Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ответственность / курсанты военного Университета / компоненты ответственности / модель развития ответственности у курсантов Военного университета / responsibility / cadets of the Military University / components of responsibility / model of responsibility development in cadets of the Military University

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куницына Светлана Михайловна

Статья посвящена изучению такого интегративного качества личности, как ответственность. Автор отмечает, что ответственность является многогранным понятием и рассматривается целым рядом гуманитарных наук. Ответственность представляет собой сложную целостную структуру взаимосвязанных компонентов, которые необходимо учитывать в образовательном процессе курсантов Военного университета: информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой и оценочно – корректировочный. Целью статьи является теоретическое обоснование модели развития ответственности у курсантов Военного университета, которая включает в себя цель, задачи, принципы, функции, критерии, компоненты, методики, педагогические условия, механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR DEVELOPING RESPONSIBILITY IN CADETS OF THE MILITARY UNIVERSITY

The article is devoted to the study of such an integrative quality of personality as responsibility. The author notes that responsibility is a multifaceted concept and is considered by a number of humanitarian sciences. Responsibility is a complex holistic structure of interrelated components that must be taken into account in the educational process of cadets of the Military University: informational-cognitive, motivational-value, operational-activity, emotionalvolitional and evaluative-corrective. The purpose of the article is a theoretical description of the model of responsibility development in cadets of the Military University, which includes the goal, objectives, principles, functions, criteria, components, methods, pedagogical conditions, mechanisms

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 378

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

A MODEL FOR DEVELOPING RESPONSIBILITY IN CADETS OF THE MILITARY UNIVERSITY

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению такого интегративного качества личности, как ответственность. Автор отмечает, что ответственность является многогранным понятием и рассматривается целым рядом гуманитарных наук. Ответственность представляет собой сложную целостную структуру взаимосвязанных компонентов, которые необходимо учитывать в образовательном процессе курсантов Военного университета: информационно-когнитивный, мо-тивационно-ценностный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой и оценочно - корректировочный. Целью статьи является теоретическое обоснование модели развития ответственности у курсантов Военного университета, которая включает в себя цель, задачи, принципы, функции, критерии, компоненты, методики, педагогические условия, механизмы.

Ключевые слова: ответственность, курсанты военного Университета, компоненты ответственности, модель развития ответственности у курсантов Военного университета.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of such an integrative quality of personality as responsibility. The author notes that responsibility is a multifaceted concept and is considered by a number of humanitarian sciences. Responsibility is a complex holistic structure of interrelated components that must be taken into account in the educational process of cadets of the Military University: informational-cognitive, motivational-value, operational-activity, emotional-volitional and evaluative-corrective. The purpose of the article is a theoretical description of the model of responsibility development in cadets of the Military University, which includes the goal, objectives, principles, functions, criteria, components, methods, pedagogical conditions, mechanisms.

Keywords: responsibility, cadets of the Military University, components of responsibility, model of responsibility development in cadets of the Military University.

Светлана Михайловна КУНИЦЫНА,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела качества военного образования, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, svetlana28061979@mail.ru

Svetlana Mikhailovna KUNITSYNA,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher of the Research Department of Quality of Military Education, Military University named after Prince Alexander Nevsky Ministry of Defense of the Russian Federation, svetlana28061979@mail.ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Введение

В последние десятилетия в жизни российского общества произошли существенные изменения, затронувшие все сферы жизнедеятельности (политическую, экономическую, социальную, культурную). Для современного молодого человека возникает насущная необходимость адекватного реагирования на широкий спектр постоянно возникающих проблем, уметь принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за их реализацию. От образовательных организаций требуется сместить акценты воспитания на развитие самостоятельности, ответственности и мобильности молодого поколения.

На первый план при определении качества подготовки выпускника вуза выдвигается его способность принимать взвешенные, ответственные решения, а приоритетными требованиями работодателя к будущему специалисту являются сформированность у него не только ключевых компетентностей, но и развитое чувство ответственности, обладая которым, специалист способен понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, сопричастность к общему делу [5].

Инновационные процессы в обществе, направленные на поиск современных механизмов развития ответственности личности, обуславливают необходимость исследования развития ответственности в сфере получения высшего образования. Особенно важно рассмотреть данную проблему в сфере получения военного образования, так как сегодняшние курсанты, а завтра - офицеры, должны четко представлять, что на них лежит ответственность за будущее нашей страны [1].

Основная часть

Ответственность является многогранным понятием и рассматривается целым рядом гуманитарных наук. Эта проблема в поле зрения специалистов по этике, социологии, правоведению. В исследованиях С.Ф. Анисимова, H.A. Головко, А.И. Грядуновой, Р.И. Косолапова, С.М. Косолапо-ва, В.Н. Кудрявцева, B.C. Маркова, H.A. Минкиной, А.И. Ореховского, В.И. Сперанского, А.Ф. Плахот-ного, Н.Д. Табунова, Г. В. Фартуховой рассматриваются моральный и правовой аспекты ответственности: ответственность-перед государством, обществом, совестью, ответственность по отношению к родителям, к порученному делу.

Ответственность включает в себя следующие виды: юридическая, политическая, моральная, социальная, профессиональная и др. Сущность юридической ответственности заключается в том, что все граждане с момента рождения наделены правоспособностью, а также нуждаются в приобщении к правовой культуре общества и государства и формировании у них понятия «юридическая ответственность». Юридическая ответственность обеспечивает точное и неуклонное исполнение законов, указов, норм, правил, предписаний всеми государственными, муниципальными и общественными организациями, юридическими и частными лицами. Государство, используя институт юридической ответственности, принуждает различного рода учреждения, организации и частных лиц соблюдать законодательство, исполнять требования права. Если сравнивать нравственную (моральную) и юридическую ответственности, то следует отметить, что первая призвана защищать моральные устои общества и направлена на совершенствование нравственных отношений между людьми, а вторая используется для восстановления юридических отношений и правопорядка.

Воспитательное значение юридической ответственности заключается в предупреждении правонарушений среди молодежи. При нарушениях дисциплины в образовательном учреждении применяется дисциплинарная ответственность, которая предусматривает наказания виновного за нарушения правил внутреннего распорядка.

Теория политического воспитания также содержит такое понятие, как «политическая ответственность», которое используется для обозначения механизма контроля над деятельностью политических партий, общественных организаций и разного рода объединений, а также их представителей, выражающих свои точки зрения на политические события.

Воспитание социальной ответственности у подрастающего поколения осуществляется в процессе его жизни при постепенном включении молодых людей в различные общественно полезные виды деятельности.

Особое значение при подготовке курсантов к будущей деятельности отводится воспитанию профессиональной ответственности. Профессиональная ответственность проявляется в готовности и способности предвидеть

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

результаты своей профессиональной деятельности и держать за нее ответ как перед внешними (общество, коллектив), так и внутренними (совесть) инстанциями.

Специфика профессиональной ответственности состоит в том, что она синтезирует в себе все вышеперечисленные виды ответственности (юридическая, правовая, моральная, политическая, социальная и др.).

Ответственность пронизывает все виды деятельности человека. Например, в учебной деятельности курсант проявляет учебную ответственность, которая требует от него добросовестности, активности, настойчивости, инициативности, самостоятельности, исполнительности, совестливости.

Прежде чем допустить курсантов к профессиональной деятельности, необходимо чтобы образовательный процесс в университете был нацелен на формирование у них понимания последствий своих профессиональных действий, ответственности за эти действия. Для этого необходимо снабдить курсантов:

- системой знаний о правах и обязанностях, ценностях, морали, нормах поведения, нравственности, допустимых и недопустимых социальных действиях;

- сформировать позитивное отношение к ответственному поведению в целом и в профессиональной деятельности в частности, осознанному восприятию и принятию предъявляемых обществом требований;

- создать условия, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности, ее готовности полноценно и нравственно, на основе партнерства и сотрудничества строить совместную деятельность.

Психологические аспекты ответственности рассматривались в трудах К.А. Абульхано-вой - Славской, Л.И. Божович, В.А. Крутецко-го, В.Н. Мясищева, К. Муздыбаева, A.B. Петровского, Д.И. Фельдштейна. В работах данных авторов ответственность рассматривается как свойство личности, формирующееся в деятельности, отражающее социальную типичность и нравственную позицию человека; анализируется содержание данного понятия, выделяются его существенные признаки, закономерности развития ответственности в различные возрастные периоды.

В педагогике вопросы, связанные с воспитанием ответственности представлены в трудах

Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, С.П. Шацкого. Проблема воспитания ответственности у курсантов военных вузов за результаты учебной деятельности рассматривалась О.А. Кривенко.

О сущности ответственности сложились различные точки зрения. Для одних ответственность - это фактор нравственной необходимости общественного развития (А.И. Ореховский); для других - волевое качество, связанное с морально - ценностной ориентацией личности, отражающее ее склонность придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и быть готовым дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой (М.В. Пана-сенко); для третьих - совокупность объективных требований, предъявляемых обществом в виде моральных принципов и норм (С.Ф. Ани-симов) и другие [4].

Несмотря на многообразие точек зрения, ответственность следует рассматривать как интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора и предвидения его результатов и направленное на формирование и развитие личностного механизма контроля, способности отвечать за свои действия перед самим собой, государством и обществом [3].

Приступая к формированию ответственности в образовательном процессе военного университета, преподаватель должен действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Четко определить субъект ответственности (кто отвечает). Субъектом ответственности может выступать как отдельная личность, так и группа курсантов, то есть те, чья деятельность может подлежать оценке. Причем коллективная ответственность не сводима к простой арифметической сумме индивидуальных ответственностей.

2. Объект ответственности - это то, за что субъект несет ответственность.

3. Инстанцию ответственности - перед кем отвечает субъект.

Ответственность представляет собой сложную целостную структуру взаимосвязанных компонентов, которые необходимо учитывать в образовательном процессе курсантов Военного университета: информационно-когнитивный (система усвоенных личностью знаний о нормах и правилах поведения человека в социуме), мотивационно-ценностный (иерархия

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

мотивов ответственного поведения, нравственные устремления к реализации ответственных поступков, побуждения сознательно регулировать свою деятельность), операционально-де-ятелъностный (способность и готовность человека осуществлять осознанный выбор линии поведения, принимать решения и оценивать их последствия), эмоционально-волевой (наличие эмоций и воли в процессе развития ответственности) и оценочно - корректировочный (способность адекватно оценивать свои действия и при необходимости их корректировать) [3].

Развитие ответственности у курсантов Военного университета - это последовательное, планомерное изменение компонентов ее структуры под непосредственным руководством профессорско-преподавательского состава и командиров всех уровней, качество которого детерминировано характером будущей профессиональной деятельности и полнотой выполнения следующих функций: ценнос-тно-ориентационной, предполагающей выстраивание деятельности субъекта, исходя из ценностных ориентаций, регламентирующих поведение в данном обществе; мобилизирую-щей, определяющей силу, действенность, устойчивость проявлений личности в выполняемой деятельности, устойчивость различных психических процессов в ходе реализации принятых решений, необходимый эмоциональный фон и динамику; внешнего контроля и коррекции поведения, требующей подотчетности субъекта в плане реализации им требований общества с последующим применением санкций в зависимости от вины или заслуг, на основе результатов контроля осуществляется коррекция поведения субъекта ответственности инстанцией ответственности; самоконтроля, показывающей, что проявление ответственности может существовать в одном субъекте деятельности [2].

Для развития ответственности курсантов в Военном университете можно использовать специально сконструированную модель, состоящую из:

- цели - развитие ответственности у курсантов Военного университета направлено на формирование и развитие их личностного механизма контроля, способности отвечать за свои действия перед самим собой, государством и обществом;

- системы задач, развивающих у курсантов комплекс знаний о правах и обязанностях,

ценностях, морали, нормах поведения, нравственности, допустимых и недопустимых социальных действиях; позитивное отношение к ответственному поведению, осознанному восприятию и принятию предъявляемых обществом требований; готовность полноценно и высоконравственно строить совместную деятельность;

- принципов - природосообразности, социализации, культуросообразности, индивидуализации, народности, стимулируемого самовыражения, императивной саморегуляции, объектно-субъектной доминантности и субъектно-субъектной сбалансированности, социальной интериоризации-экстериоризации, приоритета личности, эмоциональной трансформации;

- функций - ценнотно-ориентационной, мобилизирующей, внешнего контроля и коррекции поведения, самоконтроля;

- критериев - в сфере учебной (уровень успеваемости и дисциплинированности; систематичность занятий; инициатива и самостоятельность при подготовке к занятиям; использование дополнительной информации на занятиях; оказание помощи курсантам, испытывающим затруднения в освоении учебного материала; стремление к самообразованию) и воспитательной деятельности (выполнение поручений; стремление к участию в коллективных делах; объективный взгляд на результаты своей деятельности);

- компонентов: информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, операцио-нально-деятельностный, эмоционально-волевой и оценочно - корректировочный;

- методик, основанных на имитационных играх, моделировании будущей профессиональной деятельности, подборе индивидуальных заданий с использованием структурно-логических схем;

- педагогических условий эффективности функционирования модели: построение процесса развития ответственности на основе коммуникативно-деятельностного подхода; создание поля ответственности через включение курсантов в образовательную деятельность; организация внутренней жизнедеятельности коллектива курсантов; обобщение профессионально значимой информации; использование сотрудничества;

- механизма реализации модели (технология): совокупность форм, методов, приемов и средств на этапе проблематизации; поиско-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

во-вариативном; практическом; аналитико-реф-лексивном.

Теоретически описанная модель развития ответственности у курсантов Военного университета в образовательном процессе может быть реализована в образовательном процессе Военного университета, что, вероятно, повысит уровень развития ответственности курсантов.

Внедряя в образовательный процесс модель развития ответственности, необходимо иметь в виду, что процесс ее развития у курсантов обусловлен биологическими, психологическими, возрастными особенностями молодежи, которой присущи: оригинальная форма мышления, эмоциональная избыточность, склонность к переоценке собственных возможностей, категоричность оценок, активное устремление к независимости и самоутверждению.

Заключение

Одной из кардинальных задач образования третьего тысячелетия является формирование новой системы ценностных ориентаций, адекватных потребностям не только физического выживания и материально-технического развития, но и духовного обогащения и личностного благополучия.

Современная ситуация развития российского общества требует от каждого ответственного отношения, к собственному выбору, слову, делу, его последствиям, умения совершать действия, направленные на благо окружающих его людей и себя, наличие устойчивого морального опыта, освоения эмоциональной культуры. В новых социально-экономических условиях одной из важнейших задач высшей школы в стране является воспитание ответственности.

Литература

1. Афанасьев В.В. Инновация как технологическая основа и критерий эффективности управления образовательными системами / В.В. Афанасьев, Е.Н. Сепиашвили // Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг: XIII Международная научно-методическая конференция, Москва, 27-28 марта 2007 года. Том 3. Москва: Типография ООО «Фирма Восход», 2007. С. 42-47. EDN UJCWPV.

2. Афанасьев В.В. Имитационная игра как педагогическая технология формирования ответственности у студентов педагогических вузов / В.В. Афанасьев, С.М. Куницина // Развитие образования и его роль в формировании будущего России: Сборник научных трудов / под ред. Куде-линой О.В., Макеевой О.В., Сепиашвили Е.Н. Москва: Издательство «Перо», 2011. С. 134-136. EDN RLXIBT.

3. Афанасьева И.В. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов / И.В. Афанасьева, С.М. Куницына. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2013. 108 с. EDN XBKWIZ.

4. Куницына С.М. Модель формирования ответственности у студентов в целостном образовательном процессе педагогического вуза / С.М. Куницына // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 4. С. 450-454. EDN MTIZCN.

5. Куницына С.М. Формирование ответственности у студентов педагогического вуза format ion of responsibility at students of pedagog ical HIGH SCHOOL / С.М. Куницына // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 4. С. 20-24. EDN LLJMFV.

References

1. Afanas'ev V.V. Innovacija kak tehnologicheskaja osnova i kriterij jeffektivnosti upravlenija obrazovatel'nymi sistemami. V.V. Afanas'ev, E.N. Sepiashvili. Innovacionnye tehnologii obuchenija v uslovijah globalizacii rynka obrazovatel'nyh uslug: XIII Mezhdunarodnaja nauchno-metodicheskaja konferencija, Moskva, 27-28 marta 2007 goda. Vol 3. Moskva: Tipografija OOO «Firma Voshod», 2007. Pp. 42-47. EDN UJCWPV.

2. Afanas'ev V.V. Imitacionnaya igra kak pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya otvetstven-nosti u studentov pedagogicheskih vuzov / V.V. Afanas'ev, S.M. Kunicina // Razvitie obrazovaniya i ego rol' v formirovanii budushchego Rossii: Sbornik nauchnyh trudov / pod red. Kudelinoj O.V., Ma-keevoj O.V., Sepiashvili E.N. Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2011. Pp. 134-136. EDN RLXIBT.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

3. Afanas'eva I.V. Razvitie otvetstvennosti u studentov pedagog-icheskih vuzov. I.V. Afanas'eva, S.M. Kunicyna. Moskva: Obshchest-vo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Izdatel'stvo «Ekon-Inform», 2013. 108 p. EDN XBKWIZ.

4. Kunicyna S.M. Model' formirovaniya otvetstvennosti u studentov v celostnom obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza. Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekras-ova, 2009, vol. 15, no. 4, рp. 450-454. EDN MTIZCN.

5. Kunicyna S.M. Formirovanie otvetstvennosti u studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta. Seriya: Pedagogika, 2009, no. 4, рp. 20-24. EDN MTIZCN.

Статья поступила в редакцию 25.08.2024; принята к публикации 21.09.2024.

The article was submitted 25.08.2024;

accepted for publication 21.09.2024.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.