copyright design programs in training for the final certification. While development and defence of programs the students confirm professional competencies obtained in the theoretical training.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования авторских программ при подготовке будущих учителей физики»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

УДК 378.14

© В. И. Ваганова

Технология проектирования авторских программ при подготовке будущих учителей физики

Проектирование авторских программ - одна из типовых профессиональных задач учителя физики. Она необходима для развития компетенций у студентов - будущих учителей, актуальна в современных условиях. В статье рассматривается технология проектирования авторских программ во время подготовки к итоговой аттестации. При разработке и защите программ студенты подтверждают профессиональные компетенции, полученные в теоретическом обучении.

Ключевые слова: акмеология, индивидуальная авторская программа, проектирование, конструирование программ, технологическая карта, критерии оценки.

V. I. Vaganova

Projecting technology of author's program in the training of future teachers of physics

Designing of author's programs - one of the typical professional tasks of physics teacher. It is necessary to develop the competencies in future teachers students, are actually now. The article is devoted to the technology pro-copyright design programs in training for the final certification. While development and defence of programs the students confirm professional competencies obtained in the theoretical training.

Keywords: acmeology, author's individual program, design, construction of programs, flow chart, evaluation criteria.

Акмеологический подход к организации профессионально-методической подготовки преподавателя физики предполагает "обучение будущего специалиста основам и секретам профессии, формированию его профессиональных знаний и умений; развитию его мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию своих профессиональных знаний и умений" [7, с. 54].

Одной из акмеологических задач вузовского обучения является направленность будущих учителей физики на разработку авторских проектов. Успех современного педагога в значительной степени зависит от качества создания авторского информационного проекта, по которому он будет работать (авторская программа, авторская разработка отдельного занятия, воспитательного мероприятия и др.). Выпускник университета создает свою индивидуальную программу будущей профессиональной деятельности, впоследствии формирующуюся в авторскую программу (систему будущей педагогической деятельности).

Термин "авторская" предполагает принадлежность проекта ее автору, создателю, а также "сочетание подлинно авторского и элементов чужого педагогического опыта, созвучного умонастроению учителя и пробудившего в нем новые мысли" [6, с. 55].

Характерной особенностью авторских проектов является их продуктивность с точки зрения достижения результата, формирование и развитие "психических новообразований в личности учащихся" [2]. В работе должна быть преду-

смотрена возможность перспективного роста и самосовершенствования учителя. В основу проектирования педагогического процесса может быть положена любая современная технология обучения, позволяющая целенаправленно решать задачи воздействия на учащихся, ориентируясь на конечный результат обученности и воспитанности.

Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности, как педагога, так и учащихся. В. С. Безрукова [1] предлагает три этапа: моделирование, проектирование, конструирование. На первом этапе происходит разработка обобщенного образа, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта и намечаются основные пути ее достижения. Педагогическая модель - это какая-либо идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация которого может осуществляться по-разному.

Таким образом, проектирование подразумевает под собой организованную поисковую исследовательскую деятельность, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конечного продукта, но и организацию процесса достижения этого результата.

На втором этапе создается проект, т. е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий, здесь возникает возможность ее практического применения. Педагогический проект со-

держит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта (к педагогическим проектам относятся учебные планы и программы, компьютерные обучающие и контролирующие программы, квалификационные характеристики, рабочие тетради, методические рекомендации и т.д.) [1, с. 96, 107].

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе, до конкретных действий реальных участников педагогического процесса, находящих отражение в различных конструктах (планы и конспекты уроков, рабочие тетради, сценарии внеклассных мероприятий и т.д.).

На первом этапе (6 семестр) студенты получают исследовательское задание, которое постепенно дорабатывается, совершенствуется и перерастает в законченный проект программы курса физики в классах разного профиля, который оформляется и подготавливается к защите. Механизмы создания проекта отрабатываются на практических занятиях и в самостоятельной работе. Последовательность действий регламентируется известным алгоритмом. Практическая часть программы проверяется и апробируется на педагогической практике.

В содержании программы должны быть сконцентрированы фундаментальные образовательные объекты: знания, умения, навыки, соответствующие структуре физической теории. Процессуальный аспект программы отражает закономерности усвоения и процесса обучения, обеспечивая при этом активную самостоятельную (продуктивную) деятельность учащихся различных образовательных учреждений. Система проектирования процесса обучения физике показана на схеме 1.

Условием эффективности реализации программы является целостность и логичность используемых методов, средств и форм проведения занятий, их соответствие поставленным целям и содержанию учебного материала. При конструировании программы должна быть запланирована проверка уровня достижения каждой цели, для этого необходимо обозначить "формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения" [8, с.75].

Важнейшим средством, предоставляющим будущему преподавателю педагогический инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме, является технологическая карта, которая содержит "описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последова-

тельности действий" [4, с. 16]. Карта содержит базы данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления. Она также помогает в достижении одних и тех же целей обучения различным набором форм и методов, которые применяют в качестве вариативных средств, дополняющих и достраивающих инвариантную структуру до уникального в каждом случае варианта обучения [8, с. 75].

Составление технологической карты является необходимым элементом технологической цепочки при создании авторского проекта. В целях проверки профессиональной компетентности будущего учителя физики в области проектировочной деятельности, итоговый экзамен проводится в форме защиты проекта по программе курса физики для конкретного образовательного учреждения (класса), разработанной на основе современной образовательной технологии. Перед защитой проектов студентам даются исходные параметры для проектирования [2, с. 143]:

• указывается тема, класс, учебник, в соответствии с которым проводится занятие;

• указывается тип и вид урока;

• указываются особенности учащихся, их мотивационная сфера;

• напоминаются требования к проведению урока (цель, мотивация, актуализация, приемы активизации школьников, использование средств обучения, в том числе и физического эксперимента, приемы совершенствования знаний, диагностика знаний учащихся, подведение итогов урока и др.).

На экзамене проводится защита авторской программы и научно-методическое обоснование одного урока из программы. Качество представленного проекта определяется по следующим критериям [3, с. 28]:

1) теоретическое обоснование проекта (пояснительная записка);

2) структурно-функциональная проработанность;

3) самостоятельность проекта;

4) оригинальность;

5) разработанность диагностического аппарата;

6) реальность внедрения проекта в современную систему образования.

В. И. Ваганова. Технология проектирования авторских программ при подготовке будущих учителей физики

Система проектирования процесса обучения физике на основе современных образовательных технологий

Схема 1

I. Теоретическое обоснование новой технологии обучения

диагностическое целеполагание выбор технологии обучения определение содержания обучения физике в классах разного профиля

Ж

II. Технологические процедуры

- отбор содержания учебного материала, определяющего оригинальность программы

III. Создание методического обеспечения для реализации технологии

- соотнесение отобранного материала с образовательными стандартами и возрастными особенностями учащихся

- создание технологической карты изучения темы

- создание технологической карты урока

- определение целей и - отбор

задач обучения по всем —► средств

блокам программ обучения

Ж

- разработка кар- - разработка

тотеки планов системы

уроков учебных

заданий

IV. Апробация и проверка эффективности обучения по разработанной технологии

разработка средств проверки и контроля за процессом усвоения материала

- проведение «среза знаний» учащихся на начальном этапе

- корректировка программы по результатам 1-го и последующих срезов знаний в течение всего учебного года

- проверка результатов эксперимента на заключительном этапе, корректировка программы и методов обеспечения

Результаты данного испытания оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» в соответствии с критериями, разработанными на основе технологии системного анализа урока В. П. Симонова [5, с. 24].

Литература

1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996.

2. Ваганова В. И., Десненко С. И. Профессионально-методическая подготовка современного учителя физики: направленность на развитие личности: монография. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2013. - 282 с.

3. Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина) Акмеологиче-ская теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001. - 144 с.

4. Подготовка учителя математики: инновационные

подходы / под ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2002. - 383 с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. -256 с.

6. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

7. Цветкова А. Т., Джишкариани Т. Д. Авторская система педагогической деятельности // Проблемы формирования теоретических обобщений и вариативных технологий обучения физике. - М.: Изд-во МПУ, 1999. - С. 55-57.

8. Цветкова А. Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей // Педагогика. - 1997. - №1. -С. 56-58.

9. Хуторский А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. -М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.

Ваганова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент Бурятского государственного университета, e-mail: valen51@mail.ru

Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, Buryat State University, e-mail: valen51@mail.ru

УДК 378.147:53

© Т. Г. Ваганова

Модель методики обучения физике бакалавров технического направления на модульно-компетентностной основе

Статья посвящена проблеме предметной подготовки по физике бакалавров в техническом вузе. В качестве эффективной методики предлагается модульно-компетентностное обучение, которое позволит студентам повысить самостоятельность, активность, инициативность, сформировать общие, предметные и основные профессиональные компетенции. В статье рассмотрена технология создания модульной программы на основе компетентностной модели. Представлена модель процесса обучения физике на модульно-компетентностной основе, включающая структуру лекционного, практического занятия, лабораторного практикума и организации самостоятельной работы.

Ключевые слова: компетентностное обучение, предметные компетенции по физике, модульное обучение, классификация компетенций, модель обучения.

T. G. Vaganova

Model of methodology of teaching physics for bachelors of technical direction

on modular competency basis

The article is devoted to the bachelors training in the subject of physics in a technical university. The modular competency training is proposed as an effective methodology that will enable students to raise their independence, activity, initiative, to form general and fundamental professional competencies in the subject. The article describes the technology for creating modular programs based on competency model. The model of teaching physics process has been presented on the modular competency basis, including the structure of lectures, practical classes, laboratory and workshop organization of independent work.

Keywords: competency training, subject competencies in physics, modular training, competencies classification, training model.

Особенностью учебного процесса в техническом университете является практическая направленность изучаемых дисциплин, при этом физика представляет собой основу дисциплин технического направления (электротехника, микроэлектроника, материаловедение, сопротивление материалов, прикладная механика, теоретическая механика, геофизика и др.), она также связана с дисциплинами гуманитарного и экономического направлений (философия, история, экономика и др.).

Физика является не только базовой составляющей инженерного образования, но и мировоззренческой дисциплиной. Проблеме совершенствования обучения физике студентов инженерных вузов посвящены диссертационные работы З. Бахадировой, Г. В. Ерофеевой, А. Б. Жилодок, А. Н. Лаврениной, И. А. Мамаевой, А. А. Измагиловой, В. М. Кошковой, П. В. Кучиной, Е. М. Новодверской, Р. П. Фоминых и др.

Между тем анализ состояния физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.