Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ'

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Н. Л., Швейд Е. Н., Повзун В. Д., Степанова Г. А., Демчук А. В.

В статье представлена разработанная практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования - схематическое изображение построения процесса непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования, в котором обозначены основные компоненты и взаимосвязи между ними. Модель состоит из функционально-целевого, процессуально-деятельностного и контрольно-оценочного блоков. В процессе реализации модели у обучающихся формируется потребность в навигации индивидуальной траектории развития. Модель способствует обеспечению непрерывности процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования благодаря созданным психолого-педагогическим условиям. Представленная модель имеет своё теоретическое основание: разработаны психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации данной модели; показана необходимость создания предпосылок для проявления активности субъектов образовательного процесса в рамках профориентационной работы; обоснован принцип соблюдения непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся от старшего дошкольного возраста до выпуска их из общеобразовательного учреждения в профориентационной навигации индивидуальной траектории развития. Также обоснована необходимость учета индивидуальных профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности. Проведен анализ профориентационной работы в муниципальном образовании, что потребовало подбора объективных критериев и показателей согласующихся с региональной системой работы по профориентции обучающихся. Полученные результаты экспериментальной проверки разработанной практико-ориентированной модели свидетельствует о высокой её эффективности, а также о готовности детей и молодёжи в муниципальной системе образования к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Н. Л., Швейд Е. Н., Повзун В. Д., Степанова Г. А., Демчук А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CHILDREN AND YOUTH

In the article is presented developed practice-oriented model of continuous support of professional self-determination of children and youth in the municipal education system - is a schematic representation of the construction of the process of continuous support of professional self-determination of children and youth in the municipal education system, in which the main components and interrelations between them are identified. The model consists of functional-target, procedural-activity and control-evaluation blocks. In the process of implementing the model, students have a need to navigate an individual trajectory of development. We can also talk about ensuring the continuity of the process of supporting the professional self-determination of children and youth in the municipal education system due to the created psychological and pedagogical conditions. The presented model has its own theoretical description: the psychological and pedagogical conditions necessary for the practical implementation of this model are substantiated; the necessity of creating prerequisites for the manifestation of the activity of the subjects of the educational process in the process of career guidance is shown.; the principle of compliance with the continuity of support of professional self-determination of students from the senior preschool age to their graduation from a general education institution in the career guidance navigation of an individual development trajectory is substantiated. The necessity of taking into account individual professional preferences and inclinations to various types of professional activity, is also substantiated. The obtained results of the experimental verification of the developed practice-oriented model indicate its high efficiency, as well as the readiness of children and youth in the municipal education system for professional self-determination.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS

DOI 10.26105/SSPU.2022.79.4.013 УДК 37.047

ББК 74.200.536+88.802

Н.Л. МИХАЙЛОВА, Е.Н. ШВЕЙД, В.Д. ПОВЗУН, Г.А. СТЕПАНОВА, А.В. ДЕМЧУК

N.L. MIKHAILOVA, E.N. SHVEYD, V.D. POVZUN, G.A. STEPANOVA, A.V. DEMCHUK

МОДЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

MODEL

OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CHILDREN AND YOUTH

В статье представлена разработанная практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования — схематическое изображение построения процесса непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования, в котором обозначены основные компоненты и взаимосвязи между ними. Модель состоит из функционально-целевого, процессуально-деятельностного и контрольно-оценочного блоков. В процессе реализации модели у обучающихся формируется потребность в навигации индивидуальной траектории развития. Модель способствует обеспечению непрерывности процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования благодаря созданным психолого-педагогическим условиям. Представленная модель имеет своё теоретическое основание: разработаны психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации данной модели; показана необходимость создания предпосылок для проявления активности субъектов образовательного процесса в рамках профориентационной работы; обоснован принцип соблюдения непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся от старшего дошкольного возраста до выпуска их из общеобразовательного учреждения в про-фориентационной навигации индивидуальной траектории развития. Также обоснована необходимость учета индивидуальных профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности. Проведен анализ профориентаци-онной работы в муниципальном образовании, что потребовало подбора объективных критериев и показателей согласующихся с региональной системой работы по профориентации обучающихся. Полученные результаты экспериментальной проверки разработанной практико-ориентированной модели свидетельствует о высокой её эффективности, а также о готовности детей и молодёжи в муниципальной системе образования к профессиональному самоопределению.

In the article is presented developed practice-oriented model of continuous support of professional self-determination of children and youth in the municipal education system — is a schematic representation of the construction of the process of continuous support of professional self-determination of children and youth in the municipal education system, in which the main components and interrelations between them are identified. The model consists of functional-target, procedural-activity and control-evaluation blocks. In the process of implementing the model, students have a need to navigate an individual trajectory of development. We can also talk about ensuring the continuity of the process of supporting the professional self-determination of children and youth in the municipal education system due to the created psychological and pedagogical conditions. The presented model has its own theoretical description: the psychological and pedagogical conditions necessary for the practical implementation of this model are substantiated; the necessity of creating prerequisites for the manifestation of the activity of the subjects of the educational process in the process of career guidance is shown.; the principle of compliance with the continuity of support of professional self-determination of students from the senior preschool age to their graduation from a general education institution in the career guidance navigation of an individual development trajectory is substantiated. The necessity of taking into account individual professional preferences and inclinations to various types of professional activity, is also substantiated. The obtained results of the experimental verification of the developed practice-oriented model indicate its high efficiency, as well as the readiness of children and youth in the municipal education system for professional self-determination.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель, моделирование, профессиональная ориентация, индивидуальный образовательный маршрут, муниципальная система образования, обучающиеся.

KEY WORDS: model, modeling, professional orientation, individual educational route, municipal education system, students.

ВВЕДЕНИЕ. Одной из основных задач образовательных организаций является содействие самоопределению личности — личностного, социального, профессионального, жизненного. Внедрение профориентационной работы в общеобразовательных организациях начиная с уровня дошкольного образования позволяет содействовать более эффективному самоопределению личности каждого обучающегося и помимо этого:

— задуматься о своих жизненных перспективах и сориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни;

— учиться играть любую социальную роль, характерную для взрослеющего человека;

— решать проблемы, которые возникают в процессе образовательной деятельности (познавательные, коммуникативные, организационные, и т.д.), благодаря чему успешно учиться в школе.

«Профессиональное самоопределение является сложным психолого-педагогическим образованием, включающим жизненные ориентиры, познавательные интересы, профессиональную направленность, а также профессиональные планы школьников. Каждый год в университеты России поступают обучающиеся, которые на первом году учебы проходят процесс создания образца своей будущей профессиональной деятельности и ключевых профессиональных качеств. Для достижения данной цели процесс обучения и внеучебная деятельность по воспитанию формируется с учетом права использования возможностей внутри и вне среды учебной организации» [6, 10, 12, 15]. А.В. Пашкевич обращает внимание, что «этап получения высшего профессионального образования в жизни молодого человека становиться временем его профессионального самоопределения» [9, с. 119-130].

Важнейшими особенностями выбора профессии в современном обществе являются: высокая частота смены профессии; мобильность современного рынка труда; изменение

системы обучения; изменение характера труда; желание современного человека обрести личную свободу, управлять своей профессиональной карьерой и самостоятельно определять, планировать собственную образовательную траекторию; децентрализация современного рынка и переход к новому промышленному укладу.

В январе — декабре 2020 года за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры обратилось 80 982 человека, что в 1,7 раза или на 35 353 человека, больше, чем в аналогичный период 2019 года (45 629 человек) (Рисунок 1).

Проблема занятости в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре носит актуальный характер, что побуждает к поиску эффективных путей её решения. Одним из таких путей является организация непрерывного профессионального самоопределения детей и обучающихся с опорой на реалии регионального рынка труда и тенденции социально-экономического развития России и Югры.

Рис. 1. Динамика численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, чел.

Каждый возрастной период становления личности обучающегося имеет свою специфику и требует индивидуальной профориентационной работы:

1. Дошкольное детство: предполагает сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированного характера; трудовые пробы — выполнение несложных действий; трудовые действия, развитие интереса к труду.

2. Младший школьный возраст: позволяет получить ориентир на профессии значимых взрослых; расширить представления о различных видах труда и их содержании; формировать умения представить себя на месте работника определенной профессии; развивать представления о профессиях.

3. Подростковый возраст: способствует формированию позитивного отношения к различным видам деятельности; складыванию системы личностных ценностей; развитию учебно-профессиональных намерений и профессионально-ориентированных мечтаний.

4. Старший школьный возраст: приводит к осознанию собственного «Я», а самоанализ становится основой отсроченного профессионального самоопределения; происходит осознанный выбор дальнейшего профессионального образования; учебно-профессиональное самоопределение личности.

ЦЕЛЬ. Российская система образования в своем подходе к организации эффективной системы профориентации находится на начальном этапе. Запрос родительского сообщества и самих школьников, ведомственная поддержка на разных уровнях со стороны государства, а также достаточный опыт профориентационной работы в прошлом подталкивают существу-

ющую систему к развитию. Однако концептуальные подходы к выстраиванию целей, содержания, механизмов, форм профориентации на системной основе отсутствуют, не учитываются вышеописанные современные особенности введения профориентационной работы [6, 10].

В ходе анализа психолого-педагогических исследований внутренних и внешних факторов профессионального самоопределения нами выявлены следующие противоречия:

— между глубоким изучением роли индивидуально-типологических особенностей, способностей, интеллекта, эмоций школьников и недостаточным исследованием их самосознания, а также представлений о себе в ситуации выбора профессии, представлений о мире профессий (Е.А. Борисова и др.);

— между потребностью в «идеале» профессиональной самоидентификации и неопределенностью с идеалами личностного и профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников м др.);

— между готовностью к профессиональному самоопределению и неясностью вектора развития (изменения) общества (Н.С. Пряжников м др.) [1, 3].

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск теоретико-методологических оснований и практического обеспечения модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в целом и в муниципальной системе образования в частности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Большой вклад в развитие теоретико-методологического анализа профессионального развития внесли К.А. Альбуханова-Славская, Р. Берне, В.С. Би-блер, Б.С. Братусь, А.А. Вербицкий, Г.Г. Гадамер, Э.В. Ильенков, Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев, И.С. Кон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Н.И. Непомнящая, Ж. Пиаже, В.М. Розин, В.А. Сластенин, В.В. Столин, Д. Сьюпер, С.Н. Чистякова, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов, С.Г. Якобсон [2, с. 264]. Настоящее исследование, посвященное разработке модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования, носило аналитический характер. Структура и содержание ведущейся профориентационной работы в муниципальном образовании были подвергнуты тщательному анализу. Для видения полноценной картины были опрошены субъекты образовательных отношений. В организации исследования мы опирались на стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ориентированную на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного деятельности в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка [3, с. 3-11]. Также были учтены результаты региональных и федеральных исследований, включая собственный опыт по проведению профориентационной работы с обучающимися, что способствовало разработке модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования.

Результаты и обсуждение результатов. Профориентационная деятельность — комплексная, целенаправленная работа, направленная на подготовку детей и молодежи к осознанному выбору сферы деятельности с учетом личных интересов, способностей и региональных потребностей в работниках, что в полной мере отражено в разработанной модели (рис. 1).

На наш взгляд, новая роль профориентации в современном мире заключается в необходимости создания условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся в их профессиональном самоопределении, помощи им в выявлении своих профессиональных интересов и склонностей [4, 6].

Общая цель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования заключается в формировании личностно-

ориентированной потребности у обучающихся в навигации индивидуальной траектории развития, создании условий для непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Сургутского района [8, с. 64-73].

Задачи непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в муниципальной системе образования выделены для каждой отдельной категории участников образовательной деятельности. Для дополнительного образования также определены свои собственные задачи. Все они на каждом конкретном уровне помогают сформировать такие качества личности обучающихся, которые особенно важны в определение их индивидуальных профессиональных предпочтений и склонности к различным видам профессиональной деятельности, а также дальнейшему осознанному профессиональному выбору. Следовательно, процесс реализации целей и задач в непрерывном сопровождении профессионального самоопределения детей и молодёжи, приобретает особую актуальность в муниципальной системе образования.

На рис. 2 (см. стр. 140) представлена «Модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования», разработанная с учетом специфики муниципалитета и особенностей будущей профессиональной деятельности обучающихся. Разработанная модель представляет определенный объект изучения, в котором раскрываются все его составляющие и указываются их связи и взаимосвязи.

Разработанная практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения — это схематическое изображение построения процесса непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования, в котором обозначены основные компоненты и взаимосвязи между ними.

Функционально-целевой блок включает цели, задачи, основные мероприятия по организации непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования.

Цель в нашей модели — создание условий для непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся. От цели зависит выбор организационных форм, методов, средств обучения, педагогических и информационных технологий процессуально-деятельностного блока. Выделим задачи, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели: дифференцированное профессиональное обучение на основе мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личности, формирование личностно-ориентированной потребности у обучающихся в навигации индивидуальной траектории развития.

Функционально-целевой блок модели представляет структуру и направленность непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования.

Практика показывает, что для реализации модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи необходимо выстраивать работу по пяти направлениям, а именно: научно-методическое обеспечение, межинституциональное партнерство, нормативно-правовое обеспечение, программно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Функционально-целевой блок модели представляется в виде иерархии целей по направлениям, как некоторой древовидной структуры, построенной по принципу «цель — подцель». Построение функционально-целевого блока модели осуществляется по абстрактно-дедуктивному принципу «от общего к частному». Согласно принципу целостности системы, достижение целей вышележащего уровня не может быть полностью обеспечено достижением целей нижележащего уровня, но, последняя должна составлять конкретный вклад

в достижение цели высшего уровня. Разбивая общую цель на более конкретные цели, иерархия целей строится «сверху вниз» (дедуктивный метод). Процесс разрастаний иерархии целей может быть бесконечным, так как невозможно априорно указать, где следует прекратить уточнение целей. В данном случае мы учитывали практическую сторону уровня

детализации, на котором целесообразно остановиться.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ блок

Цель: создание условий для непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся

Целевые ориентиры

Концептуальное (нэуч н о-методическое) обеспечение и стратегическое планирование системы пр офори ента цио мной работы

Межинституцион альнэе партнёрство

нормативно-

правовое обеспечение

Программно-методическое обеспечение

Кадровое обеспечение

Институционапьная инфраструктура

Муниципальная инфраструктура *

Информационная инфраструктура

Коммуникативная инфраструктура

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Дифференцированное профессиональное обучение на основе мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личности. Формирование личностно-ориентированной потребности у обучающихся в навигации индивидуальной траектории развития.

Дошкольное образование (5-7 лет): Зна<омстео детей старшего дошкольного еозраста к 2023 году о 10 компетенциями, »-лзсно «Атласу новых профессий 3.0», через игровую деятельность.

Начальная школа (1-4 классы) Вовлечение в процесс профессионального самоопределения не менее «ем 30% обучающихся 1-4 клэссоз к 2025 году через получение знаний о себе, о мире компетенций профессионального труда ео гремя урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования.

Основная школа (5*9 классы): Формирование готовности < осознзнчому и ответственному выбору профессиональной ¡еятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей у 30% обучающихся через енедэение прзктико-эриентировамных технологий.

Средняя школа (Ю-11 классы): Объективизация процесса профессионального самоопределения у обучающихся, через качественную подготовку < ГИА. получение дополнительных баллов посредством волонтерской деятельности и участия е конкурсах и олимпиадах по выбранному профилю. Выработка у обучающихся ответственного, сознательного отношения к труду, чрофесоиокального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.

Этап Подготовительный

Этап II Деятель постный

Этал III Рефлексивно-оценочный

Г>

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫИ БЛОК

Критерии

управляемость Целедостижение Воспроизводимость

Показатели

методический, содержательный, рефлексивный

Оценка результативности количественная и качественная

Уровни

высокий, средний, низкий

Результат: функционирующая система по непрерывному процессу сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся

Рис. 2. Практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения

профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования

Процессуально-деятельностный блок включает в себя процесс, направленный на формирование готовности обучающихся к выстраиванию индивидуального профессионального маршрута, овладение ими необходимыми профессиональными навыками и умениями для будущей профессиональной деятельности. Изменения в экономике государства провоцируют необходимость корректировки в сфере подготовки специалистов, проводимые мероприятия по непрерывному сопровождению профессионального самоопределения формируют готовность к появлению новых профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия и позволяют корректировать профессиональный ориентир обучающихся в соответствии с нововведениями. Работодатели заинтересованы в специалистах с высоким уровнем адаптационных и социально-трудовых компетенций, а также обладающих интеллектуальными и информационно-коммуникационными способностями и навыками.

Следовательно, рассматривая особенности профориентационной работы невозможно сформировать у обучающегося навык адекватного выбора профессионального будущего без опоры на реалии рынка труда и тенденции социально-экономического развития России и Югры [1, 13].

Структура модели представлена блоком основных мероприятий, дифференцированных по категориям обучающихся.

Процессуально-деятельностный блок включает содержание образования (теоретическое и практическое), 3 этапа формирования личностно-ориентированной потребности у обучающихся в навигации индивидуальной траектории развития и осуществления дифференцированного профессионального обучения на основе мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личности, подцели реализации модели в разрезе уровней образования.

Для формирования готовности обучающихся муниципального образования к профессиональному выбору применяются следующие средства: тематические занятия, тренинги, проведение диагностик, экскурсии на предприятия и организации, находящиеся в транспортной доступности к муниципальному образованию, профессиональные встречи, мастер-классы, игры, консультации и другие мероприятия. Также могут быть использованы инновационные технологии профориентационной работы, повышающие формирование готовности обучающихся муниципального образования к осознанному профессиональному выбору — «Тест-драйв профессии», «Мой Skills» и другие.

Процессуально-деятельностный блок включает в себя процесс, направленный на формирование готовности обучающихся к выстраиванию индивидуального профессионального маршрута, овладение ими необходимыми профессиональными навыками и умениями для будущей профессиональной деятельности. Исходя из задач проекта на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества» (далее — МАУДО «ЦДТ») был создан и функционирует межшкольный центр профессиональной ориентации, приказ МАУДО «ЦДТ» от 06.09.2021 № 261. Усилиями центра разрабатываются и на базе действующих технопарков реализуются базовые и углубленные Программы профессиональных проб для школьников 13-17 лет по следующим направлениям: техническое, социально-экономическое, естественно-научное.

Специалистами муниципального казённого учреждения Сургутского района «Информационно-методический центр» (далее — МКУ «ИМЦ») был подготовлен список социальных партнёров, которые выразили своё согласие на сотрудничество с образовательными организациями Сургутского района в рамках мероприятий проекта (профориентаци-онные мероприятия, профессиональные пробы и другие мероприятия). На сегодняшний день, социальными партнерами мероприятий проекта являются 7 организаций, из них 2 учреждения высшего образования, 2 учреждения средне-профессионального образования.

Так же образовательные организации заключают соглашения и договора о совместной деятельности с другими организациями СПО, ВО, социальными партнерами, не входящими

в список социальных партнеров проекта. По итогам взаимодействия с целью обеспечения раннего и осознанного выбора обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории с учетом приоритетных и перспективных направлений развития экономики и социальной сферы региона, Сургутского района в январе 2022 года был проведен аудит мероприятий профориентационной направленности среди обучающихся 5-11 классов при поддержке профессиональных образовательных организаций и предприятий и привлечением их ресурсов. Согласно проведенному аудиту выявлены наиболее значимые профориентационные мероприятия за 1 полугодие 2021-2022 учебного года, участниками которых являлись все 18 общеобразовательных организаций Сургутского района.

Контрольно-оценочный блок — представляет готовность обучающихся к ответственному профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом рынка труда муниципалитета, региона, страны.

Контрольно-оценочный блок подразумевает работу по разработке критериев оценки эффективности практико-ориентированной модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, а также подходов к определению уровня эффективности.

Контрольно-оценочный блок модели содержит критерии (управляемость, целедостижение, воспроизводимость), показатели (методический, содержательный, рефлексивный), оценку результативности (количественная и качественная) и уровни (высокий, средний, низкий), позволяющие выявлять динамику данного процесса.

Сознательность, активность и самостоятельность, наглядность, систематичность, последовательность и комплексность являются основополагающими принципами эффективного функционирования модели.

Основные условия эффективности реализации практико-ориентированной модели непрерывного сопровождения детей и молодежи:

— Актуальность нововведений для муниципальной системы образования, как основной фактор обеспечения положительной динамики стратегического развития и решения кардинальных проблем;

— Соответствие инновационных средств возможностям конкретной муниципальной системы образования;

— Научная обоснованность и полнота инноваций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Системность и критериальность оценки практико-ориентированных процессов;

— Осознание значимости реализации модели, высокий уровень ответственности каждого субъекта, учет личностно-профессиональных характеристик муниципальных координаторов и кадрового состава образовательных учреждений;

— Необходимость понимания степени и обоснованности риска, создание условий, при которых педагогический и управленческий риск при внедрении и реализации практико-ориентированной модели будет минимальным;

— Отражение принципа развития, преобразования в практико-ориентированной модели, содержании процессуально-деятельностного блока, в управленческих функциях и управленческом механизме;

— Соответствие деятельности муниципального координатора методологии, принципам и условиям управления практико-ориентированной модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.

Критерии эффективности реализации модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения:

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса непрерывного сопровождения профессионального

самоопределения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Целедостижение. Практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения существует в конкурентных условиях и должна быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантировать достижение обозначенных целей.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) практико-ориентированной модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения в других муниципальных системах образования.

С целью оценки разработанной практико-ориентированной модели по критерию целедо-стижения нами был проведен мониторинг эффективности реализации проекта за 2021-2022 учебный год, респондентами в данном мониторинге выступали руководители 18 общеобразовательных организаций и 3 филиалов, заведующие 24 дошкольными организациями и 3 филиалами. Также в мониторинге используется информация о результатах опросов субъектов профориентационной деятельности, были проведены два опроса по выявлению:

— состояния профориентационной деятельности классных руководителей 7-10 классов Сургутского района;

— готовности к профессиональному выбору выпускников 9-11 классов Сургутского района.

Так по результатам мониторинга эффективности реализации практико-ориентированной модели за 2021-2022 учебный год было выявлено, что практически все плановые значения показателей были достигнуты в полном объеме, либо перевыполнены. Фактические значения достигли плановых по следующим показателям:

1. Показатели по выявлению предпочтений, обучающихся в области профессиональной ориентации.

2. Показатели по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

3. Показатели по учету обучающихся, выбравших для сдачи ГИА по ОП СОО учебные предметы, соответствующие профилю обучения.

4. Показатели по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ.

5. Показатели по взаимодействию со средними профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.

6. Показатели по учёту выявленных потребностей рынка труда региона.

Фактические значения по следующим показателям достигнуты частично:

1. Показатели по проведению ранней профориентации обучающихся.

2. Показатели по взаимодействию с учреждениями/предприятиями.

3. Показатели по учету обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности.

Безусловно, для достижения некоторых показателей конкретным общеобразовательным организациям Сургутского района необходимо приложить немалые усилия, обратить внимание на наиболее отстающие от целевого значения показатели и принять необходимые меры по:

— обеспечению участия обучающихся Сургутского района в уроках Национальной технологической инициативы с дальнейшей возможностью участия в олимпиаде Кружкового движения НТИ;

— реализации образовательной области «Технология» через ресурсы детских технопарков «Кванториумы», центры молодёжного инновационного творчества, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и иных организаций соответствующего профиля, в том числе реализации части образовательной программы в сетевой форме.

ВЫВОДЫ. Таким образом, разработанная и представленная практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования является эффективной при реализации профориентационных мероприятий и исходит из убеждения в невозможности формирования у обучающегося навыка адекватного выбора профессионального будущего без опоры на реалии рынка труда и тенденции социально-экономического развития России и Югры. Её целью является обеспечение готовности обучающихся ответственно подойти к выбору профессионального пути, адекватно оценивая свои возможности, способности, а также принимая во внимание текущую ситуацию на рынке труда муниципалитета, региона, страны.

Достижение цели становится возможным при условии решения следующих задач — регулирование и обеспечение деятельности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на разных уровнях образования, определения функций и механизмов взаимодействия государственных органов, общественных организаций, образовательных организаций, предприятий в обеспечении скоординированного содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Все это помогает сформировать качества личности обучающихся, которые особенно важны при определении своих индивидуальных профессиональных предпочтений и склонностей к различным видам профессиональной деятельности, а также дальнейшему осознанному профессиональному выбору. По своей научно-методической и инновационной сущности настоящая модель имеет функциональный, практико-ориентированный характер, что позволяет ей быть успешно использованной в практической деятельности муниципальных образований Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Зачесова Е.В., Есенина Е.Ю., Кузнецова И.В. и др. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М.: ФИРО, 2015. 54 с.

2. Бычкова, Т.Н. Формирование ценностей экологической этики и профессиональной ориентации у школьников на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 264-266.

3. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: основные идеи, положения, направления // Профильная школа. 2016. № . 1. С. 3-11.

4. Кислов А. Г., Щербина Е.Ю. К педагогике эпохи цифрового разрыва // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. C. 49-59.

5. Козловская С.Н., Козловская Д.И. Роль вуза в профессиональном воспитании будущего специалиста по социальной работе. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478610 (дата обращения: 23.02.2022).

6. Корнеев Е.П., Лысенко В.Г. и др. Опережающая подготовка специалистов для инновационного социально-экономического развития регионов // Профильная школа. 2019. № 2. С. 21-29.

7. Лысенко В.Г. Изучение зарубежного опыта профессионального самоопределения обучающихся как инновационный потенциал опережающей профессиональной подготовки // Профильная школа. 2021. № . 1. С. 35-40.

8. Михайлова Н.Л.,Степанова Г.А., Кочурова О.И. Непрерывное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в муниципальном образовании // Современные научно-исследовательские решения в условиях технологических и цифровых новаций. 2021. С. 64-73.

9. Пашкевич А. В. Основы проектирования социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23133625 (дата обращения 20.02.2022).

10. Старовойтова Л.И. Социальное профессиональное образование в современной системе образования. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32336964 (дата обращения: 20.02.2022).

11. Черняева Н.П. Профориентационная работа в условиях учреждения дополнительного образования «межшкольный учебный комбинат» // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 1(33). С. 100-102.

12. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие. М.: Академия, 2007. 122 с.

13. Australian Government Report on Government Services 2020. URL: https://www.pc.gov.au/research/ ongoing/report-on-govemment-services/2020/child-care-education-and-training/vocational-education-and-training/rogs2020-partb-section5.pdf (дата обращения 26.02.2022).

14. Nesterova L.V., Karminskaya T. Stepanova G.A. [et al.] Stimulation of Future Specialists' Continuous Professional Training in Northern Educational Complex Conditions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. Pp. 1505-1512.

15. Shestak V., Gura A., Borisova U., Kozlovskaya D. The role of social networks in the organization of the educational process and learning // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2021. Vol. 15 Pp. 96-112.

REFERENCES

1. Blinov V.I., Sergeev I.S., Zachesova E.V., Yesenina E.Yu., Kuznetsova I.V., etc. Koncepciya soprovozh-deniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obra-zovaniya [The concept of supporting the professional self-determination of students in the conditions of continuity of education]. M.: FIRO, 2015. 54 s. (In Russian).

2. Bychkova T. N. Formirovanie cennostej ekologicheskoj etiki i professional'noj orientacii u shkol'nikov na osnove etnokul'turnogo opyta korennyh narodov Severa [Formation of values of ecological ethics and professional orientation among schoolchildren based on the ethno-cultural experience of the indigenous peoples of the North] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № . 3. S. 264-266. (In Russian).

3. Vyazemsky E.E., Evladova E.B. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 g.: osnovnye idei, polozheniya, napravleniya [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: basic ideas, provisions, directions] // Profil'naya shkola. 2016. № .1. S. 3-11. (In Russian).

4. Kislov A.G., Shcherbina E.Yu. K pedagogike epohi cifrovogo razryva [To pedagogy of the era of the digital divide] // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2020. № .1. S. 49-59. (In Russian).

5. Kozlovskaya S.N., Kozlovskaya D.I. Rol' vuza v professional'nom vospitanii budushchego specialista po social'noj rabote [The role of the university in the professional education of the future specialist in social work]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478610 (data obrashheniya: 23.02.2022). (In Russian).

6. Korneev E.P., Lysenko V.G. et al. Operezhayushchaya podgotovka specialistov dlya innovacionnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Advanced training of specialists for innovative socioeconomic development of regions] // Profil'naya shkola. 2019. № 2. S. 21-29. (In Russian).

7. Lysenko V.G. Izuchenie zarubezhnogo opyta professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya kak innovacionnyj potencial operezhayushchej professional'noj podgotovki [The study of foreign experience of professional self-determination of students as an innovative potential of advanced professional training] // Profil'naya shkola. 2021. № 1. S. 35-40. (In Russian).

8. Mikhailova N.L., Stepanova G.A., Kochurova O.I. Nepreryvnoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v municipal'nom obrazovanii [Continuous support of professional self-determination of students in municipal education] // Sovremennye nauchno-issledovatel'skie resheniya v usloviyah tekhnologicheskih i cifrovyh novacij. 2021. S. 64-73. (In Russian).

9. Pashkevich A.V. Osnovy proektirovaniya social'no-pedagogicheskih uslovij professional'nogo samoopredeleniya studentov bakalavriata [Fundamentals of designing socio-pedagogical conditions for

professional self-determination of undergraduate students]. URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=23133625 (data obrashheniya: 20.02.2022). (In Russian).

10. Starovoitova L.I. Social'noe professional'noe obrazovanie v sovremennoj sisteme obrazovaniya [Social vocational education in the modern education system]. URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=32336964 (data obrashheniya: 20.02.2022). (In Russian).

11. Chernyaeva N.P. Proforientacionnaya rabota v usloviyah uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya «mezhshkol'nyj uchebnyj kombinat» [Career guidance work in the conditions of the institution of additional education «interschool educational combine»] // Vestnik TOGIRRO. 2016. № 1(33). S. 100-102. (In Russian).

12. Chistyakova S.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniya shkol'nikov: metodicheskoe posobie [Pedagogical support of students' self-determination: a methodological guide]. M., Academy Publ., 2005. 122 s. (In Russian).

13. Australian Government Report on Government Services 2020. URL: https://www.pc.gov.au/research/on-going/report-on-government-services/2020/child-care-education-and-training/vocational-education-and-training/rogs2020-partb-section5.pdf (data obrashheniya 26.02.2022).

14. Nesterova L.V., Karminskaya T., Stepanova G.A. [et al.] Stimulation of Future Specialists' Continuous Professional Training in Northern Educational Complex Conditions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. Pp. 1505-1512. (In English).

15. Shestak V., Gura A., Borisova U., Kozlovskaya D. The role of social networks in the organization of the educational process and training // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2021. Vol. 15. Pp. 96-112. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.