ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9 Т. М. Маслова
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
На эмоциональное развитие младших подростков влияет несколько факторов: его личностное развитие, социум, с которым подросток взаимодействует и выстраивает отношения, референтная группа, которая может принимать подростка или отвергать его. Все эти факторы влияют на эмоциональное развитие младших подростков. Нами создана психолого-педагогическая модель эмоционального развития младших подростков, описаны условия психологического сопровождения, направления, формы и методы сопровождения, критерии эмоционального развития младших подростков.
Ключевые слова: младший подросток, эмоциональное развитие, модель, сопровождение, трудные ситуации, когнитивный, поведенческий, эмоциональный, компоненты.
Практически каждый день человек испытывает трудности в достижении поставленных целей, его сопровождают неудачи и различные проблемы. Критические ситуации, возникающие в жизни человека, усиливают кризисы в развитии личности, обуславливают развитие его психоэмоциональных процессов.
Подростковый возраст - период становления взрослой личности. Всевозможные взаимодействия подростков, изменение физиологии тела, расширение границ познания вызывают у подростков множество вопросов, непонимание, дискомфорт и раздражение. Далеко не каждый подросток способен справиться с этим, даже имея поддержку и понимание.
Специфика эмоционального развития младших подростков в образовательном процессе реализуется недостаточно, так как на неё оказывают влияние индивидуальные особенности подростков, препятствующие личной регуляции эмоционального состояния.
На наш взгляд, одним из условий эмоционального развития млад-
Маслова Татьяна Михайловна — к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Маслова Т.М.2024
ших подростков может быть система занятий, направленная на развитие позитивных эмоций и их контроль, умения преодолевать трудные ситуации, которые приводят к балансу и восстановлению нарушенного эмоционального состояния.
Анализируя литературу, можно отметить, что такие программы существуют, но они в основном для более старшего возраста и недостаточно адаптированы для психологического сопровождения младших подростков.
В статье Т. М. Масловой «Волевой самоконтроль поведения младших подростков как фактор развития их эмоциональной сферы» было установлено, что волевая сфера младших подростковнеоказывает существенного влияния на эмоциональное развитие подростков [7]. Поэтому мы поставили перед собой цель: создать модель психолого-
педагогического сопровождения эмоционального развития личности младших подростков.
Теоретическим материалом создания модели послужили труды отечественных психологов и педагогов Л. И. Божович [2], И. В. Воробьёвой [3], Л. C. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Е. Данилова, К. Е. Изарда [4], Е. П. Ильина [5], В. Г. Казанской, Р. В. Овчаровой [6].
Учёные отмечали, что подростковый возраст протекает разнообразно, эмоциональное развитие зависит от условий внешней окружающей среды: микроклимата в семье и в образовательном учреждении, от взаимоотношений с учителями и сверстниками, успехов или неудач, сопутствующих взаимодействию.
Эмоциональное развитие младших подростков обеспечивается условиями образовательного процесса, в котором специально организовано психолого-педагогическое сопровождение под руководством педагогов, выстроенное на принципахдоброжелательности и принятия подростка, диалоговой ненасильственной коммуникации, систематического использования трудных ситуаций и смысловых заданий, реализации рефлексивных умений и способностей в эмоциональных проявлениях.
По мнению А. В.Мудрик, сопровождение - это особый процесс в деятельности педагогов, который направлен на приобщение младших подростков к нравственным, социо-культурным ценностям, необходимым для саморазвития и самореализации [8].
М. Р. Битянова считает, что, осуществляя сопровождение, педагог реализует определённое идеологическое взаимодействие и сосредотачивается на главном - на развитии личности подростка [1].
На наш взгляд, психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития младших подростков - это система деятельности психологов и педагогов, направленная на развитие у обучающихсяпозитив-ных эмоций.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание социально-психологических условий для развития позитивного
эмоционального состояния (см. рис. 1).
Рис.1. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития младших подростков
В ходе реализации психолого-педагогического сопровождения осуществляются следующие задачи:
1) систематическая диагностика статуса подростка и динамика его психологического развития;
2) развитие у подростков приёмов и способов саморазвития и самопознания;
3) оказание помощи подросткам, имеющим пробелы в обучении и
развитии посредством создания специальных социально-
психологических условий.
Объектом сопровождения является образовательный процесс, в котором происходит развитие ребёнка в его отношениях с миром, с самим собой и с окружающими.
Реализуя психолого-педагогическое сопровождение, целесообразно использовать методы и приёмы, активизирующие мыслительную деятельность подростка: психологическое просвещение; профилактика негативных форм проявления эмоций; диагностика; консультирование; развивающая работа; диалоговое общение.
Положительное воздействие окажут индивидуальные и групповые формы работы, а успешность психолого-педагогического сопровождения будет зависеть от компетентности и профессиональной направленности специалистов образовательных учреждений, от включённости родителей в процесс развития эмоций ребёнка, от потребностей младших подростков и их психологической культуры.
Целенаправленное развитие эмоциональной сферы младших подростков состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение необходимых задач, включает методы и приёмы деятельности.
Таким образом, созданная модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития младших подростков позволит одновременно решать проблемы общего развития и обучения школьников.
Перспективой дальнейшей работы по данной проблеме, на наш взгляд, может быть апробация предложенной нами модели сопровождения эмоционального развития младших подростков, наполнение её содержанием, методами и формами работы.
Список литературы
1. Битянова М. Р. В начале совместного пути / / Школьный психолог. 2000. №10. С. 2.
2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М: Просвещение. 2001. 352 с.
3. Воробьёва И. В., Кружкова О. В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма //Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 138-144.
4. Изард К Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие по направлению Педагогическое образование. СПб.: Питер, 2018. 782 с.
6. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, родителей. СПб.: Питер, 2018. 177 с.
7. Маслова Т. М. Волевой самоконтроль поведения младших подростков как фактор развития их эмоциональной сферы / / Тенденции развития науки и образования. - Самара: Научный центр «LJournal», 2024. Ч.1. С. 120-124.
8. Мудрик А. В. Психология и воспитание: научно-методическое пособие. М: Московский психолого-социальный институт. 2006. 472 с.
•Jc -Jc -Jc
Maslova Tatyana M.
MODEL' PSIKHOLOGO-PEDAGOGICHESKOGO SOPROVOZHDENIYA EMOTSIONAL'NOGO RAZVITIYA MLADSHIKH PODROSTKOV
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
Several factors influence the emotional development of younger adolescents: their personal development, the society with which the adolescent interacts and builds relationships, the reference group that can accept or reject the adolescent. All these factors influence the emotional development of younger adolescents. We have created a psychological and pedagogical model of emotional development of younger adolescents, described the conditions of psychological support, directions, forms and methods of support, criteria for emotional development of younger adolescents..
Keywords: emotional development, younger teenager, model, support, difficult situations, cognitive, behavioral, emotional components.
References
1. Bityanova M. R. V nachale sovmestnogo puti // Shkol'nyy psikholog. 2000. No 10.
2 p.
2. Bozhovich L. I. Izucheniye motivatsii povedeniya detey i podrostkov. M: Prosveshche-niye. 2001. 352 p.
3. Vorob'yeva I. V., Kruzhkova O. V. Emotsional'noye blagopoluchiye mladshego shkol'nika v sem'ye: narusheniya semeynogo vospitaniya i riski vandalizma / / Pe-dagogicheskoye obrazovaniye v Rossii 2015. No 11. Pp. 138-144.
4. Izard K. Ye. Psikhologiya emotsiy. SPb.: Piter. 2007. 464 p.
5. Il'in Ye. P. Emotsii i chuvstva: uchebnoye posobiye po napravleniyu Pedagogicheskoye ob-razovaniye. SPb.: Piter. 2018. 782 p.
6. Kazanskaya V. G. Podrostok. Trudnosti vzrosleniya: kniga dlya psikhologov, roditeley. SPb., 2018. 177 p.
7. Maslova T. M. Volitional self-control of behavior of younger adolescents as a factor in the development of their emotional sphere / / Trends in the development of science and education. 2024, Part: 1. Pp. 120-124.
8. Mudrik A. V. Psikhologiya i vospitaniye: nauchno-metodicheskoye posobiye. M: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut. 2006. 472 p.
•Jc -Jc -Jc