ИНТЕГРЯЦИЯ Правовой НЯЧКИ И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРЯЗОвЯНИЯ
(ДИДЯКТИЧЕСКИй ЯСПЕКТ)
УДК 372.8
Васильев Вячеслав Вениаминович Vasil'ev Vyacheslav Veniaminovich
кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности органов вну-треннихдел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), head of the department of administrative activities of internal affairs Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Вызулин Евгений Александрович Vyzulin Evgeny Aleksandrovich
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутреннихдел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
senior lecturer, department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Супрунов Александр Германович Suprunov Aleksander Germanovich
кандидат юридическихнаук, начальник учебного отдела
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (law), head of the educational department
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950) E-mail: [email protected]
Методические особенности проведения теоретических занятий по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения
Methodological features of the theoretical studies on the administrative activities of the deportment of internal affairs with the students of the faculty of professional education
Реалии складывающейся в Российской Федерации экономической ситуации ставят перед системой правоохранительных органов вообще и перед Министерством внутренних дел в частности задачу максимальной оптимизации расходов и повышение качества работы. Дискуссионным остается вопрос сокращения штатной численности сотрудников МВД России при одновременном улучшении качества работы остающихся сотрудников. Данная ситуация ставит перед образовательными организациями системы МВД России во главу угла задачу повышения уровня как теоретических знаний обучаемых, так и их умения применять полученные знания на практике. Директивные документы МВД России жестко требуют от ведом-
ственных образовательных организаций повышения практической направленности обучения слушателей факультета профессионального обучения.
Целью данной статьи авторы полагают разработку базовой концепции проведения теоретического занятия со слушателями, проходящими обучение в образовательных организациях системы МВД России по профессии полицейский, для выполнения требования «заказчика» — территориального отдела полиции — подготовки компетентного практического сотрудника.
Ключевые слова: теоретическое занятие, методика проведения, профессиональное обучение, дискуссия, методическиетребования.
интегряция правовой науки и высшего юридического обрязовяния
ДИДЯКТИЧЕСКИй яспект)
Realities emerging in the Russian Federation economic situation put before the law enforcement system in General and the Ministry of Internal Affairs, in particular the problem of maximum cost optimization and quality improvement work. Discussion is the question of staff reduction of MVD of Russia, while also improving the quality of the remaining employers. This situation poses to educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia in the forefront the problem of increasing the level of theoretical knowledge of learners and their ability to apply the acquired knowledge in practice. The police documents of the Ministry of Internal Affairs of the Rus-
sian Federation strictly require state Universities to increase the practical orientation of education.
The purpose of this article, the authors suggest the development of basic concepts for theoretical classes with students studying in higher education Institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia in the profession of a Police officer to perform the requirements of the «customer» is the territorial police department — practical training of competent staff.
Keywords: theoretical lesson, methodology, training, discussion, methodological requirements.
Оговаривая подготовку к теоретическому занятию по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения, авторы высказывали и обосновывали мысль о максимальном приближении такого занятия к уроку. Продолжая отстаивать это мнение, мы считаем, что, приступая кзанятиям, преподаватель должен иметь на руках не классическую вузовскую методическую разработку учебного занятия, а план-конспект, заранее содержащий не только ход занятия и хронологию изложения материала, но и схематичное отображение предполагаемой дискуссии, «мозгового штурма» и т. п. Этот прием позволит избежать излишней «лекционности» занятия и не даст возникшей дискуссии «увести» занятие в сторону от намеченной преподавателем практической его направленности.
Преподаватель начинает теоретическое занятие традиционно с организационного момента (принятие доклада, проверка расхода личного состава, готовность обучаемых к занятию). Обозначается тема, общее количество часов (включая практические занятия), отводимое на нее. Характерной особенностью начала теоретического занятия по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения является то, что преподаватель обязан обозначить прежде всего двойное целеполагание занятия:
1. Обозначаются цели изучения всего раздела.
2. До обучаемыхдоводятся конкретные цели и задачи непосредственного занятия.
Отдельно преподаватель обязан указать значимость изучаемой темы в будущей практической профессиональной деятельности.
Функции теоретического занятия должны совпадать с классической лекцией. Такими функциями являются познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.
По мнению начальника учебного отдела академии, преподаватель осуществляет ведение теоретического занятия со слушателями факультета профессионального обучения, учитывая комплекс методических требований организационного и психолого-дидактического характера, а именно:
организационные:
— формирование у обучаемых познавательной активности, внимания и интереса, поддержание их в ходе всего занятия;
— логичная и последовательная подача материала, соблюдениеточности и полноты, актуальности, корреляция его с практикой деятельности комплектующих органов;
— изложение материала с обязательным применением технических, мультимедийных, раздаточных и иных средств наглядности, соблюдение требований о простоте восприятия;
— выдвижение на занятии обучающимся одной или нескольких (не более 5) проблем из числа актуальных вопросов деятельности практического ОВД и ее анализ (одной из них) с формально правовой и практической точекзре-ния. Сформулировав с обучаемыми «идеальный» вариант решения проблемы, преподаватель должен сообщить слушателям факультета профессионального обучения, как этот вопрос решался в территориальном ОВД. Преподаватель должен воздержаться от категорически негативной оценки результата, полученного в территориальном ОВД, в случае его несовпадения с решением, разработанным на теоретическом занятии. Предвосхищая вопросы слушателей о формулировании оценочной позиции, преподаватель должен стремиться к нивелированию спорных категорий и неоднозначных суждений, проявляя нейтральность позиции с учетом сложившейся в регионе правоприменительной практики;
интЕГРация правовой науки и высшЕго юридического овразования
(дидактичЕСкий аспЕкт)
психолого-дидактические:
— грамотность построения фраз и выразительность речи. Преподаватель обязан избегать слов-паразитов. По мнению авторов, возможным является использование профессионализмов. Задействование в речи арго недопустимо;
— изложение материала должно быть убедительным, ясным и целеустремленным. В речи должны отсутствовать интонации сомнения в правильности излагаемого материала, если этого не требует конкретная проблемная ситуация;
— учет особенностей кадрового состава обучающихся.
Описывая процесс подготовки преподавателя к теоретическому занятию по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения, В.В. Васильев и Е.А. Вызулин в своей статье «Методические особенности подготовки теоретических занятий по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения» [1] делали акцент на необходимости вовлечения обучаемых в процесс занятия. Разрешая проблемы правоприменения, по мнению авторов, преподаватель в ходе теоретического занятия не просто может, а обязан привлекать слушателей к диалогу, при необходимости прибегая к провоцированию дискуссии. Данный метод позволяет преподавателю не только развивать познавательную активность обучаемых, но и наглядно в рамках «обратной связи» видеть уровень понимания и качество усвоения материала теоретического занятия.
Требованиями, предъявляемыми к планированию как лекционного, так и семинарского занятия, предусматривается, что на рассмотрение и обсуждение не должно выноситься более трех-четырех вопросов. Авторы полагают, что это требование должно относиться и к теоретическому занятию и надо учитывать, чтобы распределение отводимого времени на каждый рассматриваемый вопрос было относительно равное. В среднем при проведении теоретического занятия по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения преподаватель не должен отводить на рассмотрение вопроса более 20 минут при четырех заявленных вопросах.
Каждый учебный вопрос преподаватель условно делит на три части:
1) лекционно-вводная (лекционная, лекцион-но-понятийная) часть. Преподаватель доводит,
сопровождая свой монолог средствами мультимедиа, категориально-понятийный аппарат или, говоря языком урока, излагает новый материал. В конце лекционного блока, как мы уже отмечали, преподаватель ставит перед обучаемыми проблемы из числа актуальных направлений деятельности ОВД и инициирует ее обсуждение, дискуссию, переходя ко второй части рассмотрения учебного вопроса. Лекционный блок не должен занимать более 2/5 времени рассмотрения учебного вопроса;
2) дискуссионная часть (элемент семинара, «мозговой штурм»). Преподаватель руководит обсуждением и разрешением проблемного вопроса правоприменения, заявленного им в первой части. В учебных группах с низкой познавательной активностью инициатором и руководителем дискуссии является сам преподаватель, в остальных учебных группах преподаватель осуществляет распорядительные функции, не позволяя решение проблемного вопроса превращать в обсуждение частного правоприменительного элемента. Именно на данном этапе преподаватель должен учитывать кадровый состав учебной группы (учебных групп) и правоприменительную практику, сложившуюся в конкретном регионе. Завершается данная часть учебного вопроса формулированием «идеального» варианта решения проблемного вопроса с формально-правовой и практической точек зрения. Дискуссионный блок не должен занимать более 2/5 времени рассмотрения учебного вопроса;
3) итогово-обобщающая часть. Преподаватель доводит до слушателей факультета профессионального обучения вариант решения проблемного вопроса практическим ОВД, сравнивая его с выработанным «идеальным» вариантом. Он должен учитывать требования организационного и психолого-дидактического характера, изложенные выше. Кроме того, в целях экономии времени преподаватель сам формулирует выводы по рассмотренному вопросу, акцентируя его значимость для предстоящей правоприменительной деятельности обучаемых.
По мнению авторов, на завершающую часть теоретического занятия по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения преподаватель должен отвести не менее 7—10 минут. Помимо общего подведения итогов занятия, преподаватель задает 3—5 базовых, конкретных вопросов по изученному материалу, предполагающих краткий, возможно, односложный ответ.
ИНТЕГРЯЦИЯ правовой НЯЧКИ И ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО 0БРЯ30ВЯНИЯ
(ДИДЯКТИЧЕСКИЙ ЯСПЕКТ)
Преподаватель по итогам занятия и кругу рассмотренных вопросов дает задание на самостоятельную подготовку.
Отдельно, учитывая наличие элемента семинара на теоретическом занятии по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения , авторы хотят коснуться вопроса возможности выставления оценок обучаемым за участие в дискуссии. Мы полагаем, что это возможно, исключив неудовлетворительные оценки. Данная методика оценивания поощряет участников обсуждения проблемных вопросов и мотивирует к активной позиции на последующих занятиях, исключая опасения обучаемых получить неудовлетворительную оценку при формулировании неверного ответа.
Завершая краткое изложение методических особенностей проведения теоретического занятия по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения, можно сформулировать следующие выводы:
1. Общая система построения теоретического занятия является своеобразной компиляцией лекционного, семинарского занятий и урока.
2. При проведении теоретического занятия преподаватель должен учитывать требования как организационного, так и психолого-дидактического характера.
3. Учитывая практическую направленность обучения сотрудников территориальных ОВД,
авторы считают возможным употребление в речи преподавателя профессионализмов.
4. Теоретическое занятие строится по методу «занятие в занятии» (использование элементов лекции, семинара,научного диспута при рассмотрении отдельного учебного вопроса).
5. Проблемные вопросы должны предлагаться для решения обучаемым с учетом профиля их подготовки, базового образования и комплектующего органа.
Авторы изложили свое видение проведения занятия по разделу «Административная деятельность ОВД» и приглашают принять участие в научной дискуссии по методике проведения теоретических занятий специалистов других отраслей права и направлений подготовки обучаемых.
Примечания
1. Васильев В.В., Вызулин Е.А. Методические особенности подготовки теоретических занятий по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29).
Notes
1. Vasiliev V.V., Vyzulin E.A. Methodological peculiarities of preparation out theoretical studies on the administrative activities of the bodies of internal Affairs with the students of the faculty of professional education // Legal science and practice: journal Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 1 (29).