УДК 378
DOI 10.52452/18115942_2023_3_193
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2023 г. А. Т. Галиахметова
Галиахметова Альбина Тагировна, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры иностранных языков Казанского государственного энергетического университета albinagal2601 @mail.ru
Стотья поступило вредокцию 23.05.2023 Стотья принято к публикоции 18.06.2023
Цель работы - рассмотреть проблемы формирования и развития у студентов зарубежных вузов глобальной компетентности - одного из важных компонентов функциональной грамотности и важного условия профессиональной подготовки современного специалиста. Одна из важных причин формирования глобальной компетентности у будущих специалистов заключается в том, что ключевой задачей современного профессионального образования является личностное развитие будущего специалиста, обеспечивающее профессиональный универсализм - способность человека менять способы и сферы своей деятельности. На современном рынке труда наиболее важными качествами специалиста считаются навыки саморазвития и самообразования, умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни и в личностном самоопределении. Результаты исследования, проведенного в ряде зарубежных вузов, говорят о том, что успешность сотрудника зависит от его профессиональных компетенций лишь на 15%, оставшиеся 85% зависят от универсальных и глобальных компетенций.
В статье разработаны и представлены сущность и ретроспективный анализ развития понятий «глобальная компетентность» и «глобальные компетенции». Рассматриваются взаимосвязь глобального образования и глобальной компетентности, влияние глобальных компетенций на профессиональную компетентность, уровень профессиональной подготовки современных специалистов. Доказана эффективность процесса развития глобальных компетенций студентов на основе цифровизации образования. В работе использованы следующие методы - теоретические: изучение теоретического анализа и обобщение отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы; эмпирические - педагогическое наблюдение на тему исследования, опрос, анкетирование, тестирование.
Ключевые слово: глобализация общественного развития, создание единых экономических, политических, образовательных и культурных центров, глобальное образование, глобальные проблемы, глобальные компетенции, глобальные компетенции как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов.
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях развития общества многие зарубежные вузы проводят активную деятельность по развитию глобальных компетенций у обучаемых. В настоящее время возникает острая необходимость изучения и реализации данного зарубежного опыта в деятельности отечественных вузов. Лишь глобально компетентные специалисты способны эффективно решать современные проблемы в различных сферах и обеспечить инновационное социально-экономическое развитие предприятия (организации), отрасли и страны.
Цель исследования - изучение теоретических основ и опыта деятельности зарубежных вузов по повышению эффективности процесса развития у студентов глобальных компетенций на основе цифровизации образования.
Задачи исследования: а) уточнить сущность понятий «глобальная компетентность» и «глобальные компетенции», определить особенности их формирования и развития у студентов зарубежных вузов; б) определить модель повышения эффективности процесса развития глобальных компетенций у студентов зарубежных вузов на основе реализации цифровых технологий; в) проанализировать результаты работы зарубежных вузов по формированию и развитию у студентов глобальных компетенций на основе реализации цифровых технологий и определить возможность реализации данного опыта в деятельности отечественных вузов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определено содержание понятий «глобальная компетентность» и «глобальная компетенция»;
- определена модель повышения эффективности процесса развития глобальных компетен-
ций у студентов зарубежных вузов на основе реализации цифровых технологий.
Практическая ценность исследования заключается в том, что результаты изучения процесса формирования и развития глобальных компетенций у студентов зарубежных вузов позволят реализовать данный опыт в деятельности отечественных вузов и значительно повысить уровень профессиональной подготовки.
Методологию исследования составляют положения (концепции) системно-деятельностного подхода и системного анализа, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании.
Материалы исследования
Развитие глобальных компетенций у студентов вносит ценный вклад в процесс повышения качества профессионального образования. Настало время для формирования у будущих специалистов не только узкопрофессиональных компетенций по отдельным специальностям, но и системы умений (компетенций), позволяющих решать крупные, глобальные проблемы в различных сферах и обеспечить инновационное развитие исследуемого объекта или системы. Часто решение профессиональных проблем невозможно без рассмотрения конкретной профессиональной деятельности в составе системы глобального мира, глобального образования и принятия мер для решения узкопрофессиональных и глобальных проблем во взаимосвязи.
В настоящее время происходит формирование многополярного мира и, естественно, осуществляются определенные изменения в процессе глобализации общественного развития. Вектор создания центров экономических, политических, образовательных и культурных пространств в мире все более ориентируется на Восток (Китай, Индию) и Россию.
Для полного понимания значения деятельности по формированию и развитию у студентов глобальных компетенций необходимо разобраться в понятиях «глобальное образование» и «глобальная компетентность».
Глобальное образование и глобальная компетентность - взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия.
«Глобальное образование трактуется как образование, целью которого является формирование глобального миропонимания, то есть рассмотрение изучаемых объектов как составляющих и взаимосвязанных компонентов целостного (глобального) мира и его глобальных сфер (экономики, политики, духовной сферы, социальной сферы, в том числе культуры, науки,
образования)» [1]. Глобальное образование характеризуется также универсализацией содержания учебного материала.
Глобальное образование как система представляет собой интеграцию различных образовательных систем, форм и технологий.
В соответствии с требованиями глобального образования вузы должны готовить будущих специалистов не только к узкой специализации в своей профессиональной области. В вузах должна быть заложена основа для целостного представления о любой области знаний, в том числе о любой области профессиональных знаний, основа для генерации инновационных идей. Глобальное образование определяется как образовательная стратегия, в рамках которой глобальные проблемы изучаются на основе ин-тегративного метода. Глобальное обучение обладает двумя характеристиками: оно сущностно связано с глобальными проблемами и реализует полидисциплинарную концепцию формирования содержания образования, позволяющую интегрировать дисциплинарные знания, а также научный и личный опыт.
Глобальное образование можно рассматривать и как образование, целью которого является формирование глобальных компетенций [1-8].
В США созданы центры и школы глобального образования. Во многих вузах разрабатываются программы глобального образования [10, 11].
Образовательные программы большинства школ и центров глобального образования реализуют междисциплинарный и мультидисцип-линарный подходы (наряду с введением мета-предметов).
Проблемы глобального образования исследовали К. Андерсон [1], Р. Хенви [2], Дж. Коган [3] (США) и др. Вопросами разработки теории и практики формирования и развития у обучаемых глобальных компетенций занимались Г. Битхем, А. Литлджон [4] (Великобритания), Дарла К. Дирдорф [5], В. Мансилла, Э. Джексон [6], В. Хантер [7] (США), Джин Ли [8], Тен Цзюнь [9] (Китай), Т.В. Коваль [10], С.Е. Дюко-ва [11], С.А. Королькова [12], О.П. Миханова [13] (Россия) и др.
При организации отечественными образовательными учреждениями работы по формированию и развитию глобальных компетенций у будущих специалистов, в том числе на основе реализации цифровых технологий, мы, безусловно, должны воспользоваться также и опытом зарубежных стран (как западных, так и восточных).
Понятия «глобальная компетентность» и «глобальные компетенции» в педагогической литературе определяются по-разному.
Значительное большинство ученых понятие «глобальная компетентность» определяет как многомерную способность, которая включает в себя следующие глобальные компетенции:
а) способность изучать глобальные и межкультурные проблемы;
б) способность понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения;
в) способность успешно и уважительно взаимодействовать с представителями других культур;
г) способность принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития изучаемого объекта.
Таким образом, мы видим, что первоначально ученые мира понятие «глобальная компетентность» рассматривали лишь как многомерную способность специалиста, ориентированную на понимание и решение глобальных проблем различных народов, национальностей, культур, стран, а также на решение глобальных межнациональных и социальных проблем» [14]. Иначе говоря, рассматривалось решение глобальных проблем мира и его основных сфер, разделенных по национальному, культурному, географическому, территориальному признаку.
Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы всего населения мира (всемирные) или региона (региональные). Глобальные проблемы затрагивают различные сферы жизнедеятельности человека.
В настоящее время понятие «глобальная компетентность» рассматривается в узком и широком смысле слова.
В узком смысле данное понятие означает «способность:
- рассматривать весь мир и его отдельные аспекты как сложную систему, состоящую из различных взаимосвязанных элементов;
- рассматривать изучаемый объект как органическую часть одной из глобальных сфер человеческой деятельности (глобальной экономики, глобальной политики, глобальной социальной сферы, глобальной духовной сферы, в т. ч. глобальной культуры, глобального образования);
- понимать и принимать меры для решения глобальных проблем» [6].
В широком смысле слова под глобальной компетентностью понимают не только способность рассматривать изучаемый объект как органическую часть глобального мира, в том числе одной из глобальных сфер человеческой деятельности, и принимать меры для решения глобальных проблем, но и как:
а) способность, позволяющую (совместно с профессиональной компетентностью) принимать меры для эффективного решения ключе-
вых профессиональных проблем (межотраслевых, отраслевых или специальных), эффективной практической реализации профессиональной деятельности и инновационного развития изучаемого объекта;
б) способность, позволяющую (совместно с компетентностью по конкретным учебным дисциплинам) принимать меры для эффективного решения ключевых проблем данных дисциплин, а также междисциплинарных проблем.
Реализация данных способностей осуществляется на основе:
- глобального образования, в том числе знаний о различных сферах человеческой деятельности и их проблемах, знаний о глобальных проблемах человечества;
- установления тесного взаимодействия с представителями этих сфер;
- педагогических технологий определения и решения проблем (проектных, исследовательских, проблемных, модульных, проблемно-модульных, интегральных), других современных технологий образования и развития личностных качеств;
- универсальных (метапредметных) учебных умений (компетенций) (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- современных цифровых технологий.
При данном подходе понятие «глобальная компетентность» рассматривается гораздо шире и более системно.
За рубежом реализуются различные организационно-педагогические условия повышения эффективности процесса развития глобальных компетенций студентов вузов.
Важным условием является цифровизация образования, внедрение цифровых технологий в процесс развития глобальных компетенций студентов.
Понятия «цифровые технологии» и «информационные технологии» - взаимосвязанные понятия.
Цифровые технологии - это технологии, основанные на дискретной (двоичной) системе счисления и базирующиеся на кодировании и трансляции информационных данных, позволяющих решать разнообразные задачи за относительно короткие отрезки времени (как передачи и обработки информации, так и другие задачи: цифровое производство, цифровой дизайн и т. д.) [6, 7].
Эффективность цифровых технологий повышается значительно при условии их реализации одновременно с другими инновациями, в частности при реализации одновременно с инновационными педагогическими и управленческими технологиями, например с технологией проектного управления.
Ключевая цель проектного управления - повышение эффективности процесса развития глобальных компетенций студентов на основе:
а) развития у студентов умений и навыков самостоятельно получать профессиональные знания, работать с профессиональной информацией, эффективной реализации универсальных компетенций (коммуникативных, регулятивных, познав ательных);
б) личностного развития;
в) ориентации на конечный практический продукт.
Концепты (основные концептуальные идеи) технологии проектного управления процессом развития глобальных компетенций студентов:
1. Осознание обучаемыми проблемы необходимости повышения глобальной компетентности и направленность данной работы на конечный практический «осязаемый» продукт (например, конечный продукт может быть в форме памятки об инновационной компетентности и инновационной технологии, планов (технологических карт) учебных занятий по формированию инновационной компетентности на основе данной технологии и т.д.);
2. Самостоятельная познавательная, исследовательская работа студентов.
Принципы проектной деятельности:
а) мотивация (стимулирование) учебно-познавательности деятельности студентов и педагогических работников;
б) оптимальное сочетание теоретических и практических форм методической работы;
в) адаптивность проектной деятельности;
г) оптимальное сочетание форм работы (индивидуальной, групповой и фронтальной).
Рассмотрим пример реализации цифровых технологий в условиях проектного управления процессом развития глобальных компетенций студентов.
Модель процесса развития глобальных компетенций студентов зарубежных вузов на основе цифровизации образования в условиях проектного управления. Основные этапы процесса автоматизированы с помощью цифровых технологий.
1. Проблемно-ориентированный анализ уровня глобальной компетентности студентов (данный этап автоматизирован).
Проблема заключается в необходимости развивать у студентов глобальные компетенции.
2. Планирование (автоматизировано).
а) Целеполагание (автоматизировано).
Образовательная цель - развивать у студентов глобальные компетенции.
Цель как конечный практический продукт (или комплекс практических продуктов).
Разработать (подготовить):
- учебно-методическое пособие по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
- план или технологическую карту учебного занятия по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
- открытое занятие по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
- критерии оценки и анализа занятия по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий.
При дальнейшем планировании и реализации задач, конкретных мер и мероприятий студенты ориентируются не только на то, что у них должны сформироваться определенные знания, компетенции, но они также готовят (разрабатывают) описанный комплекс практических продуктов.
Основные задачи (определение задач автоматизировано):
а) изучить литературу по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
б) изучить электронную информацию по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
в) изучить опыт работы преподавателя по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
г) учеба на курсах по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий и т. д.
3. Поисково-исследовательская деятельность (автоматизирована):
а) поиск и изучение информации по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий (литературы, цифровой информации, опыта работы, обучения на курсах и т.п.);
б) исследовательская деятельность (можно уже на этом этапе проверить некоторые гипотезы об эффективности изучаемой технологии).
4. Проектирование (моделирование, конструирование) инновационной системы процесса развития глобальных компетенций студентов (частично автоматизировано).
5. Подготовка комплекса конечных практических продуктов (частично автоматизирована):
а) учебно-методического пособия или памятки по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
б) плана или технологической карты учебного занятия по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
в) открытого занятия по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий;
г) критериев оценки и анализа занятия по развитию глобальных компетенций студентов на основе цифровых технологий.
6. Презентация проекта (презентация комплекса конечных практических продуктов (частично автоматизирована)).
7. Рефлексия (самооценка, самоанализ) проектной деятельности.
Основные цифровые технологии, реализуемые в зарубежных вузах.
В зарубежных вузах имеются различное цифровое оборудование, лаборатории, включающие в себя многообразие приборов. Они позволяют автоматизировать различные этапы учебно-познавательной деятельности студентов, в т. ч. развивать навыки иностранной речи, а также автоматизировать основные функции управления процессом образования, в том числе управления процессом развития глобальных компетенций студентов. Существуют также специальные аудитории, снабженные ноутбуками и программным обеспечением, позволяющим взаимодействовать со студентами. В распоряжении студентов имеются лаборатории, оборудованные ноутбуками с выходом в Интернет, наушниками, микрофонами, динамиками, проектором и интерактивной доской. Это позволяет отрабатывать и контролировать различные навыки в процессе обучения.
Преподаватель имеет возможность создавать курсы для каждой учебной группы и выбрать свою траекторию развития глобальных компетенций.
Преподаватель, направив задания студентам, может наблюдать за их результатами в электронном журнале. Система автоматически анализирует и оценивает работы обучаемых, представляет обобщенную информацию по группе.
На занятиях активно используются электронные учебники. Данные ресурсы размещены в свободном доступе на сайтах и могут использоваться как в качестве дополнительного материала на занятиях, так и для самостоятельной работы студентов. Здесь представлены различные упражнения и задачи.
В зарубежных вузах все активнее используются так называемые инструменты коллективного пользования, призванные развивать навыки и умения проектно-исследовательской деятельности, коллективной работы [3; 6; 7]. К ним относятся облачные сервисы и системы дистанционного обучения, позволяющие разнообразить форматы проведения занятий - от телемостов до трансляции лекций из вузов. В свои курсы преподаватели загружают тексты, аудио, видео, ссылки на необходимые ресурсы, создают упражнения для отработки определенных тем,
форумы для обсуждения и обратной связи со студентами, а также тесты для входного, промежуточного и итогового контроля.
Имеется доступ к видеоматериалам на всех изучаемых языках. Помимо этого, видеосопровождение дает возможность наглядно представить те явления, места, процессы, о которых идет речь.
Для самостоятельной работы студенты используют различные интернет-ресурсы, позволяющие закрепить знания по изученным темам, а также пообщаться в режиме онлайн.
Интерактивный компонент - непосредственная составляющая практических занятий. Практика предполагает его использование в ситуациях коммуникации.
Электронные курсы и учебники включают в себя тесты, задания, видео, аудирование, систему автоматического анализа и оценивания. Роль преподавателя ограничивается тьюторством, так как он является наблюдателем учебного процесса.
Роль преподавателя незаменима в преподавании. Цифровизация не может заменить человека.
Эффективность развития глобальных компетенций студентов вузов на основе цифровых технологий повышается в связи с тем, что цифровые технологии обеспечивают возможность:
- повысить темп обучения, что зависит от скорости передачи информации и является острой необходимостью в глобальном мире;
- обучаться дистанционно;
- автоматизировать управление процессом формирования и развития глобальных компетенций студентов (автоматизация функций управления: диагностика и анализ уровня глобальной компетентности студентов);
- автоматизировать поиск и изучение информации о развитии глобальных компетенций студентов (литературы, цифровой информации, опыта работы, обучения на курсах и т.п.);
- повысить эффективность исследовательской деятельности;
- обучаться у любого преподавателя по всему миру или в любой образовательной организации по всему миру;
- обучаться в удобное для себя время и в любом месте, без отрыва от основной деятельности;
- реализовать личностно ориентированный подход к обучению, проектировать и реализо-вывать индивидуальные траектории развития студентов;
- неформально общаться с представителями других национальностей и культур (друзья по переписке, социальные сети, форумы и т.д.) для налаживания межкультурных связей, передачи опыта и дополнительной практики иностранного языка;
- изучать мировую и национальную культуру;
- организовать коммуникации на основе использования и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы по направлению;
- широко использовать в деятельности по развитию глобальных компетенций активные методы обучения;
- осуществлять интеграцию различных видов образовательной деятельности (образовательной, исследовательской и др.);
- активизировать адаптацию процесса развития глобальных компетенций студентов вузов к индивидуальным потребностям обучаемых;
- повысить мотивацию деятельности студентов по развитию глобальных компетенций.
Таким образом, формирование и развитие глобальных компетенций у студентов вузов обеспечивает не только решение глобальных (всеобщих) проблем, но и профессиональных проблем и совершенствование профессиональной подготовки специалистов (на основе интеграции профессиональной и глобальной компетентности и личностного развития будущих специалистов).
Цифровые технологии являются важным средством повышения эффективности развития глобальных компетенций у студентов вузов.
Результаты исследования
Проведен анализ развития понятий «глобальная компетентность» и «глобальные компетенции», определены и изучены современные модели развития глобальных компетенций у студентов зарубежных вузов как важного условия повышения уровня профессиональной подготовки специалистов:
- модель развития у студентов глобальных компетенций на основе создания в вузах центров обучения и управления данной деятельностью (центров глобальной компетентности);
- модель развития глобальных компетенций у студентов вузов на основе интернационализации образования;
- модель развития глобальных компетенций у студентов европейских вузов на основе Бо-лонского процесса и др.
Исследование показало, что интеграция данных моделей с моделью развития глобальных компетенций у студентов вузов на основе циф-ровизации образования значительно повышает качество и эффективность данного процесса (процесса развития глобальных компетенций студентов) и его результатов.
Так, повышение уровня глобальных компетенций в исследуемых вузах наблюдалось в
среднем: а) у 36% студентов с низкого до среднего уровня; б) у 25% студентов со среднего до высокого уровня (по шкале оценки качества вузовского образования государственных и межвузовских исследовательских программ США, ряда европейских стран, а также Международной программы оценки образовательной деятельности - PISА).
Данные модели также были экспериментально проверены и широко апробированы в образовательной деятельности отечественных вузов, в т.ч. Казанского государственного энергетического университета. Данные результаты также позволили сделать вывод о положительном влиянии данных моделей на учебный процесс в учреждениях высшего профессионального образования, его ресурсы и результаты. В ходе эксперимента отмечены следующие изменения: а) повышение качества конечных результатов работы вуза (количество студентов экспериментальных групп, выдержавших экзамены на «4» и «5», с 34.2% увеличилось до 48.4%); б) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество лекций и практических занятий в экспериментальных группах, на которых реализуются современные педагогические технологии, с 21% увеличилось до 87%).
Заключение
Опыт работы зарубежных вузов (США, Европы, а также стран Востока) по развитию у студентов глобальных компетенций как важного условия профессиональной подготовки специалистов (в том числе на основе цифровых технологий) в настоящее время является исключительно востребованным.
Вследствие этого имеется возможность реализовать основные положения исследований и опыт зарубежных вузов по данной проблеме (с учетом особенностей страны) в деятельности вузов России и значительно повысить уровень профессиональной подготовки отечественных специалистов.
Список литературы
1. Bruno A., Bates I., Brock T., Anderson C. Towards a global competency framework // American Journal of Pharmaceutical Education. 2010. № 74 (3). URL: https://doi.org/10.5688/aj740356 (дата обращения: 05.03.2023).
2. Hanvey R.G. An attainable global perspective // Theory into Practice. 1982. Vol. 21. № 3. P. 162-167.
3. Cogan J.J., Derricott R. Citizenship for the 21st century: an international perspective on education. L.: Kogan Page, 1998. Р. 25-29.
4. Beetham H., McGill L., Littlejohn A. Thriving in the 21st century: Learning literacies for the digital age (LliDA project). Glasgow, UK : The Caledonian Academy, Glasgow Caledonian University, 2009. Р. 14-19.
5. Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of Studies in International Education. 2006. № 3. Р. 241-266.
6. Mansilla V.B., Jackson A. Educating for Global Competence: Preparing our Youth to Engage the World. 2011. CCSSO - Asia Society. URL: http://asiasociety.org/ files/book-globalcompetence.pdf (дата обращения: 08.03.2023).
7. Hunter W.D., White G.P., Godbey G.C. What Does It Mean to be Globally Competent? // Journal of Studies in International Education. 2006. № 10 (3). Р. 267-285.
8. Jian Li. Comprehensive Global Competence for World-Class Universities in China. Context, Concept, Model and Evaluation // Springer Nature. Singapore: Pte Ltd, 2020. Р. 43-48.
9. Цзюнь Тен. Качество образования и глобальная компетентность студентов. Пекинский университет, 2016. 278 с.
10. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 112-123.
11. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Как оценивать умения учащихся в сфере глобальных компетенций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 208-217.
12. Королькова С.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении // Вестник ВолГУ.
2008. Серия 6. Вып. 11. C. 29-33.
13. Миханова О.П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4 (12). С. 145-151.
14. Fantini A.E. Assessing intercultural competence // The SAGE handbook of intercultural competence.
2009. Р. 456-476.
INCREASING THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF DEVELOPING GLOBAL COMPETENCES AMONG STUDENTS OF FOREIGN UNIVERSITIES ON THE BASIS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
A.T. Galiakhmetova
Kazan State Power Engineering University
The purpose of the work is to consider the problems of formation and development of global competence among students of foreign universities - one of the important components of functional literacy and an important condition for the professional training of a modern specialist.
One of the important reasons for the formation of global competence among future specialists is that the key task of modern professional education is the personal development of the future specialist, which ensures professional universalism - the ability of a person to change the ways and areas of his activity. In the modern labor market, the most important qualities of a specialist are the skills of self-development and self-education, the ability to solve problems that arise in knowledge, in relationships between people, in professional life and in personal self-determination. The results of a study conducted in a number of foreign universities show that the success of an employee depends on his professional competencies by only 15%, the remaining 85% depend on universal and global competencies.
The article developed and presented the essence and retrospective analysis of the development of the concepts of «global competence» and «global competences». The interrelation of global education and global competence, the influence of global competences on professional competence, the level of professional training of modern specialists are considered.
The effectiveness of the process of developing global competencies of students based on the digitalization of education has been proven.
The following methods were used in the work: theoretical: study of theoretical analysis and generalization of domestic and foreign psychological and pedagogical literature; empirical: pedagogical observation on the topic of research, survey, questioning, testing.
Keywords: globalization of social development, creation of common economic, political, educational and cultural centers, global education, global problems, global competencies, global competencies as a means of improving the professional training of specialists.