МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КИКБОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 11.12.2019 г.
Информация для связи с автором: grakhov.igrasnch@mail.ru
Аспирант И.А. Грахов1
Кандидат педагогических наук, профессор Ф.Х. Зекрин1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Зебзеев1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Ф. Зекрин1
1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский
MODEL OF DEVELOPMENT OF MOTOR OOORDiNATiON ABiLITiES iN KICKBOXERS AT SPORT EXCELLENCE STAGE
Postgraduate student I.A. Grakhov1 PhD, Professor F.Kh. Zekrin1 PhD, Associate Professor V.V. Zebzeev1 PhD, Associate Professor A.F. Zekrin1
1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky
Аннотация
Цель исследования - разработка модели развития двигательно-координационных способностей кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Методика и организация исследования. Для разработки модели использованы методы: анализ литературных и документальных источников, теоретическое моделирование. Педагогический эксперимент проводился на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А.А. Данилова ФГБОУ ВО «ЧГИФК» и спортивно-оздоровительного центра «Фортуна» г. Чайковского с сентября 2018 г. по май 2019 г. В качестве испытуемых участвовало 30 кикбоксеров в возрасте 16-18 лет, имеющих I взрослый спортивный разряд, разряд КМС и звание МС.
Результаты исследования и выводы. В статье приведено описание содержания экспериментальной модели развития двигательно-координационных способностей кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства. Базовым компонентом экспериментальной модели, направленной на развитие двигательно-координационных способностей кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства, являлись тренировочные задания, выполняемые на АПК «Стабилан 01-02». Результаты проведенного исследования показали эффективность разработанной модели, что подтверждается более высокими показателями, характеризующими двигательно-координационные способности, техническую подготовленность и соревновательную деятельность кикбоксеров экспериментальной группы в сравнении с контрольной.
Ключевые слова: модель, двигательно-координационные способности, ста-билометрия, кикбоксинг.
Annotation
Objective of the study was to design a model of development of motor coordination abilities in kickboxers at the sport excellence stage.
Methods and structure of the study. The model was designed using the following methods: analysis of literary and documentary sources, theoretical modeling. The educational experiment was conducted at the premises of the Federal Training Center for Winter Sports "Snezhinka" named after A.A. Danilov at FSBEI HE Tchaikovsky State Institute of Physical Culture and the sports and fitness center "Fortuna" in Tchaikovsky town and lasted from September 2018 through May 2019. Sampled for the experiment were 30 kickboxers aged 16-18 years and having different sport qualifications: I senior degree, Candidate Master of Sport, and Master of Sport.
Results of the study and conclusions. The article contains a description of the experimental model of development of motor coordination abilities in the kickboxers at the sport excellence stage. The basic component of the experimental model aimed to develop motor coordination abilities in the kickboxers at the sport excellence stage was the training tasks to be performed using the stabilographic analyzer "Stabilan 01-02".
The findings proved the effectiveness of the developed model, as confirmed by the higher levels of development of motor coordination abilities, technical fitness and competitive activity of the EG kickboxers versus the CG ones.
Keywords: model, motor coordination abilities, stabilometry, kickboxing.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов, стимулируя специалистов и тренеров к поиску, разработке и внедрению в тренировочный процесс новых и более эффективных средств, методов и методик. Не является исключением динамично развивающийся вид спортивных единоборств - кикбоксинг. Соревновательная деятельность в кикбоксинге характеризуется нанесением ударов руками и ногами в различные части тела, защитными действиями от этих ударов и постоянно меняющимися условиями поединка [1].
Успешность спортивного результата во взрослом спорте (на этапе высшего спортивного мастерства) в кикбоксинге во многом зависит от уровня двигательно-координационной подготовленности спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства [7].
Однако всестороннее изучение вопроса показало, что в теории и практике спортивных единоборств отсутствуют научно обоснованные модели развития двигательно-координационных способностей у кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства. Одним из ре-
шений данной проблемы, на наш взгляд, может стать применение метода стабилометрии в тренировочном процессе кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства. В рассматриваемом возрасте формируются устойчивые нейронные связи, что свидетельствует о предрасположенности к успешному обучению сложнокоординационным двигательным действиям в этот период [2-4].
Цель исследования - разработка модели развития двигательно-координационных способностей кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Методика и организация исследования. В рамках научной работы осуществлялся анализ литературных и документальных источников, теоретическое моделирование. Педагогический эксперимент проводился на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А. А. Данилова ФГБОУ ВО «ЧГИФК» и спортивно-оздоровительного центра «Фортуна» г. Чайковского с сентября 2018 г по май 2019 г В качестве испытуемых участвовало 30 кикбоксеров в возрасте 16-18 лет, имеющих I взрослый спортивный разряд, разряд КМС и звание МС.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе данных специальной литературы и обобщения практического опыта тренеров СОЦ «Фортуна» была разработана модель развития двигательно-координационных способностей кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Экспериментальная модель, направленная на развитие двигательно-координационных способностей кикбоксеров, предполагала определенную последовательность действий (см. рисунок): 1) формирование общей цели и конкретных задач двигательно-координационной подготовки кикбоксеров; 2) составление общего тренировочного плана и планирование тренировочных нагрузок; 3) разработка тренировочных заданий, направленных на развитие двигательно-координационных способностей кикбоксеров;
Модель развития двигательно-координационных способностей кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства
4) реализация тренировочного плана в условиях педагогического эксперимента; 5) контроль эффективности и коррекция тренировочного плана.
Базовым компонентом экспериментальной модели являлись тренировочные задания, направленные на развитие двигательно-координационных способностей кикбоксеров и выполнявшиеся с помощью АПК «Стабилан 01-02» [5, 7].
В соответствии с классификацией Ж. К. Холодова и В. С. Кузнецова [6] все упражнения и тренировочные задания, вошедшие в состав тренировочной программы кикбоксеров экспериментальной группы, были разделены на три блока: первый блок тренировочных заданий, направленный на развитие чувства равновесия, второй блок - на повышение точности пространственно-временных параметров движения, третий блок ориентирован на снижение тонической и координационной напряженности при выполнении двигательных действий.
В первый блок, направленный на развитие чувства равновесия, входили следующие тренировочные задания: Rectis, «Тетрис», «Арканоид», способствующие развитию у испытуемых произвольного перемещения центра давления с максимальной амплитудой в сагиттальном и фронтальном направлениях.
Во второй блок, направленный на повышение точности пространственно-временных параметров движения, входили тренировочные задания: «Времена года», «Горнолыжный спуск», «Летающие кубики», ориентированные на развитие пространственных представлений, метрики и топологии, локализации событий жизни во времени.
В третий блок, ориентированный на снижение тонической и координационной напряженности при выполнении двигательных действий кикбоксеров, входили тренировочные задания «Силометрия», «Лабиринт», способствующие формированию умения удерживать заданный уровень усилия.
Разработанная модель апробировалась в условиях педагогического эксперимента, в ходе которого кикбоксеры экспериментальной и контрольной групп тренировались шесть раз в неделю по 90 мин. При этом главным отличием в подготовке спортсменов контрольной и экспериментальной групп являлось то, что кикбоксеры экспериментальной группы три раза в неделю (понедельник, среда, суббота) на протяжении шести месяцев в первой половине дня (до основных тренировочных занятий) выполняли описанные выше тренировочные задания на АПК «Стабилан», направленные на развитие двигательно-координационных способностей, по 60 мин, чего не было в контрольной группе.
В результате проведения эксперимента получены положительные сдвиги в показателях двигательно-координационной подготовленности, что позволило кикбоксерам экспериментальной группы с большей скоростью и качеством совершенствовать и овладевать техническими приемами кикбоксинга в сравнении с испытуемыми контрольной группы. Полученные сдвиги в технико-тактических действиях положительно отразились на показателях соревновательной деятельности кикбоксеров экспериментальной группы.
Вывод. На основе АПК «Стабилан» разработана модель развития двигательно-координационных способностей кикбоксеров на этапе совершенствования спортивного мастерства. Важным компонентом экспериментальной модели являлась тренировочная программа с акцентированным развитием двигательно-координационных способностей испытуемых, имеющая следующую дифференцированную направленность на: 1) развитие равновесия, 2) повышение точности пространственно-временных параметров движения, 3) снижение тонической и координационной напряженности при выполнении двигательных действий кикбоксеров.
№ 3 • 2020 Март | March
http://www.teoriya.ru
Результаты проведенного исследования свидетельствуют
об эффективности разработанной модели.
Литература
1. Бакулев С.Е. Теория и методика обучения кикбоксингу: учеб. пособие / С.Е. Бакулев, М.В. Назаренко. - СПб.: Санкт-Петербургский ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 141 с.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - 4-е изд., стер. -М.: «Академия», 2009. - 416 с.
3. Бредихина Ю.П. Физиологические и биомеханические механизмы координации ударных действий у спортсменов-единоборцев / Ю.П. Бредихина // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 394. - С. 194-200.
4. Лях В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - № 5. - С. 3-10.
5. Усачев В.И. Автоматизированная компьютерная стабилографи-ческая диагностика атаксий с использованием анализа векторов и статистического метода «деревьев классификации»: монография / В.И. Усачев, Х.Т. Абдулкеримов, С.Г. Григорьев, С.С. Слива. - Таганрог: ЗАО ОКБ «РИТМ», 2004. - 24 с.
6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для институтов физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 483 с.
7. Шестаков М.П. Использование стабилометрии в спорте / М.П. Шестаков. - М.: ТВТ Дивизион, 2007. - 112 с.
References
1. Bakulev S.E., M.V. Nazarenko Teoriya i metodika obucheniya kikboksingu [Theory and methodology of kickboxing training]. study guide. St. Petersburg: Lesgaft St. Petersburg SUPC publ., 2005. 141 p.
2. Bezrukikh M.M., Sonkin V.D., Farber D.A. Vozrastnaya fiziologi-ya (fiziologiya razvitiya rebenka) [Developmental physiology (child development physiology)]. Moscow: Akademiya publ., 2008, 416 p.
3. Bredikhina Yu.P. Fiziologicheskie i biomehanicheskie mehanizmyi koordinatsii udarnyih deystviy u sportsmenov-edinobortsev [Physiological and biomechanical mechanisms of coordination of strike actions in combatants]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2015. no.394. pp. 194-200.
4. Lyakh V.I. Koordinatsionnyie sposobnosti shkolnikov: osnovyi testiro-vaniya i metodika razvitiya [Coordination abilities of schoolchildren: testing basics and development methods]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2000. no.5. pp. 3-10.
5. Usachev V.I., Abdulkerimov Kh.T., Grigoryev S.G., Sliva S.S. Av-tomatizirovannaya kompyuternaya stabilograficheskaya diagnostika ataksiy s ispolzovaniem analiza vektorov i statisticheskogo metoda «derevev klassifikatsii» [Automated computerized stabilographic diagnosis of ataxia using vector analysis and statistical method of "classification trees]. Taganrog: RITM publ., 2004. 24 p.
6. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sports]. Moscow: Akademiya publ., 2001, 480 p.
7. Shestakov M.P. Ispolzovanie stabilometrii v sporte [Stabilometry in sports]. M.: TVT Divizion publ., 2007. 112 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
оценка современных методов определения физической работоспособности футболистов
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулишенко1 Кандидат педагогических наук, доцент М.М. Полишкис2
1Московский государственный областной университет, Москва 2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
УДК/UDC 796.332
Ключевые слова: футбол, педагогическое тестирование, функциональное тестирование, Пик-тест, эффективность тренировочного процесса.
Введение. Постоянный рост достижений в спорте требует поиска новых, более эффективных форм управления тренировкой спортсменов. Именно поэтому совершенствование системы контроля и управления тренировочным процессом на основе знаний об уровне подготовленности спортсмена является одним из перспективных направлений развития современной спортивной науки.
Цель исследования - оценка и систематизация устоявшихся современных методик определения подготовленности футболистов.
Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее информативными и несложными в реализации методами оценки уровня физической подготовленности являются контрольные испытания (тесты).
На сегодняшний день для определения общей и специальной физической и технической подготовленности футболистов применяется группа специальных тестов, использующихся по отдельности или входящих в комплексный тест для оценки подготовленности спортсмена. Например, используются тесты для определения общей физической подготовленности, такие как «Бег на 30 м», «Бег на 60 м», «Челночный бег 7х50 м», «Бег на 100 м», «Бег на 400 м», «12-минутный тест Купера». Для определения специальной подготовленности общеприняты следующие упражнения: «бег на 30 м с ведением мяча», «челночный бег 5х30 с ведением мяча» и «удары по
assessment of modern PHYsicAL woRKiNG cAPAciTY RATiNG METHods iN FooTBALL
PhD, Associate Professor A.V. Antipov1 PhD, Associate Professor I.V. Kulishenko1 PhD, Associate Professor M.M. Poliskis2 1Moscow State Regional University, Moscow 2Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Поступила в редакцию 09.01.2020 г.
мячу левой и правой ногой». Определение технической подготовленности представлено тестами, такими как «Удары на точность 30/40 м», «Ведение мяча 30 м с обводками 5 стоек через 6 м».
Для анализа функционального состояния можно использовать современную методику - Пик-тест. Суть её заключается в преодолении максимального расстояния дистанции в челночном беге по 20 м с увеличивающейся скоростью через определенные промежутки времени. Результаты теста связаны с максимальным потреблением кислорода (МПК) - основным физиологическим показателем аэробной работоспособности. В спортивных играх существует понятие «минимум МПК», этот минимум необходим для обеспечения соответствия аэробных возможностей спортсмена требованиям, предъявляемым двигательной активностью матча.
Выводы. Наряду с уже имеющимися методиками оценки внедрение Пик-теста в тренировочный процесс поможет объективнее и своевременнее отражать уровень работоспособности футболистов, а также поможет тренеру избежать грубых ошибок как при планировании физической тренировки, так и при отборе игроков в команду.
Использованная литература
1. Антипов А.В. Пик-тест как современный метод оценки работоспособности футболистов /А.В. Антипов, В.В. Пресняков, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5. - С. 68-70.
2. Губа В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы / В.П. Губа, К. Кромке, А. Стула. - М.: Спорт, 2017. - 272 с.
Информация для связи с автором: alexlocomotiv@mail.ru