Научная статья на тему 'Модель развития информационно-коммуникационной компетентности учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации'

Модель развития информационно-коммуникационной компетентности учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ИКК) / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (УЧИТЕЛЯ ИЗО) / ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (ИПК РО) / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INSTITUTE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATORS / ANDRAGOGICHESKY CONDITIONS OF QUALITY OF TRAINING OF TEACHERS / ART TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленская Валентина Алексеевна

Статья посвящена планированию модели развития информационно-коммуникационной компетентности учителей изобразительного искусства в системе повышения квалификации с учетом андрагогических условий качества их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленская Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of development of information and communication competence of the art teacher of system of professional development

Article is devoted to planning of model of development of information and communication competence of art teachers of system of professional development taking into account the andragogicheskikh of conditions of quality of their preparation.

Текст научной работы на тему «Модель развития информационно-коммуникационной компетентности учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации»

MODEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE ART TEACHER OF SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

< •=C

< d

LU

S

I

<

qa

о

со <

0-LQ

О

36

Zelenskaya Valentina Alexeevna, Post-graduate Student, Senior Professor, Chair of Educational Work, Additional Education and Technology, Stavropol Regional institute of a Development of Education, Professional Development and Retraining of Educators, Stavropol E-mail: vaientina2068@yandex.ru

Article is devoted to planning of model of development of information and communication competence of art teachers of system of professional development taking into account the andragogicheskikh of conditions of quality of their preparation.

Keywords: information and communication competence; information and communication technologies, art teacher-institute of professional development of educators; andragogichesky conditions of quality of training of teachers.

УДК 378.046.4

Зеленская B.A., 2015

ЗЕЛЕНСКАЯ Валентина Алексеевна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, старший преподаватель, кафедра Воспитательной работы, дополнительного образования и технологии, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ставрополь

valentina2068igiyandex.ru

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья посвящена планированию модели развития информационно-коммуникационной компетентности учителей изобразительного искусства в системе повышения квалификации с учетом андрагогических условий качества их подготовки.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность (ИКК); информационно-коммуникационные технологии; учителя изобразительного искусства (учителя ИЗО); институт повышения квалификации работников образования (ИПК РО); андрагогические условия качества подготовки учителей.

I

Проблема развития информационно-коммуникационной компетентности учителей разрабатывается многими современными исследователями. Среди них ученые многих российских институтов повышения квалификации работников образования (ИПКРО): М.В. Анисимов, В.Н. Борздун, Л.Н. Вавилова, Н.Ю. Гончарова, М.А. Го-рюнова, С.А. Дочкин, В.П. Жуланова, Ю.В. Клецов, A.B. Овчаров, Т.С. Панина, Е.Г. Пьяных, Е.В. Сидорова, О.В. Урсова и др. Результатом осмысления данной проблемы явились модели развития информационно-коммуникационной компетентности учителей, разработанные с учетом региональных особенностей образовательных систем, имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов.

Анализ существующих моделей и технологий развития информационно-коммуникационной компетентности учителей в системе повышения квалификации позволил выделить их общие положения. Перечислим основные из них:

- компетентностью подход - основа проектирования образования (A.B. Овчаров, Е.Г. Пьяных, Е.В. Сидорова, О.В. Урсова и др.);

- непрерывность повышения квалификации обеспечивается использованием сетевых технологий (Н.Ю. Гончарова, М.А. Горюнова, М.В. Анисимов, Л.П. Владимирова, Н.Л. Гололобова, Е.Г. Пьяных и др.);

- модульная структура программ повышения квалификации (М.В. Анисимов, Л.Н. Вавилова, М.А. Горюнова, С.А. Дочкин, Ю.В. Клецов, Т.С. Панина, Е.Г. Пьяных, Е.В. Сидорова, О.В. Урсова);

- реализация индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии со стартовым уровнем информационно-коммуникационной компетентности учителя (М.В. Анисимов, Л.Н. Вавилова, М.А. Горюнова, С.А. Дочкин, Ю.В. Клецов, Т.С. Панина, Е.Г. Пьяных, Е.В. Сидорова, О.В. Урсова и др.);

- применение информационно-коммуникационных технологий непосредственно в учебной деятельности как инструмент ее выпол-

нения (M.B. Анисимов, В.Н. Борздун, Л.Н. Вавилова, М.А. Горюнова, С.А. Дочкин, В.П. Жула-нова, Ю.В. Клецов, Т.С. Панина, Е.Г. Пьяных, Е.В. Сидорова, О.В. Урсова и др.);

- применение проектных технологий (М.В. Анисимов);

- сочетание очной и дистанционной форм обучения (В.Н. Борздун, В.П. Жуланова, A.B. Овчаров и др.);

- наличие тьюторов (М.В. Анисимов, М.А. Горюнова, A.B. Овчаров, О.В. Урсова и др.);

- реализация активных форм обучения, в том числе моделирование уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий (Е.Г. Пьяных, Е.В. Сидорова и др.);

- внедрение образовательных технологий, в том числе дистанционных (Н.Ю. Гончарова, М.А. Горюнова, A.B. Овчаров и др.);

- подготовка школьной команды (В.Н. Борздун, В.П. Жуланова, О.В. Урсова и др.).

Анализ научной литературы и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования позволяют утверждать, что в сфере развития информационно-коммуникационной компетентности учителей в системе повышения квалификации накоплен значительный опыт. Однако к этому процессу не применялись принципы менеджмента качества в их единстве, хотя некоторые из них находят свое отражение в рассмотренных работах.

Ю.К. Бабанский выделяет в структуре процесса обучения следующие компоненты: целевой, диагностический, содержательный, дея-тельностный, контрольно-регулировочный, компонент дидактических условий, результативный [2]. Опираясь на эту структуру, а также сформулированные нами андрагогические условия качества подготовки учителей в институте повышения квалификации (ИПКРО) [6], была построена модель развития информационно-коммуникационной компетентности учителя изобразительного искусства (ИЗО) в системе повышения квалификации.

Так, целевой компонент нашей модели представлен целью-вектором: обеспечение качества подготовки учителей изобразительного искусства (ИЗО) в ИПК РО через развитие их информационно-коммуникационной компетентности. В соответствии с целью, определены задачи: подготовить учителей ИЗО, способных использовать потенциал графических редакторов в учебном процессе; научить создавать, внедрять в учебный процесс современные электронные учебные материалы и разрабатывать стратегии интеграции цифровых образовательных ресурсов с традицион-

ными учебными пособиями; способствовать приобретению навыков взаимодействия в сетевых педагогических сообществах; обеспечить присвоение обучающимися учителями педагогических стратегий использования ИКТ в преподавании ИЗО; способствовать модернизации профессиональной деятельности учителя ИЗО на основе включения в неё ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, нового оборудования (графических планшетов, интерактивной доски).

Конструируя диагностический компонент, мы руководствовались таким условием, как реализация модели подготовки учителей, ориентированной на имеющийся уровень информационно-коммуникационной компетентности.

Принимая во внимание, что на уровень информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО оказывает влияние оснащение его рабочего места в образовательной организации, считаем целесообразным учитывать и стадию применения ИКТ в образовательной организации. Педагогический опыт показывает, что программы профессиональной подготовки учителей наиболее эффективны, когда они соответствуют той стадии развития ИКТ, которая достигнута в образовательной организации [10]. Международный опыт свидетельствует о наличии двух моделей, задающих рамочную основу для проектирования подготовки учителей к решению профессиональных задач средствами ИКТ. И. Брюнер, Ш. Дюшато, К. Фулфорд и др. описывают эти модели как "Континуум подходов к развитию ИКТ в школах" и "Стадии в преподавании и обучении с ИКТ и через ИКТ" [10, С.12]. Первая характеризует четыре основные фазы, которые проходят образовательные системы в освоении и развитии технологий: возникновение, привнесение, применение, преобразование. Вторая - основные этапы освоения школьниками и учителями возможностей ИКТ. Их называют стадиями открытия, узнавания, понимания и специализации. Очевидно, что эти модели взаимосвязаны и характеризуют процесс применения ИКТ от начального освоения соответствующих инструментов и средств к углубленному изучению научных понятий и методов, позволяющих создавать и поддерживать новые технологии. В связи с этим, информация о том, какую фазу проходит образовательная организация в освоении ИКТ представляется нам чрезвычайно важной для планирования процесса повышения квалификации учителей в зоне их ближайшего разви-

тия и с учетом конкретных затруднений профессиональной деятельности.

Кроме того, рассматривая информационно-коммуникационную компетентность учителя ИЗО как системообразующую, считаем возможным говорить о стадиях вторичной профессионализации учителя, которые он проходит в связи с информатизацией образования. Э.Ф. Зеер подчеркивает, что стадиальность профессионального становления личности педагога эмпирически задается рассогласованием между наличными психологическими возможностями индивида и требованиями профессиональной ситуации [5]. Основываясь на исследованиях Э.Ф. Зеера, в работе И. Цве-люх сформулирован вывод о том, что в своем профессиональном развитии педагог проходит путь от "субъекта функционирующего" к "субъекту действующему", а от него к "субъекту преобразующему" [15]. Этот путь включает три основных этапа: этап идентификации и адаптации, этап самовыражения и самоактуализации.

Опираясь на имеющийся педагогический опыт, заметим, что уровень развития информационно-коммуникационной компетентности учителя, стадия его вторичной профессионализации и фаза развития ИКТ в образовательной организации могут и должны быть соотнесены при планировании подготовки в ИПКРО. Так, учитель, работающий в школе, в которой актуальной является стадия возникновения ИКТ (оснащение школы персональными компьютерами, приобретение программного обеспечения), чаще всего имеет так называемый "нулевой" уровень ИКК (только начинает знакомиться с преимуществами ИКТ) и проходит стадию идентификации и адаптации. Учитель, работающий в школе, где реализуется фаза привнесения (использование ИКТ в качестве средства наглядности на уроке и во внеурочное время), часто обладает элементарным уровнем информационно-коммуникационной компетентности (например, создает цифровые образовательные ресурсы линейной структуры) и проходит стадию самоактуализации (включается в процесс использования ИКТ в педагогической деятельности). Учитель, который работает в школе, где наблюдается стадия применения ИКТ (помимо демонстрации ЦОР, заполняются электронные журналы, осуществляется электронный документооборот, реализуется сетевое взаимодействие посредством организации вебинаров, удаленных консультаций и пр.) нередко обладает функциональным уровнем информационно-ком-

муникационной компетентности (свободное владение различными программами для решения актуальных задач педагогической практики) и проходит стадию самовыражения.

Таким образом, диагностический компонент модели предполагает выявление имеющихся уровней информационно-коммуникационной компетентности учителей ИЗО, определение фазы применения ИКТ в общеобразовательных организациях, соотнесение этой информации со стадиями вторичной профессионализации учителей ИЗО при развитии их информационно-коммуникационной компетентности.

Проектируя содержательный компонент модели, будем исходить из такого условия, как интеграционное согласование имеющихся профессиональных компетенций учителя и соответствующих им информационно-коммуникационных компетенций.

Проведенный анализ имеющихся исследований в области развития информационно-коммуникационной компетентности учителей в ИПКРО, подготовки учителей ИЗО в высшихучебных за ведениях, позволил выявить содержание информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО. Мы считаем, что оно может быть представлено совокупностью компетенций в области [7]:

- педагогики цифровых искусств (термин И. М. Красильникова), построенной "на обращении к различным видам современного искусства, продукты которых создаются в виртуальной среде на основе интерактивного взаимодействия с компьютерной программой" [12];

- методики обучения ИЗО с применением ИКТ, которая понимается нами как совокупность упорядоченных знаний о способах активизации изучения школьниками окружающей действительности (натуры) при помощи ЦОР различной направленности и структуры; обучения языку современного медиа-искусства, посредством анализа проектов Net-art; воспитания у учащихся веры в свои творческие способности при использовании программ компьютерной графики, организации индивидуальной и коллективной работы над художественным проектом в специальных сетевых ученических сообществах, в том числе при использовании сервисов совместного рисования;

- компьютерной графики, характеризующих способность создания художественного образа посредством векторных и растровых графических редакторов;

- медиа-искусства, позволяющих формировать культуру восприятия, анализа и оценки произведений современного медиа-искусства реализованных в виртуальной среде.

В процессе курсовой подготовки это условие реализуется посредством обучения по программам курсов повышения квалификации, разработанных в соответствии с имеющимся уровнем информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО.

Планируя модель развития информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО в ИПКРО, мы исходили из того, что повышение квалификации осуществляется как в процессе курсовой подготовки, так и в межкурсовой период. Поэтому значимым условием, обеспечивающим непрерывное развитие информационно-коммуникационной компетентности учителей, является функционирование сетевых педагогических сообществ, в которых учителя ИЗО, в зависимости от уровня развития информационно-коммуникационной компетентности, могут получить или оказать консультативную помощь по применению ИКТ в своей профессиональной деятельности в контексте реформирования основного общего образования.

Так, на этапе адаптации, основным направлением работы в сетевых сообществах является консультативная помощь педагогам в разработке цифровых образовательных ресурсов и стратегий их включения в структуру урока ИЗО. Этап самореализации связан с выполнением учителями ИЗО творческих работ с использованием прикладных программ векторной, растровой графики, разработку планов и проведение от-крытыхуроков, предусматривающих использование графических редакторов учащимися при конструировании визуальных образов. Содержание межкурсового взаимодействия на этапе самовыражения предполагает реализацию проектов сетевого взаимодействия школьников, организацию внеклассной работы учителей ИЗО с использованием сервисов Web 2.О., дистанционное взаимодействие с преподавателями ИПК, разработку рабочих программ по изобразительному искусству с использованием ИКТ, инновационных учебно-методических комплектов к ним, иллюстративного материала и т.д.

Таким образом, межкурсовое взаимодействие в сетевых сообществах является неотъемлемой частью и важным андрагоги-ческим условием развития информационно-коммуникационной компетентности учителей ИЗО.

Эффективной реализации содержания подготовки учителя ИЗО в рамках конструируемой модели будут способствовать формы, методы и стратегии организации процесса повышения квалификации, подобранные в соответствии с особенностями обучения взрослых. Они характеризуют деятельностный компонент модели развития информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО в ИПКРО.

В. И. Подобед, А. Е. Марон и другие считают, что традиционные формы обучения создают лишь ограниченные возможности для формирования развивающей среды [13, С. 169]. В связи с этим, необходимо расширять диапазон стратегий организации процесса обучения.

С появлением новых технологий наметился переход от преподавания, основанного на лекционной подаче материала, в котором ведущая роль принадлежит преподавателю, к использованию интерактивных учебных сред, ориентированных на обучающихся [10]. Преподаватель ИПКРО все больше становится организатором учебного процесса, имеющего целью получение нового знания [9]. Теперь, при организации процесса повышения квалификации, он призван помогать учителю формулировать, уточнять цели и задачи совершенствования своей практики на основе ее анализа, выступать примером поискового опыта [3, С.78-79] и носителем развиваемой информационно-коммуникационной компетентности.

Однако немаловажной особенностью поведения взрослых в процессе реализации классических видов занятий может быть сопротивление [1, С. 28]. Причиной сопротивления могут быть не всегда осознанный страх взрослого обучающегося перед учебной деятельностью, связанный, с иной ролевой позицией, которую ему приходится принимать на время обучения, противоречие между учебным стилем преподавателя ИПКРО и обучающихся [13, С. 171; 1, С. 28]. Под учебным стилем обучающегося С. И. Змеёв понимает индивидуальные особенности восприятия, обработки и овладения информацией [8, С. 134]. Выработанные стили овладения новыми знаниями у взрослых довольно устойчивы, что может приводить к столкновениям в процессе обучения между преподавателем ИПКРО, обучающимися и самими обучающимися, если их стили не совпадают или противоречат друг другу [1, С. 28]. Учебный стиль теснейшим образом связан с когнитивным стилем, который представляет собой индивидуальные особенности познавательной деятельности человека [8, С. 134] и определя-

ется, в первую очередь, мотивацией к повышению квалификации и социальными потребностями [11 ]. В связи с этим, востребованными становятся различные разработки, посвященные техникам "сопровождения" учебного процесса, в основе которых лежит идея изменения характера взаимоотношений между преподавателем и обучающимся. Сюда относятся варианты "тьюторства", "наставничества", "фасилитации", т.е. выполнения преподавателем ИПК РО функции координатора и партнера [13, С. 175].

Помимо стратегий сопровождения учебного процесса, деятельностный компонент модели будут характеризовать ИКТ, включенные в процессы подготовки в ИПК РО и способствующие современной организации обучения (электронное обучение, дистанционное обучение).

Основой для определения ИКТ в системе повышения квалификации учителей ИЗО стал проект ЮНЕСКО "Стандарты ИКТ-компетентно-сти для учителей" (1СТ-СБТ), в котором обозначены три подхода к конструированию содержания повышения квалификации с учетом профессиональной деятельности обучающихся: на основе технической грамотности, углубления знаний, создания знаний [14]. Так, реализация подхода на основе технической грамотности, на наш взгляд, обеспечивает первую ступень вторичной профессионализации учителя на основе ИКТ, связанную с адаптацией специалиста к изменяющимся условиям труда. На этом этапе востребованными будут технологии обработки информации с помощью компьютера (текстовый, табличный процессор и др.).

Подход на основе углубления знаний, ассоциируется со следующей ступенью развития и н форма ци он но-коммуникационной компетентности учителя ИЗО - самовыражением и предполагает более качественный труд, основанный на использовании ИКТ в профессиональной деятельности. Для учителя изобразительного искусства важным становится владениетехнологией формирования изображения на пульте компьютера, которая получила название компьютерной графики. Рассмотрение сущности термина компьютерная графика позволяет нам убедиться в его принадлежности к информационно-коммуникационным (компьютерным) технологиям создания, переработки, сохранения и передачи графической информации.

Рассматривая далее развитие информационно-коммуникационной компетентности

учителя ИЗО и соответствующие технологии, обратим внимание на третий подход, основанный на создании знаний. Реализацию этого подхода мы связываем со стадией самоактуализации, которая может быть ориентирована на организацию интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса в сетевых профессиональных сообществах, а также возможность конструирования нового методического знания.

Таким образом, внедрение ИКТ позволяет улучшить основные процессы обучения в ИПКРО посредством использования автоматизированных инструментов оценки потребностей в обучении; реализации очно-заочной формы обучения с использованием электронных образовательных ресурсов,технологий дистанционного обучения; публикации электронного портфолио, содержащего работы, выполненные обучающимися учителями на курсах повышения квалификации.

Контрольно-регулировочный компонент модели представлен совокупностью мер по отслеживанию результативности развития информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО. К таким мерам при организации курсовой подготовки отнесены: заполнение обучающимися учителями сетевого дневника курсов повышения квалификации, публикация электронного портфолио работ, выполненных на курсах, а в межкурсовой период - осуществляется модерация сетевого педагогического сообщества.

Существенным условием развития информационно-коммуникационной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе повышения квалификации явилось ежедневное заполнение электронного дневника курсов, обеспечившее оперативное получение информации не только об учебных достижениях, но и об эмоциональной реакции, вызванной изучением конкретной темы, а так же сложившихся в процессе выполнения задания отношений в группе слушателей курсов.

Кроме вышесказанного, контрольно-регулировочный компонент модели дополнит работа сетевых методистов, осуществляющих модерацию сетевых педагогических сообществ в межкурсовой период.

Межкурсовой период повышения квалификации является важной составляющей процесса развития профессиональной компетентности педагогов, специфика которого определяется возможностью органичного сочетания обучения педагогов с их производственной деятельностью и самообразованием [4, С. 20].

Подтверждение этому мы находим и в зарубежных источниках. Так, V. H.Wright, Е. K.Wilson указывают на необходимость взаимодействия школьной системы и преподавателей ИПКРО для подготовки учителей к интеграции ИКТ и содержания предметов, которые они преподают [16].

Исходя из этого, эффективная деятельность сетевого методиста является еще одним условием развития информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО и должна быть направлена на повышение внутренней мотивации учителей к взаимодействию в сетевом сообществе.

Результативный компонент модели предполагает итоговое анкетирование, тестирование, анализ самостоятельных художественно-творческих работ учителей ИЗО, электронного портфолио и на этой основе -констатацию уровней развития информационно-коммуникационной компетентности учителей изобразительного искусства на финальном этапе обучения и готовность к переходу к следующей фазе применения ИКТ в общеобразовательных организациях.

Таким образом, предлагаемая модель развития информационно-коммуникационной компетентности учителей ИЗО в ИПКРО имеет следующие особенности:

- в основе лежит прогностическая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя ИЗО, в которой отражено интеграционное согласование имеющихся профессиональных компетенций учителя и соответствующих им информационно-коммуникационных компетенций (педагогика цифровых искусств, методика обучения ИЗО с применением ИКТ, компьютерная графика, медиа-искусство);

- обоснован выбор ИКТ для развития информационно-коммуникационной компетентности учителей ИЗО в соответствии с эволюцией подходов, определенных в проекте ЮНЕСКО "Стандарты ИКТ-компетентности для учителей". От приобретения технической грамотности в области применения ИКТ к углублению знаний и способов деятельности с программными продуктами, обеспечивающими профессиональную деятельность учителя ИЗО, и к продуцированию новых знаний и способов деятельности в условиях появления цифровых искусств;

- учтены теоретические положения концепции Всеобщего управления качеством (TQM), реализованные в андрагогических условиях подготовки учителей в ИПКРО;

Полагаем, что данная модель отвечает современным требованиям к содержанию и организации повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Примечания:

1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В., Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров : методическое пособие / под ред. Н.В. Немовой. - М. : АПК и ПРО, 2004. - 116 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М. : Педагогика, 1977. - 256 с.

3. Гаргай В. Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 72-79.

4. Гололобова Н. Л. Повышение профессиональной компетентности слушателей в межкурсовой период при использовании возможностей сетевых сообществ педагогов : монография // Вестник ТОГИРРО. - Тюмень : ТОГИРРО, 2011. - №6(18).

- 120 с.

5. Зеер Э. Ф., Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 240 с.

6. Зеленская В.А. Андрагогические условия качества подготовки учителей в институте повышения квалификации / В.А. Зеленская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 05 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2015.

7. Зеленская В.А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС // Реализация ФГОС: результаты и проблемы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 3 томах. T.II / ГАОУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"; филиал Московского педагогического государственного университета в г. Новосибирске; Ассоциация учреждений повышения квалификации работников образования Сибирского федерального округа; отв.за вып.: A.B. Плитченко, Н.А Шиленко.- Новосибирск: НИПК и ПРО, 2014,-С. 31-33.

8. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. -М. : ПЕР СЭ, 2007.

- 272 с.

9. Ильин Г. Качество дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Новые знания. 2001. - №1. Режим доступа: http:// jornal.znanie.org/n1_01/kach_obraz.html дата обращения (08.04.2012)

Ю.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей // И. Брюнер, III. Дюшато, К. Фулфорд и др.; ред. рус. перевода.: А. Гиглавый/ Институт новых технологий (Россия) по поручению Отдела высшего образования ЮНЕСКО. - 2005 - 167 с.

П.Коваленко М.И. Смешанные технологии обучения в повышении квалификации преподавателей старшего возраста в области ИКТ / Труды Международного научно-методического симпозиума "Информатизация общего, педагогического и дополнительного образования (СИО - 2006)". - Мальта, 2006 - С. 204-209.

12.Красильников И.М. Педагогика цифровых искусств - новое направление развития теории и практики художественного образования [Электронный ресурс]// Проблемы современного образования. 2011. №б. С. 111 - 123. Систем, требования: Adobe Reader. URL: http://www.pmedu.ru/res/ 2011_6_16.pdf (дата обращения 11.02.2014).

13.Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : моногр. / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2009. - 403 с.

14.Стандарты ИКТ-компетентности учителей. Руководство по внедрению стандартов. Версия 1.0. перевод с англ.: A.B. Паршакова. - М. : Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2009. - 24 с.

15.Цвелюх И. Поддержка профессиональных инициатив педагогов в процессе подготовки в системе повышения квалификации : дис. канд. ... пед. наук. - М., 2007.

16.Wright Vivian H., Wilson Elizabeth К. From Preservice to Inservice Teaching. A Study of Technology Integration // Journal of Computing in Teacher Education.- Winter 2005-2006. - Volume 22 /Number 2.-P.49- 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HUMA NIZA TI ON OF EDUCATION: HISTORY AND MODERNITY

Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychological sciences, Professor, Chair of Pedagogy, Psychology and Special Disciplines, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: mpiugina@yandex.ru

Dzampaeva Jeanette Maharbekovna, Deputy Director on Educational Work, Neftekumsk RegionalPolytechnic College, Neftekumsk

E-mail: jannamd@maii. ru

The article analyzes the issues related to the humanization of the educational systems. Humanization is regarded as one of the trends of modern education, it is shown that modern processes of humanization in various spheres of human Ufe are closely related to the humanistic idea, put forward by thinkers of the past, and today has not lost its relevance.

Keywords: education; humanism; humanity; ideal; identity; education; teacher; stakeholder value orientation.

УДК 159.923.2

© Плугина М.И., 2015 © Дзампаева Ж.М., 2015

ПЛУГИНА Мария Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, кафедра Педагогики, психологии и специальных дисциплин, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь mpluginaigiyandex.ru

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье анализируются вопросы, связанные с гуманизацией образовательных систем. Гуманизация рассматривается в качестве одной из тенденций современного образования. Показано, что современные процессы гуманизации в различных сферах жизнедеятельности человека имеют тесную связь с гуманистическими идеями, выдвинутыми мыслителями прошлого, и сегодня не потеряли своей актуальности.

Ключевые слова: воспитание; гуманизм; гуманность; идеал; личность; образование; педагог; субъект деятельности; ценностные ориентации.

I

Характерной чертой современной теоретической мысли является повышение внимания к идеям гуманизма, гуманизации различных сфер жизнедеятельности человека. Существует динамичная причина, обусловливающая актуальность проблемы гуманизма. Она заключается в самой реальной истории человечества, где идеи гуманизма являются результатом человеческого опыта в осознании общественной ценности отдельной личности, осознании человеком в процессе такого опыта самого себя, своих общественных задач.

В общем виде гуманизм как мировоззренческая и нормативно-практическая установка поведения обосновывает ценностные ориентации личности, идеалы, представления, нормы и правила, которые формируются на различных этапах развития человека как субъекта деятельности. Идеи гуманизма выступают основой фило-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.