Научная статья на тему 'Типология профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России'

Типология профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TEACHER / IDENTIFICATION / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Мария Павловна

В статье рассмотрена проблема профессиональной идентичности преподавателей высших учебных заведений МВД России. Предложена типология их профессиональной идентичности и актуальные направления позитивного изменения идентификационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of professional identity academics Russian Ministry of internal affairs

The article deals with the problem of professional identity of academics Russian Interior Ministry. A proposed typology of their professional identity and current trends in positive change identification processes.

Текст научной работы на тему «Типология профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России»

УДК 37

Щербакова Мария Павловна Shcherbakova Maria Pavlovna

аспирант кафедры философии и политологии

Нижегородский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46)

postgraduate student of the department of philosophy and political science

Nizhny Novgorod Institute of Management — Branch of the Russian Presidential academy of national economy and public administration (46 Gagarin av., Nizhny Novgorod, 603950)

E- mail: mariya.shherbakova79@mail.ru

Типология профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России

Typology of professional identity academics Russian Ministry

of internal affairs

В статье рассмотрена проблема профессиональной идентичности преподавателей высших учебных заведений МВД России. Предложена типология их профессиональной идентичности и актуальные направления позитивного изменения идентификационных процессов.

Ключевые слова: преподаватель, идентификация, профессиональная идентичность.

The article deals with the problem of professional identity of academics Russian Interior Ministry. A proposed typology of their professional identity and current trends in positive change identification processes.

Keywords: teacher, identification, professional identity.

Актуальность обращения к вопросу о профессиональном самоопределении преподавателей высших учебных заведений системы МВД России обусловлена проводимой реформой органов внутренних дел, поставленными руководством страны и вызванными общественным заказом задачами по повышению качества подготовки кадров МВД. Несомненно, что в решении этих задач важнейшую роль играет уровень профессиональной готовности профессорско-преподавательского состава специализированных учебных заведений, прежде всего вузов Министерства внутренних дел. С.Л. Ивашевский отмечает, что в современном обществе интеллект и уровень освоения научных знаний определяют динамику общественных процессов. «В противостоянии преступности и закона, — пишет ученый, — победа будет на стороне знания. Ориентация на силовые способы ведения этой борьбы изживает себя. Сейчас эта борьба переходит в сферу человеческого интеллекта» [1, с. 94].

Одним из условий высокого уровня готовности к исполнению своей социальной миссии является успешное профессиональное самоопределение преподавателей. Сформированное чувство тождества со своей профессией, неразделимости лич-ностно и профессионально значимого является основой их профессиональной компетентности, результативности в решении служебных задач.

Профессиональная роль преподавателя вуза МВД не стандартна. Она сопряжена с несением в целом не свойственной данной профессии полицейской службы. Решение задач по обеспечению общественного порядка, несение внутренних нарядов в учебном заведении как подразделении органов внутренних дел не согласуется с традиционным представлением о социальной роли преподавателей вузов. Такая «двойственность» в профессиональной позиции мешает осуществлению успешного профессионального самоопределения представителей педагогического коллектива вузов МВД.

Исследуя эту проблему, необходимо обращаться к расчленению исследуемого объекта и группировке выявленных элементов в целях сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации. В этом отношении используемый в работе метод типоло-гизации представляется оправданным и перспективным, способствующим углублению знаний в области профессиональной идентичности сотрудников ОВД.

В решении исследовательских задач автор опирается на типологический подход, формируя совокупность методологических процедур и соответствующих им мыслительных форм, ориентированных на понимание современной образовательной сферы органов внутренних дел России.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 2 (26)

297

Щербакова М.П. Типология профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России

Щербакова М.П. Типология профессиональной идентичности преподавателей вузов МВД России

Так, опросы, проведенные среди преподавателей вузов, готовящих кадры для органов внутренних дел, в городах Москва, Нижний Новгород, Краснодар, показали, что проблема самоопределения в профессии не стоит только у 14,8% респондентов. Большинство преподавателей выражают позицию признания актуальности для них проблемы профессионального самоопределения, считают, что она серьезно мешает их работе, духовному равновесию.

В ходе проведенного исследования удалось выявить следующие основные варианты профессионального самоопределения преподавателей вузов МВД:

— преподаватель;

— полицейский.

Каждый из этих видов имеет свои типологические черты. Так, среди «преподавателей», согласно выявленным с помощью опросов наиболее характерным чертам, преобладают сотрудники, пришедшие на службу в органы внутренних дел из «гражданских» вузов. 32% идентифицирующих себя с ролью преподавателя имеют базовое педагогическое образование. 86% женщин-пре-подавателей считают себя в вузе МВД прежде всего педагогами и воспитателями. Возрастные же рамки, как показали опросы, не имеют в решении заданной проблемы принципиального значения.

Идентифицирующие себя с ролью полицейского преимущественно мужчины, 92% которых являются выпускниками вузов МВД либо Министерства обороны. Стоит отметить, что с началом реформы МВД и предъявлением новых требований к специализированным учебным заведениям этой системы, количество преподавателей, признающих своей основной профессиональной задачей выполнение полицейских функций, стало увеличиваться. 7,8% опрошенных признали, что чувствуют себя одинаково комфортно в каждой из выделенных социальных ролей.

Стоит отметить, что типологический подход к исследованию профессиональной идентичности сотрудников МВД России недостаточно развит. Среди известных нам исследований в данном направлении стоит отметить работы А.А. Диденко и И.В. Диденко. Они выделяют следующие типы профессиональной идентичности:

— позитивная;

— неопределенная;

— условно позитивная [2, с. 4].

Иные варианты развития идентификационных процессов указанные ученые относят к кризисным, отмечая возможность роста профессионального маргинализма и псевдопрофессионализма.

В нашем исследовании выявлены как развивающиеся следующие варианты разрешения проблемы профессиональной идентичности, формирующиеся типы самоидентификации:

— «преподаватель- полицейский» — это педагог, воспитатель, несущий знания и ценности, формирующий интеллект, нравственный, физический уровень кадров органов внутренних дел, находящийся на службе в ОВД и своей педагогической деятельностью исполняющий служебный долг;

— «полицейский-преподаватель» — сотрудник ОВД, стоящий на страже законности и порядка, готовый к выполнению специфических служебных задач по обеспечению безопасности общества, который в специально отведенное время передает свои знания и опыт молодым сотрудникам;

— «не полицейский — не преподаватель» — крайне негативная форма, результат не сформировавшегося профессионального определения, специфическое проявление профессиональной апатии, духовного кризиса личности, влекущий профессиональную деградацию.

Таким образом, считаем, что важнейшими задачами современного развития общества и органов внутренних дел являются:

— недопущение негативных вариантов решения вопроса профессионального самоопределения преподавателей вузов МВД;

— выработка комплекса мер по целенаправленному формированию образа профессии и своего в нем места в сознании сотрудника;

— нормативное закрепление статуса преподавателя в системе МВД, с уточнением его профессиональных функций, опираясь на конкретно-социологические исследования образовательной среды учебных заведений МВД России.

Примечания

1. Ивашевский С.Л. Профессиональная идентичность ученого в органах внутренних дел России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25).

2. Диденко А.А., Диденко И.В. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4 (55).

Notes

1. Ivashevsky S.L. Professional identity of the scientist in the internal affairs of Russia // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № 1 (25).

2. Didenko A.A., Didenko I.V. Professional identity of military men of the Interior Troops of Russia // Psichopedagogika in law-enforcement. 2013. № 4 (55).

298

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.