https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-93-99 УДК [378.016:330]:61
Кадакоева Г.В., Чемсо P.A.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПУТЕМ АКТУАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТСТНОГО ПОДХОДА И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Кадакоева Галина Владимировна,
кандидат экономических наук, Ооцент кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: kadakoeva@yandex. г и
Чемсо Руслан Асланович,
ординатор кафедры онкологии, радиотерапии и пластической хирургии, Первый Московский государственный университет им. MMi Сеченова, Москва, Россия, e-mail: chemsoruslan(a),mail. г и
Аннотация
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования и развития экономического мышления у обучающихся по медицинским специальностям в условиях реализации современной образовательной парадигмы, подразумевающей компетент-ностный подход к высшему образованию и соответствие образовательных программ мировым стандартам качества.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего медицинского образования особо остро становится проблема формирования экономических компетенций у студентов медицинских специальностей, Решению данной проблемы будет способствовать актуализация компетентностного подхода к преподаванию экономических дисциплин в медицинских высших учебных заведениях, а также расширение с учетом вышеупомянутых компетенций, форм и методов преподавания, что нашло свое отражение в рамках настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является актуализация компетентностного подхода к преподаванию экономических дисциплин студентам медицинских специальностей.
В ходе исследования были применены такие методы, как формализованный разбор, аналитический метод, метод систематизации и синтеза данных.
Результаты проведенного исследования: авторами сформирован перечень компетенций, возможных для реализации в процессе преподавания экономических дисциплин обучающимся по медицинским специальностям, а также систематизированы и актуализированы в
соответствии с компетентностным подходом активные и пассивные методы преподавания экономических дисциплин обучающимся по медицинским специальностям.
Ключевые выводы: модернизация высшего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов новых поколений неизбежно влечет за собой и адаптацию принципов компетентности будущих специалистов к динамично развивающейся внешней среде. Предложенный перечень компетенций может быть использован преподавателями профильных кафедр высших учебных заведений в процессе составления рабочих программ дисциплин и непосредственно в ходе преподавания экономических дисциплин в целях повышения качества учебного процесса.
Ключевые слова: высшее образование, ФГОС ВО, обучающиеся, медицинские специальности, универсальные компетенции, экономические дисциплины, методика преподавания, экономическое мышление, экономическая компетентность
Для цитирования: Кадакоева Г.В., Чемсо P.A. Совершенствование преподавания экономических дисциплин студентам медицинских специальностей путем актуализации компетентстного подхода и методов обучения '// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 4. С. 93-99. https://doi. org 10.47370/2078-1024-2021-13-4-93-99.
Kadakoeva G.V., Chemso R.A.
IMPROVEMENTOFTEACHING ECONOMIC DISCIPLINESTO MEDICAL STUDENTS BYUPDATING THE COMPETENCY BASED APPROACH ANDTEACHING METHODS
Kadakoeva Galina Vladimirovna,
Candidate of Economics, an Associate Professor of the Department of Finance and, Credit of FSBEI. HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia,
e-mail: kadakoeva(a}yandex. ru Chemso Ruslatt Aslanovich,
a Medical Resident of the Department of Oncology, Radiotherapy and, Plastic Surgery, 'I.Mi Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia, e-mail: chemsoruslan(a),niail. ru
Annotation
The relevance of the research is due to the need for formation and development of economic thinking among medical students in the implementation of the modern educational paradigm, implying a competence based approach to higher education and compliance of educational programs to the world quality standards.
In the implementation of the Federal state educational standard of higher medical education the problem of economic competencies formation in medical students is relevant. Updating the competence based approach to teaching economic disciplines in medical higher educational institutions, as well as expansion of forms and teaching methods, taking into account the above mentioned competencies will facilitate the decision of this problem.
The purpose of the research is to update the competence based approach to teaching economic disciplines to medical students.
In the research the following methods were used: formalized analysis, analytical method, system-atization method and data synthesis.
The results of the research: the authors have created a list of competencies to implement in the process of teaching economic disciplines to medical students, as well as systematized and actualized active and passive methods of teaching economic disciplines in accordance with the competence based approach.
Key findings: Modernization of higher education, taking into account the requirements of Federal state educational standards of new generations, also entails adapting the principles of competences of future specialists to a dynamically developing external environment. The proposed list of competencies can be used by teachers of specialized departments of higher educational institutions in the process of drawing up working programs of disciplines and directly in teaching economic disciplines in order to improve the quality of the educational process.
Keywords: higher education, FSES HE, students, medical specialties, universal competences, economic disciplines, teaching techniques, economic thinking, economic competence
For citation: Kadakoeva G.V., Chemso R.A. Improvement of teaching economic disciplines to medical students by updating the competency based* approach and* teaching methods // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2021. Volume 13, No. 4. P. 93-99. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-93-99.
Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс в контексте высшего медицинского образования потребовало актуализации системы активных методов обучения с учетом международных требований к уровню профессиональных знаний студентов, обеспечивающих их эффективность и конкурентоспособность на рынке медицинских услуг, реализуя основной принцип Болонских соглашений - универсализацию образования, свободу передвижения обучающегося [1].
Федеральными государственными стандартами высшего образования по специальностям 31.05.01 Лечебное дело (утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 988), 31.05.02 Педиатрия (утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 965), 31.05.03 Стоматология (утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 984) [2] в качестве универсальной компетенции УК-10, определяющей экономическую культуру, в том числе финансовую грамотность, обозначена способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности. Включение выше указанной компетенции в ФГОС
ВО обосновано и оправдано. Именно экономические дисциплины снабжают обучающихся медицинского профиля фундаментальными знаниями о законах и закономерностях экономики, дают им возможность грамотно решать проблемы экономического склада, развивают навыки самостоятельного экономического мышления. Эффективное освоение экономических дисциплин создает для будущих специалистов медицинской направленности предпосылки рационального хозяйствования в современных экономических условиях.
«В рыночных условиях с учетом укрепления взаимосвязи образовательных организаций и хозяйствующих субъектов - потенциальных работодателей, как в рамках формирования образовательной программы, так и в процессе ее реализации, высшие учебные заведения должны изучать спрос на специалистов различных компетенций, выпуская на рынок труда заведомо востребованного профессионала» [3].
Внесение в базовые части учебных планов для обучающихся по медицинским специальностям дисциплины «Экономика» обусловлено
необходимостью активизации мыс-лительно-ирактической деятельности студентов путем освоения основ экономического мышления и процессов хозяйствования на всех уровнях экономики и мирового хозяйства. Включение в вариативные части учебных планов экономических дисциплин направлено на формирование у будущих специалистов медицинского профиля умения мыслить экономически обоснованно, на базе знаний в сфере экономической теории, рыночной экономики, финансового менеджмента и отраслевой экономики решать вопросы планирования и организации работы и обосновывать принимаемые экономические и управленческие решения, развивать навыки самостоятельного экономического и финансового анализа.
В ходе анализа федеральных стандартов высшего образования, утвержденных в 2020 году по медицинским специальностям, мы сформировали обобщенный перечень универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций, рекомендуемых нами к использованию в ходе преподавания экономических дисциплин (таблица 1).
Компетенция УК-1 предполагает способность проводить аналитический разбор проблемной ситуации; выявлять информационные проблемы на пути решения проблемы; устанавливать степень надежности информационных источников; разрабатывать и обосновывать стратегию решения проблемы; применять инструментарий в ходе решения проблемы.
Под компетенцией УК-2 понимается способность на основе выявленной и поставленной проблемы четко формулировать проектную задачу и с помощью проектного управления определить способ ее решения; разрабатывать концепцию проекта; планировать требуемые ресурсы; формировать план реализации проекта; проводить мониторинг и корректировать ход реализации проекта.
Компетенция УК-3 ориентирована на формирование у обучающихся лидерских качеств, развитие творческой активности, наделение ответственностью, укреплению толерантности и приверженности этическим ценностям. Содержание данной компетенции подразумевает способность разрабатывать стратегию сотрудничества, совершая отбор членов команды и распределяя между ними роли;
Таблица 1
Состав компетенций, рекомендуемых к использованию в ходе преподавания экономических дисциплин студентам медицинских специальностей
Категория компетенции Код компетенции Содержание компетенции
Универсальные компетенции
Системное и критическое мышление УК-1 Способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
Разработка и реализация проектов УК-2 Способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Командная работа и лидерство УК-3 Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию достижения поставленной цели
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность УК-10 Способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
организовывать работу команды; распределять и делегировать полномочия; управлять конфликтами в коллективе; поддерживать дискуссии по определенной тематике.
Сущность компетенции УК-10 сводится к овладению понятийным аппаратом экономической науки, базовых принципов функционирования экономики, типологии экономической политики; способности применять методы финансового планирования и экономического анализа для достижения поставленной цели; умению использовать экономический инструментарий в сфере управления финансами и оценки финансовых рисков.
Мы обобщили все компетенции, возможные в процессе преподавания студентам медицинских специальностей экономических дисциплин, следующим образом:
Студент должен знать:
- действующие нормативно-правовые и законодательные акты по вопросам регулирования производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе медицинского профиля;
- состав и методику расчета основных технико-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
- состав, структуру, методы управления и оценки эффективности использования основных и оборотных средств хозяйствующих субъектов, в том числе учреждений здравоохранения;
- состав трудовых, материальных и финансовых ресурсов учреждений и организаций, функционирующих в здравоохранительной системе, показатели их эффективного использования и способы экономии;
- формы и системы оплаты труда работников предприятий и организаций различных форм собственности, в том числе медицинских учреждений;
- сущность и методы ценообразования на продукцию (работы, услуги), в том числе медицинского характера;
- концептуально важные принципы построения экономического системы хозяйствующего субъекта;
- теоретические основы планирования, финансирования и кредитования учреждений, в том числе функционирующих в системе охраны здоровья;
- состояние современной отрасли здравоохранения, перспективы ее развития;
- роль медицинских учреждений в рыночной экономике.
2. Студент должен уметь:
- осуществлять поиск, анализировать, систематизировать и применять необходимую экономическую информацию;
- производить расчет основных технико-экономических показателей деятельности медицинского учреждения (организации), его структурных подразделений;
- заполнять формы первичной документации, утвержденные в учреждении здравоохранения.
Несомненно, развитию экономической компетентности студентов медицинского профиля должна способствовать аргументированная с педагогической точки зрения перманентная актуализация и методов преподавания дисциплин экономической направленности обучающимся, в ходе реализации которых студенты должны овладеть системой логически взаимосвязанных экономических знаний, отношений и навыков.
Общепринятым в преподавательской практике стало использование в процессе преподавания экономических дисциплин обучающимся по медицинским специальностям активных и интерактивных методов обучения.
В качестве активных методов преподавания целесообразно использование проблемных лекций, лекций-консультаций, кейс-технологий, электронных ресурсов и
баз экономической направленности; применение иллюстративного и демонстрационного методов, дидактических игр и тренингов, методов конкретизации ситуации и симуляции, онлайн-тестирования.
В числе интерактивных методов, возможных к применению в процессе преподавания экономических дисциплин обучающимся по медицинским специальностям, рекомендуем использовать лекции-дискуссии, ролевые игры, методы имитации, аквариума, антиконференции, ПОПС-формулы, построение шкалы мнений, проводить мозговые штурмы, блиц-опросы, организовывать круглые столы, проектное обучение, мастер-классы.
Настоятельной потребностью современной системы здравоохранения является выход на рынок медицинских услуг выпускника высшего учебного заведения - будущего специалиста:
- обладающего экономическим мышлением;
- способного сопоставить затраты медицинского учреждения и пациента на проведение комплекса лечебных и оздоровительных процедур с величиной предотвращенного ущерба здоровью больного с определенной нозологией;
- наделенного способностью определять экономическую эффективность превентивных и профилактических мероприятий в области здорового образа жизни, качества и ритма питания, соблюдений гигиенических норм и санитарных требований в целях предотвращения экономических потерь.
По нашему мнению, формирование экономического мышления и овладение навыками и привычками финансово грамотного специалиста в сфере
здравоохранения должно происходить с условием встраивания экономической компетентности студента в процесс преподавания всех дисциплин учебного плана. Так, знания о стоимости и экономических характеристиках использования медицинского оборудования могут быть интегрированы в процесс преподавания таких дисциплин, как биофизика или медицинская физика. Экономическое значение активного долголетия должно быть раскрыто в ходе освоения курсов биологии или общей генетики. Несоблюдение санитарных, эпидемиологических и гигиенических требований и норм, неудовлетворительное состояние здоровья населения могут быть интерпретированы с точки зрения экономических потерь в процессе усвоения учебного материала по эпидемиологии или гигиеническим дисциплинам. В ходе освоения клинических дисциплин студенту целесообразно привить навыки решения различного рода экономических задач, связанных с процедурами диагностики, обследования, непосредственно лечения и профилактики.
Таким образом, на базе компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по медицинским специальностям, эффективно реализуется специфика преподавания экономических дисциплин, определяющаяся поэтапным формированием у обучающихся базы экономических знаний и способности самостоятельного экономического мышления. Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по медицинским специальностям, должны придерживаться сквозной образовательной парадигмы, обеспечивающей овладение базовым экономическим мышлением.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Undeberg and Jordan Н. Orzoff Entrustable Professional Activities for Pharmacy Practice / Amy L. Pittenger [et al.] // American Journal of Pharmaceutical Education May. 2016; 80 (4): 57.
2. Лесникова B.O., Лунина H.A. Реализация активных форм обучения на практических занятиях по физике в Воронежском государственном медицинском университете им. H.H.
Бурденко // Педагогические и психологические основы оптимизации образовательного процесса в высшей медицинской школе: материалы научно-практического семинара. Воронеж, 2019. С. 44-48.
3. Ешугова С.К., Кадакоева Г.В. Актуализация методов преподавания экономических дисциплин в условиях модификации экономического образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Т. 12, № 4. С. 73-78.
REFERENCES:
1. Undeberg and Jordan H. Orzoff Entrustable Professional Activities For Pharmacy Practice / Amy L. Pittenger [et al.] // American Journal Of Pharmaceutical Education May. 2016; 80 (4): 57.
2. Lesnikova V.O., Lunina N.A. Implementation of active teaching forms in practical training in Physics in the Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko // Pedagogical and psychological foundations of optimizing the educational process in the Higher Medical School: Materials of a scientific and practical seminar. Voronezh, 2019. P. 44-48.
3. Yeshugova S.K., Kadakoeva G.V. Actualization of methods of teaching economic disciplines in the conditions of economic education modification // Bulletin of Maykop State Technological University. 2020. V. 12, No. 4. P. 73-78.