Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЦА ВЫБОРА ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА / МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсушная М.В.

В статье представлена модель принятия решений по формированию стратегии устойчивого развития Донецкой Народной Республики, базирующаяся на расчете эффективности реализуемой социально-экономической политики ДНР путем построения степенной регрессионной модели и определении направлений реализации стратегии устойчивого развития для обеспечения экономического роста, экологической безопасности, высокого уровня и качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISION-MAKING MODEL FOR THE FORMATION OF THE STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article presents a decision-making model for the formation of a sustainable development strategy of the Donetsk People's Republic, based on the calculation of the effectiveness of the implemented social and economic policy of the DPR by building a power regression model and determining the directions for implementing the sustainable development strategy to ensure economic growth, environmental safety, high level and quality of life population.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Экономико-математические и эконометрические методы УДК 338.2

М.В. ПОДСУШНАЯ, заместитель генерального прокурора Донецкой Народной Республики, e-mail: m.podsushnaya@donnu.ru

Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики, Донецк, ДНР

МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье представлена модель принятия решений по формированию стратегии устойчивого развития Донецкой Народной Республики, базирующаяся на расчете эффективности реализуемой социально-экономической политики ДНР путем построения степенной регрессионной модели и определении направлений реализации стратегии устойчивого развития для обеспечения экономического роста, экологической безопасности, высокого уровня и качества жизни населения.

Ключевые слова: матрица выбора приоритетов социально-экономической политики государства, модель эффективности социально-экономической политики государства, социально-экономическая политики государства, стратегия устойчивого развития, устойчивое развитие, эффективность социально-экономической политики.

Podsushnaya M.V. Decision-making model for the formation of the strategy for sustainable development of the Donetsk People's Republic.

The article presents a decision-making model for the formation of a sustainable development strategy of the Donetsk People's Republic, based on the calculation of the effectiveness of the implemented social and economic policy of the DPR by building a power regression model and determining the

directions for implementing the sustainable development strategy to ensure economic growth, environmental safety, high level and quality of life population.

Keywords: matrix for the state social and economic policy priorities selection, model of the state social and economic policy effectiveness, social and economic policy of the state, sustainable development strategy, sustainable development, social and economic policy effectiveness.

Согласно Конституции Донецкой Народной Республики, ДНР является демократическим правовым социальным государством. Это свидетельствует о том, что ключевой целью государства в современных условиях является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения. При этом главной целью реализации социально-экономической политики государства является создание условий для развития общества и обеспечения процесса общественного воспроизводства в соответствии с экономическими и социальными целевыми установками, среди которых экономическое развитие, полная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, сбалансированность торгового баланса, экономическая эффективность, экологическая безопасность и др.

© М.В. Подсушная, 2022

Вместе с тем, достижение поставленных целей в настоящее время усложнено внешними обстоятельствами, связанными с дипломатической изоляцией, экономической блокадой и продолжающимся военно-политическим конфликтом. В данных обстоятельствах все ресурсы государства мобилизованы на преодоление их последствий - восстановление производственно-экономического потенциала и поддержание минимального прожиточного уровня населения. Выход на позиции активного экономического роста требует совершенствования механизмов реализации политики государства в социальной и экономических сферах для выбора наиболее эффективной стратегии развития Республики.

Отдельным аспектам совершенствования механизмов реализации государственной политики в экономической и социальной сферах посвящены научные труды таких ученых, как С.Н. Гриневская [1; 2], С.В. Дохолян [3], С.В. Захаров [4], О.А. Курносова [5], Р.Н. Лепа [5], О.Е. Малых [6], Р.В. Ободец [4], В.З. Петросянц [3], Д.В. Петросянц [3], А.В. Половян [2], Т.И. Рудченко [7], Н.В. Шемякина [2] и др. Проблемы оценки эффективности социально-экономической политики государства и формированию стратегии устойчивого социально-экономического развития исследуются в работах таких авторов, как А.Е. Городецкий [8], Г.Ю. Гуляев [9], Е.А. Жуков [10], Г.Д. Ковалева [11], Т.А. Ма-кареня [12], А.С. Маршалова [11], А.В. Мехренцев [13], А.М. Нагимова [14], Е.С. Нестеренко [15], И.Н. Примышев [15], Ш.З. Ризаханова [16], В.И. Срибный [17], Г.А. Унтура [11], Т.В. Ускова [18; 19], С.Г. Черемисина [17] и др. Вместе с тем, до настоящего момента вопросы формирования стратегии устойчивого развития на основе применения современных инструментов обоснования и реализации решений при реализации социально-экономической политики государства изучены фрагментарно.

Цель статьи - разработка модели принятия решений по формированию стратегии устойчивого развития Донецкой Народной Республики, которая базируется на расчете эффективности реализуемой социально-экономической политики путем построения степенной регрессионной модели и определении направлений реализации стратегии устойчивого развития для обеспечения экономического роста, экологической безопасности, высокого уровня и качества жизни населения.

Современным общемировым трендом при реализации социально-экономической политики экономически развитых государств является переход к концепции устойчивого развития, которая определяется как модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды [20].

В большинстве стран концепция устойчивого развития нашла свое практическое отражение в конкретных программах и стратегиях социально-экономического развития, реализация которых направлена на:

борьбу с бедностью и безработицей; достижение социального равенства; реализацию производственно-экономического потенциала общества и эффективное использование производственных мощностей;

эффективное использование финансовых и инвестиционных ресурсов;

сохранение природного потенциала и рациональное использование природных ресурсов;

развитие международного партнерства и сотрудничества;

распространение достижений научно-технического прогресса и внедрение различного вида инноваций [21].

Другими словами, реализация социально-экономической политики государства на основе концепции устойчивого развития предполагает процесс экономических, социальных и экологических изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического прогресса, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и повышения качества и жизни населения страны.

Основу устойчивого развития на уровне отдельных государств формирует продуманная политика в экономической, социальной и экологической сферах. В связи с этим, целями государственной социально-экономической политики, основанной на концепции устойчивого развития, являются:

обеспечение экономического роста и экономической справедливости;

социальный прогресс - обеспечение занятости, доступного здравоохранения, образования, удовлетворения потребностей людей в продовольствии, воде, энергии, санитарии, а также реализации возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, своих прав и свобод;

поиск экономически и технологически приемлемых решений для сохранения природных ресурсов, безопасности производства и охраны окружающей среды.

В соответствии с данными целями предлагается модель принятия решений по формированию стратегии устойчивого развития Донецкой Народной Республики. Алгоритм ее реализации представлен на рис. 1.

Для оценки эффективности реализуемой политики государства в экономической, социальной и экологической сферах предлагается воспользоваться инструментарием многомерного регрессионного

анализа. Тогда модель эффективности реализуемой социально-экономической политики примет вид:

у = л к cf эу, (1)

где Y - ВВП за определенный период;

A - свободный член модели;

K - размер затрат на реализацию экономической политики государства;

C - размер затрат на реализацию социальной политики государства;

Э - размер затрат на реализацию экологической политики государства;

а, ¡5, у- параметры, характеризующие эффективность экономической, социальной и экологической политик государства.

Модель (1) позволяет оценить эластичность Y в зависимости от размера затрат на реализацию экономической, социальной и экологической политик. Гипотеза о степенной математической форме записи уравнения связи выдвинута с целью определения эластичности включенных в модель факторов. Параметр а показывает, на сколько процентов изменится ВВП ^), если размер затрат на реализацию экономической политики государства увеличится (снизится) на один

процент. Параметр ¡ показывает, на сколько процентов изменится Y, если размер затрат на реализацию социальной политики государства увеличится (снизится)

на один процент. Параметр у показывает, на сколько процентов изменится Y, если размер затрат на реализацию экологической политики государства увеличится (снизится) на один процент. В зависимости от знака при факторах а, у увеличение факторных признаков повышает (снижает) размер ВВП при положительном (отрицательном) их значении, т.е. увеличение К, С и Э на 1% может привести к росту (снижению) ВВП на а, ¡, у процентов. Свободный член модели не

Разработка матрицы принятия решений по формированию стратегии

устойчивого развития

Формирование стратегических приоритетов реализации социально-экономической политики ДНР

В экономической сфере

В социальной сфере

I

В экологической сфере

Реализация социально-экономической политики, основанной на концепции устойчивого развития

Т

Оценка эффективности принятых решений по реализации социально-экономической политики, основанной на концепции устойчивого развития

Рис. 1. Алгоритм реализации модели принятия решений по формированию стратегии устойчивого развития Донецкой Народной Республики (разработано автором)

имеет экономической интерпретации, но принято считать, что это влияние на результативный показатель неучтенных в модели факторов.

На основе значений параметров а, Р, уможно оценить эффективность реализуемой политики государства в экономической, социальной и экологической

сферах. Параметры а > 0,5, Р > 0,5 и у > 0,5 характеризуют высокую эластичность факторов, их значения ниже 0,5 свидетельствуют о низкой эластичности, т.е.

о неэффективности реализуемой политики. Значениях данных параметров позволяют построить матрицу принятия решений по формированию стратегии устойчивого развития государства (рис. 2).

Использование предложенной матрицы позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию перехода на устойчивое развитие на основе планируемого сценария развития государства. Это обеспечит не только оценку эффективности

Эффективность реализации политики государства в экономической, социальной и экологической сферах

>1

Политика на основе концепции устойчивого развития

Политика экстенсивного экономического роста

0,5

Неэффективная политика

Стратегический вектор устойчивого развития государства

Инновационная стратегия при реализации пессимис- Инновационная стратегия при реализации наиболее вероятного сценария развития государства 4 * * * г * Инновационная

Стратегия экстенсивного роста при реализации пессимистичного сценария развития государства Стратегия экстенсивного рост^при pea лизацш^ наибо -лее вероятного сце-нари^ развития государства Стратегия экстенсивного роста при реализации оптимистичного сценария развития государства

Неэффективная ^ стратегия при реализации пессимистичного сценария развития государства / Неэффективная стратегия при реализации наиболее вероятного сценария развития государства Неэффективная стратегия при реализации оптимистичного сценария развития государства

Достижение целей

реализуемой госу-

дарственной поли-

тики

Экономическая Социальная сфера сфера

Низкое Поддержка

Экологическая сфера Развитие

1

Рис. 2. Матрица принятия решений по формированию стратегии устойчивого развития государства (разработано автором)

затрат на реализуемую политику, но и позволит оценить вероятность наступления каждого сценария. Степень достижения целей политики государства в экономической, социальной и экологической сферах должна определяться на основе системы индикаторов. Очевидно, что стратегический вектор предполагает инновационный путь развития и переход к концепции устойчивого развития. Это предполагает выбор стратегических приоритетов для обеспечения устойчивого развития Республики (табл. 1).

Таким образом, предлагаемая модель принятия решений является простым

аналитическим инструментом выбора стратегических приоритетов развития в зависимости от эффективности и достижения целей реализуемой в настоящее время политики государства в экономической, социальной и экологической сферах. Ее применение позволит повысить обоснованность и прозрачность управленческих решений. Апробация предлагаемого инструмента на основе статистических данных и разработка комплексной стратегии устойчивого развития ДНР является предметом дальнейших исследований автора.

Таблица 1

Стратегические приоритеты устойчивого развития государства

(разработано автором)

Сферы общества

Экономическая

Социальная

Экологическая

л

н <а н S а о S

S

и о

и

<а f*

U

восстановление экономики и переход к устойчивому развитию;

стимулирование роста производства в реальном секторе экономики в традиционных отраслях;

развитие и инвестиционная поддержка производств, обеспечивающих производство импортозамещающих видов продукции;

развитие уникальных секторов экономики;

обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экспорте-импорте;

внедрение передовых технологий производства и управления.

перестройка жилищно-

коммунальное хозяйство;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитие здравоохранения, медицинское обслуживание;

социальная защита и социальное обеспечение незащищенных слове населения;

совершенствование системы среднего и высшего профессионального образования;

повышение квалификации и переподготовки кадров;

наука и научное обслуживание;

развитие курортно-рекреа-ционного комплекса Республики.

снижение техногенной нагрузки на экосистему региона;

переход к экологически сбалансированной структуре землепользования;

обеспечение охраны природы, воспроизводства уникальных биоресурсов;

создание системы экологического мониторинга;

переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии производства;

совершенствование механизмов и инструментов защиты окружающей среды от загрязнения.

Список использованной литературы

1. Гриневская, С.Н. Модели стратегического планирования на территориях с неопределенным государственным статусом // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: политические, социологические и экономические науки. - 2018. - №1. - С. 74-79.

2. Половян, А.В. Новый решения в управлении экономическими системами Донецкой Народной Республики / А.В. Половян, С.Н. Гриневская, Н.В. Шемякина // Многовекторное управление социально-экономическими системами: теория и практика: монография / [О.И. Чор-ноус, Е.П. Мельникова и др.]; под ред.

О.И. Чорноус, Е. П. Мельниковой. - Донецк: ГОУВПО «ДОННТУ», 2021. -С. 6-10.

3. Петросянц, В.З. Механизм регулирования регионального развития: особенности формирования и алгоритм реализации / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, Л.Г. Шахтаманова // Экономика и управление. - 2018. - №8 (154). - С. 8-13.

4. Ободец, Р.В. Государственное стратегическое планирование в условиях глобального экономического кризиса / Р.В. Ободец, С.В. Захаров // Государственное управление: сборник научных трудов. - 2020. - Вып. 17. - С. 41-47.

5. Лепа, Р.Н. Механизм активизации процессов инновационного развития экономики Донецкой Народной Республики / Р.Н. Лепа, О.А. Курносова, Н.В. Белоброва, А.Е. Высоцкий // Вести Автомобильно-дорожного института. - 2021. - №3 (38). - С. 48-53.

6. Экономическая политика государства: новые факторы и механизмы реализации: монография / колл. авт.; отв. ред. О.Е. Малых. - Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2015. - 246 с.

7. Рудченко, Т.И. Место социальной политики в условиях функционирования социально ориентированного государства // Государственное управление: сборник научных трудов. - 2019. - Вып. 13. -С. 34-41.

8. Городецкий, А.Е. Институты государственного управления в условиях новых вызовов социально-экономического развития: монография / А.Е. Городецкий. - М.: Институт экономики РАН, 2018. - 237 с.

9. Экономическая политика: инновации, инвестиции, конкурентоспособность: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука иПросвещение». - 2017. - 102 с.

10. Жуков, Е.А. Концептуальные основы эффективной социально-экономической политики государства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. -Т. 7. - № 1. - С. 136-140.

11. Региональная экономическая политика субъекта Федерации: принципы, формы и методы реализации / А.С. Мар-шалова, Г.Д. Ковалева, Г.А. Унтура и др./ под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. - 520 с.

12. Макареня, Т.А. Некоторые аспекты формирования стратегии социальной политики / Т.А. Макареня, Н.А. Берд-ник // Известия Южного федерального университета. Технические науки. -2012. - Т. 133. - №8. - С. 94-99.

13. Стратегическое управление социально-экономическим развитием территорий: методологические основы и прикладной инструментарий: монография / под общ. ред. А.В. Мехренцева. -Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. - 253 с.

14. Нагимова, А.М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения: монография / А.М. Наги-мова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. -188 с.

15. Примышев, И.Н. Показатели эффективности социально-экономической политики государства / И.Н. Примышев, Е.С. Нестеренко // Теоретическая экономика. - 2021. - №7. - С.86-94.

16. Ризаханова, Ш.З. Теоретические основы оценки эффективности реализации социально-экономической политики государства на уровне региона / Ш.З. Ризаханова // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. -Вып. 5. - С. 99-102.

17. Черемисина, С.Г. Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства / С.Г. Черемисина, В.И. Срибный // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - Т. 13. - Вып. 2. - С. 95-109.

18. Ускова, Т.В. Совершенствование региональной социально-экономической политики - стратегическая задача государства / Т.В. Ускова // Проблемы развития территории. - 2014. - Вып. 1 (69). -С. 7-13.

19. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием регион: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.

20. Бизнес-словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.businessvoc.ru/ (дата обращения: 20.01.2022).

21. Степочкин, А.И. Концепция государственного управления устойчивым развитием национальных социально-эко-

номических систем: составляющие уровни и специфика реализации // Причорно-морсью економiчнi студп. - 2016. -Вип. 7. - С. 63-69.

M.V. Podsushnaya, Deputy Prosecutor General of the Donetsk People's Republic e-mail: m.podsushnaya@donnu.ru

Prosecutor General's Office of the Donetsk People's Republic, Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 26.01.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.