ИНТЕГРЯЦИЯ Правовой НЯЧКИ И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРЯЗОвЯНИЯ
(ДИДЯКТИЧЕСКИй ЯСПЕКТ)
УДК 1 (130.2)
Щербакова Мария Павловна Shcherbakova Maria Pavlovna
аспирант кафедры философии и политологии
Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46) postgraduate student of the department of philosophy and political science
Russian Presidential academy of National economy and public administration (46 Gagarin av., Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Модель профессиональной идентичности преподавателей
вузов МВД России
The model of professional identity academics Russian Ministry of internal affairs
В статье рассмотрена проблема профессиональной идентичности преподавателей высших учебных заведений МВД России. Предложена модель их профессиональной идентичности и определены возможности ее практического использования.
Ключевые слова: преподаватель, идентификация, профессиональная идентичность.
The article deals with the problem of professional identity of academics Russian interior ministry. A proposed model of their professional identity and identified the possibility of its practical use.
Keywords: teacher, identification, professional identity.
Особенностью исследования профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России является отсутствие общественно признанного (идеального) образа их профессии. Являясь сотрудниками полиции и одновременно преподавателями высших учебных заведений, они находятся в состоянии конфликта своих социально-профессиональных ролей. Действующая нормативная база исходит из убеждения в естественности их совмещения, но реальная практика демонстрирует признание значительной частью профессорско-преподавательского состава вузов МВД наличие проблемы профессиональной идентичности [1; 2].
Состояние профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России может быть выражено с помощью математической модели, где профессиональная идентичность (ПИ) представляется в виде суммы индикаторов «внешнего контура» и «внутреннего контура» идентичности, деленной на количество индикаторов. В нашем исследовании использованы 10 индикаторов, соответственно ПИ = ВК (СБ+ К+ МП+ У+ Н+ Со) + ВнК (Км + Ув + Ссм + Про) / 10.
Внешний контур (ВК) профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД есть сумма следующих слагаемых:
— оценка по служебно-боевой и физической подготовке (СБ);
— оценка кадровой службы (К);
— оценка отдела морально-психологического обеспечения (МП);
— оценка учебного отдела (У);
— оценка научного отдела (Н);
— отношение социального окружения (Со).
Внутренний контур (ВнК) профессиональной
идентичности преподавателей вузов МВД есть сумма следующих слагаемых:
— ощущение комфорта в наличной профессиональной среде (Км);
— уверенность в своих силах, в правильности профессионального выбора (Ув);
— социальное самочувствие (Ссм);
— самооценка профессионализма (Про).
Для каждого индикатора представляется допустимым использовать две основные оценки — «положительную» и «отрицательную», фиксирующие качественные показатели идентификационных процессов. При этом отметим, что в силу «закрытости» информации по критериям «внешнего контура» в нашем исследовании использовались оценки самих респондентов. Мы исходим из убеждения, что преподаватели вузов МВД обладают достаточными знаниями об отношении к их профессиональной деятельности со стороны вышеназванных структурных подразделений вузов. Вместе с тем, считаем, что предложенная система оценивания по критериям сформированности
интЕГРация правовой начли и высшего юридического ОБРазования
(ДидактичЕСкий аспЕкт)
профессиональной идентичности специальными службами и отделами вуза МВД, имеющими значительные ресурсы по формированию информационной базы и при условии их постоянного взаимодействия между собой и с сотрудниками, может способствовать выявлению проблем профессиональной идентичности и нахождению путей их преодоления.
Практические возможности представленной модели мы реализовали в пилотном социологическом проекте. Данное исследование проводилось автором в 2013—2014 годах в Нижегородской академии МВД России, Московском университете МВД России, Краснодарском университете МВД России. Методом сбора первичной информации выступил анкетный опрос. Выборка составила 600 преподавателей указанных вузов — сотрудников ОВД. В результате были выявлены следующие основные типы профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России: «преподаватель» (64%), «полицейский» (22%), «преподаватель-полицейский» (8%), «не преподаватель и не полицейский» (6%). Их типовые (средние) показатели профессиональной идентичности следующие: ПИ ср. «полицейских» — 0,77; «преподавателей» — 0,72; «преподавателей-полицейских» — 0,86, «непреподавателей и неполицейских» — 0,57.
Следует отметить, что наличие проблемы профессиональной идентичности не разрушает систему жизнедеятельности вузов МВД, а лишь препятствует улучшению качества их работы. Между всеми типами профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД существует мощное основание, скрепляющее коллективы вузов в единые жизнеспособные образовательные организации. Это основание выстроено из общности представлений о своей профессиональной миссии, о ее ценности и значении для жизни общества, об условиях ее осуществления.
Однозначно всеми типами преподавателей признается большое значение в их профессиональной деятельности хорошего образования, здоровья, умственных способностей, ответственности, профессионализма, уверенности в себе, целеустремленности, педагогических способностей, творческих способностей, наличия времени для саморазвития, способности к внутреннему самоконтролю, общественной востребованности труда.
Объединены педагогические коллективы вузов МВД и общими представлениями о недостатках в организации условий для их профессиональной деятельности. Все типы преподавателей выражают неудовлетворенность медицинским обслуживанием, распределением нагрузки по видам, условиями для повышения квалификации, системой контроля за выполнением обязанностей, недостатком времени для занятий спортом и наукой.
Наиболее значительные типологические отличия заключены в следующем:
— «преподаватели» более всех других убеждены в необходимости богатой духовной жизни и наличии профессиональной идентичности для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей; они более других неудовлетворены необходимостью участия в обеспечении общественного порядка, занятий по строевой подготовке, сдавать зачеты по огневой и физической подготовке; им более всех существующая система контроля за выполнением обязанностей представляется избыточной;
— «полицейские» отличны от иных типов прежде всего высоким уровнем ориентированности на ценность служения своему Отечеству; они убеждены в необходимости наличия опыта практической полицейской службы для успешного преподавания в вузе МВД, более всех других выражают удовлетворение от участия в обеспечении общественного порядка, от необходимости заниматься строевой подготовкой; данный тип более других находит время для занятий спортом; в качестве условий профессионального успеха они реже всех выделяют «активную научную деятельность» и чаще, чем другие, «внешний контроль за деятельностью» и «физическую силу, физическое совершенство»;
— «преподаватели-полицейские» меньше всех в профессиональной карьере признают значение помощи и поддержки окружающих, но и сами менее других ориентированы на пользу другим людям; более чем представители иных типов они ценят предприимчивость и деловитость, способность использовать других людей в своих интересах; данный тип чаще других указывает на избыток дисциплины в профессиональной деятельности преподавателя вуза МВД, а также критично относится к существующему внешнему контролю за их деятельностью; «преподаватели-полицейские» менее всех удовлетворены взаимопониманием в трудовом коллективе и более других довольны системой поощрений и взысканий, результативностью своей работы;
— «непреподаватели и неполицейские» более других склонны считать условиями профессионального успеха высокое социальное положение родственников, удачный брак, деньги и реже всех они отмечают значение хорошей семьи и детей, богатой духовной жизни, порядочности и честности, профессиональной идентичности; данный тип менее других удовлетворен отношениями с обучающимися и руководством.
Таким образом, нами предложена система индикаторов, позволяющая измерять уровень сфор-мированности профессиональной идентичности исследуемой общности. Представленная модель определения уровня и характера профессиональной идентичности может быть использована в практике ведомственных психологов, специалистов по профессиональной ориентации, в работе кадрового аппарата вузов, в формировании кадровой политики МВД России.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 4 (28)
205
интегряция правовой пачки и высшего юридического обрязовяния
(дидяктический яспект)
I Примечания Notes
о о
g 1. Ивашевский С.Л. Профессиональная идентичность 1. Ivashevsky S.L. Professional identity of the scientist in
с^ ученого в органах внутренних дел России // Юридическая the internal affairs of Russia // Legal science and practice: ЕР наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of interin России. 2014. № 1 (25). nal affairs of Russia. 2014. № 1 (25).
0
S^ 2. Щербакова М.П. Типология профессиональной 2. Shcherbakova M.P. Typology of professional identity
® идентичности преподавателей вузов МВД России // Юри- academics Russian Ministry of internal // Legal science and ® дическая наука и практика: Вестник Нижегородской ака- practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry £ демии МВД России. 2014. № 2 (26). of internal affairs of Russia. 2014. № 2 (26).
ra
в а
4 о
С
е &
5
с о
1
5
I
е §
й о
I
-0 §
с с е
о
6
-0
е §
в овк
а
б р
е Ще