Научная статья на тему 'Модель психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями в условиях Дома ребенка'

Модель психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями в условиях Дома ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
323
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ланина Наталья Викторовна

Статья вносит вклад в развитие теории и практики педагогического проектирования и имеет практическую значимость. Реализация модели помогает раскрыть потенциальные возможности детей раннего возраста в условиях специализированного Дома ребенка с учетом возрастной специфики, социальной ситуации развития индивидуальных отличий, способствует реабилитации и социальной адаптации ребенка на последующих этапах развития и адекватному восприятию социальной роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ланина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями в условиях Дома ребенка»

Ланина Н.В.

«Модель психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста...»

ШНГОГИШИЕ ИНУКИ

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Н.В. Ланина

MODEL OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF INFANTS WITH RESTRICTED POSSIBILITIES UNDER ORPHANAGE CONDITIONS

Lanina N.V.

This article is of scientific interest as it contributes to the development of theory and practice of pedagogical projecting and is practically significant. The realisation of the model helps to reveal infants' potential abilities in the conditions of special infant orphanage subject to age specifics, social situation of individual differences development; makes for infants' rehabilitation and social adaptation at further stages of development and for their adequate perception of social role.

Статья вносит вклад в развитие теории и практики педагогического проектирования и имеет практическую значимость. Реализация модели помогает раскрыть потенциальные возможности детей раннего возраста в условиях специализированного Дома ребенка с учетом возрастной специфики, социальной ситуации развития индивидуальных отличий, способствует реабилитации и социальной адаптации ребенка на последующих этапах развития и адекватному восприятию социальной роли.

Ключевые слова: дом ребенка, развитие, ограниченные возможности, реабилитация.

УДК 373.25:376.3

Являясь государственным учреждением закрытого типа, Дом ребенка выполняет конкретный социальный заказ. Это воспитательное, оздоровительное, реабилитационное учреждение, призванное заменить семью детям, оставшимся без попечения родителей, создать условия, в которых, ребенок лишенный материнской ласки и отцовского внимания, развивался бы всесторонне и гармонично. Контингент данного учреждения -это дети в большинстве своем, из семей социального риска с теми или иными уровнями социальной, психологической, структурной дезорганизации. До 60% детей Дома ребенка имеют тяжелую хроническую патологию, преимущественно нервной системы, относятся к 2-4 группам здоровья (2-я группа - 43,5%,3-я группа - 28,2%, 4-я группа -24,6%). Лишь 4,7% контингента воспитанников классифицируются как практически здоровые. Тяжелая патология нервной системы и внутренних органов с врожденной гидроцефалией, лейкодистрофией, спинномозговой грыжей, врожденными пороками сердца и другими патологиями обуславливает низкий уровень нервно-психического и умственного развития. Подтверждением служат данные диагностики показателей нервно-психического развития. Дети отстают в развитии на 3-4 эпикризных срока, показатели умственного развития: выше среднего - 10%, средний - 30%, ниже среднего -40%, низкий - 20%, высокого уровня развития нет ни у одного ребенка. Совершенно очевидно, что эти дети нуждаются в специ-

ально организованной помощи, обеспечивающей учет их возрастных и индивидуальных особенностей, а также состояния здоровья.

Определение методологических основ процесса комплексной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации больных детей требовало разрешения важной инновационной проблемы: пересмотра системы организации не только медицинского направления работы учреждения, образовательного процесса, но и их ус-ловий-адаптивной среды Дома ребенка, способной максимально облегчить путь продвижения ребенка, особенно больного, в образовании и жизни. В основе концепции реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - ценные подходы (В. Штерн, А. Миллер, Р. Риккерт) о социальной полезности человека. Согласно ей детские учреждения (дома ребенка, интернаты, детские дома) должны воспитывать активного и социально полезного члена общества, у которого сформированы навыки учебной деятельности, привиты социально значимые ценности, нормы и критерии поведения. Для того, чтобы ребенок сам мог выбрать свой жизненный путь, реализовать его и при этом сохранить и восстановить здоровье, необходимы, на наш взгляд, психолого-педагогическая поддержка.

Предметом психолого-педагогической поддержки, по определению Т.М. Ковалевой, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления конфликтов, проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемые результаты в различных областях деятельности (Т.М. Ковалева, 2003).

Базируясь на теоретических подходах ведущих отечественных ученых Е.А. Стре-белевой, Е.М. Мастюковой, К.Ю. Белой, К.И. Камышановой, К.Л. Печора, положениях из нормативно-правовых документов, анализа практики лучших учреждений системы дошкольного образования и здравоохранения, творческой группой педагогов и медицинских работников учреждения со-

вместно с ведущими учеными вузов Ставропольского края спроектирована адаптивно-развивающая модель психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста с ограничениями здоровья в условиях Дома ребенка. Разработка модели как социально-педагогического явления потребовала целого комплекса логико-методологических процедур. Структурно модель включает пять компонентов (блоков): методологический, диагностический, медицинский, психолого-педагогический, профессиональный.

При разработке модели на методологическом уровне была четко определена цель: влияя на все составляющие индивидуальности ребенка, повысить адаптивность личности и тем самым помочь ребенку в самореализации без ухудшения состояния здоровья.

Целью психолого-педагогического сопровождения является выявление проблем в учреждении, общении, самовыражении и помощь детям в преодолении своих трудностей с ориентацией на их развитие, потенциальные возможности и способности. Психолого-педагогическая поддержка рассматривается нами широко и связана с психолого-педагогическим сопровождением больного ребенка.

Целью медико-валеологического сопровождения является создание системы профессиональной деятельности медицинских работников, преподавателей лечебной физкультуры, педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов учреждения, направленной на лечение и оздоровление, профилактику заболевания, соблюдение режимных и санитарно-гигиенических условий организации обучения и воспитания. Поэтому медико-валеологическое сопровождение больных детей связано со здоровьесбережением.

Базовым понятием на методологическом уровне определено понятие развитие. Под развитием мы понимаем процесс непрерывного движения, переход к новому качественному состоянию, изменение в психике, в биологической природе человека. Это и возрастное, и индивидуальное, и личностное

ы

ШЛанина Н.В.

«Модель психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста...»

развитие. Воспитание и обучение содействуют развитию.

Воспитание имеет своей целью не только развитие личности в целом, т.е. формирование способностей, характера, но и обучение, т. е. овладение определенной системой знаний. Все эти понятия имеют интегрированный характер и в педагогическом смысле рассматриваются, как специально организуемое управление процессом, в основе которого осуществляется целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка. Сопровождение определяем как основу профессиональной совместной деятельности персонала Дома ребенка (врачей, медицинских сестер, педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов), ориентированной на создание условий для успешного развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение базируется на следующих принципах:

• принцип активности - обстановка в группах должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка;

• принцип стабильности и динамичности - атмосфера в учреждении должна быть созвучной с внутренним состоянием ребенка, состоянием роста и развития, т.е. диагностики; с другой стороны, ребенок нуждается в поддержке и стабильности, благодаря чему устанавливается внутреннее развитие и появляется уверенность в собственных силах;

• принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка определение собственного стиля деятельности каждого специалиста учреждения, наполняя его интересным содержанием - все это создает эмоционально благополучную атмосферу проживания взрослого и ребенка в едином гуманистическом пространстве учреждения.

Второй блок модели диагностический (скрининговое обследование детей); основная задача этого блока - выявление характера дефекта в развитии. Для этого специалисты учреждения разработали: карты факто-

ров риска, скрининговые методики обследования детей по показателям нервно-психического развития, продумали поэтапную систему обследования детей.

Третий блок модели - медицинский включает комплексные лечебно-коррекци-онные мероприятия, направленные на исправление имеющихся нарушений и предупреждение дальнейших возможных отклонений в психомоторном развитии. Основной задачей деятельности медицинских работников Дома ребенка является обеспечение стабильного здоровья детей путем комплексного восстановительного лечения и активной профилактики заболеваний. С этой целью проводим комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, включающий в себя следующие компоненты:

1. Щадяще-охранительный режим: наполняемость групп, продолжительность занятий, формирование гуманистической среды в учреждении; лечебная педагогика -психолого-педагогические и педагогические факторы, способствующие положительным эмоциям у больного ребенка.

2. Диетическое питание. Принципы построения диеты осуществляются с учетом хронических заболеваний, реактивности и повышенной чувствительности к отдельным пищевым ингредиентам.

3. Лечебная физкультура является одним из ведущих средств реабилитации в Доме ребенка. Кроме физических упражнений дети активно занимаются на различных тренажерах (шест чтобы держаться, параллельные брусья - мост, ползушка; ортопедические аппараты из металлических стержней, набедренные бандажи, наколенники, приспособление для разведения ног, для стояния, для сидения, для ходьбы и т.д.).

4. Массаж: такие его виды, как классический, точечный, сегментарный, вибрационный - широко используются в комплексе современного лечения и реабилитации больных детей.

5. Физиотерапия органично сочетается с другими средствами реабилитации. Из физиотерапевтических процедур предпочтение отдается электросвето-лечению, ингаляциям, различным видам теплолечения. У детей

пользуется популярностью кислородным коктейль.

6. Реабилитационная фармакотерапия.

Кроме того в реабилитации детей с различными формами ДЦП используются разнообразные средства передвижения (коляски, опора для ходьбы, ходунки), специальная мебель на время учебных занятий для развития и закрепления навыков правильной осанки, индивидуальные занятия лечебной физкультурой с использованием специальных упражнений на мячах, тренажерах, массаж курсами периодичностью в четыре месяца по 10-15 процедур, физиотерапия, логопедическая и психологическая коррекция.

Дом ребенка ведет целенаправленную и планомерную работу по поиску новых эффективных направлений и методов осуществления комплексной реабилитации больных детей. Успешно осуществляет сотрудничество с медицинской государственной академией г. Ставрополя, разрабатывает методику организации прогулок на открытом воздухе. Пребывание детей на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и его закаливанию.

Под оздоровительной направленностью образовательного процесса Дома ребенка мы подразумеваем систему мер, не травмирующих нервную систему во время обучения, игр и организации двигательной активности детей в течение дня. Для приобщения детей к физической культуре педагоги используют ситуацию создания перевертышей. Сначала в качестве образца предлагается стандартная форма движения, а затем дети придумывают свои движения, которые отличают их от эталонов. При этом нет жесткой формы усвоения эталонов или иных умений. Тело и телесные движения становятся для детей объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Например, игровые задания с мячом, выполняя которые малыш должен преодолеть стереотип действия (движения) с данным предметом, мячом пытаются рисовать невидимые контуры (круг, дорожку, солнце и т.д.), раскручивать на полу, словно волчок, катать, раскачиваться на нем и т.д. Успеху мероприятий по укреплению и профилактике заболеваний в

учреждении способствуют новые оздоровительные технологии , которые предусматривают научный подход к работе персонала.

Четвертый блок модели - психолого-педагогический - определяется общими функциями образовательного процесса: когнитивной, познавательной, ценностной, воспитательной, психического и физического развития, творчества; оздоровительной функцией. Показателем успешной адаптации детей раннего возраста с отклонениями в развитии является психологическая удовлетворенность ребенка созданной средой в учреждении. Каждая стадия развития характеризуется формированием определенной группы личностных качеств, связанных с возрастной сензитивностью, т.е. повышенной чувствительностью ребенка к тем или иным социальным влияниям в зависимости от возраста.

Анализ практики позволяет утверждать, что воспитанникам Дома ребенка повседневный опыт дается трудно. Причины возникновения этих трудностей, по мнению Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, О.Н. По-сысоева, М.И. Рожкова, объясняются несоответствием требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Дети живут в созданной для них специально организованной среде и эта среда просто заставляет ребенка быть несамостоятельным и жить в мире, где взрослые делают все за него. Для того чтобы воспитанники приобрели жизненно важные сведения об окружающих предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами, мы оборудовали групповые комнаты таким образом, что дети могли свободно манипулировать всеми предметами, находящимися вокруг них. Специально организованная предметно-манипулятивная среда по системе М. Монтессори позволяет детям самостоятельно проявлять инициативу, дает возможность упражняться с грамотно подобранным дидактическим материалом, проходя при этом путь от хватания, осязания, ощупывания до логического осмысления. Все эти познания проходят в простой игровой форме, в соответствии с разрабо-

ы

ШЛанина Н.В.

«Модель психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста...»

танной тематикой различных житейских ситуаций, определенных для каждого возраста. При этом широко используются средства различной наглядности: игровой мебели; предметов для игры: «Магазин», «Хозяйка», «Мастер»; разнообразных игрушек (куклы, пупсы, наборы посуды, одежда для кукол); книжек, стихов, песенок, технических средств и т.д. Цель этих игр-занятий - расширение представлений детей о назначении предметов, обучение действий с ними, перенос полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь.

В Доме ребенка созданы благоприятные условия для полноценного развития детей: имеется музыкальный зал с соответствующим оборудованием для музыкотерапии, зал ЛФК оснащенный современным реабилитационным и физкультурным оборудованием фирмы «Альма» с учетом возрастного развития малышей по биологическим и организационно-педагогическим признакам в соответствии с группами здоровья. А разработанные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по ФИЗО обеспечивают развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные для этого возраста нагрузки. В групповых комнатах находится необходимое реабилитационное оборудование (сухой бассейн, звуковые дорожки для рук и ног, лабиринты, специально изготовленные тренажеры для реабилитации детей с ДЦП, специальная мебель, устройство для передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дидактический материал сгруппирован в определенной последовательности по степени сложности и доступности детям. Функционирует сенсорная комната, предназначенная для психологической разгрузки.

Психологическую безопасность личности ребенка в учреждении обеспечивает многовариантный режим создания комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок. Оздоровительный режим для детей Дома ребенка построен с учетом особенностей физического и нервно-психического здоровья детей, возрастных

различий, а также биоритмологического профиля и эмоционального состояния. В соответствии с этим регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их воспитания и игровой деятельности.

Пятый блок разработанной модели -профессиональный предусматривает непрерывный процесс повышения профессионализма специалистов учреждения, ориентированного на реализацию цели инновационной деятельности. Организация сложной по структуре, формам жизнедеятельности учреждения, с учетом контингента детей, без высокой педагогической культуры и должного профессионализма всех работников невозможна. Первоочередными и необходимыми шагами на этом сложном пути мы считаем: постоянный педагогический всеобуч всех специалистов; выделение тех педагогов, кто интуитивно тяготеет по своим психологическим качествам к работе с больными детьми, последующее их обучение по дополнительным специальностям (педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог). Только за последние годы вторую профессию в СКИПКРО, СГПИ, СГУ получили 12 человек.

Специально организованная коррек-ционно-развивающая среда в Доме ребенка обеспечивает развитие и тренировку всех систем и функций организма. В результате уровень активности детей на занятиях и в играх вырос в 1,5 раза, движения детей стали более координированными, целенаправленными, уровень двигательных навыков увеличился в 2,5 раза.

Результаты мониторинговых исследований по уровню адаптации детей также позволяют утверждать о происходящих положительных изменениях: высокий уровень адаптации имеют 50% испытуемых, средний уровень адаптации - 50%, низкого уровня адаптации нет ни у одного ребенка. Аналогичные результаты прослеживаются и в сфере эмоционального состояния детей и социального поведения. Предел работоспособности детей увеличился на 44,5%, настроение детей по параметрам улучшилось на 50%, характер сна и засыпания на 85%. Признаки утомляемости снизились на 45%.

Поведение детей стало более управляемым, стабильным, спокойным.

Таким образом, в целях организации эффективного лечебного и образовательного процесса для детей раннего возраста, нуждающихся в длительном лечении и реабилитации, была теоретически обоснована и реализована на практике модель психолого-педагогической поддержки ребенка с ограничениями здоровья в условиях дома ребенка. Данная модель обеспечивает выполнение социального заказа города, края. Она создает условия для проведения строгой дифференцированной диагностики, лечения и оздоровления детей на ранних стадиях развития патологического процесса, предупреждения хронизации заболеваний, инвалидиза-ции, для решения комплекса задач обучения, воспитания, развития, оздоровления и социализации ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим по-

ражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007. - 127 с.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -304 с.

3. Ковалева Т.М. Инновационная школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 256 с.

Об авторе

Ланина Наталья Викторовна, руководитель социальной и психолого-педагогической службы ГУЗ СС Дома ребенка (Государственное учреждение здравоохранения Ставропольский специализированный (с поражением ЦНС и психики), соискатель кафедры педагогики и педтехноло-гий, специальность 13.0001 - общая педагогика, история педагогики и образования Карачаево-Черкесского государственного университета. stavsu@stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.