Научная статья на тему 'Модель процесса формирования общечеловеческих ценностей у студентов'

Модель процесса формирования общечеловеческих ценностей у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Викторовна

Рассматривается проблема моделирования как метод управления воспитательной системой вуза. Дано определение понятия «модель», рассмотрена нормативно-правовая база для построения модели, выделены компоненты модели. При описании содержательного компонента предпринята попытка краткой характеристики этапов воспитательных воздействий педагога: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования общечеловеческих ценностей у студентов»

Список литературы

1. Ostrom, E. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action / E. Ostrom. - N. Y. : Cambridge University Press, 1990.

2. McKean, M. Common Property: What Is It, What Is It Good For, and What Makes It Work? / Forest Resources and Institutions. / ed. Clark Gibson, Margaret McKean and Elinor Ostrom // Forests, Trees and People Programme, Working Paper no. 3. - Rome, Italy : FAO; 1998. - P. 23-47.

3. Львов, Д. С. Третий путь в экономике / Д. С. Львов // Экономика, политика, инвестиции. - 1998. - № 2.

4. Alchian, A. Some Economics of Property Rights / A. Alchian // I Politico. - 1965. -V. 30, № 4. - Р. 812-829.

5. URL: http://www.gdeetotdom.ru/news/estate/1823037/

6. North, D. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance / D. C. North. - N. Y. : Cambridge University Press, 1990.

7. Fabricius, C. Rights, resources and rural development: community-based natural resource management in Southern Africa / C. Fabricius, E. Koch. - Earthscan, London, UK, 2004.

8. Folke, C. Mechanisms that Link Property Right to Ecological Systems / C. Folke, F. Berkes Property Rights and the Environment. Hanna S., Munasinghe M. - Stockholm and Washington D.C. : Beijer Institute and the World Bank, 1995.

9. Hanna, S. Property Rights in Social and Ecological Context / S. Hanna, M. Munasinghe. - Stockholm and Washington D.C. : Beijer Institute and the World Bank, 1995.

УДК 378.034-057.875

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ1

Т. В. Михайлова

Рассматривается проблема моделирования как метод управления воспитательной системой вуза. Дано определение понятия «модель», рассмотрена нормативно-правовая база для построения модели, выделены компоненты модели. При описании содержательного компонента предпринята попытка краткой характеристики этапов воспитательных воздействий педагога: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование.

При построении модели деятельности преподавателя вуза по формированию общечеловеческих ценностей личности студентов мы исходили из системного понимания педагогической действительности [1]. Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым, предсказуемым и, самое важное, эффективным. Ю. В. Сорокопуд определяет педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития учащихся [2, с. 155].

В практике современного высшего образовательного учреждения чаще всего фигурируют системы: научная (научно-исследовательская деятельность

1 При поддержке РГНФ, проект № 10-06-22629а/В.

244

студентов и педагогов); дидактическая (учебная деятельность студентов и методическая работа педагогов); система воспитательной работы. Е. Н. Степанов рассматривает воспитательную систему как упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности воспитанников [3, с. 12].

Важнейшим методом управления воспитательной системой является моделирование. Модель в научной литературе определяется как мера, мерило, норма, служащая эталоном для построения системы для достижения определенных целей. Модель является важнейшим стратегическим ориентиром жизнедеятельности образовательного учреждения, общей основой для постановки конкретных образовательных целей, совокупностью идеальных представлений субъектом педагогического процесса о требуемом, необходимом характере и уровне качества результатов образовательного учреждения. Моделирование позволяет осуществить осмысленный переход от случайного выбора компонентов деятельности к заранее планируемым, придать им технологичность, так как при моделировании учитывается вся имеющаяся информация, все факторы, от которых зависит эффективность воспитательного процесса.

Моделирование воспитательной системы должно строиться с учетом требований нормативно-правовых документов. Основой для построения модели процесса формирования общечеловеческих ценностей у студентов послужили Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положение о кураторе», государственные образовательные стандарты, Устав высшего образовательного учреждения и т.д.

Проблема выделения наиболее важных компонентов и связей при моделировании воспитательных систем рассмотрена в трудах таких педагогов, как Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова, В. П. Беспалько, Л. И. Новикова, Ю. П. Сокольников, Е. Н. Степанов и др. В состав компонентов авторской модели воспитательной системы были включены ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный и диа-гностико-результативный. Наиболее полно рассмотрим содержательный компонент, который включает в себя направления работы преподавателей и кураторов, а также этапы (алгоритм) воспитательных воздействий.

В качестве основных этапов И. Ф. Исаев выделяет педагогический анализ, целеполагание и планирование, организацию, контроль, регулирование и корригирование [1, с. 56]. В профессиональной деятельности преподавателя высшей школы педагогический анализ воспитательной работы - важнейший компонент управления формированием личности будущего специалиста. Педагогический анализ в деятельности преподавателя вуза рассматривается как совокупность педагогических умений, направленных на изучение состояния, причин происшедших изменений в ходе воспитательного процесса, его объективную оценку. Анализ воспитательной работы со студентами позволяет преподавателю оценивать изменения, происходящие в студенческом коллективе или в поведении отдельной личности, прогнозировать пути оптимального воздействия. Успех воспитательной работы со студентами во многом определяется тем, как сам преподаватель владеет методикой педагогического анализа, как глубоко им могут быть исследованы установленные факты зависимости в деятельности студенческого коллектива. Несвоевременно или непрофессионально проведенный анализ в деятельности воспитателя приво-

дит на этапе выработки цели и формулировки задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в воспитательном коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений, в регулировании и корректировке воспитательного процесса. Педагогический анализ воспитательной работы со студентами в деятельности преподавателя вуза обеспечивает обоснованное принятие решений на этапе целеполагания и планирования.

Воспитательная деятельность преподавателя вуза целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогом, социально значимы, так как являются отражением целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает главным стержнем плана. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество. Но планирование позволяет программировать основные условия, этапы формирования личности; создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности. В наиболее общем виде цель педагогической деятельности преподавателя вуза представлена в профессиограмме личности специалиста. Профессиограмма как качественно описательная модель специалиста является гипотетической, вероятностной и вариативной, т.е. в отношении отдельного студента она допускает различные варианты выбора индивидуальной воспитательной работы, но вместе с тем она отражает объективную тенденцию в ее формировании. Профессиограмма должна быть глубоко изучена и лично принята и преподавателем, и студентом как цель своей деятельности, ибо она ориентирует и одного, и другого на достижение желаемого результата. Профессиограмма личности специалиста, таким образом, дает возможность намечать конкретные пути профессиональной подготовки студентов. Профессиограмма позволяет выработать на научной основе критерии оценки уровня воспитанности студентов, определять критерии оценки труда преподавателя вуза.

Планирование воспитательной работы со студентами выступает в деятельности преподавателя как выработка и принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнейшую перспективу, могут быть направлены на решение текущих, оперативных дел. Логично на этом основании выделить перспективные, текущие и оперативные планы воспитательной работы. К сожалению, многими педагогами планирование рассматривается как основная и единственная функция управления воспитательным процессом.

Для реализации принятых решений в системе воспитательной работы со студентами необходим этап создания организационных отношений, т.е. этап организации. Цель организаторской деятельности преподавателя в воспитательной работе со студентами состоит в обеспечении связей и отношений между управляющей и управляемой системами, не подменяя при этом функции студенческого актива, их инициативу и самостоятельность. Наиболее эффективной организационной формой управления воспитательным процессом в вузе является коллективный орган - Совет, в который входят представители администрации, студенческих организаций, преподаватели. При такой структуре Совета наиболее полно решается обеспечение единства административного управления и студенческого самоуправления.

Одним из направлений профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в управлении формированием личности специалиста является систематическое целенаправленное осуществление контроля. Трудоемкость контроля объясняется чаще отсутствием достаточно четкой, обоснованной системы критериев оценки результатов деятельности. В педагогической теории и практике общеизвестно, что оценка эффективности воспитательной работы является более сложным видом контроля, нежели оценка учебной работы в любой педагогической системе. В практической деятельности преподавателя высшей школы контроль рассматривается как совокупность педагогических умений, направленных на обеспечение систематического наблюдения и проверки процесса и результатов формирования социально и профессионально активной позиции будущего специалиста. В ходе контроля воспитательной работы преподаватель получает информацию об уровне воспитанности отдельных студентов или всего коллектива, об эффективности используемых форм и методов воспитательного воздействия.

Система воспитательной работы со студентами характеризуется, с одной стороны, стремлением к организации, с другой, подвержена дезорганизации в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. Регулирование и корригирование рассматриваются как совокупность умений, направленных на обеспечение адаптации внешних влияний или на их нейтрализацию на основе достоверной и компетентной информации. Поскольку основными компонентами системы воспитательной работы является деятельность преподавателей и деятельность студентов, то очевидно, что регулирование и корригирование их взаимоотношений осуществляется в процессе общения. Регулирование воспитательной работы невозможно осуществить без достаточной и необходимой информации о внутреннем состоянии управляемого объекта.

Список литературы

1. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект : учеб. пособие / И. Ф. Исаев. - М. ; Белгород : Ве-зелица, 1992. - 102 с.

2. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы : учеб. пособие / Ю. В. Сорокопуд. -М. : Феникс, 2011. - 544 с.

3. Степанов Е. Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Степанов Е. Н. -Ярославль, 1999. - 42 с.

УДК 346.7

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИННВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА БАЗЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

И. В. Сазонова, Ю. В. Малахова

Рассматриваются основные законодательные акты Российской Федерации, которые регламентируют основные принципы и порядок создания инновационных предприятий на базе высших учебных заведений, а также направления деятельности инновационных предприятий, созданных на базе Пензенского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.