ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.016:330
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4- 73-78
Ешугова С.К., Кадакоева Г.В.
АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ МОДИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ешугова Светлана Кадирбечивна,
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита факультета экономики и сервиса
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: eshug. [email protected], тел.: +7 (918) 421 70 73
Кадакоева Галина Владимировна,
кандидат экономических наук, дог^ент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: kadakoeva@yandex. гн тел.: +7 (918) 429 11 18
Аннотация
Системная трансформация российского общества в современных рыночных условиях отводит особую роль экономическим наукам, формирующим экономическое мировоззрение граждан. Неоспоримо актуальным представляется непрерывное повышение качества экономического образования в целом и методик преподавания экономических дисциплин в частности. В условиях двухуровневой системы образования в Российской Федерации совершенно неприемлемым является теоретическая неподготовленность и догматическая практическая ориентированность выпускников экономических направлений подготовки. В данном аспекте особо значима роль преподавателя в учебном процессе, использование современных образовательных технологий и их постоянное совершенствование. Вышеуказанными обстоятельствами обусловлена актуальность темы настоящего исследования.
В настоящем исследовании обоснована необходимость непрерывного улучшения комплексного подхода к преподаванию экономических дисциплин, систематизирован опыт преподавания экономических дисциплин в российских высших учебных заведениях. В статье предлагается новое понимание процесса совершенствования методики преподавания экономических дисциплин и повышения качества экономических знаний обучающихся, дан авторский перечень методов обучения экономическим дисциплинам.
В качестве методов исследования использованы: формализованный метод разбора и анализа методических разработок, систематизация и синтез данных.
Ключевые слова: высшее образование, образовательная программа, обучающиеся, экономические дисциплины, методика преподавания, качество знаний.
Для цитирования: Ешугова С./и, Кадакоева Г.В. Актуализация методов преподавания экономических дисциплин в условиях модификации экономического образования Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Том 12, № 4. С. 73-78. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-73-78.
Eshugova S.K., Kadakoeva G.V.
UPDATING METHODS OFTEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC EDUCATION MODIFICATION
Yeshugova Svetlana Kadirbechivna,
Candidate of Economics, an associate professor, a professor of the Department of Finance and, Credit of the Faculty of Economics and, Service FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: eshug.sv ayandex.ru, tel.: +7 (918) 421 70 73
Kadakoeva Galina Vladimirovna,
Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance and, Credit
FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: kadakoeva&yandex. ru, tel.: +7 (918) 429 11 18
Annotation
The systemic transformation of the Russian society in modern market conditions assigns a special role to economic sciences, which form the economic outlook of citizens. The continuous improvement of the quality of economic education in general and methods of teaching economic disciplines, in particular, seems to be undeniably relevant. In the context of a two-level education system in the Russian Federation, the theoretical unpreparedness and dogmatic practical orientation of graduates of economic training areas is completely unacceptable. In this aspect the role of a teacher in the educational process and the use of modern educational technologies and their constant improvement are especially significant. The above mentioned circumstances determine the relevance of the topic of the study.
The research substantiates the need for continuous improvement of an integrated approach to teaching economic disciplines, systematizes the experience of teaching economic disciplines in Russian higher educational institutions. The article proposes a new understanding of the process of
improving teaching methods of economic disciplines and improving the quality of economic knowledge of students, the author's list of methods of teaching economic disciplines is given.
The following research methods have been used: a formalized method for parsing and analyzing methodological developments, systematization and data synthesis.
Keywords: higher education, educational program, students, economic disciplines, teaching methods, quality of knowledge.
For citation: Eshugova S.Ki, Kadakoeva G.V. Updating methods of teaching economic disciplines in the conditions of economic education modification // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020. Vol. 12, No 4. P. 73-78. https: doi. org 10.47370 2078-1024-2020-12-4-73-78.
Свершившийся переход российского образования к двухуровневой системе и выход в европейское образовательное пространство не представляются возможными без обеспечения принципа открытости образования и приведения образовательных программ в соответствие с международными стандартами.
Принятие экономических решений невозможно без освоения экономических наук. [1, с. 8]. В контексте преподавания экономических дисциплин очевидным стало, что квалифицированного представления теоретического массива экономического знания с учетом национальных и культурных особенностей, а также анализа специфических явлений национальной экономики в целом или экономики субъекта Федерации в частности становится недостаточным.
В контексте перехода на двухуровневую систему образования остро встала проблема изменения роли преподавателя в учебном процессе. Возникла необходимость реструктуризации учебной нагрузки педагога путем пересмотра пропорций аудиторной и внеаудиторной работы, что повлечет за собой существенные изменения методической составляющей образовательного процесса.
Вместе с тем, представители профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений особое значение придают использованию таких методов обучения, как кейс-метод (разбор ситуаций), дискуссия, деловая игра. По их мнению, именно эти методы имеют ряд достоинств в свете преподавания
экономических дисциплин. Так, использование метода деловых игр способствует развитию у обучающихся навыков моделирования их поведения в конкретных жизненных реалиях, то есть обучающемуся на практике дается возможность применения приобретенных в процессе обучения теоретических знаний. Кейс-метод не ориентирован на формальную выдачу готовых знаний, а на формирование умения систематизировать накопленные знания и развитие логического мышления у обучающихся.
В условиях двухуровневой образовательной системы высшие учебные заведения гибко реагируют на потребности рынка образовательных услуг, стремятся качественно подготавливать будущих специалистов, наделяя их достаточным уровнем теоретических знаний и профессиональных умений и навыков.
Так, в учебной практике кафедр финансов и кредита и других кафедр экономической направленности Майкопского государственного технологического университета используются давно зарекомендовавшие себя исключительно с положительной стороны такие формы проведения учебных занятий по экономическим дисциплинам, как лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, текущие консультации, зачеты, в том числе с оценкой, экзамены, различные формы внеаудиторной работы с обучающимися.
Стоит отметить, что современное экономическое образование невозможно
без использования новейших информационных технологий (текстовых процессоров, презентационной графики, баз данных, табличных редакторов, электронных справочников, программного обеспечения, виртуальных моделей и т.д.). Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин дает возможность преподавательскому составу соответствующих кафедр постоянно совершенствовать средства обучения с помощью цифровых образовательных инструментов, фото- и видеоматериала, презентаций, интерактивных моделей, обучающих программ и т.д.
Резюмируя проведенное исследование, а также основываясь на собственном накопленном опыте, представляем авторскую классификацию активных и интерактивных методов обучения экономическим дисциплинам в высших учебных заведениях:
Активные методы обучения:
- проблемная лекция, в ходе которой преподаватель не просто преподносит текстовый материал в виде готовых утверждений, но и акцентирует внимание на проблемных участках в экономической сфере, ставит вопросы, подводит обучающихся к логическим рассуждениям;
- лекция-консультация, формирующая у обучающихся умение формулировать и задавать актуальные, лаконичные вопросы;
- иллюстративный метод, подразумевающий представление экономической информации, сгруппированной в виде таблиц, оформленной в идее рисунков, инфографики, графиков, диаграмм, карт. Наиболее эффективен при обучении студентов, имеющих визуалистический тип восприятия информации;
- демонстрационный метод, позволяющий показывать экономические процессы и явления в динамике путем использования анимации, цифровых изображений и видеосюжетов. Основан на включении механизмов аудио-, зрительной и ассоциативной памяти. Дает
возможность своевременно освещать события в экономической жизни мирового сообщества. Эффективен в совокупности с использованием методов беседы, мозгового штурма;
- метод использования учебных порталов, электронных образовательных ресурсов, электронных библиотечных систем, научных сетей, специализирующихся по экономическим и финансовым вопросам;
- кейс-технологии, строящиеся на анализе смоделированных или реальных экономических явлений, ситуаций и поиске решения. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации;
- метод конкретизации ситуации - разновидность кейс-метода, подразумевающего моделирование конкретной ситуации путем использования возможностей программного обеспечения и электронных информационно-образовательных систем вузов [3, с. 276];
- метод симуляции, базирующийся на использовании в процессе обучения экономических и бизнес-симуляторов («Capitalizm», «Ttuck Simulator», «Rise for industrial», Учебный банк и т.п.);
- метод дидактической игры, предназначенный для формирования экономического мировоззрения и мышления, имеющий строгий алгоритм выполнения игровых заданий, не предусматривающий творческой активности и взаимодействия обучающихся. В основной массе дидактические игры являются методическими разработками самих преподавателей;
- тренинг, основанный на использовании обучающих программ и программных продуктов, средств и комплексов в сфере бизнес-планирования (PlanGuru, Альт-Инвест, Project Expert), налогообложения (Налоговый калькулятор, Налогоплательщик ФЛ, Налогоплательщик ЮР, Электронная отчетность налогоплательщика, Запросная система ЕГРИП и ЕГРЮЛ, Возмещение НДС: Налогоплательщик, Декларация, Платеж,
Подготовка пакета электронных документов для государственной регистрации, Программа подготовки документов, используемых при регистрации индивидуальных предпринимателей), таможенного дела (ТС-обмен НП), бухгалтерского учета (1С.Бухгалтерия), банковского дела (Виртуальный банкомат, Банк Менеджер, Касса имитатор и др) и т.д.;
- онлайн-тесты по определенной экономической тематике.
2. Интерактивные методы:
- лекция-дискуссия, развивающая у обучающихся критическое мышление, активизирующая восприятие лекционного материала, способствующая глубокому ее изучению;
- мозговой штурм, представляющий собой поток вопросов по заданной теме экономической направленности, получение ответов на заданные вопросы, анализ предложений и идей по заданной теме экономического профиля;
- блиц-опрос, помогающий усвоить терминологию, позволяющий устроить поиск ключевых терминов и проблем по заданной теме экономической направленности;
- метод имитации, базирующийся на использовании в процессе обучения имитационных игр («Монополия», «Денежный поток 101/202», «Антимонополия», «Экономикус» и т.п.);
- метод деловых ролевых игр, оформляющий учебный процесс в виде игровой имитации экономической ситуации и имитации конфликтной ситуации из финансово-хозяйственной деятельности какого-либо предприятия;
- метод аквариума, предполагающий проведение некоего реалити-шоу экономической направленности, где игроками являются 4-5 человек, а остальные обучающиеся выступают в качестве аудитории, наблюдающей со стороны и анализирующей действия участников («Умники и умницы» и т.п.);
- круглый стол (дебаты, дискуссия), позволяющий организовать выступления со студенческими докладами, тезисами,
их дальнейшее обсуждение и подведение резюме мероприятия;
- метод антиконференции, подразумевающий организацию конференции, круглого стола, дискуссии самими обучающимися, при условии инициирования ими же проблемной тематики экономического профиля;
- построение шкалы мнений, рекомендуемое к использованию в качестве вводного упражнения. Метод позволяет продемонстрировать плюрализм мнений по изучаемой экономической тематике, предоставляет обучающимся возможность высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения и применить ее на практике. Эффективен при обсуждении текущей экономической ситуации в стране или других государствах;
- ПОПС-формула, базирующаяся на выстраивании обучающимся собственной позиции по экономической ситуации, обосновании этой позиции, приведения подтверждающих данную позицию примеров и фактов и, как следствие, подведение умозаключений;
- проектное обучение, зарекомендовавшее себя как действенный интерактивный метод обучения экономическим дисциплинам;
- мастер-классы с привлечением представителей потенциальных работодателей, позволяющие не только отточить умения и навыки в экономической сфере, но и использовать их при дальнейшем трудоустройстве.
Можно сделать вывод, что в рыночных условиях с учетом укрепления взаимосвязи образовательных организаций и хозяйствующих субъектов - потенциальных работодателей как в рамках формирования образовательной программы, так и в процессе ее реализации высшие учебные заведения должны изучать спрос на специалистов различных компетенций, выпуская на рынок труда заведомо востребованного профессионала. Таким образом, с одной стороны, система образования будет учитывать запросы работодателей, ориентируясь
на удовлетворение их кадровой потребности, а с другой стороны, заинтересованные субъекты хозяйствования будут иметь возможность влиять на качество подготовки будущих специалистов.
Следует отметить, что использование в процессе преподавания экономических дисциплин новых образовательных технологий в учебном процессе требует незамедлительного решения ряда проблемных участков. В данном аспекте
насущной потребностью является активизация мотивационной заинтересованности преподавателя, улучшений условий его труда и реструктуризация учебной нагрузки. [4]
Данные инновационные подвижки, несомненно, подразумевают спектральное укрупнение практических компетенций бакалавров и магистров экономической направленности в реалиях российской высшей школы [5, с. 58]
ЛИТЕРАТУРА:
1. Котков A.M., Крицкая Г.А. Совершенствование преподавания экономических дисциплин // Мир науки и образования. 2015. № 2. С. 5-10.
2. Вельская Г.С. Совершенствование преподавания экономических дисциплин // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 1. С. 92-98.
3. Дахова З.И., Адонина А.А., Носов С.М. Метод case-study в преподавании финансовых дисциплин // Реализация профессиональных педагогических технологий при подготовке специалистов экономического профиля: материалы международной научно-методической конференции, посвящается 40-летию университета. Белгород: БУКП, 2018. С. 274-284.
4. Gail M. Hoyt, KimMarie McGoldrick 50 years of economic instruction // Journal of Economic Education. 2019. Vol. 50, Iss. 2. P. 168-195.
5. Бат H.M., Кадакоева Г.В., Тугуз H.C. Модернизация высшего фармацевтического образования путем актуализации компетентностного подхода // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 2 (45). С. 50-58.
REFERENCES:
1. Kotkov A.M., Kritskaya G.A. Improving teaching economic disciplines // World of Science and Education. 2015. No. 2. P. 5-10.
2. Belskaya G.S. Improving teaching economic disciplines // Bulletin of the Tomsk State University. 2007. No. 1. P. 92-98.
3. Dakhova Z.I., Adonina A.A., Nosov S.M. Case-study method in teaching financial disciplines // Implementation of professional pedagogical technologies in the preparation of specialists in Economics: materials of the International scientific and methodological conference dedicated to the 40th anniversary of the university. Belgorod: BUKP, 2018. P. 274-284.
4. Gail M. Hoyt, Kim Marie McGoldrick 50 years of economic instruction // Journal of Economic Education. 2019. Vol. 50, Iss. 2. P. 168-195.
5. Bat N.M., Kadakoeva G.V, Tuguz N.S. Modernization of higher pharmaceutical education by updating the competence-based approach // Bulletin of the Maykop State Technological University. 2020. Issue. 2 (45). P. 50-58.