Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ВРАЧАМ-СТОМАТОЛОГАМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ВРАЧАМ-СТОМАТОЛОГАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / СТОМАТОЛОГИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Николаева Анастасия Александровна

На сегодняшний день специальность 31.05.03 Стоматология является одним из самых востребованных и престижных направлений подготовки будущих врачей. Вместе с тем, требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предписывают в рамках подготовки врачей по данному направлению включать в рабочие учебные планы изучение экономических дисциплин. Развитие экономического мышления позволяет студентам медицинских вузов выработать алгоритм принятия правильного и эффективного профессионального решения. Кроме того, успешные выпускники специальности «Стоматология», поработав по своему профилю, стремятся к открытию частных консультативных центров, кабинетов, ведению индивидуальной практики. В этом случае знания основ экономики и менеджмента играют немаловажную роль. Знания дисциплины «Менеджмент» необходимы не только в целях открытия своего бизнес-проекта, но также и для врачебной деятельности, которая предполагает более высокий уровень профессиональной ответственности, например, для заместителей и главных врачей. Таким образом, изучение экономических дисциплин позволяет будущим медикам построить карьеру, проявив свои личные и профессиональные навыки на высоком уровне. Поэтому важно вычитывать экономические дисциплины в том или ином виде для студентов-медиков различных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Николаева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES TO FUTURE DENTISTS

Today the specialty 31.05.03 Dentistry is one of the most popular and prestigious areas of training for future doctors. At the same time, the requirements of the federal state educational standard of higher education prescribe, in the framework of the training of doctors in this area, to include the study of economic disciplines in the working curricula. The development of economic thinking allows medical students to develop an algorithm for making a correct and effective professional decision. In addition, successful graduates of the specialty "Dentistry" after working in their profile, strive to open private consulting centers, offices, conduct individual practice. In this case, knowledge of the basics of economics and management plays an important role. Knowledge of the discipline "Management" is necessary not only in order to open your own business project, but also for medical practice, which involves a higher level of professional responsibility, for example, for deputies and chief doctors. Thus, the study of economic disciplines allows future doctors to build a career, showing their personal and professional skills at a high level. Therefore, it is important to read economic disciplines in one form or another for medical students of various fields.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ВРАЧАМ-СТОМАТОЛОГАМ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ПРОСАЛОВА Вероника Сергеевна и другие АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ...

VTTK" 4 94 [7S~7II©~W>2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД14 J /o.Ol-t.ZJ |(сс) (JJCS) Ifhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1002-0057 Ь^ДТИТМ https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc/4.Q/)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ВРАЧАМ-СТОМАТОЛОГАМ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8768-6358 AuthorID: 633760 ResearcherID: Е-2886-2019 ORCID: 0000-0001-8498-7719

ПРОСАЛОВА Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента»

SPIN: 8256-1039 AuthorID: 752483

НИКОЛАЕВА Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры «Экономики и менеджмента»

Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002, Россия, Владивосток, проспект Острякова, 2, e-mail: asya-nikitina@mail.ru) Аннотация. На сегодняшний день специальность 31.05.03 Стоматология является одним из самых востребованных и престижных направлений подготовки будущих врачей. Вместе с тем, требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предписывают в рамках подготовки врачей по данному направлению включать в рабочие учебные планы изучение экономических дисциплин. Развитие экономического мышления позволяет студентам медицинских вузов выработать алгоритм принятия правильного и эффективного профессионального решения. Кроме того, успешные выпускники специальности «Стоматология», поработав по своему профилю, стремятся к открытию частных консультативных центров, кабинетов, ведению индивидуальной практики. В этом случае знания основ экономики и менеджмента играют немаловажную роль. Знания дисциплины «Менеджмент» необходимы не только в целях открытия своего бизнес-проекта, но также и для врачебной деятельности, которая предполагает более высокий уровень профессиональной ответственности, например, для заместителей и главных врачей. Таким образом, изучение экономических дисциплин позволяет будущим медикам построить карьеру, проявив свои личные и профессиональные навыки на высоком уровне. Поэтому важно вычитывать экономические дисциплины в том или ином виде для студентов-медиков различных направлений.

Ключевые слова: образование, медицинские вузы, стоматологи, менеджмент, высшее образование, преподавание экономических дисциплин, требования ФГОС ВО, профессиональные компетенции, рабочие учебные планы экономических дисциплин, междисциплинарный подход.

CURRENT ISSUES OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES TO FUTURE DENTISTS

© The Author(s) 2021

PROSALOVA Veronika Sergeevna, candidate of economic sciences,

associate professor of Economics and Management Department NIKOLAEVA Anastasia Aleksandrovna, senior lecturer of Economics and Management Department Pacific State Medical University (690002, Russia, Vladivostok, Ostryakova Avenue, 2, e-mail: asya-nikitina@mail.ru) Abstract. Today the specialty 31.05.03 Dentistry is one of the most popular and prestigious areas of training for future doctors. At the same time, the requirements of the federal state educational standard of higher education prescribe, in the framework of the training of doctors in this area, to include the study of economic disciplines in the working curricula. The development of economic thinking allows medical students to develop an algorithm for making a correct and effective professional decision. In addition, successful graduates of the specialty "Dentistry" after working in their profile, strive to open private consulting centers, offices, conduct individual practice. In this case, knowledge of the basics of economics and management plays an important role. Knowledge of the discipline "Management" is necessary not only in order to open your own business project, but also for medical practice, which involves a higher level of professional responsibility, for example, for deputies and chief doctors. Thus, the study of economic disciplines allows future doctors to build a career, showing their personal and professional skills at a high level. Therefore, it is important to read economic disciplines in one form or another for medical students of various fields.

Keywords: education, medical universities, dentists, management, higher education, teaching economic disciplines, requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education, professional competencies, working curricula of economic disciplines, an interdisciplinary approach.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, многие исследователи (Емельянов Д.Н. [1], Шильцова Т.А., Лебедева И.С. [2], Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Муравлёва Л.Е., Тусупбекова К.Т., Турханова Ж.Ж., Аширбекова Б.Д. [3] и др.) отмечают актуальность преподавания экономических дисциплин у студентов медицинских вузов. Постоянная конкурентная борьба за более престижное и высокооплачиваемое место работы обуславливает повышенные требования к молодым специалистам.

Инновационные методы обучения врачей-стоматологов позволяют формировать их высокую компетентность, соответствующую требованиям практики, обеспечить их качественную подготовку и подготовить к

реалиям трудовой деятельности. Современный студент должен обладать не только навыками практической деятельности своей направленности, но также и иметь широкий кругозор, уметь интегрироваться в постоянно меняющуюся среду. На первый план выходят такие личностные характеристики как: многозадачность, гибкий мыслительный процесс, ответственность. Сформировать такие навыки помогают экономические дисциплины, вводимые в учебный план для медицинских направлений подготовки.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В настоящее время вопросу необходимости преподавания экономических дисциплин у студентов меди-

PROSALOVA Veronika Sergeevna and others CURRENT ISSUES OF TEACHING ECONOMIC ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

цинских вузов посвящены многочисленные научные исследования, в том числе Пекова Д.Б., Матющенко В.С. [4], Иванов Н.П., Малкина Л.В. [5], Машенцева Н.Г. [6], Костенко В.Б., Юрьева Е.А., Байдашева Е.Н. [7] и другие [8-11].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью данной статьи является анализ структуры экономических дисциплин, изучаемых студентами стоматологических факультетов медицинских вузов.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо изучить федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета), выявить общепрофессиональные и профессиональные компетенции, затрагивающие управленческие функции, а также проанализировать подходы к преподаванию экономических дисциплин в медицинских вузах.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для написания данной статьи были использованы такие теоретические методы исследования как: анализ, синтез, обобщение. Также были использованы такие практические методы, как: описание, сравнение, опрос.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Современная парадигма подготовки будущих врачей

- стоматологов, основывается не только на освоении профессиональных компетенций, получения профессиональных знаний. На сегодняшний день студенты стоматологических факультетов должны обладать знаниями в области социальных и экономических наук, владеть современными информационными и коммуникационными технологиями. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники указана организационно-управленческая деятельность, которая в большинстве своем включает готовность решения задач по организации оказания стоматологической помощи, а также проведении медицинской экспертизы и ведение документации. Тем не менее, выпускники должны обладать общепрофессиональной компетенцией ОПК-3

- способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности; профессиональной компетенцией ПК-14 - способностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и подразделениях.

Требования ФГОС ВО к качеству подготовки выпускников стоматологических факультетов обусловили включение в рабочие учебные планы экономических дисциплин. На сегодняшний день в нашей стране готовят будущих врачей стоматологов 60 государственных и негосударственных вузов. Ежегодно на бюджетные места специальности 31.05.03 Стоматология сохраняется высокий конкурс среди абитуриентов, превышая популярность таких образовательных программ, как 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.02 Педиатрия.

В большинстве медицинских вузов студенты стоматологических факультетов изучают дисциплину «Экономика», в раздел факультативных дисциплин включены такие дисциплины, как: «Этика, право и менеджмент в стоматологии», «Инновационная экономика», «Инновационный менеджмент», «Экономические методы управления в здравоохранении» (Рис. 1). В Самарском государственном университете в учебный план включены сразу три экономические дисциплины: «Экономика», «Управление затратами в стоматологии», «Этика, право и менеджмент в стоматологии».

Включение в учебный план такой агрегированной

дисциплины, как «Этика, право и менеджмент в стоматологии» объясняется взаимосвязью этих профессиональных направлений. Основные концепции менеджмента регламентируются нормативно-правовыми актами, в тоже время правовая деятельность должна быть подчинена этическим законам. Объединение этих направлений в одну дисцисциплину носит по своей сути междисциплинарный подход и позволяет студентам освоить основы институциалистского подхода на данном примере.

45 —

s35

i

H

^ 1 с

О и 2

Менеджмент Экономика Экономика и Этика, право и менеджменте менеджменте здравоохранении стоматологии Перечень изучаемых экономических дисциплин

Рисунок 1 - Структура экономических дисциплин, изучаемых студентами стоматологических факультетов (составлено автором)

Не смотря, на то, что в большинстве учебных заведений в учебный план включена дисциплина «Экономика», студенты получают экономические знания с учетом их будущей профессиональной деятельности. В процессе изучения дисциплины студенты узнают об экономических отношениях в сфере здравоохранения, о стоматологической клинике - как субъекте экономических отношений.

Изучение экономических дисциплин необходим будущим стоматологам не только с целью обеспечения их финансовой грамотности, но и для формирования концепции мировоззрения относительно мировых социально-экономических процессов, понимания законов микро- и макроэкономики, как неотъемлемой части их жизни.

Проведенный опрос студентов первого курса специальности 31.05.03 Стоматология Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) показал, что большинство студентов (97%) считают, что знания, полученные в процессе изучения курса «Менеджмент» будут полезны, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. К знаниям, умениям и навыкам, необходимым вне зависимости от сферы деятельности были выбраны: знание в области налогообложения, умения управлять личными финансами, навыки в выборе оптимальных схем кредитования. Наиболее необходимыми компетенциями в области экономики для будущей работы, по мнению студентов, являются: знания в области тайм-менеджмента, умение составлять бизнес-план, навыками управления доходами. Большинство студентов хотят развиваться в профессиональной деятельности не только, как врачи - стоматологи, но и заниматься административной работой, это открытие собственных стоматологических клиник (кабинетов), работа в должности главного врача. Работа, включающая в себя административный функционал требует обладания дополнительными профессиональными и профессиональными компетенциями, компетенциями, указанными выше.

Таким образом, актуальность преподавания экономических дисциплин обосновывается не только образовательным стандартом, но желанием студентов повышать свою финансовую грамотность.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. На сегодняшний день су-

234

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ПРОСАЛОВА Вероника Сергеевна и другие АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ...

ществует большое количество методов преподавания экономических дисциплин, в том числе и менеджмента для студентов медицинских вузов. Многие авторы методических пособий сходятся во мнении, что для преподавания менеджмента студентам-медикам в большей степени необходимо решать ситуационные задания, которые основаны на основных принципах менеджмента. Мы же считаем, что менеджмент - это широкая сфера науки, которая охватывает многие экономические процессы, такие как: управление персоналом, финансовыми потоками, рисками и др. Поэтому для объективного представления о работе менеджера обучающимся необходимо изучать весь спектр управленческих решений.

Как показывает практика, наиболее эффективными практическими заданиями для освоения дисциплины «Менеджмент» являются: групповые работы, ситуационные задачи, деловые игры. Решение стандартизированных задач, основанных на основных экономических законах для обучающихся, на сегодняшний день уходит на второй план. Групповые задания позволяют студентам не только применять теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, но и реализовывать свой творческий потенциал, проявлять лидерские качества, а также помогают научить студентов отстаивать свою точку зрения.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Анализ преподавания дисциплины «Менеджмент» для студентов специальности 31.05.03 Стоматология показывает, что применяемые методы обучения, способствуют повышению интереса обущающихся к современному, качественно новому уровню экономической грамотности. А значит, медицинским университетам следует реализовать потенциал преподавания экономических дисциплин в полной мере.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В условиях новых реалий студентам специальности 31.05.03 Стоматология необходимо постоянно совершенствовать не только свои знания в сфере медицины, но и быть готовыми к работе в условиях рыночной экономики. Поэтому в качестве перспективы дальнейшего исследования мы рассматриваем разработку методики преподавания дисциплины «Менеджмент», а также ее апробация на студентах 1 курса ТГМУ РФ Минздрава России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Емельянов Д.Н. Роль экономических знаний и учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» в формировании личностных характеристик студентов-медиков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. Т. 5. № 2 (17). С. 195-210.

2. Шильцова Т.А., Лебедева И.С. Преподавание студентам медицинского вуза основ управления в блоке экономических дисциплин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 314-317.

3. БакироваР.Е., Нурсултанова С.Д., Муравлёва Л.Е., Тусупбекова К.Т., Турханова Ж.Ж., Аширбекова Б Д. Инновационые технологии в обучении студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 69.

4. Пеков Д.Б., Матющенко В.С. Современная методика преподавания экономических дисциплин в медицинском вузе и ее проблемы // Амурский медицинский журнал. 2020. № 1 (29). С. 79-80.

5. Иванов Н.П., Малкина Л.В. Экономическое образование в медицинском вузе: опыт, проблемы, качество // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 141-146.

6. Машенцева Н.Г. Сущность и содержание экономической компетенции студентов медицинских специальностей // В сборнике: Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. XIIIМеждународная научно-практическая Internet-конференция. 2017. С. 110-119.

7. Костенко В.Б., Юрьева Е.А., Байдашева Е.Н. Особенности преподавания курса «Экономика» в медицинском вузе // Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 5 (95). С. 109-112.

8. Надирова С.Г., Надирова С.Р. Особенности экономического образования будущих специалистов в сфере здравоохранения // Международный академический вестник. 2019. № 2 (34). С. 91-94.

9. Дьяченко С.В., ДьяченкоВ.Г.Отечественная медицинская школа: школа знаний или компетенций? //Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2016. № 3 (24). С. 1.

10. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.

11. Смаилова Ж.К., Олжаева Р.Р., Алимбаева А.Р., Муртазина Д.Д., СыдыковаК.Т., СоветовБ.С., ОмароваА.Ш., ДинжумановаР.Т., Сентябрев Н.Н. К вопросу преподавания базовых дисциплин в сфере модернизации медицинского образования // Наука и Здравоохранение. 2018. Т. 20. № 5. С. 176-183.

Статья поступила в редакцию 14.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.