Научная статья
УДК 373.3:796.012.1 ББК 74.200.55 П 42
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЕЁ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
(Рецензирована)
Константин Владимирович Поволоцкий1, Ирина Анатольевна Глуш,енко 2, Валерий Анатольевич Петьков 3
краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, Краснодар, Россия
2 Невинномысский гуманитарно-технический институт, Невинномысск, Россия
3Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
Аннотация. Процесс гуманизации отечественной системы школьного образования ориентирует педагогов на поиски перспективных направлений развития личности ребёнка. Одним из важных условий нормального роста и функционирования детского организма является двигательная активность. Раскрывается авторский подход к решению проблемы повышения двигательной активности обучающихся младших классов в условиях общеобразовательной школы. Цель исследования заключается в научном обосновании и апробации педагогической технологии повышения двигательной активности младших школьников. Основные положения авторской концепции опирались на научные взгляды зарубежных и отечественных психологов (К. Изард, Г. Крайг, Е.П. Ильин и др.), в которых базовым фактором, детерминирующим полноценное развитие мотивационной сферы и двигательных возможностей ребёнка, является эмоциональный фактор, выполняющий регулятивную функцию эмоциональной сферы личности ребёнка и определяющий эффективность его двигательной активности. Авторская идея исследования заключалась в построении педагогической технологии повышения двигательной активности младших школьников на основе использования приемов эмоциональной регуляции деятельности. Разработанная технология имеет поэтапный характер и строится с учетом ведущих и ситуативно возникающих эмоциональных состояний в процессе двигательной деятельности и физической рекреации. В качестве процессуальных этапов выделены: ориентировочно-мотивационный, процессуально-исполнительный, оценочно-рефлексивный. С учетом ведущих эмоциональных ситуаций, возникающих в младшем школьном возрасте, в процессе реализации технологии были подобраны приемы эмоциональной регуляции для каждого вида проявления двигательной активности младших школьников. К ним относятся: приемы, усиливающие эмоциональность рекреационно-досугового мероприятия или урока; приемы
функционально-восстановительного характера; приемы коррекции неблагоприятных эмоций. Количество используемых педагогом приемов эмоциональной регуляции увеличивается от этапа к этапу. В ходе исследования установлено оптимальное сочетание приемов, обеспечивающих эмоциональное наполнение рекреационно-досугового мероприятия и условия реализации этих приёмов. Реализация разработанной педагогической технологии обеспечила повышение интереса и мотивации младших школьников к самостоятельной двигательной активности, оказала позитивное влияние на развитие физических и психических качеств.
Ключевые слова: двигательная активность школьника, педагогическая технология, эмоциональная регуляция, инновационные методы и приёмы
Для цитирования: Поволоцкий К.В., Глущенко И.А., Петьков В.А. // Педагогическая технология повышения двигательной активности младших школьников на основе использования приемов её эмоциональной регуляции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 2 (278). С. 75-83.
Original Research Paper
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR INCREASING MOTOR ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BASED ON USING TECHNIQUES OF ITS EMOTIONAL REGULATION
Konstantin V. Povolotsky Irina A. Glushchenko 2, Valery A. Petkov 3
Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Krasnodar, Russia
2Nevinnomyssk Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russia
3 Kuban State University, Krasnodar, Russia
Abstract. The process of humanization of the domestic school education system guides teachers to searching for promising directions in the development of the child's personality. One of the important conditions for the normal growth and functioning of the infant body is motor activity. The author's approach to solving the problem of increasing the motor activity of primary school students in a general education school is disclosed. The purpose of the study is to scientifically substantiate and test the pedagogical technology of increasing the motor activity of younger schoolchildren. The main provisions of the author's concept were based on the scientific views of foreign and domestic psychologists (K. Izard, G. Kraig, E.P. Ilyin, etc.). According to these views, the emotional factor serving the regulatory function of the emotional sphere of the child's personality and determining the effectiveness of his motor activity is the basic factor that determines the full development of the motivational sphere and motor capabilities of the child. The author's idea of the study was to build a pedagogical technology for increasing the motor activity of younger schoolchildren based on the use of emotional regulation techniques. The developed technology has a phased character and is built taking into account leading and situationally emerging emotional states in the process of motor activity and physical recreation. The procedural stages are: tentative-motivational, procedural-executive, and evaluation-reflexive. Taking into account the leading emotional situations arising in the younger school age, in
the process of implementing the technology, emotional regulation techniques were selected for each type of manifestation of motor activity of younger schoolchildren. These include: techniques that enhance the emotionality of a recreational and leisure event or lesson; functional-restorative techniques; and techniques for correcting adverse emotions. The number of emotional regulation techniques used by the teacher increases from stage to stage. The study established the optimal combination of techniques that provide emotional filling of recreational and leisure activities and the conditions for the implementation of these techniques. The implementation of the developed pedagogical technology ensured an increase in the interest and motivation of younger schoolchildren to independent motor activity, and had a positive impact on the development of physical and mental qualities.
Keywords: student's motor activity, pedagogical technology, emotional regulation, innovative methods and techniques
For citation: Povolotsky K.V., Glushchenko I.A., Petkov V.A. // Pedagogical technology for increasing motor activity of younger schoolchildren based on using techniques of its emotional regulation //Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. Issue 2 (278). P. 75-83.
Введение. Реализация ФГОС ООО в российской системе школьного образования актуализирует поиски эффективных направлений и подходов к организации учебной деятельности школьников и их активного отдыха. Одним из таких направлений является создание условий для реализации полноценной двигательной активности школьника, которая выступает в качестве фактора гармонизации физического и психического развития и средства физической рекреации [1]. По мнению В.А. Петровского, двигательная активность является главным источником и побудительной силой охраны, укрепления здоровья школьника, совершенствования его физических и интеллектуальных качеств [2].
Е.П. Ильин определяет мотивирующую роль эмоций в регуляции поведения и двигательной активности человека, обусловленную совокупностью интересов, потребностей и способов их удовлетворения [3]. В этой связи научный и практический интерес представляет исследование дидактических возможностей технологии повышения двигательной активности школьников на основе использования инновационных методов и приёмов, к которым
относятся и приемы эмоциональной регуляции деятельности.
Организация и методы исследования. Авторский подход к использованию приемов эмоциональной регуляции двигательной активности школьников основан на теоретических положениях общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и теории развивающего обучения В.В. Давыдова. С учётом идей этих учёных разработанная нами педагогическая технология повышения двигательной активности младших школьников включала цель, методы исследования, процессуальные этапы, блок технологических приёмов, блок педагогического контроля и коррекции.
Цель исследования заключается в научном обосновании и апробации педагогической технологии повышения двигательной активности младших школьников. Задача исследования состояла в разработке содержания и экспериментальной проверке эффективности использования приемов эмоциональной регуляции, используемых в педагогической технологии повышения двигательной активности младших школьников.
В исследовании использовались следующие методы: педагогическое
наблюдение, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, психодиагностика, экспертная оценка, анализ педагогических ситуаций, математическая обработка результатов. В опытно-экспериментальной работе, организованной и проведенной в 2017-2021 учебных годах на базе МБОУ СОШ № 3 г. Не-винномысска, приняли участие обучающиеся младших классов в количестве 75 человек, разделенные на контрольную и экспериментальную группы.
В качестве процессуальных этапов выделены: ориентировоч-но-мотивационный, процессуально-исполнительный, оценочно-рефлексивный. Для выделенных этапов нами были определены доминирующие виды мотивов проявления эмоций, детерминирующие успешность регуляции двигательной активности школьников.
В ходе исследования установлено, что на ориентировочно-мотива-ционном этапе эмоциональные проявления ребёнка представлены в виде эмоций первого впечатления, среди которых наиболее ярко выделяются эмоции удивления. На процессуально-исполнительном этапе устанавливается устойчивое взаимодействие между эмоциональным и когнитивным процессами, в результате чего более чётко проявляются эмоции интереса и любопытства.
На оценочно-рефлексивном этапе более ярко выражены проявления эмоций любознательности, догадки, увлечения. На основе учета ведущих эмоциональных ситуаций, возникающих в младшем школьном возрасте, в процессе реализации технологии были подобраны приемы эмоциональной регуляции для каждого вида проявления двигательной активности младших школьников [4, 5].
Реализация блока технологических приёмов предполагала использование приемов эмоциональной регуляции двигательной активности,
среди которых приемы, усиливаю-щиеэмоциональностьрекреационно-досугового мероприятия или урока; приемы контроля эмоционального состояния; приемы профилактики и коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний. Оптимальное сочетание используемых педагогом приемов, позволяющих обеспечить наполнение учебно-воспитательного мероприятия положительными эмоциями, нивелирование отрицательных эмоциональных состояний, а также использование адекватных приемов оценки, контроля и коррекции, содержательное разнообразие игровых приемов досуга и рекреации позволяют установить процесс продуктивного сотрудничества, способствуют позитивному отношению к реализации двигательной активности школьников [6].
Поскольку арсенал используемых в педагогическом процессе приемов эмоциональной регуляции двигательной активности школьников увеличивается от этапа к этапу, то и наибольшее их количество представлено на третьем - процессуальном этапе организации двигательной активности школьников. На этом этапе происходит некоторое уменьшение временных параметров используемых педагогических приемов, однако содержание эмоциональной насыщенности учебно-воспитательных мероприятий при этом не снижается. Это обусловлено комплексным подходом к использованию эмоциональных возможностей приемов музыкального и цветового воздействия, рекреационно-досуговых и игровых приемов, сопровождающихся проявлениями экспрессивной выразительности.
Игровые приемы широко используются в процессе реализации двигательной активности младших школьников, поскольку соответствуют их возрастным особенностям и интересам, а также ситуативно возникающим в процессе активной
игровой двигательной деятельности эмоциям. Проявления эмоций удивления и интереса характерны для первого - ориентировочно-мо-тивационного этапа реализации технологии. При проведении организационных мероприятий объем использования этих эмоций снижается от 30% на первом этапе до 10% на третьем; в рекреационно-разви-вающих упражнениях - от 30% на первом этапе до 5% на третьем, в основных движениях циклического типа от 30% на первом этапе до 5% на третьем, в движениях ациклического типа - от 40% на первом этапе до 50% на третьем, в подвижной игре - от 20% на первом этапе до 0% на третьем.
Поскольку при проведении подвижных игр и игр с элементами спорта на третьем процессуальном этапе результативность применяемых игровых приемов незначительна, предпочтение в выборе приёмов должно быть отдано приемам моделирования совместной учебной деятельности и ложного информирования обучающихся.
Использование приема цветового воздействия направлено на проявление у детей эмоции удивления и любопытства, поэтому этот приём целесообразно применять на ориентировочно-мотивационном и исполнительном процессуальном этапах в следующем процентном соотношении: 10% - в упражнениях на внимание, 20% - в основных двигательных действиях циклического типа; 10% - в общеразвиваю-щих упражнениях; 15% - в двигательных действиях ациклического типа; 20% - в подвижных играх; 10% - в играх с элементами спорта. Наибольший процент применения приема цветового воздействия в подвижных играх обусловлен использованием различного по составу инвентаря и игровых атрибутов, в которых их цвет соответствует требованиям к реализации определённого приема.
При проведении рекреационных и досуговых мероприятий к инвентарю и атрибутам предъявляются аналогичные требования, однако процент использования приема цветового воздействия в этих видах двигательной активности несколько ниже. Использование приема цветового воздействия в рекреационных мероприятиях на рефлексивно-оценочном процессуальном этапе обеспечивает высокую вариативность в развитии двигательных умений и навыков, а также некоторый психотерапевтический эффект.
Применение приема положительного подкрепления двигательных действий соответствует задачам, решаемым на исполнительном этапе. Однако ни один процессуальный этап не может быть успешно реализован без использования этого приема, поэтому он представлен на всех этапах обучения двигательной деятельности и во всех видах двигательной активности, сохраняя доминирующее положение на втором этапе: 30% - в подготовительных движениях и общеразвивающих упражнениях, 20% - в основных двигательных действиях циклического типа и подвижных играх, 40% - в основных двигательных действиях ациклического типа.
С помощью приемов музыкального воздействия решаются педагогические задачи процессуально-исполнительного и оценочно-рефлексивного этапов, это обусловлено тем, что на этих этапах школьники проявляют двигательную активность, повторяя и закрепляя уже знакомые им движения. Использование музыкального сопровождения обеспечивает гибкость и вариативность процесса формирования двигательных умений и навыков. На первом этапе реализации технологии использование музыкального сопровождения не всегда является целесообразным, поскольку может отвлечь внимание школьников от техники выполнения
базовых ациклических движений. Его использование может принести положительный эффект при обучении детей на первом этапе базовым основным движениям циклического типа для разнообразия монотонных по структуре выполнения движений. При обучении детей основным двигательным действиям ациклического типа использование музыкального воздействия не всегда целесообразно, так как эти движения обладают более высокой координационной трудностью и требуют проявления большего внимания и сосредоточенности.
Использование педагогом пословиц, поговорок, притч при активизации двигательных действий детей может иметь достаточно высокий педагогический эффект, так как общение педагога, обогащенное фольклором, позволяет осуществлять нравственные и эстетические задачи, способствует нивелированию неблагоприятных эмоциональных состояний (Например, «Волка бояться - и от белки бежать», «Кто не ходит, тот и не падает» и др.).
В нашем исследовании применялись пословицы, которые могут быть использованы на занятиях, во внеклассных мероприятиях в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе взаимодействия школьников со взрослыми и сверстниками. (Например, «Кто силен, тот драчлив не бывает», «Есть терпенье - будет и уменье» и т.п.).
Во всех видах двигательной активности приемы ложного информирования, моделирования эмоциональных ситуаций в совместной деятельности и соревновательных моментах применяются лишь на оценочно-рефлексивном этапе, на котором доминируют эмоции интереса, увлечения. Эти приемы позволяют вызвать характерные данному этапу эмоции. Кроме того, их использование дает возможность эффективно решать задачи закрепления и совершенствования двигательных
действий. На других этапах развертывания деятельности использование рассматриваемых приемов нецелесообразно, а в некоторых случаях недопустимо, так как они предполагают наличие достаточно высокого уровня развития двигательного опыта школьников. Больше всего возможностей для использования моделирования совместной деятельности и ложного информирования дает подвижная игра (по 30%). Это связано с тем, что содержание подвижных игр, правила, наличие ролей предоставляют широкий простор как для привлечения детей к совместному выбору и обсуждению и содержат широкие возможности для совершения запланированных детьми ошибок.
При обучении технике общераз-вивающих упражнений, при выполнении основных движений эти приемы используются в равных объемах (по 20%), в рекреационных и досу-говых упражнениях - несколько меньше (10%). При использовании подвижных игр и игр с элементами спорта более эффективны соревновательные моменты, поэтому им отводится 30% всего объема приемов эмоциональной регуляции на данном этапе деятельности. Во всех остальных видах двигательных действий прием «соревновательные моменты» используется в равных объемах (по 15%) и уступает по частоте использования приемам моделирования совместной деятельности и ложного информирования.
Прием экспрессивной выразительности используется постоянно во всех видах двигательных действий с некоторым преобладанием на ориентировочно-мотивационном этапе. Это обусловлено необходимостью вызвать интерес, увлечь, эмоционально «заразить» детей, для того чтобы вызвать соответствующие положительные эмоции, позволяющие осуществлять эффективную регуляцию двигательной деятельности ребёнка (от 10% до
30% в различных видах двигательных действий и играх).
Прием переключения внимания, в большей степени способствующий созданию эффекта новизны, превалирует на первом этапе, особенно это касается рекреационных упражнений, общеразвивающих и подвижных игр (по 15%). Это связано с тем, что разучивание однообразных движений вызывает монотонию и при отсутствии музыкального воздействия задачу снятия эмоционального напряжения, вызванного монотонней, возможно успешно решать, используя прием переключения внимания. Исключение составляют движения ациклического типа, что также связано со сложной координацией самих движений, при разучивании которых внимание должно быть сосредоточенно, поэтому прием переключения внимания используется минимально (5%). Увеличение объема использования рассматриваемого приема в рекреационных упражнениях (15%) и подвижной игре (25%) на втором этапе объясняется тем, что в данном случае приём переключения внимания решает дополнительную задачу - тренировку произвольного внимания как условия успешного обучения школьника.
Таким образом, приемы, усиливающие эмоциональность двигательных действий, планируются с учетом видов рекреационных и игровых упражнений и этапов развертывания двигательной активности.
Приемы второй группы - функционально-восстановительного характера - планируются как с учетом физической и психологической нагрузки обучающихся, так и с учётом соблюдения положений принципа вариативности обучения. При планировании подвижной игры высокой интенсивности целесообразно предусмотреть в заключительной части психомоторную игру малой подвижности или медленный бег и ходьбу с постепенным снижением
темпа и упражнения на расслабление и восстановление. Если используется подвижная или спортивная игра с психофизической нагрузкой средней интенсивности, то возможно планирование психомоторных игр, выполняемых в статическом положении, либо упражнений на восстановление без включения предварительной ходьбы и бега. Использование приема музыкального воздействия на эмоциональную сферу ребёнка в заключительной части занятия зависит от того, будет ли он использован во вводной и основной частях. Перенасыщение занятия музыкой вызывает эмоциональное напряжение, поэтому музыкальное воздействие необходимо планировать не во всех частях занятия. При использовании музыки в основной части физкультурно-спортивного или рекреационного мероприятия вводная и заключительная части планируются без использования музыкального сопровождения. При условии включения музыкального сопровождения во вводную часть занятия или мероприятия основная часть должна планироваться без использования музыки, тогда в заключительной части возможно использование релаксационных упражнений с музыкальным сопровождением.
Поскольку приемы коррекции неблагоприятных эмоций рекомендуются к использованию в конкретных образовательных ситуациях, то их планирование носит пропедевтический характер. Появление у детей эмоции страха может быть обусловлено использованием сложнокоор-динированных движений, таких, как лазание по шведской стенке, спрыгивание с высоты и напрыги-вание на высокий предмет, прыжки в высоту, в длину и через предметы. При планировании обучения таким движениям следует продумать возможные приемы помощи, страховки и коррекции. Возникновение эмоций скуки, безразличия происходит при выполнении неинтересных для
детей, монотонных, однообразных двигательных действий, поэтому для предупреждения их возникновения педагогу следует тщательно продумать соответствующие приемы, исключающие однообразие выполнения двигательных заданий.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование эффективности формирования эмоционального компонента ценностного отношения младших школьников к двигательной активности после проведенного формирующего эксперимента проводилось на основе методик, принятых в констатирующем эксперименте. Данные, полученные с помощью методики «Цветовой тест отношений», свидетельствуют о том, что 26,3% детей (14,4% в констатирующем эксперименте) экспериментальной группы стали испытывать положительное эмоциональное состояние в процессе двигательной активности и физической рекреации. Это проявилось в том, что, ранжируя понятия, связанные с движениями и активным отдыхом, дети соотносят их с предпочитаемыми цветами. В контрольной группе такие проявления были менее очевидны. Большинство участвующих в эксперименте детей соотносили предложенное понятие («Мой активный отдых» - 41,9%, «Я на физ-культурно-спортивном празднике» - 37,4%, «Мой учитель на физкуль-турно-спортивном празднике» -29,8%) с приятными для их восприятия цветами. При этом число детей с положительным эмоциональным состоянием значительно преобладало в группе детей 7-8 лет (34,5%), по сравнению результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента (17,7%).
Анализ и интерпретация результатов теста «Рисуночная методика» позволили сделать заключение о том, что рисунки, изображающие проявления различных ситуаций двигательной активности в школе и на отдыхе, у детей экспериментальной
группы (75,4%; 51,9% - до эксперимента) выполнены в светлых тонах с тщательным прорисовыванием. В рисунках детей контрольной группы (35,8%) отражено содержание игровой и двигательной деятельности на занятиях в школе и отношения со взрослыми. В них отсутствует тщательное прорисовывание, иногда цвет (рисунки выполнены карандашом), что свидетельствуют об амбивалентном отношении школьников к изображаемому.
В экспериментальной группе в результате проведенной работы положительное эмоциональное отношение к двигательной активности проявилось у 57,1%, к рекреационной деятельности - у 58,3% испытуемых. В контрольной группе отношение к двигательной активности проявилось у 36,8%, к рекреационной деятельности - у 27,7% школьников.
Заключение. Выполненный теоретический анализ по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что базовым фактором, детерминирующим полноценное развитие мотивационной сферы и двигательных возможностей ребёнка, является эмоциональный фактор, выполняющий регулятивную функцию эмоциональной и двигательных сфер личности ребёнка и определяющий эффективность его двигательной активности. Педагогическая технология повышения двигательной активности младших школьников на основе использования приемов эмоциональной регуляции деятельности имеет поэтапный характер и строится с учетом ведущих и ситуативно возникающих эмоциональных состояний в процессе двигательной деятельности и физической рекреации. В качестве процессуальных этапов технологии нами определены ориентировочно-мотивационный, исполнительный, рефлексивно-оценочный.
Педагогическими условиями повышения двигательной активности
младших школьников на основе использования приемов их эмоциональной регуляции деятельности нами определены создание благоприятной, доверительной атмосферы сотрудничества и взаимопомощи; проведение регулярных процедур психолого-педагогической диагностики и коррекции эмоциональной сферы школьников; вариативность в использовании педагогами приемов эмоциональной регуляции; игровая форма реализации приёмов эмоциональной регуляции.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что разработанная и апробированная в экспериментальной работе педагогическая технология повышения двигательной активности младших школьников на основе использования приемов эмоциональной регуляции деятельности является эффективной и может быть использована при организации рекреационной и коррекционно-раз-вивающей деятельности образовательной школы.
Примечания:
1. Гарбузов С.П., Шкуропий К.В. Принцип преемственности в формировании Я-концепции здоровой личности у дошкольников и младших школьниуков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сери.: Педагогика и психология. 2020. Вып. 2(258). С. 38-46.
2. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. 272с.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2018. 939 с.
5. Ruzicka I. Use of modern teaching equipment and innovative organizational form of ski training // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. 2017. № 4(3). P. 62-69.
6. Подольский А.И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. М., 2017. 488 с.
References:
1. Garbuzov S.P., Shkuropy K.V. The principle of continuity in the formation of the I-concept of a healthy personality in preschoolers and primary schoolchildren // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2020. Iss. 2 (258). P. 38-46.
2. Petrovsky V.A. Personality in psychology: the paradigm of subjectivity. Rostov-on-Don, 1996. 272 pp.
3. Ilyin E.P. Emotions and feelings. SPb.: Piter, 2001. 752 pp.
4. Craig G. Psychology of development. SPb.: Piter, 2018. 939 pp.
5. Ruzicka I. Use of modern teaching equipment and innovative organizational form of ski training // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. 2017. N 4 (3). P. 62-69.
6. Podolsky A.I. Developmental psychology. Psycho-emotional well-being of children and adolescents. M., 2017. 488 pp.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 12.05.2021; одобрена после рецензирования 19.05.2021; принята к публикации 26.05.2021.
The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 12.05.2021; approved after reviewing 19.05.2021; accepted for publication 26.05.2021.
© Поволоцкий К.В., Глущенко И.А., Петьков В.А., 2021