Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИКИ / ГОСКОРПОРИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / STATE CORPORATIONS / STATE POLICY / ECONOMIC MODERNIZATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT MODEL / REAL SECTOR OF ECONOMY / STATE SUPPORT OF THE ECONOMY / STATE CORPORATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ешугова Светлана Кадирбечивна, Хамирзова Саида Казбековна

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения роли и места государственных корпораций, а также совершенствования их деятельности в рамках стимулирования реального сектора российской экономики. Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие в системе функционирования государственных корпораций и их воздействия на реальный сектор экономики. Цель исследования: научное обоснование роли государственных корпораций в развитии реального сектора российской экономики и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности их функционирования в современных условиях. В статье раскрывается сущность, а также существенная роль государственных корпораций в инновационной модернизации российской экономики; обосновывается необходимость использования внушительного организационного, финансового и экономического потенциала государственных корпораций в стимулировании развития конкурентоспособных производств в различных отраслях реального сектора экономики. В российской экономике функционируют три основных типа государственных корпораций: а) финансовые институты развития, деятельность которых направлена на финансирование крупных проектов; б) промышленные корпорации; в) дирекции по реализации государственных программ с ограниченными сроками функционирования и набором конкретных задач для реализации. Анализ масштабов деятельности государственного корпоративного сектора показал, что в настоящее время государственные корпорации контролируют около 40% экономики, обеспечивают более половины ВВП страны; на их финансирование приходится примерно 25% расходной части бюджета РФ. На основе проведенного анализа в статье сделан вывод о том, что государственные корпорации являются локомотивами роста реального сектора экономики, учреждаются государством за счет средств бюджета для выполнения крупномасштабных проектов или решения важных экономических и социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ешугова Светлана Кадирбечивна, Хамирзова Саида Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE CORPORATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE REAL SECTOR OF ECONOMY

Studying the role and place of state corporations, as well as improving their activities in the framework of stimulating the real sector of the Russian economy is a relevant issue. The subject of the research is organizational and managerial relations arising in the system of functioning of state corporations and their impact on the real sector of economy. The aim of the research is to substantiate the role of state corporations in the development of the real sector of the Russian economy and to develop practical recommendations to improve the efficiency of their functioning in modern conditions. The article reveals the essence, as well as the significant role of state corporations in the innovative modernization of the Russian economy; the necessity of using impressive organizational, financial and economic potential of state corporations in stimulating the development of competitive industries in various sectors of the real sector of the economy is substantiated. There are three main types of state corporations in the Russian economy: a) financial development institutions; their activities are aimed at financing large projects; b) industrial corporations; c) directorates for the implementation of government programs with limited periods of operation and a set of specific tasks for implementation. An analysis of the scale of activity of the state corporate sector has shown that at present state corporations control about 40% of the economy and provide more than half of the state GDP; their financing accounts for about 25% of the expenditure side of the RF budget. The article concludes that state corporations are the locomotives of growth in the real sector of economy, established by the state at the expense of the budget to carry out large-scale projects or to solve important economic and social problems.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2020-15-4-126-133 УДК 334.7:339.923

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL ARTICLES

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Светлана К. Ешугова, Сайда К. Хамирзова

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; ул. Первомайская, д. 191, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения роли и места государственных корпораций, а также совершенствования их деятельности в рамках стимулирования реального сектора российской экономики.

Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие в системе функционирования государственных корпораций и их воздействия на реальный сектор экономики.

Цель исследования: научное обоснование роли государственных корпораций в развитии реального сектора российской экономики и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности их функционирования в современных условиях.

В статье раскрывается сущность, а также существенная роль государственных корпораций в инновационной модернизации российской экономики; обосновывается необходимость использования внушительного организационного, финансового и экономического потенциала государственных корпораций в стимулировании развития конкурентоспособных производств в различных отраслях реального сектора экономики.

В российской экономике функционируют три основных типа государственных корпораций: а) финансовые институты развития, деятельность которых направлена на финансирование крупных проектов; б) промышленные корпорации; в) дирекции по реализации государственных программ с ограниченными сроками функционирования и набором конкретных задач для реализации.

Анализ масштабов деятельности государственного корпоративного сектора показал, что в настоящее время государственные корпорации контролируют около 40% экономики, обеспечивают более половины ВВП страны; на их финансирование приходится примерно 25% расходной части бюджета РФ.

На основе проведенного анализа в статье сделан вывод о том, что государственные корпорации являются локомотивами роста реального сектора экономики, учреждаются государством за счет средств бюджета для выполнения крупномасштабных проектов или решения важных экономических и социальных задач.

Ключевые слова: государственные корпорации, государственная политика, модернизация экономики, инновационная модель развития, реальный сектор экономики, государственная поддержка экономики, госкорпорирование экономики

Для цитирования: Ешугова С.К., Хамирзова С.К. Роль государственных корпораций в развитии реального сектора экономики // Новые технологии. 2020. Т. 15, № 4. С. 126-133. https://doi.Org/10.47370/2072-0920-2020-15-4-126-133

THE ROLE OF STATE CORPORATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE REAL SECTOR OF ECONOMY

Svetlana K. Eshugova, Saida К. Khamirzova

Новые технопогт / New Technologies (Majkop) 2020; 15(4): 126-133_

FSBSI HE «Mctykop State Technological University», 191 Pervomayskava, str., Maykop, 385000, the Russian Federation

Annotation. Studying the role and place of state corporations, as well as improving their activities in the framework of stimulating the real sector of the Russian economy is a relevant issue.

The subject of the research is organizational and managerial relations arising in the system of functioning of state corporations and their impact on the real sector of economy.

The aim of the research is to substantiate the role of state corporations in the development of the real sector of the Russian economy and to develop practical recommendations to improve the efficiency of their functioning in modern conditions.

The article reveals the essence, as well as the significant role of state corporations in the innovative modernization of the Russian economy; the necessity of using impressive organizational, financial and economic potential of state corporations in stimulating the development of competitive industries in various sectors of the real sector of the economy is substantiated.

There are three main types of state corporations in the Russian economy: a) financial development institutions; their activities are aimed at financing large projects; b) industrial corporations; c) directorates for the implementation of government programs with limited periods of operation and a set of specific tasks for implementation.

An analysis of the scale of activity of the state corporate sector has shown that at present state corporations control about 40% of the economy and provide more than half of the state GDP; their financing accounts for about 25% of the expenditure side of the RF budget.

The article concludes that state corporations are the locomotives of growth in the real sector of economy, established by the state at the expense of the budget to carry out large-scale projects or to solve important economic and social problems.

Keywords: state corporations, state policy, economic modernization, innovative development model, real sector of economy, state support of the economy, state corporation of the economy

For citation: Eshngova S. K„ Khamirzova S. K. The role of state corporations in the development of the real sector of economy // New technologies. 2020. Vol. 15, No. 4. P. 126-133. https://doi. org/10.47370/2072-0920-2020-15-4-126-133

В настоящее время одним из декларируемых государством приоритетов является переход российской экономики к инновационной модели развития с целью обеспечения ее устойчивого роста и снижения зависимости от экспорта продукции и технологий. Поставленная задача предполагает необходимость полной модернизации экономики (в том числе ее реального сектора), разработки новых видов продукции на основе инновационных высокотехнологичных производств и их эффективного макроэкономического регулирования.

В рамках сложившихся в мировой практике механизмов стимулирования инновационного развития экономики необходимо отметить создание государственных корпораций как одну из форм реализации крупномасштабных

национальных задач, имеющих стратегическое значение для страны.

Развитие государственных корпораций, нацеленных на выполнение специальных государственных задач и достижение коммерческих результатов, за счет эффекта масштаба способно дать импульс к стимулированию инновационной модернизации реального сектора экономики.

Инновационная модернизация экономики предполагает необходимость крупных капиталовложений, концентрации капитала и производства в наукоемких и высокотехнологичных отраслях, что, в свою очередь, предполагает усиление поддержки государства в данной сфере посредством формирования государственных корпораций.

Современные вызовы мировой экономики, связанные с вступлением в новый

этап технологического развития, а также высокими геополитическими рисками вносят свои коррективы в регулирование развития реального сектора национальной экономики, в том числе в вопросах функционирования государственных корпораций.

В то же время, в условиях действия антироссийских санкций возможности инновационного преобразования реального сектора экономики существенно сократились, в том числе по доступу к зарубежным инновационным ресурсам, что определяет необходимость развития импортозамещения. Поэтому роль государственной поддержки реального сектора национальной экономики в форме создания государственных корпораций в ключевых отраслях существенно возрастает в условиях перехода экономики к инновационному типу развития.

Учитывая особую роль государственных корпораций в современной экономике России, необходимо построение соответствующих механизмов, обеспечивающих непрерывное инновационное обновление реального сектора экономики, а также активная государственная поддержка в отношении их развития.

Внушительный потенциал государственных корпораций в развитии реального сектора экономики определяется наделением их полномочиями органов государственного управления, а также возможностью аккумуляции значительных финансовых ресурсов. Обладая существенным организационным, финансовым и экономическим потенциалом, государственные корпорации способствуют развитию конкурентоспособных производств в различных отраслях реального сектора российской экономики.

Государственная корпорация представляет собой сложную вертикально интегрированную структуру созданную на основании федерального закона для осуществления управленческих, экономических, социальных или иных функций. Являясь одним из инструментов расширения государственного вмешательства в экономику и реализации

заданной макроэкономической политики, государственные корпорации призваны выполнять крупномасштабные инфраструктурные проекты, решать глобальные социальные и экономические задачи с целью достижения экономических и общественных целей при помощи государственного капитала.

С учетом их значительной роли в структурной модернизации российской экономики государственные корпорации обладают определенными преимуществами - способны аккумулировать крупный капитал и производственные активы, имеют сильные конкурентные преимущества, могут функционировать на бесприбыльной основе, осуществляют корпоративное управление под контролем и с преобладающим участием государства.

Правовое регулирование функционирования государственных корпораций осуществляется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями федерального Правительства, а также ведомственными нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Опыт зарубежных стран показывает, что государственные корпорации имеют широкое распространение и могут быть использованы для выполнения аналогичных задач во всем мире как институт, обеспечивающий развитие экономики и решение социальных проблем. Выбор разными странами модели госкорпорирования экономики зависит от стадии экономического развития, уровня технического потенциала и геополитических факторов.

Российская модель госкорпорирования экономики предполагает доминирующее участие государства в капитале и управлении, создание государственных холдингов и государственных корпораций как основных способов преодоления системного кризиса в экономике, в том числе в высокотехнологичных отраслях промышленности. Одним из главных отличий российской модели

Новые технологии / New Technologies (Majkop) 2020; 15(4): 126-133_

госкорпорирования экономики от американской и западноевропейской многие ученые называют «высокую степень бюрократизма, транзакционных издержек и риски коррупции».

Основные характеристики государственных корпораций и их роль в современной экономике России приведены в таблице 1.

В решении актуальных вопросов структурной перестройки российской экономики государственные корпорации являются доминирующей формой организации деятельности и вместе с тем драйверами обеспечения экономического

а) финансовые «институты развития» или корпорации-фонды («Роснано», «Внешэкономбанк»), деятельность которых направлена на финансирование различных проектов, в том числе инновационных. Такие корпорации не отягощены проблемными промышленными активами, требующими антикризисных мер, и поэтому являются более динамичными в своем развитии;

б) промышленные корпорации («Ро-сатом», «Ростех») обладают большим объемом активов и широкими полномочиями по распоряжению ими. В

роста за счет модернизации и инновационного развития [4].

Деятельность государственных корпораций может осуществляться на основе как коммерческих, так и некоммерческих целевых ориентиров, а именно: обеспечение роста занятости населения, финансирование социально значимых проектов, деятельность в социально важных отраслях, не всегда обеспечивающих получение прибыли и т.д.

В настоящее время в российской экономике функционируют три основных типа государственных корпораций:

Таблица 1

Table 1

литературе их также называют «квазихолдинги» и «квази-министерства»;

в) дирекции по реализации государственных программ («Олимпстрой», «ФСР ЖКХ», «АСВ»), которые имеют ограниченный срок существования и конкретные задачи для реализации. Эти корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества, обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу (средства федерального бюджета, Стабилизационного фонда, различные производственные и финансовые активы) [5].

Экономические характеристики государственных корпораций

Table 1 Economic characteristics of public corporations

Определение Госкорпорация - это сложная, вертикально интегрированная структура, созданная на основании федерального закона для осуществления управленческих, экономических, социальных или иных функций.

Признаки Корпоративное управление под контролем государства; преобладающее участие государства; владение крупным капиталом; наличие сильных конкурентных преимуществ; социальная направленность; способность работать на некоммерческой основе

Цели деятельности Достижение экономических и общественных целей, расширение государственного вмешательства в экономику

Содержание Экономический инструмент реализации макроэкономической политики

Сущность Инструмент решения крупномасштабных задач

Функции Реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов, решение разного рода глобальных социальных и экономических задач

Активы

Доходы от деятельности

Добровольные пожертвования

Имущественный взнос РФ

Государственные Органы

корпорации управления

Ф3«0 Генеральный

государственной директор

корпорации»

Наблюдательн

ый совет

ФЗ «О i

некоммерческих ! I организациях»

Правление

Кто назначает:

Президент РФ

Правительство РФ

Наблюдательный совет

Рис.1. Институциональные основы управления деятельностью государственных корпораций [6] Fig. 1. Institutional framework for managing the activities of public corporations [6]

Основу финансового и ресурсного потенциала государственных корпораций составляет имущественный взнос правительства РФ, наделение их в законодательном порядке привилегированными правами и определенными функциями, а также возможностями относительно свободного распоряжения денежными средствами в соответствии с их административным статусом (рис. 1).

Государственные корпорации обладают несомненным преимуществом в организации своей деятельности - это возможность самостоятельно управлять своей собственностью, а также свободно использовать и расходовать средства. Указанные привилегии могут способствовать возникновению злоупотреблений со стороны руководства корпораций в части нецелевого расходования средств или нерационального использования ресурсов.

Это подтверждает необходимость применения действенных инструментов контроля деятельности государственных корпораций, а также обеспечения их экономической безопасности. В то же время возможность осуществления контроля над деятельностью государственных корпораций имеется лишь у высших органов власти - Президента и Правительства

РФ, которые обладают определенными полномочиями и рычагами воздействия на направления их деятельности, могут назначать руководителей, требовать предоставления отчетности и результатов проверок.

В настоящее время ключевую роль в развитии реального сектора экономики играют именно государственные корпорации, обеспечивая больше половины хозяйственного оборота при относительно низкой доле в структуре организационных форм. На финансирование деятельности государственных корпораций приходится примерно 25% расходной части бюджета РФ; в той или иной форме они контролируют около 40% экономики страны, обеспечивая более половины ВВП страны.

В то же время, по данным независимых экспертов, вклад государственных компаний и корпораций в ВВП в настоящее время оценивается в районе 70%, в то время как в 2005 году этот показатель находился в пределах 35%. При этом деятельность государственных корпораций ориентирована, прежде всего, на формирование инновационной экономики и модернизацию реального сектора экономики (табл. 2).

11П Новые технологии / New Technologies (Majkop) OU 2020; 15 (4): 126-133

Таблица 2

Вклад государственных корпораций в формирование инновационной экономики и модернизацию реального сектора

Table 2

Contribution of state corporations to the formation of an innovative economy and modernization of the real sector

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП (%) 20,7 20,9 21,2 20,5 19,6 20,8 21,2 21,3

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП (%) 19,7 20,3 21,1 21,8 21,3 21,6 21,7 21,8

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о существенном вкладе государственных корпораций в формирование инновационной экономики и в модернизацию реального сектора, а также способствуют созданию новых рабочих мест, росту ВВП, укреплению экономической безопасности страны.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» государственными корпорациями осуществляются разные виды экономических преобразований, а также функций регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне.

Обеспечению экономической безопасности страны во многом способствует инвестиционная деятельность государственных корпораций, которая вносит существенный вклад в развитие экономики. Государственные корпорации по данным Министерства экономического развития РФ обеспечивают более 30% от всех инвестиций в российскую экономику.

Так, например, объем портфеля экспортного финансирования ГК «Внешэкономбанк» на 1 января 2019 года составил 1208,1 млрд. руб., в 2018 г. было профинансировано 132 инвестиционных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проекта общей стоимостью более 4,7 трлн. руб.

Объем инвестиционной программы ГК «Ростех» в реальном секторе экономики в 2016-2025 годах составляет около 4,3 трлн. рублей. Наибольший объем инвестируемых средств корпорации приходится на авиационную промышленность, электронику и вооружение.

ГК «Росатом» также развивает различные направления бизнеса в реальном секторе экономики - это производство электроэнергии, цифровых продуктов, разработка и моделирование инфраструктурных решений для городов и т.д. Общая сумма поступлений налоговых платежей предприятий ГК «Роса-том» в бюджетную систему составила 188,2 млрд. руб. в 2018 г.

Деятельность государственных корпораций способствует повышению инвестиционного потенциала и развитию инфраструктуры различных отраслей экономики, субъектов РФ, приводит к созданию новых рабочих мест, улучшению финансово-экономических показателей и повышению уровня доходности реального сектора экономики. Обеспечивая инновационное развитие российской экономики, государственные корпорации способствует сглаживанию «провалов» рынка, смягчению последствий кризисных явлений. Создаваемые государством в инновационной, банковской и других

сферах экономики, госкорпорации вносят существенный вклад в решение проблем социально-экономического развития страны.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы и обобщения.

Во-первых, государственные корпорации пользуются особыми преференциями и поддержкой государства, должны обладать повышенным запасом финансовой прочности. В этой связи государственные корпорации обеспечиваются крупным стартовым капиталом, зачастую освобождаются от уплаты налогов и дивидендов, имеют государственные гарантии выплат по своим облигациям и т.д.

Во-вторых, госкорпорации, обладающие правами на выполнение функций государственного управления, способны лоббировать свои интересы в вышестоящих структурах, что делает их инициативными субъектами экономики и позволяет выполнять поставленные задачи достаточно эффективно, избегая бюрократической волокиты.

В-третьих, государственные корпорации учреждаются государством за счет средств бюджета для решения важных экономических и социальных задач. Учреждение государственной корпорации происходит либо в условиях экономического спада, дефицита продукции общественного назначения, либо при необходимости решения крупномасштабных государственных задач.

Таким образом, государственные корпорации становятся локомотивами роста реального сектора экономики, а также основных направлений социально-экономического развития [7].

Современные государственные корпорации динамично развиваются, имеют достаточно сложную структуру собственности, которая наращивается за счет интеграционных процессов, формирования холдингов и кластерных объединений, создания сетей дочерних предприятий или приобретения новых объектов собственности. Несомненно, эффективное управление такими

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors dectare по conflict of interests

сложными структурами предполагает необходимость высокой квалификации и профессионализма и может осуществляться результативно только при наличии соответствующего нормативно-правового обеспечения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хамирзова С.К. Специфика функционирования государственных корпораций как института современной экономики // XXXVII НЕДЕЛЯ НАУКИ МГТУ: материалы конференции. Майкоп, 2019. С. 169-172.

2. Государственные корпорации как элемент модернизации российской экономики: доклад / Савицкий К. [и др.] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. М., 2013.

3. Соколов А. Кремлевские «инсайдеры». Кто управляет экономикой России. М.: ТД Алгоритм, 2016.

4. Моляков А. Ю. Государственная корпорация как особый субъект рыночной экономики // Экономические науки. 2011. № 5.

5. Курченков В.В., Калмыкова Т.Н. Институциональные факторы формирования государственных корпораций в современной российской экономике // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 2 (38). С. 37-46.

6. Спивак В. А. Управление корпорациями. Теория и практика: учебник. М.: Юрайт, 2014. 460 с.

7. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Совершенствование управления в интегрированных корпоративных структурах (корпорациях) с государственным участием»

Новые технологии / New Technologies (Majkop) 2020; 15(4): 126-133_

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://app-pps.hse.ru/upload/document/publica-tion_618250585_1426094093.pdf.

8. Российский статистический ежегодник. 2019: статистический сборник / Росстат. М., 2020. 708 с.

REFERENCES:

1. Khamirzova S.K. The specifics of functioning of state corporations as an institution of modern economics // XXXVII WEEK OF SCIENCE of MSTU: conference proceedings. Maykop, 2019. P. 169-172.

2. State corporations as an element of modernization of the Russian economy: a report / K. Sav-itsky [et al.] // Analytical Center for the Government of the Russian Federation. M., 2013.

3. Sokolov A. Kremlin «insiders». Who runs the Russian economy? Moscow: TH Algorithm, 2016.

4. Molyakov A. Yu. State corporation as a special subject of the market economy // Economic sciences. 2011. No. 5.

5. Kurchenkov V.V., Kalmykova T.N. Institutional factors of the formation of state corporations in the modern Russian economy // Modern economics: problems and solutions. 2013. No. 2 (38). P. 37-46.

Информация об авторах / Information about the authors:

6. Spivak V.A. Management of corporations. Theory and practice: a textbook. M.: Yurayt, 2014. 460 p.

7. Report on the research work on the topic: «Improving management in integrated corporate structures (corporations) with state participation» [Electronic resource]. Access mode: https://app-pps.hse.ru/upload/document/publi-cation_618250585_1426094093.pdf.

8. The Russian statistical yearbook. 2019: a statistical collection / Rosstat. M, 2020.708 p.

Светлана Кадирбечивна Ешугова, декан факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», кандидат экономических наук, доцент; е shug. sv@y andex. ru Сайда Казбековна Хамирзова, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», кандидат экономических наук, доцент; saida.maykop@yandex.ru

Svetlana K. Yeshugova, Dean of the Faculty of Economics and Service, FSB SI HE «Maykop State Technological University», Candidate of Economics, an associate professor;

eshug.sv@yandex.ru Saida K. Khamirzova, an associate professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE «Maykop State Technological University», Candidate of Economics, an associate professor; saida .maykop @y andex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.