Научная статья на тему 'Модель развития и регулирования сферы физической культуры и спорта'

Модель развития и регулирования сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1215
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / РАЗВИТИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / STATE PROGRAM / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / DEVELOPMENT / REGULATION / FINANCING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесникова Татьяна Павловна

Реализация программы по развитию физической культуры и спорта строится на дифференцированном системном подходе. Рассматривается комплексное развитие и регулирование основных направлений социально ориентированной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL DEVELOPMENT AND REGULATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Realization of the program on development of physical culture and sports is based on a differentiated system approach. The article considers the comprehensive development and regulation of the main directions of the socio-oriented tasks.

Текст научной работы на тему «Модель развития и регулирования сферы физической культуры и спорта»

Mamaeva Irina Lvovna, candidate of economic sciences, docent, mamae-vail@yandex.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

УДК 332.14

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Т.П. Колесникова

Реализация программы по развитию физической культуры и спорта строится на дифференцированном системном подходе. Рассматривается комплексное развитие и регулирование основных направлений социально ориентированной задачи.

Ключевые слова: государственная программа, физическая культура, спорт, развитие, регулирование, финансирование.

Стратегия социального развития включает в блок «Новое качества жизни» Государственную программу Российской Федерации №13, а именно, «Развитие физической культуры и спорта». Основной целью в реализации данного направления является создание условий, стимулирующих к постоянному или систематическому занятию физической культурой и спортом, развитие материально-технической базы, что поможет сформировать конкурентное преимущество граждан для участия в соревнованиях различного уровня и значения [1]. Программа государства предусматривает основные направления развития физкультурно - оздоровительных и спортивно - массовых занятий как средства формирования здорового образа жизни, трудовой реабилитации, активного долголетия, решение вопросов временного досуга детей, подростков, молодежи и повышения их занятости в спортивных секциях с целью профилактики правонарушений, формирования «спортивного менталитета» в образе мышления, а также необходимость в программно - методическом обеспечении процессов физического воспитания, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, способных достойно представлять Россию на международной спортивной арене. Решение представленных вопросов предусматривает дифференцированный подход к организации и развитию физического воспитания населения различных возрастных групп.

Развитие и воспитание физической культуры и спорта у населения охватывает решение сразу нескольких вопросов. Так, например, затрагива-

ется вопрос культурно-досугового времени детей, подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни, формирование специально оборудованных комплексов и площадок для занятий спортом населения с ограниченными возможностями, повышение показателей здоровья по таким группам заболеваний как болезни опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, профилактика гиподинамии, создание закаливающего и оздоравливающего эффекта. Уровень здоровья граждан в процессе проведения диспансеризации, к сожалению, показывают очень низкие показатели. Так в Тульской области у населения лидируют заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания и опорнодвигательного аппарата. Данные заболевания присутствуют у различных возрастных групп, поэтому дифференцированный подход определяет такие группы как: дети дошкольного возраста, учащиеся и студенты, население трудоспособного возраста, пожилые люди, группа лиц с ограниченными возможностями и инвалиды.

Помимо этого необходимо развитие национальных, технических, прикладных видов спорта и народных игр, подготовка спортивного резерва, подготовка спортсменов международного уровня, разработка и совершенствование научно - методического и медицинского обеспечения, подготовка кадров и система повышения квалификации специалистов, развитие материально - технической базы, системы управления физическим воспитанием населения и научными исследованиями в области физической культуры и спорта, совершенствование нормативно - правовой базы и активная информационно - пропагандистская работа. Это основные вопросы, которые требуют развития и регулирования в процессе реализации государственной программы.Все перечисленные направления требуют системного решения, что возможно только при комплексном изучении и реализации.

В настоящее время решение вопросов социального характера возможно за счет дополнительного привлечения источников финансирования со стороны хозяйствующих субъектов, меценатов, заинтересованных сторон, а также лиц непосредственно занятых или участвующих в вопросах развития и поддержания здорового образа жизни. Стоит отметить, что наибольший вклад в развитие сферы физической культуры и спорта возможно с привлечением бизнес-сообществ и участников, имеющих непосредственное отношение к спорту, фактически они являются экспертами на коллегиальных комиссиях по модернизации и строительству спортивномассовых объектах. Именно поэтому развитие данного направления возможно только с участием публично-частного партнерства, которое помогает решать и финансовые стороны, и заниматься дополнительной проработкой спорных и проблемных сторон.

На основании Государственной программы развития физической культуры и спорта в Тульской области было разработано и утверждено

Постановление №105 от 30.10.2011г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тульской области на 2012-2016 годы». Данное решение позволяет проводить модернизацию, совершенствование и создание новых социальных спортивных объектов на территории региона, привлекать, развивать и мотивировать население к занятиям физической культурой и спортом [2].

Реализация программы сводится к следующему:

1. Развитие материально-спортивной базы на территории Тульской области - строительство ФОК с плавательными бассейнами в Туле, ремонт велотрека в Туле, реконструкция спортивного комплекса в поселке Косая Гора, строительство ФОК с ледовыми дворцами в Туле, строительство бассейна в Новомосковске, ремонт и реконструкция объектов, относящихся в спортивным сооружениями в и других городах области (Богородицк, Алексин, Арсеньево, Венев, Волово, Донской, Дубна, Заокск, Кимовск, Киреевск, Ефремов и др.). Развитие спортивных объектов области охватывает как крупные специализированные комплексы, так и спортивные залы, специально оборудованные площадки. Регулирование происходит коллегиально на основании решений, принимаемых на субрегиональном уровне.

2. Развитие массового спорта в Тульской области - это ориентация на развитие летних и зимних видов спорта, а именно: футбола, велоспорта, боевых искусств, плавания, баскетбола, волейбола, легкой атлетики и частично зимних видов спорта: хоккей и фигурное катание. Ориентация на данные направления определена приверженностью населения к игровым видам, а также достаточно хорошей школой по подготовке и работе с населением.

3. Кадровое обеспечение специалистами физической культуры и спорта - привлечение к работе молодых специалистов, закрепление стимулирующих доплат различным категориям работников, разработка и активное участие в методической работе, проведение методических семинаров. Тренерскому составу необходимо постоянно изучать современные методики воспитания, развития и работы с воспитанниками, влияние добавок и витаминов при работе с различными группами по возрасту и уровню развития, необходимость изучения и освоения новыми подходами в преподавательской деятельности. Дифференцированный подход в научнометодической базе позволит внедрять современные методики. В настоящее время в области развиты следующие направления (школы): художественной и спортивной гимнастики, школа борьбы, а также начал действовать комплекс по работе с паралимпийскими видами спорта в Алексине.

4. Подготовка спортивного резерва, поддержка спорта высших достижений - формирование резерва возможно за счет создания школ/ училищ Олимпийского резерва. В регионе работает Новомосковское Училище (колледж) Олимпийского резерва, которое готовит молодых специалистов

- тренеров, параллельно позволяет участвовать спортсменам в соревнова-

ниях различного уровня. К этому направлению стоит отнести также и возможность развития участников паралимпийского спорта за счет открытия комплекса в Алексине для лиц с ограниченными возможностями (данный объект говорит о социально ориентированном государстве).

Стоит отметить те результаты, которые уже достигнуты за период реализации Постановления:

- призовое участие Тульских спортсменов в следующих видах спорта: художественная гимнастика, стрельба, кикбоксинг, велоспорт;

- построено 50 универсальных спортивных площадок, 41 мини-стадион;

- открыты площадки по воркауту (6 площадок);

- завершается строительство 4 физкультурно-оздоровительных комплекса.

Развитие социальных программ по физической культуре и спорту увеличено по сравнению с 2011 годом в 11,6 раза, это стало возможно за счет активного привлечения государственно-частного партнерства к участию в программе, что будет проводиться и в дальнейшем, и в итоге положительно отразиться на уровне качества жизни населения в Тульском регионе. Активное участие в реализации посредством государственночастного партнерства возможно из-за создания в Тульской области ОАО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства», что помогает развитию инвестиционной деятельности в регионе и параллельно привлекает к участию в модели развития региона по социальным объектам.

При определении развития и регулирования объектами социальной сферы рекомендуется провести профориентационное деление. Ориентация может проводиться исходя из следующих показателей:

1. Наличие действующей спортивно-технической базы - гарантирует дееспособность объекта и наличие уже занимающихся лиц, заинтересованных в данном виде спорта. На территории области существуют объекты, которые могут готовить к соревнованиям различного уровня;

2. Тренерский состав - проводится оценка уровня квалификации тренеров, рейтинг по уровню подготовленности и участия спортсменов (анализ по действующим рейтинговым таблицам участия спортсменов различных возрастных групп в различных видах спорта);

3. Программа развития субрегиона - рассматривается стратегия развития каждого отдельного муниципального образования, на основе которой определяется социальное направление, выделяются приоритетные объекты, а также проводится анализ уже достигнутых результатов и проводится прогноз по основным показателям социально-экономического развития.

На основании показателей проводится агрегированная оценка развития физической культуры и спорта для каждого муниципального образования. Характерно следующее развитие относительно муниципальных об-

разований региона:

1. Тула - велоспорт, стрельба, гимнастика;

2. Новомосковск - гимнастика, плавание, борьба (кикбоксинг);

3. Узловая - боевые искусства;

4. Ефремов - лыжный спорт;

5. Алексин - паралимпийское движение.

Выбранные направления были определены исходя из уже имеющихся достижений. Но необходимо помнить, что происходит постоянное изменение критериев оценки, поэтому необходимо стремиться к развитию новых направлений.

Неоспоримым является тот факт, что исследуя основные объекты, требующие модернизации, совершенствования или строительства возникает вопрос источников финансирования данного направления. Учитывая особенности и материально-техническое состояние зданий и сооружений социальной сферы, сомнений по поводу капитальных вливаний не вызывает противоречий, но анализируя возможности со стороны местных муниципалитетов становится понятно, что осуществить это реально только с учетом финансирования частных инвесторов. Анализируя модели развития взаимоотношений при решении вопросов социального характера, в различное время государство использовало различные схемы. Так это было либо обычное целевое финансирования, либо предоставление субсидий, дотаций, а в последние годы реализация социальных программ развития строится на основании соглашений государственно-частного партнерства.

Альянс хозяйствующих субъектов и административных органов управления позволяет активировать вопросы социального характера, учитывая интересы, как муниципальных органов, так и частных лиц. Заинтересованность муниципальных органов неоспорима. Это, прежде всего, выполнение распоряжения вышестоящих инстанций, развитие социальной сферы образования и повышение репутации органа местного управления в глазах его населения. Какой интерес у хозяйствующего субъекта? Собственники крупных предприятий, в большей мере - это градообразующие предприятия, участвуя в данных программах, позволяют развивать социальные объекты для жителей данного населенного пункта, которые также являются и их работниками, повысить свою деловую репутацию, участвуя в социальных программах и представляя данные в социальных отчетах (а работая с иностранными компаниями - что является одним из критериев гарантирующих добросовестность и порядочность компаньона) и также, при решении вопросов по развитию деятельности компании, администрация города положительно относится к данным решениям (безусловно, если они не наносят необратимый экологический вред). Следовательно, если заинтересованность двух участников обоснована и взаимна, то речь может идти о стремлении и желании добиваться высоких результатов при выполнении задания.

Законодательное закрепление взаимодействия сторон происходит путем подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. Если исследовать вопрос, то пока правовое закрепление существует только у договора о концессии, который регулирует строительство с различными схемами управления, развитие жилищной и транспортной инфраструктуры, поэтому говорить о подписании концессуальных договоров для реализации программы по развитию физической культуры и спорта не всегда является возможным из-за определения предмета договора. Таким образом, проработка вопросов закрепления предмета договора при решении социальных программ, а именно развития физической культуры и спорта, является проблемой из-за того, что отсутствует законодательная сторона закрепления договоров при участии государства и бизнес-сообщества. Поэтому модель развития и решения государственной программы требует еще и разработки нормативно-законодательной базы, которая учитывала бы интересы сторон и предлагала альтернативные варианты его заключения. Стоит отметить, что развитие и регулирование сферы физической культуры и спорта строится с учетом комплексного подхода оценки спортивных объектов. Для дальнейшего развития рекомендуется провести целевое профориентационное деление, которое позволит сконцентрировать усилия при подготовке конкурентоспособных спортсменов на мировой арене.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие

физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] // Портал государственных программ Российской Федерации: [сайт]. [2013]. URL:

http://www.gosprogrammy.gov.ru (дата обращения 28.12.2013).

2. Постановление №105 от 30.10.2011г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тульской области на 2012-2016 годы» [Электронный ресурс] // Портал правительства Тульской области: [сайт]. [2013]. URL: http://tularegion.ru (дата обращения 29.12.2013).

Колесникова Татьяна Павловна, канд. экон. наук, доц., доцент кафедры «Менеджмент», Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева

MODEL DEVELOPMENT AND REGULATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL

CULTURE AND SPORTS

Т.Р. Kolesnikova

Realization of the program on development of physical culture and sports is based on a differentiated system approach. The article considers the comprehensive development and regulation of the main directions of the socio-oriented tasks.

Key words: state program, physical culture, sports, development, regulation, financing.

Kolesnikova Tatiana Pavlovna, Ph.D. Assoc., associate Professor of the Department «Management», Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

УДК 17:33

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ

Э.Е. Гордова, Ю.В. Гордов

Рассматриваются этические кодексы, они вбирают в себя общие ценности и правила этики, которые, по мнению управляющих предприятий, должны стать основой в деятельности работников. Этические нормативы в сфере экономики разрабатываются для описания целей организации, создания оптимальной нравственной атмосферы и определения сути этических контекстов управленческих решений.

Ключевые слова: этический кодекс, экономические предприятия, руководитель, сотрудники, деятельность, нравственный климат в компании.

Рассматривая этический кодекс, отметим, что, по сути, он является сводом правил и норм поведения, которыми должны руководствоваться члены компании, фирмы или предприятия. С его помощью задаются определенные модели поведения, единые стандарты отношений и совместной деятельности. Первыми универсальными этическими кодексами, представляющими собой реестр общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил. Чуть позже стали возникать частные этические кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Потребность в частных этических кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникает в связи с тем, что универсальных норм недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизирует общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для «свободных профессий», где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.