Научная статья на тему 'Модель развития иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов'

Модель развития иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОЯЗЫЧНАЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INDEPENDENT WORK / FOREIGN LANGUAGE SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL MONITORING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Елена Александровна

Отличительной особенностью современной системы образования, в том числе в области иностранных языков, является необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, реализуемого посредством непрерывного самообразования. На сегодняшний день требуются активные и компетентные специалисты, готовые к постоянному саморазвитию и самообразованию. Одним из перспективных направлений повышения качества языкового образования в вузе является формирование иноязычной самообразовательной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The distinctive feature of the modern system of education, including foreign language sphere, is the need to improve the quality of vocational training of future specialists implemented by means of continuous self-education. Nowadaysthere is a need for active and competent professionals ready for permanent self-development and self-education. One of the promising directions of improving the quality of language education in higher school is the formation of foreign language self-educational competence of students.

Текст научной работы на тему «Модель развития иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов»

известия вгпу

demicheskogo urovnja uchebnyh zavedenij na osno-ve novyh obrazovatel'nyh tehnologij: tez. dokl. 6-j na-uch.-prakt. konf., 7-11 dek. 1998 g. Ekaterinburg, 1998. S. 32-38.

5. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti pre-podavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija. M.: Vyssh. shk., 1990.

6. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaja teorija po-vyshenija kachestva podgotovki specialistov obrazo-vanija: monogr. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2001.

7. Markova A.K. Formirovanie motivacii uche-nija: posobie dlja uchitelja. M.: Prosveshhenie, 1983.

8. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. URL: https://min-obrnauki.rf (data obrashhenija: 24.11.2017).

9. Naumenko E.A. Model' specialista XXI veka v kontekste modernizacii vysshego obrazovanija // Materialy Vseros. nauch.-metod. konf. Ch. 2. Tjumen', 2004. S. 136-141.

10. Novikov V.G. Professional'naja kompetent-nost' specialistov v sfere gosudarstvennogo i munici-pal'nogo upravlenija // Model' specialista XXI veka v kontekste modernizacii vysshego obrazovanija: mate-rialy Vseros. nauch.-metod. konf. Tjumen', 2004. Ch. 2.

11. Uiddet S., Holliford S. Prakticheskoe ru-kovodstvo po kompetencii: kak uluchshit' indivi-dual'nuju rabotu i rabotu v organizacii v celom / per. s angl. M.: HIPPO, 2003.

12. Shaposhnikov K.V. Kontekstnyj podhod v processe formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhih lingvistov-perevodchikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Joshkar-Ola, 2006.

Professional pedagogical competence as the basis forthe competence model of a modern teacher

The article deals with thegeneral conceptual approaches to the model of a specialist of the XXI century through the analysis of the required competences. Special attention is paid to the professional pedagogical competence as a set of socio-psy-chological, psychological and pedagogical, subject-related, communicative competences. The criteria of its formation level are under consideration.

Key words: professional competence, model of a specialist, modern teacher.

(Статья поступила в редакцию 01.12.2017)

Е.А. крылоВА (Санкт-Петербург)

модель развития иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов

Отличительной особенностью современной системы образования, в том числе в области иностранных языков, является необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, реализуемого посредством непрерывного самообразования. На сегодняшний день требуются активные и компетентные специалисты, готовые к постоянному саморазвитию и самообразованию. Одним из перспективных направлений повышения качества языкового образования в вузе является формирование иноязычной самообразовательной компетенции студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, иноязычная самообразовательная компетенция, педагогический мониторинг, информационные технологии.

Одной из ключевых характеристик современного образования, в том числе в области иностранных языков, является ориентация на создание условий для саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности. В связи с этим к перспективным направлениям повышения качества языкового образования в вузе является формирование и развитие иноязычной самообразовательной компетенции (ИСК) студентов.

Мы рассматриваем ИСК как интегратив-ное качество личности, обеспечивающее внутренне мотивированный, целенаправленный и автономный процесс овладения иностранным языком, основанный на активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента, включая умения эффективной работы с иноязычной информацией, творческого ее преобразования и эффективного применения на практике и в профессиональной деятельности.

В ходе теоретического анализа проблемы развития ИСК студентов (И.А. Бобыкина, И.А. Гиниатуллин, М.А. Иванова, М.Ф. Кузнецова, Т.А. Михайловская, Г.Н. Подчалимова и др.) выделены ее ключевые характеристики:

О Крылова Е.А., 2018

- способность и готовность студента к эффективному осуществлению иноязычной самообразовательной учебной деятельности;

- наличие у студентов положительных мо-тивационных установок по отношению к выполнению иноязычной самообразовательной учебной деятельности (мотивационный компонент);

- способность студентов к саморефлексии и самоконтролю (саморефлексивный компонент);

- наличие у студентов определенных личностных качеств, значимых для совершенствования ИСК: целеустремленность, организованность, познавательная самостоятельность, ответственность и т.д. (личностный компонент) [1, с. 44];

- совокупность коммуникативно-речевых, языковых, культуроведческих и компенсаторных умений (языковой компонент).

Так, структура ИСК включает в себя следующие компоненты: лингвокогнитивный, мотивационный, операциональный.

Лингвокогнитивный компонент отражает степень обученности студента. Сюда входят те знания, умения и навыки в области дисциплины «Иностранный язык», которыми обладает студент. Для определения степени их сформированности используются различные виды контроля (предварительный, текущий, итоговый), а также анализ продуктов учебной деятельности студента (различные письменные работы, творческие проекты и т.д.).

Мотивационный компонент характеризует уровень осознанного подхода к осуществлению учебно-познавательной иноязычной самостоятельной деятельности, наличие широких социальных и внутренних учебных мотивов по отношению к этой деятельности, наличие познавательного интереса к осуществлению самостоятельной работы, осознание ее важной роли в образовательном процессе. Сюда отнесем также и степень развития у студентов их познавательной активности, оказывающей влияние на эффективное выполнение самостоятельной работы в целом. Познавательная активность обусловливает интенсивность и характер протекания самостоятельной работы студентов [2, с. 37].

Операциональный компонент оценивается через степень практической готовности студента к осуществлению учебно-познавательной иноязычной учебной деятельности без сопровождения преподавателя и подразумевает определенную степень сфор-

кие науки -

мированности учебных умений, таких как умения:

- ориентации и мотивации своих познавательных действий;

- организации, планирования и реализации иноязычной самообразовательной учебной деятельности;

- самоконтроля и самокоррекции и т.д.

Каждый студент характеризуется различным уровнем сформированности ИСК, на основании чего были выделены следующие уровни ее сформированности: репродуктивный (низкий), интерпретирующий (достаточный), творческий (высокий).

Репродуктивный уровень трактуется как начальный этап формирования ИСК. Данный уровень характеризуется наличием репродуктивных видов самостоятельной работы, в основном выполнением заданий на подстановку и воспроизведение, отрицательным отношением к выполнению творческих работ. Уровень познавательного интереса студента очень низкий или нулевой, мотивы являются внешними по отношению к учебной деятельности (получение положительной оценки, мотивы безопасности и т.д.), «нулевая» активность учащихся. Студент выполняет самостоятельную работу только при постоянной поддержке преподавателя, не может сам организовать свою учебную деятельность, поставить цели, оценить полученные результаты, работает с предложенными заданиями и информацией. Как результат, уровень обученности студента довольно низок.

Интерпретирующий уровень характеризуется наличием продуктивных видов самостоятельной работы. На данном уровне студент обнаруживает способность в определенной степени управлять своей самостоятельной учебной деятельностью, а также контролировать свои действия и рефлексивно их оценивать по аналогии с образцом. Активизируется и подлежит изменению мотивационная сфера личности студента: проявляются познавательный интерес и осознание важности самостоятельной работы, переход от внешней мотивации к внутренней, «относительная» активность учащихся (проявляется лишь в определенных ситуациях, определяется эмоциональным состоянием). Отбор материала и поиск информации отличаются разнообразием источников при ситуативной помощи преподавателя. уровень обученности возрастает.

Творческий уровень характеризуется высокой степенью готовности к самостоятельной

известия вгпу

работе и ее интенсивностью. Студент способен планировать свою учебно-познавательную деятельность, ставить перед собой новые цели, при этом он творчески подходит к выбору средств и способов реализации этих целей. Этот уровень можно определить как готовность к саморазвитию. Активизируются эмоциональная и мотивационная сферы личности. Содержание материала проходит через призму собственного восприятия, высок интерес к выполнению заданий творческого характера: написание эссе, сочинений, подготовка проектов; высокая ответственность за результаты труда. Преподаватель рассматривается не как конечный источник знаний, он поддерживает студента, способствует его успешному продвижению в большом количестве учебной информации, облегчает решение возникающих проблем. Уровень обученности высокий.

На каждом из выделенных уровней формируются умения различного порядка. Репродуктивный уровень включает языковые, коммуникативно-речевые, компенсаторные, информационно-образовательные, самообразовательные умения. К интерпретирующему уровню относятся коммуникативно-речевые, информационно-образовательные и самообразовательные умения. Творческий уровень включает самообразовательные и информационно-образовательные умения.

Опираясь на сущностные характеристики и предполагаемые уровни сформированное™ ИСК, представим модель ее развития (см. рис. на с. 51).

Подробнее рассмотрим компоненты представленной схемы. Развитие иноязычной самообразовательной компетенции (целевой компонент) требует системного подхода к формированию самообразовательного опыта изучающего иностранный язык, который должен основываться на ведущих современных концепциях личностно ориентированного, ком-петентностного, коммуникативного, продуктивного и когнитивно-деятельностного подходов (методологический компонент). Опора на данные подходы при обучении иностранному языку дает возможность моделировать целостный учебный процесс, в котором учитываются такие факторы, как специфика обучения иностранному языку в ходе самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, индивидуальность и личность студентов, а также наиболее эффективное развитие иноязычной самообразовательной компетенции.

Определение ведущих подходов позволило нам выделить основополагающие принципы развития ИСК студентов. Среди наиболее важных отметим следующие: принцип гуманистической направленности процесса развития ИСК, самореализации и саморазвития личности в процессе развития ИСК, опоры иноязычной самостоятельной учебно-познавательной деятельности на рефлексию и самооценку, целеполагания иноязычной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, опоры на формирующий мониторинг развития ИСК, принцип ведущей роли самообразовательных ситуаций в процессе развития ИСК, самообразовательной направленности системы упражнений, развития продуктивной учебной деятельности студентов, управленческой вариативности обучения, вариативности и интерактивности процесса совершенствования ИСК.

В рамках оргдеятельностного компонента имеет место непосредственное развитие ИСК студентов в реальном учебном процессе на основе мониторинг-технологии.

Отметим, что в данном исследовании мы рассматриваем педагогический мониторинг как многокомпонентную структуру целенаправленных, педагогически обусловленных действий, направленную на организацию учебной деятельности студентов, с одной стороны, имеющую целью получение своевременной педагогической информации для организации контроля и коррекции образовательного процесса, а с другой - выступающую в качестве обучающей и развивающей системы и оказывающую непосредственное влияние на учение студентов, их учебную аудиторную и самостоятельную деятельность.

в этой связи мониторинг-технология развития ИСК студентов в условиях самостоятельной работы состоит из следующих этапов:

1) нормативно-установочного (определение целей, задач и субъектов педагогического мониторинга; определение объектов и параметров контроля; выработка критериев оценки);

2) диагностическо-прогностического (диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств студентов, мотива-ционной составляющей, иноязычных умений, необходимых для осуществления самостоятельной учебной деятельности);

3) деятельностно-установочного (ознакомление учащихся с предложенной мониторинг-технологией организации их самостоятельной работы);

педагогические науки

Модель развития иноязычной самообразовательной компетенции

4) процессуального (деятельность по реализации учебной программы, а также программирование каждым учащимся индивидуальной образовательной траектории по отношению к самостоятельной деятельности);

5) итогово-диагностического (получение информации о результатах организации и проведения мониторинга самостоятельной работы студентов, степени его эффективности в качестве технологии совершенствования ИСК);

6) рефлексивно-оценочного (выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности и образовательных приращений; оцениваются полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения).

Подробнее остановимся на этапе внедрения предложенной мониторинг-технологии в учебный процесс.

Разработанное нами учебно-методическое обеспечение исследуемого процесса включает трехуровневую систему заданий; веб-приложение TeacherHub, состоящее из клиентской и серверной частей, главной целью которых является обеспечение организации и управления самостоятельной работой студентов и развитие на ее основе их ИСК.

работа с трехуровневой системой заданий развития Иск осуществляется с помощью разработанного веб-приложения TeacherHub. Клиентская часть состоит из модулей «Преподаватель» (Teacher) и «Студент» (Student). Информационный контент модуля «Студент»

известия вгпу

представлен следующими блоками: образовательным, коммуникационным, контролирующим [3].

Образовательный блок представляет собой структурированные учебные ресурсы, необходимые для выполнения самостоятельной работы по иностранному языку (трехуровневая система заданий). В соответствии с деятельностной сущностью самостоятельной работы студентов каждый учебный элемент (Unit) обладает следующей структурой: ориентационная, информационная, диагностическая части. В ориентационной части имеется краткое описание представленного урока, исполнительская связана с тематическим наполнением каждого урока - это тексты, грамматические упражнения, задания на аудирование, задания на развитие письма и говорения и т.д. В диагностическо-рефлексивной части представлены результаты выполнения заданий студентами. Таким образом, структура каждого урока (Unit) способствует реализации основных элементов самостоятельной учебной деятельности студента: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка. Этот цикл повторяется многократно до усвоения всех его элементов [4].

За счет коммуникационного блок а обеспечивается информационный обмен между учащимися и преподавателем. Коммуникация осуществляется в нескольких форматах (обмен быстрыми сообщениями, электронная почта).

Контролирующий блок направлен на реализацию двух аспектов контроля как такового: самоконтроль студентов, осуществляемый на базе предложенных заданий; контроль со стороны преподавателя.

В модуле «Преподаватель» осуществляется мониторинг самостоятельной работы каждого студента, что позволяет преподавателю эффективно отслеживать все изменения, имеющие место в учебной деятельности студента, его образовательные приращения и динамику развития, возможные возникающие проблемы, что, в свою очередь, дает возможность оперативно внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Перечисленные возможности мониторинг-технологии позволяют выявить ее дидактический потенциал, который находит реализацию в следующих аспектах:

- закладывается информационная система обучения и непрерывного контроля;

- учитываются личностные особенности студента в контексте его самостоятельной учебной деятельности с акцентом на многоу-ровневость и определенную степень избыточности предложенных заданий;

- стимулируется активная работа по приобретению знаний и их применению;

- оказывается существенное влияние на становление учебной самостоятельности.

Все это в комплексе обеспечивает развитие ИСК.

таким образом, представленная модель развития ИсК послужила основой разработки методики и технологической составляющей эффективной самостоятельной работы студентов неязыкового вуза.

список литературы

1. Кузнецова М.Ф. Развитие иноязычной самообразовательной компетенции у студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011.

2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.

3. Крылова Е.А. О педагогическом мониторинге самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием онлайн-платформы [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). 2013 г. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2085.htm (дата обращения: 13.11.2017).

4. Крылова Е.А. Организация самостоятельной работы студентов с позиций продуктивного подхода (на примере иностранного языка) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 251255.

* * *

1. Kuznecova M.F. Razvitie inojazychnoj samo-obrazovatel'noj kompetencii u studentov pedagogi-cheskogo kolledzha: dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2011.

2. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obuche-nija inostrannomu govoreniju. 2-e izd. M.: Prosveshhe-nie, 1991.

3. Krylova E.A. O pedagogicheskom monitoringe samostojatel'noj raboty studentov po inostrannomu jazyku s ispol'zovaniem onlajn-platformy [Jelektronnyj resurs] // Pis'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters). 2013 g. URL: http://www.emissia.org/ offline/2013/2085.htm (data obrashhenija: 13.11.2017).

4. Krylova E.A. Organizacija samostojatel'noj ra-boty studentov s pozicij produktivnogo podhoda (na primere inostrannogo jazyka) // Izv. Ros. gos. ped. unta im. A.I. Gercena. 2014. № 171. S. 251-255.

Model of development of foreign language self-educational competence of students of non-linguistic universities

The distinctive feature of the modern system of education, including foreign language sphere, is the need to improve the quality of vocational training of future specialists implemented by means of continuous self-education. Nowadaysthere is a need for active and competent professionals ready for permanent self-development and self-education. One of the promising directions of improving the quality of language education in higher school is the formation of foreign language self-educational competence of students.

Key words: independent work, foreign language self-educational competence, educational monitoring, information technology.

(Статья поступила в редакцию 18.11.2017)

м.В. корепанова

(Волгоград)

организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования

Рассматриваются подходы к решению вопроса об организации форм сетевого взаимодействия учреждений дошкольного и дополнительного образования. Выделяются этапы по развитию дошкольной образовательной организации за счет использования потенциала дополнительного образования. Обосновывается значение сетевого партнерства для обеспечения единства подходов в образовательной практике развития индивидуальных особенностей ребенка, обновления содержания и методов дошкольного и дополнительного образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, дополнительное образование, сетевое взаимодействие, интеграция.

современные тенденции социально-экономического развития государства ставят перед системой образования новые задачи, которые заключаются в поиске оптимальных путей

'кие науки -

разумного использования потенциала образовательных организаций и повышения их эффективности в обеспечении населения доступным качественным образованием. Важным ресурсом рассматривается сетевое взаимодействие организаций, которое позволяет не только рационально использовать материально-технические возможности участвующих сторон, но и в значительной степени обеспечивать рост профессионального мастерства педагогов, модернизировать содержание реализуемого в рамках основной программы дополнительного образования детей.

сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций (ДОО) и организаций дополнительного образования является одной из форм партнерства в реализации образовательных программ. Здесь обеспечивается возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность [4]. Так, в п. 3 главы 5 Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается участие в процессе сетевого взаимодействия организаций различного типа, в том числе и организаций дополнительного образования [3].

Государственная политика в области образования не только закрепляет на законодательном уровне форму сетевого взаимодействия (партнерства), но и делает ее организацию доступной и возможной на любом уровне образования при соблюдении условий функционирования сети. К числу таких обязательных условий относятся:

- договор между участниками сетевого взаимодействия;

- совместная разработка образовательных программ, реализуемых внутри сетевого взаимодействия;

- наличие двух и более организаций-участников, в рамках взаимодействия которых происходит объединение ресурсов, необходимых для реализации образовательной программы.

Формированию связей между образовательными и иными организациями, объединению их в единый образовательный «организм» способствует возможность работать в рамках сетевого взаимодействия на любом уровне образования. Это позволяет улучшить качество образования за счет создания ресурсного ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Корепанова М.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.