Научная статья на тему 'Итоги и перспективы научных исследований в профилактической педиатрии'

Итоги и перспективы научных исследований в профилактической педиатрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жданова Л. А., Русова Т. В., Шишова А. В., Мандров Си, Нуждина Г. Н.

Описываются направления научной деятельности кафедры, пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и поликлинической педиатрии за последние 20 лет. В настоящее время на кафедре разрабатываются аспекты межведомственной интеграции в охране здоровья учащихся. В этом направлении идет создание и отработка моде ли организации медико-психолого-педагогической службы в образовательных учреждениях с использованием автоматизированного мониторинга в невролого-педиатрическом отделении и в отделении медико-социальной помощи детям и семье клиники ИвГМА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жданова Л. А., Русова Т. В., Шишова А. В., Мандров Си, Нуждина Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы научных исследований в профилактической педиатрии»

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

Жданова Л.А., Русова Т.В., Шишова А.В., Мандров СИ., Нуждина Г.Н.

ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава

Кафедра пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и поликлинической педиатрии

РЕЗЮМЕ Описываются направления

научной деятельности кафедры, пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и поликлинической педиатрии за последние 20 лет. В настоящее время на кафедре разрабатываются аспекты межведомственной интеграции в охране здоровья учащихся. В этом направлении идет создание и отработка моде-

Формирование здоровья детского населения Российской Федерации является актуальным направлением развития отечественной педиатрической науки и практики. Эта проблема более 20 лет активно разрабатывается на кафедре пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и поликлинической педиатрии ИвГМА. Под руководством заведующей кафедрой, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Л.А.Жда-новой создана научная школа по изучению возрастных закономерностей роста и развития детей с учетом состояния их здоровья, условий воспитания и обучения. Особое внимание сотрудники кафедры уделяли вопросам адаптации детского организма к изменению микросоциаль-ных условий жизни: к дошкольному учреждению, школе, дому ребенка, санаторию, а также разработке эффективных способов оздоровления детей дошкольного и школьного возраста путем управления их приспособительной деятельностью.

В научных работах профессора Т.В. Русо-вой, врача-педиатра Н.О. Беляшиной установлены возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма младших школьников, выделены периоды наиболее частого возникновения нарушений здоровья, определена структура дизадаптационных расстройств и обоснована система мероприятий по облегчению адаптации. Полученные результаты позволили внести дополнения в стандарты профилактических осмотров детей и более четко определить функциональные обязанности медицинского и педагогического персонала образовательных учреждений. Это нашло отражение в следующих приказах Минздрава России, подготовленных при участии сотрудников кафедры и определяющих работу врача-педиатра на амбулаторно-поликлиническом этапе:

ли организации медико-психолого-педагогичес-кой службы в образовательных учреждениях с использованием автоматизированного мониторинга в невролого-педиатрическом отделении и в отделении медико-социальной помощи детям и семье клиники ИвГМА.

Ключевые слова: научные исследования,

здоровье, дети, профилактика.

- приказ № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14.03.95,

- приказ № 151 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» от 7.05.98,

- приказ № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от 5.05.99,

- приказ № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» от 3.07.00.

Сотрудниками кафедры профессором Т.В. Рябчиковой, ассистентами Е.В. Батановой и Н.Б. Фокиной проводилось исследование закономерностей формирования здоровья детей с последствиями перинатального повреждения ЦНС и рожденных с синдромом задержки внутриутробного развития, на основании которых предложена дифференцированная система профилактического наблюдения этих детей и обоснованы превентивные и реабилитационные мероприятия.

Достаточно редким в отечественной педиатрии является изучение биоритмологической характеристики состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследованиях, проведенных профессором СИ. Мандровым и доцентом А.В. Шишо-вой, описаны возрастные закономерности циркадианных биологических ритмов системной деятельности детского организма, их особенности при рецидивирующей бронхолегочной патологии и предложены подходы к прогнозированию, диагностике, профилактике и коррекции десинхроноза. Полученные результаты позволили дать рекомендации по дифференцированному распределению оздоровитель-

42

Научные исследования в профилактической педиатрии

ных и реабилитационных мероприятий в течение дня с учетом суточных биоритмов.

В научном направлении кафедры большое внимание уделялось исследованию возрастных особенностей нервно-психического развития детей. На основании многолетних лонгитудиналь-ных наблюдений были предложены критерии оценки психического здоровья школьников и эффективные методы психопрофилактики, простые и доступные к применению в образовательных учреждениях. Эти данные представлены в учебном пособии, утвержденном Министерством здравоохранения России и рекомендованном для врачей-педиатров.

С начала 90-х годов на кафедре развивается еще одно перспективное научное направление, изучающее подходы к оценке психосоматической конституции ребенка и определению дифференцированного подхода к его медико-психолого-педагогическому сопровождению в семье и образовательном учреждении. По результатам исследований ассистентом И.Е.Бобошко защищена кандидатская диссертация.

Одной из актуальных социальных проблем педиатрии является ранняя диагностика и комплексная реабилитация детей с синдромом дефицита внимания, который встречается почти у трети современных подростков. Аспирантом кафедры Е.А.Горбуновой проводились научные исследования по разработке клинико-функциональных критериев диагностики и прогнозирования данной патологии у подростков 14-15 лет, что позволило обосновать программу слежения за формированием их здоровья.

Существенным и абсолютно не использованным резервом повышения эффективности оздоровительных технологий в образовательных учреждениях является объединение усилий медицинских работников, психологов и педагогов в работе по укреплению здоровья детей. В связи с этим в настоящее время на кафедре активно разрабатываются аспекты межведомственной интеграции в охране здоровья учащихся. В этом направлении идет создание модели организации медико-психологопедагогической службы образовательного учреждения с использованием автоматизированного мониторинга. Эта модель предполагает:

• разработку принципов взаимодействия школьной команды по улучшению здоровья учащихся,

• распределение функциональных обязанностей между членами школьной команды,

• создание инструмента взаимного информирования о проблемах ребенка,

• создание модели психолого-педагогичес-кого консилиума в школе,

• разработку документации, обеспечивающей межведомственный подход,

• систематизацию оздоровительных технологий,

• разработку критериев эффективности межведомственной работы.

Важной организационной формой является разработанный при участии сотрудников кафедры протокол медико-психолого-педагогического совета, на котором формируется единая стратегия сопровождения каждого ребенка в переломные периоды его обучения, основанная на объединении информации, характеризующей здоровье школьника, от всех членов «школьной команды»: медицинского персонала (врача и медсестры), учителя, психолога. В настоящее время сотрудники кафедры ведут работу по созданию его автоматизированного варианта (АРМ школьного врача), который позволит осуществлять эффективный мониторинг здоровья учащихся на основе компьютерного банка данных, а также усовершенствовать работу по составлению заключений по результатам профилактических осмотров и обеспечить выдачу дифференцированных рекомендаций для медицинских работников, педагогов, психологов, родителей, учащихся с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Включение в автоматизированную программу дополнительного инструментального скрининг-обследования учащихся позволит давать оценку адаптационных реакций организма, выделять детей со сниженными функциональными ресурсами, оценивать динамику функционального состояния организма в процессе обучения, давать рекомендации по оптимизации учебного процесса. Эта модель позволит создавать автоматизированные карты медико-психо-лого-педагогического сопровождения учащихся и паспорта здоровья учеников.

Особое место занимает работа, проводимая сотрудниками кафедры на базе клиники ИвГМА, с момента открытия которой (в 1997 г.) кафедра курирует одно из наиболее сложных отделений

- невролого-педиатрическое, где проходят обследование и лечение дети с нейро- и психосоматической патологией. В настоящее время данным отделением заведует доцент кафедры, канд. мед. наук Г.Н. Нуждина. В основу организации и работы отделения положена перспективная идея по созданию модели комплексного медико-психолого-пе-дагогического подхода к выявлению и лечению детей с соматическими заболеваниями, возникающими на фоне легкого перинатального поражения ЦНС в виде синдромов минимальной мозговой дисфункции (ММД), а также детей с патологией психосоматического генеза, развивающейся вследствие психо-эмоционального стресса. В отделении ведется научная работа по федеральной программе «Совершенствование диагностики и лечения детей дошкольного и младшего школь-

ного возраста с последствиями перинатальных поражений нервной системы и соматической патологией». В результате научного поиска доказано наличие полисистемной патологии у детей уже в дошкольном и младшем школьном возрасте и обоснована необходимость комплексного подхода к их обследованию и лечению с участием не только педиатров, но и неврологов, психотерапевтов, других врачей-специалистов, а также психологов и педагогов.

При участии сотрудников кафедры с 2004 года на базе поликлинического отделения клиники ИвГМА разрабатывается модель отделения медико-социальной помощи детям и семье. Открытие таких отделений на базе детских амбулаторно-поликлинических учреждений регламентировано приказом МЗ РФ№154 от 1999г. Однако до настоящего времени их создание в детских поликлиниках идет лишь фрагментарно и с большими трудностями в связи с недостатком специалистов и опыта работы в этом направлении. Сотрудники кафедры принимали участие в разработке показаний к направлению детей в данное отделение, дифференцированных медико-психологических алгоритмов их обследования и реабилитации, а также форм взаимодействия с лечебно-профилактическими и образовательными учреждениями по аспектам преемственности в работе по ме-дико-психолого-педагогическому сопровождению детей.

В результате многолетнего труда сотрудниками кафедры внесен существенный вклад в развитие отечественной профилактической педиатрии, разработку и внедрение новых прогностических, диагностических и оздоровительных технологий активного формирования здоровья детей разного возраста. Они оказались весьма эффективными в снижении заболеваемости и оптимизации развития детей и способствовали улучшению организации амбулаторно-поликлинической педиатрической службы. Научные достижения сотрудников изложены в монографиях « Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в учреждениях здравоохранения и образования», «Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста», «Психофизическая тренировка в коррекции вегетативных дистоний у детей», «Проблемы подросткового возраста (избранные главы)» и учебных пособиях для врачей, утвержденных Министерством здравоохранения РФ «Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям», «Формирование психофункциональной готовности детей к обучению в школе», «Оздоровление детей и подростков в образовательных учреждениях», «Технология дифференцированного наблюдения и оздоровления младших школьников в зависимости от особенностей их физического И интеллектуального развития».

Поступила 11.02.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.