Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ / АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ / ТОРГОВЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стреблянская И.А.

Целью публикации является выявление возможностей повышения эффективности предпринимательской деятельности на примере Донецкой Народной Республики (ДНР). В данной статье рассмотрены проблемы формирования и развития экономического потенциала торговых предпринимательских структур. В ходе исследования автором выделены политические, экономические, правовые, социальные, рыночные, финансовые проблемы. В работе автором отражена взаимосвязь факторов макроокружения, вследствие чего торговая предпринимательская структура не может их изменить, а вынуждена просто учитывать, что сегодня является для республики практически значимым. Показана необходимость разработки эффективных механизмов формирования и использования экономического потенциала. В работе, на основе методов научного исследования, выявлены существующие особенности деятельности торговой предпринимательской структуры, проанализированы состояние торговли, перспектив ее развития, а также проанализированы проблемы и оценено влияние тенденций развития торговли на все элементы внешнего экономического потенциала предпринимательской структуры. Получены выводы, что задача формирования экономического потенциала предпринимательской структуры заключается в обеспечении такого ее взаимодействия с внешней средой, при котором повышение экономической эффективности приняло бы характер стабильной положительной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF COMMERCIAL BUSINESS STRUCTURES

The purpose of the publication is to identify opportunities to improve the efficiency of entrepreneurial activity on the example of the Donetsk People's Republic (DPR). This article discusses the problems of the formation and development of the economic potential of trade entrepreneurial structures. In the course of the study, the author highlighted political, economic, legal, social, market, financial problems. The author's work reflects the interconnection of macroenvironmental factors, as a result of which the trade entrepreneurial structure cannot change them, but simply has to take into account what is practically significant for the republic today. The need to develop effective mechanisms for the formation and use of economic potential is shown. In the work, on the basis of scientific research methods, the existing features of the activity of a trade entrepreneurial structure are revealed, the state of trade, the prospects for its development are analyzed, as well as problems are analyzed and the influence of trade development trends on all elements of the external economic potential of an entrepreneurial structure is assessed. It is concluded that the task of forming the economic potential of an entrepreneurial structure is to ensure such interaction with the external environment, in which the increase in economic efficiency would take on the character of stable positive dynamics.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР»

УДК: 65; 338.242

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_1_110

Стреблянская И.А.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Streblyanskaya I.A.

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF COMMERCIAL BUSINESS STRUCTURES

Ключевые слова: экономический потенциал, предпринимательская структура, стратегия, анализ, развитие, торговля, эффективность.

Keywords: economic potential, entrepreneurial structure, strategy, analysis, development, trade, efficiency.

Аннотация: Целью публикации является выявление возможностей повышения эффективности предпринимательской деятельности на примере Донецкой Народной Республики (ДНР). В данной статье рассмотрены проблемы формирования и развития экономического потенциала торговых предпринимательских структур. В ходе исследования автором выделены политические, экономические, правовые, социальные, рыночные, финансовые проблемы. В работе автором отражена взаимосвязь факторов макроокружения, вследствие чего торговая предпринимательская структура не может их изменить, а вынуждена просто учитывать, что сегодня является для республики практически значимым. Показана необходимость разработки эффективных механизмов формирования и использования экономического потенциала.

В работе, на основе методов научного исследования, выявлены существующие особенности деятельности торговой предпринимательской структуры, проанализированы состояние торговли, перспектив ее развития, а также проанализированы проблемы и оценено влияние тенденций развития торговли на все элементы внешнего экономического потенциала предпринимательской структуры.

Получены выводы, что задача формирования экономического потенциала предпринимательской структуры заключается в обеспечении такого ее взаимодействия с внешней средой, при котором повышение экономической эффективности приняло бы характер стабильной положительной динамики.

Abstract: The purpose of the publication is to identify opportunities to improve the efficiency of entrepreneurial activity on the example of the Donetsk People's Republic (DPR). This article discusses the problems of the formation and development of the economic potential of trade entrepreneurial structures. In the course of the study, the author highlighted political, economic, legal, social, market, financial problems. The author's work reflects the interconnection of macroenviron-mental factors, as a result of which the trade entrepreneurial structure cannot change them, but simply has to take into account what is practically significant for the republic today. The need to develop effective mechanisms for the formation and use of economic potential is shown.

In the work, on the basis of scientific research methods, the existing features of the activity of a trade entrepreneurial structure are revealed, the state of trade, the prospects for its development are analyzed, as well as problems are analyzed and the influence of trade development trends on all elements of the external economic potential of an entrepreneurial structure is assessed.

It is concluded that the task offorming the economic potential of an entrepreneurial structure is to ensure such interaction with the external environment, in which the increase in economic efficiency would take on the character of stable positive dynamics.

Существующие условия функционирования современных предпринимательских структур обуславливают необходимость диагностики и оценки экономического потенциала торгового предпринимательской структуры. В процессе диагностики выявляются особенные характеристики деятельности предпринимательских структур, а также все проблемные и отрицательные моменты, что позволит определить размеры и источники обнаружения необходимых материальных, финансовых и других ресурсов, возмож-ностей и способностей.

Под предпринимательской структурой в статье понимается самостоятельно функционирующий хозяйствующий субъект, главной целью которого является адаптация его предпринимательской деятельности под постоянно изменяющиеся условия рынка. Для диагностики применяются такие научные методы анализа как системный, функциональный, сравнительный,

комплексный, статистический и другие методы проведения научных исследований.

Формирование экономического потенциала предпринимательских структур всегда актуально, особенно в условиях динамичной внешней и внутренней среды, так как нужны для этого инструменты быстрой адаптации к условиям рынка. Как показал анализ выявленных источников по теме исследования, недостаточное наличие таких инструментов и является основной проблемой устойчивого развития деятельности предпринимательских структур. Поэтому следует применять такие научные методы исследования, как анализ и синтез. В процессе анализа экономического потенциала предпринимательской структуры можно определить не только все сильные и слабые стороны внутренней среды торговой предпринимательской структуры, но и определить угрозы внешнего влияния на стабильность и доходность от ее деятельности. Результаты анализа позволят выявить дальнейшие пути повышения экономического потенциала за счет укрепления конкурентных позиций предпринимательской структуры на рынке.

Современный анализ динамики развития сферы торговли ДНР за последние годы

демонстрирует устойчивое увеличение количества предприятий торговли и общественного питания. Число предприятий торговли за пятилетний период с сентября 2017 года по сентябрь 2021 года увеличилось, в среднем, на 67%, а количество предприятий общественного питания - более чем на 41%1. Это наглядно подтверждается мониторингом, регулярно проводимом Министерством экономики и развития Донецкой Народной Республики, которое публикует результаты мониторинга на своем сайте (https://mer.govdnr.ru/).

Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, как самостоятельная отрасль народного хозяйства играет важную роль в развитии всей экономики Донецкой Народной Республики, поскольку определяет возможности производителей по доведению своих товаров до потенциальных потребителей. Кроме того, торговля является одной из важнейших отраслей экономики с точки зрения обеспечения занятости населения, поступления налоговых отчислений. Сфера внутренней торговли Республики включает в себя оптовую и розничную торговлю, общественное питание и ярмарочную торговлю. Доля внутренней торговли в общей структуре экономики ДНР составляет около 30%2.

Проблемам исследования развития торговли в ДНР посвящены научные труды таких ученых, как С.Б. Алексеев , НИ. Алексеева4, А.А. Бакунов5, Н.В. Ва-

1 Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

2 Там же.

3 Алексеев С.Б. Стратегическое формирование кадрового потенциала торгового предприятия: монография / С.Б. Алексеев, А.Ю. Дещенко. -Донецк: ФЛП Кириенко, 2020. - 208 с.

4 Алексеева Н.И. Тенденции развития торговых предприятий Донбасса в кризисных условиях / Н.И. Алексеева // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сборник научных трудов. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - 452 с. С. 9-13.

5 Бакунов А.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью торгового предприятия:

1

щенко

А.В. Половян

В.В. Романюк

A.В. Сергеева4, Е.А. Тумаков5, и других.

Анализ выявленных тенденций предпринимательства в Донецкой Народной Республике показал рост индивидуального и частного предпринимательства, в основном за счет развития сети розничной торговли, что нашло отражение в росте позитивной динамики объема и всего товарооборота в целом. Поэтому можно считать, что сегодня экономика Донецкой Народной Республики находится на этапе развития, который характеризуется улучшением основных макроэкономических показателей.

Основным торговым партнером Донецкой Народной Республики является Россия, во внешнеторговом обороте ДНР на партнерские отношения с ней приходится 74%. Отметим, что в процессе товарного обмена ДНР с Россией преобладают зерновые культуры, базовые продовольственные и непродовольственные товары, обеспечивая стабильный уровень прожиточного минимума. Также, из России поступает каменный уголь, целлюлозно-бумажные изделия, химические продукты, металлы и изделия из них. В настоящее время более 70% импортных потребностей населения ДНР реализуется через партнерство с Российской

монография / А.А. Бакунов, Е.Н. Смирнов. - Донецк: ДонНУЭТ, 2012. - 208 с.

1 Ващенко Н.В. Развитие торгового предприятия на основе формирования и реализации инновационного потенциала персонала: теория и методология: монография / Н.В. Ващенко. - Харьков: Изд-во «НТМТ», 2015. - 515 с.

2 Половян А.В. Состояние и перспективы развития предпринимательства в сфере торговли Донецкой Народной Республики / А.В. Половян, К.И. Синицина // Вестник ДонНУ, Серия В «Экономика и право. - 2018. - №2. С. 162-168.

3 Романюк В.В. Основные достижения экономики республики и дальнейшие пути ее развития /

B.В. Романюк // матер. Междунар. науч. конф. «Донецкие чтения - 2016. Образование, наука и вызовы современности», г. Донецк,16-18 мая 2016 г.

4 Сергеева А.В. Отраслевые особенности и современные тенденции развития торговых предприятий ДНР / А.В. Сергеева, А.В. Кожухова // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2019. - №8. С. 276-280.

5 Тумаков, Е.А. Влияние факторов макроокружения на конкуренцию в торговле Донецкой Народной Республики / Е.А. Тумаков // Вестник

ДонНУ, Серия В «Экономика и право». - 2018. - №3.

C. 271-276.

Федерацией. Кроме того, среди основных внешнеторговых партнеров Республики можно выделить Германию, Польшу, Китай, Египет, Эквадор. Также достаточно динамично развивается сотрудничество со странами СНГ, на долю которых приходится более 80% всей внешней торговли .

Немаловажным событием для республики стало введение с 1 сентября 2020 года таможенных правил ЕАЭС. Они отражают возможность ввоза продукции из России без импортных пошлин. Положительным на сегодняшний момент является и то, что российская сторона может реэкспортировать в республику продукцию из других стран Союза, например, из Казахстана или Абхазии, но зарубежных партнеров ДНР интересует не только товарный ассортимент тяжелой индустрии республики7, но и экспорт мясомолочной продукции, которая пользуется стабильным спросом.

По последним данным Министерства агропромышленной политики ДНР, за первое полугодие 2020 г. на экспорт было направлено свыше 20 тыс. тонн мясной и молочной продукции. Причем основную часть в этом сегменте составили различные молочные продукты (51%). Данный показатель, как уточняет ведомство, на 12,5% выше, чем экспорт молочных продуктов за аналогичный период 2019 г. А экспорт мясных продуктов увеличился на 11,4% . По данным сентября 2021 положительная тенденция развития этого направления сохраняется (Источник: Сайт Минэконом развития ДНР URL: https://mer.govdnr.ru/). Подобные поставки продукции осуществляются сегодня правительством республики и в соседние регионы РФ, в том числе в Крым. А также в другие страны ЕАЭС — в Абха-

6 Министерство экономического развития Донецкой Народной республики: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: mer.govdnr.ru

7 Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: mptdnr.ru

8 Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. -260 с.

зию, Южную Осетию, Луганскую Народную Республику. Отмечена высокая заинтересованность в наращивании поставок из Донецкой Республики не только широко распространенной сейчас мясной и молочной продукции, но и продукции машиностроения, легкой промышленности. В последнее время увеличилась потребность в экспорте из ДНР комбикормов и кормовых добавок, а также товаров бытовой химии, обладающих высоким качеством. Последние данные мониторинга (https://mer.gov-dnr.ru/) показали, что общее количество торговых партнеров ДНР сегодня свыше 30 стран, в том числе 15 — из дальнего зарубежья.

В то же время, по данным Российского таможенного агентства, основная сложность при проведении внешнеторговых сделок российских предприятий с ДНР и ЛНР — это отсутствие полноценного взаимодействия в банковской сфере.

То есть для получения экспортной выручки от партнеров в Донбассе российским предпринимательской структурам приходится открывать счет только в специализированном банке РФ (Банк «Центр Международных Расчетов»), либо пользоваться услугами компаний-посредников, имеющих счет в этом учреждении. А такой способ, естественно, увеличивает конечную стоимость торговых и финансовых операций с ДНР и ЛНР.

По данным Минэкономразвития («Итоги социально-экономического развития ДНР за 11 месяцев 2020 года») в общей структуре внутренней торговли за январь-ноябрь 2020 года удельный вес оптовой торговли составил 53,7%, розничной -46,3%. Объем розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) в январе-ноябре 2020 года увеличился на 20,9% после 14,5% в январе-ноябре 2019 года.

Оптовая реализация (в сопоставимых ценах) в январе-ноябре 2020 года увеличилась на 13,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Предпринимательским структурам, основным видом экономической деятельности которых является предоставление услуг, в январе-ноябре 2020 года реализовано услуг на 3% меньше, чем за аналогичный период

2019 года. Объем услуг, предоставленных населению, в январе-ноябре 2020 года увеличился на 3% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года или 38,5% от общего объема реализованных услуг.

Развитию внутренней торговли на рынке продуктов питания в Донецкой Народной Республике способствует значительный рост их производства за последние годы. Так, по данным Минэкономразвития ДНР за период с 2014 по 2020 годы в пищевой промышленности в 5,3 раза увеличилось производство нерафинированного подсолнечного масла; свинины, говядины, телятины и мяса домашней птицы - в 2,3 раза, газированных вод - на 36,9%, свежего не-ферментированного сыра, включая творожную сыворотку и кисломолочный сыр, - на 34,7%, натуральных минеральных газированных вод - на 28,3%, сахаристых кондитерских изделий (в том числе белого шоколада), не содержащих какао, - на 26,7%, не-подслащенных и неароматизированных вод - на 19,6%, пищи и готовых блюд из макаронных изделий - на 12,2%. Товары агропромышленного комплекса обеспечивают республике продуктовую безопасность, а доля местного производителя выросла в 2,5 раза и ассортимент увеличился в 4,5 раза. Количество предприятий пищевой промышленности ДНР выросло на 17% по сравнению с довоенным периодом. Рынок всё больше наполняется товарами собственного производства.

Базовый индекс потребительских цен, при расчете которого исключаются цены на отдельные товары, которые находятся в сильной зависимости от внешних факторов, носящих административный либо сезонный характер, в ноябре 2020 года к предыдущему месяцу составил всего 101,4%.

Добавим, что среднемесячная заработная плата штатных работников увеличилась на 21%, составив 15 309 рублей. Средний размер назначенных месячных пенсий по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 20,5% и составил 7 337 рублей (01.10.2019 было 6 089 рублей). Такие тенденции говорят о стабильном росте экономики, развитии про-

изводства и повышении покупательской Минэкономразвития ДНР в сентябре 2021 г.

способности населения. (Источник: URL: https://mer.govdnr.ru/).

На рисунке 1 показаны результаты статистики, представленные на сайте

Рисунок 1 - Динамика роста уровня номинальной заработной платы в ДНР, % г/г

Одной из прогрессивных форм розничной торговли, в данное время выступают торговые сети. Несмотря на экономическую блокаду, в Республике регулярно открываются новые сетевые магазины - гипермарке-ты, супермаркеты, дискаунтеры. В Донецкой Народной Республике в настоящее время функционирует 3 продовольственных, 12 смешанных, 3непродовольственных крупных торговых сетей, среди которых такие, как «Первый Республиканский Супермаркет», «Молоко», «Обжора», «Авоська», «Импульс», «Элит+» «Галактика» и другие. Уже за первое полугодие 2021 года значительно расширился ассортимент товаров, представленных на полках магазинов, а именно в 2,5 раза, в торговых сетях ассортимент товаров увеличился в 4,3 раза. В торговых объектах Донецкой Народной Республики широко представлены социально-значимые товары, товары народного потребления, и, кроме того, товары премиум класса. Совместная работа и проведение расширенных совещаний ритейлеров с товаропроизводителями, представителей розничной торговли с руководителями предприятий оптовой торговли способствовали увеличению реализации товаров местных производителей. На рисунке 2 показаны актуальные цены на некоторые группы продовольственных товаров. Доля реализации то-

варов через магазины сетевых форматов составляет в настоящий момент свыше 40%.

В Республике активно развивается рынок бытовой химии. В торговых сетях широко представлены дезинфицирующие и моющие средства, а также средства для ухода за одеждой и предметами домашнего обихода, произведенные предпринимательской структурами ДНР. На полках торговых сетей представлен разнообразный ассортимент трикотажной продукции производства местных трикотажных фабрик и стройматериалы. Недостатка в товарах какой-либо группы на полках торговых сетей не наблюдается, поскольку недостающие позиции стабильно импортируются в необходимых количествах и полностью удовлетворяют имеющийся спрос. С 2016 года розничные цены на товары народного потребления стабилизировались и остаются практически на одном уровне. Через услуги специального сервиса, который действует с апреля 2016 года по настоящее время, было направлено 380 заявок на размещение товаров в торговых сетях, как товаропроизводителям, так и дистрибьюторам, заключены новые контракты между торговыми сетями и предпринимательской структурами пищевой промышленности.

200,00

150,00

100,00

50,00

0,00

Мука Хлеб Макаронные Крупа FUc Крупа Крупа Капуста Свекла Морковь Лук Картофель Огурцы Помидоры Куры (тушка) пшеничная изделия гречневая - перловая овсяная белокочанная

в ысшего ядрица

сорта

Рисунок 2 - Актуальные цены на продовольственные товары первой необходимости в руб. (источник - сайт Минэкономразвития ДНР) (фрагмент)

Совершенствование и развитие торговой деятельности - одна из важнейших проблем торговли на данном этапе в Республике. Проблемы развития сферы торговли тесно взаимосвязаны с проблемами формирования и развития экономического потенциала торговых предпринимательских структур (рисунок 3).

Роль и место торгового предпринимательства в экономике государства сегодня возрастает.

Когда перед Республикой встал вопрос выбора стратегии развития, то основное внимание было обращено на формирование экономического потенциала предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью вообще, и торговой деятельностью, в частности.

Однако, несмотря на положительные тенденции развития торгового предпринимательства ДНР, имеются ряд существенных проблем и недостатков функционирования торговых предпринимательских структур, среди которых следует выделить политические (неопределенность статуса государства, политическая нестабильность, неопределенность отношений с Луганской Народной Республикой (ЛНР), проблемы с пересечением границ); правовые (несовершенство нормативно-законодательной базы, регулирующей торговую деятельность, наличие таможенных и административных барьеров); экономические (дефицит экономического потенциала, потеря высококвалифицированных кадров, транспортная блокада, сложности с импортом, низкий плате-

жеспособный спрос населения); социальные (низкий уровень доходов населения, недостаточная занятость трудоспособного населения; высокий уровень смертности, ориентация потребительского спроса на товары первой необходимости); рыночные (барьеры входа на рынок, усиление конкуренции); финансовые (отсутствие кредитного механизма финансирования субъектов предпринимательской деятельности, низкий уровень инвестирования, отсутствие системы страхования).

Для решения выделенных проблем, большинство из которых относится к факторам макроокружения, вследствие чего торговая предпринимательская структура не может их изменить, а вынуждена просто учитывать, необходима разработка эффективных механизмов формирования и использования экономического потенциала.

Для поддержки отечественных производителей и узнаваемости товаров, произведенных в Донецкой Народной Республике, на полках в магазинах местные товары выделяются особым знаком «Произведено в ДНР».

С целью регулирования общественных отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования и потребителями при осуществлении оптовой и розничной торговли товарами на территории Донецкой Народной Республики, в настоящее время подготовлен проект Закона ДНР «Об основах государственного регулирования торговой деятельности и

сферы услуг». Совершенствование торговой деятельности сопровождается изданием новых законов и нормативных актов в данной

сфере, которые обеспечивают совершенствование регулирования в сфере торговли

Проблемы формирования и развития экономического потенциала торговых предпринимательских структур ДНР

политические

правовые

- неопределенность статуса государства;

- политическая нестабильность; - неопределенность отношений с ЛНР; - проблемы с пересечением границ

- несовершенство нормативно-законодательной базы, регулирующей торговую деятельность; - таможенные и административные барьеры

С

экономические

>

- дефицит экономического потенциала;

- потеря высококвалифицированных кадров;

- транспортная блокада;

- сложности с импортом;

- низкий платежеспособный спрос населения

- низкий уровень доходов населения; - недостаточная занятость трудоспособного населения; высокий уровень смертности; ориентация потребительского спроса на товары первой необходимости

отсутствие кредитного механизма финансирования субъектов предпринимательской деятельности;

- низкий уровень инвестирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие системы страхования

Рисунок 3 - Проблемы формирования и развития экономического потенциала торговых предпринимательских структур ДНР (составлено автором)

С целью поддержки конкурентных отношений в сфере торговли в торговых сетях, поддержки производителей товаров, утверждены методические рекомендации по поддержке конкуренции в сфере торговли товарами в торговых сетях на территории Донецкой Народной Республики.

Для развития торговли Донецкой Народной Республикой целесообразно проводить работу с собственниками торговых предприятий на предмет установления партнерских внешнеэкономических отношений с предпринимателями Российской Федерации.

Для упрощения системы торговли необходимо упростить партнерские отношения с Луганской Народной Республикой.

Стратегическое формирование экономического потенциала предпринимательских структур возможно при поддержке государственными чиновниками создания международных корпоративных структур, которые позволят решать серьезные стратегические задачи ряда предпринимателей.

Развитию современной торговли, несомненно, способствовало бы привлечение инвестиций и налаживание связей с потенциальными инвесторами. Для создания инвестиционного портфеля отечественному бизнесу необходимо иметь привлекательные позиции, а именно инвестиционный потенциал.

Таможенные и административные барьеры, существующие в Республике,

оказывают негативное влияние на развитие возможных рынков сбыта. Отсутствие высокотехнологических производств снижает уровень конкурентоспособности продукции предпринимательских структур Республики, что, в свою очередь сказывается на качестве предлагаемых потребителям в настоящее время отечественных товаров.

Изменения спроса потребителей, направленные на приоритетность приобретения товаров первой необходимости, что обусловлено низким уровнем дохода населения, в значительной степени усложняют торговлю товарами длительного пользования, а сложности с доставкой ограничивают торговлю брендовыми товарами на территории Республики.

Банковская система Донецкой Народной Республики ограничивает международные расчеты. Существующие логистические связи и транспортная инфраструктура Донецкой Народной Рес-пуб-лики приводит к удорожанию стоимости товаров, что, в свою очередь, связано с неопределенностью политико-правового статуса Республики.

Развитие рынка во многом зависит от уровня жизни населения и платежеспособного спроса. Проблема повышения уровня доходов населения, заработной платы и пенсий продолжает существовать.

В современных экономических условиях, характеризующихся усложнением взаимодействия торговых предпринимательских структур с внешней средой (контрагентами, конкурентами, финансовыми организациями, государственными органами и т.д.), при формировании и использовании экономического потенциала необходимо своевременно реагировать на внешние и внутренние возмущающие воздействия, и научиться различать ситуации, ведущие к кризису или к ослаблению конкурентных позиций.

Для эффективного формирования и использования экономического потенциала целесообразно минимизировать все существующие предпосылки проблемных направлений и использовать научные подходы к управлению торговой предпринимательской деятельностью. Одним из таких подходов, как было обосновано выше, явля-

ется стратегический подход к формированию экономического потенциала предпринимательской структуры.

Сущность стратегического подхода состоит в разработке и выборе стратегии развития торговой предпринимательской структуры, которая, по сути, будет состоять из множества взаимосвязанных стратегий, регламентирующих и направляющих торговое предприятие к достижению поставленных целей за счет эффективного формирования и использования экономического потенциала.

Поэтому к основным приоритетам научного обоснования формирования экономического потенциала торговых предпринимательских структур с точки зрения автора относятся:

- использование авторского интегрированного научного подхода к формированию экономического потенциала предпринимательской структуры, который сочетает на базе стратегического подхода элементы процессного, системного, адаптивного, ситуационного, маркетингового подходов;

- использование контекстной базовой модели формирования экономического потенциала предпринимательской структуры с позиций системного и процессного подходов, предложенной выше;

- использование разработанной автором концепции стратегического формирования экономического потенциала предпринимательских структур, которая основана на синтезе четырех концепций - концепции стратегического управления, маркетинга, ресурсной концепции и концепции управления персоналом.

Поскольку классический стратегический подход основывается на анализе внешней и внутренней среды предприятия, то и обоснование стратегий формирования экономического потенциала торговой предпринимательской структуры целесообразно начинать с диагностики внешнего и внутреннего экономического потенциала.

Таким образом, несмотря на положительные тенденции развития торгового предпринимательства ДНР, определен ряд существенных проблем и недостатков функционирования торговых предпринимательских структур, среди которых выделены

политические. правовые экономические, социальные, рыночные, финансовые проблемы, а также намечены пути их решения за счет разработки эффективных механизмов

формирования и использования экономического потенциала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, С.Б. Стратегическое формирование кадрового потенциала торгового предприятия: монография / С.Б. Алексеев, А.Ю. Дещенко. - Донецк: ФЛП Кириенко, 2020. -208 с.

2. Алексеева, Н.И. Тенденции развития торговых предприятий Донбасса в кризисных условиях / Н.И. Алексеева // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сборник научных трудов. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - 452 с. С. 9-13.

3. Арестова, Н.В. Подходы к оценке экономического потенциала / Н.В. Арестова // Экономика и бизнес. - 2011. - №1(5). С. 14-16.

4. Бакунов, А.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью торгового предприятия: монография / А.А. Бакунов, Е.Н. Смирнов. - Донецк: ДонНУЭТ, 2012. - 208 с.

5. Ващенко, Н.В. Развитие торгового предприятия на основе формирования и реализации инновационного потенциала персонала: теория и методология: монография / Н.В. Ващенко. - Харьков: Изд-во «НТМТ», 2015. - 515 с.

6. Волкова, Е.В. Методологические подходы к определению понятия «экономический потенциал предприятий АПК / Е.В. Волкова // Сборник научных трудов «проблемы экономики». - 2016. - № 1(22). С. 12-21.

7. Министерство экономического развития Донецкой Народной республики: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: mer.govdnr.ru.

8. Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: mptdnr.ru

9. Парушина, Н.В. Экономический анализ/ Н. В. Парушина [и др.]; Учебное пособие под ред. Н. В. Парушиной. - М.: КноРус, 2013. - 299 с.

10. Половян, А.В. Состояние и перспективы развития предпринимательства в сфере торговли Донецкой Народной Республики / А.В. Половян, К.И. Синицина // Вестник ДонНУ, Серия В «Экономика и право. - 2018. - №2. С. 162-168.

11. Развитие теории, методологии и управления организацией в условиях интенсивных трансформаций внешней среды: [кол. моногр.] / [кол. авт.]; под общ. ред. А.В. Гугелева. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - 184 с.

12. Романюк, В.В. Основные достижения экономики республики и дальнейшие пути ее развития / В.В. Романюк // Матер. Междунар. науч. конф. «Донецкие чтения - 2016. Образование, наука и вызовы современности», г. Донецк, 16-18 мая 2016 г.

13. Сергеева, А.В. Отраслевые особенности и современные тенденции развития торговых предприятий ДНР / А.В. Сергеева, А.В. Кожухова // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2019. - №8. С. 276-280.

14. Тумаков, Е.А. Влияние факторов макроокружения на конкуренцию в торговле Донецкой Народной Республики / Е.А. Тумаков // Вестник ДонНУ, Серия В «Экономика и право». - 2018. - №3. С. 271-276.

15. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

Дата поступления: 18.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.