Научная статья на тему 'МЕСТО ДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

МЕСТО ДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ТИПЫ СТУДЕНТОВ / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Алевтина Николаевна, Иванов Владимир Николаевич

В данной статье дается определение понятия «дуальное обучение», а также анализируется состояние исследуемой проблемы: описываются возможности дуального обучения на современном этапе развития высшего педагогического образования. Целью исследования является определение места дуального обучения в современном педагогическом образовании через обобщение опыта работы методистов по внедрению дуального обучения в процесс подготовки педагогических кадров. В работе использованы теоретические (анализ и обобщение) и эмпирические методы (беседа, наблюдение, анкетирование). Результаты исследования позволили авторам описать типы студентов, совмещающих работу и профессиональную деятельность, и определить, какие типы наставников, выделенных в трудах, посвященных дуальному обучению, могут способствовать профессиональному становлению педагогов. Исследование показало, что дуальное обучение нацелено на раннюю профессионализацию педагогов, сокращает разрыв между теорией и практикой, способствует профессиональному развитию педагогических кадров. Вместе с тем оно ставит перед системой высшего образования новые задачи: разработать программы дуального обучения, регламентировать трехсторонние отношения «вуз - студент - работодатель», подготовить наставников для эффективного функционирования и результативности данной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Алевтина Николаевна, Иванов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL FORM OF EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF

This article gives a definition of the concept of dual education, analyzes the state of the problem under consideration: describes the possibilities of dual education at the present stage of development of higher pedagogical education. The purpose of the study is to determine the place of dual education in modern pedagogical educational environment through the generalization of the experience of methodologists on the introduction of dual education in the process of training teachers. The work employs theoretical methods (analysis and generalization) and empirical methods (conversation, observation, questioning). The results of the study allowed the authors to describe the types of students who combine their work and professional activity and to determine what types of mentors (identified in the works devoted to dual education) can contribute to the professional development of future teachers. The study showed that dual education is aimed at early professionalization of teachers, narrows the gap between theory and practice, and contributes to the professional development of teaching staff. At the same time, it poses new tasks for the higher education system: to develop dual education programs, regulate the tripartite relationship “university - student - employer”, prepare mentors for the effective functioning and effectiveness of this form of education.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

УДК 371.134:371.31 DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.027

А. Н. Федорова, В. Н. Иванов

МЕСТО ДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В данной статье дается определение понятия «дуальное обучение», а также анализируется состояние исследуемой проблемы: описываются возможности дуального обучения на современном этапе развития высшего педагогического образования. Целью исследования является определение места дуального обучения в современном педагогическом образовании через обобщение опыта работы методистов по внедрению дуального обучения в процесс подготовки педагогических кадров. В работе использованы теоретические (анализ и обобщение) и эмпирические методы (беседа, наблюдение, анкетирование). Результаты исследования позволили авторам описать типы студентов, совмещающих работу и профессиональную деятельность, и определить, какие типы наставников, выделенных в трудах, посвященных дуальному обучению, могут способствовать профессиональному становлению педагогов. Исследование показало, что дуальное обучение нацелено на раннюю профессионализацию педагогов, сокращает разрыв между теорией и практикой, способствует профессиональному развитию педагогических кадров. Вместе с тем оно ставит перед системой высшего образования новые задачи: разработать программы дуального обучения, регламентировать трехсторонние отношения «вуз - студент - работодатель», подготовить наставников для эффективного функционирования и результативности данной формы обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка и переподготовка, дуальное обучение, наставничество, типы студентов, ранняя профессионализация педагогов.

А. N. Fedorova, V. N. Ivanov

DUAL FORM OF EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Cheboksary, Russia

Abstract. This article gives a definition of the concept of dual education, analyzes the state of the problem under consideration: describes the possibilities of dual education at the present stage of development of higher pedagogical education. The purpose of the study is to determine the place of dual education in modern pedagogical educational environment through the generalization of the experience of methodologists on the introduction of dual education in the process of training teachers. The work employs theoretical methods (analysis and generalization) and empirical methods (conversation, observation, questioning). The results of the study allowed the authors to describe the types of students who combine their work and professional activity and to determine what types of mentors (identified in the works devoted to dual education) can contribute to the professional development of future teachers. The study showed that dual education is aimed at early professionalization of teachers, narrows the gap between theory and practice, and contributes to the professional development of teaching staff. At the same time, it poses new tasks for the higher education system: to develop dual education programs, regulate the tripartite relationship "university - student - employer", prepare mentors for the effective functioning and effectiveness of this form of education.

Keywords: vocational training and retraining, dual education, mentoring, types of students, early professionalization of teachers.

Введение. Предметом нашего исследования являются особенности дуального обучения в подготовке педагогических кадров. Цель настоящего исследования - определение места дуального обучения в современном педагогическом образовании.

Актуальность исследуемой проблемы. Подготовка и переподготовка педагогических кадров, соответствующих требованиям современной школы, является текущей проблемой профессионального педагогического образования.

Материал и методы исследования. Основными методами исследования стали анализ и обобщение, которые позволили сделать вывод о том, что дуальное обучение в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров требует разработки учебно-методического обеспечения процесса подготовки учителей, с одной стороны, и наставников для дуального обучения, а также наблюдения за профссс ио нал изацие й студентов старших курсов педагогического университета, трудоустроенных в школах Чувашской Республики, - с другой. Практическим материалом для исследования стали анкетирование и беседы со студентами, проведенные во время их работы в школах и в конце учебного года в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ педагогической и методической литературы, а также опыта работы образовательных учреждений по внедрению системы дуального обучения позволил выявить основные задачи в этой сфере: профессионализацию учебной деятельности обучающегося на курсах профессиональной переподготовки, интеграцию образовательных и профессиональных стандартов, разработку формата взаимодействия образовательного процесса и непрерывной профессиональной деятельности, научно-методическое обеспечение данного процесса.

Основными субъектами дуальной формы обучения являются обучающийся, учебное заведение, в котором он проходит подготовку или переподготовку, и образовательное учреждение, где он осуществляет профессиональную деятельность.

Анализ исследований в области дуального обучения показал, что данная система прежде всего рассматривается с точки зрения профессионального образования: дидактические условия дуальной подготовки инженерно-педагогических кадров в вузе (С. П. Романов [3]), управленческие аспекты дуальной формы подготовки студентов и рабочих (Н. В. Матвеев [2]), формирование профессиональной ответственности рабочего в дуальном обучении (И. Ю. Спасская [5]). Научно-методическое обеспечение дуальной формы профессионального обучения студентов в условиях социального партнерства раскрывается в исследовании Л. Н. Самолдиной [4]. Н. В. Ефремова рассматривает непрерывную производственную практику как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки [1]. Большое количество исследований посвящено изучению зарубежного опыта дуальной формы обучения (Г. А. Федотова [8] и др.).

В последние годы интерес исследователей к дуальной форме обучения продолжает расти и выходит за рамки подготовки рабочих специальностей. Исследователи, занимающиеся вопросами подготовки педагогических кадров, также не оставляют дуальное обучение без внимания. Например, в исследованиях Р. В. Селюкова рассматривается оценочная компетенция у студентов педагогического колледжа в процессе дуального обучения [6]

Вместе с тем многие аспекты дуального обучения в подготовке и переподготовке педагогических кадров до сих пор не являлись предметом научных исследований. Напротив, в зарубежных вузах накоплен достаточный опыт по подготовке педагогических кадров в системе дуального обучения.

Так, во Франции в подготовке учителей отдельно выделяется год так называемого производственного обучения, в течение которого обучающиеся в разной пропорции делят свое время между контролируемыми практическими уроками, проводимыми в классах опытных учителей, стажировкой, во время которой они несут полную ответственность

и самостоятельно работают в классах с учениками, и занятиями, проводимыми в Университетском институте подготовки учителей (ШРМ) [11]. Именно этот год производственной практики представляет интерес для нашего исследования.

В системе высшего педагогического образования можно выделить три активно развивающиеся тенденции:

- раннее трудоустройство студентов педагогических вузов;

- совмещение профессиональной деятельности с обучением по программам магистратуры по педагогическим специальностям;

- профессиональная переподготовка учителей в соответствии с потребностями постоянно изменяющейся системы образования.

Данные тенденции доказывают возможность и необходимость внедрения дуального образования в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров.

В течение 2020-2021 учебного года более 90 студентов старших курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева совмещали работу в школах Чувашской Республики и учебу в университете. Деятельность студента по совмещению работы и учебы определяется и фиксируется в индивидуальном плане обучения, выполнение которого обеспечивается кафедрой, ответственной за образовательную программу. Как правило, именно кафедра, отвечая на обращения директоров школ с просьбой направить студентов для работы в качестве учителей-предметников, инициирует начало трудовой деятельности студентов. Однако дальнейшая профессиональная деятельность студента протекает без целенаправленного и регламентированного участия кафедры. Дуальное обучение предполагает взаимодействие кафедры и школы, начиная с составления программы дуального обучения и заканчивая защитой выпускных квалификационных работ. Что касается последних, заказчиком на выполнение исследований также становится образовательное учреждение, в котором студенты осуществляют профессиональную деятельность.

Анализ бесед со студентами и результатов прохождения ими производственной (педагогической) практики, которую они совмещали с работой в школе, показал, что сочетание практики и работы в школе позволило им более осознанно и ответственно подходить к решению педагогических задач. В первую очередь, они были озадачены тем, чтобы «держать свой класс» или «быть авторитетным». Если для студента-практиканта важно признание учеников и учителя-предметника, то для студента-учителя признание должно исходить от учеников, коллег и родителей в одинаковой степени - эта компетенция является основой создаваемого дуальным образованием чувства профессионализма. Многие студенты, отвечая на вопросы предложенной нами анкеты, отметили, что в ходе работы-учебы столкнулись со множеством трудностей. В первую очередь, это противоречие между необходимостью обучать, с одной стороны, и воспитывать - с другой. Данное противоречие объясняется тем, что, когда студент должен преподавать в «трудных» условиях, он прежде всего озабочен установлением «спокойствия в классе». Речь идет об установлении студентом-учителем и принятии учениками правил работы, позволяющих достичь спокойствия, контроля над речевым поведением и создать атмосферу безопасности, одновременно вовлекая обучающихся быстро и без особого сопротивления в выполнение учебных заданий.

Во-вторых, у некоторых студентов возникали трудности с выполнением учебного плана в университете, несмотря на имеющийся индивидуальный план обучения. Это может быть объяснено тем, что многие преподаватели не готовы быть гибкими и менять привычные методы и приемы обучения. Вместе с тем отсутствие программ дуального обучения объясняет такое «неприятие» работающего студента со стороны преподавателей. Однако нельзя полностью исключать возможность того, что студент «не справился,

не смог сочетать учебу и работу», не рассчитал свои силы и временные и психологические возможности.

В-третьих, некоторые студенты прервали трудовую деятельность раньше окончания сроков трудового договора в связи с неудачами и неудовлетворенностью своей работой в качестве учителя. Из наших наблюдений за работой студентов-учителей в школе было видно, что такая ситуация возникает обычно при неправильном определении целей и задач, которые начинающие учителя ставят перед собой, - то, что Жак Лепла описывает как развитие субъектом своей собственной задачи [13].

Начинающие студенты-учите ля часто сталкиваются с дилеммами [9], вытекающими из многогранности педагогической деятельности, которая неизбежно порождает конфликты критериев [10]. Помощь в преодолении этих конфликтов является одной из основных задач в дуальном обучении. Мы также предполагаем, что решение проблем и дилемм, возникающих в учебной ситуации, может ускорить профессиональное развитие студента-учителя в зависимости от его собственных представлений и конкретных случаев, в которых возникают дилеммы и проблемы [12].

Во время производственной (педагогической) практики студент, совмещающий учебу с работой, может обратиться с вопросами к методистам по педагогике и психологии, а также к методистам-предметникам, которые назначаются факультетским руководителем практики. До и после практики с факультетом студента связывает только его академическая деятельность: посещение занятий, изучение дисциплин, участие в научных мероприятиях, которые зачастую напрямую не связаны с его профессиональной деятельностью.

Со схожими проблемами сталкиваются начинающие учителя, которые совмещают профессиональную деятельность с обучением по программам магистратуры по педагогическим специальностям. Однако у них довольно редко возникают трудности с выполнением учебного плана в университете. В последние годы при заочной форме обучения широко используются онлайн-лекции и консультации, которые позволяют организовать обучение без отрыва от производства.

Более половины опрошенных нами студентов отметили, что часто оказывались «один на один с профессиональными удачами и неудачами». Обсудить какую-либо проблему они могли с преподавателями на кафедре в университете, но многие из этих проблем требовали быстрого решения. Дуальное обучение предусматривает работу студента-учителя в тесном контакте с наставником.

И. И. Фаляхов выделяет несколько типов наставников в системе дуального обучения:

- «ментор» имеет профессиональный производственный опыт сотрудника и обладает некоторыми психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, способами решения производственных задач; его функция - передача производственного опыта по образцу действий на основе инструктирования студентов, отслеживание алгоритма однозадачных действий и оценивание результатов деятельности;

- «тьютор» обладает теоретическими знаниями наставника в области содержания, технологий, методик обучения студента, формирования способов коммуникаций в группе студентов. Данный уровень компетентности наставника обусловливает его возможности по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки студентов в дуальном обучении;

- «коуч» проектирует и реализует учебно-воспитательный процесс на основе индивидуальных и групповых форм дуальной подготовки студентов, организационно-методических условий саморазвития студентов и планирования программы их индивидуального карьерного развития;

- «фасилитатор» - это профессиональный наставник, использующий в своей деятельности инновационные модели дуального обучения и воспитания студентов; он разрабатывает

индивидуальные и групповые программы профессионального и карьерного развития студентов, обучает их самостоятельному поиску знаний, мотивирует на непрерывное совершенствование психолого-педагогической компетентности [7], [14].

В подготовке будущих учителей в дуальном обучении наставник должен, по нашему мнению, быть тьютором, в то время как в системе переподготовки педагогических кадров он в большей степени является коучем или фасилитатором.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседы со студентами и наблюдение за их профессиональной деятельностью позволили нам создать профили студентов, которые могут проявить себя в системе дуального обучения.

Первый профиль: почти полное отрицание своей готовности к профессиональной деятельности. В этом случае студенты делают большое различие между «теорией» и «практикой». Для них «теория» - это утопия, и то, чему они обучаются в вузе, не помогает им решать проблемы, с которыми они сталкиваются в классе. Для данного типа наставник дуального обучения является коллегой, который имеет большой практический опыт.

Второй профиль: студенты данного профиля обладают знаниями в предметной области, но убеждены, что во время совмещения учебы и работы у них не будет возможностей для проведения аудиторной практики в соответствии с их представлением об учебной задаче. Этот второй профиль в большей степени соответствует студентам, которые очень четко объясняют, какие корректировки им следует внести в учебный процесс, но не готовы к практическим действиям. Они не чувствуют себя готовыми к профессиональной деятельности, т. к. чаще всего им не хватает дидактических знаний. Вместе с тем эта концепция позволяет им сохранить неприкосновенным представление о своем идеале педагогической профессии.

Третий профиль: забота об успехе профессиональной деятельности - это качество, которое в большей степени характеризует данный тип студентов. Дуальное обучение для этих студентов становится целью и средством самореализации. В процессе обучения в вузе, в работе с наставником, во взаимодействии с коллегами - во всем они ищут знания, которые могут им помочь лучше осуществлять профессиональную деятельность. Вместе с тем они отдают себе отчет в том, что со многими проблемами им придется справиться самостоятельно. Он учатся находить средства и возможности для актуализации своих профессиональных интересов.

Выводы. Таким образом, дуальное обучение рассматривается нами как многоаспектное явление, способствующее развитию и продвижению компетентностного подхода в высшей педагогической школе. Оно имеет большие возможности для профессионального развития педагогических кадров, нацелено на раннюю профессионализацию педагогов, сокращает разрыв между теорией и практикой. Дуальное обучение может занять ведущее место в системе профессиональной подготовки педагогических кадров. Вместе с тем внедрение дуального обучения в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров потребует разработки учебно-методического обеспечения процесса подготовки учителей, с одной стороны, и наставников для дуального обучения - с другой, а также регламентирования трехсторонних отношений «вуз - студент - работодатель».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова Н. В. Непрерывная производственная практика как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки / Н. В. Ефремова, О. Н. Гененко, Е. В. Мирошниченко // Образование и общество. - 2014. - № 4. - С. 21-24.

2. Матвеев Н. В. Инновационное управление техникумом в условиях дуального образования : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Великий Новгород, 2018. - 24 с.

3. Романов С. П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Нижний Новгород, 2008. - 49 с.

4. Самолдина Л. Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2008. -22 с.

5. Спасская И. Ю. Формирование профессиональной ответственности рабочего в дуальном обучении : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Оренбург, 2018. -24 с.

6. Селюков Р. В. Формирование оценочной компетенции у студентов педагогического колледжа в процессе дуального обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Улан-Удэ, 2019. -25 с.

7. Фаляхов И. И. Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Казань, 2018. -26 с.

8. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования: Опыт ФРГ и России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08.-М., 2002. - 339 с.

9. Butlen D., Peltier-Barbier M.-L., PézardM. Nommés en REP, comment font-ils ? Pratiques de professeurs des écoles enseignant les mathématiques en REP : contradictions et cohérence // Revue française de pédagogie. -2002.-№140.-P. 41-52.

10. Carter K., Doyle W. Teachers' knowledge structures and comprehension processes. In J. Calderhead (dir.) Exploring teachers' thinking. - Londres : Cassel, 1987. -P. 147-160.

11. Daguzon M, Goigoux R. Apprendre à faire classe. Les apprentissages professionnels des professeurs des écoles en formation par alternance II Revue française de pédagogie. - 2012. - № 181. - P. 27^12.

12. Harrington H. L., Quinn-Leering K., Hodson L. Written case analyses and critical reflection II Teaching and Teacher Education. - 1996. - № 2. - P. 25-37.

13. Leplat J. Les représentations fonctionnelles dans le travail. L'analyse du travail en psychologie ergonomique. - Toulouse : Octarès,1992. - P. 107-120.

14. Falyakhov, 1.1. Multi-level technology mentor training industrial training for the dual system of vocational education // European research: innovation in science, education and technology. London. United Kingdom, 2017. -№10(33).-P. 64-70.

Статья поступила в редакцию 21.05.2021

REFERENCES

1. Efremova N. V. Nepreryvnaya proizvodstvennaya praktika kak komponent dual'nogo obucheniya v processe professional'noj podgotovki / N. V. Efremova, O. N. Genenko, E. V. Miroshnichenko // Obrazovanie i ob-shchestvo. - 2014. - № 4. - S. 21-24.

2. Matveev N. V. Innovacionnoe upravlenie tekhnikumom v usloviyah dual'nogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Velikij Novgorod, 2018. - 24 s.

3. Romanov S. P. Razvitie dual'noj sistemy inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniya v vysshem uchebnom zavedenii : avtoref. dis. ... d-raped. nauk : 13.00.08. -Nizhnij Novgorod,2008. -49 s.

4. Samoldina L. N. Nauchno-metodicheskoe obespechenie dual'noj celevoj professional'noj podgotovki stu-dentov v SSUZ : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 2008. - 22 s.

5. Spasskaya I. Yu. Formirovanie professional'noj otvetstvennosti rabochego v dual'nom obuchenii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Orenburg, 2018.-24 s.

6. Selyukov R. V. Formirovanie ocenochnoj kompetencii u studentov pedagogicheskogo kolledzha v processe dual'nogo obucheniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ulan-Ude, 2019. -25 s.

7. Falyahov I. I. Nauchno-metodicheskoe obespechenie podgotovki nastavnikov dlya dual'nogo obucheniya studentov kolledzhej : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Kazan', 2018. - 26 s.

8. Fedotova G. A. Razvitie dual'noj formy professional'nogo obrazovaniya: Opyt FRG i Rossii : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. -M., 2002. - 339 s.

9. Butlen D., Peltier-Barbier M.-L., Pézard M. Nommés en REP, comment font-ils ? Pratiques de professeurs des écoles enseignant les mathématiques en REP : contradictions et cohérence // Revue française de pédagogie. -2002.-№140.-P. 41-52.

10. Carter K., Doyle W. Teachers' knowledge structures and comprehension processes. In J. Calderhead (dir.) Exploring teachers' thinking. - Londres : Cassel, 1987. -P. 147-160.

11. Daguzon M., Goigoux R. Apprendre à faire classe. Les apprentissages professionnels des professeurs des écoles en formation par alternance // Revue française de pédagogie. - 2012. - № 181. - P. 27^12.

12. Harrington H. L., Quinn-Leering K., Hodson L. Written case analyses and critical reflection // Teaching and Teacher Education. - 1996. - № 2. - P. 25-37.

13. Leplat J. Les représentations fonctionnelles dans le travail. L'analyse du travail en psychologie ergonomique. - Toulouse : Octarès,1992. - P. 107-120.

14. Falyakhov, 1.1. Multi-level technology mentor training industrial training for the dual system of vocational education // European research: innovation in science, education and technology. London. United Kingdom, 2017. -№10(33).-P. 64-70.

The article was contributed on May 21, 2021

Сведения об авторах

Федорова Алевтина Николаевна - аспирант Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ombudsman21@bk.ru

Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ivn57@mail.ru

Author information

Fedorova, Alevtina Nikolaevna - Post-graduate Student, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Cheboksary, Russia; e-mail: ombudsman21@bk.ru

Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Rector, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Cheboksary, Russia; e-mail: ivn57@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.