Научная статья на тему 'Модель психологической поддержки эмоционального благополучия в процессе обучения'

Модель психологической поддержки эмоционального благополучия в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ / КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордова Еленавалерьяновна

Рассмотрены коррекционные аспекты музыкальной деятельности. На их основе представлена модель организации совместной музыкально-игровой деятельности первоклассников как средства поддержки эмоционального благополучия и коррекции эмоциональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордова Еленавалерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель психологической поддержки эмоционального благополучия в процессе обучения»

мечтает о том, что будет потом, о переходе в нечто иное («Религия», «Время») без привязки к месту, не боясь уйти из этой жизни: отсутствие концептов «Место», «Начало - конец». Анализ концептуальной структуры текста, по сути, обнажает извечную дилемму жизни и смерти: «We each owe a death, there are no exceptions, I know that, but sometimes, oh God, the Green Mile is so long» [8, с. 172 ].

Проводя параллель между концептосферой текста и языковой личностью Ст. Кинга нами были выявлены совпадения по шести концептам из одиннадцати. Точкой пересечения оказались такие темы, как «Думать - мыслить», «Человек», «Место», «Время», «Начало - конец», «Семья». Результаты исследования показали, что наиболее ярко ментальность автора проявилась в монологах и диалогах Пола Эджкомба и Перси Уитмора. На наш взгляд, это не означает, что он не покрывает ментальность такого загадочного персонажа, как Джон Коффи. Мы можем предполагать, что автору все-таки ближе та реальность, которую он прожил или проживает, хранящуюся в долговременной памяти и, как мы увидели, реализующуюся в речевом акте с опорой на ключевые слова текста, нежели нечто абстрактное, о чем он может думать и рассуждать, вкладывая это в уста персонажа романа.

Таким образом, мы приходим к выводу, что выделенные смыслы и ценности в картине мира языковой личности автора являются неотъемлемой частью концептосферы его художественного творения. Список использованной литературы:

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

2. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Кубрякова Е.С. Язык и знание. - М., 2004.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.

4. Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. - Свердловск, 1983.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.

6. Проскуряков М. Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Санкт-Петербургский гос. университет, Санкт-Петербург, 2000.

7. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 2001.

8. King St. The green mile, 1996.

9. King St. On writing: a memoir of the craft. - New York: Scribner, 2000.

© О. И. Галицкова, Н. Г. Носорева, 2015

УДК 159.9.923.38

Гордова ЕленаВалерьяновна

канд. психол. наук, доцент

Севастопольского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионльного образования «Российский экономический университет им. Г.В.

Плеханова» Email: elena_gordova@bk.ru г.Севастополь, Российская Федерация

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Рассмотрены коррекционные аспекты музыкальной деятельности. На их основе представлена модель

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

организации совместной музыкально-игровой деятельности первоклассников как средства поддержки эмоционального благополучия и коррекции эмоциональной сферы.

Ключевые слова

эмоциональное развитие, креативное выражение переживаний, корекционно-развивающая программа,

эмоциональное благополучие.

Gordova Elena Valeryanovna

MODEL PSYCHOLOGICAL SUPPORT EMOTIONAL WELL-BEING IN THE LEARNING PROCESS

Considered corrective aspects of the music business. Based on them a model of collaboration musical play activities graders as a means to support the emotional well-being and the correction of the emotional sphere.

Key words

emotional development, creative expression of feelings, correctional developing program, emotional prosperity.

Теоретико-методологическими основами разработки модели организации совместной музыкально-игровой деятельности первоклассников как средства поддержки эмоционального благополучия и коррекции эмоциональной сферы являются принципы целостности, активности, развития. Различные аспекты развития эмоциональной сферы ребенка рассматривали Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, В.К. Катырло, Е.И. Кульчицкая, А.А. Люблинская, Е.А. Панько, Е.Е. Сапогова, Г.А. Урунтаева.

В современной психологии можно выделить несколько основных подходов к развитию и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Это технологии и техники психодинамического подхода, основы которого разработаны в школе психоанализа (М. Кляйн, З. Фрейд, А. Фрейд и др.), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), поведенческого и когнитивного подходов (А. Бандура, Б. Скиннер, Т. Халл), а также культурно-исторического и деятельностного (Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.) [13]. Влияние музыкального искусства и музыкальной деятельности на интеллектуальную, эмоциональную, духовно-нравственную сферы детей в рамках школьного обучения раскрыто в работах Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Терентьевой, Б.Л. Яворского.

На основе анализа вопросов развития и коррекции эмоциональной сферы в детском возрасте разработаны теоретические основания модели психологической поддержки эмоционального благополучия ребенка средствами совместной музыкально-игровой деятельности. При разработке программно-методического комплекса модели использованы известные положения о трансформации содержания эмоциональных переживаний и структуры деятельности ребенка (А.В. Запорожец, П.М. Якобсон), а также собственные выводы, которые вытекают из анализа и обобщения практического психолого-педагогического опыта автора диссертации [1], [2].

Для поддержки эмоционального благополучия важны следующие психолого-педагогические условия: создание атмосферы психологической безопасности; проявление интереса к ребенку, его личности; укрепление его доверия к себе; фасилитация самовыражения детей, особенно неуверенных в себе. Возможность создания этих условий предоставляет совместная музыкально-игровая деятельность. Базовыми теоретическими основаниями для разработки модели организации совместной музыкально-игровой деятельности (см.рис.1) выступают следующие положения: 1) существует связь между эмоциональным благополучием ребенка и его способностью к креативному выражению своих переживаний; 2) психологическим условием коррекции эмоциональной сферы первоклассников является направленность совместной музыкально-игровой деятельности на творческое выражение детьми своих переживаний.

Организация СМИД как средство поддержки эмоционального благополучия и коррекции эмоциональной сферы в процессе _обучения_

Этапы реализации СМИД

Задание этапов

Приоритетные формы работы

Полученные результата

1

Диагностико-планирующий

Определение проблемных емоц. состояний у детей.

Выделение детей группы риска. Планирование игры, подбор и разработка целесообразных упражнений._

Диагностика эмоциональной сферы детей

Психологическая характеристика уровней эмоционального

благополучия.

Конкретизирован план-конспект игры.

Активизирующ ий

Поддержка эмоционального благополучия, создание атмосферы психологической безопасности, стимуляция спонтанного творческого проявления, создание социальной ситуации развития культурно-креативных навыков творческого самовыражения._

Вокальная деятельность

Увеличение проявления спонтанности. Мотивация игр.

Тренировочно-коррекционный

Стимуляция и поддержка социально приемлемых творческих проявлений. Тренинг навыков психологической самоподдержки.

Музыкально-ритмическая деятельность

Уменьшение агрессии, тревожности, депрессии. Рост уверенности в себе.Возникновение межличностных положительно эмоционально окрашенных взаимосвязей._

Креативно-развивающий

Стимулирование к выработке и апробации разнообразных способов поддержки эмоционального благополучия себя и других. Тренинг навыков распознавания

эмоциональных состояний товарищей. Снижение эгоцентрического сосредоточения на себе.

Музыкально

дидактическая

игра

корекцийно-

развивающей

направленности

Создание внутреннего художественного продукта, рефлексия переживания этого продукта, формирование основ продуктивной эстетической активности.

Обобщающе-

прогностическ

ий

Определение динамики смысловых компонентов эмоциональной сферы первоклассников на протяжении учебного года. Выделение основных психолого-педагогических и организационно методических условий поддержки и коррекции состояний эмоционального благополучия первоклассников._

Диагностика эмоциональной сферы детей

Значительное улучшение показателей эмоционального благополучия на протяжении учебного года у первоклассников под воздействием их участия в СМИД.

Апробированный комплекс

программного обеспечения СМИД.

Основные результаты реализации модели:

• Психологические (улучшение эмоциональной сферы первоклассников);

• Научно-методические (разработка и обоснование эффективных методов поддержки эмоционального благополучия в практике школьного обучения);

• Социально-педагогические (согласование общественных и личностных потребностей - потребностей общества в творческих эмоционально и морально зрелых личностях, потребностей детей в творческой самореализации)

2

3

4

5

Рисунок 1 - Модель организации совместной музыкально-игровой деятельности (СМИД) первоклассников как средства поддержки эмоционального благополучия и коррекции эмоциональной сферы

202

На основе анализа и обобщения теоретических источников и исходя из понимания эмоционального развития ребенка, как процесса дифференциации и расширения содержательного диапазона эмоциональной сферы, а также обогащения инструментальных возможностей выражения эмоций, разработана модель организации совместной музыкально-игровой деятельности первоклассников как средства коррекции эмоциональной сферы и поддержки их эмоционального благополучия.

В результате эмпирического исследования определена динамика содержательных компонентов эмоциональной сферы первоклассников в процессе обучения. Изучен инструментальный компонент эмоциональной сферы первоклассников, развитие которого мы связываем прежде всего со способностью детей творчески выражать свои переживания.

Разработана и апробирована в практике школьного обучения программа фасилитации способности к креативному выражению переживаний средствами совместной музыкально-игровой деятельности, которая является методическим обеспечением модели организации совместной музыкально-игровой деятельности первоклассников. В процессе реализации коррекционно-развивающей программы выделены основные психолого-педагогические и организационно-методические условия коррекции эмоциональных состояний первоклассников и поддержки их эмоционального благополучия: создание социальной ситуации развития культурно-креативных навыков самовыражения; организация совместного взаимодействия, в процессе которого у детей возникает потребность в творческом выражении, дети обучаются социально принятым способам самовыражения и имеют возможность апробировать разные способы творческого самовыражения в атмосфере психологической безопасности; наличие программного обеспечения совместной музыкально-игровой деятельности [1].

В настоящее время, учитывая, что психологи в сфере образования работают с практическими приемами музыкальной психологии и музыкотерапии фрагментарно, пользуясь ограниченными музыкальными возможностями, существует несогласованность фундаментального понимания музыки и выражения переживаний при восприятии музыкальных произведений у психологов и детей. С нейрофизиологической точки зрения музыка может быть полезной и должна быть тщательно отобрана в соответствии с личными предпочтениями детей. Определение основных принципов психологического сопровождения и подготовки специалистов в рамках музыкальной психологии и музыкотерапии могут обеспечить сбалансированное развитие детей в целях повышения уровней физиологического, социального и психологического здоровья.

Таким образом, а) одним из важнейших аспектов профилактики и поддержки психологического здоровья ребенка является разработка и внедрение эффективных коррекционно-развивающих технологий использования музыки в процессе обучения; б) использование коррекционных возможностей музыки способно помочь совместному достижению образовательных и оздоровительных целей; в) необходимость учета таких возможностей выдвигает новые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к самой логике образовательного процесса [2].

Список использованной литературы

1. Гордова Е.В. Совместная музыкально-игровая деятельность как средство коррекции эмоциональной сферы первоклассников / Е.В. Гордова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология. - Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины. - Киев, 2011. - 223с.

2. Гордова Е.В. Психофизиологические предпосылки и личностные эффекты музыкального развития ребенка в процессе обучения / Е.В.Гордова // Особистють у прост^ культури: Матерiали IV Севастопольського Мiжнар. наук.-практ. симпозiуму : 28 вересня 2012 р. / За ред. Г. О. Балла, О. Б. Бовть. - Севастополь: Рiбест, 2012. - С.47- 49.

© Е.В. Гордова, 2015 г.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 811.11

Гусева Алина Павловна

старший преподаватель, соискатель каф. стилистики английского языка ф-та ГПН

ФГБОУ ВПО МГЛУ, г. Москва, РФ E-mail: guseva.ap@gmail.com

ЦИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ДИАЛОГА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена феномену цитации и его роли в публицистическом дискурсе. Рассматриваются понятия «диалогичность» и «диалогическая цитация». Анализируется и иллюстрируется явление диалогической цитации, его функции и создаваемый эффект на примере современных англоязычных публицистических текстов.

Ключевые слова

Публицистический дискурс, диалог, диалогичность, диалогическая цитация, цитация,

своя речь, чужая речь.

Всестороннее изучение диалога как формы существования языка ведется с 20-х годов 20 века. Трудами Л.П.Якубинского, Л.В.Щербы, Е.Д.Поливанова, В.Н.Волошинова, В.В.Виноградова и М.М.Бахтина была заложена теоретическая база для дальнейших исследований диалогического аспекта языка. В современной гуманитарной науке термины и понятия, используемые в работах по диалогу, тексту, дискурсу и языку, так или иначе связаны с дискурсивной теорией диалога М.М.Бахтина. Термин «диалогичность» понимается как категория текста, характеризующая его направленность на адресата (адресованность). Эта категория подчеркивает то, что диалог происходит не только внутри высказывания, но и между высказываниями (текстами). Диалогичность проявляется во вплетенности различных «голосов» в составе текста. В широком смысле диалогичность понимается как «особая форма взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями» [3; c. 309]. Начиная с 90-х годов 20 в. лингвистические словари, справочники и энциклопедии определяют диалог с учетом диалогической теории М.М.Бахтина и его последователей [6]. С этой позиции диалог отличает «не только наличие адресата и адресанта, формальное и содержательное единство реплик, но и конститутивный момент - формирование языкового состава высказывания адресанта под влиянием адресата» [1; с. 20]. В стилистике понятие диалогичности монологической речи долгое время рассматривалось на материале художественного текста и соотносилось со способностью повествования аккумулировать, соединять в себе разные субъектно-речевые сферы.

В конце 90-х годов 20 в. в отечественном языкознании Н.Д. Арутюновой был введен термин «диалогическая цитация», который автор относит «к случаям использования реплик собеседника (или их фрагментов) в иных (обычно оппозиционных) коммуникативных целях» [2; c. 50]. В числе других ею выделяются такие типы диалогических цитаций, характерных для разговорной речи, как нейтральная цитация, экспрессивная цитация и др. По Н.Д.Арутюновой, источником диалогической цитаты является речь собеседника. Цитация входит в диалогический контекст, и именно это отличает ее от цитирования -использования в тексте фрагментов других текстов. «Цитация выражает реакцию на реплику говорящего, и она прямо связана с диалогическими (можно было бы сказать «прагматическими») модальностями -согласием и несогласием (унисоном и диссонансом), а также различной диалогической тактикой» [2; c. 50]. По словам Н.Д.Арутюновой, диалогическая цитация «дает примеры разной степени координации чужой речи с новой для нее средой, а также разных способов ее выделения» [2; c. 51].

Проблема цитации, отражения «чужого» слова в «своем», в настоящее время является достаточно актуальной. В публицистическом дискурсе довольно часто можно наблюдать использование автором фрагментов чужой речи для выражения собственных мыслей и взглядов. Чужое слово становится полноправной частью авторского слова. Таким образом, цитации относятся к числу компонентов текста,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.