Научная статья на тему 'Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин'

Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3974
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ECONOMIC DISCIPLINES / COMPETENCE-BASED APPROACH / SELF-EDUCATION / INTERACTIVE TEACHING METHODS / LEARNING EFFICIENCY / ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крепс Тамара Владимировна

Современные методы активного обучения являются одним из самых успешных путей развития профессиональной подготовки будущих специалистов. Актуальность необходимости повышения качества преподавания экономических дисциплин не вызывает сомнений. Применение активных методов обучения при преподавании экономических дисциплин стимулирует познавательную активность студентов и, соответственно, формирует важные практические навыки исследования ситуаций, разрешения задач, совершенствует способности аргументации и четкого изложения мыслей студентов. В целом, сегодня назрела потребность в нестандартно мыслящих личностях. Также быстро повышается потребность в развитом мышлении специалистов в области экономики, в умении оценивать, конструировать и рационализировать знания и умения. Решение данных задач во многом зависит от технологии и содержания обучения. В статье отражены основные направления применения современных образовательных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин. Также изложены главные теоретико-методологические аспекты современного преподавания экономических дисциплин с использованием различных инновационных технологий обучения. Отражены самые успешные способы интерактивных методов реализации образования в системе высшего экономического образования. В статье определено, что современный процесс обучения может открыть перед студентами большое количество новых возможностей, тем самым, информационно-технические средства осуществления обучения отражаются важной составной частью образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крепс Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WHEN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Modern methods of active learning are reflected in one of the most successful ways to develop the training of future specialists. The urgency of the need to improve the quality of teaching economic disciplines is not in doubt. The use of active methods of teaching economic disciplines stimulates the cognitive activity of students, respectively, forms important practical skills of researching situations, problem solving, improves the ability of reasoning and a clear statement of students’ thoughts. In general, today there is a need for non-standard-minded individuals. The need for the developed thinking of specialists in the field of economics, the ability to assess, design and rationalize knowledge and skills is also rapidly growing. The solution of these problems largely depends on the technology and content of economic education. This article reflects the main directions of application of modern educational technologies in the process of teaching economic disciplines. It also outlines the main theoretical and methodological aspects of the modern teaching of economic disciplines using various innovative learning technologies. Reflects the most successful ways of interactive methods of implementing education in the system of higher economic education. The article establishes that the modern learning process can open up a large number of new opportunities for students, thus, the information technology tools for teaching are reflected in an important part of the educational process.

Текст научной работы на тему «Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин»



УДК 378.33

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-4-124-131

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Современные методы активного обучения являются одним из самых успешных путей развития профессиональной подготовки будущих специалистов. Актуальность необходимости повышения качества преподавания экономических дисциплин не вызывает сомнений. Применение активных методов обучения при преподавании экономических дисциплин стимулирует познавательную активность студентов и, соответственно, формирует важные практические навыки исследования ситуаций, разрешения задач, совершенствует способности аргументации и четкого изложения мыслей студентов. В целом, сегодня назрела потребность в нестандартно мыслящих личностях. Также быстро повышается потребность в развитом мышлении специалистов в области экономики, в умении оценивать, конструировать и рационализировать знания и умения. Решение данных задач во многом зависит от технологии и содержания обучения.

В статье отражены основные направления применения современных образовательных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин. Также изложены главные теоретико-методологические аспекты современного преподавания экономических дисциплин с использованием различных инновационных технологий обучения. Отражены самые успешные способы интерактивных методов реализации образования в системе высшего экономического образования. В статье определено, что современный процесс обучения может открыть перед студентами большое количество новых возможностей, тем самым, информационно-технические средства осуществления обучения отражаются важной составной частью образовательного процесса.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, экономические дисциплины, компетент-ностный подход, самообразование, интерактивные методики обучения, эффективность обучения, экономическое образование

Для цитирования: Крепс Т.В. Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №4. С. 124-131. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-4-124-131

Конфликт интересов отсутствует

APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WHEN

Abstract. Modern methods of active learning are reflected in one of the most successful ways to develop the training of future specialists. The urgency of the need to improve the quality of teaching economic disciplines is not in doubt. The use of active methods of teaching economic disciplines stimulates the cognitive activity of students, respectively, forms important practical skills of researching situations, problem solving, improves the ability of reasoning and a clear statement of students' thoughts. In general, today there is a need for non-standard-minded individuals. The need for the developed thinking of specialists in the field of economics, the ability to assess, design and rationalize knowledge and skills is also rapidly growing. The solution of these problems largely depends on the technology and content of economic education.

This article reflects the main directions of application of modern educational technologies in the process of teaching economic disciplines. It also outlines the main theoretical and methodological aspects of the modern teach-

Т.В. Крепс

Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация

TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Tamara V. Kreps

Southern Institute of Management, Krasnodar, Russian Federation

ing of economic disciplines using various innovative learning technologies. Reflects the most successful ways of interactive methods of implementing education in the system of higher economic education. The article establishes that the modern learning process can open up a large number of new opportunities for students, thus, the information technology tools for teaching are reflected in an important part of the educational process.

Keywords: modern educational technologies, economic disciplines, competence-based approach, self-education, interactive teaching methods, learning efficiency, economic education

For citation: Kreps T.V. Application of modern educational technologies when teaching economic disciplines. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(4):124-131. (In Russ.) https://doi. org/10.31775/2305-3100-2018-4-124-131 There is no conflict of interests

На сегодняшний день в обстоятельствах социально-экономических реформ, а также процесса сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем немаловажно модернизировать систему высшего образования, а также систему профессиональной подготовки кадров. Также следует учитывать, что подготовка специалистов на основе компетентностного подхода остается самой актуальной, поскольку содержит овладение умениями, навыками и знаниями, на базе которых будущий специалист будет реализовать свою деятельность на необходимом профессиональном уровне.

Современные рыночные реалии диктуют процессу образования определенные условия, связанные с экономической успешностью трудоустройства будущих выпускников, что само по себе предполагает ресурсные затраты от учебных заведений, которые, в свою очередь, стремятся их минимизировать. Таким образом, появляется проблема, решить которую специалисты стремятся, в том числе, с помощью современных образовательных технологий [1]. Поскольку эти педагогические системы описываются как целостное явление, предполагается, что назревшую проблему они направлены решить рациональным образом. Тем более, модернизированные методы образования направлены не только на приобретение студентами практических навыков, но и доходчивость, и доступность изложения материала для общей аудитории, что повышает их эффективность по сравнению со старой школой, направленной на теоретический материал и сообщение обобщенной информации. С учетом этого от преподавателей экономических дисциплин требуется не просто применение общераспространенных контрольных работ, тестовых заданий и других методик фонда оценочных средств для измерения уровня знаний, навыков, умений, а больше методик интерактивных, направленных на профессионально ориентированный образовательный характер самостоятельной работы студентов в рамках овладения компетенций.

Получается, суть интерактивных методов обучения экономическим дисциплинам направлена на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности учащихся, что способствует приобретению будущими специалистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом. Аналогичные методы направлены на повышение уровня образования, улучшают мастерство и умения учащихся, и в будущем в обязательном порядке применимы в профессиональной деятельности.

Из числа наиболее известных интерактивных методов преподавания нужно отметить:

- лекции и беседы с дискуссией;

- мозговой штурм;

- обмен мнениями [2].

Ключевыми преимуществами метода дискуссии в учебном процессе считается возможность закрепления материала с одновременным улучшением коммуникативных возможностей, самостоятельности мышления, использования личного опыта учащихся, а еще умения использовать знания одной области в другой. Кроме того, лекции и беседы с применением дискуссии способствуют тому, что студенты учатся правильно выражать свои мысли, проявляют предприимчивость и находчивость, стремятся найти оптимальное количество идей, способствующих решению поставленной учебно-практической задачи.

Мозговой штурм и кейс-стади представляются как оперативные методы решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которых участникам обсуждения предлагает высказывать как можно большее количество вариантов решения. Кейс - давно оправдавшая себя техника обучения, поскольку направлена на постановку и использование настоящих финансовых, общественных и предпринимательских ситуаций, реально возникающих в профессиональной деятельности.

Также методом, вызывающим большой ажиотаж не только в преподавании экономических дисциплин, зарекомендовал себя метод проектов. Пожалуй, это одна из самых распространенных образовательных технологий, направленная на самостоятельное улучшение познавательных интересов, а кроме того креативных возможностей учащихся. Этот метод предполагает общее овладение технологией презентации исследовательских работ. Основой данного метода считается усовершенствование познавательных умений учащихся, а также навыков свободно приобретать и применять знания, разбираться в имеющемся информативном пространстве. Метод проектов направлен на решение профессиональных задач, сконцентрирован на многообразии средств обучения и интеграции знаний и умений из смежных областей профессиональной деятельности с элементом творчества [3].

Обязательным элементом преподавания экономических дисциплин будут игровые формы: деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные и проективные. Игровые формы учебного процесса строятся на доминирование продуктивно-преобразовательной работы учащихся. Обязательный элемент - многовариантность решений, альтернативность способов получения результата, однако, студенту принципиально важно научиться делать выбор в пользу самого оптимального решения за короткий срок. Деловые игры в преподавании экономических дисциплин связаны с экономикой и управлением, финансами, денежным обращением и бухгалтерским учетом.

Почти все современные экономисты считают удачным использование направленных на определенную тематику видео и онлайн технологий. Специалисты университета Западного Техаса провели масштабное исследование, в ходе которого было доказано влияние учебных фильмов на улучшение памяти и внимательности студентов, например, учащиеся проявляют интерес к финансовыми проблемами, так как наблюдают взаимосвязь между реальностью и теорией [4].

Использование всех вышеуказанных технологий при реализации преподавания экономических дисциплин кардинально меняет роль преподавателя в учебном процессе с руководителя на помощника, а студенты приобретают возможность с минимальной помощью или самостоятельно осуществлять отбор необходимых им знаний и информации в стремительно меняющемся экономическом обществе, и большое разнообразие творческих методик преподавания этому только способствует.

Таким образом, применение активных, творческих методов обучения способствует тому, что учащиеся вовлекаются не только в сам учебный

процесс, но и критически относятся к получаемым знаниям с рациональной позиции их важности для профессиональной деятельности в будущем и, кроме того, к развитию своего творческого начала.

Отметим, что положительный эффект от применения в процессе преподавании экономических дисциплин интерактивных методов обучения будет определяться повышением качества образования на основе:

- максимального приспособления учащихся к учебному процессу при учете собственных умений и потенциала;

- возможности выбора оптимального для студента метода эффективного усвоения преподаваемого материала;

- на разных этапах учебного процесса регулирования студентом степени интенсивности обучения;

- возможности доступа к международным образовательным ресурсам;

- самообразования и самоконтроля;

- обязательного наглядного практического инструментария в преподавании изучаемого материала учащимся;

- обязательного внедрения активных методов обучения;

- совершенствования системы самостоятельного обучения для студентов [5].

Целесообразно обратить внимание на современные технологии, формирующие удобную образовательную среду для практических учебных занятий, что, в свою очередь, только способствует активизации образовательных программ, направленных на постулаты активного обучения. Они определены как подача информации для студентов не в готовом виде, а в качестве помощи в овладении навыка оперативно анализировать, ориентироваться и оценивать материал. Кроме того, на учебном занятии важно применять несколько разных видов учебной работы. И следует отметить, что продолжительность определенного вида учебной деятельности не должна превышать двадцать минут, поскольку длительное однообразие подачи материала ведет к снижению концентрации и качеству освоения нового материала учащимися.

Обобщая все изложенное, нужно отметить, что эффективность применения инновационных методов преподавания экономических дисциплин не вызывает сомнения. Образовательные технологии способствуют усвоению профессиональных знаний и навыков, учат студентов мыслить творчески и нестандартно, применять полученную теорию в игровых-практических ситуациях, кроме того, они направлены на самостоятельность мышления и выработку умений принимать оптимальные реше-

ния в сложившихся условиях профессиональной деятельности на производственной практике и в будущей трудовой деятельности. В соответствии с практическими заданиями применяемые технологии обучения - одно из условий подготовки высокопрофессиональных и узкоспециальных выпускников, одновременно способных быстроовладбтс новыми умеошсми и насрс-мс х ссыае измеЕруря струстицы рынка труыа иси киизныш [6].Ысновьб1м иЕсдства оДи^^хы ыэдготовкх ь^одрбх сны ляеттд уы^Е^сете^т^^ыбТ]^, ошс х^кмыи^с^б в дальниЕ-шем реализовывать профессиональную деятельность.

При реализации преподавания экономических дисцишслн.преиыдаваеелеорненсируеыхя саеон-креныые пртнцисы ^учиниЯ6 предотавыесрые иа ри суыншЫ.

Ceьoднхсыcококввдифьбиpованный срецир-лиссддржхи рыстоиccрьдoыaсь сшуадию да ыысны труда, а также действовать согласно общественной и личной выгоде. Преподавание экономики реализуется сегодня с применением практико-ориенти-рованных форм обучения на базе спользовани дидарсиреныЕХ, н^-^ыр^^ы^ы^юы^ихэ^ныбкр^ ипраа-тикумов. Век это пкмогсет актсвизироварь нснса-ватальнир -сншельность студЕсков, ттакжн пре-

вратить обучение в результативный и интересный процесс. Среди основных целей обучения можно выделить совершенствование у студента способности творчески использовать знания и логически мыслить [7].

Любой компетентный преподаватель обязан хортшопредмтавлятьсе^, чтсдришн о происходить напрею стасснх учебногс смыиесса, соответствен-нв,нкрс^1>ыЫр^^ите бшлае рспешным для студен-тяв. Кс-сь происхоснсвзаимоддмствие студентов с кшсподавкселым, ^апра^т^^д^мыс сд самовоспитание будущего профессионала. Соответственно, применение современных образовательных технологий помогает педагогам добиваться повышенного кдиecтвсo-)yчания.Пpимeьаырь оЫразовательных сежыологис помогаее cоEкpшхнcхыoванию у студенте в кренссвности, рмсния раСетать с различной скформдиией.сыеличеирю рамооценки. При этом увевиииваесся хвнхюькaкaлыcтсх преподавания экономических дисциплин.

Неоспоримым является факт, что не только повседневная жизнь, но и профессиональная деятельность не будет олноценной без информационных етхнолоныр. Поэтомуыпроцтшр о бучения не оста-ечжя срз внммажся, понкоиьсу иссормационные и ышсерыет иессс™ аыступают заыэгом качественно-

Прусмспы хПпмыжун чжхжхмумыижум юуицупыужам

Ннпмжхишр

Ннеенюсришр

Прхмжхишр

Дхишппжхишр

Суишымжхишр

Пхиыыюхсншыыржхишр

Ажшусжхишр

Сснкр шырруу и прнжшужрЫ

Схкжншыыржхишр

Рисунок 1. Принципы обучения экономическим дисциплинам

го, актуального образования и овладения будущей профессией [8].

Применение в образовательном процессе разнообразных информационных технологий направленно на повышение качества подготовки будущих специалистов, на упрощение преподавания дисциплин. Следует помнить, что использование информационных технологий при обучении экономическим дисциплинам применяется в случае:

- необходимости разгрузки лекционного занятия материалом в виде текста;

- необходимости повышения мотивации обучающихся, что может быть достигнуто посредством повышения интереса к занятию с помощью интерактивных технологий;

- стремления повысить качество и скорость эффективного усвоения лекционного и практического материала, повышения его наглядности;

- активизации самостоятельной деятельность учащихся, направленной на поиск учебного материала для решения учебно-поисковых задач;

- индивидуализации контроля усвоения студентами необходимого объема знаний;

- успешного применения электронных тестов и других оценочных средств и заданий, что снизит затраты времени педагога на подготовку, проверку и оценку качества выполненных работ;

- установление обратной связи, когда преподаватель имеет возможность установить насколько студенту понятен и насколько им освоен предложенный учебный материал.

На сегодняшний день нет универсальной и конкретной оценки применения информационных технологий в образовательном процессе, однако, их многообразие позволяет построить полноценную и эффективную совместную деятельности преподавателя и студентов направленную на решение комплекса профессиональных задач, поставленных в рамках учебного процесса [9]. При этом не следует забывать, что чрезмерное применение информационных технологий ведет к индивидуализации обучения настолько, что отстраняет педагога, как источника знаний, и кроме того обесценивает его приложенный творческий труд по созданию этих знаний.

Условие быстрой компьютеризации преподавания экономических дисциплин влияет на то, насколько быстро студенты справляются с применением информационных технологий. Систематизация и универсальность в подаче учебного материала приводит к тому, что учащиеся, прежде всего, ищут ответы в сети, а сделав задания, спешат поделиться ответами. Поэтому педагог вынужден постоянно менять задания, не всегда успевая предлагать дифференцированный подход к оценочным

средствам в зависимости от подготовки студентов. Бесспорно, информационные технологии в системе высшего образования стимулируют творческий потенциал преподавателей и их студентов, что только способствует развитию способности адаптации в стремительно меняющейся профессиональной деятельности и позволяет в совершенстве овладеть необходимыми компетенциями, однако индивидуальный, творческий подход при этом должен оставаться главным условием.

Новые образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин сопровождают результаты больших научных исследований. Ключевые направленности формирования современных образовательных технологий непосредственно связаны с прогрессом и гармонизацией образования, и направлены на самореализацию личности.

Информационные технологии основываются на процессах формирования экономических знаний и продуктивном мышлении. В инновационном преподавании экономических дисциплин ведущая роль отводится именно средствам обучения, когда педагог не просто обучает студентов, а выполняет функции по стимулированию образовательной деятельности у учащихся и координирует их. Его педагогические навыки будут применимы для главных элементов преподаваемой экономической дисциплине, а направлены будут на использование оптимальных форм, методов и средств обучения согласно учебной программе и поставленными задачам овладения компетенциями.

Экономическое общество требует достаточный уровень образования для возможности заниматься профессиональной деятельностью и, одновременно, мобильность выпускника, что только стимулирует применять современных технологий обучения. Актуальными остаются методики, направленные на реализацию учебного процесса с учетом профессиональной направленности обучения, ориентации на личностный подход и личностно-ориентирован-ное обучение, что учитывается при внедрении информационных технологий. Таким образом, чтобы повысить эффективность профессионального обучения необходимо развивать психолого-педагогические условия, при которых учащиеся смогут не только занять активную личную позицию, но и в полной мере проявлять себя как субъект учебного процесса. Данная система состоит из внутренних и внешних факторов, мотивов и потребностей. Соответствие данных элементов определяет выбор содержания форм обучения. Соотношение данных форм определяет выбор основного содержания воспитания, методов и конкретных систем обучения, условий для активизации процесса формирования активной с творческой позиции личности [10, 11].

Кроме того, основой современного образования обязательно выступает взаимодействие педагога со студентами. Задачи образования направлены на воспитание творческой личности, готовой к изменениям рынка труда, повышению профессионализма и уровня знаний.

Сегодня в образовании РФ сформировалась довольно устойчивая тенденция ориентации на потребности бизнеса, общества, государства. При этом перед преподавателями ставится множество задач, среди которых:

- общее переориентирование учебного процесса на имеющиеся результаты образования;

- изменение формы представления присутствующих результатов обучения, формирование характеристик компетенций студентов;

- многоаспектный и интерактивный контроль над процессом обучения - формирование методик и методологии оценки качества образования.

Можно сказать, что решение этих задач сегодня положено в базу нового российского законодательства в области образовательных стандартов, начиная со стандартов третьего поколения. Все новые федеральные образовательные стандарты, в целом, ориентированы на общее формулирование установленных требований к результатам организации образования и учебного процесса, базируются на модульном принципе формирования образовательных программ, компетентностном подходе.

Сегодня в образовании должны формироваться многокомпонентные системы оценки качества общей подготовки студентов. Они решают конкретные задачи:

- реализация контроля с помощью совокупности оценочных средств, а также управления при помощи элементов обратной связи процессом накопления умений, знаний, навыков по конкретному направлению подготовки в виде результатов усвоения экономической дисциплины;

- реализация контроля с помощью совокупности оценочных средств, а также управления при помощи обратной связи для достижения целей осуществления некоторой главной профессиональной образовательной программы;

- достижение основного уровня управления и контроля качества образования, он обеспечил бы беспрепятственное признание высокой квалификации выпускников зарубежными и российскими работодателями, мировыми образовательными системами.

Этот аспект в создании образовательных программ поможет сформировать:

- профессиональные умения, знания навыки;

- взаимодействие личности с социальной средой;

- личностные качества;

- опыт творческой и профессиональной деятельности в избранной профессии, а также в смежных областях ее применения [12].

Соответственно, информационное и организационно-методическое сопровождение процесса преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях играет довольно важную роль в создании «выходных» компетенций студентов, а также помогает адаптировать выпускников к основным требованиям рынка труда, делать их востребованными для работодателей.

Также нами был проведен онлайн-опрос, основной целью которого является анализ основных активных методов обучения, применяемых на занятиях при обучении студентов различных экономических направлений. В данном опросе приняли участие преподаватели ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента», НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий», АНОО ВО «Кубанский социально-экономический институт», Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (200 человек), которые преподают студентам экономические дисциплины.

Преподавателей спросили о том, какие активные образовательные технологии они используют при преподавании экономических дисциплин. Результаты опроса отражены на рисунке 2.

Исследование применения активные методы обучения при преподавании экономических дисциплин позволяет сделать выводы, что больше половины опрошенных педагогов используют во время занятий активные методы обучения, среди которых лидирующие позиции занимают: тематические дискуссии, олимпиады, презентации, деловые игры, ситуационные методы и групповые тренинги.

Все без исключения действующие способы преподавания направлены на повышение коммуникативной компетентности, приспособлению учащихся к усвоению новых знаний, а также рассмотрению и раскрытию более сложных проблем усвоения новой информации;

- наиболее успешными в применение активными технологиями обучения преподаватели называют тематические дискуссии, презентации и участие в научных конференциях, поскольку они направлены на формирование у учащихся умений исследовать и осуществлять управленческую деятельность, а кроме того делают процесс преподавания более результативным и увлекательным;

Рисунок 2. Применяемые активные методы обучения при преподавании экономических направлений

- из числа справочно-информативных технологий преподавания следует выделить: метод порт-фолио, методы тренинга, а также дистанционное обучение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог в качестве активного и понимающего наставника обязан актуализировать инициативу, самостоятельность и креативный подход учащихся в решение учебных задач с установкой на общение и совместную работу. В этот период основные проблемы состоят в том, что не все преподаватели стремятся применять современные образовательные технологии в учебном процессе. Обычно это происходит в связи с отсутствием желания тратить рабочее время на их разработку, апробацию и последующее внедрение учебный процесс, при этом до конца не понимаются преимущества и общая эффективность их использования, что связано с пассивностью педагогов, нежеланием принимать новаторские решения [13].

В любом случае система образования направлена на формирование специалиста, готового самостоятельно подвергать обработке, получать и изучить требуемые данные, а также эффективно использовать их в определенный период. Современная организация общества, а также новейший подход к жизненным реалиям диктуют новые условия к качеству преподавания. Одной из ключевых целей обучения считается накопление будущими специалистами умений, навыков, способностей, а также применение их в трудовой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анацкая Л.Н. Современные технологии в преподавания экономики// Педагогическая наука и практика. 2012. №3. С. 81-84.

2. Чоюбекова Г.А. Применение современных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин// Известия вузов Кыргызстана. 2017. №2. С. 58-60.

3. Даниленко А.И., Гордиенко И.В. Использование современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин// Молодежный аграрный форум. Материалы международной студенческой научной конференции. 2018. 33 с.

4. Згурян М.А., Каушан К.С. Внедрение и анализ современных образовательных информационных и интерактивных технологий в преподавании экономических дисциплин// Право и бизнес: конвергенция частного публичного права в регулировании предпринимательской деятельности. Сборник статей участников ежегодной международной научно-практической конференции. 2015. С. 831-839.

5. Матчина Н.С., Гордиенко И.В. Применение инновационных технологий при преподавании дисциплин экономического цикла в образовательной организации среднего профессионального образования// Материалы международной студенческой научной конференции. 2016. 183 с.

6. Иваненко М.А., Сербина А.С., Скрипак Е.И. Применение активных образовательных технологий как метод реализации междисциплинарного подхода в преподавании дисциплин экономического и гуманитарного профиля// Качество и полезность в экономической теории и практике. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 78-84.

7. Косорученко Т.В. Организационно-методическое и информационное сопровождение процесса преподавания прикладных экономических дисциплин в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования// Научные труды московского гуманитарного университета. 2016. №6. С. 3-4.

8. Лялька А.Ю. Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в колледже: современное состояние и перспективы развития// Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. №5. С. 89-92.

9. Соловьева И.А. Информационные технологии в преподавании экономических дисциплин// Развитие системы высшего образования в свете культуры: научный и образовательный опыт. Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 193-197.

10. Селезнева А.Д., Миронов А.Г. Возможности ко-учинга в преподавании экономических дисциплин// Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 151-153.

11. Тараруева А.А. Применение игровых технологий в процессе преподавания экономических дисциплин в образовательных учреждениях СПО// Закономерности и тенденции инновационного развития общества. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. 2018. С. 83-86.

12. Щербина Т.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин// Научно-методологические и социальные аспекты психологииипедагогики.Сборник статеймеждуна-родной научно-практической конференции. 2016. С. 253-255.

13. Тюмина Н.С. Модернизация экономического образования// Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 315-318.

REFERENCES

1. Anackaya L.N. Modern technologies in teaching economics. Pedagogical science and practice. 2012; (3):81-84. (In Russ.)

2. Choyubekova G.A. The use of modern educational technologies in the teaching of economic disciplines. News of universities of Kyrgyzstan. 2017; (2):58-60. (In Russ.)

3. Danilenko A.I., Gordienko I.V. The use of modern educational technologies in the teaching of economic disciplines. Youth Agrarian Forum. Materials of the International Student Scientific Conference. 2018; 33 р. (In Russ.)

4. Zguryan M.A., Kaushan K.S. Introduction and analysis of modern educational information and interactive technologies in the teaching of economic disciplines. Law and business: the convergence of private public

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Крепс Тамара Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 211 45 96, е-шаП: tamara.nesterencko@yandex.ru

law in the regulation of business. Collection of articles of the participants of the annual international scientific-practical conference. 2015. p. 831-839. (In Russ.)

5. Matchina N.S., Gordienko I.V. The use of innovative technologies in the teaching of business cycle disciplines in the educational organization of secondary vocational education. Materials of the International Student Scientific Conference. 2016. 183 p. (In Russ.)

6. Ivanenko M.A., Serbina A.S., Skripak E.I. The use of active educational technologies as a method for implementing an interdisciplinary approach in teaching economics and humanities disciplines. Quality and utility in economic theory and practice. Materials of the Russian correspondence scientific-practical conference with international participation. 2016. p. 7884. (In Russ.)

7. Kosoruchenko T.V. Organizational, methodological and informational support of the process of teaching applied economic disciplines in educational institutions of higher and secondary vocational education. Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2016; (6):3-4. (In Russ.)

8. Lyalka A.Y. An innovative approach to teaching economics in college: current state and development prospects. Current research in the modern world. 2016; (5): 89-92. (In Russ.)

9. Soloveva I.A. Information technology in the teaching of economic disciplines. The development of higher education in the light of culture: scientific and educational experience. Proceedings of the international scientific-practical conference. 2015. p. 193-197. (In Russ.)

10. Selezneva A.D., Mironov A.G. Coaching opportunities in the teaching of economic disciplines. Innovative approaches to solving professional and pedagogical problems. Collection of articles on the materials of the Russian scientific-practical conference. 2018. p. 151-153. (In Russ.)

11. Tararueva A.A. The use of gaming technology in the teaching of economics in college. Patterns and trends of innovative development of society. Collection of articles on the results of the international scientific-practical conference. 2018. p. 83-86. (In Russ.)

12. Cherbina T.A. Innovative educational technologies and active teaching methods in the teaching of economic disciplines. Scientific-methodological and social aspects of psychology and pedagogy. Collection of articles of the international scientific-practical conference. 2016. p. 253-255. (In Russ.)

13. Tyumina N.S. Modernization of economic education. Social and technical services: problems and ways of development. Collection of articles on the materials of the Russian scientific-practical conference. 2015. p. 315-318. (In Russ.)

ABOUT THE AUTHORS

Kreps Tamara Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at Department of Hotel and Tourist Business of the Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 211 45 96, e-mail: tamara.nesterencko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.