Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / МОДЕЛЬ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Алевтина Николаевна, Иванов Владимир Николаевич, Иванова Светлана Вячеславовна

В данной статье представлена теоретическая модель переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов, описаны основные субъекты системы переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения: педагог, обучающийся в системе профессиональной переподготовки, наставник, преподаватели университета. В работе также описывается поэтапная экспериментальная работа по определению эффективности разработанной модели, приведены количественные и качественные результаты экспериментальной работы, которые, в свою очередь, позволили выявить педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования модели переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения. Экспериментальной базой исследования стало муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 4» г. Чебоксары Чувашской Республики. В экспериментальную группу для прохождения переподготовки в условиях дуального обучения были приглашены слушатели курсов профессиональной переподготовки, обучающиеся по программе «Теория и практика обучения иностранному языку». В данной статье представлены изменения уровней сформированности лингвистической и профессиональной компетенций у данных слушателей в ходе экспериментальной работы. На каждом этапе эксперимента была реализована работа по выполнению учебного плана, определены формы и методы работы наставников, осуществлялась профессиональная адаптация, корректировка профессиональных умений педагогов, обучающихся по программе переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Алевтина Николаевна, Иванов Владимир Николаевич, Иванова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL RETRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF DUAL EDUCATION

This article presents the theoretical model of retraining of pedagogical personnel in the conditions of dual education, consisting of a set of interrelated and complementary components; describes the main subjects of the system of retraining of pedagogical personnel in the conditions of dual education: a teacher studying in the system of professional retraining, mentor, university teachers. The work also describes a step-by-step experimental work to determine the effectiveness of the developed model, provides quantitative and qualitative results of experimental work, which in turn made it possible to identify the pedagogical conditions necessary for the effective functioning of the model of retraining of pedagogical personnel in conditions of dual education. The experimental base of the research was the municipal autonomous educational institution “Lyceum No. 4” of the city of Cheboksary, Chuvash Republic. In the experimental group for undergoing retraining in the conditions of dual education were invited the listeners of professional retraining courses, enrolled in the program “Theory and Practice of Teaching a Foreign Language”. This article presents the changes in the levels of formation of linguistic and professional competences among these listeners in the course of experimental work. At each stage of the experiment, work was carried out to fulfill the curriculum, the forms and methods of work of mentors were determined, professional adaptation was carried out, and the professional skills of teachers who were trained in the retraining program were adjusted.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371.134:371.31 DOI 10.37972/chgpu.2021.112.3.024

А. H. Федорова, В. Н. Иванов, С. В. Иванова

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В данной статье представлена теоретическая модель переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов, описаны основные субъекты системы переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения: педагог, обучающийся в системе профессиональной переподготовки, наставник, преподаватели университета.

В работе также описывается поэтапная экспериментальная работа по определению эффективности разработанной модели, приведены количественные и качественные результаты экспериментальной работы, которые, в свою очередь, позволили выявить педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования модели переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения. Экспериментальной базой исследования стало муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 4» г. Чебоксары Чувашской Республики. В экспериментальную группу для прохождения переподготовки в условиях дуального обучения были приглашены слушатели курсов профессиональной переподготовки, обучающиеся по программе «Теория и практика обучения иностранному языку». В данной статье представлены изменения уровней сфор-мированности лингвистической и профессиональной компетенций у данных слушателей в ходе экспериментальной работы. На каждом этапе эксперимента была реализована работа по выполнению учебного плана, определены формы и методы работы наставников, осуществлялась профессиональная адаптация, корректировка профессиональных умений педагогов, обучающихся по программе переподготовки.

Ключевые слова: профессиональная подготовка и переподготовка, дуальное обучение, наставничество, модель переподготовки, лингвистическая и профессиональная компетенции.

А. N. Fedorova, V. N. Ivanov, S. V. Ivanova

MODEL OF PROFESSIONAL RETRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF DUAL EDUCATION

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. This article presents the theoretical model of retraining of pedagogical personnel in the conditions of dual education, consisting of a set of interrelated and complementary components; describes the main subjects of the system of retraining of pedagogical personnel in the conditions of dual education: a teacher studying in the system of professional retraining, mentor, university teachers.

The work also describes a step-by-step experimental work to determine the effectiveness of the developed model, provides quantitative and qualitative results of experimental work, which in turn made it possible to identify the pedagogical conditions necessary for the effective functioning of the model of retraining of pedagogical personnel in conditions of dual education. The experimental base of the research was the municipal autonomous educational institution "Lyceum No. 4" of the city of Cheboksary, Chuvash Republic. In the experimental group for undergoing retraining in the conditions of dual education were invited the listeners of professional retraining courses, enrolled in the program "Theory and Practice of Teaching a Foreign Language". This article presents the changes in the levels of formation of linguistic

and professional competences among these listeners in the course of experimental work. At each stage of the experiment, work was carried out to fulfill the curriculum, the forms and methods of work of mentors were determined, professional adaptation was carried out, and the professional skills of teachers who were trained in the retraining program were adjusted.

Keywords: vocational training and retraining, dual education, mentoring, retraining model, linguistic and professional competence.

Введение. Предметом исследования является переподготовка педагогических кадров в условиях дуального обучения. Цель данного исследования - разработка модели переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения, а также экспериментальная проверка ее эффективности.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения возможностей дуального обучения в профессиональной переподготовке педагогических кадров для обеспечения непрерывного послевузовского образования в постоянно меняющихся условиях.

Материал и методы исследования. Основными методами исследования, кроме методов теоретического анализа, систематизации и обобщения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, стали моделирование и педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная подготовка учителя и дуальное обучение являются темой исследования многих отечественных и зарубежных ученых.

В отечественной педагогической науке дуальное обучение рассматривалось с точки зрения взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и предприятий, формирования оценочной компетенции у студентов в процессе дуального обучения, организации производственной практики как компонент дуального обучения и др. [1], [3], [4].

В зарубежных исследованиях представлен следующий спектр проблем, объединенных одним связующим звеном, которым является дуальное обучение: подготовка педагогов для системы дуального обучения, эффективность дуальной модели профессионального обучения, роль профессиональных компетенций в данной модели, мотивационная составляющая в дуальной системе обучения и др. [8], [9], [10], [11]

При разработке модели дуального обучения необходимо учитывать, что синхронизация практического и теоретического обучения способствует большей адаптации будущих специалистов к производственной среде, подтверждает правильность выбора специальности.

Инновационность создаваемой модели прослеживается по нескольким компонентам.

1. Совместное проектирование основной профессиональной образовательной программы.

2. Проектирование учебно-методических комплексов дисциплин, практик с участием представителей предприятия - координаторов проекта.

3. Новый формат организации и проведения учебной и производственной практики слушателей (сетевой график обучения утверждается ежегодно и является неотъемлемой частью соглашения).

4. Формирование приоритетов получения практических навыков слушателей на рабочем месте.

5. Участие представителей предприятия в промежуточной и государственной итоговой аттестациях.

6. Проведение экзаменов (квалификационных) на реальных рабочих местах.

7. Отработка подходов к оценке уровня сформированности общих и профессиональных компетенций студентов.

Основными субъектами системы переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения являются педагог, обучающийся в системе профессиональной переподготовки, наставник, преподаватели университета [6]. Характеристика основных участников системы переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика участников системы переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения

Структурные компоненты переподготовки Характеристика

Готовность к актуализации Знания Опыт использования знаний и умений Отношение к процессу, содержанию и результату переподготовки Эмоциональ-но-во левая саморегуляция

Педагог, обучающийся в системе профессиональной переподготовки Готовность к приобретению новых знаний и умений по новой специальности или направлению подготовки Знание психолого-педагогических основ осуществления педагогической деятельности Владение общепрофессиональными компетенциями Положительное отношение, потребность в переподготовке Потребность в приобретет! и новой специальности и квалификации, умение оценить результат и скорректировать процесс обучения и развития. Потребность в непрерывном образовании и самообразовании

Наставник Готовность к актуализации знаний по дисциплине, передаче педагогического опыта, ориентирован на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания Знания в области обучения взрослых Решение образовательных задач, умение обеспечить свободу профессиональной деятельности обучающегося педагога Положительное отношение, потребность в передаче опыта Потребность в собственном непрерывном образовании и самообразова НИИ

Преподаватели университета Готовность к актуализации знаний в области преподавания того или иного учебного предмета с учетом дуальной формы обучения Знания в области методики преподавания учебного предмета в условиях дуального обучения, специально разработанных для того или иного предмета средств обучения Преподавание учебного предмета с учетом дуальной формы обучения Положительное отношение, потребность в преподавании той или иной учебной дисциплины с учетом дуальной формы обучения Способность оценить результат и скорректировать методику преподавания. Потребность в непрерывном образовании и самообразова НИИ

Основным компонентом инновационной модели при реализации дуального обучения становится проектирование основной профессиональной образовательной программы с участием работодателя. Механизм можно представить в виде алгоритма действий.

Создание рабочих групп. В целях совместной разработки образовательной программы создается рабочая группа по формированию комплекта документов программы профессиональной переподготовки.

Рабочая группа по разработке программы профессиональной переподготовки формируется из числа представителей руководства школы и педагогических работников университета.

Задача рабочей группы заключается в определении согласованных подходов к реализации программы профессиональной переподготовки с точки зрения обеспечения учета требований ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов либо квалификационных требований, закрепленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. На этом этапе главным результатом должно стать достижение понимания требований работодателя и видения прогнозируемых изменений [5].

Формирование перечня результатов освоения образовательной программы на основе запросов школы с учетом требований профессионального стандарта [3].

На этом шаге рабочая группа выполняет следующие виды работ:

- формирование перечня результатов освоения программы в виде знаний, умений, практического опыта и компетенций, вносимых в программу профессиональной переподготовки;

- разработка инновационной модели выпускника как совокупности результатов освоения программы в соответствии с ФГОС и дополнительных результатов освоения программы, сформированных на основе требований школы с учетом профессионального стандарта.

Результаты данного шага: сформированный перечень видов профессиональной деятельности и результатов освоения новой программы профессиональной переподготовки; модель выпускника.

Разработка учебного плана и календарного учебного графика. На этом этапе разрабатывается экспериментальный учебный план и календарный график, проводится корректировка объема часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность.

Формирование структуры и содержания программы. При формировании структуры и содержания программы выполняется «привязка» сформированных результатов освоения программы к конкретным дисциплинам, курсам и модулям; разработка рабочих программ учебной и производственной практики и их учебно-методического обеспечения в соответствии с определенными (основными и дополнительными) компетенциями.

Результаты данного шага следующие: комплект рабочих программ, контрольно-оценочные средства, методические рекомендации по использованию современных образовательных технологий.

В условиях апробации инновационной модели обучения особая важность придается содержанию контрольно-оценочных средств, так как только они в полной мере могут подтвердить достижение новых образовательных результатов.

Очень важным на этом этапе становится определение согласованных подходов к оценке качества освоения обучающимися образовательной программы с точки зрения обеспечения учета требований школы к условиям их будущей профессиональной деятельности [2].

Необходимо также определить требования к фондам оценочных средств для промежуточной аттестации, образовательные технологии, разработать рекомендации по оценке сформированности компетенций.

Функционирование дуального обучения регулируют локальные нормативные акты: Положение о порядке организации дуального обучения слушателей, Положение о базовом предприятии в дуальной системе обучения, Положение о наставничестве в школе и др.

Проектирование процесса профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях дуальной модели заставляет образовательные организации вносить изменения в каждую составляющую педагогического процесса. В первую очередь, изменения обусловлены равноправным участием школы в подготовке квалифицированных педагогов.

В рамках организации дуального обучения, когда сокращается время на изучение теоретических основ профессиональной деятельности, роль знаний не становится менее важной. Поэтому должны поменяться подходы к организации изучения этой информации, т. е. должен произойти реальный переход от знаниевого обучения к компетентностному, к возможности студента создавать собственное знание при выстраивании индивидуальной образовательной траектории. Возможности информационного общества позволяют обеспечить новый формат общения студента и преподавателя в части получения информации, общения в сетевом пространстве, обеспечить интерактивную обратную связь, общение в удаленном формате и др. Это огромный пласт инноваций, которые в том числе создают основу успешности дуального обучения. Эти подходы учитываются педагогами при проектировании новых учебно-методических комплексов, организации сетевого обучения, использовании электронных форматов общения при реализации индивидуальных учебных планов.

При организации дуального не нужно забывать обучения о том, что общение педагога, проходящего переподготовку с преподавателем или наставником, уже нельзя рассматривать лишь как общение взрослого и подростка (с позиции педагогики). Человек, который занимается производительным трудом, зарабатывает деньги, позиционирует себя как взрослый человек (категория андрагогики). Поэтому методики и технологии при организации учебных занятий должны учитывать особенности обучения взрослых. Особенно это важно при обучении на рабочих местах. Поэтому в технологиях наставничества применяются сторителлинг, менторинг, стажировка и др.

Построенная нами модель профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения схематично представлена на рисунке 1.

Целевой компонент модели определяется потребностями общества в повышении качества подготовки специалиста, обладающего кругом профессиональных компетенций, стратегией государства и социальным заказом обеспечения потребности системы образования в кадрах нужной квалификации.

Являясь системообразующим в проектировании модели, он определяет требования к организации рассматриваемого процесса, поскольку служит обуславливающим фактором содержательной разработки компонентов, четкого понимания точки проектируемой модели, т. е. предполагаемого результата. Целевой компонент определяет цель и задачи деятельности [7].

Основой данной системы является цель, которая сформулирована нами следующим образом: совершенствование системы профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения.

В рамках определенной цели необходимо решать следующие задачи:

1) разработать программы переподготовки педагогических кадров с учетом условий дуальной формы обучения;

2) формировать у педагогов интерес к приобретению новой специальности в системе переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения, потребность к непрерывному совершенствованию профессиональных умений и навыков и самосовершенствованию, мотивацию к взаимодействию с участниками образовательного процесса в условиях дуального обучения;

3) разработать механизмы участия работодателей в процессе переподготовки педагогических кадров.

ЦЕЛЬ - совершенствование системы профессиональной переподготовки педагогических кадров

в условиях дуального обучения

ЗАДАЧИ:

1) разработка програйдгь; переподготовки педагогических кадров с учетом условии дуальной формы обучения;

2) формирование у педагогов интереса к приобретению ноеой спепиальности в системе переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения; потребности к непрерывному совершенствованию профессиональных умений и навыков и самосовершенствованию: мотивации к взаимодействию с участниками образовательного процесса в условиях дуального обучения;

3) разработка механизмов участия работодателей в процессе переподготовки педагогических кадров.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Педагог. обучающийся в системе переподготовит

преподаватели Центра дополнительного образования при университете

определение цели и задач теоретической ПОДГОТОВКИ.

определение содерзгния занятий по программе переподготовки.

определение наиболее згчествен-ных х эффективных направлений работы.

стимулирование нг результативное выполнение заданий.

структурирование, подготовка и анализ учебного процесса.

знакомство с новыми технологиями обучения и воспитания средствами преподаваемой дисциплины.

проведение бесед, посвящении;; анализу результатов проделанной работы.

вкткление «слаоц; мест в теоретической части переподготовки, корректировка действии

Педагог, обучающийся в системе переподготовки

Наставник

НОРМАТИВНАЯ БАЗА: Соглашение о взаимодействии между социальными партнерами:

Положение о порядке организации дуального обучения обучающихся; Положение о базовой предприятии в дуальной системе обучения; Положение о социальном партнерстве; Положение о наставничестве в школе.

Положение о планировании, организации и проведении лабораторных, практических и семинарских занятии. Положение о стажировке педагогических работников;

Положение о практике в условиях дуальной системы обучения; Положение об экзамене (квалификационном);

Положение о мониторинге качества реализации дуальной системы обучения

I

определение цели и задач в рамках план-графика обучения.

моделирование поведения педагога, обучающегося по программе перепод-го топи.

определение наиболее качественных и эффективных направлений работы.

стимулирование на результативное выполнение заданий

наблюдение за выполнением практических заданий, зазрепление теоретических знаний, структурирование. подготовка и анализ учебного процесса.

демонстрация способов выполнения новых операций, а затем контроль за их выполнением.

проведение бесед, посвященных анализу результатов проделанной работы.

выявление «слабых мест: в переподготовке. корректировка действий

Планирующие и отчетные документы дуального обучения

Программа практического обучения (практизи) содержит информацию:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1)о месте и времени обучения.

2) о ее целях и задачах.

3) о перечне общих н профессиональных компетенций. которыми должен овладеть слушатель программы переподготовки в ходе ее прохождения.

4) о предполагаемых результатах обучения.

5) о наименовгиии выполняемых видов работ изучаемое вопросов.

в) о зритериях оценки ее результатов.

7) о требования; к результатам

Днеених практического обучения (лрвхтихи) содержит информацию

1) о месте и времени обучения.

2)о наставнике.

3) о наименовании выполненных педагогом, обучающимся по программе переподготовки. видов работ, заданий изученных вопросов.

4) об уровне освоения педагогом. обучающимся по программе переподготовит, общих и профессиональных компетенций.

5) об оценке выполненных педггогом работ

РЕЗУЛЬТАТ - качественное о:воент программ профессгоюльноп переподготовки педгогпчеоспх кадров, формирование професспошльных компетенции на основе принципов: развития Учебно-познавательной мотивации связг с реальной профессиональной деятельностью; испо ль зованид ресурсов дуальной системы обучения: ориентации на получение дополнительных специальностей в сфере педагогической деятельности.

Рис. 1. Модель системы переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения

Необходимо также вооружить педагогов знаниями о дуальной форме обучения, выработать у педагогов умения и навыки по конкретной специальности (направлению подготовки).

К таким умениям и навыкам мы отнесли способность анализировать содержание выбранной специальности переподготовки, использовать личный педагогический опыт

и потенциал, обучаться без отрыва от производства, кооперироваться с наставником в рамках дуального обучения и др.

При разработке субъектного компонента модели мы исходили из сущности дуального обучения, при котором в процесс переподготовки специалиста включены не только центры дополнительного образования при университете или институт образования, но и средние общеобразовательные учреждения, колледжи, гимназии. В качестве партнеров на данном этапе реализации модели были выбраны те, с которыми за последние годы сложились устойчивые отношения сотрудничества. Были определены их функции:

- участие в оценке результатов обучения;

- определение функций наставника, а также его обязанностей, которые должны быть внесены в трудовое соглашение;

- определение режима работы наставника с обучаемым в системе дуального обучения;

- определение прав наставника, в том числе уточнение системы вознаграждения за работу в качестве наставника (помощь, информирование, направление обучающегося; ответственность за «соблюдение его графика»; «поддерживание связи» с органом или службой, отвечающими за оценку, обучение и содействие обучающемуся за пределами компании).

Как известно, дуальная система обучения является продуктом партнерства образовательного учреждения и работодателей, осуществляемого в соответствии с законодательством. Отношения субъектов взаимодействия регламентирует нормативно-правовой компонент модели. В рамках реализации данного компонента планируется составление и подписание договоров и соглашений с работодателями.

В соответствии с задачами исследования были внесены изменения в программу дополнительного образования «Теория и практика обучения иностранным языкам».

Нами была проведена экспериментальная работа по проверке эффективности модели.

Проведенную экспериментальную работу можно разделить на несколько этапов (табл. 2). На начальном этапе нами была проведены подготовительные мероприятия для эксперимента. Была составлена программа эксперимента, которая отражала содержание нашей работы. Опираясь на гипотезу нашего исследования, мы выделили цель и задачи предстоящей экспериментальной работы. Также мы занялись поиском необходимой отечественной и зарубежной литературы по нашей теме исследования, проанализировали ее и выделили важную информацию. Кроме того, нами были проведены анкетирования для определения общего представления педагогов о дуальном обучении.

Таблица 2

Этапы, содержание и методы экспериментальной работы

Этап Содержание Методы

I этап 1. Выяснение методов и приемов работы в системе переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения. 2. Определение возможностей дуального обучения в реализации программы переподготовки «Теория и практика обучения иностранным языкам». 3. Разработка нормативной базы для организации наставничества в рамках реализации дуального обучения - анкетирование учителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, беседы и наблюдение за их педагогической деятельностью; - наблюдение за деятельностью слушателей на занятиях по программе переподготовки в университете; - беседы с преподавателями университета, администрацией лицея, педагогами, обучающимися по программе переподготовки; - тестирование; - констатирующий эксперимент

Продолжение таблицы 2

II этап 1. Экспериментальная апробация модели профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения. 2. Направление трех слушателей в лицей для обучения по программе переподготовки с учетом требований дуальной формы обучения. 3. Реализация обучения в университете (два раза в неделю по 4 академических часа в вечернее время) и практической подготовки под руководством наставника в лицее (в 6-х классах). - методы диагностики: - анкетирование; - тестирование; - контрольные срезы; - наблюдение; - статистические методы первичной обработки результатов эксперимента; - формирующий эксперимент

III этап 1. Осуществление теоретического осмысления экспериментальных данных и их интерпретирование. 2. Оформление результатов эксперимента, формулировка выводов. 3. Разработка методических рекомендаций по организации наставничества в рамках реализации дуального обучения. - анализ, синтез, обобщение, систематизация; - математические и статистические методы обработки результатов экспериментальной работы; - методы наглядного представления полученных в ходе эксперимента результатов.

На следующем этапе экспериментальной работы была проведена апробация наших разработок, а именно внедрение модели переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения.

На заключительном этапе нашей работы мы провели анализ полученных результатов контрольной и экспериментальной группы, сравнили эти данные с данными, полученными до нашего эксперимента, и сделали выводы.

В начале экспериментальной работы были внесены количественные изменения в учебную программу«Теория и практика обучения иностранному языку».

На констатирующем этапе экспериментальной работы был определен уровень сформированности лингвистической и профессиональной компетенций у слушателей программы профессиональной переподготовки «Теория и практика обучения иностранному языку», обучающихся в Центре дополнительного образования (табл. 3).

В экспериментальную группу для прохождения переподготовки в условиях дуального обучения нами были отобраны три слушателя со средним уровнем и один слушатель с низким уровнем сформированности лингвистической и профессиональной компетенций.

Таблица 3

Сводная таблица оценки уровня сформированности лингвистической и профессиональной компетенций слушателей программы переподготовки на констатирующем этапе

ФИО. Лингвистическая Профессиональная

обучающегося компетенция компетенция Сумма Уровень

1 2 з 4 5 6

Контрольная группа

1. Ан. Екатерина 3 2 2 1 1 1 10 средний

2. Вас. Сергей 3 3 3 2 2 2 15 высокий

3. Гран. Анна 3 3 2 1 1 1 11 средний

Экспериментальная группа

4. Дем. Лев 2 2 1 1 0 0 6 низкий

5. Мор. Ксения 2 2 1 1 1 1 8 средний

6. Мяс. Дарья 3 3 2 1 1 2 12 средний

Целью нашей работы на формирующем этапе была поэтапная организация дуального обучения слушателей экспериментальной группы в МАОУ «Лицей № 4» г. Чебоксары Чувашской Республики.

1 этап - адаптационный: определили характер взаимодействия наставник - слушатель; а также круг обязанностей слушателя:

- проведение занятий по французскому языку в 6 классе лицея;

- повышение уровня профессиональных знаний, умений, необходимых для работы в 6 классе;

- выполнение заданий, предусмотренных учебным графиком;

- изучение требований нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов МАОУ «Лицей № 4», г. Чебоксары;

- выполнение рекомендаций наставника, посещение занятий;

- совершенствование профессиональных умений в ходе работы учителем в 6 классе;

- устранение и коррекция допущенных ошибок через обсуждение их с наставником;

- соблюдение внутреннего распорядка лицея.

На этом этапе мы определили темы, прорабатываемые с преподавателем на занятиях в Центре дополнительного образования, и темы, рассматриваемые с наставником исходя из потребностей учебного процесса.

На 2 этапе - практическом - была реализована работа по выполнению учебного плана, определены формы и методы работы наставников, осуществлялась профессиональная адаптация, корректировка профессиональных умений педагогов, обучающихся по программе переподготовки.

Обучение осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным планом, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса.

Слушатели посетили занятия ведущих педагогов лицея, а также занятия наставника. Каждое занятие обсуждалось на консультациях. Технологические карты уроков, которые разрабатывались слушателями, проходили обязательное рецензирование наставников.

На 3 этапе - аналитическом - была подготовлена отчетная документация практического обучения (программа дуального (практического) обучения и дневник практики), а также осуществлялось заполнение наставником формализованного отчета о результатах обучения слушателей.

Контрольный этап был проведен 11 июня 2020 года в экспериментальной и контрольной группах. Процедура контрольного этапа была схожа с констатирующим этапом: обучающимся обеих групп было предложено выполнить тест, состоящий из трех блоков заданий, направленный на выявление уровня сформированное™ знаний, умений и навыков в целях определения уровня сформированности лингвистической компетенции (табл. 4). Уровень сформированности у слушателей профессиональной компетенции на контрольном этапе определялся в формате беседы, в которой участвовали также наставник и представитель работодателя.

Опираясь на результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, можно сделать следующие выводы: уровень сформированности лингвистической и профессиональной компетенций в экспериментальной группе повысился.

Как видно из приведенных выше данных, слушатели экспериментальной группы достигли больших успехов и более высоких результатов, чем слушатели контрольной группы. В контрольной группе не изменилось процентное соотношение: 33,33 % - высокий уровень и 66,67 % слушателей со средним уровнем сформированности лингвистической и профессиональной компетенций. Однако результативность выполнения тестов увеличилась в обеих группах.

Таблица 4

Сводная таблица оценки уровня сформированности лингвистической и профессиональной компетенций слушателей программы переподготовки на констатирующем этапе

ФИО. Лингвистическая Профессиональная

обучающегося компетенция компетенция Сумма Уровень

1 2 з 4 5 6

Контрольная группа

1.Ан. Екатерина 3 2 2 1 1 1 10 средний

2. Вас. Сергей 3 3 3 2 2 2 15 высокий

3. Гран. Анна 3 3 2 1 1 1 11 средний

Экспериментальная группа

4. Дем. Лев 2 2 1 1 0 0 6 средний

5. Мор. Ксения 2 2 1 1 1 1 8 высокий

6. Мяс. Дарья 3 3 2 1 1 2 12 высокий

Слушатели экспериментальной группы отметили готовность к осуществлению профессиональной деятельности, тогда как слушатели контрольной группы отмечали страх перед школой. Слушатели экспериментальной группы имели возможность реализовать творческий потенциал и подготовить интересные проектные работы: ментальные карты в обучении иностранным языкам, креативное письмо на уроках иностранного языка, комиксы как средство обучения иностранным языкам.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале практической части данной работы, подтвердилась, а именно: введение и реализация дуального обучения в системе профессиональной переподготовки педагогических кадров будут эффективными, если внедрить в учебный процесс модель профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения и создать следующие педагогические условия:

- определить содержание переподготовки педагогических кадров в области методики преподавания учебной дисциплины в условиях дуального обучения (разработка образовательных программ, нормативной базы);

- разработать программу психо лого-педагогической и методической подготовки наставников для системы переподготовки педагогов в условиях дуального обучения;

- осуществлять систематическую работу по повышению мотивации педагогических кадров к непрерывному профессиональному совершенствованию и профессиональной переподготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова Н. В. Непрерывная производственная практика как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки // Образование и общество. - 2014. - № 4. - С. 21-24.

2. Кондратенко Е. И. Становление и развитие теории воспитания как учебного предмета в системе профессиональной подготовки учителя (1920-1980-е гг.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -М., 1998. - 18 с.

3. Миниахметова О. В. Условия реализации дуального обучения при парном взаимодействии учреждений среднего профессионального образования и предприятий // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. -№ 5А. - С. 595-600.

4. Селюков Р. В. Формирование оценочной компетенции у студентов педагогического колледжа в процессе дуального обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Улан-Удэ, 2019. - 192 с.

5. Спивак В. А. Три системы оценки квалификации работников в современной России // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2017. - № 1-2. - С. 519-523.

6. Федорова А. Н., Иванов В. Н. Место дуальной формы обучения в профессиональной подготовке педагогических кадров // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2021. -№2(111). - С. 225-232.

7. Шеина M. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Уфа, 2013. - 30 с.

8. Daguzon M, Goigoux R. Apprendre à faire classe. Les apprentissages professionnels des professeurs des écoles en formation par alternance // Revue française de pédagogie. - 2012. - № 181. - P. 27^12.

9. Euler D. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? - Gütersloh : Bertelsmann Stiftung, 2013. - 78 p.

10. The Role of the State in Skill Formation: Evidence from the Republic of Korea, Singapore, and Taiwan // Oxford Review of Economic Policy. - 1999. - Vol. 15.-Iss. l.-P. 82-96.

11. Vallerand R. J., Pelletier L. G., Biais M. R., Brière N. M, Sénécal C., Vallières E. F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement, 1992. - Vol. 52. - P. 1003-1017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 05.07.2021

REFERENCES

1. Efremova N. V. Nepreryvnaya proizvodstvennaya praktika kak komponent dual'nogo obucheniya v processe professional'noj podgotovki // Obrazovanie i obshchestvo. - 2014. - № 4. - S. 21-24.

2. Kondratenko E. I.Stanovlenie i razvitie teorii vospitaniya как uchebnogo predmeta v sisteme professional'noj podgotovki uchitelya(l920-1980-e gg.) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 1998. - 18 s.

3. Miniahmetova О. V. Usloviya realizacii dual'nogo obucheniya pri parnom vzaimodejstvii uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniyaipredpriyatij //Pedagogicheskij zhurnal. -2018. -T. 8 . -№ 5A. - S. 595-600.

4. Selyukov R. V. Formirovanie ocenochnoj kompetencii u studentov pedagogicheskogo kolledzha v processe dual'nogo obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ulan-Ude, 2019. - 192 s.

5. Spivak V. A. Tri sistemy ocenki kvalifikacii rabotnikov v sovremennoj Rossii // Vestnik fakul'teta uprav-leniya SPbGEU. - 2017. - № 1-2. - S. 519-523.

6. Fedorova A. N., Ivanov V. N. Mesto dual'noj formy obucheniya v professional'noj podgotovke pedagog-icheskih kadrov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2021. -№2(111). - S. 225-232.

7. Sheina M. B. Razvitie i realizaciya vospitatel'nogo potenciala sem'i v usloviyah social'nogo partnerstva so shkoloj : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. -Ufa, 2013. - 30 s.

8. Daguzon M., Goigoux R. Apprendre à faire classe. Les apprentissages professionnels des professeurs des écoles en formation par alternance // Revue française de pédagogie. - 2012. - № 181. - P. 27^12.

9. Euler D. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? - Gütersloh : Bertelsmann Stiftung, 2013. - 78 p.

10. The Role of the State in Skill Formation: Evidence from the Republic of Korea, Singapore, and Taiwan // Oxford Review of Economic Policy. - 1999. - Vol. 15.-Iss. l.-P. 82-96.

11. Vallerand R. J., Pelletier L. G., Biais M. R., Brière N. M., Sénécal C., Vallières E. F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement, 1992. - Vol. 52. - P. 1003-1017.

The article was contributed on July 5, 2021 Сведения об авторах

Федорова Алевтина Николаевна - аспирант кафедры гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ombudsman21@bk.ru

Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ivn57@mail.ru

Иванова Светлана Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: svetlana23-02@mail.ru

Author information

Fedorova, Alevtina Nikolaeva - Post-graduate Student, Department of Humanitarian Diciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: ombudsman21@bk.ru

Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Rector, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: ivn57@mail.ru

Ivanova, Svetlana Vyacheslavovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Romano-Germanic Philology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: svetlana23-02@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.