ситуациях многозадачности и неопределенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». - URL : http://wwwxonsultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 01.12.2019).
2. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. - URL : http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 (дата обращения: 91.12.2019).
REFERENCES
1. Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018) "On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period Until 2020" (together with the "Concept for Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period Until 2020", available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (accessed: 01/12/2019).
2. Projects ofthe Federal State Educational Standard of Higher Professional Education, available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 (accessed: 01/12/2019).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2019
УДК 796.835
ОБУЧЕНИЕ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ КИКБОКСЕРОВ 10-12 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ ТОЧЕК И СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Серик Етекбаевич Токсанов, старший преподаватель, Инесса Юрьевна Горская,
доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск; Александр Сергеевич Дмитриенко, Заслуженный тренер России, Детско-юношеская спортивная школа № 28, Омск
Аннотация
В статье обобщены результаты собственных исследований, касающихся процесса технической подготовки кикбоксеров на этапе начальной подготовки. Эффективность экспериментальной методики достигнута за счет определения ориентировочной части атакующих действий, сопряжения процессов обучения технике кикбоксинга и развития значимых координационных способностей. Определены группы простых и сложных для разучивания атакующих действий. Описаны возможные причины неравномерного освоения атакующих действий, различающихся по сложности. Анализ показателей контрольных тестов свидетельствует о достоверных различиях результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной и подтверждает эффективность предложенной методики обучения юных кикбоксеров.
Ключевые слова: кикбоксинг, обучение, опорные точки, атакующие действия, координационные способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.305-310
TRAINING TO ATTACKING ACTIONS OF KICKBOXERS AGED 10-12 YEARS OLD WITH USE OF SUPPORT POINTS AND PAIRED DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES
Serik Etekbaevich Toksanov, the senior teacher, Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian state University of physical culture and sport, Omsk; Alexander Sergeevich Dmitrienko, Honored Coach of Russia, Children and Youth Sports School
No. 28, Omsk
Abstract
The article summarizes the results of our own research regarding the process of technical training of kickboxers at the initial training stage. The effectiveness of the experimental technique was achieved by determining the approximate part of the attacking actions, pairing the processes of training to kickboxing techniques and developing significant coordination abilities. Groups of simple and difficult to learn attacking actions are defined. The possible reasons for the uneven development of attacking actions varying in complexity are described. An analysis of the performance of control tests indicates significant differences in the results in the experimental group compared with the control group and it confirms the effectiveness of the proposed methodology for training the young kickboxers.
Keywords: kickboxing, training, reference points, attacking actions, coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей проблемой процесса формирования двигательных действий, по мнению авторов [2, 3], является эффективная методика обучения, которая, как и любая педагогическая методика должна представлять научно обоснованную и логично построенную дидактическую систему способную решать задачи обучения. Основополагающим практическим аспектом процесса обучения в кикбоксинге является выделение основных опорных точек определяющих эффективность двигательных действий и служащих опорными звеньями обучения оптимальной технике движений. Среди многообразия двигательных действий выполняемых кикбоксерами в процессе соревновательного поединка центральное место отводится атакующим действиям [4], безошибочное освоение которых [5] напрямую связано с уровнем развития ведущих координационных способностей [1].
Цель исследования: экспериментальная проверка эффективности методики обучения атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с использованием опорных точек и сопряженным развитием координационных способностей.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании применялся теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, экспертная оценка качества выполнения атакующих действий (АД), педагогический эксперимент и математико-статистический анализ эмпирических данных. В эксперименте приняли участие 24 кикбоксера в возрасте 10-12 лет. Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) занимались по разработанной нами методике. Дети, обучающиеся в контрольной группе (КГ), занимались в соответствии с программой по кикбоксингу для детско-юношеских спортивных школ (г. Омск, 2015). Эффективность разработанной методики определялась на основе показателей качества выполнения атакующих действий. Темпы прироста показателей качества выполнения техники атакующих действий у кикбоксеров на этапе начальной подготовки высчитывались по формуле S. Brody. Достоверность различий между результатами тестирования групп рассчитывалась по t-критерию Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выявленные на предыдущих этапах работы особенности обучения технике кикбоксинга послужили основанием для разработки методики обучения атакующим действиям (АД) на этапе начальной подготовки в кикбоксинге. В результате ранее проведенных исследований уточнена классификация атакующих действий в кикбоксинге, выявлен состав технического арсенала юных кикбоксеров, определены и описаны двигательные ошибки, допускаемые юными спортсменами, осуществлена оценка качества выполнения атакующих действий в соревновательных поединках. В результате анализа структуры 17-ти атакующих действий выявлены основные опорные точки, обеспечивающие эффективность атакующих действий, проведена оптимизация ориентировочной основы атакующих
действий. Изучено дополнительное использование внешней и внутренней речи в процессе обучения, более эффективно формирующее ориентировочную основу действия и акцентирующее внимание спортсмена на ощущениях в ключевых точках атакующего действия. Результаты корреляционного анализа позволили установить наиболее значимые координационные способности, обеспечивающие успешность выполнения атакующих действий.
Экспериментальная методика обучения атакующим действиям имеет следующие отличительные черты:
- использовалась уточненная терминология атакующих действий, позволяющая эффективнее использовать словесный метод обучения;
- в процессе формирования ориентировочной части атакующего действия использовались опорные точки, влияющие на эффективность атакующего действия;
- сопряжено с обучением осуществлялось развитие ведущих координационных способностей, определяющих успешность атакующего действия и обеспечивающих чувственную наглядность основных опорных точек;
- предложенная нами последовательность разучивания позволила качественно сформировать у обучающихся подготовительную и основную части атакующего действия, и плавно перейти к освоению атакующего действия целиком в стандартных условиях поединка.
Основным тренирующим фактором предлагаемой методики обучения атакующим действиям являлось выполнение определенного объема специализированных упражнений, сложность которых возрастала от одного этапа к другому по «спирали».
В ЭГ освоение структуры атакующего действия осуществлялось расчленено-кон-структивным методом и методом сопряженного воздействия. Среди словесных методов использовались такие формы речевого воздействия, как описание, объяснение, разбор и са-мопроговаривание. Среди методов обеспечения наглядности использовались методы непосредственной и опосредованной наглядности, а также метод направленного прочувствования. Координационные способности развивались методом вариативного упражнения. При этом использовались следующие методические приемы: изменение направления движения, силовых компонентов, скорости или темпа движений, ритма движений, исходных положений, пространственных границ; усложнение привычного действия добавочными движениями, комбинирование двигательных действий, „зеркальное" выполнение упражнений; использование различных сигнальных раздражителей, выполнение освоенных двигательных действий после „раздражения" вестибулярного аппарата, введение заранее точно обусловленного противодействия партнера.
В результате первого года обучения практически все кикбоксеры овладели навыками выполнения атакующих действий из боевой стойки с места. Экспертная оценка качества выполнения атакующих действий кикбоксерами обеих групп, свидетельствует о том, что спортсмены ЭГ уже после первого года обучения имели существенное преимущество перед спортсменами КГ в качестве выполнения большинства АД. Достоверные различия (Р <0,05) выявлены между показателями экспертной оценки АД руками: прямой дальней в голову, прямой дальней в туловище, боковой дальней в голову, боковой ближней в голову, снизу дальней в голову, снизу ближней в голову (рисунок 1).
Достоверные различия (Р <0,05) выявлены также между показателями качества выполнения кикбоксерами КГ и ЭГ атакующих действий ногами: круговой ближней в туловище, круговой дальней в туловище, круговой дальней в голову, в строну ближней в туловище, в сторону дальней в туловище, с разворота в туловище, подсечка (рисунок 2).
Не выявлены достоверные различия между показателями оценки АД: прямой ближней рукой в голову и туловище и прямой ближней и дальней ногой в туловище. Скорее всего, это связано с относительной простотой освоения этих АД и высокими оценками исполнения в обеих группах на данном этапе.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
18,0
16,0
14,0
„ 12,0 л
110,0
w 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
13,3
1 1
13,3
1 1
13,3
12,3
12,3
1 1
11,2
АД
Прямой Прямой Боковой Боковой Снизу дальней Снизу ближней
дальней в гол. дальней в тул. дальней в гол. ближней в гол. в гол. в гол.
Рисунок 1
16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
■ Показатели качества выполнения атакующих действий руками кикбоксеров КГ и ЭГ после окончания первого года педагогического эксперимента
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Круговой ближней в туловище
Круговой дальней в туловище
Круговой дальней в голову
В сторону ближней в туловище
В сторону С разворота Подсечка дальней в в туловище туловище
Рисунок 2 - Показатели качества выполнения атакующих действий ногами кикбоксеров КГ и ЭГ после окончания первого года педагогического эксперимента
Наивысшую оценку экспертов получили атакующие действия руками: прямой ближней в голову, прямой ближней в туловище, прямой дальней в голову, прямой дальней в туловище, боковой дальней в голову; атакующие действия ногами: прямой ближней в туловище, прямой дальней в туловище, боковой ближней в туловище, боковой дальней в туловище, в сторону ближней в туловище, в сторону дальней в туловище. Наименьшую оценку экспертов (Р <0,05) получили атакующие действия руками: боковой ближней в голову, снизу ближней в голову; атакующие действия ногами: боковой дальней в голову, дальней ногой с разворота по туловищу и подсечка дальней ногой. Полученные результаты экспертной оценки после первого года обучения свидетельствую о том, что среди атакующих действий труднее всего поддаются освоению АД: боковой ближней рукой в голову, снизу ближней рукой в голову, боковой дальней ногой в голову, дальней ногой с разворота по туловищу и подсечка дальней ногой.
Следует отметить, что в обеих группах испытуемых выделяются группы АД с одинаковыми показателями экспертной оценки. Так первая группа двигательных действий, в которую входят АД руками: все прямые и боковой дальней, имеют показатели экспертной оценки, не имеющие достоверных различий между собой, в диапазоне от 15,3-15,9 баллов. Вторая группа АД руками, в которую входят: снизу ближней и боковой ближней, достоверно отличается от первой группы показателями экспертной оценки находящихся в диапазоне от 13,2-14,3 баллов. Возможной причиной образования групп с одинаковыми показателями оценки качества выполнения является схожесть частей у всех АД, входящих в группу. Так, в первой группе, во всех АД, в основной части двигательного действия, для придания ускорения бьющей руке, выполняется толчок сзади стоящей ногой. Во второй
группе, во всех АД, в основной части двигательного действия, для придания ускорения бьющей руке, выполняется толчок впереди стоящей ногой. Видимо, освоение толчка впереди стоящей ногой несколько сложнее, чем сзади стоящей ногой.
После окончания второго года педагогического эксперимента нами была проведена повторная оценка качества выполнения АД кикбоксеров КГ и ЭГ. В результате двух лет обучения практически все кикбоксеры ЭГ овладели навыками выполнения АД в стандартных условиях поединка. Экспертная оценка качества выполнения АД кикбоксерами обеих групп, свидетельствует о том, что спортсмены ЭГ имеют существенное преимущество перед спортсменами КГ в качестве выполнения большинства АД. Достоверные различия (P <0,05) выявлены между показателями экспертной оценки АД руками: прямой ближней в туловище, прямой дальней в голову, прямой дальней в туловище, боковой дальней в голову, боковой ближней в голову, снизу дальней в голову, снизу ближней в голову (рисунок 3).
Контрольная группа ■Экспериментальная группа
20,0
18,0
Прямой Прямой Прямой Боковой Боковой Снизу Снизу
ближней в дальней в дальней в дальней в ближней в дальней в ближней в тул. гол. тул. гол. гол. гол. гол.
Рисунок 3 - Показатели качества выполнения атакующих действий руками кикбоксеров КГ и ЭГ после окончания второго года педагогического эксперимента
Достоверные различия (Р <0,05) выявлены также между показателями качества выполнения кикбоксерами КГ и ЭГ атакующих действий ногами: прямой дальней в туловище, круговой ближней в туловище, круговой дальней в туловище, круговой дальней в голову, в строну ближней в туловище, в сторону дальней в туловище, с разворота дальней в туловище, подсечка (рисунок 4).
Контрольная группа ^Экспериментальная группа
Прямой Круговой Круговой Круговой В сторону В сторону С разворота Подсечка дальней в ближней в дальней в дальней в ближней в дальней в в туловище туловище туловище туловище голову туловище туловище
Рисунок 4 - Показатели качества выполнения атакующих действий ногами кикбоксеров КГ и ЭГ после окончания второго года педагогического эксперимента
По-прежнему, не были установлены достоверные различия между показателями оценки таких атакующих действий, как прямой ближней рукой в голову и прямой ближней ногой в туловище. Скорее всего, это связано с тем, что в контрольной группе данные АД изучались в первую очередь, в дальнейшем они входили в основные изучаемые комбинации, а также это можно объяснить относительной простотой исполнения этих атакующих
действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в экспериментальной методике обучения атакующим действиям основных опорных точек и сопряженного развития координационных способностей позволяет получить более значимые приросты качества выполнения атакующих действий у кикбоксеров ЭГ (14,1-16,9 балла), чем у кикбоксеров КГ (9,6-15,1 балла), различия достоверно значимы при P <0,05.
В процессе экспертной оценки большие различия в показателях качества выполнения АД между испытуемыми КГ и ЭГ наблюдались в наиболее сложных АД. Так, в АД «подсечка» разница между средними показателями качества выполнения испытуемыми КГ и ЭГ составила 4,8 балла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности боксеров на основе их «чувства времени» / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, И. А. Афанасьева, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 23-25.
2. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка : обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген. — Москва : Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2010. - 200 с .
3. Марков, К.К. Методика обучения рукопашному бою с использованием опорных точек и фраз ключей в технической подготовке юношей 10-11 лет / К.К. Марков, Р.Г. Лукьянов, О.О. Николаева // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. - 2015. - № 2. - С. 4504-4508.
4. Сабирова, И.А. Анализ соревновательной деятельности в различных дисциплинах кикбоксинга / И.А. Сабирова, И.В. Битюцких // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 259-262.
5. Токсанов, С. Е. Анализ ошибок выполнения акцентированного прямого удара рукой кикбоксерами 12-13 лет / С.Е. Токсанов, И.Ю. Горская // Научные труды. Ежегодник за 2013 год. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2013. - С. 137-141.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E., Dveyrina, O. A., Afanasyeva, V. A. and Chistyakov, V.A. (2013), "Predicting the success of boxing competition based on their "sense of time", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 103, pp. 23-25.
2. Bogen, M.M. (2010), Physical education and sports training: training in motor actions. Theory and Methodology, Book House "LIBERCOM", Moscow.
3. Markov, K.K., Lukyanov R.G. and Nikolaeva O.O. (2015), "Methods of training in hand-to-hand combat using reference points and key phrases in the technical training of young people 10-11 years old", Basic research. Pedagogical sciences, No. 2, pp. 4504-4508.
4. Sabirova, I.A. and Bityutskikh, I.V. (2019), "Analysis of competitive activities in various kick-boxing disciplines", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 167, pp. 259-262.
5. Toksanov, S.E. and Gorskaya, I.Yu. (2013), "Analysis of errors in performing an accented direct kick by kickboxers 12-13 years old", Scientific works. Yearbook, Siberian state University of physical culture and sport, Omsk, pp. 137-141.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.12.2019