Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 2 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 2 _www.psychinedu. ru
Щ Check for updates
УДК 159.9
Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи в контексте проблем обучения
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-174-183
Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у подростков
Я. В. Чежинаш
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. В настоящее время отечественная система образования ориентирована на развитие у современных детей практических умений и навыков, обеспечивающих более эффективное достижение целей, нестандартное решение задач, возникающих в процессе обучения и в дальнейшем в профессиональной деятельности. Наряду с креативностью, умением работать в команде и т. п. автор отмечает склонность к лидерству, умение организовывать людей, вести их за собой, мотивировать на выполнение задачи. Проблема эмоционального интеллекта сейчас находится в фокусе научного внимания как зарубежных, так и отечественных ученых. Эмоциональный интеллект в понимании ряда исследователей является ключевым фактором, обусловливающим эффективность лидера и жизненный успех, более значимым, нежели общий интеллект и специальные знания.
Представленное исследование направлено на изучение взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств в среднем и старшем подростковом возрастах.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что существует взаимосвязь между выраженностью лидерских качеств и характеристиками эмоционального интеллекта у подростков. Основная гипотеза была конкретизирована в частных гипотезах: подростки старшего возраста отличаются более высокими показателями эмоционального интеллекта и лидерских качеств по сравнению с подростками среднего возраста; существуют различия в выраженности показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств у подростков разного пола. В качестве респондентов в исследовании приняли участие 90 подростков 13-17 лет, обучающиеся 8-х и 10-х классов (в том числе 40 подростков в возрасте 13-14 лет и 50 подростков — 15-17 лет). Все показатели эмоционального интеллекта подростков положительно связаны с показателями лидерских качеств. Следовательно, чем выше у подростка развит межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, чем лучше подросток понимает свои и чужие эмоции и умеет их регулировать, чем более выраженной эмпатией обладает, тем в большей степени будут развиты его/ее лидерские качества. У 96% испытуемых выявлено прямое соответствие уровня выраженности лидерских качеств и эмоционального интеллекта.
Старшие подростки имеют значительно более высокие показатели внутриличностного эмоционального интеллекта по сравнению с группой более младших испытуемых, они лучше осведомлены о своих и чужих эмоциях, точнее распознают их и эффективнее ими управляют. Остальные показатели эмоционального интеллекта, а также лидерских качеств, не имеют значимых различий у подростков среднего и старшего возраста. Также не выявлено статистически значимых различий в степени выраженности показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств у юношей и девушек.
Сведения об авторе:
Яна Владимировна Чежина, SPIN-код: 4573-4915, ORCID: 0000-0003-2557-4628, e-mail: janachezhina@yandex.ru Для цитирования: Чежина, Я. В. (2021) Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у подростков. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 174-183. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-174-183
Получена 15 февраля 2021; прошла рецензирование 23 февраля 2021; принята 28 февраля 2021.
Права: © Автор (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Ключевые слова: подростки, лидерские качества, эмоциональный интеллект, взаимосвязь, развитие.
Leadership qualities and emotional intelligence in adolescents
Ya. V. Chezhina™
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The current stage of the development of national education in Russia requires formation of practice-oriented competencies in the younger generation — in particular, the so-called soft-skills which, among other things, include leadership qualities and emotional intelligence. This research is aimed at studying the interrelationships between emotional intelligence and leadership qualities in middle and older adolescents. The main hypothesis of the study was that there is a relationship between the degree of leadership qualities and the characteristics of emotional intelligence in adolescents. The main hypothesis was split into two more specific ones: 1. older adolescents have higher indicators of emotional intelligence and leadership qualities compared to middle adolescents; 2. there are differences in the degree of indicators of emotional intelligence and leadership qualities in adolescents of different sexes.
The respondents included 90 teenagers aged 13-17 years studying in the 8th and 10th grades.
All indicators of emotional intelligence of adolescents are significantly positively associated with indicators of leadership qualities — i. e., the higher a teenager's interpersonal and intrapersonal emotional intelligence and empathy are, and the better a teenager understands his own and other people's emotions and knows how to regulate them, the more developed the characteristics of his leadership qualities will be. In 96% of the respondents, there was a direct correspondence between the level of expression of leadership qualities and the development of emotional intelligence.
Older adolescents have significantly higher indicators of intrapersonal emotional intelligence compared to younger subjects and are much more aware of their own and other people's emotions. Older adolescents also recognise and manage emotions more effectively than younger subjects. The remaining indicators of emotional intelligence and leadership qualities do not have significant differences between middle and older adolescents.
There were no statistically significant differences in the expression of indicators of emotional intelligence and leadership qualities in boys and girls.
Keywords: adolescents, leadership skills, characteristics of emotional intelligence, relationship, development.
Author
Yana V. Chezhina, SPIN: 4573-4915, ORCID: 0000-0003-2557-4628, e-mail: janachezhina@yandex.ru For citation: Chezhina, Ya. V. (2021) Leadership qualities and emotional intelligence in adolescents. Psychology in Education, vol. 3, no. 2, pp. 174-183. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-174-183 Received 15 February 2021; reviewed 23 February 2021; accepted 28 February 2021.
Copyright: © The Author (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
На современном этапе развития отечественного образования весьма актуальной для педагогов является задача содействия формированию у подрастающего поколения практико-ориен-тированных компетенций, в частности так называемых soft-skills. В первую пятерку таких качеств входят креативность, умение работать в команде, склонность к лидерству, умение организовывать людей и повышать их мотивацию достижения. Все эти качества относятся к вариантам практического интеллекта и являются весьма востребованными в современном обществе (Стернберг, Форсайт, Хедланд 2002). Проблема эмоционального интеллекта также сейчас находится в фокусе научного внимания как зарубежных, так и отечественных ученых (Готт-ман 2015; Гоулман, Бояцис, Макки 2008; Люсин
2006; Орме 2003; Ундуск 2019 и др.). Некоторые исследователи считают эмоциональный интеллект более важным фактором профессионального успеха и лидерской эффективности по сравнению с общим интеллектом и специальными знаниями. Нам представляется, что этот психологический феномен может рассматриваться как один из механизмов, влияющих на проявление лидерских качеств. Поэтому изучение эмоционального интеллекта и его связи с лидерскими качествами у подростков является важной теоретической и практической задачей, требующей дальнейшей разработки.
Теоретический обзор современного состояния проблемы
Эмоциональный интеллект и лидерство — два психологических феномена, активно изуча-
емых в последние десятилетия. Эмоциональный интеллект представляет собой способность личности интерпретировать свои собственные эмоции и эмоции других людей, на основе чего организовывать эффективное взаимодействие в социуме (Гоулман 2009). В нашем исследовании мы придерживались следующего рабочего определения: эмоциональный интеллект — это совокупность способностей человека к осознанию и управлению собственными эмоциями, а также осмысление и регулирование им эмоций окружающих людей.
Исследователи, изучающие феномен эмоционального интеллекта, предполагают, что он играет важнейшую роль в различных сферах жизни индивидуума. Современный человек выполняет множество социальных ролей, что требует постоянного процесса коммуникации с окружающими людьми. Человек действует намного эффективнее, используя эмоции, которые несут в себе разноуровневую информацию. Эмоциональный интеллект помогает добиваться своих целей во взаимодействии с окружающими людьми, что способствует становлению и развитию лидерских качеств. Д. Гоулман объясняет, что участком мозга, отвечающим за эмоции, является миндалевидное тело, которое возникло намного раньше, чем участок мозга, отвечающий за рациональный интеллект. Именно поэтому первыми влияют на восприятие человеком ситуации и его действия связанные с ними эмоции, а уже затем рациональный ум. От того, насколько человек умеет понимать эмоции, зависит его успех во всех отраслях жизни (Гоулман 2009).
Также большой вклад в изучение эмоционального интеллекта внес Р. Бар-Он; им был введен термин EQ (Emotional Quotinent) — коэффициент эмоциональности. Р. Бар-Он предположил, что эмоциональный интеллект может предсказать успех в жизни человека, а также в недалеком будущем может целиком заменить измерение общего интеллекта.
В отечественной психологии существенный вклад в развитие концепции эмоционального интеллекта внес Д. В. Люсин. Ученый определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и контролировать свои и чужие эмоции. Он утверждает, что эти способности направлены как на самого себя, так и на окружающих людей. Д. В. Люсин представляет свою модель эмоционального интеллекта, в которой он выделяет межличностный и внутриличност-ный эмоциональный интеллект. Межличностный эмоциональный интеллект включает интуитивное понимание и управление эмоциями окру-
жающих людей. Внутриличностный эмоциональный интеллект предполагает осознание человеком своих эмоций и управление собой с их помощью. В 2006 году был опубликован тест Д. В. Люсина ЭмИн (Люсин 2006). Общеизвестна также теория эмоционального интеллекта, предложенная М. А. Манойловой. Она дает следующее определение: «Эмоциональный интеллект — способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого» (Манойлова 2004). Эмоциональный интеллект как самостоятельный психологический конструкт изучался многими зарубежными и отечественными учеными, а в последние десятилетия фокус исследований сместился к взаимосвязям эмоционального интеллекта и других психологических характеристик, таких как лидерство, уровень достижений, социальная успешность, самоотношение, психологическое здоровье и др. (Орме 2003, Ундуск 2019 и др.)
Как известно, наиболее интенсивно процессы развития идут в первые двадцать лет жизни человека. Это, безусловно, относится и к развитию структур мозга, в частности лобных отделов коры больших полушарий, т. е. пре-фронтальной коры, которая выполняет регулирующую функцию по отношению к более древним отделам мозга (миндалине, гиппокампу), тесно связанным с возникновением и протеканием эмоций. Подростковый возраст в определенном смысле является критическим для развития психофизиологических функций, психологических и личностных характеристик, многие из которых находятся под влиянием развивающихся структур мозга.
Изучению психологических особенностей современных подростков в нашей стране уделяется большое внимание (Жданов 2020; Реан 2003; Регуш 2006; Самаль, Стволыгин 2020; и др.). При этом можно выделить самостоятельные направления исследований: например, в области развития лидерских качеств подростков (Беляева 2017; Кричевский 2012; Павлова 2004; Тетерский 2007; Уманский 2004; и др.), в области проблемы становления и развития эмоционального интеллекта детей и подростков (Готтман 2015; Максимова, Шайхуллина 2020; и др.). В последние годы в отечественной психологии наблюдается всплеск интереса к исследованиям, посвященным изучению особенностей эмоционального интеллекта в разных возрастных группах — у дошкольников (Кузь-мишина, Измайлова 2020), младших школьников (Шингаев, Юркова 2020), студентов (Ундуск, Пежемская, Игнатенко 2019). Тем не менее
проблеме соотношения лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков, а также факторам, влияющим на их развитие в данной возрастной группе, в научных исследованиях уделено недостаточно внимания.
Организация и методы исследования
Представленное в статье исследование было направлено на изучение взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и лидерскими качествами у подростков.
Основной гипотезой исследования являлось предположение о том, что существует взаимосвязь между выраженностью лидерских качеств и характеристиками эмоционального интеллекта у подростков. Кроме того, мы выдвинули два предположения о том, что:
1) подростки старшего возраста отличаются более высокими показателями эмоционального интеллекта и лидерских качеств по сравнению с подростками среднего возраста;
2) существуют различия в выраженности показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств у подростков разного пола.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.
1) Выявить взаимосвязи уровневых показателей характеристик эмоционального интеллекта и лидерских качеств у подростков.
2) Выявить взаимосвязь лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков.
3) Сопоставить и проанализировать полученные взаимосвязи у школьников среднего и старшего подросткового возраста.
В качестве респондентов в исследовании приняли участие 90 подростков 13-17 лет, обучающихся 8-х и 10-х классов (среди них 40 подростков в возрасте от 13 до 14 лет и 50 подростков в возрасте от 15 до 17 лет) ГБОУ гимназии № 272 г. Санкт-Петербурга.
В работе использовался психодиагностический комплекс, состоящий из следующих методик: 1. Методика «Я — лидер» Е. С. Федорова и др. 2. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и др. 3. Методика «Оценка уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла. 4. Методика ЭмИн Д. В. Люсина (Люсин 2006).
При обработке результатов применялся качественный, сравнительный и корреляционный
анализ следующих ключевых параметров лидерских качеств и эмоционального интеллекта:
• умение управлять собой;
• осознание цели;
• умение решать проблемы;
• наличие творческого подхода;
• влияние на окружающих и др.;
• межличностный эмоциональный интеллект;
• внутриличностный эмоциональный интеллект;
• понимание эмоций;
• управление эмоциями;
• эмпатия;
• эмоциональная осведомленность;
• распознавание эмоций других людей и др.
Помимо вышеперечисленных показателей,
оценивалась степень выраженности лидерских качеств подростков, а также уровневые показатели их эмоционального интеллекта.
Результаты и их обсуждение
В процессе качественного анализа результатов методик было выявлено, что у 26% участников исследования (23 человека) высокий уровень выраженности лидерских качеств, а также высокий уровень развития эмоционального интеллекта (ЭИ). У 4% респондентов (4 человека) выявлен высокий уровень выраженности лидерских качеств и средний уровень ЭИ. Соответственно, у 30% испытуемых (27 человек) наблюдается высокий уровень выраженности лидерских качеств, из них 26% подростков также имеют высокий уровень развития ЭИ. У 38% респондентов (34 человека) выявлен средний уровень выраженности лидерских качеств, также они имеют средний уровень по результатам диагностики эмоционального интеллекта. У 26% подростков выявлен низкий уровень показателей и эмоционального интеллекта, и выраженности лидерских качеств. У 7% респондентов (6 человек) выявлен уровень выше среднего как по выраженности лидерских качеств, так и по оценке эмоционального интеллекта. Таким образом, качественный анализ первичных данных показал, что у 96% участников исследования (86 человек) наблюдается соответствие степени выраженности лидерских качеств и уровня развития эмоционального интеллекта, что также соответствует гипотезе исследования. Исключение составили 4% подростков, у которых выраженность лидерских качеств находится на высоком уровне, а развитие эмоционального интеллекта — на среднем.
В соответствии с основной гипотезой исследования все показатели эмоционального
интеллекта и лидерских качеств были подвергнуты корреляционному анализу. В данном случае использовался метод ранговой корреляции Спирмена, полученные значимые связи (при р < 0,01 и p < 0,05) между сопоставляемыми показателями отражены в таблице 1.
Корреляционный анализ позволил выявить большое количество значимых положительных связей между всеми характеристиками эмоционального интеллекта подростков и показателями их лидерских качеств. Так, например, показатели межличностного и внутриличностно-го эмоционального интеллекта имеют значимые положительные взаимосвязи со всеми показателями лидерских качеств, а именно с умением управлять собой и решать проблемы, осознанием цели, наличием творческого подхода,
влиянием на окружающих, знанием правил организаторской работы, организаторскими способностями, умением работать с группой, коммуникативными и организаторскими склонностями. Следовательно, чем выше у подростка развит межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, чем лучше подросток понимает свои и чужие эмоции, умеет их регулировать, обладает эмпатией, тем в большей степени, вероятно, будут развиты характеристики его лидерских качеств.
Подросток с развитым межличностным эмоциональным интеллектом обладает способностью вызывать у окружающих те или иные эмоции, понимать эмоциональное состояние человека на основе проявления внешних признаков. Также достаточно развитый внутрилич-
Табл. 1. Корреляционные связи между показателями эмоционального интеллекта и лидерских качеств
(коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Межлично стный эмоциональный интеллект Внутриличностный эмоциональный интеллект Понимание эмоций Управление эмоциями Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей
Умение управлять собой 0,551** 0,599** 0,533** 0,597** 0,488** 0,462** 0,556** 0,405** 0,517**
Осознание цели 0,543** 0,610** 0,588** 0,564** 0,438** 0,455** 0,532** 0,340** 0,506**
Умение решать проблемы 0,543** 0,571** 0,593** 0,560** 0,420** 0,317** 0,571** 0,499** 0,526**
Наличие творческого подхода 0,491** 0,523** 0,564** 0,445** 0,391** 0,293* 0,363** 0,254* 0,385**
Влияние на окружающих 0,599** 0,533** 0,639** 0,580** 0,484** 0,504** 0,528** 0,369** 0,493**
Знание правил организаторской работы 0,644** 0,654** 0,572** 0,604** 0,576** 0,529** 0,540** 0,509** 0,571**
Организаторские способности 0,572** 0,644** 0,559** 0,519** 0,404** 0,446** 0,590** 0,574** 0,517**
Умение работать с группой 0,658** 0,615** 0,578** 0,634** 0,393** 0,492** 0,562** 0,430** 0,456**
Коммуникативные склонности 0,651** 0,745** 0,648** 0,784** 0,600** 0,575** 0,672** 0,545** 0,584**
Организаторские склонности 0,736** 0,818** 0,724** 0,826** 0,591** 0,581** 0,662** 0,589** 0,628**
Условные обозначения (здесь и далее): * p < 0,05 ** p < 0,01
ностный эмоциональный интеллект позволяет осознавать и распознавать свои эмоции, управлять ими, поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Все перечисленные навыки помогают взаимодействовать с окружающими, качественно и эффективно влиять на них, а это является главной и первостепенной задачей лидера.
Сравнительный анализ средних значений показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств у средних и старших подростков (см. табл. 2) позволил выявить некоторые незначительные различия, не достигающие уровня статистической достоверности
(статистическая достоверность различий между группами проверялась с помощью ^критерия Стьюдента). Исключение составил только показатель «внутриличностный эмоциональный интеллект»: в выраженности этой характеристики старшие подростки значимо превосходят группу более младших (при р < 0,05). Это означает, что старшие подростки значительно лучше, чем младшие, понимают свои эмоции и управляют ими, лучше осведомлены о них, что, вероятно, обусловлено не только более богатым жизненным опытом и длительным обучением, но и возрастными особенностями развития способности к рефлексии.
Табл. 2. Результаты сравнительного анализа показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств
у средних и старших подростков
Параметр Среднее значение Среднеквадратичное отклонение Ъ-критерий Стъюдента
Шкала Возраст Возраст
13-14 лет 15-17 лет 13-14 лет 15-17 лет
Умение управлять собой 15,00 15,68 3,69 3,95 0,8
Осознание цели 15,35 15,72 3,51 3,83 0,5
Умение решать проблемы 14,73 15,82 3,24 4,39 1,3
Наличие творческого подхода 14,25 15,14 3,54 3,29 1,2
Влияние на окружающих 14,38 15,46 4,20 3,21 1,4
Знание правил организаторской работы 14,33 15,98 3,28 3,98 2,1
Организаторские способности 15,30 16,40 3,62 4,25 1,3
Умение работать с группой 16,38 16,40 3,91 5,07 0
Коммуникативные склонности 2,85 3,20 1,12 1,26 1,4
Организаторские склонности 2,93 3,22 1,07 1,25 1,2
Межлично стный эмоциональный интеллект 44,08 46,44 6,39 8,10 1,5
Внутриличностный эмоциональный интеллект 42,10 46,54 7,29 7,46 2,8*
Понимание эмоций 42,88 45,68 7,33 5,80 2
Управление эмоциями 42,58 45,32 7,51 6,86 1,8
Эмоциональная осведомленность 9,30 10,92 4,50 4,54 1,7
Управление своими эмоциями 7,23 9,20 6,82 5,91 1,5
Самомотивация 9,33 10,72 4,47 5,08 1,4
Эмпатия 10,10 10,94 3,54 4,50 1
Распознавание эмоций других людей 10,03 10,80 4,43 4,55 0,8
Следовательно, можно говорить об отсутствии прямого соответствия уровня развития эмоционального интеллекта подростков их возрастному этапу, а частная гипотеза о более высоких показателях лидерских качеств и эмоционального интеллекта у старших подростков по сравнению с младшими в целом не подтвердилась.
Опираясь на результаты, представленные в таблице 3, при сравнении средних величин показателей лидерских качеств и эмоционального интеллекта в разнополых группах мы можем говорить о том, что у девушек чуть более выра-
жены коммуникативные и организаторские склонности, чем у юношей. Девушки несколько легче, чем юноши, находят друзей, проявляют инициативу в общении, способны к организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельные решения в трудных ситуациях. Однако различия выражены на уровне тенденций, статистически достоверных различий с помощью ^критерия Стьюдента не обнаружено.
Таким образом, мы можем говорить о том, что существуют незначительные половые различия в проявлении лидерских качеств
Табл. 3. Результаты сравнительного анализа показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств
у юношей и девушек
Параметр Среднее значение Среднеквадратичное отклонение Ъ-критерий Стъюдента
Шкала М Ж М Ж
Умение управлять собой 15,34 15,53 4,17 3,71 0,2
Осознание цели 14,97 15,93 3,88 3,53 1,2
Умение решать проблемы 14,37 15,95 4,12 3,72 1,9
Наличие творческого подхода 13,89 15,29 3,54 3,25 1,9
Влияние на окружающих 14,17 15,49 4,25 3,25 1,7
Знание правил организаторской работы 14,91 15,45 3,95 3,66 0,7
Организаторские способности 15,66 16,07 3,96 4,05 0,5
Умение работать с группой 15,97 16,65 4,61 4,57 0,7
Коммуникативные склонности 2,89 3,15 1,30 1,15 1
Организаторские склонности 3,00 3,15 1,26 1,13 0,6
Межличностный эмоциональный интеллект 45,34 45,42 8,42 6,84 0
Внутриличностный эмоциональный интеллект 45,00 44,29 8,14 7,43 0,4
Понимание эмоций 44,60 44,33 7,30 6,25 0,2
Управление эмоциями 44,17 44,05 8,37 6,52 0,1
Эмоциональная осведомленность 9,69 10,53 4,58 4,57 0,8
Управление своими эмоциями 9,46 7,60 5,41 6,86 1,4
Самомотивация 10,46 9,87 5,03 4,76 0,6
Эмпатия 9,86 11,02 3,91 4,19 1,3
Распознавание эмоций других людей 9,49 11,07 4,88 4,14 1,6
и эмоционального интеллекта. Юноши, по сравнению с девушками, несколько лучше понимают свои эмоции и способны управлять своим настроением и эмоциональным состоянием. У девушек-подростков более выражены лидерские качества, чем у юношей. Показатели коммуникативных и организаторских склонностей, а также способность оказывать влияние на других, осознавать цель, умение решать проблемы у девушек незначительно выше, чем у юношей. Вероятно, некоторое преимущество девушек-подростков в выраженности ряда указанных выше характеристик связано с их более ранним (на один-два года) психофизиологическим и социальным развитием в сопоставлении с подростками мужского пола. Однако сравнительный анализ показал, что значимых различий у девушек и юношей в выраженности характеристик эмоционального интеллекта и лидерских качеств не обнаружено. Следовательно, можно говорить о том, что половая принадлежность подростков существенно не влияет на выраженность характеристик эмоционального интеллекта и лидерских качеств на данном возрастном этапе. В то же время в исследовании Т. Л. Кузь-мишиной и Э. И. Измайловой, посвященном изучению гендерных особенностей эмоционального интеллекта у старших дошкольников, был выявлен более низкий уровень эмоционального интеллекта у мальчиков по сравнению с девочками в сфере понимания эмоций и эмпатии (Кузьмишина, Измайлова 2020). Вероятно, на разных возрастных этапах соотношение характеристик эмоционального интеллекта у представителей мужского и женского пола определяется разными факторами и требует дополнительного изучения. Таким образом, в нашем исследовании гипотеза о существовании уровневых различий показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств у подростков разного пола не подтвердилась.
Выводы
Подавляющее большинство испытуемых выборки характеризуется прямым соответствием уровня развития эмоционального интеллекта и лидерских качеств. Выявлены статистически значимые положительные связи показателей лидерских качеств подростков со всеми изучаемыми характеристиками их эмоционального интеллекта.
Подростки старшего возраста в сравнении с более младшими характеризуются значимо более высокими показателями внутриличност-
ного эмоционального интеллекта. Между остальными показателями эмоционального интеллекта и лидерских качеств значимых отличий у подростков среднего и старшего возраста не выявлено.
Степень выраженности различий в показателях эмоционального интеллекта и лидерских качеств у юношей и девушек не нашла статистически значимого подтверждения.
Основную гипотезу нашего исследования о наличии взаимосвязей между лидерскими качествами подростков и характеристиками их эмоционального интеллекта можно считать подтвержденной. Частично подтвердилась также гипотеза о различиях по сравниваемым показателям в группах средних и старших подростков (в отношении внутриличностного эмоционального интеллекта).
Поскольку в данном исследовании лидерский потенциал подростков изучался опросным методом (посредством самооценки респондентом его лидерских качеств, коммуникативных и организаторских характеристик), то в качестве сравнительного исследования и проверки надежности полученных данных было бы целесообразно привнести в дальнейшее исследование для измерения лидерства, например, такие методики, как «Социометрия» и «Групповая оценка личности», которые в целом дают более объективные результаты, что составляет перспективу дальнейших исследований взаимосвязей эмоционального интеллекта и лидерских качеств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения феномена лидерства в подростковом возрасте, а также факторов, влияющих на его развитие и проявление, одним из которых, на наш взгляд, является эмоциональный интеллект.
Достаточно перспективным видится также использование результатов для разработки тренингов и семинаров для подростков, посвященных развитию лидерских качеств и различных сторон эмоционального интеллекта. Отдельным направлением может стать создание обучающей программы для педагогов по развитию навыков, способствующих совершенствованию практического интеллекта у школьников обоего пола.
Полученные результаты также могут представлять интерес для школьных психологов и для иных специалистов, работающих с подростками. Психолог способен выявить лидерский потенциал у обучающегося, помочь подростку в осознании важности развития эмоциональ-
ного интеллекта. Наблюдение за эмоциональными проблемами подростка, диагностика, просвещение и развитие этого вида интеллекта
поможет раскрыть лидерские качества, повысить качество взаимодействия с окружающими, лучше понимать себя и других.
Литература
Бендас, Т. В. (2009) Психология лидерства. СПб.: Питер, 448 с.
Беляева, Ю. В. (2017) Формирование лидерских качеств у подростков. В кн.: Т. Н. Гущина (ред.). Социальное лидерство в образовательной среде. Материалы Всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, с. 28-33. Готтман, Д. (2015) Эмоциональный интеллект ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 268 с. Гоулман, Д., Бояцис, Р., Макки, Э. (2008) Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе
эмоционального интеллекта. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 300 с. Гоулман, Д. (2009) Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 479 с.
Жданов, А. А. (2020) Особенности Я-концепции обучающихся подросткового возраста. Психология человека
в образовании, т. 2, № 3, с. 230-235. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235 Кричевский, Р. Л. (2012) Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников. В кн.: Социально-
психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль: ЯрГУ, с. 122-126. Кузьмишина, Т. Л., Измайлова, Э. И. (2020) Гендерные особенности эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Научное мнение, № 12, с. 59-63. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.12.59.63 Люсин, Д. В. (2006) Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн.
Психологическая диагностика, № 4, с. 3-22. Максимова, Л. А., Шайхуллина, С. А. (2020) Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 311-320. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320 Манойлова, М. А. (2004) Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков: ПГПИ, 140 с.
Орме, Г. (2003) Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: КСП+, 268 с. Павлова, О. А. (2004) Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 165 с. Реан, А. А. (ред.). (2003) Психология подростка. СПб.: Прайм-Еврознак, 432 с.
Регуш, Л. А. (2006) Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого
возраста). СПб.: Речь, 320 с. Самаль, Е. В., Стволыгин, К. В. (2020) Особенности переживания одиночества лицами подросткового возраста в конце прошлого столетия и в настоящее время. Психология человека в образовании, т. 2, № 2, с. 166-173. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-166-173 Стернберг, Р. Дж. (ред.). (2002) Практический интеллект. СПб.: Питер, 265 с.
Тетерский, С. В. (2007) Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества
социальной инициативности и лидерских качеств. М.: АРКТИ, 94 с. Уманский, А. Л. (2004) Педагогическое сопровождение детского лидерства. Автореферат диссертации
на соискание степени доктора педагогических наук. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 321 с. Ундуск, Е. Н. (2019) Сравнительное исследование субъективных условий процесса интракоммуникации школьников, переживающих проблемы в разных жизненных областях. Психология человека в образовании, т. 1, № 2, с. 117-125. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-117-125 Ундуск, Е. Н., Пежемская, Ю. С., Игнатенко, М. С. (2019) Эмоциональный интеллект студентов с различной модальностью самоотношения. Научное мнение, № 12, с. 48-54. https://doi.org/10.25807/ PBH.22224378.2019.12.48.54 Шингаев, С. М., Юркова, Е. В. (2020) Формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. Научное мнение, № 5, с. 86-90. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.86.90
References
Bendas, T. V. (2009) Psikhologiya liderstva [Psychology of lidership]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 p. (In Russian) Belyaeva, Yu. V. (2017) Formirovanie liderskikh kachestv u podrostkov. Sotsial'noe liderstvo v obrazovatel'noj srede [The leadership development in adolescents]. In: T. N. Gushchina (ed.). Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj Internet-konferentsii [Proceedings of the All-Russian scientific and practical correspondence Internet conference]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, pp. 28-33. (In Russian)
B. HewuHa
Gottman, D. (2015) Raising an emotionally intelligent child. Moscow: Mann, Ivanov and Farber Publ., 268 p. (In Russian)
Goleman, D., Boyatzis, R., McKee, A. (2008) Primal leadership: Learning to lead with emotional intelligence.
3rd ed. Moscow: Al'pina Biznes Buks Publ., 300 p. (In Russian) Goleman, D. (2009) Emotional intelligence. Moscow: AST Publ., 479 p. (In Russian)
Zhdanov, A. A. (2020) Osobennosti Ya-kontseptsii obuchayushchikhsya podrostkovogo vozrasta [Features of the self-concept of adolescent students]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 3, pp. 230-235. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235 (In Russian) Krichevsky, R. L. (2012) Fenomen identifikatsii v liderstve u starsheklassnikov [The phenomenon of identification in leadership among high school students]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie problemy lichnosti i kollektiva [Social and psychological problems of the individual and the collective entity]. Yaroslavl: P. G. Demidov Yaroslavl State University Publ., pp. 122-126. (In Russian) Kuz'mishina, T. L., Izmajlova, E. I. (2020) Gendernye osobennosti emotsional'nogo intellekta v starshem doshkol'nom vozraste [Gender features of emotional intelligence of older preschool children]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 12, pp. 59-63. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.12.59.63 (In Russian) Lyusin, D. V. (2006) Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn [A new technique for measuring emotional intelligence: The EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika — Psychological Diagnostics, no. 4, pp. 3-22. (In Russian) Maksimova, L. A., Shajkhullina, S. A. (2020) Programma psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya emotsional'nogo intellekta kak osnovy formirovaniya "myagkikh" navykov v protsesse professional'nogo samoopredeleniya podrostkov [Psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence as the foundation for soft skills in the professional self-determination of adolescents]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 4, pp. 311-320. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320 (In Russian) Manojlova, M. A. (2004) Akmeologicheskoe razvitie emotsional'nogo intellekta uchitelej i uchashchikhsya [Acmeological development of emotional intelligence of teachers and learners]. Pskov: Pskov State Pedagogical Institute Publ., 140 p. (In Russian)
Orme, G. (2003) Emotsional'noe myshlenie kak instrument dostizheniya uspekha [Emotional thinking as a tool for
achieving success]. Moscow: KSP+ Publ., 268 p. (In Russian) Pavlova, O. A. (2004) Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya realizatsii liderskogopotentsiala starshikhpodrostkov vo vremennykh detskikh ob'edineniyakh [Socio-pedagogical conditions for the realization of the leadership potential of older adolescents in temporary children's associations]. PhD dissertation (Pedagogy). Kostroma, Nekrasov Kostroma State University, 165 p. (In Russian) Rean, A. A. (ed.). (2003) Psikhologiya podrostka Adolescent psychology]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 432 p. (In Russian)
Regush, L. A. (2006) Problemypsikhicheskogo razvitiya i ikh preduprezhdeniye (ot rozhdeniya dopozhilogo vozrasta) [Problems of mental development and their prevention (from birth to old age)]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 320 p. (In Russian)
Samal, E. V., Stvolygin, K. V. (2020) Osobennosti perezhivaniya odinochestva litsami podrostkovogo vozrasta v kontse proshlogo stoletiya i v nastoyashchee vremya [Experience of loneliness by teenagers at the end of the 20th century and at present]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 2, pp. 166-173. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-166-173 (In Russian) Sternberg, R. (ed.). (2002) Practical intelligence in everyday life. Saint Petersburg: Piter Publ., 265 p. (In Russian) Teterskij, S. V. (2007) Iskusstvo vesti za soboy. Treningi i zanyatiya po formirovaniyu u yunoshestva sotsialnoj initsiativnosti i liderskikh kachestv [The art of leading. Trainings and classes on the formation of young people's social initiative and leadership skills]. Moscow: ARKTI Publ., 94 p. (In Russian) Umanskij, A. L. (2004) Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva [Pedagogical support of children's leadership]. PhD dissertation (Pedagogy). Kostroma, Nekrasov Kostroma State University, 321 p. (In Russian) Undusk, E. N. (2019) Sravnitelnoe issledovanie sub'ektivnykh uslovij protsessa intrakommunikatsii shkolnikov, perezhivayushchikh problemy v raznykh zhiznennykh oblastyakh [A comparative study of subjective conditions for introspection in school students experiencing problems in various areas of life]. Psykhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 2, pp. 117-125. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-117-125 (In Russian)
Undusk, E. N., Pezhemskaya, Yu. S., Ignatenko, M. S. (2019) Emotsional'nyj intellekt studentov s razlichnoj modal'nost'yu samootnoshenij [Emotional intelligence of students with different modalities of self-relationship].
Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 12, pp. 48-54. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.12.48.54 (In Russian)
Shingaev, S. M., Yurkova, E. V. (2020) Formirovanie i razvitie emotsional'nogo intellekta v mladshem shkol'nom vozraste [Formation and development of emotional intelligence of primary school children]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 5, pp. 86-90. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.86.90 (In Russian)