Научная статья на тему 'Структура научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования'

Структура научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАСТАВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / VOCATIONAL EDUCATION / DUAL SYSTEM / COACH TRAINING / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаляхов Ирек Ильхамович

В рамках реализации государственного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования» актуализировалась задача подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования. Автором выделены функции современного наставника и определена необходимость формирования его психолого-педагогической компетенции, обусловливающей реализацию продуктивной наставнической деятельности. Разработана структурная модель научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаляхов Ирек Ильхамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF SCIENTIFIC-METHODICAL SUPPORT THE MENTOR TRAINING INDUSTRIAL TRAINING FOR THE DUAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

In the framework of the state project "Training of personnel that meet the requirements of high-tech industries on the basis of dual education" we face the task of training the trainers industrial training for the dual system of vocational education. The author identifies the functions of a modern master and the necessity of forming of psychological-pedagogical competence that contributes to the implementation of productive mentoring activities. Developed a structural model of scientific and methodological support of training of mentors for the dual system of vocational education.

Текст научной работы на тему «Структура научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования»

УДК378

СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОДГОТОВКИ НАСТАВНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.И. Фаляхов

Аннотация. В рамках реализации государственного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования» актуализировалась задача подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования. Автором выделены функции современного наставника и определена необходимость формирования его психолого-педагогической компетенции, обусловливающей реализацию продуктивной наставнической деятельности. Разработана структурная модель научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система, наставник производственного обучения, научно-методическое обеспечение, модель.

STRUCTURE OF SCIENTIFIC-METHODICAL SUPPORT

THE MENTOR TRAINING INDUSTRIAL TRAINING

FOR THE DUAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

I. Falyakhov

Abstract. In the framework of the state project "Training of personnel that meet the requirements of high-tech industries on the basis of dual education" we face the task of training the trainers industrial training for the dual system of vocational education. The author identifies the functions of a modern master and the necessity of forming of psychological-pedagogical competence that contributes to the implementation of productive mentoring activities. Developed a structural model of scientific and methodological support of training of mentors for the dual system of vocational education.

Keywords: vocational education, dual system, coach training, scientific and methodological support of the model.

В процессе исследования трудов педагогов, практиков, производственников, касающихся вопросов модернизации профессионального образования (Г.В. Мухаметзянова [1], Н.Д. Никандров [2], И.П. Смирнов [3] и др.), выявлены следующие системные проблемы: низкая профессионализация учебной деятельности; сложность интеграции образовательных и профессиональных стандартов и необходимость их опережающей направленности; недостаточно отработанный формат взаимодействия образования и производства; недостаточная разработанность научно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки в организациях СПО. Эти проблемы в настоящий момент находятся в центре пристального внимания педагогов, практиков, работодателей, работников министерств и ведомств. В целях их устранения принят ряд нормативных документов, и с 2014 года реализуется крупный государственный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей

промышленности на основе дуального образования», в ходе реализации которого

внесены изменения в образовательные стандарты (в части увеличения практико-ориентированной учебной деятельности); изменены образовательные программы; отобраны студенты для участия в проекте дуального обучения.

По статистическим данным Агентства стратегических инициатив, на 2017 год в проект включены 105 образовательных организаций СПО, 1005 промышленных предприятий, более 20 000 студентов, 5602 наставника из 13 регионов (Калужская область, Ульяновская область, Пермский край, Красноярский край, Ярославская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Московская область, Нижегородская область, Белгородская область, Тамбовская область, Самарская область). Таким образом, дуальное обучение стало реализовываться в нашей стране на региональных уровнях как «инициатива «снизу» на основе профессионально-интегративной системы обучения» [4].

Одним из аспектов реализации дуальной системы профессионального образования является внедрение системы наставничества, которая ни в коей мере не является

инновационным механизмом, и имеет многовековую историю, обеспечивая вхождение в ремесло, профессию [5]. В своей работе мы опираемся на определение А.Р. Масалимовой, представляющей наставничество «как социально-педагогический, экономический и производственный феномен в условиях современных предприятий, ..., форму корпоративного обучения молодых

специалистов, способствующая поддержанию межфирменной конкуренции,

жизнеспособности, статусности, стабильности предприятий и сохранению их информационной конфиденциальности» [6].

По мнению С.Я. Батышева, наставничество выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую [7].

В рамках нашего исследования мы считаем целесообразным выделить четыре основные функции наставника производственного обучения в системе дуального обучения:

- мотивационно-ценностная функция, предполагающая формирование осмысленных положительных мотивов у стажеров к выбранной профессиональной деятельности;

- образовательно-воспитательная функция, заключающаяся в передаче профессионального опыта молодым стажерам, их приобщение к корпоративным ценностям и традициям предприятия, формирование их корпоративной культуры;

- информационно-консультационная функция, предполагающая своевременное информирование образовательных организаций об уровне сформированности компетенций стажеров и организацию консультаций как для самих стажеров, так и их преподавателей;

- самообразовательная функция, предполагающая формирование у стажеров компетенций в самосовершенствовании и саморазвитии с целью дальнейшего профессионального и карьерного развития.

Необходимость реализации данных функций предполагает формирование психолого-педагогической компетенции

наставника - способности и готовности наставника к реализации названных функций, обеспечивающих проектирование и реализацию профессиональной подготовки обучающихся в рамках дуальной системы профессионального образования.

Структура психолого-педагогической

компетенции наставника, по нашему мнению, включает в себя совокупность следующих компонентов:

- мотивационно-ценностный компонент, обеспечивающий на основе системы интересов и

мотивов наставника его профессионально-педагогическое поведение, нацеленность на обучение стажера в рамках корпоративной культуры;

- когнитивный компонент, обусловленный психолого-педагогическими и профессиональными знаниями о сущности профессионального обучения и его технологий;

- процессуально-деятельностный компонент, предполагающий владение способами организации подготовки стажеров в рамках дуальной системы с учетом индивидуальных особенностей стажеров, возможностей индивидуального и группового обучения, создания учебных коммуникаций и среды для профессионального развития стажеров;

- рефлексивно-аналитический компонент, характеризуемый способностью к целостному видению результатов наставнической деятельности, к самообразованию, саморазвитию и самореализации, преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин в процессе корпоративного обучения стажеров, умением делиться своими знаниями с другими наставниками.

Нами предложена дифференцированная внутрифирменная квалификация

наставников - «ментор», «тьютор», «коуч», «фасилитатор» [8], связанная с оценкой профессионализма наставника для дуальной системы профессионального образования и основанная на формировании психолого-педагогической компетенции (допустимый, средний и высокий уровни).

В целях реализации системы подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования нами разработано научно-методическое обеспечение - совокупность методологических и дидактических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики, и выделены два его уровня: научно-теоретический и научно-практический, см. рис. 1.

Научно-теоретический уровень включает в себя: целеполагание, теоретические основания, концепты, принципы и проектирование содержания подготовки наставников для дуальной системы профессионального образования. Научно-практический уровень предполагает разработку организационно-педагогических условий, отбор технологий и диагностического инструментария для подготовки наставников для дуальной системы профессионального образования.

и 8

§ ю

Й а а о К

«

о «

<и Я

Нормативная база

4

Социальный заказ

4

Цель: формирование психолого-педагогической компетенции наставников для дуальной системы профессионального образования

Задачи: формирование мотивационно-ценностного, когнитивного, процессуально-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов

4

г

гол

Методологические

подходы: - андрагогический; - интегративный;

- модульно-компетентностный

Методологические принципы: целевой ориентации, развития, социального партнерства, интеграции профессионально-производственной и педагогической деятельности, информативности

к о л б й ы н ь л е

I р

е д

о С

Теория образования взрослых, андрагогики, акмеологии

4

Стратегические цели предприятия, проф. стандарты, корпоративная культура

4

Отбор компонент психолого-педагогической компетенции наставников

Проектирование содержания подготовки наставников

Разработка программы подготовки наставников

Разработка учебных модулей подготовки наставников

4

й ы

н -

о

и ц

а

из б

г р

О

со го а со

сТ к

§

«о

о

1. Разработка учебно-методического обеспечения процесса подготовки наставников

2. Разработка организационной структуры процесса подготовки наставников

3. Психолого-педагогическое наставников

сопровождение процесса подготовки

4. Разработка диагностического инструментария процесса подготовки наставников

4

и г

гол

о н

х е еТ

й

к

кол б

Внедрение учебных модулей подготовки наставников

Формы: - индивидуальные, групповые, фронтальные лекции, семинары, самостоятельная работа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологии: ИКТ, модульное обучение, проблемное обучение; дистанционные технологии обучения

Методы: традиционные, активные (имитационные и неимитационные)

4

с е

т с о

й

к

кол б

д

ик йо

и од тд

рК агнсо каж

и

д

и

и р

е

ети

и

и ц

цак

и ф

и

л а

Входной контроль

Нет опыта наставничества

Небольшой опыт наставничества

Имеется опыт наставничества

Самоконтроль обучающихся

Итоговый контроль обучающихся

Уровень психо лого-педагогической компетенции

допустимый

средний

высокий

4

РЕЗУЛЬТАТ: ВНУТРИФИРМЕННАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

МЕНТОР

ТЬЮТОР

КОУЧ

ФАСИЛИТАТОР

Структурная модель научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования

<—г

<—г

4

Особенности научно-методического

обеспечения подготовки наставников заключаются в: осуществлении

педагогической подготовки в рамках внутрифирменного обучения; необходимости участия наставников в развитии и воспитании обучающихся в дуальной системе образования; личностной направленности и личностной значимости результата

образования наставников для обучающегося и работодателя, определяющих

конкурентоспособность каждого из них на рынке труда.

Разработанная автором структурная модель состоит из шести взаимосвязанных блоков:

- нормативно-правовой, обеспечивающий на основе требований работодателя и социального заказа целеполагание процесса подготовки наставников для дуальной системы профессионального образования;

- методологический, формирующий ориентацию научно-методического обеспечения подготовки наставников и его логическую структуру на основе совокупности подходов (андрагогического, интегративного, модульно-компетентностного) и принципов (целевой ориентации, развития, социального партнерства, интеграции профессионально-производственной и педагогической деятельности, информативности);

- содержательный обусловивший: отбор компонентов психолого-педагогической компетенции (мотивационно-ценностного; когнитивного; процессуально-деятельностного, рефлексивно-аналитического); отбор и проектирование содержания подготовки наставников; разработку учебных модулей для формирования психолого-педагогической компетенции ((модуль 1. «Становление и развитие института наставничества»; модуль 2. «Теория и методика производственного обучения»; модуль 3. «Теория и методика воспитательной работы наставника»; модуль 4. «Психология профессиональной деятельности»); разработку программы подготовки наставников в рамках внутрифирменной подготовки;

- организационный, представленный совокупностью организационно-педагогических условий, необходимых для продуктивной подготовки наставников: разработка учебно-методического обеспечения процесса подготовки наставников; разработка организационной структуры процесса подготовки наставников; психолого-педагогическое сопровождение процесса

подготовки наставников; разработка диагностического инструментария процесса подготовки наставников;

- технологический, включающий совокупность форм, технологий, методов подготовки наставников для дуальной системы профессионального образования с опорой на проблемную и личностно-деятельностную концепции обучения;

- диагностический, критериально обеспечивающий управление и самоуправление процессом подготовки наставников посредством входного контроля, самоконтроля и итогового контроля обучающихся; в рамках этого блока определяется итоговый уровень (допустимый, достаточный, высокий) психолого-педагогической компетенции для каждого цикла подготовки и присваивается внутрифирменная квалификация наставника -«ментор», «тьютор», «коуч», «фалиситатор».

Представленные нами блоки (нормативно-правовой, методологический, содержательный, организационный, технологический,

диагностический) в совокупности составляют структурную модель научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуальной системы профессионального образования, которая содержит всю необходимую функциональную информацию для планирования, организации и реализации внутрифирменной подготовки наставников для дуальной системы профессионального образования.

Предлагаемая структура научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуальной системы профессионального образования, имеющая целью формирование психолого-

педагогической компетенции, органично встраивается во внутрифирменную систему повышения квалификации персонала и реализуется через адаптированные технологии обучения. Специфика авторской программы подготовки наставников заключается в пошаговом обучении и последовательном освоении наставниками уровней «ментор», тьютор», «коуч», «фалиситатор» с присвоением внутрифирменной

квалификации. При этом следующий уровень наставника не может быть присвоен, пока не получен предыдущий. Таким образом, осуществляется дифференцированная

подготовка с выстраиванием собственной траектории развития и индивидуальными образовательными маршрутами наставников для дуальной системы обучения.

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В.. и др. Методология и опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования: коллективная монография / Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева и др. - Казань: Медицина, 2011. - 406 с.

2. Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России / Н.Д. Никандров. - СПб.: СПб ГУП, 2005.

3. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность: монография / И.П. Смирнов. - М.: Граф-Пресс, 2002. - 419 с.

4. Листвин А.А. Дуальная система профессионального обучения: условия применения в России / А.А. Листвин // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 118-122.

5. Иванова Л.Л. Наставничество на государственной гражданской службе:

институциональный аспект // Государственное и муниципальное управления. - Ученые записки СГАГС. - 2012. - № 4. - С. 130-138.

6. Масалимова А.Р. Содержание и технологии корпоративной подготовки наставников: педагогическая составляющая: учебно-методическое пособие. - Казань: «Изд-во КФУ», 2015. - 123 с.

7. Батышев С.Я. Педагогические основы наставничества / С.Я. Батышев // Материалы теоретической конференции. Часть 1. - М.: Б.и., 1977. - 324 с.

8. Фаляхов И.И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1(115). - С. 45-49.

Сведения об авторе:

Фаляхов Ирек Ильхамович (г. Елабуга, Россия), аспирант кафедры педагогики Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: [email protected]

Data about the author:

I. Falyakhov (Elabuga, Russia), postgraduate student at the Department of Pedagogy of Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.