Научная статья на тему 'Разработка и апробация региональной модели дуальной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области'

Разработка и апробация региональной модели дуальной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / DUAL TRAINING / REGIONAL MODEL OF DUAL TRAINING OF SKILLED WORKERS / NETWORK FORM OF IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апухтина А.Г., Малороссиянова О.И.

Введение. В статье исследуется проблема организации дуальной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях (ПОО) Кемеровской области на основе региональной модели. Цель статьи показать в динамике процесс внедрения дуального обучения в ПОО региона, степень вовлеченности в систему профессионального образования организаций работодателей. Методология. В основу исследования положен комплексный (экономический, правовой, организационный) анализ отечественного и зарубежного опыта дуального образования, нормативно-правовой базы подготовки рабочих кадров на основе принципа практико-ориентированного профессионального образования в Российской Федерации. Результат исследования состоит в определении проблемных точек апробации в ПОО Кузбасса алгоритма деятельности образовательной организации и предприятий-работодателей по дуальной подготовке кадров и модели дуальной подготовки кадров разных уровней квалификации, реализуемых на основе нормативно-правовых документов, регулирующих дуальное обучение в регионе. Заключение. Мониторинг внедрения дуального обучения в ПОО Кемеровской области позволяет констатировать положительную динамику реализации образовательных программ в дуальной форме, а также наличие элементов дуального обучения в части ПОО региона. В ходе первого этапа апробации региональной модели дуального обучения были выявлены проблемы, требующие анализа, дополнительных разъяснений и нормативно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апухтина А.Г., Малороссиянова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND TESTING OF A REGIONAL MODEL OF DUAL TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE KEMEROVO REGION

Introduction. The article deals with the problem of organization of dual training in professional educational organizations (PEO) of the Kemerovo region on the basis of the regional model. The pur-pose of the article is to show the dynamics of the process of implementation of dual training in PEO, the degree of involvement in the system of vocational education of employers ‘ organizations. Methodology. The study is based on a comprehensive (economic, legal, organizational) analysis of domestic and foreign experience of dual education, the legal framework of training of workers on the basis of the principle of practice-oriented professional education in the Russian Federation. Results. The result of the study is to determine the problem points of testing in the Kuzbass POO algorithm of the educational organization and employers for dual training and the model of dual training of personnel of different skill levels, implemented on the basis of legal documents regulating dual training in the region.

Текст научной работы на тему «Разработка и апробация региональной модели дуальной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ

профессионального образования

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT

УДК/uDC 377(571.17)

А. Г. Апухтина, О. И. Малороссиянова

A. Apukhtina, O. Malorossiyanova

РАЗРАБОТКА И АПРОБАцИЯ

региональной модели дуальной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях

кемеровской области

DEVELOPMENT AND TESTING OF A REGIONAL MODEL OF DuAL TRAINING in professional educational ORGANIZATIONS of THE KEMEROVO REGION

Введение. В статье исследуется проблема организации дуальной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях (ПОО) Кемеровской области на основе региональной модели. Цель статьи — показать в динамике процесс внедрения дуального обучения в ПОО региона, степень вовлеченности в систему профессионального образования организаций работодателей.

Методология. В основу исследования положен комплексный (экономический, правовой, организационный) анализ отечественного и зарубежного опыта дуального образования, нормативно-правовой базы подготовки рабочих кадров на основе принципа практико-ориентированного профессионального образования в Российской Федерации.

Результат исследования состоит в определении проблемных точек апробации в ПОО Кузбасса алгоритма деятельности образовательной организации и предприятий-работодателей по дуальной подготовке кадров и модели дуальной подготовки кадров разных уровней квалификации, реализуемых на основе нормативно-правовых документов, регулирующих дуальное обучение в регионе.

Заключение. Мониторинг внедрения дуального обучения в ПОО Кемеровской области позволяет констатировать положительную динамику реализации образовательных программ в дуальной форме, а также наличие элементов дуального обучения в части ПОО региона. В ходе первого этапа апробации региональной модели дуального обучения были выявлены проблемы, требующие анализа, дополнительных разъяснений и нормативно-правового регулирования.

Introduction. The article deals with the problem of organization of dual training in professional educational organizations (PEO) of the Kemerovo region on the basis of the regional model. The pur-

pose of the article is to show the dynamics of the process of implementation of dual training in PEO, the degree of involvement in the system of vocational education of employers ' organizations.

Methodology. The study is based on a comprehensive (economic, legal, organizational) analysis of domestic and foreign experience of dual education, the legal framework of training of workers on the basis of the principle of practice-oriented professional education in the Russian Federation.

Results. The result of the study is to determine the problem points of testing in the Kuzbass POO algorithm of the educational organization and employers for dual training and the model of dual training of personnel of different skill levels, implemented on the basis of legal documents regulating dual training in the region.

Ключевые слова: дуальное обучение, региональная модель дуальной подготовки кадров, сетевая форма реализации образовательной программы.

Keywords: dual training, regional model of dual training of skilled workers, network form of implementation of the educational program.

Введение

Потребности экономики региона ставят перед системой профессионального образования задачи повышения качества подготовки кадров, их соответствия требованиям рынка труда, конкретных работодателей. На обеспечение соответствия содержания и качества профессионального образования требованиям регионального рынка труда направлено практико-ориентирован-ное обучение за счет специально оборудованных рабочих мест в структурных подразделениях образовательных организаций и практики на рабочих местах предприятий и организаций реального сектора экономики.

Дуальная модель образования обеспечивает вовлеченность в систему профессионального образования организаций работодателей. Результат образования при использовании дуальной модели определяется запросом экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации. Дуальное образование характеризуется развитыми механизмами социального партнерства, первичностью в образовательном процессе практических форм обучения. В настоящее время дуальное обучение является перспективным направлением подготовки кадров для реального сектора экономики с участием бизнеса с высокотехнологичным производством, ориентированным на международные стандарты качества.

Методология

Процесс внедрения дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области происходит поступательно. В основу региональной модели дуальной подготовки кадров легли результаты серьезной аналитической работы. Специалистами Кузбасского регионального института развития профессионального образования был изучен зарубежный и отечественный опыт дуального обучения и актуальное состояние на 1 декабря 2017 г. реализации практико-ориентированного принципа профессионального образования в отдельных ПОО Кемеровской области. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, представленные Агентством стратегических инициатив в рамках системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» с участием 13 пилотных регионов [3; 4], предлагается рассмотреть с точки зрения возможности их применения для ПОО Кемеровской области.

Результаты

На основе проведенных информационно-аналитических обзоров были разработаны алгоритм деятельности образовательной организации и предприятий-работодателей по дуальной подготовке кадров и модели дуальной подготовки кадров разных уровней квалификации.

Предлагаемый алгоритм включает порядок конкретных действий исполнителя по организации дуальной подготовки. Количество заданных действий — 10.

1. Определение инициатора взаимодействия (ПОО или предприятие работодателя).

2. Назначение в ПОО ответственного (приказ директора) за организацию дуальной подготовки кадров.

В данном случае возможны два варианта: 1) одному из работников ПОО эта функция вменяется в должностные обязанности, включается в должностную инструкцию, в трудовой договор вносятся соответствующие изменения; 2) функция закрепляется за работником как дополнительная, а к заработной плате устанавливается доплата.

3. Составление реестра организаций-работодателей, в которых есть рабочие места по соответствующей профессии, специальности.

Реестр должен включать две группы организаций-работодателей: 1) имеющих установленные с ПОО контакты; 2) не взаимодействовавших с ПОО ранее. В первую очередь в реестр включаются организации, которые уже взаимодействуют в области организации образовательного процесса и заключили краткосрочные или среднесрочные договоры любого содержания. В данный реестр целесообразно вносить следующую информацию: полное наименование организации-работодателя; адреса центрального офиса, электронной почты, сайта; должность, ФИО руководителя, его контактный телефон; ФИО специалиста кадровой службы, его контактный телефон.

4. Инвентаризация ресурсов ПОО.

Ресурсами ПОО, привлекательными для работодателей, могут считаться:

— широкий спектр программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в необходимых работодателю объемах с учетом специфики предприятий и перспектив их развития;

— дополнительные профессиональные образовательные программы для обучающихся и взрослого населения (готового получать востребованные предприятиями квалификации), программы профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе для сотрудников предприятия;

— наличие в ПОО следующих помещений: актового и спортивного залов, библиотеки с читальным залом и с выходом в Интернет;

— кадровый и методический потенциал коллектива ПОО;

— наличие площадок для проведения конкурсов профессионального мастерства и массовых мероприятий и др.

5. Инициирование переговоров о сотрудничестве с предприятиями и организациями, вошедшими в реестр.

Предпочтительным и более статусным вариантом установления контактов с работодателем является инициативное письмо на бумажном носителе с подписью руководителя и печатью организации, доставленное курьером. Оно адресуется руководителю предприятия, в нем в уважительной форме обосновывается желание взаимодействовать именно с этой организацией, приводятся аргументы, способные заинтересовать администрацию, показать предполагаемую выгоду от совместной деятельности. В письме обязательно указываются контакты (почтовый адрес, электронная почта, телефон, факс), по которым ПОО ожидает ответа. В случае получения ответа с мотивированным отказом настаивать не стоит. Рекомендуется повторить попытку установления контакта через год.

Если ответ на письмо не получен в течение двух недель, целесообразно позвонить в приемную адресата и выяснить, какое решение по нему принято. Возможно, руководитель еще обдумывает решение или письмо оставлено без серьезного внимания. В этом случае целесообразно провести телефонные переговоры и предложить обсудить направления и условия взаимодействия при встрече. При проведении переговоров важно соблюдать правило статусного равенства: с руководителем предприятия беседует руководитель ПОО. И только после достижения договоренности о взаимодействии обсуждение направлений и форм совместной деятельности ведется назначенными с обеих сторон специалистами.

6. Заключение договоров между ПОО и организациями работодателей.

Дуальное обучение представляет собой сетевую форму реализации программ среднего профессионального образования, при которой участниками сети являются ПОО и организации-работодатели. Содержание, условия и порядок разработки и реализации программ дуального обучения определяются договором о совместной деятельности ПОО и организаций-работодателей по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Первый этап — достижение договоренности о возможном взаимодействии, оформление договоренности протоколом о намерениях или договором о сотрудничестве (социальном партнерстве). Данный документ имеет рамочную структуру, определяет возможные направления совместной

деятельности, предполагает детализацию содержания и сроков взаимодействия в дополнительных документах.

Второй этап — заключение договора о сетевой реализации образовательной программы совместно с организациями-работодателями. Такой договор должен соответствовать статье 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] и заключаться по каждой образовательной программе с каждым работодателем-партнером. Договор имеет рамочный характер, определяет возможные направления совместной деятельности, предполагает детализацию содержания и сроков этой деятельности в дополнительных документах. На этом этапе организуется совместная разработка образовательной программы.

7. Заключение ученических договоров.

После определения состава обучающихся по программе, реализуемой в дуальной форме, заключаются ученические договоры между каждым обучающимся и работодателем-партнером. Согласно ученическому договору, обучающемуся присваивается статус «практикант».

8. Организация образовательного процесса в соответствии с заключенным договором о сетевой реализации образовательной программы.

Приказом руководителя ПОО назначается координатор образовательной программы, который обеспечивает соблюдение графика программы, контролирует выполнение организацией-партнером обязательств по договору, организует корректировку программы в соответствии с ним, при необходимости организует мероприятия, обеспечивающие реализацию программы в полном объеме.

До реализации образовательной программы ПОО получает согласие обучающихся на ее освоение в сетевой форме с указанием организации-партнера. Перечень и форма документов, предоставляемых обучающимся координатором программы, организацией-партнером по итогам освоения обучающимся отдельных дидактических единиц на предприятии, разрабатываются ПОО.

9. Анализ эффективности дуального обучения.

Ежегодно проводится анализ эффективности дуального обучения на основе результатов промежуточной аттестации обучающихся. По итогам реализации программы в полном объеме проводится анализ эффективности дуального обучения на основе:

— результатов итоговой аттестации выпускников;

— количества внедренных в производство курсовых и дипломных проектов;

— числа трудоустроенных выпускников по полученной профессии, специальности.

10. Корректировка образовательных программ.

Изменения в реализуемую образовательную программу вносятся ежегодно. Основание для корректировки — внедрение в организации-партнере нового оборудования, сырья, технологических приемов.

В современных социально-экономических условиях в подавляющем большинстве случаев инициатором взаимодействия между ПОО и организацией-работодателем выступает образовательная организация.

Функция организации дуальной подготовки кадров в ПОО может быть возложена на заместителя директора по учебно-производственной или методической работе, руководителя цикловой комиссии, ведущего преподавателя профессионального цикла, других педагогических и руководящих работников. Функцию координатора сетевой образовательной программы логично поручить одному из преподавателей профессионального цикла.

Для составления реестра организаций-работодателей используются разные источники информации. Например, объявления о вакансиях, размещенные в средствах массовой информации и на специализированных сайтах. Информация может запрашиваться у органов государственного и муниципального управления, службы занятости населения. Результативным может оказаться привлечение к анализу вакансий потенциальных работодателей самих студентов.

В дуальной подготовке кадров ПОО и организации-работодатели участвуют как полноправные партнеры, поэтому сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Основная задача инвентаризации ресурсов ПОО — выявить и предложить интересные работодателям формы совместной деятельности, которые решат кадровые вопросы хозяйствующих субъектов.

Этап установления контактов с предприятиями и организациями, вошедшими в реестр, и ведения предварительных переговоров с ними о возможном взаимодействии имеет очень большое значение. При установлении контакта с возможными партнерами-работодателями важно предложить взаимовыгодное сотрудничество, а не только просить помощи в разрешении проблем ПОО. Определяемые

направления взаимодействия ПОО и организации-работодателя зависят от отрасли, для которой ПОО готовит кадры, и соответствуют определенной модели дуальной подготовки кадров.

Программа, реализуемая в сетевой форме, может корректироваться в части содержания образовательной программы с учетом технологических процессов организации-партнера, в части оценочных средств и процедуры оценки, условий реализации программы — с учетом кадровых, материально-технических, организационных и других ресурсов организации-партнера.

В широком смысле дуальное образование — это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. В узком смысле дуальное обучение — это форма организации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя. Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя [3].

Анализ актуального состояния социального партнерства между ПОО Кемеровской области и организацией-работодателем показывает, что в зависимости от профиля подготовки и географического положения ПОО взаимодействует:

1) с одним стратегическим партнером, как правило, крупной производственной компанией (рис. 1);

2) с одним стратегическим партнером, как правило достаточно крупной компанией, и несколькими представителями среднего и малого предпринимательства (рис. 2);

3) с достаточно широким кругом представителей среднего и малого предпринимательства (рис. 3).

В каждом из вариантов модель дуального обучения имеет свои особенности [5; 6].

Взаимодействие с одним стратегическим партнером предполагает:

— совместное определение результата освоения образовательной программы: необходимых трудовых действий и профессиональных знаний;

— совместное планирование и организация мероприятий в рамках реализации образовательных программ (в том числе воспитательного, развивающего характера);

— участие специалистов предприятия в разработке образовательных программ, процедур и оценочных средств; в промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;

— создание на базе стратегического партнера структурного подразделения ПОО;

— прохождение производственной практики на предприятии-партнере большинством обучающихся ПОО;

— трудоустройство обучающихся на предприятии-партнере.

Взаимодействие с одним стратегическим партнером (крупной компанией) и несколькими компаниями среднего и малого бизнеса предполагает два вида участников:

— стратегический партнер, являющийся единственным работодателем, модель 1 (рис. 1);

— несколько компаний среднего и малого бизнеса (социальные партнеры ПОО):

• согласование разработанных совместно со стратегическим партнером образовательных программ, оценочных средств промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

• участие специалистов предприятий (социальных партнеров) в промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;

• участие специалистов предприятий (социальных партнеров) в мероприятиях в рамках образовательных программ (в том числе воспитательного, развивающего характера);

• прохождение производственной практики на предприятиях (социальных партнерах) определенным числом обучающихся ПОО;

• трудоустройство обучающихся на предприятия (социальные партнеры).

Взаимодействие с широким кругом компаний среднего и малого бизнеса (множественным

работодателем) предполагает:

— совместное определение результата освоения образовательной программы: необходимых трудовых действий и профессиональных знаний;

— участие специалистов одного или нескольких социальных партнеров в разработке образовательных программ, процедур и оценочных средств; в промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;

Стратегический партнер

Профессиональная образовательная организация (ПОО)

—►[ Необходимые трудовые действия и профессиональные знания

X

—►[ Участие специалистов в разработке образовательных программ, процедур и оценочных средств

—►[ Совместные мероприятия (организация)

—Структурное подразделение ПОО

—Практика на рабочем месте

—►[ Оценка результата обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—Трудоустройство

Рис. 1. Модель дуального обучения, предполагающая взаимодействие ПОО с одним стратегическим партнером

Рис. 2. Модель дуального обучения, предполагающая взаимодействие ПОО с одним стратегическим партнером и представителями среднего и малого бизнеса

— рецензирование или согласование разработанных программ специалистами других предприятий (социальных партнеров);

— создание на базе некоторых социальных партнеров структурных подразделений ПОО;

— совместные планирование и организация мероприятий в рамках образовательных программ (в том числе воспитательного, развивающего характера);

— прохождение производственной практики на предприятиях (социальных партнерах) большинством обучающихся ПОО;

— трудоустройство обучающихся на предприятия (социальные партнеры).

Модель организации дуального обучения совместно с множественным работодателем является достаточно сложной в процессе реализации. Выходом в данном случае может являться взаимодействие с отраслевым объединением. Если ПОО готовит кадры для большого количества предприятий малого и среднего бизнеса, составляющих отраслевое объединение, то это объединение может стать его стратегическим партнером. Таким образом, с объединением работодателей ПОО выстраивает взаимодействие аналогично ситуации, когда стратегический партнер является единственным работодателем (рис. 1 и 4).

ПОО

Социальный партнер 1

Участие в разработке

Структурное подразделение

Необходимые трудовые действия

Практика на рабочем месте

Трудоустройство

Социальный

партнер 2

Структурное

подразделение

Оценка

результата

Социальный партнер 3

Социальный партнер 4

Согласование программ

Оценка результата

Совместные мероприятия

Социальный партнер ...

Рис. 3. Модель дуального обучения, предполагающая взаимодействие ПОО широким кругом представителей малого и среднего бизнеса

Социальный партнер 1

Социальный партнер 2

Социальный партнер 3

Социальный партнер 4

Социальный партнер ...

ПОО

Объединение

Стратегический партнер

Необходимые трудовые действия и профессиональные знания

Участие специалистов в разработке образовательных программ, процедур и средств оценивания

—»[ Совместные мероприятия (организация)

—Структурное подразделение ПОО

—Практика на рабочем месте

Оценка результата обучения

—Трудоустройство

Рис. 4. Модель дуального обучения, предполагающая взаимодействие ПОО с отраслевым объединением работодателей

В целях повышения качества профессионального образования, достижения сбалансированности спроса и предложения квалифицированных кадров на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм институтом были разработаны и утверждены приказом департамента образования и науки Кемеровской области [2] следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации и предприятий-работодателей по реализации моделей дуальной подготовки кадров:

— положение о дуальном обучении в Кемеровской области (определяет существенные признаки дуального обучения в регионе);

— положение о наставничестве при дуальном обучении;

— форма договора о сетевой форме реализации образовательной программы;

— форма ученического договора при дуальном обучении.

Мониторинг внедрения дуального обучения в ПОО Кемеровской области проводится регулярно (один раз в полугодие) по специально разработанной форме — профессиональные образовательные организации на уровне самооценки определяют актуальное состояние реализации

дуальной формы образовательных программ. Самооценка осуществляется по индикаторам, которые определены в положении о дуальном обучении в Кемеровской области:

1) между образовательной организацией и организацией-работодателем заключен договор о сетевой реализации образовательной программы;

2) в организации-работодателе реализуется не менее 30 % от общего объема учебного времени, предусмотренного учебным планом на освоение всей образовательной программы без учета времени на освоение общеобразовательных дисциплин;

3) в организации-работодателе создано структурное подразделение образовательной организации (кафедра, учебный класс, мастерская, лаборатория и т. п.);

4) не менее 25 % педагогического состава, реализующего образовательную программу, составляют работники организации-работодателя.

ПОО также должны предоставить перечень образовательных программ, реализуемых в дуальной форме. При этом ПОО указывает:

— организацию-партнера;

— объем учебного времени, отведенного на реализацию программы в организации-партнере;

— вид структурного подразделения ПОО, созданного на базе организации-партнера;

— долю специалистов организации-партнера в общем числе педагогов, реализующих программу.

Если в ПОО не реализуются образовательные программы по дуальной форме, соответствующие перечисленным выше индикаторам, то она может констатировать наличие элементов дуального обучения, а именно:

— образовательные программы, в разработке которых приняли участие специалисты организаций-работодателей;

— структурные подразделения ПОО в организациях-работодателях;

— сведения об участии специалистов организаций-работодателей в реализации образовательных программ в качестве преподавателей/мастеров производственного обучения.

Заключение

Анализ актуального состояния ПОО Кемеровской области по реализации образовательных программ по дуальной форме на 1 июля 2018 г., по сравнению с предыдущим периодом (по состоянию на 1 декабря 2017 г.), позволяет констатировать положительную динамику. Количество программ, условия реализации которых соответствуют положению о дуальном обучении в Кемеровской области, возросло с двух программ в двух ПОО до 22 программ в шести ПОО. Также возросло (с 3 до 9) количество программ, имеющих небольшие несоответствия с положением. Количество ПОО, заявляющих о наличии программ, реализуемых в дуальной форме обучения, увеличилось с 16 до 20.

Результаты мониторинга в Кемеровской области на 1 января 2019 г. также позволяют констатировать положительную динамику реализации образовательных программ в ПОО по внедрению дуальной формы обучения. Количество программ, условия которых отвечают положению о дуальном обучении, возросло с 22 до 41 в 16 ПОО.

В ходе первого этапа апробации разработанных моделей дуального обучения, нормативной и учебно-методической документации были выявлены проблемы, которые требуют разрешения. Так, даже основные стратегические партнеры ПОО — крупные производственные компании — не имеют возможности обучать на своей базе по дуальной форме полную группу обучающихся (25 человек).

Серьезные трудности ПОО испытывают с организацией и нормативным обеспечением работы структурного подразделения ПОО на предприятии. Довольно часто структурные подразделения создаются и существуют формально, а реально не функционируют. В то же время были зафиксированы случаи, когда фактически создан и эффективно работает учебный класс ПОО на базе предприятия-работодателя, но документально никак не оформлен.

Нормативного регулирования требует вопрос о придании статуса дуального обучения, которое обучающиеся проходят на площадке учебного хозяйства. Образовательные организации, имеющие собственное учебное хозяйство, хотели бы использовать данный ресурс при организации дуальной формы обучения.

Актуальным остается и вопрос о психолого-педагогической подготовке наставников обучающихся на предприятии.

Кузбасский региональный институт развития профессионального образования осуществляет методическое сопровождение дуального обучения в ПОО Кемеровской области. На сайте института создана тематическая страница, на которой размещено 13 информационных, аналитических и методических материалов. Разработан и реализуется на курсах повышения квалификации спецкурс «Внедрение дуального обучения в ПОО».

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http:// www.consultant.ru.

2. Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 06.10.2017 № 1847 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krirpo.ru/activity-2/method-support-dual/docs/prikaz_1847.pdf.

3. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [Электронный ресурс]. М., 2015. URL: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf.

4. Внедрение элементов дуального обучения по программам среднего профессионального образования // Инновационные механизмы развития региональной системы профессионального образования (на примере Кемеровской области) / А. Г. Апухтина, Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова и др. Кемерово, 2017. С. 96-105.

5. Малороссиянова О. И. Дуальное образование как фактор профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2017. Ч. 2. С. 44-45.

6. Малороссиянова О. И. Внедрение дуальной формы обучения в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2018. C. 65-68.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law of 29.12.2012 no. 273-fz. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russian).

2. Prikaz departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti ot 06.10.2017 g № 1847 [Order of the Department of education and science of Kemerovo region no. 1847 of October 6, 2017]. Available at: http://www.krirpo.ru/activity-2/ method-support-dual/docs/prikaz_1847.pdf. (In Russian).

3. Metodicheskie rekomendacii po realizacii dual'noj modeli podgotovki vysokokvalificirovannyh rabochih kadrov [Methodical recommendations on the implementation of the dual model of training highly qualified personnel]. Moscow, 2015. Available at: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf. (In Russian).

4. Vnedreniye elementov dual'nogo obucheniya po programmam srednego professional'nogo obrazovaniya [The introduction of elements of dual training programs of secondary vocational education]. A. G. Apukhtina, L. A. Bogdanova, L. N. Vavilova, etc. Innovative mechanisms for the development of the regional system of vocational education (on the example of the Kemerovo region). Kemerovo, 2017, pp. 96-105. (In Russian).

5. Malorossiyanova О. I. Dualnoye obrasovaniye kak faktor professionalnogo samoopredeleniya obuchayschihsja [Dual education as a factor in the professional self-determination of students]. Materials of the International scientific and practical conference "Vocational education and youth employment: XXI century. Actual directions of development of the system of vocational guidance for students". Kemerovo, 2017, part 2, pp. 44-45. (In Russian).

6. Malorossiyanova О. I. Vnedrenie dual'noj formy obucheniya v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah [The introduction of the dual form of education in professional educational organizations]. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Vocational Education and Youth Employment: the 21st Century. Training for an Innovative Economy Based on the Widespread Implementation of Advanced Technologies". Kemerovo, 2018, pp. 65-68. (In Russian).

УДК/uDC 378 Л. А. Маюрникова, И. А. Килина

L. Majurnikova, I. Kilina

КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНцИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

в сфере принятия управленческих решений

COGNITIVE MODELS OF MANAGERIAL COMPETENCIES IN MANAGEMENT DECISION MAKING

Введение. В статье представлено исследование проблемы формирования компетенций в сфере принятия управленческих решений у специалистов предприятий общественного питания в условиях инновационной деятельности на основе когнитивного моделирования.

Методология. Авторы использовали теоретические методы исследования: анализ научной литературы, синтез, сравнение, моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.