УДК 316.6
Пазынина Л.М.
магистрант, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
Научный руководитель: Блинов Л. В.,
Доктор педагогических наук, профессор
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО ЗРЕНИЮ ОТЯГОЩЕННЫХ ТМНР
Аннотация
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР.
Ключевые слова Социализация детей с ТМНР, модель сопровождения; слепые и слабовидящие обучающиеся с ТМНР, инклюзия.
Процесс социализации детей с множественными нарушениями развития сопровождается определенными трудностями. Патология зрения и сопутствующие ей вторичные нарушения оказывают влияние на освоение детьми окружающей действительности, сужает круг общения, замедляет формирование навыка общения. Слепые и слабовидящие дети младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями не способны самостоятельно организовать игру и участвовать в ней, в связи с чем, особенно важной является грамотная организация педагогом среды общения и игровой деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (слепых и слабовидящих).
Согласно реализации проекта Стратегии развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью РФ от 12 апреля 2019 года (далее - Стратегия) предполагаются изменения в отечественной системе образования, которые обеспечат доступность и высокое качество образования для обучающихся с ОВЗ, широкие возможности для их социальной адаптации и интеграции, гражданского становления личности, успешной самореализации в индивидуальной жизни, в обществе, в сфере труда и занятости.
Проблема социализации детей с умеренной умственной отсталостью, отягощенной тяжелыми множественными нарушениями развития, нашла свое отражение в работах Ю.Б. Бусевой, И.И. Мохонько, Л.А. Головчиц, М.В. Жигоревой, Л.В. Калинниковой, М. Магнуссон, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселевой, А.С. Сунцовой, И.В. Тихоновой, Л.П. Фальковской, Н.А. Лихошерстовой и др. Авторы отмечают необходимость социальной реабилитации детей, имеющих тяжелые нарушения, что дает им возможность социализироваться, познавать мир, общаться, осваивать навыки социального взаимодействия.
Данная проблема обрела на современном этапе модернизации российского образования особую актуальность в соответствии с новыми требованиями, зафиксированными в ФГОС. Более значимыми становятся вопросы обеспечения доступности качественного образования с здоровьесберегающими технологиями, социального благополучия, социальной адаптации и защищенности детей в образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на полноценное образование, которое отвечает его потребностям, использует имеющиеся у него возможности. В особенности это касается детей с умеренной умственной отсталостью, отягощенной тяжелыми множественными нарушениями развития, которые в наибольшей степени нуждаются в специальных условиях обучения и грамотном психолого-педагогическом сопровождении. Такие условия предлагает инклюзивное образование, в ходе которого дети со сложными нарушениями развития получают возможность реализовывать свой потенциал через включение в пространство социально-культурной и образовательной среды. Идея инклюзии соответствует задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указывается необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, что предполагает специализированную коррекционно-педагогическую помощи детям с особыми образовательными нуждами.
В краевом бюджетном образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы «школа-интернат 2» число прибывших детей с ТМНР (тяжелыми
-( )-
множественными нарушениями развития) с каждым годом возрастает на 2,3%. Все обучающиеся имеют разную структуру дефекта, в связи с этим одной из задач образовательного учреждения является создание специальных условий для обучения, воспитания и социализации категории детей с ТМНР.
Помимо специальных условий для успешного образования детей с ТМНР Стратегия предполагает активное взаимодействие с родительской общественностью, поддержка семей и осуществление межведомственного взаимодействия.
Таким образом, для комплексного личностного развития слепых и слабовидящих обучающихся с интеллектуальными нарушениями стала необходимость создать модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТМНР, для их успешной адаптации, социализации и интеграции в общество. При создании модели специалисты службы сопровождения, педагоги руководствовались (опирались) на нормативные (ми) документы(амии): приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», АООП начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения зрения и умственную отсталость (умеренную, тяжелую, глубокую, тяжелые множественные нарушения развития) вариант 3.4., Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. «514н «Об утверждении профессионального стандарта педагога-психолога (психолог в сфере образования)».
Методологической основой создания модели психолого-педагогического сопровождения являются:
- учение Л.С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости с раскрытием общих и специфических закономерностей аномального развития;
- подходы к изучению проблемы социализации детей с умеренной умственной отсталостью, отягощенной тяжелыми множественными нарушениями развития (Ю.Б. Бусева, И.И. Мохонько, Л.А. Головчиц, М.В. Жигорева, Л.В. Калинникова, М. Магнуссон, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, А.С. Сунцова, И.В. Тихонова, Л.П. Фальковская, Н.А. Лихошерстова и др.).
Модель психолого-педагогического сопровождения ориентирована на личностное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями с ОВЗ по зрению. Диагностическое направление позволяет выявить актуальный уровень нравственного и социального развития у обучающихся с ТМНР.Диагностическое исследование обучающихся проводится каждое полугодие, результаты которого озвучиваются на психолого-педагогическом консилиуме. В ходе заседания специалисты службы сопровождения озвучивают результаты диагностического исследования на каждого обучающегося, после коллегиального обсуждения в протоколе фиксируется решение, и составляется индивидуальная программа развития на полугодие, где прописываются направления деятельности специалиста, планируемые результаты и отражается динамика после вторичного диагностического исследования. На протяжении всего учебного года специалисты службы сопровождения работают сообща, в едином направлении.
Законный представитель ознакамливается с индивидуальной программой развития вносит коррективы и прописывает свое согласие на реализацию данной программы с обучающимся, получает рекомендации по обучению и воспитанию своего ребенка.
Каждый специалист службы сопровождения наделен профессиональными трудовыми действиями, функциями, таким образом специалисты не дублируют друг друга. Для успешной социализации обучающихся, педагог-психолог, на своих занятиях развивает у детей с ТМНР эмоционально-волевую сферу, учит выражать, говорить о своих эмоциональных переживаниях, развивает коммуникативные навыки.
На занятиях с учителем-дефектологом обучающиеся с ТМНР имеют возможность познакомиться с окружающей действительностью, научиться ориентироваться в микро и макропространстве, учатся навыкам самообслуживания. На занятиях с учителем-логопедом дети обогащают свой активный и пассивный словарь.
Тьютор сопровождает образовательный процесс обучающихся, в общении с педагогом дети имеют возможность развивать свои нравственные качества.
Классный руководитель организует внеклассные мероприятия для сплочения классного коллектива, где обучающиеся имеют возможность повысить уровень знаний о традициях, природе края, обогатить опыт общения с другими людьми.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является организация и поддержание адаптивной образовательной среды, способствующей оптимальному личностному развитию и социально-культурному становлению обучающихся с ОВЗ по зрению отягощенных ТМНР. В процессе сопровождения обучающийся с интеллектуальными нарушениями выступает одновременно и объектом и субъектом саморазвития, при этом объектом является не непосредственно сам ребенок, а его личностные качества, поведение, условия среды жизнедеятельности (проживания).
Модель психолого-педагогического сопровождения ориентирована на следующую категорию обучающихся - дети младшего школьного возраста с ТМНР умеренной умственной отсталостью (слепые и слабовидящие) имеют трудности в установлении продуктивных контактов со сверстниками и взрослыми, трудности в игровой деятельности, учебной деятельности. Детям свойственно проявление раздражительности, агрессивности, импульсивного поведения.
Рисунок 1 - Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТМНР
Принципы реализации модели:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возрастас тяжелыми множественными нарушениями развития (слепых и слабовидящих).
2. Уважительное, доброжелательное отношение к детям, к их потребностям. Не допускается малейшее пренебрежение настроением, самочувствием детей.
3. Принятие каждого ребенка таким, какой он есть; признание его ценности, значимости, уникальности.
4. Принцип активности, личностной включенности, поддержки инициативы детей в процессе взаимодействия.
5. Положительная эмоциональная оценка педагогом достижений каждого ребенка.
^ 173 У
6. Учет постепенности развития умений каждого ребенка, без попыток искусственно ускорить этот процесс.
Планируемые результаты:
- у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с умеренной умственной отсталостью (слепых и слабовидящих) сформируется способность выстраивать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми;
- дети с ТМНР получат возможность научиться взаимодействовать в игровой деятельности, приобретут навыки взаимопомощи.
Особое место в модели психолого-педагогического сопровождения занимают вопросы кадрового обеспечения.
Наиболее актуальными выступают следующие положения:
-наличие кадров с высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, способных к высокопродуктивной, в том числе и инновационной, деятельности;
-наличие в штате образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере, психолога, тьютора, социального педагога, логопеда, дефектолога.
Результативность модели психолого-педагогического сопровождения определяется совокупностью критериев: эффективным использованием современных образовательных технологий, качеством образовательных программ и их методического обеспечения, сохранением и укреплением физического и психического здоровья учащихся, проектированием и созданием специальной предметной среды, кадровым и информационным обеспечением. Данная совокупность критериев позволяет осуществлять мониторинг процесса психолого-педагогического сопровождения, формировать банк данных для прогнозирования стратегии его дальнейшего развития.
В заключении отметим, что предложенная модель психолого-педагогического сопровождения эффективна в работе с категорией детей с ТМНР в нашем образовательном учреждении. Благодаря комплексной работе всех участников образовательных отношений у обучающихся с ОВЗ по зрению, отягощенных ТМНР, наблюдается положительная динамика в личностном развитии и социально-культурном становлении.
Список использованной литературы:
1. Вопросы воспитания детей [Текст] / под ред. Л.С. Выготского. - М.: Изд-во СПОН НКП, 2009. - 157с.
2. Груничева С.И., Айвазян Е.Б. Социальный портрет детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, глубокой умственной отсталостью, находящихся в детских домах. // Дефектология. 2017. № 4. С. 10-20.
3. Квятковска М. Глубоко непонятные дети. Поддержка развития детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта. СПб., 2016. 368 с.
4. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Электронный ресурс]: монография / Коробейников И.А. Электрон.текстовые данные. М., Саратов, 2019. 192 а
© Пазынина Л.М.,2020 г.